Болгарская фирменная культура на фоне культуры развитых стран



страница1/8
Дата20.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

БОЛГАРСКАЯ ФИРМЕННАЯ КУЛЬТУРА НА ФОНЕ КУЛЬТУРЫ РАЗВИТЫХ СТРАН



доц. д-р Боян Любомиров Дуранкев –

Университет за национално и световно стопанство,

София, България

marketman@abv.bg

В современном динамичном мире люди проводят все больше времени на работе, стремясь сделать карьеру, усовершенствоваться в профессиональном плане или просто обеспечить средства на жизнь. Независимо от того, какие мотивы им управляют, болгарин в последнее десятилетие ХХ века большую часть дня (а иногда и ночи) посвящает деловой жизни.

Так как одним из основных условий для интеграции в европейские структуры и глобальную экономику является изменение мышления, убеждений и структуры ценностей, было бы интересно сделать краткий анализ их состояния в данный момент.

Согласно мнению консультантов, следящих за процессами развития после падения Берлинской стены1, восточно-европейские фирмы , включительно и болгарские, все еще не могут преодолеть “непродуктивное мышление” и воспринять ориентированные на клиента подходы в управлении, которые являются залогом успеха их собратьев в развитых странах. Примером старых стереотипов прошлого, мешающих еффективному развитию фирменного дела в странах Восточной Европы являются три характерные особенности:

. состояние “организованного хаоса”, при котором все выглядят очень занятыми, а дело почти не двигается с места;

. отношение менеджеров к предприятию, как к источнику удовлетворения личных потребностей;

. сохранение строгой иерархии и закостенелого управленческого аппарата, которые затрудняют адаптацию к изменяющимся внешним условиям.

Очевидно, что нормативная база является необходимым, но совсем не достаточным условием для приспособления к писаным и неписаным законам для успеха в условиях рыночной экономики. Перемены должны найти свое внутреннее отражение в области человеческой психики и менталитета. Обусловленный культурным развитием способ мышления является благоприятной или неблагоприятной почвой для усвоения взглядов и идей, утверждающих устои власти капитала и свободной инициативы. Исследование воспринятых ценностей и установленных норм поведения является точкой отсчета для определения правильного направления по пути их синхронизации с потребностями общества, к которому стремится Болгария.



1. Правила и исключения (нормативная база) – болгарский бизнесмен, вынужденный нарушать законы по объективным причинам


Деловые круги создают и утверждают специфические “граници” (если есть такие) или системы правил, которые обычно продиктованы внешними условиями. Если какая-либо организация не соблюдает павила охраны окружающей среды, если эта организация не повышает постоянно свои стандарты в соответствии с внешними переменами, то для нее очень скоро наступит “объективная необходимость” в переменах. Успех этих перемен зависит от уровня развития универсализма (правил широкого применения или общих правил) и соответствия партикуларизму (конкретным изменениям). В более глубоком смысле речь идет о нормативной базе (регламентированной или нет) и ее реальном функционировании.

США и Великобритания представляют собой прототип развитого капитализма. Обе страны являются образцом наиболее высокого уровня развития последнего столетия. История развития и успеха “Coca-Cola” и “McDonald's”, Генри Форда и Лия Якока, только подтверждают это убеждение. Американским “рефером”2 чаще всего является тот, кто “знает” правила и диктует другим что они должны делать.

Декларация независимости” провозглашает равенство всех людей. Если определенное правительство не удовлетворяет требования, обеспечивающие свободное развитие и чувство безопасности, народ может его “изменить или свергнуть и назначить новое Правительство..., которое будет гарантировать их Свободу и Счастье”. Таким образом США представляет собой систему законов и принципов, которые универсальны для всех, независимо от их культуры и “кровных связей” (?- “национального происхождения”).

Остальной мир часто (и иногда очень существенно) отличается от англосаксонского способа разрешения противоречий, особенно таких, как “правила или исключения” (универсализм или партикуляризм) и “структурирование и деструктурирование” (анализ или синтез). Англосаксонци Великобритании и США яляются наиболее убежденными и последовательными универсалистами и анализаторами.

В этом смысле Генри Форд утверждает: “У Вас может быть какая хотите машина, лишь бы она была черная”. Основой этого утверждения является вера, что “ покупатели могут быть разные, но все наши машины одинаковы”. “Вам предлагается ресторан совсем другого типа”, - утверждают представители McDonald's, но при этом компания строит везде совершенно однотипные заведения. Coca-Cola уверяет, что ее продукт можно употреблять “Всегда”. Но, хотя и очень приятная на вкус, это всего лишь газированная вода, которая ничуть не полезней натурального сока. Tom&Jerry всегда заканчиваются победой добра над злом. Даже идеал успеха в США один и тот же - “We are happy, because we are busy”. В заключение нельзя не отметить, что и семья и дом не остались без своей идеальной формы: двухэтажный дом, похожий на другие, где первый этаж сдается под найм; двое-трое детей в семье, которые хорошо учатся и помогают по дому; жена, которая стремится сделать карьеру (это новое!) и выделяет часть своих доходов на нужды семьи (приблизительно 70%); отдых на Hawaii…

Англосаксонский дух чувствуется и в маркетинге и в менеджменте. Целью является хирургическое разделение рынка на Уникальные сегменты, чтобы быстро распространить Универсальный товар, задуманный и разработанный в Ультраэффективном оффисе и произведенный на автоматизированном предприятии. Таковы задачи Масового производства и Широкого маркетинга3. Стремление к созданию возможно наиболее привлекательного продукта (универсализм) в комбинации с производственным процессом, сведенным к простым операциям (анализ). По этой причине в условиях, где необходимо применение широкого маркетинга, американци и англичанене имеют себе равных; но там, где необходимо определение уникальности, особенности и приложение синтеза, неожиданно возникают проблеммы.

Положение в Болгарии, конечно, другое. Почему?

Универсалисты стремятся к объединению мира, который будет скроен по одной модели, поддающийся обобщению, принимающий единую ценностную систему и предвидимый. Партикуляристы, наоборот, хотят, чтобы мировая система представляла собой сочетание различных культур и ценностей, будучи исключительной и даже мистериозной.

Для оценки этих двух позиций выбран вопрос, который противопоставляет универсальный кодекс конкретному приятельству.





  1. Распивая бутылку пива Вы беседуете с Вашим приятелем, который в данный момент находится на дежурстве в качестве сотрудника по охране труда на предприятии. В это время происходит несчастный случай, в результате которого пострадал один работник. Национальная комиссия по безопасности назначает расследование и призывает Вас в качестве свидетеля. Других свидетелей нет. Какое право имеет Ваш приятель расчитывать, что Вы его защитите?

А) полное право;

Б) относительное право;

В) никакого права.

Таблица 1

Никакого права (в %)

Универсалист утверждает: “Главное на рабочем месте – принцип безопасности! Каждому известно, что правило есть (это) правило.” Партикулярист сказал бы: “Приятельство важнее всего, оно выше правил. Я бы тебя подкрепил, но тем не менее ты должен выполнять свою работу как надо.”

Болгарин склонен оценивать отдельные события в деловой жизни не только на основе общепринятых правил. В гипотетической ситуации выбора между лояльностью к приятелю и соблюдением принципов безопасности, 43% опрошенных выразили готовность придерживаться предписанных норм поведения, остальные предпочли бы решить проблемму нетрадиционным способом. Из числа опрошенных западноевропейцев и американцев количество придерживающихся стандартному поведению варьирует между 94% и 82%. Соответственно нопрашивается вывод, что эти общества в значительно большей степени рассчитывают на кодирование (програмирование) и унификацию социальных и трудовых взаимоотношений.

Большая часть болгар, не склонных следовать регламентированным правилам в вышеописанной ситуации предполагают гибкость и нестандартность в экономическом поведении. Причины этого явления можно объяснить из сравнения полученной информации с ответами на второй вопрос анкеты.

В следующей дилемме приятельство и правила расставлены в обратном порядке.




  1. Вы руководитель отдела в филиале большой компании. Один из Ваших подчиненных часто опаздывает на работу по семейным обстоятельствам. Его семейные проблемы Вам известны. Какое право имеет этот сотрудник на Вашу защиту перед другими коллегами?

А) пълное право;

Б) относительное право;

В) никакого права.

Таблица 2

Никакого права (в %)

По результатам анкеты можно судить, насколько велика разница между протестантскими странами Америки и Западной Европы, с одной стороны; католическими странами Европы и Азии, с другой стороны и Болгарией (а, вероятно и другими подобными ей странами Восточной Европы).

Приятельская защита в первом случае связана с собственной безопасностью, так как разговоры за бутылкой пива не входят в служебные обязанности (и права) служителей предприятия. В этом случае наблюдается “лояльность в рамках личного интереса”. Во второй ситуации нет опасности “соучастничества” в нарушении трудовой дисциплины, что находит свое отражение в более выраженной категоричности ответов.

Очевидно, что даже модель французского культурного мышления более придерживается законособразного поведения, чем стремления поддержать приятельство. Факт, что болгарский руководитель предпочитает “право нарушения закона” перед “правом закона” (“необходимостью соблюдения закона”) , свидетельствует о серьезных неполадках в организации болгарской экономики.

Именно по этой причине в неформальной обстановке были заданы дополнительные уточняющие вопросы, которые раскрыли грубокую сущность причин для “права нарушения Закона” (“возможности нарушения закона”). Большинство опрошенных (более 90%) утверждает, что в Болгарии “бизнес это”комбинаторство” (великим примером представителей такого рода “бизнеса” является Остап Бендер). Насколько удачно можешь “пристроиться”, можешь ли заплатить достаточно “властьимущим” в каждом конкретном случае, “оценят” ли тебя правильно в каждом конкретном случае как “своего человека”, сумеешь ли соблюдать правила игры (которые не имеют ничего общего с базарной экономикой) и т.п. Поэтому лучше не “выдавай” другого, чтобы в другой раз, если понадобится, он не “выдал” тебя”, что не тождественно обычным дружеским отношениям. В качестве доказательства предыдущего утверждения опрашиваемые задавали неожиданные встречные вопросы и сами себе отвечали. “Известно ли происхождение крупных капиталов у нас?” – “Нет.”; “Кто из директоров лопнувших банков и финансовых пирамид был осужден?” – “Никто.”; “Где находятся шефы бандитских и рекетерских организаций?” – “Замели следы и сейчас действуют в сфере легального бизнеса.”; “Каким способом у нас легче всего разбогатеть?” – “Нужно быть примерным и последовательным партийным деятелем.”; “Кто платит налоги?” – “Наивники из сферы малого и среднего бизнеса, а люди из “теневой экономики” зарабатывают при помощи налоговых служб.”; “Какими путями можно получить право участия в РМД (Трябва да се обясни, понеже е специфично за България като способ за пренасочване на държавни средства) и приватизационных сделках?”- “Через мошенничество и партийные связи.”; “Имеет ли место коррупция в Болгарии и кто, какие структуры коррумпированы?” – “Властьимущие, т.е. везде и во всем.” И т.п.

С некоторыми оговорками можно сделать вывод, что болгарский деловой человек (предприниматель) в большинстве случаев по объективным причинам вынужден соблюдать “принцип нарушения законов” именно потому, что, придерживаясь “принципа соблюдения законов”, он становится аутсайдером. Он не доверяет государственному аппарату, полиции, следствию и прокуратуре, которые или подкупны или действуют по “указаниям сверху”. По той же причине он не верит и себеподобному - “Чаще всего договор – это только лист бумаги, написанный, ко всему прочему на кириллице, - следовательно, не заслуживает того, чтобы его соблюдать”. Таким образом, однако, болгарин существенно удаляется от ценностной системы развитой Европы, США, Канады, Японии и Австралии. Болгарин не является ни универсалистом, ни партикуляристом – скорей всего он ситуационалист в зависимости от выгоды соответствующего момента.

Вместе с тем, в ответах на следующий вопрос присутствует сомнение относительно того, действительно ли приятельство стоит над профессиональным долгом.




  1. Вы возвращаетесь с секретной встречи директоров компании. Случайно в этот же вечер Вы приглашены в гости к Вашему близкому приятелю, который разорится, если не свернет свою деятельность до того, как решение директоров компании будет объявлено официально. Какое право имеет Ваш приятель расчитывать на то, что Вы ему выдадите поверительную информацию?

А) полное право;

Б)относительное право;

В) никакого права.

Таблица 3

Универсальный долг (в %)

По результатам параллельного исследования болгарский бизнесмен не выдал бы информацию своему другу по той простой причине, что “и друг бы ему ничего не сказал” – “при рыночной экономике все продается – нетдружбы, нет любви”. “Все продается” – это новая философия большинства болгар. Рынок ликвидирует дружбу во имя личной выгоды. Победа над “ближним” и возвышение над другими есть доказательство бесспорного личного успеха.


Каталог: library
library -> Лингво-страноведческий аспект видеосерии
library -> Психологических наук, профессор О. Л. Карабанова; доктор психологических
library -> Психолингвистики
library -> Занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) Занятие Тема: «Сущность конфликта и его причины»
library -> М. В. Ломоносова юркина Л. В. Методы психологических и педагогических исследований москва 2006 ббк -15 в 24 Юркина Л. В. Методы психологических и педагогических исследований Учебное пособие
library -> История психологии” (А. Н. Ждан, 2001 г.)
library -> Гештальтпсихология
library -> Н. В. Ильина факторы, влияющие на выбор канала и средства деловой коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница