Диссертация на соискание научной степени



Скачать 315.39 Kb.
Дата21.05.2016
Размер315.39 Kb.
ТипДиссертация
Для заказа доставки диссертации сделайте запрос через форму обратной связи по ссылке: http://mydisser.com/ru/contact.html

Бердянский государственный педагогический институт

им. П.Д.Осипенко

На правах рукописи




МАЛИЦКАЯ Елена Владимировна

УДК 372.874




Педагогические условия

обучения младших школьников

основам языка изобразительного искусства
13. 00. 09 – теория обучения
Диссертация

на соискание научной степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:



КОТЛЯР Владимир Филлипович,

кандидат педагогических наук, професор



Бердянск - 2002


Содержание


Введение……………………………………………………………………….........

3

Глава 1.

Теоретико-методологические основы исследования ………………………………................................

15


1.1

Художественно-эстетическая и коммуникативная специфика языка изобразительного искусства…………………………………..................

15


1.2.

Классификация, сущность и структура элементов языка изобразительного искусства………………………………………..........

22


1.3

Педагогические условия обучения младших школьников элементам языка изобразительного искусства………………………………………

37





Выводы к 1 главе………………………………………..………………...

76

Глава 2.

Особенности целенаправленного обучения учащихся ПЕРВОГО класса основам языка изобразительного искусства…………...............................



77

2.1.

Теоретические предпосылки к организации экспериментальной части исследования……………………………………………………….

77


2.2.

Характеристика исходных уровней готовности учащихся к экспериментальному обучению (констатирующий эксперимент).........

87


2.3

Особенности овладения учащимися первых классов основами языка изобразительного искусства (ход и результаты формирующего эксперимента)……………………………………......................................

101





Выводы ко 2 главе …………………………………………………..……

173


Общие выводы исследования…………………………………………...

179

Заключение………………………………………………………………………..

182

ЛитературА………………………………………...……………………………….

185

Приложение………………………………………………………………………..

200




Введение




Актуальность проблемы. Сфера духовной жизни и духовной культуры человека на протяжении всей истории развития цивилизации рассматривается как непреходящая ценность, служащая развитию человеческого в человеке, обобщающая многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявляется смысл человеческой жизни.

Формирование духовного мира человека рассматривается в современной педагогике не только как предмет личной заинтересованности, но и как важная социальная задача, поскольку настоящее и будущее нашего общества находится в прямой зависимости от духовной культуры каждого его гражданина, идейных и социальных ориентиров его внутреннего мира.

На духовное освоение действительности человеком, формирование его готовности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты благотворное воздействие оказывает искусство. Это достигается благодаря тому, что искусство обладает возможностями целостно и всесторонне отражать реальный мир, воздействовать одновременно на чувства и мысли человека, на все сферы его деятельности в труде, быту, науке, политике, экономике, а также в его поступках, поведении, общении. Благодаря своей эмоционально-чувственной и образной сущности, оно объединяет, таким образом, все формы общественной деятельности и познания, где проявляется эстетическое отношение субъекта к действительности и самому себе.

Психологической и педагогической теорией и практикой (Л.А.Венгер, Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев, А.В.Запорожец, В.И.Киреенко, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Ростовцев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Бакушинский, Н.А.Ветлугина, Е.С.Громов, В.В.Колокольников, Т.С.Комарова, В.Ф.Котляр, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, Н.П.Сакулина, Е.М.Торшилова, Е.В.Шорохов, Б.П.Юсов) обусловлено достаточно раннее приобщение человека к овладению различными видами искусства, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторые из видов искусства обрели в системе общеобразовательных учреждений статус обязательных учебных дисциплин.

Изучение специфики детской изобразительной деятельности, разработка и совершенствование педагогических условий, обеспечивающих успешность обучения детей изобразительному искусству, особенно на исходных этапах приобщения к нему, вызывает повышенный интерес отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

В отечественной литературе детская изобразительная деятельность, особенно ее творческие проявления, определяется как явление художественной культуры. Изучение условий ее формирования является важной проблемой психологической и педагогической наук. В оценке детской деятельности исследователи чаще всего указывают на два ее качественных достоинства - художественную искренность и непосредственность отражения окружающего мира в продуктах деятельности с одной стороны и значимость этой продукции в изучении самого ребенка с другой. Как отмечает В.М.Бехтерев: «…детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждений взрослых о детском мире и в то же время поможет уразуметь, что такое дитя не с субъективной лишь точки зрения, как это обыкновенно делается, а на основании этого объективного материала» [152,c.126].

Дополняя оценку, высказанную Бехтеревым, Н.А.Ветлугина отмечает, что в изобразительной деятельности ребенок выявляет свое понимание окружающей действительности и свое отношение к ней, и это помогает раскрыть внутренний мир ребенка, особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей. В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе [34, с.34].

Безоговорочно признавая важность детской изобразительной деятельности и необходимость художественного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возрастов, в исследованиях, посвященных данной проблеме постоянно ведется, вместе с тем, острая дискуссия по поводу критериев ее оценки с позиции профессионализма, а, следовательно - и определения с этих же позиций содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса.

В большинстве исследований природа детской изобразительной деятельности истолковывается, исходя из сложившейся в отечественной психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев) концепции об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельностном способе его существования, в связи с которой психическое развитие ребенка осуществляется путем присвоения им материальной и духовной культуры, созданной человечеством, и все психические процессы и образования формируются в деятельности. Из этого следует, что психическая регуляция изобразительной деятельности осуществляется при помощи психических действий, характерных для человека, которые не могут возникнуть естественным путем, а должны быть присвоены ребенком, иными словами "не природа, но общество должно в первую очередь рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека" (Л.С.Выготский).

В связи с данной концепцией особое значение приобрели исследования, направленные на разработку методов передачи детям норм реалистического изобразительного искусства. Исходя из этого, творчество зрелого художника рассматривается ими в качестве образца, к которому постоянно должна стремиться деятельность ребенка. Основной вопрос, возникающий при таком подходе, заключается в определении возможных пределов достижения реалистичности изображения на том или ином конкретном этапе овладения деятельностью.

Иная точка зрения, относительно подходов к овладению детьми изобразительной деятельностью, состоит в том, что исследователи или с незначительными оговорками, или полностью отвергают использование профессиональных критериев, мотивируя это тем, что миру детства, как считают они, свойственна иная структура ценностей. По их утверждению, на первый план должна выступать индивидуальность. Это означает то, что каждый ребенок должен получить возможность извлечь из художественных занятий наиболее необходимое для его уникальной потребности, что способствует его самовыражению.

Возникшая еще в 2О-е годы прошлого столетия в отечественной педагогике (Ф.И.Шмит, А.В.Бакушинский), данная концепция находит свое выражение и в ряде современных исследований (А.П.Ершова, Е.А.Захарова, В.Н.Кардашов, М.С.Чернявская, И.В.Федоров). По мнению авторов исследований, задача педагога состоит лишь в обеспечении условий для творчества каждого ребенка, которые сводятся в основном к развитию наблюдательности и ознакомлению его с отдельными приемами работы в некоторых видах изобразительной техники. Ни педагог, ни тем более художник не должны своими произведениями "заглушать" ребенка своей взрослой активностью, своими представлениями об окружающем мире, своим творчеством. Как считает А.В.Бакушинский: «…ребенку учиться у взрослых нечему.» [14, с.54]

Существование в исследованиях различных точек зрения в оценке детской изобразительной деятельности обусловило наличие различных подходов и в разработке программных задач, содержания, форм и методов обучения учащихся данной деятельности. При этом наиболее острому обсуждению подвергается проблема, связанная с обучением учащихся, особенно младших классов, основам языка изобразительного искусства, выступающего, в данном случае, в качестве альтернативы: с одной стороны - овладение им как исходным показателем приобщения к профессиональному искусству, разумеется, в доступных для данного возраста пределах, с другой - сохранение специфического своеобразия, присущего детской деятельности.

В искусствоведческой литературе [200] язык искусства определяется как совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства, материальных средств и приемов создания художественного образа, т.е. изобразительно-выразительных средств. Использование понятия "язык искусства" столь же правомерно, как и "словесный язык", поскольку означает такую систему, которая служит выражению художественного содержания и функционирует в пределах сферы искусства, являясь средством передачи сообщения от автора к адресату.



Знание правил этого особого языка служит тем специфическим кодом, который дает возможность художнику передавать созданные им образы, а адресату воспринимать сообщение, пользуясь тем же кодом [164].

По свидетельству экспериментальных исследований (Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Т.С.Комарова, В.Ф.Котляр, В.С.Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Г.А.Подкурганная, Е.В.Шорохов, Б.П.Юсов), ребенок, уже с первых этапов овладения деятельностью, начинает присваивать отдельные элементы изобразительного языка, хотя в использовании этих элементов обнаруживаются характерные особенности, специфичные для детской деятельности. Таким образом, использование элементов языка изобразительного искусства не нарушает при этом своеобразия и привлекательности детского рисунка. С другой стороны, как показывают исследования, самостоятельный путь ребенка в поиске выразительных средств малоэффективен, поскольку этот поиск проходит путем проб и ошибок и без внутреннего убеждения в необходимости применения тех или иных средств. Следовательно, лишь квалифицированное, научно обоснованное и методически обеспеченное обучение изобразительной деятельности способствует овладению ребенком этими средствами.

Однако анализ литературы, посвященной изучению особенностей обучения детей дошкольного возраста и учащихся младших классов изобразительной деятельности, указывает на тот факт, что проблема обучения основам языка изобразительного искусства представлена в исследованиях неоднозначно. В одних случаях данная проблема решается в контексте общих подходов к обучению детей изобразительной деятельности на этапе дошкольного возраста (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, В.Ф.Котляр) и младшего школьного возраста (Г.В.Лабунская, В.В.Колокольников, Н.А.Кржимовская, В.C.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.Е.Рожкова, С.А.Федоров, Б.П.Юсов). В других - представлены особенности овладения детьми отдельными элементами этого языка: композицией в дошкольном возрасте (Г.А.Подкурганная) и в школьном возрасте (Е.В.Шорохов); цветом в дошкольном возрасте (Л.В.Пантелеева) и в школьном возрасте (А.А.Мелик-Пашаев, Т.А.Копцева).

Отсутствие специальных исследований, посвященных особенностям обучения учащихся младших классов основам изобразительного языка, привело к тому, что в рекомендуемых вариантах учебных программ по изобразительному искусству для младших классов общеобразовательной школы [69, 85, 116, 125, 148, 149] отсутствует в четкой определенности перечень элементов этого языка, подлежащих овладению учащимися, не представлена последовательность их усложнения на каждом этапе учебного процесса. Этим определяется актуальность избранной нами проблемы исследования.



Объектом исследования является процесс обучения учащихся младших классов общеобразовательной школы элементам языка изобразительного искусства.

Предмет исследования – педагогические условия обучения учащихся 1-го класса основам языка изобразительного искусства.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной школы основам языка изобразительного искусства.

Гипотеза. Успешность осознанного овладения учащимися младших классов основами языка изобразительного искусства может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:

- убежденности учащихся в выразительных достоинствах предлагаемых элементов языка изобразительного искусства; осознании их преимущества перед теми средствами выразительности, которыми они располагали и использовали до обучения;

- применении комплексного подхода к обучению учащихся основам языка изобразительного искусства.

Для реализации цели и проверки достоверности выдвинутой гипотезы нами поставлены следующие задачи:



  1. Проанализировать и обобщить отправные теоретические положения, определяющие основы языка изобразительного искусства.

  2. Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешность овладения учащимися 1-го класса необходимой совокупностью элементов языка изобразительного искусства.

  3. Изучить особенности овладения учащимися 1-го класса основами языка изобразительного искусства и использования его элементов в процессе эстетического восприятия произведений изобразительного искусства и отражения своих впечатлений об окружающем мире в изобразительной деятельности.

  4. Разработать и экспериментально апробировать модель обучения учащихся 1-го класса основам языка изобразительного искусства и методические рекомендации, направленные на ее реализацию.

Методологическую основу исследования составляет философское учение о присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

Основу обоснования теоретических и практических задач, решаемых в исследовании, составила разработанная в отечественной психологии теория о психическом развитии ребенка как процесса, имеющего конкретно-историческую и социальную природу. Все этапы этого развития обусловлены особенностями передачи социального и общественного опыта (Л.C.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер).

Такой подход к психическому развитию сделал возможным в процессе определения наиболее эффективных условий овладения учащихся основами языка изобразительного искусства использование целенаправленного обучения, в процессе которого осуществляется усвоение ребенком простейших форм этого опыта.

В разработке гипотезы и конкретных методик исследования мы исходили из следующих теоретических предпосылок:

понимания в эстетике языка искусства как совокупности исторически сложившихся, особых в каждом виде и жанре искусства материальных средств и приемов создания художественного образа, т. е. изобразительно-выразительных средств (А.А.Потебня, А.Д.Алехин, П.А.Билецкий, В.И.Костин, В.И.Самохвалова, В.А.Юматов);

признания научно-обоснованного, методически обеспеченного обучения в качестве универсального условия осознанного овладения учащимися младших классов основами языка изобразительного искусства (Г.В.Лабунская, И.П.Глинская, В.В.Колокольников, Э.М.Белютин, Е.В.Шорохов, Н.П.Сакулина, В.П.Котляр).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ искусствоведческой, психологической, педагогической и методической литературы по избранной проблеме, направленный на выявление степени изученности данной проблемы и определение отправных теоретических положений исследования; изучение практики обучения учащихся младших классов изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе; анализ результатов изобразительной деятельности учащихся, зафиксированных в процессе эстетического восприятия произведений изобразительного искусства и воспроизведения ими собственных впечатлений о реальной действительности средствами рисования с целью определения уровня владения учащимися основами языка изобразительного искусства и эффективности создания педагогических условий; педагогический эксперимент.

Основной базой экспериментальной работы были ООШ №7, ООШ №13 г.Бердянска Запорожской области. В эксперименте приняло участие 164 ученика первых классов общеобразовательной школы.

Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа:

на первом этапе (1994-1996) изучалась литература по избранной проблеме исследования, определялись его теоретические основы, разрабатывалось содержание экспериментальной программы и методика ее апробации;

на втором этапе (1996-2000) осуществлялась экспериментальная работа;

на третьем этапе (2001) анализировались и обрабатывались результаты исследования.

Научная новизна исследования:


  • определены педагогические условия обучения учащихся 1-го класса основам языка изобразительного искусства и экспериментально обоснована их эффективность в процессе обучения учащихся изобразительному искусству;

  • определена и экспериментально обоснована ориентировочная степень сложности элементов языка изобразительного искусства (рисунка, линии, цвета, композиции), приемлемая для осознанного усвоения и целенаправленного использования в эстетическом восприятии произведений изобразительного искусства и собственной изобразительной деятельности учащимися 1-го класса;

  • обоснованы процессы и образования, обеспечивающие усвоение рекомендуемых элементов языка и их осознанное использование в решении возникающих перед учащимися изобразительных задач;

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, конкретизации и обосновании правомерности применения терминов «язык изобразительного искусства», «элементы языка изобразительного искусства»; разработке педагогических условий, обеспечивающих последовательное овладение и осознанное использование учащимися младших классов элементов языка изобразительного искусства в собственной изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования: разработана модель учебного процесса, направленного на формирование представлений у учащихся 1-го класса про основы языка изобразительного искусства, в которой представлены во взаимосвязи и взаимозависимости структурные компоненты этого процесса.

По материалам исследования разработан и внедрен в учебный процесс факультета подготовки учителей начальных классов Бердянского государственного педагогического института им. П.Д.Осипенко спецкурс «Методика ознакомления младших школьников с произведениями изобразительного искусства».



Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием исходных позиций, использованием комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, изучением полученных экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Обучение учащихся младших классов доступным их возрастным возможностям основам языка изобразительного искусства является одним из важнейших условий, при котором для них создается возможность осознанно передавать сложившиеся представления о реальной действительности и в материальной форме выражать свое отношение к ней, а зрителю - взрослому, сверстнику - адекватно воспринимать и оценивать результаты их деятельности.

Знание правил языка изобразительного искусства служит ребенку (равно как и взрослому) тем специфическим кодом, который обеспечивает возможность осознанно воспринимать и оценивать художественный образ произведения изобразительного искусства с позиции нравственных и эстетических критериев.

2. Комплексный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству предполагает:


  • овладение учащимися совокупностью элементов языка изобразительного искусства (рисунком, линией, цветом, композицией);

  • развитие способностей учащихся, формирование знаний, умений и навыков к изобразительной деятельности;

  • стимулирование осознанного использования учащимися предлагаемых учителем элементов языка изобразительного искусства в учебном, творческом рисовании, эстетическом восприятии произведений изобразительного искусства;

  • воспитание у учеников оценочного отношения к восприятию действительности и художественного образа с позиций морально-эстетических критериев;

3. Успешность овладения учащимися совокупностью элементов языка изобразительного искусства зависит от целенаправленности использования таких педагогических условий: направленности учебно-воспитательного процесса на убеждение учащихся в выразительных достоинствах и преимуществах предлагаемых элементов языка изобразительного искусства (рисунка, линии, цвета, композиции); применении комплексного подхода к обучению учащихся основам языка изобразительного искусства.

Апробация исследования: ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики начального обучения Бердянского государственного педагогического института, на научно-практических конференциях (Региональная научно-практическая конференция «Современные технологии в подготовке будущих педагогов», Запорожское педагогическое училище, 2001 г.; Областная научно-практическая конференция «Тебе, Харьковщина, поиск молодых!», Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина, 2002 г.; Региональная научно-практическая конференция «II-ой Всеукраинский съезд работников образования и вопросы подготовки учителя современной школы», Бердянский государственный педагогический институт им. П.Д.Осипенко, 2002 г.; Всеукраинский научно-практический семинар «Искусство – важнейшее условие развития творческого потенциала младших школьников», Симферополь, 2002 г.; научно-практические конференции преподавателей БГПИ им. П.Д.Осипенко, 1994-2002 гг.); внедрены в цикл лекционно-практических занятий по учебной дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» для студентов факультета подготовки учителей начальных классов Бердянского педагогического института им. П.Д.Осипенко (1995-2002).

Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманизация образования, осуществляемая в настоящее время в Украине, требует повышения значимости учебных дисциплин художественно-эстетического цикла в школе, направленности их на формирование средствами искусства «человеческого в человеке», на становление духовно богатой, творческой самореализующейся личности.

Изобразительное искусство как вид духовного освоения человеком действительности, имеющий целью формирование его готовности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты, является универсальным средством поликультурного воспитания, самоопределения самореализации ученика, овладения им базовой культурой, основу которой составляют духовные ценности украинского народа и мировой цивилизации.

По свидетельству экспериментальных данных, решение этих кардинальных задач возможно лишь при условии последовательного осуществления комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу, предполагающему постоянный учет и использование совокупности компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, взаимодействие которых порождает качественно новое образование.

Необходимости учета такого подхода требует и обучение учащихся младших классов основам языка изобразительного искусства. Ведь изобразительное искусство в любых его проявлениях - учебной деятельности, творческой деятельности, восприятии произведений изобразительного искусства - предполагает мобилизацию всех основных процессов и образований: способностей, знаний, умений, жизненного и изобразительного опыта, духовных и физических сил. Следовательно, осведомленность о выработанной человеческой практикой системе элементов языка изобразительного искусства выступает как неотъемлемая часть общей готовности ученика к решению задач, выдвигаемых изобразительным искусством, поэтому обучение его основам языка искусства должно осуществляться в контексте обучения изобразительному искусству в целом.

Овладение основами языка изобразительного искусства может быть понято лишь в свете сложившейся общей теории психического развития как процесса, основанного на присвоении ребенком специфически человеческих свойств и способностей, возникших в ходе исторического развития человечества и фиксированных в предметах материальной и духовной культуры.

Предпринятая в данном исследовании попытка сформировать у учеников представления об элементах языка изобразительного искусства, в доступных их возрасту пределах, предоставила возможность убедиться в том, что решающую роль в достижении поставленной цели играет организованное, систематическое, научно обоснованное и методически обеспеченное обучение. Педагог, стимулируя познавательную и оценочную деятельность учеников, побуждая их определенной системой методов, демонстрацией рациональных способов решения стоящей изобразительной задачи, непосредственным руководством и сотрудничеством с ними в осознанном и активном использовании усвоенных элементов изобразительного языка, придает формированию этого процесса ту направленность, которая свойственна в конечном итоге изобразительному искусству.

Разумеется, мы отчетливо осознаем тот факт, что представленные в исследовании результаты овладения учениками первых классов основами языка изобразительного искусства являются окончательно сложившимся фактом. Это этап следует признать лишь на уровне введения учеников в мир информационно-выразительных средств изобразительного искусства, требующего соответственно дальнейшего обогащения и совершенствования на последующих этапах обучения.

Мы не стали бы утверждать то, что предложенная нами модель обучения учеников младших классов основам языка изобразительного искусства и разработанный нами комплекс методического воздействия является окончательным решением данной проблемы на уровне представленного исследования. В силу своей сложности и многогранности охвата задач данная проблема требует дальнейшего изучения.

Вместе с тем, использованные в экспериментальном обучении подходы к решению задач, связанных с обучением учеников элементарным основам языка изобразительного искусства, дают возможность утверждать о повышении общего качественного уровня воспроизведения реального мира в продуктах изобразительной деятельности и его образного восприятия в художественных произведениях, что собственно и подтверждает обоснование избранной нами гипотезы исследования.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

  2. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Искусство, 1964. – 51 с.

  3. Алексюк А.Н., Кашин С.О. Удосконалення навчального процесу в школі. – К.: Вища школа, 1986. – 56 с.

  4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М.: Знание, 1973.– 47 с.

  5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

  6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.

  7. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека // Избранные психологические труды: В 2-х т. - Т.I. - М.: Педагогика, 1980. - С. 180-185.

  8. Антоненко Т.Л. Виховання у підлітків культури почуттів засобами мистецтва: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 - Харків, 1994. - 21 с.

  9. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М.: Искусство. 1957. – 144 с.

  10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.

  11. Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды II научной конф. по возрастной морфологии и физиологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1955. – С. 48-63.

  12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Прогресс, 1977. - 256 с.

  13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

  14. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М.: Советский художник, 1981. – 336 с.

  15. Башилов Я. Ребенок-художник. – М.: АХР, 1929. – 113 с.

  16. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение. 1977. – 188 с.

  17. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - М.: Советская Россия, 1957. - 83 с.

  18. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. - М.-Л.: Искусство, 1940. – 345 с.

  19. Бернштейн М.С. Психология научного творчества // Вопросы психологии. – 1965. - №3. – С. 156-164.

  20. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. – Спб., 1910. – 165 с.

  21. Білецький П.О. Мова образотворчих мистецтв. – К.: Рад. школа. 1973. – 128 с.

  22. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 270 с.

  23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

  24. Болдырева Ю.Н. Рисунки ребенка как материал для его изучения / Вестник психологии. – Спб., 1913. – 94 с.

  25. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

  26. Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. – М.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1962. – 34 с.

  27. Букин В.Р. Искусство и общественная психология. - Л.: Знание, 1976. - 40 с.

  28. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 440 с

  29. Ващенко Г.І. Загальні методи навчання. – К.: Рад.школа, 1977. – 410 с.

  30. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969. - 356 с.

  31. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 86 с.

  32. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

  33. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ им. А.Герцена, 1989. – 74 с.

  34. Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка //Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - C. 5-48.

  35. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. – 231 с.

  36. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 288 с.

  37. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982, - 88 с.

  38. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Советский художник, 1950. – 247 с.

  39. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. - М.: Знание, 1974. - 48 с.

  40. Воробей Ю.Д. Диалектика отражения и творчества искусства. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

  41. Вундт В. Фантазия как основа искусства. – Спб., 1914. – 73 с.

  42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 96 с.

  43. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 292 с.

  44. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1965. - 379 с.

  45. Галкина О.И. Обучение рисованию и развитие изобразительно- графической деятельности детей // Известия АПН РСФСР. Вып. 5. – М., 1955. – С. 73-134.

  46. Галузинський В.М., Євтух М.Б. Педагогіка: теорія та історія: Навч. пос. – К.: Вища школа, 1995. – 234 с.

  47. Геккель Э. Современные знания о филогенетическом развитии человека. – СПб, 1899.

  48. Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности // Проблемы философии и научного коммунизма. – Вып.6. – Красноярск, 1971. – С.107.

  49. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1978. – 256 с.

  50. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 классах. – К.: Рад. школа, 1978. – 112 с.

  51. Гончаренко С.У. Проблеми гуманізації змісту шкільної освіти // Педагогіка і психологія. - 4(25)' 99. - К.: Педагогічна думка, 1999. - С. 17 -25.

  52. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.:Просвещение, 1986. - 238 с.

  53. Гурець Н.Т. Педагогічні умови розвитку творчої активності молодших школярів у гуртковій роботі: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 - Харків, 1994. - 24 с.

  54. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

  55. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. – 1961. -№8. – С.32-42.

  56. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.

  57. Движущие силы учебно-воспитательного процесса / Под ред. В.И.Загвягинского. – Тюмень, 1975. – 156 с.

  58. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. – М.: Просвещение, 1961. – 165 с.

  59. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1982. – 318 с.

  60. Дитина в дошкільні роки. / Керівництво для вихователів дитячих садків та батьків. - Част. ІІ /Додатки/. - Запоріжжя, 1991. - С. 1-79.

  61. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1956. – 146 с.

  62. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

  63. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.II. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986. - 296 с.

  64. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. – К.: Наукова думка, 1982. – 115 с.

  65. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1969. - 111 с.

  66. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования // Известия АПН РСФСР. Вып. 25. – М., 1950. – С. 46-73.

  67. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 174 с.

  68. Изобразительное искусство в школе / Под. ред. В.В.Колокольникова. – М.: Педагогика, 1975. – 96 с.

  69. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов / Сост. Г.Г.Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

  70. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебн. пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 491 с.

  71. Иогансон Б.В. О живописи. М.: Профиздат, 1955. – 241 с.

  72. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками /А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г.Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

  73. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом / Под ред. В.Шестопалова. - М.: Искусство, 1969. - 272 с.

  74. Искусство. Книга для чтения: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура / Состав. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова. – М.: Просвещение, 1969. – 543 с.

  75. Кабиш І.Ю. Розвиток художніх здібностей дітей молодшого віку. - К.: Рад. школа, 1981. - 96 с.

  76. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.

  77. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика. – М., 1978. – 224 с.

  78. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - С. 290-296.

  79. Кардашов В.Н. Развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе восприятия искусства: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 - М., 1990. - 16 с.

  80. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. – М., 1914. – 92 с.

  81. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. – 1966. - № 10. – С. 108.

  82. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980. – 159 с.

  83. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.I. Великая дидактика. – М., 1982. – С. 242-276.

  84. Компанцева Л.В. К вопросу о развитии выразительности детского рисунка //Детское творчество: Сб. научн. ст. / Отв. ред. З.В. Лиштван. - Ростов-на- Дону, 1972. - С. 3-12.

  85. Коновець С.В. Мистецтво: Експериментальна інтегрована програма з образотворчого мистецтва // Початкова школа. - 1999. - № 9. - Вкладка.

  86. Концепція загальної середньої освіти (12-ти річна школа) / Поч. школа. - №2. – 2002. –С. 3-5, №3. – С. 1-6.

  87. Копцева Т.А. Проблема цвета в художественно-творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. – М.: Педагогика, 1990. – 83 с.

  88. Коровкевич С.В. Анализ картины. - Л.: Знание, 1978. - 32 с.

  89. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М.: Педагогика, 1989. – 159 с.

  90. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980. - 207 с.

  91. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. – М.: Знание. 1978. – 112 с.

  92. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості / Під ред. Л.М. Прокопенко. - К.: Рад. школа, 1989. - 608 с.

  93. Котляр В.П. Основи образотворчого мистецтва та методика керівництва образотворчою діяльністю дітей / Під ред. С.В.Коновець. – Запоріжжя, 2001. – 155 с.

  94. Котляр В.П., Сірченко Л.І., Скидано ва Л.Я. та ін. Образотворче мистецтво // Старша група в дитячому садку: Методичний посібник. – К.: Рад. школа, 1990. – С. 222-299.

  95. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. – К.: Рад. школа, 1986. – 94 с.

  96. Котляр В.Ф. Учебное и творческое рисование в детском саду. – Запорожье, 1991. - 116 с.

  97. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения /Методологический анализ/. - М.: Педагогика, 1977. - 264 с.

  98. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общ ред. Г.Г.Обухова. – М.: Советский художник. 1959. – 190 с.

  99. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с.

  100. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972. – 255 с.

  101. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / Книга для учителей и кл. рук. – М.: Просвещение, 1976. – 303 с.

  102. Кубланов Б.Г. Мистецтво як форма пізнання дійсності. - К.: Рад. школа, 1967. - 126 с.

  103. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

  104. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

  105. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.– 207 с.

  106. Лабунская Г.В., Е.Е. Рожкова, Г.Н. Назаревская. К вопросу о методах обучения рисованию в начальной школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 113 с.

  107. Лаптев А.М. О композиции. – М.: Советский художник, 1959. – 108 с.

  108. Лаптев А.М. Рисунок пером. – М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1962. – 74 с.

  109. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

  110. Легенкий Г.И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. – Харьков: Вища школа, 1979. – 143 с.

  111. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.II: Деятельность. Сознание. Личность. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, А.А.Леонтьева, А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1983. – С. 94-232.

  112. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. – 185 с.

  113. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.

  114. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - 113 с.

  115. Ломов Б.Ф. О физиологическом механизме восприятия рисунка / Тезисы докладов по психологии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. – 76 с.

  116. Любарська Л.М., Резніченко М.Н., Протопопова О.В. Образотворче мистецтво: Навчальна програма для 4-річної початкової школи // Початкова школа. - № 7. – 2001. – С. 35-43, № 9. – 2001. – C. 25-30.

  117. Масол Л.В., Бєлкіна Е.М. та ін. Мистецтво: Навчальна програма з образотворчого мистецтва для 4-річної початкової школи // Початкова школа. - №9. – 2001. – С. 16-20.

  118. Махмутов М.И. Современный урок и пути его организации. – М., 1975. – 64 с.

  119. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 1986.- 159 с.

  120. Мейлах В.С. Психология художественного творчества. - М.: Наука, 1980. - С. 5-23.

  121. Мейман Э. Как учить рисовать. – Спб., 1911.

  122. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

  123. Мельник Л.П. Психология управления. – К., 2002. – 176 с.

  124. Методологические основы научного познания / Под ред. В.В.Попова. - М.: Высшая школа, 1972. - 272 с.

  125. Мистецтво. Программа інтегрованого курсу для 4-річної початкової школи / О.Щолокова, Л.Ващенко та ін. – Початкова школа. – 2002. - № 8.- С. 45-49.

  126. Моляко Б.О. Психологічна готовність до творчої праці. - К.: Знання, 1989. - 44 с.

  127. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.

  128. Наступність у навчально-виховній роботі дитячого садка и школи / Упорядник З.Н. Борисова. - К.: Рад. школа, 1985. - 144 с.

  129. Непомнящая Н.И. Значение системного изучения психики детей для педагогической практики: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова. В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - С. 55-60.

  130. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. - М.: МГУ, 1972 - 156 с.

  131. Нові технології навчання: Науково-методичний збірник. - Вип.31. – К., 2001. – 221с., Вип. 30. – К.,2001. – 254 с.

  132. Овдієнко Л.Н. Гуманістична освітня парадигма і зміст шкільного навчання //Педагогіка і психологія. - 4(25) ' 99. - К.: Педагогічна думка, 1999. - С. 26-32.

  133. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1987. – 750 с.

  134. Оконь В. Процесс обучения: Перевод с польского яз. / Под ред. М.А.Канилова. – М.: Учпедгиз, 1962. – 171 с.

  135. Онищук В.О. Структура методів навчання // Функції і структура методів навчання / За ред В.О. Онищука. – К., 1979. – С.13.

  136. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

  137. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1981. - С. 69-72.

  138. Педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

  139. Педагогическая энциклопедия: В 4-х томах. – М.: 1964. – Т.I. – 831 с.

  140. Пеленков А.И. Развитие творческих способностей у первоклассников на уроках изобразительной деятельности // Начальная школа. – 1997. - №7. – С. 23-26.

  141. Пестель В.Е. Давать ли срисовывать с картинок и исправлять ли рисунок // Революция – искусство – дети: Материалы и документы / Состав. Н.П.Старосельцева. – М.: Просвещение, 1988. – С.116.

  142. Подласый А.Н. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. – В 2-х кн. – М.: Владос, 1999. – 576 с.

  143. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

  144. Пономарев Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества // Психология процессов художественного творчества. - М.: Наука, 1980. - С.24-32.

  145. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2-х кн. / Гл. ред. В.М.Полевой, – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – Книга 1: А-М. – 447 с., Книга 2: М-Я. – 432 с.

  146. Потебня А.А. Мысль и язык. – Одесса, 1922. – С. 152.

  147. Програма виховання та навчання в підготовчій групі дитячого садка. – К.: Рад. школа, 1986. – 208 с.

  148. Програма середньої загальноосвітньої школи / За ред. Зубченка. – К.: Освіта, 1992. – 192 с.

  149. Программы средней общеобразовательной школы 1-4 (1-3) классы. – К.: Блиц, 1997. – 246 с.

  150. Процив В.И. Изобразительное искусство. 1 класс: Пробное учебное пособие для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. – К.: Рад. школа, 1986. – 86 с.

  151. Психологічний словник / За ред. В.І. Войтка. – К.: Вища школа, 1982. – 99с.

  152. Революция-искусство-дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе // Книга для учителя. В 2 ч. / Сост. Н.П.Старосельцева. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 367 с.

  153. Рисунок / Под ред. А.М. Серова. - М.: Просвещение, 1975. - 271 с.

  154. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Сост. Н.Н.Ростовцев. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.

  155. Риччи К. Дети-художники. – М., 1912. – 83 с.

  156. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. – М.: Изд-во АМН СССР, 1948. – 321 с.

  157. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. - М.: Просвещение, 1982. - 239 с.

  158. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.П. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

  159. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М.: Огиз, 1946.

  160. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и проблемы психологической теории // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. С. 219-234.

  161. Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям. - К.: Радянська школа, 1987. - 79 с.

  162. Савченко О.Я. Стан і завдання реформування змісту загальної шкільної освіти // Педагогіка і психологія. - 4(25) ' 99. - К.: Педагогічна думка, 1999. - С. 6-17.

  163. Саенко Е.Д. Развивающее обучение изобразительному искусству / Начальная школа. – 1996. - №5. – С. 36-38.

  164. Самохвалова В.И. Язык искусства. – М.: Знание, 1982. – 64 с.

  165. Свід С.П., Проців В.І. Художні техніки. - К.: Радянська школа, 1977. - 78 с.

  166. Сидоренко В.К., Дмитренко П.В. Основи наукових досліджень: Навчальний посібник для вищих педагогічних закладів освіти. – К., 2001. – 260 с.

  167. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980. – 96 с.

  168. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. – М.: Педагогика, 1984. – 195 с.

  169. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-пресс, 1995. –140 с.

  170. Смирнов М.І. Азбука мистецтва графіки. – К.: Знання, 1970. – 48 с.

  171. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 312 с.

  172. Сорокун П.А. Восприятие величины предметов младшими школьниками. / Ученые записки Леннградского гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена. В 16 т. Т.XII. – Ленинград, 1955. – 243 с.

  173. Способности ваших детей: Пособие родителей и воспитателей /Сост. Н.П.Линькова, Е.А.Шумилова. - М.: Просвещение, 1969. - 216 с.

  174. Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

  175. Творческое развитие младших школьников в процессе эстетического воспитания // Сборник научных работ. - Душанбе, 1983. - 92 с.

  176. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Изб. труды. В 2-х т. Т.I. - М.: Педагогика, 1985. - С. 14-42.

  177. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

  178. Типовая программа «Изобразительное искусство. I-YII классы» /Изобразительное искусство: Сб. материалов и документов // Сост. Г.Г.Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 35-61.

  179. Торшилова Е.М. Творческие возможности типов взаимодействия эмоционального и рационального в эстетическом воспитании младших школьников // Творческое развитие младших школьников в процессе эстетического воспитания / Сборник научных трудов. - Душанбе, 1983. - С. 37-50.

  180. Узнадзе Д.Н. Мотивация - период, предшествующий волевому акту //Психология личности / Под ред. Ю.Б.Гиппетрейтер, А.А.Пузырева. - М.: МГУ, 1982. - С. 80-84.

  181. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980. – 128 с.

  182. Учебный материал и учебные ситуации: Психологические аспекты /Под ред. Г.С.Костюка, Г.А.Баяла. - К.: Рад. школа, 1986. - 144 с.

  183. Филострат. Картины. – М.: Огиз, 1936. – 125 с.

  184. Флерина Е.А. Детский рисунок. – М.: Новая Москва, 1924. – 438 с.

  185. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 287 с.

  186. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1975. – 284 с.

  187. Ченини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. – М.: Огиз, 1933. – 452 с.

  188. Черемных Г.В. Формирование восприятия и восприятие учащимися цветовых и тоновых отношений на занятиях изобразительного искусства в начальных классах // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. – М.: Педагогика, 1988. – 188 с.

  189. Чистяков П.П. Письма и записные книжки. – М.: Искусство. 1953. – 442 с.

  190. Чичерин А.Л. Что такое художественное воспитание. – М.: Гиз, 1926. – 128 с.

  191. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников. – М., 1982. – 208 с.

  192. Шевченко А.К. Проблема понимания в эстетике. - К.: Наук. думка, 1989. - 128 с.

  193. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. – Харьков, 1923. – 251 с.

  194. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. – М.: Госиздат, 1925. – 39 с.

  195. Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1975.– 73 с.

  196. Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение. 1986. – 209 с.

  197. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1970. – 300с.

  198. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

  199. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

  200. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

  201. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. Л.Т.Левчука. - К.: Вища школа, 1991. - 302 с.

  202. Юон К. О. живописи. - М.: Изогиз, 1957. – 214 с.

  203. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 - М., 1963. - 18 с.

  204. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.- 48 с.


Для заказа доставки диссертации сделайте запрос через форму обратной связи по ссылке: http://mydisser.com/ru/contact.html




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница