Человеческая жизнь и здоровье традиционно принято считать наивысшими ценностями на Земле. Так оно, по-видимому, и есть, ибо все остальные ценности на Земле ничто, если на ней не обитает человек



страница1/16
Дата13.05.2016
Размер3.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16










ВВЕДЕНИЕ

Человеческая жизнь и здоровье традиционно принято считать наивысшими ценностями на Земле. Так оно, по-видимому, и есть, ибо все остальные ценности на Земле ничто, если на ней не обитает человек.

Сохранение жизни и здоровья народа зависит от множества факторов. Основными, обеспечивающими примерно 60% здоровья популяции, являются государственные, индивидуальные и медицинский факторы. Последний фактор не является ни ведущим, ни определяющим в сохранении здоровья популяции в целом. Однако он является одним из наиболее выделяющихся, наиболее видимым, заметным. Особо значимым медицинский фактор представляется для каждого отдельно взятого гражданина. Именно с медициной ему приходится иметь дело, когда его здоровью угрожает опасность, именно с врачом приходится ему сталкиваться во время болезни, именно с врачом связывает он все свои надежды на выздоровление, на восстановление этой наивысшей ценности – здоровья.

В связи с этим общение этих двоих – врача и больного, в конечном итоге, оказывается наиболее значимым, наиболее важным. И в общении этих двоих испокон веков возникали профессиональные и моральные коллизии. И эти коллизии постепенно, в течение веков и тысячелетий складывались в особые отношения, в которых главным действующим лицом всегда была Мораль. Именно Мораль служила причиной того, что врач старался делать все, что в его силах, для пользы больного человека. Именно Мораль защищала больного от возможных злоупотреблений врача по отношению к нему. Именно Мораль приводила к тому, что порой врач делал все возможное для больного, даже подвергая опасности свою жизнь, а, иной раз, даже ценой своей жизни.

Все эти взаимоотношения постепенно сформировались в этические кодексы, которые в последнее столетие стали называть этикой и деонтологией врача. По сути дела – этика и деонтология были неписаными, а затем и написанными сводами моральных правил, по которым должен был работать врач, для того, чтобы принести наибольшую пользу своему подопечному. Особое развитие эти правила получили в первой половине ХХ столетия. И они сослужили хорошую службу и врачам и пациентам. Для врачей эти правила помогали быть милосердными в своей профессии. Больным же это милосердие помогало чувствовать себя в безопасности, приобретать уверенность, реализовать свои надежды на выздоровление.

Во второй половине ХХ столетия произошли качественные изменения в медицине. В нее вторглись высокие технологии. Врачевание поднялось на более высокую ступень. Медицине стало доступно недоступное ранее. Возросло ее могущество. Человека стало возможным «починить» как машину, как механическое создание. В результате возникла угроза утери наработанной за века морали, милосердия, сострадания к больному. Взаимоотношения врача и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей.

В результате произошло переосмысление вековых традиций взаимоотношений врача и больного. Этика и деонтология врача поднялись на качественно новую ступень. Принятие ряда важных международных документов по правам личности, а также вторжение высоких технологий в медицину привело к возникновению новых медико-биологических проблем и модификации старых, к пересмотру многих этического положений и появлению тенденции правового их решения на международном и региональном уровнях. Возникла самостоятельная область права – медицинское право. Целый ряд взаимоотношений врача и больного стали регулироваться законами. Однако закон и право не заменили собой Мораль во врачевании. Это видно хотя бы из того, что учение, отражающее правовые и иные взаимоотношения врача и больного стало называться биоэтикой. Данное пособие – обо всем об этом.

В учебном пособии должно быть достаточно много первичного материала – различных документов – нормативных актов, законов, деклараций, конвенций, заявлений и т.д. различных правительственных и неправительственных организаций, чтобы студент мог бы лично ознакомиться с ними, а не только с мнением автора пособия по ним. В первом издании данного пособия автор в тексте, а также в приложении приводил значительное число таких документов. В данном издании сохранен ряд из них в тексте книги в полном изложении или с некоторыми сокращениями. Документы же из приложения перенесены в другую книгу, изданную автором совместно с проф. С.А.Абусуевым (см. «Биоэтика». Этические и юридические документы, нормативные акты. Изд-во ДГМА. Махачкала, 2002. С. 1- 358), к которой я и отсылаю заинтересованных в них читателей.

Данное издание книги подверглось значительной переработке в большинст-ве глав. Кроме того, введены 3 новые главы, касающиеся этических и юридичес-ких проблем оказания психиатрической помощи, прав ребенка и милосердия для бедствующих.

БЩИЕ ВОПРОСЫ

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Слово «этика» произошло от греческого «ethicos» – касающееся нравственности, выражающее нравственные убеждения. Отсюда этика – это учение, объективно изучающее мораль и нравственность, как важнейшие стороны жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Казалось бы, что мораль и нравственность должны быть едиными для всех членов данного общества, независимо от какой либо – профессиональной, национальной, религиозной и другой принадлежности человека. С такой точки зрения медики также не должны иметь своей, особой нравственности, своей корпоративной этики. На самом деле это не так. Не зря еще Ф. Энгельс писал, что « каждый класс и даже каждая профессия имеет свою собственную мораль». Правота этого положения видна и из того, что у врачебного сословия такая мораль культивировалась еще с древних времен. В приложении к врачебной профессии обычно применялся другой термин – деонтология, хотя, по своей сути – деонтология и есть этика или мораль (понятие этики несколько шире). Что же такое деонтология врача? И почему говорят об особой этике и деонтологии врача?

Взаимоотношения врача и больного в процессе обследования и лечения порождает целый ряд морально этических проблем. Своеобразие этих взаимо-отношений породил свод правил, традиции, морально регулирующее эти взаимо-отношения. Надо признать, что различные морально-этические проблемы возникают и в любой другой профессиональной деятельности, где человек имеет дело с себе подобными. Это положение эмпирически было известно многим, но четко его сформулировал в начале Х1Х столетия английский философ Бентам. Последний разработал учение о правилах взаимоотношения людей, о профессио-нальном поведении человека с целью достижения блага для всех участников процесса. Он назвал это учение деонтологией, от слов деон – должный и логус – учение – учение о должном поведении человека при профессиональном или ином общении человека с человеком. Начиная с этого времени, этические и моральные проблемы врачевания также стали называть деонтологией.

На самом деле моральные проблемы, связанные с врачеванием возникли вовсе не в Х1Х столетии. В виде письменных правил они были известны врачам уже более 2300 лет. Об этом свидетельствует четкий свод этических правил для врачей, имевшихся в сочинениях древнегреческого врача Гиппократа и сформулированные позднее в виде так называемой клятвы Гиппократа.

Разрозненная, не оформленная в виде отдельного учения деонтология при-сутствовала во врачебной работе российских врачей во все времена, начиная с Г. А. Захарьина. Подходы этого известного врача к больному сами по себе были предметными уроками деонтологии и этики врача. Однако настоящим основопо-ложником учения о деонтологии и этике врача и медицинского работника в России вообще следует считать известного отечественного врача и писателя Викентия Викентиевича Вересаева (Смидовича). В своей знаменитой книге «За-писки врача», первое издание которой увидело свет в 1901 году, автор непрев-зойденно изложил основные вопросы этики и деонтологии врача. Его книга не потеряла своей актуальности и сегодня и должна быть настольной книгой каж-дого студента и врача. С тех пор, в СССР и России вышло очень много книг по вопросам этики и деонтологии врача, в том числе и автора этого пособия (см. список рекомендуемой литературы).

Круг проблем деонтологии очерчивался примерно следующими вопросами: взаимоотношение врача и больного, ятрогении, или болезни, связанные с врачеванием, этика ведения тяжелых и безнадежных больных, в том числе и вопросы эйтаназии, врачевание в век научно-технической революции, врачебная тайна, самосовершенствование и коллегиальность врачей и ряд других.

Вопросы этики и морали врачевания до середины ХХ столетия раз-рабатывались медиками каждой страны для себя. Начиная с 1946 года, после соз-дания Всемирной организации здравоохранения в рамках ООН, эти вопросы стали разрабатываться ею как рекомендательные своды для всех стран мира. В целом уже к 60-70 годам ХХ столетия был сформирован целый ряд сводов по этике врачевания. Они были отражены в документах медицинских организаций мира и во многом сблизили позиции различных стран по данному вопросу. В Советском Союзе документам международного характера длительное время не придавали должного внимания. Одним из ученых, издавна занимающихся изу-чением документов международных организаций по этическим вопросам врачевания является профессор И. И. Косарев. В целом ряде своих работ (см. список рекомендуемой литературы) он отмечал важное значение этих доку-ментов и призывал медицинскую общественность к их принятию и соблюде-нию в СССР.

Этика и мораль взаимоотношений врача и больного – не догмы, а динамично развивающиеся понятия. По мере прогресса медицины возникают новые этичес-кие и правовые проблемы, затрагивающие интересы этих двоих. Кроме того, их содержание также не всегда является единым для различных социумов. Иной раз в зависимости от религиозных и других одежек общества значительно разнится подход к тем или иным представлениям об этике и морали врача и больного. Они будут толковаться по разному в зависимости от традиций, принятых в данном обществе этических и правовых норм, от системы здравоохранения и т. д.

В последние десятилетия в медицину вторглись высокие технологии, кото-рые значительно изменили ее лицо, дали возможность проведения таких меди-цинских и биологических вмешательств, которые были совершенно невозможны даже в недалеком прошлом. Такой прогресс не мог не привести к рождению новых этических проблем. Кроме того, за эти же десятилетия кардинально изменились представления о правах человека, и, в частности, о правах больного, что породило необходимость пересмотра или дополнения сложившихся ранее сводов этики и деонтологии.

Это и привело к порождению биоэтики. Что же такое биоэтика? В литера-туре можно встретить много расхождений в вопросах определения понятия биоэтики, круга его проблем и т.д.

Высказывается мнение, что впервые термин «биоэтика» применил B.Potter в начале семидесятых годов прошлого века, однако нет сведений о том, что же понимал данный автор под этим термином. Определения биоэтики в медицин-ских или философских энциклопедиях или энциклопедических словарях еще нет. В проекте Российского Федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» (1997) термин трактуется следующим образом: «биоэтика - свод требований и норм, действующих на основе традиционных ду-ховных ценностей в интересах охраны и обеспече­ния физического и психи-ческого здоровья человека и общества, ус­танавливающих меру ответственности тех, кто принимает решения в этой области, а также регулирующих возника-ющие в связи с этим отношения». Близкое к вышеприведенному определение имеется в литературе: биоэтика - «направление философии и этики, осмысли-вающее морально-этические дилеммы, порождаемые развитием медико-биологи-ческих наук, применением новейших технологий в медицине».

Круг вопросов, которые включает в себя понятие биоэтики, по разным авто-рам в определенной мере различается, что видно из нижеприведенных данных.

В США, курс биоэтики, который читается всем студентам медвузов, рас- считан на 10 часов и включает следующие вопросы: врачебная тайна, охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, прекращение лечения, смерть и умирание (в том числе эйтаназия), проблема репродуктивных технологий, забота о новорож-денных.

По Hildreth E. A. (1989), основными проблемами биоэтики являются: инфор-мированное согласие больного на проведение диагностических и лечебных про-цедур, экспериментальное лечение, точное определение критериев смерти, точ-ное определение показаний к реанимации, отбор больных для трансплантации, независимость больных от окружающих и медперсонала в принятии решения относительно лечения.

Профессора И. В. Силуянова, А. Я. Иванюшкин, Б. Г. Юдин (Врач, 1994, N9, с. 39) в определении содержания биоэтики полностью повторяют то, что излагается в курсе биоэтики в США: врачебная тайна и охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, прекращение лечения, смерть и умирание (ассистирование при само-убийстве - эвтаназия), проблема репродуктивных технологий, забота о новорож-денных.

Другие, например, Durand G. (1988), значительно расширяют понятие биоэтики: эйтаназия, право на смерть, право на реанимацию, право больного получить точную информацию о своем заболевании, аборты, пренатальная диагностика, генетическое консультирование, стерилизация лиц с высоким риском наследственных заболеваний, эксперименты на людях, искусственное осеменение, имплантация эмбриона, банки спермы, эксперименты на генах, вопросы трансплантации, контрацепция, демографический контроль.

Профессор И. И. Косарев (1999) приводит следующее содержание базисного курса по биоэтике, практикуемого в Великобритании:

1. Моральная аргументация, медицинская этика и информированное согла-сие. 2. Информированное согласие и дискуссия о «праве умереть». 3. Моральное и правовое значение сообщения пациентам правды. 4. Конфиденциальность и хо-рошая клиническая практика. 5.Этика медицинского исследования. 6. Репро-дуктивная этика – оплодотворение, суррогатное материнство, генетическое ис-следование и скрининг. 7. Медицина и права детей. 8. Медицина и права психи-ческих больных. 9. Проблема распределения ресурсов в медицине. 10. Мораль-ная ответственность пациентов за свое собственное здоровье. 11. Биомедицин-ская этика и медицинское образование.

Р.В.Петров считает, что в круг понятия биоэтика входят и такие вопросы, как создание трансгенных животных и растений, использование пищевых про-дуктов, создаваемых из генетически модифицированных организмов и т.д.

Таким образом, видно, что биоэтика включает в себя довольно широкий круг современных проблем биологии и практической медицины, возникающий не только при работе с больным человеком, но и при претворении в жизнь репродуктивных технологий, проведении научных исследований и т. д.

Из сказанного ясно, что биоэтика отражает современное развитие биологии и медицины, новые направления и почти фантастические достижения этих наук, новые технологии и грани, которых не было даже еще в 70-х годах ХХ столетия, и появляющийся в связи с этим клубок морально-этических проблем, который еще больше усложняется попытками вмешательства в них религии.

В этих условиях возникла необходимость государственного регулирования всех этих вопросов, выработки нового всеобъемлющего документа, пытаю-щегося кардинально охватить всю гамму взаимоотношений врача и больного и перевести нравственно-гуманистические принципы медицины в правовые нор-мы. Это, по-видимому, естественный ход развития вопроса.

Нормы закона и морали взаимодополняют и нередко переходят друг в друга. Правовые нормы часто устанавливаются на основании сложившихся в обществе традиций, этических и моральных принципов. С другой стороны, в целом ряде случаев, та или иная моральная норма усваивается обществом или врачебным сословием после первичного законодательного ее закрепления.

В связи с этим ряд государств стал разрабатывать документы правового характера, законодательно закрепляющие биоэтические положения. Таким доку-ментом были и «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», при-нятые в 1993 году и подтвержденные в марте 1998 года. Целый ряд статей этого законодательства посвящены биоэтическим вопросам (они цитируются в соот-ветствующих главах). Документами правового характера по проблемам биоэтики были: Федеральный закон РФ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» (1997) (к сожалению, не поддержанный Госдумой РФ), законы РФ о трансплантации органов и (или) тканей человека, о ВИЧ-инфицированных, правах детей, психиатрической помощи и многие другие. По сути дела, в пос-ледние десятилетия ХХ столетия сложилась новая отрасль права – медицинское право.

Одним из документов, который достаточно полно охватывает проблемы биоэтики и дается их правовая оценка является:

КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ,

принятая 4 апреля 1997 года в Овьедо (Испания) и носящая название «О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОСТИЖЕНИЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ: КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И БИОМЕДИЦИНЕ».

Учитывая чрезвычайную важность данного документа, ее текст с некоторыми сокращениями, приводится ниже

«Государства - члены Совета Европы, прочие государства и Европей-ское сообщество, подписавшие настоящую Конвенцию,

-принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провоз-глашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года;

-принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года;

-принимая во внимание Европейскую социальную хартию от 18 октября 1961 года;

-принимая во внимание Международный пакт о гражданских и полити-ческих правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года;

-принимая во внимание Конвенцию о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера от 28 января 1981 года;

-принимая во внимание также Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;

-считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из методов достижения этой цели является обеспечение и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод;

-сознавая ускоренное развитие биологии и медицины;

-будучи убеждены в необходимости уважать человека одновременно как ин-дивидуума и в его принадлежности к человеческому роду и признавая важ-ность обеспечения его достоинства;

-памятуя о том, что предосудительное использование биологии и медицины может привести к действиям, которые поставили бы под угрозу человеческое достоинство;

-утверждая, что успехи в области биологии и медицины должны исполь-зоваться на благо нынешнего и грядущих поколений;

-подчеркивая необходимость международного сотрудничества для того, что-бы все человечество пользовалось благами биологии и медицины;

-признавая важность расширения публичной дискуссии по вопросам, воз-никающим в связи с применением биологии и медицины, и ответам, которых они требуют;

-стремясь напомнить всем членам человеческого общества о его правах и обязанностях;

-учитывая работу Парламентской Ассамблеи в этой области, в том числе Ре-комендацию 1160 (1991) о разработке Конвенции по биоэтике;

-будучи преисполнены решимости принять в области применения биологии и медицины меры, способные гарантировать человеческое достоинство и ос-новные права и свободы личности;

согласились о нижеследующем:

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Предмет и цель

Стороны настоящей Конвенции защищают достоинство и индивидуаль-ную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюде-ние неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

Каждая Сторона принимает в рамках своего внутреннего законодатель-ства необходимые меры, отвечающие положениям настоящей Конвенции.

Статья 2. Приоритет человека



Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами об-щества или науки.

Статья 3. Равная доступность медицинской помощи

Стороны, исходя из имеющихся потребностей и ресурсов, принимают необходимые меры, направленные на обеспечение в рамках своей юрисдик-ции равной для всех членов общества доступности медицинской помощи приемлемого качества.

Статья 4. Профессиональные стандарты

Всякое медицинское вмешательство, включая вмешательство с исследо-вательскими целями, должно осуществляться в соответствии с профессиональ-ными требованиями и стандартами.

Глава II. СОГЛАСИЕ.

Статья 5. Общее правило

Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие.

Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках.

Это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие.

Статья 6. Защита лиц, не способных дать согласие

1. В соответствии со статьями 17 и 20 настоящей Конвенции медицинское вмешательство в отношении лица, не способного дать на это согласие, мо-жет осуществляться исключительно в непосредственных интересах такого лица.

2. Проведение медицинского вмешательства в отношении несовершен-нолетнего лица, не могущего дать свое согласие по закону, может быть осуществлено только с разрешения его представителя, органа власти либо лица или учреждения, определенных законом.

Мнение самого несовершеннолетнего рассматривается как фактор, значение которого растет в зависимости от его возраста и степени зрелости.

3. Проведение медицинского вмешательства в отношении совершен-нолетнего, признанного недееспособным по закону или не способного дать свое согласие по состоянию здоровья, может быть осуществлено только с разре-шения его представителя, органа власти либо лица или учреждения, опре-деленных законом.

Соответствующее лицо участвует по мере возможности в процедуре полу-чения разрешения.

4. Представитель, орган власти, лицо или учреждение, упомянутые в пунктах 2 и 3 выше, получают на тех же условиях информацию, предусмотренную в статье 5.

5. Разрешение, предусмотренное в пунктах 2 и 3 выше, может в любой мо-мент быть отозвано в непосредственных интересах соответствующего лица.

Статья 7. Защита лиц, страдающих психическим расстройством

Лицо, страдающее серьезным психическим расстройством, может быть под-вергнуто без его согласия медицинскому вмешательству, направленному на лечение этого расстройства, лишь в том случае, если отсутствие такого лечения может нанести серьезный вред его здоровью, и при соблюдении условий защиты, предусмотренных законом, включая процедуры наблюдения, контроля и обжалования.

Статья 8. Чрезвычайная ситуация

Если в силу чрезвычайной ситуации надлежащее согласие соответству-ющего лица получить невозможно, любое вмешательство, необходимое для улучшения состояния его здоровья, может быть осуществлено немедленно.

Глава III. ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ И ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Статья 10. Частная жизнь и право на информацию

1. Каждый человек имеет право на уважение своей частной жизни, в том числе и тогда, когда это касается сведений о его здоровье.

2. Каждый человек имеет право ознакомиться с любой собранной информа-цией о своем здоровье. В то же время необходимо уважать желание человека не быть информированным на этот счет.

3. В исключительных случаях - только по закону и только в интересах па-циента - осуществление прав, изложенных в пункте 2, может быть ограничено.

Глава IV. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА

Статья 11. Запрет на дискриминацию

Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Статья 12. Прогностическое генетическое тестирование

Прогностические тесты на наличие генетического заболевания или на наличие генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию могут проводиться только в медицинских целях или в целях медицинской науки и при условии надлежащей консультации специалиста - генетика.

Статья 13. Вмешательство в геном человека

Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Статья 14. Запрет на выбор пола

Не допускается использование вспомогательный медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом.

Глава V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья 15. Общее правило

Научные исследования в области биологии и медицины осуществля-ются свободно при условии соблюдения положений настоящей Конвенции и других законодательных документов, гарантирующих защиту человека.

Статья 16. Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых

Исследования на людях проводятся только при соблюдении следующих условий:

1. не существует альтернативных методов исследования, сопоставимых по своей эффективности;

2. риск, которому может быть подвергнут испытуемый, не превышает по-тенциальной выгоды от проведения данного исследования;

3. проект предлагаемого исследования был утвержден компетентным органом после проведения независимой экспертизы научной обоснованности проведения данного исследования, включая важность его цели, и много-стороннего рассмотрения его приемлемости с этической точки зрения;

4. лицо, выступающее в качестве испытуемого, проинформировано об имею-щихся у него правах и гарантиях, предусмотренных законом;

5. получено явно выраженное, конкретное письменное согласие, предусмот-ренное в статье 5. Такое согласие может быть беспрепятственно отозвано в любой момент.

Статья17. Защита лиц, не способных дать согласие на участие в исследовании

1. Исследования на людях, не способных дать на это согласие в соответствии со статьей 5, могут проводиться только при соблюдении всех следующих условий:

а. выполнены условия, изложенные в пунктах "1" - "4" статьи 16;

б. ожидаемые результаты исследования предполагают реальный непос-редственный благоприятный эффект для здоровья испытуемых; в. исследования с сопоставимой эффективностью не могут проводиться на людях, которые не способны дать согласие;

г. получено конкретное письменное разрешение, предусмотренное в статье 6, и

д. сам испытуемый не возражает против этого.

2. В исключительных случаях и в соответствии с требованиями, предус-мотренными законом, проведение исследований, не направленных на непос-редственный неблагоприятный эффект для здоровья испытуемых, разреша-ется при соблюдении требований, изложенных в подпунктах "а", "б", "в" и "г" пункта 1, а также следующих дополнительных условий:

е. целью исследования является содействие путем углубления и совершен-ствования научных знаний о состоянии здоровья человека, его болезни и расстройстве, получению в конечном счете результатов, могущих иметь благоприятные последствия как для состояния здоровья данного испы-туемого, так и других лиц, страдающих той же болезнью или расстройством или находящихся в аналогичном состоянии.

ж. участие в данном исследовании сопряжено с минимальным риском или неудобствами для данного испытуемого.

Статья 18. Исследования на эмбрионах in vitro

1. Если закон разрешает проводить исследования на эмбрионах in vitro, он же должен предусматривать надлежащую защиту эмбриона.

2. Создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается.

Глава VI. ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ У ЖИВЫХ


Каталог: files -> person
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»
person -> Вопросы к экзамену по курсу «Общая психология
person -> Александр неклесса
person -> Особенности организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста
person -> Аксенова А. К. А42 Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб для студ дефектол фак педвузов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница