Диссертационной работы



Дата18.05.2016
Размер95.5 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НИР и МС,

профессор

______________ Т.А. Степченко

«15» мая 2013года




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по специальности


Максимкиной Натальи Николаевны
Тема диссертационной работы:
«Нравственное развитие старшеклассников средствами

художественного восприятия (на примере изучения лирики)»


специальность 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Шлык В. В.

Брянск 2013


Актуальность исследования. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается острейшей проблемой всех времен. В настоящее время Россия переживает сложную морально-психологическую, экономическую, политическую неустойчивость, когда растет количество наркоманов, алкоголиков, правонарушителей, значительно сложнее стало решать проблемы нравственного воспитания молодежи, в том числе студентов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи, особенно подростков, на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Наблюдается несоответствие нравственных качеств раннего юношества нормам, принятым в обществе. Это обязывает усилить внимание к различным аспектам данной многогранной проблемы: формированию нравственных чувств, убеждений, нравственного поведения; воспитанию у подрастающего человека высокой идейности, гражданственности и активной жизненной позиции, творческого и художественного вкуса.

Необходимость совершенствования всей системы морально-этического воспитания юношества в условиях возрастания роли морального фактора в жизни общества свидетельствует об актуальности нравственного развития учащихся (раннего юношества) средствами художественного восприятия.

Данная проблема объемна и многоаспектна. Она включает в себя философский, социальный, психологический, педагогический аспекты.

Так, вопросы нравственности освещали философы В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, Э. Ильенков, И.С. Кон, B.C. Соловьев, Ч. Шарипов.

Изучением психологических особенностей и проблем, в том числе нравственных, юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, Р. Бернс, И.Ю.Кулагина, Ф.Раис, К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер и др.

Вопросы нравственно-эстетического воспитания школьников, связанные с проблемами литературного образования в России, исследованы в трудах Н. И. новикова, А. Д. Галахова, Ю. К. Бабанского, В. А. Разумного и др.

В трудах А. Ф. лосева, Д. С. Лихачева. Ю. М. Лотмана и др. отражаются культурологические аспекты данной проблемы.

Решение нравственных проблем воспитания подростков, юношества ассоциируется в русской педагогике с именами Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др. Педагоги О.С.Богданова, Л.Ю.Гордин, В.Е.Гурин, Э.П.Козлов, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова, М.Г.Яновская и другие изучали общепедагогические проблемы нравственного воспитания. Анализ их трудов и других исследований по проблемам нравственности дает возможность отметить, что с развитием общества в постсоветской России актуальность проблемы повышается, выявляя новые ее аспекты.

Ученые О. В. Хухлаева, Д. И. Фельдштейн, Н. Лебедева, И. В. Дубровина и др. освещают психолого-социальной аспект данной проблемы. Психологическая готовность предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь. Таким образом, ведущую роль в психологической готовности к самоопределению играет осознание своих качеств и оценка их.

Однако в современной педагогической науке не уделяется должного внимания проблеме нравственного развития старшеклассников средствами художественного восприятия.

Проблема развития читательского восприятия освещалась психологами Л. Г. Жабицкой, О. И. Никифоровой, Г. Н. Кудиной, методистами В. Г. Мирецкой, Д. А. Яндыгановой, Э. И. Гуткиной, Е. А. Латкиной и др.

Единством мнений ученых является убеждение, что художественное восприятие положено, в том числе, в основу формирования личности.

Л. С. Выготский, М. П. Якобсон, С. Л. Рубинштейн в своих трудах освещают эмоционально-чувственную основу восприятия.

Эстетический аспект восприятия раскрывают И. К. Арсеньев,Л. Г. Жабицкая, М. А. Верба, М. В. Грибанова, Н. Г. Тагильцева и др.

Методологию художественного восприятия изучают Т. В. Калинина, Р. Мизанбаев, Е. Ю. Фортунатова и др.

Несмотря на то, что вопрос нравственного воспитания в определенной мере исследован российскими учеными, проблема нравственного развития старшеклассников средствами художественного восприятия разработана недостаточно. Анализ педагогической, психологической, философской литературы позволил сделать вывод о том, что педагогический потенциал художественного восприятия в развитии нравственности старшеклассника осмыслен не полностью. Таким образом, системного и комплексного исследования, посвященного нравственному развитию старшеклассников средствами художественного восприятия, до сих пор не проведено.

Проблема исследования заключается в устранении противоречий между потребности воспитания обществом высоконравственного юношества и недостаточной разработанностью средств художественного восприятия данного возраста.

Объект исследования является нравственное развитие старшеклассников.

Предметом исследования выступает художественное восприятие как средство нравственного развития, обеспечивающее формирование ценностно-ориентированного идеала старшеклассников.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать художественное восприятие как средство нравственного развития старшеклассников.

Для ее достижения предлагается решить следующие задачи:



  1. выявить педагогический потенциал художественного восприятия и обосновать средства художественного восприятия, опираясь на педагогические и методологические теории,

  2. сориентировать содержание образования, методы и формы нравственного развития старшеклассников,

  3. сформировать личностно-эмоциональное отношение к нравственным ценностям как основе духовно-социального опыта,

  4. разработать практические рекомендации по нравственному развитию старшеклассников средствами художественного восприятия.

Гипотеза исследования: нравственное развитие старшеклассников будет более эффективно:

- при выявлении и обосновании средств художественного восприятия;

- при ориентировании содержания образования, методов и форм на нравственное развитие старшеклассников;

- при формировании в процессе художественного восприятия у учащихся личностно-эмоционального отношения к нравственным ценностям, приобщение этих ценностей к личному духовно-социальному опыту;

- при обобщении педагогического опыта по нравственному развитию старшеклассников средствами художественного восприятия.



Основные методы исследования. Для решения поставленных задач применялись теоретические, эмпирические, социолого-педагогические методы исследования: изучение и осмысление методологической, психолого-педагогической и методической литературы; анализ педагогического опыта по нравственному воспитанию детей; проектирование; педагогическое наблюдение; диагностирование; опросы (беседы, анкетирование); дискуссии; количественный и качественный анализ работ учащихся; методы статистической обработки полученной информации.

Научная новизна исследования состоит:

- в системном и комплексном изучении художественного восприятия в развитии нравственности старшеклассников,

- в создании педагогической модели средств художественного восприятия в развитии нравственности старшеклассников,

- в экспериментальной проверке эффективности новых педагогических подходов, нацеленных на освоение воспитательного потенциала художественного восприятия и учитывающих: эмоциональную основу поэтического слова как целенаправленное педагогическое воздействие на личность старшеклассника; использование в образовательном процессе учебного материала о духовно-нравственных ценностях; психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.



Теоретическая значимость состоит в обосновании научных подходов к исследованию актуальной и педагогической проблемы нравственного развития старшеклассников, в определении необходимых средств нравственного развития, разработке практических рекомендаций нравственного развития старшеклассников.

Практическая значимость:

- экспериментально проверить эффективность нравственного развития средствами художественного восприятия,

- внедрить в педагогическую практику курсы «Средства художественного восприятия в старших классах», «Лирика как средство регуляции нравственности»,

- материалы исследования могут использоваться в практике работы высшей школы, а также других (по профилю) средних и общеобразовательных учреждениях.



Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав с последующими выводами, заключения, списка литературы, приложения.

Основное содержание работы.

Первая глава «Теоретико-методологические особенности художественного восприятия лирических произведений как средства нравственного развития старшеклассников»



Параграф первый посвящен изучению психолого-педагогических особенностей юношеского возраста.

Юношеский возраст в биологическом отношении характеризуется завершением физического созревания. Социальное положение юношества неоднородно. Подавляющее большинство юношей и девушек - учащиеся. Это уже не дети, но еще не взрослые. Многих молодых людей еще остро волнуют проблемы "подросткового" порядка, вроде обеспечения своей "автономии" от старших. Вместе с тем они должны уже найти свое место во взрослом мире, а это наряду с дифференциацией способностей и интересов, без которой трудно избрать профессию, требует выработки мировоззрения и осознанной позиции. Юность – завершающий этап первичной социализации. Проблемы социализации школьников раскрываются в исследованиях И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др. В них подчеркивается необходимость согласования усилий различных социальных институтов общества в процессе успешного воспитания личности. Важное  новообразование юношеского возраста -  потребность в смысле жизни - описано отечественными психологами  К.Обуховским и В.Э.Чудновским. Юношеский возраст (по сравнению с подростковым) характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Нравственное развитие, формирование  системы  взглядов и иерархии ценностей, мировоззрения являются важнейшими новообразованиями юношеского возраста. Таким образом, в юношеском  возрасте решаются такие основные задачи, как: - подготовка  к профессиональной карьере; - выработка социально-ответственного  поведения; - построение системы  ценностей и этического сознания.

Итак, юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности и нравственного совершенствования, который включает осознание смысла жизни и ее целей.

Во втором параграфе освещается проблема нравственного воспитания старшеклассников в аспекте нравственного чувств.

Нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития.

Вопросы нравственности освещали философы В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, Э. Ильенков, И.С. Кон, B.C. Соловьев, Ч. Шарипов.

Изучением психологических особенностей и проблем, в том числе нравственных, юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, Р. Бернс, И.Ю.Кулагина, Ф.Раис, К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер и др.

Решение нравственных проблем воспитания подростков, юношества ассоциируется в русской педагогике с именами Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др. Педагоги О.С.Богданова, Л.Ю.Гордин, В.Е.Гурин, Э.П.Козлов, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова, М.Г.Яновская и другие изучали общепедагогические проблемы нравственного воспитания. Анализ их трудов и других исследований по проблемам нравственности дает возможность отметить, что с развитием общества в постсоветской России актуальность проблемы повышается, выявляя новые ее аспекты.

Проблемы формирования нравственных ценностей, мировоззрения в учебной деятельности отражены в трудах Е. В. Бондаревской, Д. И. Водзинского, Е. Н. Зайцева, Н. Я. Мещеряковой и др. Нравственность человека зависит от многих составляющих, в том числе от личностной среды человека, его внутреннего мира.

Проблему нравственности в своих трудах освещали С. В. Шестопалов, В. В. Знаков, Н. Н. Шиховцова, Л.Н. Антилогова, Л. Д. Короткова, В. А. Сухомлинский и др., определившие нравственность как культурно-нормативную форму регуляции человеческих отношений Одной из форм наследования нравственности в обществе является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Воспитание выступает в качестве «посредника» между личностью и социумом. Психологический аспект воспитания (Л. Н. Антилогова, Н. И. Непомнящая, С. Л. Рубинштейн) заключается в целенаправленном воздействии на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности. Под влиянием целенаправленного воздействия общечеловеческие ценности выступают в качестве предметов осознания и переживания их как потребностей, побуждающих к деятельности по освоению, созиданию, реализации этих ценностей в жизнедеятельности личности. Только в этом случае социальные нормы и ценности могут выступать в качестве регуляторов поведения личности.

Н. Х. Ворокова, А. В. Кирьякова, Л. Д. Короткова среди всех ценностей выделяют нравственные как универсальные, фундаментальные, абсолютные, надысторичные, являющиеся основным «каналом усвоения духовной культуры общества», формирующие эстетический вкус, самосознание, эмоциональную сферу, чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты, эмпатийные чувств, коммуникативные способности.

По мнению Е. В. Бондаревской, В. А. Караковского, Г.В.Шалашникова основой нравственного принципа гуманизма являются нравственные чувства, являющиеся, в свою очередь, нравственным результатом наличия в человеке нравственных качеств: великодушия, добродетели, под которой французский философ М. Монтень понимает умение делать добро другим людям, что требует огромного напряжения нравственных и всех душевных качеств.

Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность.

А. Леонтьев подчеркивает, что искусство, оказывая значительное эмоциональное воздействие на человека, развивает эмоционально-волевые, этические и другие стороны личности.

Возраст старшего школьника позволяет ему быть включенным в самостоятельную творческую деятельность на уроках литературы, которая, как предмет гуманитарного цикла, является основой нравственного воспитания. Н.С.Лейтес отмечает, что произведения литературы, несущие в себе эмоциональный заряд, соответствуют предчувствию чего-то значительного, что особенно характерно для ранней юности. Для юношеского возраста характерен обостренный интерес к нравственно-этическим проблемам: смысла жизни, долга, чести, достоинства, свободы личности. Формирование устойчивых эмоциональных отношений – важное условие развития человека как личности.



В третьем параграфе мы проанализировали особенности художественного восприятия в старшем школьном возрасте.

Старшеклассник, вступающий в самостоятельную жизнь, постигая социальную перспективу, стремится предоставленную ему обществом перспективу сделать своей собственной и сформировать себя как личность. Для этого он ориентируется на категорию прекрасного (гармоническое развитие) и творческую активность (творческое преобразование жизни по законам красоты, добра, справедливости). Гармония мировоззренческих идеалов достигается средством активной творческой позиции личности школьника. По мнению И. К. Арсеньева именно восприятие преобразует внешнюю информацию во внутреннюю, формируя при этом образы, ассоциации. Проблема формирования художественного восприятия у школьников освещается в трудах О. Ю. Богдановой, Л. Г. Жабицкой, Н. А. Стефаненко, А. А. Адаскиной. Отмечено, что художественное восприятие, наиболее эмоционально проявляющееся у младшего школьника, с возрастом утрачивается. Так, для восприятия подростков характерно конкретное описание предмета с рассеиванием ассоциативного ряда. Однако взрослые испытуемые связывают возникающие ассоциативные образы с воспринимаемым объектом. Таким образом, прослеживается проблема эволюционной необходимости развития художественных способностей старшеклассника. Одни ученые-педагоги С. А. Шапкина, М. А. Козловская, О. В. Чиндилова, Е. В. Ильина и др. рассматривают художественное восприятие в аспекте младшего и среднего школьного возраста. Другие изучают развитие и формирование художественного восприятия на занятиях музыки, изобразительного и прикладного искусства (С. Н. Лифинцева,В. Д. Романов , Р. А. Сафиулин и др.). Проблема художественного восприятия старшеклассников, в том числе на основе литературного текста, в науке малоосвещена. На наш взгляд, в старшем школьном возрасте восприятие проецируется в социальном контексте. Л. Г. Жабицкая, В. А. Кан-Калик, С. А. Чернова в художественном восприятии выделяют эстетическую восприимчивость, внутреннюю эмоциональность, интеллектуальное осмысление, являющиеся основой гармоничного развития личности.

Художественное восприятие в педагогическом процессе изучают Е. Б. Суворова, Н. Я. Мещерякова, Т. Ф. Мушинская и др. По их мнению, идейно-нравственный опыт старшеклассника может быть накоплен через личностное отношение его, старшеклассника, к изучаемому произведению. Результатом нравственного проникновения в художественное произведение является формирование нравственной позиции старшеклассника. Развитие литературно-творческих способностей учащихся способствует повышению личностного художественного развития: нравственно-эмоциональному обогащению, проявление интереса к вопросам общей культуры и эстетики жизни. Умение читать, думать, анализировать, осмысливать, защищает юного человека от духовного вакуума. Искусство работы с текстом определяет понимание стоящей за текстом жизни.

Л. С. Айзерман выделил концепцию «духовной жажды», определяющей личность старшеклассника: жажда интересного дела; жажда понимания, соучастия; жажда любви, семьи; жажда осмысленного бытия. В поисках нравственных ориентиров, утоляющих «духовную жажду», старшеклассники обращаются к литературе. Таким образом, целостное художественное восприятие литературного произведения является средством нравственного развития юношей и девушек.

Ю. М. Лотман, Б. О. Корман, Л. С. Выготский аргументированно показывают, что целостное восприятие текста возможно в единстве формы и содержания, выделяя при этом «эмоции формы» и «эмоции содержания». Материал художественной литературы способствует рождению таковых эмоций.

Художественное восприятие литературы способствует возникновению образа-идеала, что исключительно важно в период ранней юности.



Четвертый параграф посвящен специфике изучения лирики в старших классах.

Сильное воздействие лирических произведений на эмоциональное состояние человека отмечали Л. С. Выготский, В. Я. Лакшин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Х. Раппопорт, П. М. Якобсон и др.

Лирика открывает внутренний мир человека, духовные качества. Она выступает не только как средство познания, но и как средство самопознания. Изначально наделенная особым содержанием лирика превращается в живой процесс по практической человеческой психологии. Лирика развивает художественное переживание, которое при умелой направленности перерождается в душе читателя в сопереживание, сострадание, сочувствие. Ученый З. С. Старкова отмечает философско-психологическую роль поэзии в формировании души. По их мнению, поэзия, отбирая самое важное и отсекая лишнее, проясняет неповторимое в человеке. Нравственной правдой лирики, по мнению Е. М. Винокурова, является «ценность холодного объективного познания (истина) и ценность горячего, нравственного субъективного чувства (справедливость)». Таким образом, в поэзии больше души. Поэтический текст можно только чувствовать.

М. В. Малышева В. Г. Маранцман, определяют лирику как единство образцов восприятия окружающего мира и источника для собственного самосовершенствования старшеклассника, указывают на необходимость созвучия внутреннего мира поэта и душевного опыта старшеклассника.

Программная лирика старших классов представляет собой совокупность ряда эпох. Особенностью восприятия лирики является накапливание нравственных ценностей, мировоззрения и мировосприятия авторов разных социальных эпох. Таким образом, духовное наследие русской культуры формирует у старшеклассников ценностное отношение к авторским идеалам и их духовным ценностям.

В лирике важны все элементы: язык, интонация, ритм, подтекст. Е. М. Винокуров, Ю. М. Лотман, В. М. Жирмунский, рассматривая единство формы и содержания поэзии, подчеркивают эволюцию системы художественных средств формирования духовной культуры. Для лирического произведения важно изображение конкретного состояния человеческой личности. В основе лирического стихотворения лежит образ-переживание, существующий в единстве предмета изображения и словесных форм его воплощения, отличающихся смысловой уплотненностью, звуковым, интонационным и ритмическим своеобразием. Жанровые особенности и специфика воздействия лирики служат повышению нравственного развития старшеклассника. Юношеский возраст испытывает потребность в общении с поэзией, чтобы обогатить душу и усложнить переживание. «Поэзия не может быть без личности. Без углубления в себя. Ведь лишь обладание «я» ведет к познанию «ты» (Е. М. Винокуров).


Литература

  1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе. Заковряшина Г. И., http://rba.timacad.ru/pub/actual

  2. Акутина С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса. Дисс…канд. пед. наук.

  3. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности

  4. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы. – М., 1994.

  5. Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. – Москва: Российское педагогическое агентство, Брянск, 1997

  6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. - 1979. – №4. – С.23-31. с. 23-31

  7. Буева Л. П. Духовность и проблема нравственной культуры // Вопросы философии. 1992, № 2

  8. Ворокова Н. Х. Теоретические основы нравственных ценностей и ценностных ориентаций студенчества // Образование и общество, № 4, 2009. С. 88-91

  9. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология.

  10. Знаков В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика м психология нравственного сознания // Психологический журнал, № 1, 1993, с. 32-43

  11. Кирьякова А. В. Ориентация личности в мире ценностей. // Magister, международный псих-пед. журнал, № 4, 1998, с. 37-50,

  12. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982. с. 192.

  13. Короткова Л. Д. Дис. Кан. П.н.Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Москва – 2008.

  14. Кошман Н. В. Формирование социально-психологических механизмов регуляции поведения в подростковом возрасте. Автореферат…дисс. к.п.н., 2002.

  15. Лебедева Н.. Психолого-педагогическое содействие ценностному самоопределению студентов // Альма-матер, № 8, 2006. С. 17-21

  16. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст] / Н.В.Мельникова, Р.И. Овчарова // монография.- СПб.: Изд-во «Амалтея», 2008.- 304 с.

  17. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2001, - 192с., с. 49

  18. Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании», 19 ноября 2004 года. – Под ред. С. И. Дудника. – СПб., 2004.

  19. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. М: Просвещение, 1983.

  20. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. редактор Б. М. Бим-Бад. -М., 2003.

  21. Педагогический словарь. – М., 1983.

  22. Психологический словарь

  23. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России.// Вопросы философии.- 1994.- №4.- с. 14-34.

  24. Самылова О. А. К вопросу нравственного совершенствования в юношеском возрасте. – М.

  25. Санкин Л. А. Духовно-нравственное воспитание студентов // Педагогика, № 10, 2008. С. 108

  26. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994, с. 145.

  27. Степанченко О. В. Понятие педагогической регуляции в контексте социально-культурного проектирования // Образование и общество, № 4, 2009. С. 34-37

  28. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2. - 456 с.

  29. Теория и методика воспитания/В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

  30. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2000.

  31. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.-142с.

  32. Фельдштейн Д. И. Психология поуровневого развития личности в онтогенезе. M. 1989.

  33. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983, с. 764-765.

  34. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.

  35. Хухлаева О. В. Психология подростка.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2005. – 160с., с. 98-103

  36. Шалашников Г.В. Истоки нравственного чувства в моральной философии П. Л. Лаврова //Социально-гуманитарные знания, № 3, 2010г., с. 216-227.

  37. Шестопалов С. В. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве. Автореферат… дис. канд. пед. наук.

  38. Шиянов Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика, № 10, 2007. С. 33-37

  39. Шиховцова Н. Н. Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы. Автореферат дисс… канд. пед. наук.

  40. Ядов Б. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия.


Каталог: files
files -> Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию»
files -> Рабочая программа по курсу «Введение в паблик рилейшнз»
files -> Основы теории и практики связей с общественностью
files -> Коммуникативно ориентированное обучение иностранным языкам в Дистанционном образовании
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница