Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»



Скачать 288.2 Kb.
Дата21.05.2016
Размер288.2 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» г.Батайска

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.04. «Хоровой класс»

Батайск 2014






Аннотация

на программу по учебному предмету «Хоровой класс» (ПО.01.УП.04) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Ударные и духовые инструменты»

разработанная преподавателем МБОУ ДОД «ДМШ № 3» Луценко С.А..

Рабочая программа учебного предмета ПО.01. УП.04. «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства, предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство.

Данная программа направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения; выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Программа ориентирована на музыкальное, творческое и предпрофессиональное развитие детей возраста 6,6 – 12 лет, и рассчитана на 3 летний курс обучения.

Данная образовательная программа в рамках музыкального исполнительства определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом преемственности образовательных программ в области музыкального исполнительства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования (образовательная, творческая, культурно-просветительская).

Данная программа является рабочей, адаптированной к условиям МБОУ ДОД «ДМШ № 3», составленной на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

В структуру рабочей программы входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, график проведения промежуточной и итоговой аттестации, методическое обеспечение учебного процесса, методические рекомендации, список учебно-методической литературы

Структура программы учебного предмета



  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Примерный тематический план и содержание учебного предмета;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Примерные репертуарные списки по жанрам;



V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;



VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;

- Список рекомендуемой нотной литературы;


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе ФГТ. Направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения; выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Предмет «Хоровой класс» в детской музыкальной школе является неотъемлемой частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств и входит в обязательную часть, в предметную область ПО.01 Музыкальное исполнительство.

Срок реализации учебного предмета

Данная рабочая программа ориентирована на музыкальное, творческое и предпрофессиональное развитие детей возраста 6,6 – 12 лет, и рассчитана на 3 летний курс обучения.

Данная образовательная программа в рамках музыкального исполнительства определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом преемственности образовательных программ в области музыкального исполнительства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования (образовательная, творческая, культурно-просветительская). Организация учебного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с расписанием занятий по хоровому классу, которое разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно на основании учебных планов.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс». Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебного предмета не должен превышать максимальной нагрузки.

Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения. Во время учебного года хоры имеют возможность творческих показов. Конкурсы, фестивали, отчётные концерты школы, новогодние концерты, концерты для родителей. Творческие встречи с хоровыми коллективами других школ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

При реализации данной учебной программы продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом образовательного учреждения и составляет 45 минут, регулярность занятий – один раз в неделю.

Занятия проводятся по группам, с учётом возраста и музыкальной подготовки учащихся. Примерным учебным планом предусмотрены сводные репетиции, что позволяет объединять детей не только с точки зрения педагогических задач, но и дает возможность учащимся разных групп и разной подготовки, почувствовать возможности коллективного исполнительства.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (численностью от 11 человек).

Основные цели и задачи учебного предмета рабочей программы «Хоровой класс» направлены на развитие вокально–хоровых навыков и развитие общего кругозора учащихся. Данная рабочая программа ориентирована на:


  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; знакомство учащихся с основными эпохами и направлениями развития хоровой культуры (русской, зарубежной, современной) на примере лучших образцов хоровой литературы;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; знакомство учащихся с основами вокального и хорового исполнительства;

  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области хорового исполнительства подготовка учащихся к дальнейшему обучению в средних и высших учебных заведениях музыкального профиля; формирование у учащихся вокально-хоровых навыков, умений и знаний;

  • развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению требований программы; приобретению навыков творческой деятельности; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; развитие навыков у юных музыкантов ставить перед собой исполнительские цели и задачи, а так же находить пути и способы их решения;

  • выявление одаренных детей в области хорового исполнительства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области вокального и хорового искусства.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» оснащаются роялями или фортепиано.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.


II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровое пение», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.







Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия по годам

32

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

98

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

0,5

0,5

0,5

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

16

16,5

16,5

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

49

Максимальное количество часов на занятия в неделю

1,5

1,5

1,5

Общее максимальное количество часов по годам

48

49,5

49,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

147



Учебно – тематический план

1 год обучения (аудиторные занятия)




п\п


Наименование разделов, тем

Количество часов

1-ое полугодие



Количество часов

2-ое полугодие



1.

Знакомство с группой и каждым учеником отдельно (прослушивание учащихся). Изучение интересов, характера и внутреннего мира учащихся, свободное общение

1


1


2.

Развивающие игры, согласно методических разработок.

1

1

3.


Знакомство с предметом хоровое пение.

Воспитание навыков дирижёрского жеста.


2

2


4

Основы вокального исполнительства

3

3

5

Развитие вокально-хоровых навыков

3

3

6

Работа над хоровым произведением

4

4

7

Освоение нотной грамоты (знакомство с хоровой партией)

1


1

8

Промежуточная аттестация (прослушивание)

1

1




Итого:

16

16

2 год обучения (аудиторные занятия)



п\п


Наименование разделов, тем


Количество часов

1-ое полугодие



Количество часов

2-ое полугодие



1.

Основы теории исполнительства. Знакомство с хоровым репертуаром

2

2


2.

Развивающие игры, согласно методических разработок

1

1


3.

Знакомство с предметом хоровое пение.

Воспитание навыков дирижёрского жеста.


2

2


4

Техника пения. Основы хороведения.

3

3

5

Развитие вокально-хоровых навыков

3

4

6

Работа над хоровым произведением

4

4

7

Промежуточная аттестация (прослушивание)

1

1




Итого:

16

17

3 год обучения (аудиторные занятия)



п\п


Наименование разделов, тем

Количество часов

1-ое полугодие



Количество часов

2-ое полугодие



1.

Знакомство с предметом хоровое пение. Воспитание навыков дирижёрского жеста.

1

1


2.

Основы вокального исполнительства

2

2

3.

Развитие вокально-хоровых навыков

3

3

4.

Освоение нотной грамоты (знакомство с хоровой партией)

3

3

5.

Работа над правильным и чётким произношением согласных звуков в пении

2

3


6.

Работа над хоровым произведением

5

5




Итого

16

17


Примерные репертуарные списки по жанрам
В данной рабочей программе репертуар рассматривается как способ конкретного воплощения содержания курса. Именно в процессе работы над каждым произведением учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для достижения поставленных перед ними целей и задач.
1 КЛАСС

Одноголосие с сопровождением

Аренский «Там, вдали за рекой»

«Кукушка»

«Расскажи, мотылек»

Бетховен «Малиновка»

«Сурок»


Гречанинов «Козел Васька»

«Про теленочка»

Калинников «Тень-Тень»

«Киска»


«Мишка»

«Мыльные пузырики»

Англ.Н.П. «Спи, засыпай»

Р.Н.П. «Во сыром бору тропинка»

«Ты поди, моя коровушка»

«Ивушка»


Эст.Н.П. «Хор нашего Яна»

Басок «Песенка про маму»

Бызов «Жирафа»

«Что снится моржу»

Кикша «Возвращайся, песенка»

Подгайц «Облака»

Поплянова «Веселые медвежатки»

«Утята»


Слонов «Сон трава»

«Скок-скок-скок»

«Лошадка Пони»
Двухголосие с сопровождением
Бетховен «Край родной»

Кюи «Весенняя песенка»

Моцарт «Колыбельная песня»

Ройтерштейн «Вечерины»

«Про ежа»

«Матушка Весна»

Эст.Н.П. «Есть у Тома дружный хор»

Франц.Н.П. «Ленивый мельник»


2 КЛАСС

Одноголосие с сопровождением
Аренский «Расскажи, мотылек»

Бах «За рекою старый дом»

«Ты шуми, зеленый лес»

«Зима»


Глинка «Ты,соловушка, умолкни»

Кюи «Зима»

Лядов «Сорока»

«Колыбельная»

Мусоргский «Вечерняя песня»

Моцарт «Весенняя»

Бойко «На лошадке» (во французском стиле)

«Небылица» (в немецком стиле)

«Речная прохлада» (в негритянском стиле)

Красев «Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»


Одноголосие без сопровождения

Литовская Н.П. «Добрый мельник»

Р.Н.П. «Вот уж зимушка проходит»

Р.Н.П. «Яблочко»

Чешская Н.П. «Маленькая репка»

Югосл.Н.П. «Лейся, дождик»


Двухголосие с сопровождением
Бетховен «Край родной»

Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Тома «Вечерняя песнь»

Итальянская Н.П. «Макароны»

Польская Н.П. «Кукушка» обр.Сычетинского

Р.П.П. «Здравствуй, гостья зима»

Чешская Н.П. «Раз, два, три, четыре, пять» обр. Бойко

Басок «Ромашки»

Гладков «Муха в бане»

Паулс «Кашалотик»

Компанейц «Прилетели облака»

Тульчинская «Ночное приключение»

Фролова «Зимняя сказка»
Двухголосие без сопровождения
Бойко «Ручеек»

«Веселый день»

«Слон и носорог»

Герчик «Неразлучные друзья»

Красев «Четырнадцать утят»

Анг.Н.П. «Спи, засыпай»

Лат.Н.П. «Айя, жу-жу» обр. Соколова

Лит.Н.П. «Птичий ужин»

Р.Н.П. «Ах,утушка моя луговая» обр. Михеевой

Р.Н.П. «Рябинушка» обр.Благообразова

Укр.н.п. «Коза и козел»

Укр.Н.П. «Веснянка»


3 КЛАСС
Одноголосие с сопровождением

Аренский «Круговая порука»

«Спи, дитя моё, усни»

Брамс «Колыбельная песня»

Гайдн «Мы дружим с музыкой»

Глинка «Ложится в поле мрак ночной» из оперы «Руслан и Людмила»

Моцарт «Весенняя»

Римский-Корсаков «Я на камушке сижу» (обр. белор.н.п.)

«Сел комарик на дубок» (обр. бел.н.п.)

Чайковский «Хор мальчиков « из оперы «Пиковая дама»

Гладков «Колыбельная » из мюзикла «Три Ивана»

Добрынин «Страна Перевертундия»

Славкин «Кого я уважаю»

Шаповаленко «Два веселых маляра»



КАНОНЫ

Ипполитов-Иванов «Славься солнце»

Норвежская Н.П. «Камертон»
Двухголосие с сопровождением
Гречанинов «Радуга»

«Как ангел неба безмятежный»

Ипполитов - Иванов «Кукареку, петушок»

Моцарт «Детские игры»

Шуман «Совёнок»

Шуберт «Колыбельная песня»

Чайковский «Старинная французская песенка»

Р.Н.П. «У меня ль во садочке»

«На горе-то калина»

Амер.Н.П. «Бубенчики»

«Макароны»

Лит.н.п. «Добрый мельник»

Нем.н.п. «Потанцуй со мной»

Фран.Н.П. «Ленивый мельник»

«Танец утят»

Эстонская Н.П. «Есть у Тома дружный хор»

Польская Н.П. «Кукушка»

Славкин «Кого я уважаю»

Чичков «Мой солнечный зайчик»

Фролова «Плыл по луже башмачок»

Левин «Солнце улыбается»

Ройтерштейн «Вечерняя песня»


Двухголосие без сопровождения
Бойко «По солнечному лучику»

«Утро»


«Капель»

Герчик «Оля и Маша» (канон)

Пахмутова «Пчела»

Раухвергер «В гостях у вороны»

Р.Н.П. «Сад»

Укр.н.п. «Ой, есть в лесу калина»

Красев «Зайчик и лисичка»

Чайковский «Песня о счастье» хор из оперы «Орлеанская дева»


III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения предмета обучающимся является приобретение следующих знаний, умений и навыков:

  • знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанровых и стилистических направлений хорового исполнительства;

  • знания музыкальной терминологии;

  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составе хорового и вокального коллективов;

  • умения создать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

  • навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

  • навыков публичных выступлений.


IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контроль за уровнем хорового репертуара осуществляется руководителем в форме индивидуального опроса на занятиях, в форме концертных выступлений всего коллектива, а так же в форме зачета по хоровым партиям. Зачет проводится 1-2 раза в год. Обучающиеся на зачете поют индивидуально или в ансамбле (дуэтом или трио).


Требования к зачету по хоровым партиям:

- знание всего изучаемого репертуара;

- умение сольфеджировать свою партию;

- владение навыком пения без сопровождения;

- выполнение всех требований преподавателя к исполняемому произведению;

Промежуточная аттестация проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока, зачета. Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде академических концертов, исполнения концертных программ.
Требования к промежуточной аттестации


класс

Форма промежуточной аттестации/Требования

Содержание промежуточной аттестации

3

Академический концерт или концертное выступление.

Три разнохарактерных произведения



Примерная программа:

Взять из раздела «примерные репертуарные списки по жанрам»




Критерии оценок промежуточной аттестации.

5 («отлично») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива.
4 («хорошо») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора.
3 («удовлетворительно») нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий.
2 («неудовлетворительно») пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт.
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторского времени, предусмотренного на учебный предмет.

Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года.

При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать:

1) Оценку, которую ученик получил на зачете.

2) Результаты текущего контроля успеваемости.

3) Творческие достижения ученика за учебный год.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

В основу программы «Хоровой класс» положена система методики и принципов развития детского голоса с учётом их возрастных особенностей. Особенность этой программы заключается в комплексном подходе к педагогическому и музыкально – эстетическому аспекту хорового пения.

Задача руководителя - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. Поскольку хор – предмет коллективный, он вбирает всех желающих, а иногда и не желающих детей. И на этом этапе возникает первый опыт совместимости учащихся. Разный уровень музыкальной, эмоциональной и психологической подготовки сказываются на первом прослушивании детей. Выявляются проблемы личностного характера и восприятия окружающих: «зажатость», замкнутость, отсутствие коммуникативных навыков общения.

В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творческой взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Это способствует формированию ответственности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо учитывать не только вокальные возможности детей, но и их возрастные особенности. Все виды деятельности педагога – хормейстера, в конечном счёте, направлены на развитие и оздоровление голосового аппарата. От того как научится исполнитель управлять своим звуком, зависит в дальнейшем творческий потенциал как одного исполнителя, так и коллектива в целом.



На занятиях по хору должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т.к. пение по нотам, и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальное произведение осознанно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения. Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху, так как это способствует развитию музыкальной памяти. Первые попытки делаются уже на начальном этапе музицирования.

В процессе работы с хором младшего возраста, необходимо опираться на их ассоциативное мышление. Это одна из главных линий рабочей программы. Интонирование через восприятие внешнего мира. Умение слышать себя самого и поющего рядом – основная составляющая коллективного исполнительства. В хоре нет менее или более поющих, есть умеющие слышать, и требующие корректировки навыков слуха и восприятия.

На протяжении всех лет обучения необходимо следить за формированием и развитием вокально – хоровых навыков: дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция. Постепенно усложняя задачи, мы тем самым расширяем диапазон и певческие возможности детей. А систематичность и методология позволяют добиваться больших результатов.

Работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла ведётся параллельно с работой над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой произведения. Умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей. Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Разнообразные приёмы варьирования куплетов, позволят проявить исполнителям творческую инициативу в создании художественного образа, и найти новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания произведения. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с различными жанрами хоровой музыки.

Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому, произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных отечественных композиторов и народными песнями разных жанров. В повседневную работу следует включать сразу несколько произведений, разной степени сложности, разнообразных по характеру и содержанию. Пути освоения произведения у каждого руководителя свои, но единым должно быть – единое и неразрывное применение технических и художественных приёмов. Высокая требовательность должна сочетаться с непринуждённой атмосферой, серьёзность тона – с неподдельной шуткой, напряжённая работа – с весёлой игрой. Только так руководитель сможет добиться выполнения поставленных задач и держать в творческом внимании детей довольно продолжительное время.

Беседы о композиторах, музыкальных стилях и эпохах расширяют творческий потенциал исполнителей, расширяют кругозор и формируют художественную культуру. В течении учебного года в хоровом классе учащиеся знакомятся с определённым количеством произведений.

За учебный год в хоровом классе пройдено примерно следующее количество произведений:

Хор первых классов 5 - 6 произведений.

Хор 2-3 классов 6 - 7 произведений

Изучение предмета «Хоровой класс» в современных условиях образовательного процесса ещё более актуально, чем несколько лет назад. Новое поколение детей, прекрасно разбирающихся в компьютерных и других инновационных технологиях, к сожалению, утрачивают элементарные навыки восприятия и эмоционального общения в творческом коллективе. Хоровой класс является одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальной памяти, помогает формированию музыкальных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Реализация содержания данного курса позволит заложить фундаментальные знания для дальнейшего развития грамотного и творчески мыслящего исполнителя. Программа имеет практическую направленность. С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в образовательных учреждениях создаются учебные хоровые коллективы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение, по каждому учебному предмету. Самостоятельная форма обучения ограничивается выучиванием хоровых партий наизусть, свободным чтением общей партитуры с листа, а так же работой над двух, трёхголосием. В этом проявляется самоконтроль и ответственность учащихся за общий результат исполнительства. Качество подготовки оценивается путём опроса выученных партий на репетициях и уроках каждого учащегося, или групп учащихся. Это происходит раз в две недели. Что способствует более крепкому и уверенному разучиванию нотного материала. Предусмотрено прослушивание хоровой партии с инструментом и без него. Одним из самых эффективных методов оценки качества обучения, является совместное обсуждение преподавателя и учащихся качества концертных выступлений исполнителей. Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения. Основной и главной формой развития и контроля полученных знаний и навыков хорового исполнительства, являются концертные выступления.

Разработанная образовательная программа в области музыкального исполнительства призвана обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ. Успешная реализация образовательной программы учебного предмета «Хоровой класс» должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).



Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды:

  • организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, и др.);

  • использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития; Технические средства обучения (Компьютерная техника, аудио-, видеоаппаратура)

  • для успешных и полноценных занятий в группах коллективного музицирования (пение хором) необходимы специально оборудованные аудитории (кабинеты). Наличие просторного, светлого, хорошо проветриваемого помещения. Необходимое количество стульев, скамеек, доска, и др вспомогательное оборудование.

  • специальное оборудование: хорошо настроенный музыкальный инструмент - рояль или пианино.

  • построение содержания образовательной программы в области хорового исполнения с учетом индивидуального развития детей; методические и учебные пособия: рабочая программа, метод. разработки, нотная библиотека, необходимая фонотека, различные наглядные пособия.

  • дидактические материалы.


VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы

  1. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. М., 1950

  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.,1970

  3. Вуд Г.О. О дирижировании. М.,1958

  4. Пигров К.А. Руководство хором. М.,1964

  5. Свешников А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное. М.,1962

  6. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. М., 1986

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1961

  2. Пазовский А.М. Дирижёр и певец. М., 1959

  3. Емельянов В. Развитие голоса. С.П. – М., 2004

  4. Чесноков П.Г. Хор и управление им. М.,1961

  5. Андреева Л., Локтев В. Методическое пособие «О детском хоре» М.,1963



Список нотной литературы

  1. «Одноголосные произведения для детского хора» составитель И.Шорохова

  2. «Детский хор» (пособие для хормейстера, вып.1,2,3,) 1982, 1983, 1984

  3. «Школа хорового пения» сост.А.Бандина вып.1, 1966

  4. Русская хоровая музыка» сост. П.Халабузарь , 2003

  5. «Хоровой класс» сост. В.Попов 1988

  6. Н.Юдина «Облачный кораблик» 1997

  7. Ю.Тугаринов «Произведения для детского хора» 2003

  8. «Малыши поют классику» II тетрадь 1988

  9. А.Ушкарев «Звенят ручьи»

  10. «Западная классика (Репертуар хорового класса) 2001

  11. «Поёт старший хор» Сормовского центра творчества юных г.Нижнего Новгорода ч. I,II

  12. «Нотная папка хормейстера» №2 («Золотая библиотека педагогического репертуара») 2005

  13. «Музыка в школе» вып.1,2. 2000

  14. Полифонические произведения для детского хора, вып.1,2. 1984, 1985

Каталог: img -> upload
upload -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке
upload -> Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве 19. 00. 10 коррекционная психология
upload -> Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технологии 19. 00. 13 психология развития, акмеология
upload -> Социальные последствия учебной иммиграции в россию
upload -> Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход
upload -> На правах рукописи
upload -> Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы
upload -> Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией
upload -> Аналитика культуры повседневности поволжья: философский аспект
upload -> Воспитание и личностное развитие детей-сирот в условиях альтернативных форм жизнеустройства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница