1 Происхождение восточных славян



Скачать 444.19 Kb.
страница1/4
Дата12.05.2016
Размер444.19 Kb.
  1   2   3   4

1 Происхождение восточных славян

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э.Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский,украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.Древляне,названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.Наиболее развитыми и

культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников.Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов,медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем,не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо.Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.По нынешним народным можем судить о древней пляске славян, которою они торжествовали священные обряды

язычества и всякие приятные случаи:Народные игры и потехи:борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы.В дополнение этому можно заметить, что славяне, еще не зная грамоты, имели некоторые сведения в арифметике, в хронологии.Славяне не имели никакой азбуки до 863 года.


8,2 золотой век

Вторую половину 19 века по праву называют "золотым веком" в развитиирусской культуры. Московская культурная жизнь этого периода целиком оправдываетэту характеристику. В Москве работало немало выдающихся учёных - Вернадский, Жу-ковский, Ключевский, Сеченов, Соловьёв и многие другие. Их имена увековечены вназваниях московских улиц. В 1872 году в Москве была открыта первая все-российская политехническая выставка, в дальнейшем на основе её экспонатов былсоздан политехнический музей. Появилось и объединение творческих работников Москвы, оказывавшее заметноевлияние на её культурную жизнь - артистический кружок, созданный по инициативеОстровского, Одоевского и т.д. В кружке проводились лекции и музыкальные вечера,обсуждались новые пьесы и ставились спектакли.



8,3 серебряный век

Глубокие сдвиги в общественном сознании были связаны с переоценкой всего сложившегося в XIX веке комплекса представлений о мире.

Характеризуя эту ситуацию, нужно, прежде всего, отметить волну иррационализма, охватившего и философию, и искусство этого времени:

возрождение иррационализма обусловлено распространением "философии жизни",которая тесно связана с символизмом.Русское общество нуждалось в моральном обновлении, в развитии нравственного сознания народа, особенно в атмосфере надвигающейся революции. Важнейшим шагом в развитии общественного сознания в России в конце XIX - XX вв. было то, что оно приобрело новый космический масштаб. Это было связано с процессом религиозно-философского Возрождения и перехода русских философов к созданию целостных философских систем. Одним из результатов этого было появление антропокосмизма, системы,в которой мир природы и мир человека гармонично смыкаются в одно целое.Создание философии антропокосмизма было самым крупным достижением русской мысли XX века, во многом определившим направление мирового научного поиска и тенденции развития миро-вой цивилизации. Ее можно рассматривать

завещанием русской культуры современной мировой цивилизации.Эсхатология в художественном сознании творческой интеллигенции рубежа веков выразилась даже в тематике их произведений: "Грядущий храм", "Конь бред","Апокалипсис в русской поэзии" и др.Если футуристы, акмеисты, обэриуэты переживали какие-то отдельные этапы апокалипсического пути культуры "Серебряного века", то Мережковский,

Розанов, Волошин, Белый прошли весь трагический путь от начала до конца.Именно они стали родоначальниками осмысления апокалипсической традиции.В годы революции 1905-1907 гг. революционная интеллигенция одобрила индивидуальный террор и действия крестьянства,уничтоживших 2000 помещичьих усадеб, в которых находились произведения искусства, библиотеки и так далее. Ответом либералов стал сборник "Вехи"(1909 г.), в котором было переосмыслено место интеллигенции в России,отношение интеллигенции к народу. "Веховцы" предложили интеллигенции новый идеал личности развития, советовали освободиться от "народолюбия" и уравнительских идеалов. Н.А. Бердяев говорил о необходимости "обуржуазить"Россию, понимая это как призыв к социальному творчеству и переход к высшим

формам хозяйства.

Из конспекта
Проблема численности

Проблема «критерий человечности»

Особенности

- кумулятивный (накопительный) характер

- способы передачи информации

- характер оформление информации

- результат культурной эволюции

Археологическая периодизация базируется по материалу и технике выполнения орудий труда

Тамсен:

І каменный век



1) палеолит 5 млн л – 10тыс л до н. э. (каменный век)

- нижний;

- средний

- верхний (40-10тыс лет до н.э.)

2) мезолит (9-7тыс лет до н.э. – средний каменный век) – происходит неолитическая эволюция – переход от присваивающего хозяйства к производящему; создание колеса стрел

3) Неолит (6-4 тыс л. До н.э.)

ІІ Бронза 3-2тыс. до н.э.

ІІІ Железо 1 тыс. до н.э.

Г. Чайлд, три эволюции

- орудийная

- аграрная

- городская

Деление по мере усложнения социальной структуры

- первобытного стада

- первобытная община

- этап военной демократии


2) пробл. Занимался Л. Леви-Брюль (прологическая ментальность)

Особенности

- прикладной характер

- принципы сопричастности

Это вера в лингвистическую связь между людьми, растениями, животными

- мифологичность сознания

Миф представляет собой исторически первую форму освоения деятельномти человека

Типы мифов

- этнологические (объяснимые)

- календарные

- лунарные и солярные

- эсхатологические (предвещающие края мира)

Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия


2 Крещение руси и его культур- историч значение

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие - принятие христианства.В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, показал себя усердным язычником. Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму. Приняв христианнскую православную веру,князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день,вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте.Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.по городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.





Каталог: download
download -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
download -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
download -> Потребность
download -> Примерная программа дисциплины психология журналистики
download -> Пояснительная записка требования к студентам
download -> Биография А. Маслоу. Основные положения теории гуманистической психологии А. Маслоу
download -> Иерархическая модель классификации мотивов: абрахам маслоу
download -> Теория абстрактного мышления и перспективы познания
download -> Лекции Происхождение сознания. Психика животных и человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница