Биография А. Маслоу. Основные положения теории гуманистической психологии А. Маслоу



Скачать 166.85 Kb.
Дата11.05.2016
Размер166.85 Kb.
ПЛАН:
Введение

  1. Краткая биография А.Маслоу.

  2. Основные положения теории гуманистической психологии А.Маслоу.

  3. Развитие современной психологии по Маслоу.

Заключение
Введение
По мнению Г.Леонарда, Абрахам Маслоу сделал больше для изменения нашего взгляда на человеческую природу и возможности личности, чем любой другой американский психолог за последние полвека.

Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Он постулировал идею антидоктринерства: абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга. Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов им была создана теория потребностей.

Одна из главных ценностей гуманистической психологии – признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное – устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.

Итак, сегодня гуманистическая психология – одно из основных направлений современной психологии, а ее возникновение и формулирование основных принципов связано с именем Абрахама Маслоу.

1. Краткая биография А.Маслоу
Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом.

Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема [6, с.67].

В юношеские годы Маслоу перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 – магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян.

Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин» [6, с.70].

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л.Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У.П.Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы: «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964), «Эупсихея: дневник» (1965), «Психология науки: рекогносцировка» (1966), «Мотивация и личность» (1967), «По направлению к психологии бытия» (1968), «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных ранее), «Памяти Абрахама Маслоу» (1972, опубликован посмертно, при участии его жены).
2. Основные положения теории гуманистической психологии А.Маслоу
Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли – гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Review в 1943 году (их содержание в расширенном виде позднее включено в книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений [6, с.74].

А первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, - «Мотивация и личность» - увидела свет в 1954 году. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы.

В предисловии к «Психологии бытия» А. Маслоу пишет: «Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями) под эгидой духа моих учителей в Висконсинском университете» [1, с.114].

Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии - «терапии, центрированной на Клиенте».

Маслоу подчеркивает, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывает человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности.

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:


  • физиологические – 85%,

  • безопасность и защита – 70%,

  • любовь и принадлежность – 50%,

  • самоуважение – 40%,

  • самоактуализация – 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены [4, с.16-17].

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а, следовательно – ненасыщаемые. Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение [4, с.25].

Чрезвычайно интересным аспектом теории Маслоу представляется постулирование им так называемого комплекса Ионы.

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому, как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.

Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

Вообще теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей – самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1% населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

По А.Маслоу, эти люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Материал этого заключительного раздела подается именно в таком ключе — представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистической психологии. Исходя из своего исследования, А.Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:



  • Более эффективное восприятие реальности;

  • Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими есть);

  • Непосредственность, простота и естественность;

  • Центрированность на проблеме;

  • Независимость: потребность в уединении;

  • Автономия: независимость от культуры и окружения;

  • Свежесть восприятия;

  • Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия);

  • Общественный интерес;

  • Глубокие межличностные отношения;

  • Демократичный характер (отсутствие предубеждений);

  • Разграничение средств и целей;

  • Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);

  • Креативность (способность к творчеству);

  • Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее) [7, с.514-520].

Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того – наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно [5, с.521-522].

В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.

С научной, точнее – с естественно-научной точки зрения, позиция Маслоу весьма уязвима для критики. Самые важные его теоретические суждения явились результатом житейских наблюдений и размышлений, никак не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив – постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»...

Впрочем, сам Маслоу, похоже, отдавал себе в этом отчет и подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой механистическому, естественно-научному подходу, а дополнением к нему.

Итак, с точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
3. Развитие современной психологии по Маслоу
В конце Х1Х – первой половине ХХ века, в качестве самостоятельной дисциплины, претендуя на статус «позитивной науки», психология длительное время пыталась выступать абсолютно самостоятельно, не опираясь более на авторитет того большего, чьей частью она была. Отбросив имевшиеся в распоряжении «материнских» религиозных и философских учений ответы на «первые» и «последние» вопросы Бытия, она пыталась опираться исключительно на факты, данные непосредственно. Пользуясь своим понятийно-категориальным аппаратом, она строила свои теории и гипотезы в своей строго определенной предметной области, используя санкционированные позитивной наукой процедуры проверки гипотез на истинность. Во имя приобретения психологией статуса «позитивной» науки, приносящей «объективное» знание, многие ученые-психологи пытались рассматривать человека как объект исследования, что потребовало перенести центр внимания с его внутренних, неповторимых, ускользающих и изменчивых качеств, - на внешние, воспроизводимые, повторяющиеся в группах. Это позволяет ученому - позитивисту выступать под маской «абсолютного наблюдателя», не имеющего пристрастий и не связанного со своим временем, историей и культурой. Вместо попыток разгадки тайны неповторимого индивида, «венца творения», чем занималась традиционная философия, в этом случае стало возможным давать научные, статистически обоснованные заключения по поводу «объекта» - абстрактного «среднестатистического гражданина», пусть и не существующего в действительности [1, с.22].

К этому времени все большему числу философов и психологов становилось ясным, что строгое соблюдение критериев, диктуемых философией и методологией науки, не дает ключей к решению проблемы обретения человеком творческой инициативы и креативности, от которых в настоящее время зависит значимый успех в любой сфере жизнедеятельности. Принципиальная нерешаемость проблемы креативности в строго научных рамках выявила необходимость разработки философии жизни, философской антропологии, породила запрос на новый синтез науки, искусства и практики в поиске новой теории, которая должна была решить следующие задачи:



  • во-первых, она должна была представить концепцию развития человека, отвечающую новым историческим обстоятельствам, требующим инициативы, творческого подхода к решению проблем, интеллекта, а не только приспособления;

  • во-вторых, она должна была расширить утерянный в связи с обособлением от философии и религии горизонт, попытаться дать свои, основанные на достигнутых психологией результатах, ответы на «первые» и «последние» вопросы, хотя бы в гипотетической форме мета-теории;

  • в-третьих, она должна была не только наметить широкую и дальнюю перспективу развития человечества, но и указать способы и методы развития и роста человека, наметить пути его самосовершенствования [2, с.31].

Именно этот вакуум пытается заполнить гуманистическая психология и теория самоактуализации.

Гуманистическая психология – направление в современной психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т.ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т.п.

Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х годов XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами.

Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии. Гуманистическая психология представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Гуманистической психологии стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

В 1963 г. президент ассоциации гуманистической психологии Д.Бьюдженталь сформулировал пять основных постулатов гуманистической психологии:


  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих: изучение его частных проявлений не позволяет понять его в целостности;

  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений: человек и его проявления не могут быть объяснены теорией, не принимающей в расчет межличностный опыт;

  3. Человек осознает себя и не может быть понят наукой, не учитывающей его непрерывного, многоуровневого самосознавания;

  4. Человек имеет выбор и не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он сам творит свой собственный опыт;

  5. Человек интенциален: он обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл [2, с.39].

Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания исключительно «человека адаптирующегося», - сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего».

Сложности решения задач гуманистической психологии связаны с тем, что предпосылки к творческой, «надситуативной активности» вызревают лишь в процессе решения адаптационных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями. Поэтому гуманистическая психология должна использовать весь арсенал методов решения адаптационных проблем, накопленный теми школами психологии, в противоборстве с которыми она развивалась. Кроме того, адаптационные проблемы в современном мире носят иной характер, нежели это было раньше, поэтому все школы психологии вынуждены непрерывно переосмысливать накопленный опыт [2, с.41].

Это делает актуальным теорию о самоактуализации, как концепции развития человека и общества, основывающейся на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающей максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии. Интерес к теории самоактуализации в современной психологии основан на осознании необходимости переосмысления ранее накопленного опыта и концепций в связи с пониманием структуры жизни и всех ее законов.

Современная психология рассматривает каждого человека как живущего в окружающем его мире действительности (в терминологии К.Ясперса – Umwelt), в том мире, который он воспринимает своими органами чувств, в котором он во взаимодействии с другими людьми и окружающей природой осуществляет свою жизнедеятельность. То единство, которое с точки зрения гипотетического «абстрактного наблюдателя», осознающего всё, доступное восприятию, составляет человечество и окружающая его часть мира действительности, будем считать объективной картиной мира. С.Л.Рубинштейн пишет: «Человек должен быть введен внутрь, в состав сущего… проблема познаваемости бытия, соотношения познающего и бытия как объективной реальности встает после введения человека в состав сущего, бытия; познание совершается внутри него» [3, с.112].

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А.Маслоу, В.Франкла, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй и В.Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С.Джурард, В.Франкл, А.Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К.Роджерса, С.Джурарда, Р.Мэя и др.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент гуманистической психологии. В трудах А.Маслоу, С.Джурарда, Ф.Бэррона, К.Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К.Роджерса и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другой важной областью практического приложения гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения гуманистическая психология является социальнопсихологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К.Роджерс. Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А.Маслоу).

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в т.ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Итак, с легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии.


Заключение
С точки зрения гуманистической психологии люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Среди сторонников гуманистических взглядов, рассматривающих людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями, можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс. Однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы.

Итак, с легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии.




Литература:

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Вектор, 1996. – 268 с.

  2. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека. – М.: Академия, 2000. – 165 с.

  3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997. – 310 с.

  4. Степанов С.С. Абрахам Маслоу. Биография// Школьный психолог. – 2004. - № 2. – С.14-26

  5. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005. – 690 с.

  6. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М.: Академия, 2005. – 395 с.

  7. Хьелл Л., Зиглер Д, Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 685 с.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница