Антиномичность городской культуры



страница1/4
Дата12.05.2016
Размер0.68 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
ГОРНОВА Галина Владимировна


АНТИНОМИЧНОСТЬ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность 09.00.13 – философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Омск — 2011
Работа выполнена на кафедре философии

Омского государственного педагогического университета




Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Федяев Дмитрий Михайлович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ветров Сергей Александрович
доктор философских наук, профессор

Денисова Любовь Владиленовна
доктор философских наук, профессор

Чешев Владислав Васильевич

Ведущая организация: Уральский федеральный университет

Защита состоится 25 октября 2011 г. в 10-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.177.03 при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд.212.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан _________________ 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Л. А. Максименко


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Стремительно увеличивается численность городского населения во всем мире, интенсифицируются урбанизационные процессы, города становятся ведущим типом поселения, и современный мир становится подлинно «городским миром», современный человек – человеком городским, а современная культура – культурой городской. Очевидность такого положения вещей трудно отрицать, тем не менее эта данность существования человека пока не нашла должного отражения в теоретической рефлексии, а без учета этой очевидности нельзя в полной мере осмыслить специфические черты и особенности бытия современного человека.

Проблема человека – одна из основных для философского познания. Осмысление человека в его целостности является заведомо неразрешимой задачей, но, исследуя существование человека в городе, можно под новым углом зрения взглянуть на проблему человека, так как город являет собой меру развития сущностных сил человека, поскольку именно в городе активность, социальность, субъектность, рациональность человека представлены наиболее полно, так как город является результатом и объектом творческой деятельности человека, а деятельность – максимально активным отношением человека к окружающей его реальности, которую он преобразовывает, при этом предельно проявляя свою субъектность и социальность.

Очередной вызов, поставленный историей перед человечеством, – это вызов городской цивилизации. Человек, создавший цивилизацию, отделил себя от природы, подчинил ее себе, но вместе с тем создал сложную социальную и культурную реальность города, в условиях которой он отныне вынужден существовать и которая неявным образом изменяет его собственную природу. Город – принципиально искусственная среда обитания, антропогенный ландшафт, в котором опредмечены культурные качества человека–творца. По отношению к городу человек, с одной стороны, выступил демиургом, с другой стороны, городская цивилизация стала оказывать воздействие на его дальнейшее развитие.

Городская цивилизация многое дает человеку для его развития, но и взамен многого от него требует. Давать верные ответы на вызовы цивилизации человек может, только используя богатейший потенциал городской культуры. Значение городской культуры для современного общества не оценено должным образом, между тем она реализует две важные функции – выживания и развития. Адаптационные механизмы культуры позволяют человеку приспосабливаться к сложной среде большого города и существовать в условиях максимально насыщенного разнообразия вещно-предметного мира и интенсифицированных социальных процессов. Город постоянно генерирует противоречия, часть которых разрешается, переводя систему на новый уровень развития, часть остается неразрешенными, пока существует город. Внутренняя сложность городской культуры позволяет человеку сохранить целостность и дает возможность не обретать «разорванное сознание», существуя в заведомо заданных противоречивых условиях городской цивилизации.


Степень разработанности проблемы. Надо отметить, что на данный момент антиномичность городской культуры не была отдельным предметом философской рефлексии и практически не отражена в специальных исследованиях, но ее можно эксплицировать из теоретического осмысления городской жизни и ряда ее противоречий.


В произведениях античной философии затрагиваются проблемы существования человека в городе, задается вопрос о благом или негативном влиянии города на человека. Платон, Аристотель считали, что возможность благой жизни имеется только в полисе, прослеживали связь между реальным устройством полиса и его соответствием душе человека, разрабатывали проекты идеального полиса, в котором улучшение городского устройства влекло за собой совершенствование гражданских добродетелей горожан. Антифонт, Гиппий, Теофраст, Диоген Синопский, Псевдо-Гераклит, Кратет, Телет критически относились к городской цивилизации, так как, по их мнению, город препятствовал достижению личностной автаркии и эвдемонизма. Цицерон, Квинтиллиан само понятие «человечность» напрямую соотносили с жизнью в городе, выводя humanitas из urbanitas, связывали изобретательность человеческого разума, воспитанность, «культурность», иронию, цивилизованность со сложными условиями жизни в большом городе и необходимостью к ним приспосабливаться.

В средние века религиозные идеалы воплощались в образе Града Небесного, Нового Иерусалима, а град земной рассматривался как анти-идеальное образование. В концепции исторического процесса Августина Блаженного метафоры Града Божьего и града земного занимают центральное место.

В Новое время утопические проекты Т. Кампанеллы, Т. Мора, Ф. Бэкона были тесно связаны с концепциями идеального города. В эпоху Просвещения стали концептуально оформляться урбанистические тенденции в творчестве Ш. Монтескье, И.Г. Гердера и антиурбанистические тенденции в произведениях Ж.-Ж. Руссо. Эти тенденции выражали как оптимистическое отношение к городу, так и тотальное отрицание ценностей городской цивилизации.

В период формирования индустриального общества интенсифицировалась урбанизация, изменилась структура социальных отношений, обострились противоречия городской жизни, что способствовало инициированию философской проблемы отчуждения в трудах К. Маркса, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля. К. Маркс и Ф. Энгельс, с одной стороны, противопоставляли жизнь в индустриальном городе «идиотизму деревенской жизни», с другой стороны, рассматривали город как место формирования и обострения классовых противоречий, индустриальный город служил репрезентацией капиталистического способа производства. М. Вебер и В. Зомбарт исследовали особенности нового «капиталистического человека», существующего в индустриальном городе, буржуа, имеющего дух предпринимательства и следующего максимам протестантской этики.

О. Шпенглер и А. Дж. Тойнби рассматривали город в контексте своих социокультурных теорий. О. Шпенглер переход от культуры к цивилизации связывал с урбанизацией, и представлял как процесс, при котором небольшие города подчиняют себе деревни, а затем мировые города подавляют все остальные города, превращая весь культурный ландшафт в провинцию. О. Шпенглер указывал на существование антиномических отношений между сельским и городским человеком. А. Дж. Тойнби, Ф. Бродель поднимали проблему противоречивых отношений между городом и государством: государство основывается на городе и, одновременно, ограничивает его развитие.

Философии экзистенциализма, глубоко укорененной в городской жизни, рефлексия над реалиями городского бытия позволила эксплицировать ряд основных экзистенциалов: тревога, повседневность, Man, заточенность в ситуацию, неподлинное бытие, одиночество, смерть. Поскольку данные экзистенциалы тесно связаны с проблемой отчуждения, то эта рефлексия вошла составной частью в антиурбанистическую идеологию. Теоретики неомарксизма А. Лефевр, Д. Харви, а также И. Щеглов, Г.Э. Дебор выдвинули ряд теоретических положений, которые легли впоследствии в концепцию нового урбанизма, чьей основной идеей является борьба с человеческим отчуждением, преодолеть которое можно путем последовательного присвоения человеком пространства города.

В постмодернистском дискурсе Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, З. Баумана большое внимание уделяется символическому описанию консюмеристских практик и тому, как изменяется горожанин и сам город под воздействием этих практик, анализируется влияние глобализации на жизнь в городе.

В русской философии древнерусская городская культура рассматривалась через призму идей христианства, теоретически подкреплялась идеологема Москвы как третьего Рима. В полемике западников и славянофилов отношение к городу, западной цивилизации, крестьянской общине, православной культуре было одним из ключевых вопросов. Эта полемика содержится в произведениях И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена. Позднее, ее основные положения нашли свое отражение в идеях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в которых сопоставлялись идеальные основания деревенской и городской жизни, а предельный антиурбанизм нашел свое выражение в философии общего дела Н.Ф. Федорова. С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, Г.П. Федотов, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.А. Бердяев, анализируя социально-политические предпосылки, приведшие к революции 1917 года, затрагивали специфические проблемы городской культуры в России. В советской философии основная проблематика городских исследований была связана с противоречием между городом и деревней, с вопросом о возможности разрешения этого противоречия. В настоящее время проблемы города и живущего в нем человека, городской культуры являются объектом диссертационных и монографических исследований Э.А. Орловой, М.С. Уварова, Ю.Ц. Тыхеевой, О.Ф. Филимоновой, Е.Ю. Агеевой, В.А. Есакова, О.В. Яковенко, С.В. Барышникова, Л.Е. Трушиной, Ю.В. Зацепилина, В.А. Орловой, С.С. Ляховой, О.Б. Симоновой, М.Л. Паламарчука и других авторов.

Урбанизм и антиурбанизм тем или иным образом проявлялись в теоретической рефлексии с момента появления городов. Во всех исследованиях фиксируются противоречия, которые не разрешаются, отсюда возникает интерес к антиномиям. Проблема антиномичности – это классическая проблема философии, истоки которой прослеживаются в античной философии, а вершиной является ее разработка немецкой классической философией, в русской религиозной философии антиномический дискурс обрел особенную онтологическую, антропологическую и этическую «заостренность». Мы переносим эту проблематику в сферу городской культуры.

Анализ философских трудов показал, что до сих пор не уделялось специальное внимание исследованиям противоречий городской культуры, ее антиномического характера, что существует фундаментальная неопределенность в понимании антиномичности городской культуры и ее влияния на развитие человека, общества и самого города. Эта неопределенность создает проблемную ситуацию, для разрешения которой и проводилось данное диссертационное исследование.



Проблема исследования обусловлена тем, что современный мир, по сути, представляет собой мир городского человека, а культура в целом – по преимуществу культура городская. Проблематика городской культуры практически безгранична. Проблема нашего исследования может быть сформулирована в виде вопроса: что именно в городской культуре наиболее существенно определяет специфическое качество – горожанина.

Целью исследования является концептуализация антиномичности как неотъемлемого свойства городской культуры, выявление сущностных противоречий городской культуры и осмысление их влияния на развитие горожанина.

Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения ряда логически связанных между собой задач исследования:

1. Показать, что антиномичность неотъемлемое свойство культуры, определяющее ее внутреннюю сложность, насыщенность ценностно-смысловой сферы.

2. Выделить систему концептуально оформленных представлений, выражающих позиции урбанизма и антиурбанизма, определить основные аргументы идеологической полемики урбанизма и антиурбанизма.

3. Представить основные оппозиционные пары противопоставления города и деревни; позволяющие выявить сущностные характеристики города.

4. Выявить эвристический потенциал категории парадигмы применительно к проблемам городской культуры.

5. Рассмотреть природные основания жизнедеятельности горожанина и специфические особенности его душевной жизни.

6. Эксплицировать из теоретических трудов представления о свойствах и качествах человека городского, систематизировать описания горожан, предложить типологию современных горожан.



Основная идея, выносимая на защиту, заключается в том, что антиномичность городской культуры является основным фактором, влияющим на развитие современного человека.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена его объектом и предметом, целью и задачами изучения городской культуры. Сформулированная в диссертации проблема потребовала обращения к целому ряду методологических подходов, позволяющих раскрыть ее междисциплинарный характер и наметить перспективы дальнейшего философско-антропологического и культур-философского анализа влияния города на жизнь человека и развитие общества.

Диссертационное исследование проводилось в соответствии с общенаучными и философскими методами, среди которых необходимо выделить диалектический метод как способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие, поэтому именно этот метод наиболее полно позволяет исследовать противоречия и антиномии городской культуры в качестве источника ее развития. Метод феноменологического анализа сделал возможной интерпретацию широкого круга социокультурных феноменов, связанных с бытием человека в городе и с рефлексией этого бытия. Продуктивно исследовать сущностные свойства человека городского помогли методологические установки этологии относительно общих для животных и людей механизмов социального поведения, психоаналитические установки, позволяющие исследовать бессознательные мотивы социального взаимодействия, и методологический потенциал философии постмодернизма, использованный для типологического описания современных горожан. Также были использованы: марксистская идея отчуждения сущностных сил человека социумом в процессе общественного производства индустриального общества и идея П.А. Флоренского о связи антиномии и свободы.

Междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические и практические положения психологии, культурологии, социологии, филологии, искусствоведения, архитектурно-градостроительные концепции, обусловил выбор основных теоретических источников.

1. Исследования по теории культуры, в которых культура понимается как деятельность по воспроизведению и обновлению социального бытия, как система идеалов, норм и ценностей М.М. Бахтина, К. Гирца, Г. Зиммеля, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Х. Ортеги-и-Гассета, Д.В. Пивоварова, Ф. Тенниса, А. Дж. Тойнби, П.А. Флоренского, О. Шпенглера.

2. Произведения классической и современной философии, в которых подробно или фрагментарно освещается городская проблематика, рассматриваются аспекты городской жизни, особенности городской культуры и ее влияния на жизнь человека. Такая рефлексия содержится в трудах Платона, Аристотеля, киников, стоиков, Августина Блаженного, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Зомбарта, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, Ф. Броделя, Х. Ортеги-и-Гассета, А. Лефевра, М. Кастельса, Д. Харви, И. Щеглова, Г. Э. Дебора, Э. Сойи, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды, З. Баумана. Экспликация городской проблематики осуществлялась из творчества русских философов: И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.А. Бердяева, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, Б.П. Вышеславцева.

3. Идеи И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, касающиеся онтологических, гносеологических и антропологических аспектов антиномий. Развитие этих идей представителями русской религиозной философии П.А. Флоренским, Л. Шестовым, С.Л. Франком, С.Н. Булгаковым. Исследование антиномий культуры М.С. Уваровым, Ю.С. Пчелкиной, Д.И. Раскиным, М.Ю. Орловой, Т.А. Васильевой.

4. Труды социологов Чикагской школы Э. Берджесса, Р. Макензи, Р. Парка, концепция урбанизма Л. Вирта, а также социологические работы, в которых исследуются антропологические аспекты процесса урбанизации А.Г. Левинсона, Л.Б. Когана, А.С. Ахиезера, О.Н. Яницкого, О.Л. Лейбовича, В.Д. Патрушева, Т.М. Дридзе, Е.Н. Заборовой, Р. и Х. Линд. Концепции социальной природы и роли крестьянства в социология села и рефлексивном крестьяноведении В.И. Староверова, Т. Шанина, Дж. Скотта, П.Н. Зырянова, С.В. Лурье, А.И. Фурсова, О.А. Суховой, А.В. Шипилова, В.Г. Виноградского.

5. Психоаналитические концепции З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, В. Райха, А. Лоуэна, в которых невротичность современного человека объясняется как результат репрессивного влияния культуры и цивилизации. Исследования по психологии жизненной среды М. Черноушека, Дж. Голда, Х. Э. Штейнбах, В.И. Еленского, а также анализ специфики городской ментальности С.В. Бондарь, Ю.А. Пидодни, Т.В. Семеновой.

6. Произведения урбанистики, отражающие архитектурно-градостроительные концепции представителей средового подхода: К. Линч, В.Л. Глазычев, Г.З. Каганов, А.В. Иконников, Дж. Джекобс, Р. Грац. Исторические аспекты урбанистики: Л. Мамфорд, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс. Культурологические аспекты урбанистики: В. Ли, П. Вайль, В.А. Абашев, А.И. Куприянов.

7. Произведения русской и зарубежной литературы, в которых содержится экзистенциальное переживание отношения человека к городу Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, О.Э. Мандельштама, И.А. Бродского, Дж. Джойса, Ш. Андерсона, Х.Л. Борхеса, М. Кундеры, О. Памука и других, а также филологический анализ «городских» экзистенциальных переживаний М.М. Бахтина, Ю.И. Лотмана, В.Н. Топорова, Т.А. Кругловой, Ю.И. Левина, М.С. Уварова, А.С. Шаравина, У. Эко, Ю.А. Марининой.

8. Социобиологические идеи К. Лоренца, Д. Морриса, В.Р. Дольника, И.М. Кондакова, позволяющие проанализировать человека городского как «животное городское», естественной средой обитания которого является антропогенный ландшафт города.

Научная новизна исследования

1. Показано, что антиномичность является одной из сущностных характеристик культуры. Установлено, что антиномичность является показателем жизненности и динамичности города как явления культуры.

2. Дано определение города в аспекте философии культуры как формы культуры, сознающей себя, культуры в себе и для себя.

3. Определены идеологические установки урбанизма и антиурбанизма, зафиксирована их генетическая связь с антиномичностью городской культуры. Выявлены основные аргументы полемики урбанизма и антиурбанизма.

4. Установлены основные элементы антиномических отношений между городом и деревней. Показано, что предельная оппозиция «Мирского града» и «Глобальной деревни» ставит человека перед необходимостью развивать либо внутреннюю урбанизированность личности, либо внутреннюю рурализованность.

5. Разработана концепция парадигмы города как социально-онтологического основания урбанистических процессов. Определены две основные формы парадигмы города – витальная парадигма города и экзистенциальная парадигма города. Показана взаимная детерминация парадигмы города и существования человека. Определены основные антиномии витальной и экзистенциальной парадигмы города.

6. Выявлены специфические черты человека городского, проявляющиеся в природных основаниях его жизнедеятельности и в душевной жизни.

7. Теоретически описаны существующие основные типы горожан и формирующиеся синтетические типы «мирового горожанина» и «глобального крестьянина».



Положения, выносимые на защиту

1. Антиномичность – неотъемлемое свойство культуры, число антиномий культуры неопределенно, антиномичность составляет одно из оснований свободы. Город – актуально и потенциально антиномичен, свобода выступает основной ценностью городской культуры. В аспекте философии культуры город – это форма культуры, сознающей себя и наиболее совершенная форма бытия культуры. Соответственно, сущностной характеристикой городской культуры становится ее самоосознавание, и поэтому городская культура – это осознающая себя культура.

2. Антиномичность городской культуры порождает идеологические установки урбанизма и антиурбанизма. Урбанизм и антиурбанизм представляют собой совокупность эмоционально окрашенных ценностных суждений, социально обусловленные и идеологически насыщенные компоненты мировоззрения, эстетическую, смысловую и социальную установку, вызывающую устойчивые переживания и готовность действовать определенным образом, в зависимости от выбора тезиса или антитезиса основной урбанистической антиномии: город – благо или город – зло для человека. Структурными элементами урбанизма (антиурбанизма) являются идеи, теории, ценности, объективированные формы духовности, отражающие сущностные характеристики городской социальности и городской культуры.

3. В полемике урбанизма и антиурбанизма используется рациональная, иррациональная и эмпирическая аргументация. В рациональной аргументации используются антиурбанистические «аргумент природы», «аргумент человека» и «аргумент общества», которым противостоят урбанистические социально-онтологический и культурно-антропологический аргументы. Иррациональная аргументация апеллирует к чувствам и переживаниям человека. Антиурбанизм делает акцент на фрустрации базовой потребности в безопасности. Урбанизм обращается к реальной (и потенциальной) эстетической привлекательности города («город-сад»). Эмпирическая аргументация находит свое отражение в архитектурных проектах. Архетипические основания урбанистического концепта «город-сад» восходят к двум основным предикатам христианского рая, совмещая в себе рай Ветхого и Нового Заветов. В современной культуре религиозный смысл концепта «город-сад» не осознается, но этот образ города является для горожан наиболее привлекательным.

4. Антиномичность города и деревни представлена следующими оппозиционными парами: природа – культура, коллективизм – индивидуализм, адаптация – преобразование, традиция – новация, стабильность – мобильность, иррациональность – рациональность, укорененность – безосновность, зависимость – свобода, пассивность – активность, социальный контроль – автономия, персонифицированность – анонимность, естественность – искусственность, тождество хозяйства и семьи – разделение труда и семьи, спокойный ритм жизни – повышенный уровень стресса. Антиномия города и деревни в пределе предстает как оппозиция «Мирской град» – «Глобальная деревня».

5. Парадигма города – это социально-онтологическое основание урбанистических процессов, условие воспроизводства родовой сущности города. Парадигма отражает целостность города, находящуюся в совокупности отдельных вещей, процессов, связей, отношений и взаимодействий. Парадигма города задает основной способ существования города и основной способ существования человека в городе. Двумя основными формами являются витальная и экзистенциальная парадигмы города.

6. Витальная парадигма города – это совокупность сосуществующих в городе материальных объектов, многообразие связей и отношений между ними, количественные и качественные пространственные характеристики города, форма согласования условий жизнедеятельности, необходимых для обеспечения повседневного взаимодействия людей, проявления различных форм активности, деятельности, воспроизводства социальных процессов. Основной антиномией витальной парадигмы города выступает антиномия публичного и приватного пространства. Сокращение публичного пространства города приводит к социально-негативным последствиям: к разрушению чувства общности горожан, к утрате городской идентичности, к утрате патриотических и гражданских чувств.

7. Экзистенциальная парадигма – это объективация идеальной стороны городского бытия, проявляющаяся в форме переживаний личности. Экзистенциальная парадигма служит основанием духовного освоения города. Экзистенциальная парадигма города включает в себя коллективную и индивидуальную память горожан и их коллективные представления о будущем города. Насыщенность экзистенциальной парадигмы города зависит от согласования трех темпоральных модальностей города и от степени его включенности в мировые культурные процессы. Антиномиями экзистенциальной парадигмы города выступают: антиномия исторического и нового города, антиномия столицы и провинции, основанием которой является антиномия города и государства, антиномия глобальных и локальных урбанистических процессов.

8. «Городской мир» порождает «homo urbanus», человека городского. В социобиологическом аспекте – homo urbanus – это «животное городское», естественной средой обитания которого является антропогенный ландшафт города. Особенности городской среды обусловили высокую степень внутривидовой агрессии, развитый интеллект как приспособительный признак и результат естественного отбора. Спецификой полового отбора, действующего на всю городскую популяцию, явилось ограничение рождаемости. Возрастание внутривидовой агрессии и конкуренции является мощным стимулом для выработки культурных механизмов, нейтрализующих территориальную агрессию и позволяющих горожанину существовать в мире с другими людьми.

9. В психоаналитическом аспекте – homo urbanus – это «человек невротический». Невротичность городского человека объясняется репрессивным воздействием городской культуры и норм городской социальности. Интенсивное вытеснение инстинктивных влечений обеспечивает высокий уровень развития городской культуры и цивилизации и повышает меру невротизации отдельной личности и общества в целом. В культуре заложены адаптационные механизмы, понижающие конфликтное напряжение и помогающие личности обрести зрелость и целостность, развитое городское культурное сознание личности освобождает ее от невротизации.

10. Специфика городского бытия способствует формированию следующих качеств горожанина – рациональности, изобретательности, цивилизованности, индивидуализма. Различные сочетания этих качеств, способ реализации индивидом свободы, воздействие антиномичности городской культуры на человека порождают такие антропологические типы городских жителей, как горожанин-деятель, кочевник, космополит, чужак, фланер, этнический крестьянин, житель трущоб, потребитель досуга. Формирующиеся типы жителей «Мирского града» и «Глобальной деревни» синтезируют в себя черты предшествующих антропологических типов.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:

во-первых, для осмысления онтологических, антропологических, социальных, аксиологических проблем бытия человека в городе;

во-вторых, предлагаемая концепция развития городской культуры и ее влияния на жизнь человека и общества может служить методологической основой для построения междисциплинарной модели, интерпретирующей представления о человеке городском, сложившиеся в различных областях знания;

в-третьих, при разработке стратегии городского развития;



в-четвертых, для разработки учебных курсов по философии культуры, философской антропологии, социальной и культурной антропологии, конфликтологии.

Каталог: sites -> default -> files -> files -> dissert
dissert -> Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе
dissert -> Антропная катастрофа: сущность, причины, генезис
dissert -> Общая характеристика работы актуальность исследования
dissert -> Граничное биокультурное начало в природе человека
dissert -> Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению
dissert -> Креативное содержание рекламы
dissert -> Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста участников детских общественных объединений 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
dissert -> Феномен рекламного стиля мышления в совремЕнной культуре
dissert -> Рекламный образ как инвариант художественного в современной культуре
dissert -> Ментальные основания поведения русской интеллигенции «серебряного века»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница