А. О. Іванченко // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г. С. Костюка напн україни. Житомир : "Вид-во жду ім. Ш. Франка", 2012. Том VII. Екологічна психологія. Ви



Скачать 140.73 Kb.
Дата16.05.2016
Размер140.73 Kb.
Іванченко А.О. Культурологічний аспект розкриття креативності у сучасному способі життя (рос.) / А.О. Іванченко // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир : “Вид-во ЖДУ ім. Ш. Франка”, 2012. – Том VII. Екологічна психологія. – Вип. 29. – С. 195–204.
УДК 159.923.5

А.А. Иванченко

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАСКРЫТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Стаття присвячена проблемі креативності, яка розглядається як динамічна життє-створююча спрямованість особистості. Обґрунтовується положення про те, що розгортання креативності в одній області життєдіяльності приводить до її прояву в інших сферах життєвої активності та до загальної позитивації способу життя. Показано, що культурологічний аспект характеризується евристичністю, викликаючи інтерес-подив. У лінгвоосвіті він грає каталізуючу роль при розкритті креативності, дозволяючи задовольнити першорядну потребу студентів висловлюватися вивчаємою мовою та формуючи довгострокову зацікавленість, здатну проектуватися на життєвій перспективі.

Ключові слова: культурологічний, розкриття креативності, спосіб життя, створююча динамічна життєва спрямованість, потреба.

Cтатья посвящена проблеме креативности, которая рассматривается как динамическая жизне-созидающая направленность личности. Обосновывается положение о том, что развёртывание креативности в одной области жизнедеятельности приводит к ее проявлению в других сферах жизненной активности и к общей позитивации образа жизни. Показано, что культурологический аспект характеризуется эвристичностью, вызывая интерес-удивление. В лингвообразовании он играет катализирующую роль в раскрытии креативности, позволяя удовлетворить первостепенную потребность студентов изъясняться на изучаемом языке и формируя долговременную заинтересованность, способную проецироваться на жизненной перспективе.



Ключевые слова: культурологический, раскрытие креативности, образ жизни, созидающая динамическая жизненная направленность, потребность.

Постановка проблемы. Масштабные социально-экономические изменения, произошедшие во всем мире за последные полстолетия, так или иначе отражаются во всех сферах жизнедеятельности личности. Поэтому перед учеными стоит глобальная задача поиска способов эффективной адаптации человека к стремительно текущим, усложнившимся условиям жизни. Реформирование структуры различных зон жизнедеятельности человека и форм ее реализации осуществляется автоматически, просто под давлением требований времени и современного исторического момента: модернизуется инфрастуртура, улучшается производственно-бытовая ситуация, повышается уровень научно-технологической сложности профессиональных сфер. Соответственно, меняется жизненная картина человека, в которой гармоничность его сосуществования с внешним окружением (природно-экологическим и социальным) часто протекает с значительными затруднениями. В такой ситуации особое значение приобретают исследования способов раскрытия внутреннего потенциала личности, актуальность которых в наши дни не снижается. Ведь не секрет, что человек, оказавшись в трудной ситуации, либо смиряется со сложившимися обстоятельствами, либо видит выход в изменении, в первую очередь, внешних условий, тем самым как бы говоря себе, что «виноват кто и что угодно, только не я», и не подозревая, что в его собственном природой данном ему арсенале имеются неэнергоёмкие пути вовлечения естественных резервов. К таким природным богатствам человека относятся не только одаренность и творчество (явления психики, дарованные не всем людям), но и феномен креативности, под которой мы понимаем созидающую динамическую направленность, причём свойственную каждому индивиду. Изменившиеся ценностные приоритеты в нашем обществе и вообще в мире снижают рейтинг истинных духовных ориентиров, при этом Гармония и Любовь как вселенские идеалы могут эффективно способствовать преодолению духовного кризиса общества. Именно эти истины Универсума, в нашем понимании, и составляют основу духовности, которая служит фундаментом для раскрытия креативности. Поэтому наше исследование, связанное с поиском эффективных путей проявления личностной креативности, является своевременным и актуальным, поскольку находится в русле работ, связанных с выявлением психологических условий для гармоничного развития личности.

Объектом данного исследования выступает феномен креативности как созидающей динамической направленности личности, которая обеспечивает формирование нового, позитивогенного образа жизни. Предмет исследования составляют культурологические особенности усваиваемой информации как фактор усиления внутренней заинтересованности; при этом последняя является действенным эмоциональным катализатором развёртывания креативности. Цель работы состоит: обосновать положение о креативности как созидающей динамической направленности личности; показать, что культурологичность в лингвообразовании выступает стимулирующим фактором самоактуализации; экспериментально подтвердить, что креативность, проявленная в одной области жизнедеятельности, способна привести к позитивной трансформации образа жизни человека. Использовались теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ, дедукция, обобщение, наблюдение, анкетирование, формирующий эксперимент, корреляционный анализ. В качестве гипотезы (или концепции) исследования выступает следующее. Креативность, будучи психическим феноменом, характеризуется нарастающей динамикой своего раскрытия и проявляется как постепенно нарастающий процесс. Креативность позволяет осуществить затаённые желания, намерения и устремления, обеспечивая возможность реально ощутить энергетизирующую силу по мере их реализации. Среди ряда факторов, стимулирующих проявление креативности, культурологический аспект усваиваемой информации играет в лингвообразовании первостепенную роль, поскольку непосредственно связан с индивидуальными потребностно-мотивационными интенциями обучаемого, что содействует быстрому применению на практике достигнутых результатов. Начало студенчества (первокурсничество) – наиболее благоприятный период для раскрытия креативности, способной проецироваться на дальнейший жизненный курс личности. Раскрытая креативность характеризуется стойким благонесущим стабилизирующим эффектом, который находит отражение в здоровье-сохраняющем образе жизни, обеспечивая, тем самым, новое качество в жизневосприятии и самое ценное – оптимальное психо-сомофизиологическое функционирование организма.

Изложение основного материала исследования. Следует сразу оговориться, что рассматривая феномен креативности, мы анализируем данное психическое явление как созидающую динамическую жизненную направленность в контексте проекции креативности на общую линию жизнедеятельности личности, что в совокупности подводит человека к улучшению качества жизни (в соответствии с показателями основных психо-физиологических параметров) и формированию определенного позитивно энергетизируюего образа жизни. С нашей точки зрения, понятия креативности и творчества – неравнозначны. Обоснованию положения о контекстуально-операционном разграничении понятий креативность (являющегося транслитеративным русскоязычным неологизмом от английского creativity) и творчество были посвящены наши предыдущие исследования; при этом было выдвинуто предложение о целесообразности их лингво-переводческого размежевания и формирования англо-русских лингво-пар, а именно, «creative life-orientation – креативность» (в дальнейшем – креативность-l-o) и «creativity – творчество» в связи с тем, что русский термин креативность понимается в русскоязычном научно-бытовом обиходе исключительно как «творчество» и не имеет альтернативного английского перевода; в то же время, исходя из нашей концепции, вводимое словосочетание «creative life-orientation» отчетливо отражает заложенное в нем психическое явление, тем самым полностью исключая тавтологическое взаимозамещение терминов и понятий [1; 2].

Диапазон проявления креативности личности безграничен как в бытовой, так и в социальной сфере ее жизнедеятельности, поскольку предоставляет возможность выйти за рамки привычной стереотипности и ригидности в силу природной тяги к эвристичности и самоактуализации. Несмотря на то, что бытие всегда пронизано противоречиями, видение раскрытия креативности в контексте синергетических теорий весьма перспективно, гуманистично и продуктивно. Раскрыть креативность именно как жизненную направленность означает предоставить личности актуализовать свои потребности и ощутить удовлетворенность жизнью. При этом отражается субъективное осознание счастья и смысла жизни, что особо значимо в период студенчества – этап самопонимания, самостановления, оценивания резерва собственных сил и избавления от возможных ранее сформированных предубеждений в невозможности самореализации. Подтверждением тому служат результаты последних исследований, в которых установлено, что явно выраженная тяга к самореализации присутствует у половины выпускников школ и вузов (у студентов, кстати, выше, чем у школьников), но лишь немногие из них считают, что для этого имеется достаточно возможностей (студенты вдвое более пессимистичны по сравнению со школьниками) [3]. С нашей точки зрения, этот факт объясняется тем, что студенческий возраст характеризуется более явной социальной зрелостью, большей степенью самоосознания и более отчетливой жизненной самоопределенностью, чем предвыпускной школьный возраст.

Все эти доводы вполне согласуются с нашими положениями о том, что раскрытая креативность обеспечивает реализацию наиболее значимой на данном жизненном этапе потребности, что сопровождается эмоционально позитивным ощущением полноты бытия, удовлетворенности, гармонии и счастья. При этом непременной стартовой и базовой основой для раскрытия креативности выступает уровень духовности личности. Функциональные составляющие креативности-l-o и их взаимосвязь в процессе ее проявления отображает предлагаемая нами модель (рис. 1). Аффективно-положительный фон удовлетворенной потребности обеспечивает и упрочивает стойкую мотивационную установку, обусловливая в целом здоровое психическое состояние личности. В данном контексте удовлетворенность можно трактовать как эмоциональную предпосылку для улучшенного качества жизни. Качество жизни справедливо определяется как интегральная совокупность субъетивно-объективных показателей жизнедеятельности личности [5]. Эти показатели характеризуют психо-физиологическую комфортность, духовно-социальное благополучие и степень актуализации потребностей человека.
Р
ис. 1. Обобщающая теоретико-концептуальная модель креативности-l-o как созидающей динамической внутренней направленности личности

Д
анная стрелка показывает направление стартового движения к раскрытию креативности-l-o, то есть от духовности к развёртыванию креативност-l-o и последующему улучшенному качеству жизни.

Э
та стрелка указывает направление ответного воздействия, то есть улучшение качества жизни стимулирует последующий виток в креативной самореализации, переходящий в перманентную циркулящию.



Эта стрелка обозначает циркуляцию психо-биоэнергезирующего потока, указывая на блоки психологического механизма креативности-l-o, через которые проходит потоковое воздействие.



Для подтверждения положений нашей концепции, отраженных в обобщающей теоретико-концептуальной модели, приводим суммарные результаты формирующего эксперимента, осуществлявшегося на базе пяти ВУЗов г. Харькова (ХНУ, ХГУ «НУА», ХНПУ, ХГТУСА, ХНЭУ). В экспериментальных группах по лингво-культурологическому обучению, начиная с 1994 года по настоящее время, проводился интенсивный курс преподавания итальянского языка и культуры Италии, преимущественно с трёхлетним периодом обучения (в ХГТУСА – один год, в ХНЭУ – два года, в ХГУ «НУА» и ХНПУ – по четыре года). Использовалась авторская инновационная программа и методика обучения, предоставляющая возможность раскрытия и стабилизации креативности в ходе обучения. Тестирование успешности обучения осуществлялось в конце каждого учебного года. Использовались специально разработанные нами анкеты и опросники. Количество испытуемых в возрасте 18-38 лет ежегодно колебалось в пределах 5-18 человек в зависимости от набора студенческих групп и суммарно составило 162 чел., при этом основную выборку представил студенческий контингент 18-23 лет (148 чел). По мере возможности, спустя 1-3 года после окончания курса обучения проводилось оценивание степени связи жизненной активности с итальянистикой (преподавание, деятельность переводчика или менеджера, жизнь или работа в Италии), общей субъективной удовлетворенности жизнью и проекции креативности на другие сферы деятельности. Однако объективная сложность в отслеживании жизненного пути бывших выпускников экспериментальных групп уменьшила количество респондентов до 68 чел. (выборка статистически значима).

Результаты исследования. Естественно, что культура и психика тесно взаимосвязаны, при этом именно культура народа формирует национальный колорит и разнообразие поведения человека, поскольку культура нации не отделима от ее психической ментальности [4]. Межличностное педагогическое синергезирующее ВЗАИМО-действие возникает тогда, когда дидактические и социальные ожидания обучаемого подтверждаются. Они включают и представление о преподавателе (студенту импонирует облик, поведенческая манера педагога, его профессионализм и знания), и создавшийся микроклимат в учебной группе (комфортность общения с преподавателем и сокурсниками), и получаемые от учебы приобретения (реализуется то, ради чего он поступал в ВУЗ). Поэтому ключевыми приёмами нашей авторской методики обучения выступали: 1) культурологические мини-экскурсы в историко-культурные особенности, тенденции, традиции Италии и ее народа (10-15-минутные лексико-грамматически адаптированные, эвристически наполненные мини-тексты аудировались преподавателем практически на каждом третьем-четвертом занятии; преподаватель олицетворял собою имидж Италии, наполняя свои мини-экскурсы не только эвристичной информацией, но и колоритной итальянской вербально-поведенческой репрезентацией: жестикуляцией, мимикой, употреблением доступных для понимания идиоматизмов, междометий, словооборотов); 2) обучение и общение с носителем языка (в течение 18 лет были приглашены 14 итальянских профессоров на срок от 1 месяца до 2 лет, преподававшие в экспериментальных группах почти ежегодно, поэтому ознакомление с итальянским социумом было не заочным, а “вживую”); 3) просмотр фильмов на итальянском языке уже в конце 1-го года обучения и их обсуждение на итальянском языке, которое заключалось не только в переcказе сюжета фильма, но и в обязательном выражении собственного мнения; 4) ежегодные стажировки студентов в итальянских университетах Милана, Венеции или Падуи (начиная с 2000 года, ежегодно стажировались 1-4 студента сроком на 1-8 месяцев); 5) выход в говорение на итальянском языке – уже на втором-третьем месяце обучения (в отличие от традиционной методики обучения иностранным языкам, при которой к говорению приступают не ранее, чем через год); 6) ввод всей грамматики – структурно-схематически, в коммуникативно требуемом объеме и интенсивно, как бы методом “шквала” (в традиционной же методике это растягивается на 2-3 года). По результатам анкетирования, от 86% до 93% респондентов свидетельствовали о том, что:

  • соприкасание с социумом Италии на итальянском языке (мини-экскурсы, носители языка, фильмы) максимально повышало заинтересованность в учебе;

  • обеспечивалась отчетливая удовлетворенность от реализованной (причем, незаметно), но первоочередной для них потребности – понимать-говорить по-итальянски и от того, насколько быстро усваивался грамматический материал;

  • практикуемые эмоциопоощрения преподавателя-экспериментатора и живое общение с носителями языка (итальянцами) в аудиторное и внеаудиторное время повышали мотивацию, придавали уверенность в себе и стимулировали к дальнейшему усовершенствованию своих знаний в области итальянистики;

  • оптимизм и радость от полученных успехов повышали внутренний ресурсный потенциал: усиливали оптимизм и энтузиазм, а в силу этого, согласно самоанализу и самоотчетам респондентов, жизненные неурядицы воспринимались ими менее проблематично и кризисно, отмечалось повышение общего настроения, снижение утомляемости и даже заболеваемости;

  • умение и желание говорить на итальянском было значительно ярче, активнее и продуктивнее (чем на языках, изучавшихся по традиционным методикам и более продолжительно), что повышало самодостаточность и самопринятие;

  • согласно неснижающемуся социальному спросу в Украине, как индикатор проекции на жизненную перспективу, высказывалось четкое намерение работать в области итальянистики (в качестве репетитора, поскольку в Интернете и в быту итальянский наиболее востребован наряду с английским; как язык перевода – немецкий/итальянский стоят на одной, второй после английского, позиции), что способствует сокращению миграционной готовности молодежи. [Исходя из вышеизложенного, не могу удержаться от риторики: к сожалению, в Украине итальянский язык так и не утвержден Министерством Образования и Науки (по аналогии с английским, немецким, французским и испанским), поэтому его статус остается лишь факультативным, несмотря на неизменный, даже повышающийся живой спрос на него и интерес.]

По данным отсроченного самооценивания 56 из 68 бывших выпускников подтверждают неисчезнувший интерес к итальянистике (потеряв его к другим изученным в ВУЗе иностранным языкам в силу их слабой востребованности, кроме английского, или отсутствия свободных рабочих мест): преподают на языковых курсах и в ВУЗах с применением опробированных на себе же методов преподавания, повышают свой профессиональный уровень в Италии, работают на фирмах и в предпринимательстве на территории Украины, занимаются репетиторством, состоят в браке с итальянцами, работают или учатся (магистратура) в Италии. Оптимистичная уверенность в собственных силах, самозначимость, самоудовлетворенность, стремление к познанию и саморазвитию, настойчивость и терпеливость, выработанные в сознании респондентов за 3-х летний курс обучения констатировались ими как присутствующие и в постдипломной деятельности, проецируясь на другие виды деятельности: конструирование минискульптур из дерева и камня, создание экибан, танцы, написание рассказов, участие в конкурсах, рисование, инноваторство в методике преподавания, создание дидактических материалов и др.. Это свидетельствует о позитивной окраске образа жизни человека в непростой политико-экономической ситуации. Ценным представляется тот факт, что значимость культурологического аспекта в обучении подтвердили 93% респондентов, за исключением выбывших из экспериментальной группы (в результате чрезмерной утомляемости из-за перенасыщенной “балластными” дисциплинами учебной программы, по болезни, переход на учебу в другой ВУЗ). При этом респонденты отсроченного самооценивания выделяют культурологичность информации мини-экскурсов, применяемых именно на начальном этапе обучения, как первоочередной катализирующий фактор-импульс в лингвообразовании. Между различными показателями проявления креативности-l-o и индикаторами улучшенного здоровье-сберегающего образа жизни, а также между этими показателями проявления креативности-l-o и их успешной реализацией в других сферах жизнедеятельности выявлена положительная взаимосвязь (коэффициенты корреляции 0, 74 и 0,67).

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что креативность как жизне-созидающая направленность характеризуется мощным зарядом позитивизма и оптимистичности, обладает динамичностью и перманентностью, обеспечивает психо-сомофизиологическую стабильность и способна распространяться на другие сферы жизнедеятельности личности. Эвристичность и интерес-удивление как действенные, впечатляющие обучающие приемы раскрытия креативности могут использоваться в преподавании любой учебной дисциплины, а в лингвообразовании культурологическая окраска мини-экскурсов и общение “вживую” с носителями языка способствует еще большей их эффективности. В этом случае удовлетворяется первейшая потребность студента – изъяснение на изучаемом языке, усиливая побуждающий мотив к продвижению дальше, вслед за чем неизбежно формируется последующая потребность. Алгоритм такой деятельности может рассматриваться как взаимосвязанная межфункциональная система, в которой отражается личностная экзистенциальная позиция студента, учитывается его внутреннее ощущение успешности в обучении, стимулируется его познавательная устремленность и всецело поодерживаются всевозможные инновационные начинания. Студенты, в особенности первокурсники, имеют отчетливые стремления к самоактуализации и потенциально предрасположены к раскрытию креативности-l-o, а ощутив себя креативными в одном виде деятельности (в данном случае, в итальянистике), пытаются связать свою дальнейшую жизненную перспективу не только с итальянистикой, но и реализовать себя с равным успехом в других сферах деятельности.

Список использованных источников:



  1. Іванченко А.О. Креативність, творчість та обдарованість в ієрархії та порівнянні // Науковий вісник Миколаївського державного університету ім. В.О. Сухомлинського: Зб. наук. праць. / За ред. С.Д. Максименка, Н.О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 6. – Миколаїв: Изд-во МДУ, 2011. – С. 133-138.

  2. Иванченко А.А. Креативность как научная проблема в исследованиях зарубежных психологов // Вісник Харк. нац. унів-ту ім. В.Н. Каразіна. Серія Психологія. – № 985. – Вип. 48. – Харків, Изд-во ХНУ, 2011. – С. 159-163.

  3. Ішмухаметов Р.Р. Самореалізація випускників шкіл та ВНЗ в регіоні з ускладненими умовами життєвого середовища і їх міграційна готовність // Актуальні проблеми психології: Зб. наук. праць Інституту психології іменi Г.С. Костюка НАПН України. – Том VII. Екологічна психологія. – Вип. 26. Житомир: Вид-во ЖДУ ім. Ш. Франка, 2011. – С. 221-227.

  4. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.,М.: ЕВРОЗНАК, 2002. – 415 с.

  5. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 170 с.

This paper is devoted to the problem of creativity that is reviewed like a dynamic life-creating personality’s orientation. The thesis that the creativity’s unrolling in one sphere of the life activity leads to its manifestation in the other spheres as well as to a general positivation of the way of living is founded. It has been revealed that a culturological aspect is characterized by a heuristics causing the interest-wonder. In the linguistic education this aspect plays a catalysing role in the process of creativity disclosing, permitting to satisfy the primary students need to speak the language under study and to form the longtime interest that is capable to be projected upon the life prospects.

Key words: culturological, creativity disclosing, way of living, creative dynamic life orientation, needs.






Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Та медичному дискурсах
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Проблемы взаимодействия человека и информационной среды
123456789 -> Некоторые аспекты проблемы идентичности в условиях современного коммуникативного пространства
123456789 -> Севастопольский национальный
123456789 -> Программа и материалы методического семинара преподавателей хгу «нуа» 30 января 2009 г. Харьков Издательство нуа 2009
123456789 -> Міністерство освіти І науки України І88К 0453-8048 вісник
123456789 -> Кожина Г. М. Психіатрія дитячого та підліткового віку/ Г. М. Кожина, В. Д. Мішиєв, Е. А. Михайлова, Чуприков А. П., Коростій В.І., Самардакова Г. О., Гайчук Л. М., Гуменюк Л. М. Підручник
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Ноосфера і цивілізація


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница