Экстремизм как социальное явление (философский анализ)



Скачать 448.03 Kb.
страница1/3
Дата21.05.2016
Размер448.03 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи

Хоровинников Александр Александрович


ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

(ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11. - социальная философия

по философским наукам

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Саратов - 2007

Работа выполнена на кафедре философии политологии и социологии

Самарского государственного педагогического университета


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Хохрина Елена Николаевна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Гобозов Иван Аршакович

кандидат философских наук, доцент

Орлов Михаил Олегович


Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита состоится "28" сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09. по присуждению ученой степени доктора философских наук в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по адресу: 410071, г. Саратов, ул. Университетская 59 корп. IV, ауд.30.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан 23 августа 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, профессор В.П. Барышков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловливается противоречиями развития социальной реальности, условиями ее модернизации в периоды кризисов. На современном этапе усиливается внимание исследователей к феномену экстремизма, который влияет на функционирование всех сфер современного общества. Значимость изучения вызывается потребностью объяснять социальные, политические и культурные явления, происходящие на индивидуальном и социумном уровнях. Теоретический интерес предопределяет необходимость целостно и системно осмыслить феномен экстремизма.

В российской действительности экстремизм прочно вошел в сознание политических лидеров и рядовых граждан, которые постоянно испытывают его воздействие. По словам Президента России В.В. Путина - "сегодня европейский континент сталкивается с серьезными угрозами и вызовами (экстремизм, ксенофобия, религиозная нетерпимость), питающимися из одной идеологической кормушки".

В этой связи рельефно встают задачи: философски отрефлексировать сущностные характеристики экстремизма и тождественные с ним социально-политические явления; выявить философско-идеологическую почву; обозначить базовые элементы и основания, имманентные данному феномену; определить место и роль экстремизма в структуре человеческой активности; понять возможность его проявления в разнообразных аспектах действительности.

Анализируемый феномен детерминируется общественно-политической жизнью и в настоящее время предстает сложной, многоуровневой конструкцией, представляющей деятельность человека, направленную на периферию процесса укоренения бытийного статуса. Экстремизм характеризует человеческое сообщество на различных уровнях: от конкретного индивидуума и малой группы (объединенной общностью интересов) до макросистем, которые "поглощают" государственные и цивилизационные образования. Вышеотмеченное конституирует проблему экстремизма в число научно значимых и актуализирует ее концептуальный анализ.

Теоретическая рефлексия природы экстремизма уже превратилась в объект пристального внимания аналитиков (включая российских), однако в рамках социально-философских изысканий сохраняется недостаточная разработанность этой проблемы. Считаем, что для дальнейшего и продуктивного осмысления этого социального феномена требуется обобщить накопленные знания, а главное - применить комплексный подход при его исследовании.

Степень разработанности проблемы. Тема диссертационной работы носит междисциплинарный характер: обозначенный круг проблем исследуется специалистами из разных областей знаний (истории, политологии, социологии, психологии, теории государства и права). Многочисленные "секторы" этого круга изучены в различной степени: одни - достаточно глубоко и полно, другие - эскизно и фрагментарно. Но даже освоенные "участки" этого проблемного поля со временем вновь становятся "terra incognitа" и зависят от изменений государственно-идеологического характера.

Каждая из указанных дисциплин опирается на собственные традиции и использует специфическую методологию по данной проблеме, однако их достижения являются взаимодополняющими к осуществляемому нами философскому подходу.

Резюмируя степень разработанности проблемы экстремизма, мы констатируем: с одной стороны, существуют множество работ, в которых специалисты разбирают феномен экстремизма. Это исследования преимущественно эмпирического, нежели философско-теоретического статуса. С другой стороны, имеется гораздо меньше монографий и публикаций теоретического плана, специально анализирующих данную проблематику. Ключевой и концептуально оригинальной (утверждающей новые методологические установки) является работа В.Н. Томалинцева "Человек в XXI веке: поиск на грани творчества и экстремизма", в которой не только приводятся и обобщаются факты, но дается глубокий анализ исследуемого явления с точки зрения творческой активности человека. Однако, несмотря на некоторые элементы философских обобщений, феномен экстремизма изучается с позиции культурологии и социальной психологии.

В зарубежной и отечественной литературе прослеживаются следующие направления исследований, связанные с проблематикой экстремизма и деструктивной активности индивида:

- теоретическое осмысление деятельности человека (на индивидуальном и социумном уровнях) осуществляют: А. В. Агеев, Б.С. Братусь, Ю.Г. Волков, В.И Лебедев, И.Н. Михеева, В.В. Налимов, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Г. Маркузе, А. Адлер, А. Камю, Э. Авермат, Р. Браун, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Х. Уилк, К. Хорни, В. Штребе, П. Девайн, Н. Миллер, К. Лоренц, Ч. Немет, Ф. Зимбардо, Р. Чалдини и др.;

- изучение влияния экстремальных явлений на общую динамику развития общества проводят: В.А. Асеев, О. Бахтияров, Г. Залевский, П. А. Сорокин, И.В. Щукин, Е.Г. Ляхов, Д.Н. Кавтарадзе, А.А. Овсянников, Дж. Девис, К. Бринтон, Г. Рицзер, П. Штомпка, Э. Тоффлер, С. Хантингтон, Т. Скокпол, Э. Канетти, К. Томпсон, Й. Уилкинсон, Т. Гюрр и др.;

- разработке темы политического экстремизма (его содержания, форм и путей преодоления) посвящены работы: Г.И. Авциновой, С.М. Алиева, З.С. Арухова, Э.Я. Баталова, В. Большакова, Г. Васильева, В.В. Витюка, Ю.Н. Давыдова, И.П. Добаева, Е.А. Кирилловой, Ю.А. Красина, З.И. Левина, В.Б. Ломейко, А.В. Малашенко, К.Г. Мяло, Е.М. Прошиной, Т. Ржезач, Э.М. Розенталя, А.М. Халмухамедова, А. Сагадеева, В.И. Сажина, М.Т. Степанянц, З.В. Сикевич, А.Н. Тарасова, Г.И. Токаревой, А.Ю. Умнова, М. Х. Малера, Д. Уоддис, Р. Штейгервальд, Дж. Эспосито, Х. Хорхема и др.;

- анализом социально-политических феноменов патриотизма, национализма и расизма, их развития в современной социальной реальности занимаются: А. Алкаев, А.Г. Дугин, В. Коротеева, В. Тишков, Л. Дробижева, В. Козлов, В.Х. Болотков, Г. Солдатова, Э. Баграмов, А.А. Московская, А. Миллер, Дж. Брюилли, Е. Хобсбаум, Р. Брюбакер, Э. Гелнер, Дж. Хабермас, М. Лайнд, Б. Берри, Дж. Келасс, М. Мур, К. Шмидт, Т. Рэйнджер и др.;

- механизм распространения экстремистских настроений в молодежной среде исследуют: А. Тарасов, Я. Павленко, О. Павлов, С. Борисов, Н. Кабалова, В. Ванюшкина, А. Фарфоров, В. Лебедев и др.,

- изучение основных характеристик и разновидностей терроризма осуществляют: В. Алексеев, А. Асеевский, В. Кассис, О.В. Будницкий, В.В. Журавлев, А. Корлев, В.П. Булдаков, К.И. Могилевский, А.Д. Степанский, А.В. Репников, В.В. Шелохаев, П.А. Сельцовс???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

- ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????ов, Н.А. Акимова, А. Бодалев, С.П. Курдюмов, О.Н. Яницкий, П. Бернстайн, У. Бек, Ю.В. Яковец, И.В. Джус, Н. Луман и др.

Указанные авторы, как правило, не проводят различия между концептуальными определениями, не выявляют сущности феномена экстремизма, а пользуются операциональными определениями, чтобы идентифицировать объекты и осуществить специфический анализ через призму соответствующей научной дисциплины. В отечественной социальной философии обозначенные направления находятся в стадии формирования, а теоретико-методологическая база разработок недостаточна (главное внимание уделяется локальным во времени и пространстве формам экстремизма), что усиливает ощущение дефицита философских разработок.

Интерес к изучению экстремизма в российской науке резко возрастает к середине 1990-х годов, когда объективировались многочисленные кризисные процессы, охватившие все сферы организации социума. Однако в исследованиях прослеживается терминологическая неоднозначность: например, в качестве синонимов используются такие понятия, как: "ксенофобия", "шовинизм", "расизм", "национализм", "фашизм" и т.п.

Констатируя степень разработанности сущностно-содержательной природы экстремизма, подчеркиваем: 1) в российской науке определение понятия "экстремизм" имеет множественное истолкование; 2) качественные характеристики этого явления выделяются не четко; 3) анализ феномена экстремизма носит преимущественно политологический и социологический характер.

Отмеченное усиливает актуальность философского изучения обозначенной проблемы.

Целью исследования является осмысление и комплексный анализ феномена экстремизма с социально-философских позиций.

Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

- сформулировать рабочее определение "экстремизм", раскрыть его основные характеристики и возможные условия возникновения; обосновать связь экстремизма с экстремальными явлениями (способствующими реализации деструктивных наклонностей индивида); выделить условия возникновения и существования экстремизма в моделях социальной реальности;

- определить категориальные отличия экстремизма от тождественных явлений социально-политического характера; обозначить способы формирования экстремистского мировоззрения среди индивидов, не имеющих фиксированного социального и экономического статуса;

- классифицировать формы проявления феномена экстремизма и вскрыть его позиционирование в общественной деятельности; определить типы экстремистского поведения в зависимости от форм существования экстремизма;

- обозначить грани соотношения экстремизма и терроризма; выделить основные характеристики и разновидности терроризма; осмыслить (с философских позиций) феномен исламизма, отождествляемый с разновидностью терроризма; оттенить вопрос об аксиологическом статусе терроризма;

- выявить взаимосвязь экстремизма с конформизмом; раскрыть содержание понятий "экстремизм" и "нонконформизм", подчеркнуть их дифференциальные признаки.

Объектом исследования является экстремизм как социально обусловленный феномен.

Предметом исследования - причины возникновения и специфика функционирования экстремизма, его многообразные проявления в социальной действительности.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на формах и методах теоретического уровня познания: приемах анализа, сопоставления, обобщения; принципах объективности, комплексности и систематизации; используются наработки системно-синергетической методологии, элементы структурно-функционального и институционального подходов.

При проведении исследования использовались базовые категории: "экстремальность", "экстремальные принципы", "экстремальные явления", "отчуждение", на основе которых продуцируется категория "экстремизма" как социального явления. Сущность и функции экстремизма определяют необходимость методологического синтеза (в рамках фиксации базовых категориальных структур), с целью получить новые методологические представления, применяя парадигму научной рациональности.

Научная новизна определяется постановкой и решением социально-философских проблем, связанных с явлением экстремизма, и междисциплинарным подходом к анализу его сущности в современных моделях общественной организации. Полученные результаты сводятся к следующему:

- с новых методологических позиций осуществлен анализ феномена "экстремизм"; предложена авторская интерпретация его определения и сущностно-содержательной природы;

- выявлены философско-идеологические основы явления, которые ранее представлялись без учета комплексного подхода при изучении;

- в научный аппарат отечественного социально-философского знания включены понятия "социальная травма" и "культурная травма", применяемые в западной социологии. Эти категории позволяют философски обосновать генезис экстремизма в условиях смены социальной идентичности;

- в новом контексте произведена классификация явления экстремизма с учетом основных форм деструктивной активности; акцентировано внимание на проблеме возникновения и позиционирования последних в социальной деятельности;

- определены признаки разграничения экстремизма от тождественных с ним социально-политических феноменов - патриотизма, национализма, расизма, нонконформизма; с философских позиций проинтерпретировано явление терроризма; рассмотрен вопрос об аксиологической значимости терроризма в современной социальной действительности.

- выявлена взаимосвязь экстремизма с конформизмом; обоснован тезис: принятие стереотипов группового поведения усиливает группоцентризм и этноцентризм - составные элементы экстремизма.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие "экстремизм" отличается от понятия "экстремальность" и отражает деструктивно-деятельностный характер человеческой сущности, направленный на периферию процесса укоренения бытийного статуса; характеризует крайние устремления индивида в условиях процесса экстремального развития; представляет специфическую форму отчуждения, ориентированную на уничтожение регулярной идентичности.

2. В понятии "экстремизм" отражается возможность для комплексного анализа сущности человека, его социальных связей и общественных структур, которые он создает при своем становлении.

3. Содержательная природа экстремизма действует с явлениями экстремального характера, которые выступают необратимым условием смены регулярной идентичности (где экстремизм предстает либо общим следствием данного процесса, либо фактором, приводящим к подобным процессам). Системный анализ экстремальных явлений раскрывает соответствующие ракурсы человеческого бытия, когда происходит "сбой" функционирования организации общества.

4. Экстремизм представляет собой социальное явление, причем в различных моделях общественного устройства имеет особые предпосылки возникновения и характерные условия существования; данный феномен обладает большим методологическим потенциалом и отличается от внешне тождественных явлений - патриотизма, национализма, расизма; склонностью к мировоззренческим крайностям обладают индивиды без фиксированного социального и экономического статуса.

5. Как социально детерминированный феномен, экстремизм функционирует в различных вариантах: политический, национальный, в сфере культуры, экологический и др. Каждая конкретная форма имеет свои причины происхождения и позиционируется в определенный тип поведения; религиозный экстремизм выступает разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами; экстремизм классифицируется по способу воздействия на социальные структуры, где последний выступает разновидностью психологической манипуляции сознанием.

6. Экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное: первый образует своеобразную идеологическую основу террористическим действиям; второй - определяется совокупностью крайних установок, (обоснованием применения насилия) для достижения политических целей нелегитимным способом. Феномен исламизма является социально-политическим и использует отдельные положения ислама в трансформируемой форме: он характеризует течения протеста в странах мусульманской культуры. Терроризм рассматривается как аксиологическая категория, затрагивающая проблемы морали и нравственности.

7. Феномен экстремизма взаимодействует с конформизмом. Полное подчинение господствующим нормам и ценностям общества или отдельной социальной группы, усиливает группоцентризм и этноцентризм. Экстремистское мировоззрение при определенных условиях может переходить в конформизм. Понятия "экстремизм" и "нонконформизм" различаются дифференциальными признаками.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты способствуют решению актуальных проблем социальной философии: углубляют концептуальное понимание теорий, исследующих социально-политические феномены в контексте философского анализа. Материалы и обобщения, предложенные в диссертации, могут использоваться в дальнейшей научно-исследовательской деятельности, а также при преподавании различных аспектов современной социальной и политической философии в общих и специальных курсах.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных и принятых к печати работах (статьях), в ряде докладов, сообщений, сделанных на заседаниях кафедры философии, политологии и социологии СГПУ и на научных конференциях: "Проблемы религиозной нетерпимости" (Самара, февраль 2005 г.), "Современные стратегии патриотического воспитания" (Самара, ноябрь 2005 г.), IV Российской научно-методической конференции, посвященной 140-й годовщине со дня рождения М.Д. Челышова "Учебный, воспитательный и научный процессы в ВУЗе" (Самара, апрель 2006 г.); ежегодных научных конференциях молодых ученых в Самарском государственном педагогическом университете (2003-2006). Некоторые положения работы были использованы в учебных курсах по социальной философии на факультете управления социальной сферой и факультете психологии СГПУ. Отдельные главы работы и диссертация обсуждались на заседаниях кафедры философии, политологии и социологии СГПУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав основного текста (четырех параграфов), заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставится проблема и указывается степень ее теоретической разработанности, определяются объект и предмет, формулируются цели и задачи исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, анализируются методологические установки, логическая структура и приводятся основные положения работы, выносимые на защиту.


В первой главе "Феномен экстремизма и его сущность" осуществляется концептуализация данной проблемы; вводятся базовые понятия; дается социально-философский, структурно-функциональный и онтологический анализ; определяются возможные источники возникновения исследуемого феномена как на индивидуальном, так и на социумном уровнях; констатируется связь экстремизма с явлениями экстремального характера.
В первом параграфе "Философско-идеологические основы экстремизма" раскрывается содержание понятия "экстремизм", обозначаются его основные характеристики, фиксируется отличие экстремизма от явления экстремальности, рассматривается процесс жизнедеятельности индивида под действием экстремальных регулятивов, анализируются феномены экстремальных явлений (неотъемлемые элементы бытия человека) и их взаимосвязь с условиями возникновения экстремизма.

Подчеркивается, что феномен экстремизма не является предметом исключительно философии, поэтому каждая отдельная наука со своих позиций его интерпретирует.

Явление экстремизма затрагивает область проблем философского характера: человеческого существования, дихотомии биологического и социального в его сущности, общей тенденцией развития как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Формирование экстремизма напрямую зависит от социального бытия и своими корнями уходит к моменту возникновения человека как разумного существа, поэтому некоторые его истоки берут начало из первобытной эпохи.

Термин "экстремизм" происходит от латинского "extremus" - конец, край, предел, а экстремистскими можно назвать такие действия, которые предполагают наиболее крайние, предельные варианты решения ситуаций в социальной жизни. Это лаконичная дефиниция является весьма абстрактной; под понятие "экстремизм" подпадает широкий спектр активности различного характера.

Комплексный анализ экстремистских проявлений требует дифферинцированного подхода к определению понятий "крайность" и "предел", значимых для оценки рассматриваемого явления. "Крайность" выступает параметром результата самопроизвольного развития системы; учитывает целеполагающую роль пределов, являющихся продуктом развивающегося сознания, несущих на себе печать осознанности и предусмотрительности. "Предел", с одной стороны, отражает "пик", "апогей" развития, бифуркационную точку на пути роста и подъема; с другой, определяет крайние моменты деградации, деструкции и упадка. Это понятие включает и двойственную природу того или иного явления (в нашем случае человеческую активность).

Итак, в конкретизированном виде "экстремизмом" правомерно называть действия, направленные на достижение крайних, предельных состояний человеческого сознания, что выражается в системе деструктивной активности и провоцирует конфликт. Здесь экстремизм выступает осознанной деятельностью и направлен на приближение результата крайними средствами, отличающимися от установленных норм и правил.

Наряду с экстремизмом часто используется понятие "экстремальность", которое отражает схожую систему действий. Экстремальность - явление самостоятельное, его отличает стихийный природный характер, что проявляется не только в активности человека, но и природной среды. Данное явление не всегда порождает конфликт или кризисную ситуацию, однако оно заостряет проблему, акцентирует внимание на чем-то новом, более значимом и высоком. Экстремальность - феномен способный (при определенных условиях) трансформироваться в экстремизм (который становится разновидностью предельных состояний действительности) и служить механизмом реализации нестандартных действий для быстрого принятия решений с целью выхода из кризисной ситуации. Экстремальность и экстремизм постоянно сопровождают человека с момента его зарождения, причем экстремальность (согласно дифференцированному подходу) выступает более объемным понятием, охватывает широкий спектр практической активности и состояний сознания человека, а также характеризует внешние воздействующие условия.

С целью выяснить онтологические параметры экстремизма целесообразно разделять процесс эволюции индивида на микроуровень (представляет отдельные личностные характеристики и устремления человека) и макроуровень (иллюстрирует его социальную деятельность).

На микроуровне, с возникновением homo sapiens, обладающего сознанием, наступает экстремальный шаг развития. Окружающая среда начинает восприниматься человеком не просто сферой обитания (где животный мир функционирует согласно биологическим законам), а некоторой системой, состоящей из множества незнакомых элементов, которые при определенном сочетании могут на него воздействовать. Само рождение человека предстает актом отрицания, своеобразным отторжением от изначального единства с природой и сопровождается невозможностью возвратиться к своим биологическим истокам. Антиномия в результате зарождения разума приводит к появлению у индивида потребностей, далеко выходящих за пределы животных, а способы их реализации продуцируют возникновение у него стрессовых состояний. Стресс рождается у человека, когда он осуществляет жизнедеятельность и сталкивается с некими закономерностями, обеспечивающими полную и максимальную реализацию своего развития через достижение предельных, крайних и пограничных состояний (а также посредством их преодоления). Эти закономерности условно можно обозначить - экстремальными принципами.

Человек, обособляясь от природы, достигает крайнего состояния из-за внутренних противоречий, заставляющих его искать равновесие и новую слаженность существования, взамен утраченной (гармония животного с природой), которая достигается через стремление к тождественности, приобщенности, единению.

Стремясь осознать свое предназначение, индивид начинает вырабатывать механизм действий, объединяющихся и превращающихся в систему. Правомерно отметить крайности в восприятии, когда человек (с целью душевного успокоения), кардинально изменяет свое видение окружающих сущностей: осознает себя слабым и одиноким во враждебном и непонятном мире; стремится преодолеть это состояние с помощью различных форм отчуждения действительности и иногда прибегает к крайним его вариантам, где экстремизм предстает отчуждением от традиционных характеристик бытия.


Каталог: sites -> default -> files -> dissnews -> old -> synopsis
synopsis -> Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» иособенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ
synopsis -> Синтаксис рекламного объявления как средство реализации основных функций рекламы
synopsis -> Представления о мире и самоактуализация личности в процессе профессиональной социализации курсантов
synopsis -> Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности
synopsis -> Социально-психологические факторы соотношения и изменения личностных ценностей и потребностей студентов
synopsis -> Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей
synopsis -> Особенности структуры идентичности первородящих женщин с различным материнским отношением 19. 00. 05 социальная психология
synopsis -> Педагогические условия развития логического мышления младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
synopsis -> Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX середины XI вв
synopsis -> Взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению и ценностных ориентаций личности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница