Диссертация на соискание ученой степени



Скачать 454.75 Kb.
страница1/2
Дата12.05.2016
Размер454.75 Kb.
ТипДиссертация
  1   2



Для заказа доставки диссертации сделайте запрос через форму обратной связи по ссылке: http://mydisser.com/ru/contact.html





БЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Мартыненко Елена Владимирована

УДК 372.036: 78+39(477)


Педагогические условия формирования хореографических умений

детей 5-6 летнего возраста в дошкольных учреждениях
13.00.08 – дошкольная педагогика

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Научный руководитель

Вильчковский Эдуард Станиславович

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины

БЕРДЯНСК – 2005



Содержание


ВВЕДЕНИЕ





3

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХОРЕОГРАФИИ


1.1.

Сущность и характеристика танца как основы хореографической деятельности

11


1.2.

Историко-педагогические и современные подходы к организации детской танцевальной деятельности

21

1.3.

Предпосылки формирования хореографических умений детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первому разделу



46

65




РАЗДЕЛ 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ К ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




2.1.

Методики и критерии определения готовности старших дошкольников к хореографической деятельности

67

2.2.

Уровни развития хореографических данных детей 5-6 лет

Выводы по второму разделу



81

99



РАЗДЕЛ 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ




3.1.

Методика формирования хореографических умений детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях

101


3.2.

Результаты апробации педагогических условий формирования хореографических умений детей

Выводы по третьему разделу



158


179


ВЫВОДЫ


181

СПСИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


186

ПРИЛОЖЕНИЯ

214

ВВЕДЕНИЕ
В контексте современной гуманистической парадигмы образования в Украине возникает необходимость коренного пересмотра не только его содержания, но и самого процесса целостного развития человека. Особую актуальность решение этой проблемы имеет на этапе дошкольного образования, которое является первоосновой социокультурного становления личности ребенка. Базовый компонент дошкольного образования в Украине в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство, которое направлено на формирование эстетических чувств ребенка по отношению к реальному миру и предусматривает художественно-практическую и творческую деятельность детей в этой области. Эффективным средством освоения наследия гуманитарной культуры, является хореография, основу которой составляет танцевальная деятельность.

Важность и значимость занятий хореографией объясняется тем, что танец по своей природе является синтетическим видом искусства, сочетающим в себе духовно-культурный и телесно-культурный компоненты, гармоничное соотношение которых способствует разностороннему развитию ребенка. Теоретики хореографической педагогики (Л.Н.Богаткова, В.Н.Верховинец, П.М.Коваль, Е.В.Конорова, Б.Б.Мануйлов, А.С.Фомин, А.С.Шевчук и др.) считают, что приобщение детей к танцевальному искусству значимо для их духовного обогащения, творческого развития и формирования необходимых нравственных качеств. Целенаправленная танцевальная деятельность повышает уровень физического развития, укрепляет здоровье, способствует формированию интереса к двигательной деятельности (Э.С.Вильчковский, К.Н.Глушак, Е.Г.Сайкина, А.П.Тараканова, Ж.Е.Фирилеева и др.).

Несмотря на то, что в государственных программах воспитания и обучения дошкольников (“Дитина”, “Малятко” и др.) занятия хореографией не являются обязательными, они всё же приобретают широкое распространение в практике современного дошкольного образования и вводятся в учебно-воспитательный процесс как дополнительные. Это связано с внедрением педагогических инноваций в систему эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях, с реализацией детских интересов в области искусства, с удовлетворением природной двигательной активности детей и профилактикой распространенных отклонений в их физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, ожирение и др.). Однако отсутствие научно обоснованных рекомендаций по хореографической работе с детьми в условиях дошкольного учреждения вынуждает педагогов опираться на теоретико-методические разработки, рассчитанные на хореографическое обучение детей в школьных и внешкольных учреждениях (Т.К.Барышникова, Л.Н.Богаткова, Л.А.Бондаренко, Е.В.Конорова, Т.В.Пуртова, А.П.Тараканова и др.).

Проблема организации хореографической работы в системе дошкольного образования исследована недостаточно. Научные разработки касались лишь отдельных её аспектов: выявление особенностей детского танцевального творчества (Р.Т.Акбарова, С.В.Акишев, Е.В.Горшкова); изучение влияния украинских музыкально-хореографических традиций на музыкально-двигательное развитие старших дошкольников (А.С.Шевчук); исследование особенностей полихудожественного подхода к освоению детьми образной природы хореографии (Ю.В.Ушакова). Проблема формирования хореографических умений и навыков детей 5-6 лет с учётом их возрастных и психофизических особенностей изучалась в этих исследованиях частично.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, показал, что интенсивное развитие двигательных функций (А.В.Запорожец, Э.С.Вильчковский), потребность в самовыражении и творчестве (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.), интерес к музыкально-двигательной деятельности (Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандашвили, К.В.Тарасова и др.) создают реальные предпосылки для формирования хореографических умений в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречий между потребностями дошкольного образования в реализации интереса детей к хореографической деятельности и недостаточной разработанностью теоретико-методического обеспечения процесса формирования хореографических умений старших дошкольников. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: “Педагогические условия формирования хореографических умений детей 5- 6 лет в дошкольных учреждениях”.



Тема исследования является составной частью научно-экспериментальной работы кафедры музыкального воспитания и хореографии Бердянского государственного педагогического университета “Формирование личности средствами искусства”. Тема диссертации утверждена на ученом совете Бердянского государственного педагогического университета (протокол № 1 от 01.10.2002 года) и согласована решением бюро Совета по координации научных исследований в области педагогики и психологии АПН Украины (протокол № 9 от 26.11.2002 года).

Объект исследования – процесс формирования хореографических умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования хореографических умений детей 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования хореографических умений старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Гипотеза исследования. Процесс формирования хореографических умений детей 5-6 лет будет эффективным при условии:

- определения задач и содержания хореографической роботы в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста;

- применения совокупности пантомимических (выразительные движения, позы, жесты, мимика), танцевальных (движения народного, классического, современного и элементарного бального танцев), коллективно-порядковых (фигурные и композиционные перестроения), коррекционных (партерные и корригирующие движения), музыкально-ритмических, творческих упражнений, а также доступного танцевального репертуара;

- подбора системы методов и приемов в зависимости от этапов формирования хореографических умений;

- целесообразного чередования разных типов хореографических занятий.

Цель и гипотеза позволили определить основные задачи исследования:



  • охарактеризовать структурные компоненты танцевальной деятельности и особенности их формирования у детей 5-6 лет; определить сущность понятия „хореографические умения”;

  • выделить критерии готовности старших дошкольников к хореографической деятельности и на их основе разработать и практически проверить методику изучения физического, музыкально-ритмического и творческого развития детей;

  • разработать систему хореографической работы с детьми 5-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях;

  • обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий формирования хореографических умений старших дошкольников.

Для решения указанных задач использовался комплекс научных методов. Анализ научных источников по философии, теории искусства, культурологии, психологии, педагогики, эстетики позволил определить научно-теоретические основы исследования. Эффективность педагогических условий формирования хореографических умений устанавливалась при помощи педагогического эксперимента, анкетирования, бесед, наблюдений, тестовых проверок и др. Нами использовался также личный опыт 15-летней педагогической деятельности по обучению хореографии детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась с 1996 по 2002 год в дошкольных учреждениях № 33, 36, 39 г.Бердянска Запорожской области.



Методологическую основу исследования составляют философские положения о становлении разных сторон личности ребёнка во взаимосвязи и единстве, о диалектическом единстве процессов воспитания и обучения, о социальной сущности танцевальной деятельности, а также психологические и педагогические концепции развития высших психических функций.

Теоретическая основа исследования базируется на: психолого-педагогических концепциях деятельностного подхода к общему развитию дошкольника в процессе различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, Э.С.Вильчковский, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.); положении о гуманизации и гуманитаризации современного образования; на личностно-ориентированном подходе к ребенку, который предусматривает его гармоническое развитие (Л.В.Артемова, Е.Л.Кононко, З.П.Плохий, А.Я.Савченко, С.И.Уланова и др.); на концепции художественно-эстетического воспитания средствами искусств и подхода к искусству с позиции освоения духовной культуры, необходимости обогащения культурной среды ребенка как субъекта духовного развития и саморазвития (И.Д.Бех, З.Н.Борисова, Л.М.Масол, Н.Е.Миропольская, Т.И.Науменко, Г.Н.Падалка, Т.И.Пониманская, О.П.Рудницкая и др.). Основополагающим в обосновании предмета исследования стали культурно-историческая теория развития личности (Л.С.Выготский) и искусствоведческие (структурный и технологический) методы (Г.А.Березова, К.Е.Василенко, В.Н.Верховинец, А.И.Гуменюк, Э.А.Королева и др.).

Научная новизна исследования: впервые охарактеризованы основные структурные компоненты танцевальной деятельности и определены особенности их формирования в дошкольном возрасте на основе традиционных подходов к разным видам деятельности детей 5-6 лет; выделен комплекс педагогических условий формирования хореографических умений детей старшего дошкольного возраста и усовершенствовано содержание хореографической работы в условиях дошкольного учреждения; в соответствии с возрастными особенностями детей уточнены критерии оценки показателей индивидуального развития (физические, музыкально-ритмические и творческие), необходимых для занятий хореографией.

Теоретическое значение результатов исследования: раскрыта сущность и социальные функции танца как основы хореографии, доказана целесообразность и значимость его использования в системе дошкольного образования; определена психологическая структура танцевальной деятельности дошкольников и сущность понятия „хореографические умения”, обоснованы принципы организации занятий и отбора танцевального репертуара для дошкольников; выделены типы хореографических занятий и охарактеризованы особенности их содержания.

Практическое значение полученных результатов исследования связано с апробацией разработанных нами танцевальных комплексов разной направленности и репертуара танцев для детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях; а также состоит в содержательном наполнении учебных предметов: “Ритмика и хореография”, “Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста“, “Теория и методика работы с детским хореографическим коллективом“, “Сюжетные формы детского танца“, изучаемых студентами культурно-просветительных и педагогических учебных заведений; оно найдёт применение в системе повышения квалификации педагогов-хореографов и музыкальных руководителей и может быть отражено в подготовке новых программ и учебно-методических пособий для дошкольных учреждений.

Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в процессе проведения специально организованных хореографических занятий и во время интеграции отдельных серий танцевальных упражнений в музыкально-ритмическую и другие виды деятельности детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях №№ 36, 33, 39 г. Бердянска; в центре развивающего обучения “Надежда“ г.Запорожья и детской школы искусств (дошкольные группы) г.Молочанска Запорожской области; в ходе лекционно-семинарской и консультативной работы со студентами специальности “Педагогика среднего образования. Хореография. Дошкольное воспитание“ социально-педагогического факультета Бердянского государственного педагогического университета и студентами специализации “Хореография“ Мариупольского гуманитарного института Донецкого национального университета; в работе методических объединений музыкальных руководителей и педагогов-хореографов дошкольных учреждений и учреждений культуры г.Бердянска и Бердянского района, в содержании областного семинара директоров внешкольных учреждений Запорожской области; в учебно-воспитательной работе детской хореографической студии Бердянского государственного педагогического университета и образцового ансамбля танца “МарЛен“ ЦДЮТ г.Бердянска, руководителем которых является автор исследования на протяжении пятнадцати последних лет.

Личный вклад автора заключается в определении стратегии, цели, задач исследования, в научном обосновании теоретико-методических основ исследуемой проблемы; в разработке методики изучения физического, музыкально-ритмического и творческого развития детей старшего дошкольного возраста на основе выделенных критериев и показателей готовности к хореографической деятельности; в разработке системы формирования хореографических умений детей 5-6 лет и определении педагогических условий их формирования в дошкольных учреждениях.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической и теоретической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса взаимообусловленных методов исследования; многолетней личной опытно-экспериментальной работой; поэтапным качественным и количественным (статистическим) анализом экспериментальных данных; положительными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практику; проведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей положительные результаты в развитии бывших воспитанников.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных и Всеукраинских научно-практических конференциях: “Оптимизация процесса физического воспитания в системе образования“ (Тернополь, 1997), “Актуальные проблемы дошкольного образования в подготовке специалистов на современном этапе“ (Бердянск, 2000) – и научно-теоретической конференции “Этнос. Культура. Нация“ (Дрогобыч, 2002); на VI международной научно-практической конференции “Проблемы преемственности в подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста к жизнедеятельности“ (Бердянск, 2002); на областном семинаре для директоров внешкольных учреждений “Интеграция Национальной доктрины развития образования Украины в ХХI веке в деятельность внешкольного учреждения“ (Запорожье, 2003); на итоговых научных конференциях преподавателей Бердянского государственного педагогического университета (1996-2004 гг.) и заседаниях кафедры теории и методики дошкольного воспитания и кафедры музыкального воспитания и хореографии Бердянского государственного педагогического университета. Материалы исследования положены в основу методических рекомендаций, статей и лекций по дисциплинам “Ритмика и хореография“, “Теория и методика работы с детским хореографическим коллективом“, “Сюжетные формы детского танца“ для студентов Бердянского государственного педагогического университета специальности “Педагогика среднего образования. Хореография. Дошкольное воспитание“. Результаты исследования апробированы в процессе опытно-экспериментальной работы по авторской программе в дошкольных учреждениях г.Бердянска, в ЦДЮТ и хореографической студии БГПУ на занятиях с дошкольниками.

Публикации. Результаты исследования отображены в 4 публикациях, напечатанных в специализированных изданиях, утвержденных ВАК Украины. Общее количество публикаций – 8, все написаны без соавторства.

ВЫВОДЫ

1. Основой хореографии является танец, который по своей природе сочетает духовно-культурный и физический компоненты. Исторически сложившиеся социальные функции танца (гедонистическая, познавательная, воспитательная, коммуникативная, психологическая, оздоровительная) позволяют использовать хореографию в работе с разными возрастными категориями людей в зависимости от их интересов, физических возможностей, цели и задач обучения. Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста не определяют занятия хореографией как обязательную форму работы. Однако в последнее время они получили широкое распространение в практике дошкольного образования и вводятся в содержание учебно-воспитательного процесса как дополнительные.

2. В старшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для приобщения детей к хореографии с целью их всестороннего и гармоничного развития. К ним относятся: изменения в психическом развитии (совершенствование двигательной памяти, согласованность восприятия с практическими действиями, развитие образного мышления и репродуктивного воображения, возрастание осознанности и преднамеренности движений); изменения в физическом развитии (развитие костно-мышечной системы и двигательных функций, улучшение показателей двигательных качеств (быстрота, гибкость, ловкость), увеличение физической трудоспособности); повышение интереса к исполнительским видам искусства; интенсивное развитие музыкального восприятия, музыкально-двигательного исполнительства и художественно-творческих способностей.

3. Психологическую структуру танцевальной деятельности дошкольников составляют мотив, цель и действия. Обучение детей хореографии может быть эффективным при условии влияния педагога на развитие этих структурных компонентов, а именно: на формирование мотивационной сферы ребёнка и осознанного отношения к цели деятельности; на овладение действиями, которые составляют содержание танцевальной деятельности. Решающая роль в данном виде деятельности отводится двум видам действий: ориентировочным, на основе которых осуществляется выбор ситуации, которая предусматривает исполнение танцевального движения и исполнительным, которые обеспечивают рабочую сторону деятельности. Качество ориентировочных действий зависит от уровня развития способностей: общих (особенности мышления, памяти, воображения) и специальных (способность воспринимать и передавать при помощи движений характер музыки и её содержание, ориентироваться в пространстве в соответствии с музыкальной формой, выразительно двигаться, творчески мыслить и импровизировать). Исполнительная часть деятельности зависит от уровня сформированности знаний (общих и профессиональных), умений и навыков.

4. Процесс овладения танцевальным движением начинается с формирования умения, которое опирается на предыдущие знания и личный двигательный опыт ребёнка. По своей природе, структуре и методике формирования хореографические умения и навыки идентичны двигательным, поэтому их формирование происходит поэтапно: первичное содержательно-образное ознакомление детей с танцевальным движением – углублённое, детализированное его изучение – закрепление и совершенствование в репродуктивной и продуктивной видах танцевальной деятельности. На разных этапах формирования хореографических умений должно изменяться соотношение методов и приёмов. На начальном – предпочтение отдаётся ознакомлению с названием и эталонному показу движения педагогом, целостному и поэлементному показу, анализу музыкального сопровождения, образному сравнению и др. На этапе углублённого детализированного обучения – методу упражнения, приёмам интерпретации, идеомоторной тренировки, поляризации, соревнования, контактного исполнения, неформальных заданий и др. На этапе совершенствования – самоконтролю, изменению условий исполнения, введению выученного движения в детскую импровизацию, творческой интерпретации движений.

5. Индивидуально-дифференцированное обучение детей хореографии в условиях дошкольного учреждения должно опираться на показатели индивидуального развития каждого ребёнка. Критериями готовности детей к хореографической деятельности выступают: физическое развитие (двигательная координация и анатомо-физиологические данные – пропорции тела, особенности осанки, выворотность в тазобедренных и голеностопных суставах, форма подъёма, „танцевальный шаг”, гибкость); музыкально-ритмическое развитие (музыкальное восприятие, чувство ритма, умение отображать в движениях характер музыки); развитие творческих способностей в танцевальной деятельности (исполнительское творчество в свободном танце и артистичность – подвижность мимики, чувство позы и жеста).

6. В хореографической работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать танцевальные упражнения разной направленности, объединяя их в серии: пантомимические (выразительные движения, позы, жесты, мимика); танцевальные (движения народно-сценического, классического, современного и элементарного бального танцев); коллективно-порядковые (фигурные и композиционные перестроения); коррекционные (партерные и корригирующие движения); музыкально-ритмические (задания на эмоциональное восприятие музыки, музыкально-двигательную координацию движений и развитие внимания, передачу ритмического рисунка); творческие (имитационные движения, творческие игры и задания). Эти серии упражнений, а также доступный танцевальный репертуар могут использоваться не только в хореографической работе с дошкольниками, но и успешно интегрироваться в другие виды детской деятельности (музыкальную, игровую, театрализованную). Содержательное наполнение занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой, физическому воспитанию, формированию элементарных математических представлений способствует повышению познавательного интереса детей, закреплению знаний в нетрадиционных формах, увеличению объема двигательной активности.

7. Формирование хореографических умений детей 5-6 лет будет эффективным при условии: использования педагогического потенциала хореографии с учетом ее развивающих и воспитательных возможностей; реализации личностно-ориентировочного подхода к детям в процессе танцевальной деятельности; демократического стиля общения педагога с детьми, основанного на принципе взаимодействия и сотворчества; мотивации деятельности детей; использования совокупности движений народного, классического, современного и элементарного бального танцев; подбора системы методов и приёмов в зависимости от этапов формирования хореографического навыка; использования доступного и интересного танцевального репертуара; организации разных типов хореографических занятий.

8. Апробация предложенной системы формирования хореографических умений детей 5-6 лет подтвердила её эффективность. Показатели физического, музыкально-ритмического и творческого развития детей ЭГ-1, где обучение осуществлялось на специально организованных хореографических занятиях, в 1,8 раз выше, чем в КГ, а в ЭГ-2, где экспериментальная методика использовалась в процессе музыкальных занятий, на 1,1 превышала результаты КГ. Зафиксировано значительное повышение интереса к танцевальной деятельности у мальчиков, что существенно повлияло на показатели их развития. Вместе с улучшением общего физического развития дошкольников обеих ЭГ зафиксировано и исправление незначительных физиологических отклонений (нарушение осанки и косолапие). Это подтверждает эффективность разработанной нами коррекционно-профилактической серии танцевальных движений.

Использование отдельных серий заданий в структуре традиционных музыкальных занятий не только разнообразило работу по музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников, но и способствовало количественному и качественному улучшению результатов музыкально-двигательного и творческого развития детей.

Взаимосвязь процесса воспитания и обучения, а также специфика проведения разработанных нами хореографических занятий благотворно повлияли на развитие межличностных отношений дошкольников; способствовали поддержке доброжелательного психологического климата в детском коллективе, коррекции психического развития неэмоциональных, неуверенных детей; воспитанию личностных качеств, танцевальной и общей культуры поведения.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов изученной проблемы. Перспективы дальнейшего исследования представляются нам в поисках путей социально-психологической адаптации детей средствами хореографии; в обеспечении преемственности содержания и методического обеспечения хореографической деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста; в полихудожественном развитии и воспитании детей на основе интегрированных средств хореографии и их комплексного взаимодействия с другими видами искусств; в разработке компьютерных технологий для определения уровня развития хореографических данных; в подготовке индивидуальных программ самосовершенствования одаренных детей в процессе занятий хореографией.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница