Есть ли речь у животных?



Скачать 59.67 Kb.
Дата02.04.2018
Размер59.67 Kb.
ТипСказка

Есть ли речь у животных?

С незапамятных времен люди верили, что животные говорят. Поэтому в народных сказках постоянно упоминаются птичий язык и язык зверей. Как же решает этот вопрос современная наука?

Среди ученых мнения на этот счет разделились. Одни признают существование у животных языка, а другие его отвергают. Особенно горячим сторонником «языка обезьян» был известный американский исследователь-любитель Гарнер. В своей работе «Язык обезьян» он прямо уверяет, что ему удалось раскрыть значение многих звуков, которыми обезьяны выражают свои чувства и мысли. Научившись подражать этим звукам, он даже «разговаривал» с обезьянами, получая в ответ повторение тех же звуков. Некоторые из звуков «обезьяньего языка», по Гарнеру, обозначают еду, другие соответствуют по значению слову «пить», третьи выражают понятие «опасность». Трясение головой, сопровождаемое иногда звуком, является, по его словам, знаком отрицания у обезьяны. Однако Гарнер сам признает, что «язык обезьян» существенно отличается от человеческого языка: «Обезьяны не ведут связного разговора. Их речь обыкновенно ограничивается одиночными звуками или выкриками, которые повторяются одинаковым образом; предполагать же, что их язык разработан или имеет высоко общественный характер, это значит утверждать безрассудное. В этом отношении слишком увлекающиеся люди ошибаются в понимании действительной природы языка обезьяны и других животных».

Амстердамский ученый Ревес в своей работе 1944 года отвергает наличие языка у обезьян. «Не может быть речи, пишет он, — о каком бы то ни было языке животных… Что касается языка жестов (движений) у животных, то животные не могут производить жесты независимо от того, имеют они руки или нет». Но даже и этот ученый признает, что у животных есть способ сообщаться («коммуникация») при помощи звуков, выражающих чувства и желания. Однако животные общаются таким образом лишь односторонне. Ревес считает, что они не могут спрашивать и отвечать, разговаривать в полном смысле слова друг с другом. На каждый звук Гарнера обезьяны отвечали тем же звуком, и между собой они обмениваются обычно одинаковыми звуками. Следовательно, при отсутствии у них взаимного разговора у них нет настоящей речи, как у людей.

Французский ученый Бутан в течение пяти лет, проведенных им на острове Ява, изучал «язык» гиббонов, которых он наблюдал в природных условиях, и, кроме того, одну самку гиббона он изучал в неволе. Бутан записывал крики гиббонов с помощью фонографа и установил, что самцы гиббонов по полутонам могут петь целую октаву.

По словам Иеркса: «У этого исследователя самый важный вывод следующий: он установил, что звуки белощекого гиббона инстинктивны, то есть непроизвольны. Гиббон не усваивает их в течение своей жизни от своих родителей или товарищей. Бутан заботливо охранял своего гиббона от звуковых влияний его сородичей в период, пока он воспитывал свою обезьяну в неволе. Но все крики этого гиббона были такими же, как крики других обезьян его породы. Бутан говорит, что его гиббон откликался на свою кличку, ясно выражал свои желания с помощью движений, но он никогда не произносил новых для него звуков и не подражал звукам своего сторожа (человека). Звуки, произносимые гиббоном, выражали только его внутренние состояния или чувства, они обозначали не отдельный вид пищи, а только степень его удовлетворения ею».

В последнее время «язык обезьян» особенно тщательно изучали русская исследовательница Лодыгина-Котс и американец Йеркс. Первая, наблюдая в Москве детеныша шимпанзе по прозвищу «Иони», в возрасте от 1,5 до 4 лет, установила, что после легкой словесной дрессировки, сопровождаемой жестами, он научился понимать обращенные к нему человеческие фразы и даже сам издавал до двадцати трех различных по качеству звуков, выражавших различные чувства и желания, употреблял ряд движений (жестов), тоже выражавших его чувства и желания. Интересно отметить, что наблюдавшееся Гарнером у низших обезьян трясение головой в знак отрицания было обнаружено и Лодыгиной-Котс у ее шимпанзе, то есть у высшей или человекоподобной обезьяны. В ответ на звуки, издаваемые человеком и воспроизводящие звуки шимпанзе (например, звуки уханья, кряхтенья, харканья, хрюканья), Иони издавал их еще сильнее, как бы стараясь, перекричать человека. Иони прекрасно научился подражать собачьему лаю, но ни разу на протяжении двух с половиной лет исследовательнице не удалось подметить у него никаких попыток к воспроизведению даже подобия человеческих членораздельных звуков.

Американец Роберт Иеркс изучал крики шимпанзе тоже в условиях неволи, причем ему в работах помогала музыкантша, Лернед. Они нашли, что у молодого шимпанзе звуковые отклики обычно часты и разнообразны, но речь в человеческом смысле у них отсутствует, стремление подражать звукам если и есть, то очень незначительное. Чим и Паизи (прозвища обезьян) подражали многим действиям Иеркса, но он никогда не слышал, чтобы они подражали звукам, и очень редко случалось, чтобы в ответ на звук, произнесенный человеком, обезьяны издавали свой собственный. Музыкантша Лернед, работавшая с Иерксом, записала с помощью нот видоизменения голоса (модуляции) шимпанзе, а также составила перечень криков, издаваемых ими, назвав его «списком слов или элементов речи». В этот «словарь», собранный на основании 300 отдельных записей, внесено 32 основных типа криков шимпанзе.

Приведем некоторые из значений слов «обезьяньего языка»:


  • Гак (Чим) — при кормлении.

  • Гах (Панзи) — при кормлении.

  • Гхак (Чим) — в возбуждении, также во время большого эмоционального раздражения — по-видимому, Чим старается заговорить.

  • Гхо (Панзи) — быстро повторяемое при приветствии друзей.

  • Гху (Чим) — возбужденное объяснение по поводу пыхтящего двигателя.

  • Га-ха (Чим) — механику с выпачканным в черное костюмом и лицом.

  • Ках-ках (Чим) — в несчастье, каясь (произносится топотом).

  • Ки-ах (Панзи) — крик боли, когда Чим ее бьет.

  • Куох (Панзи) — очень голодная, при приближении ужина.

  • Ках-хак, Ках-ха-ха (Чим) — смех.

  • Хо-ох (Панзи) — тревога, произнесено с продленной гласной в первом слоге, голос падает до очень низкого тона во втором.

  • Вхах (Чим и Панзи) — воодушевленное приветствие в возбуждении.

  • Вхо-ах (Чим) — громкое, энергичное произношение, когда он голоден и принесли пищу.

Однако значение криков в целом еще очень далеко от значения человеческих слов и предложений. Крики и «слова» обезьян выражают лишь чувства или желания животного, но еще не мысль. Но в то же время они не похожи на непроизвольные выкрики, вырывающиеся у животных и людей в припадке сильного чувства. В этом отношении они выше звуков, которые может издавать собака (лай, визг, вой), и криков других, менее развитых животных. В своих работах Дарвин раскрыл сходство в ряде случаев мимики у человека и у животных, особенно у обезьян. У таких животных, как кошка и собака, хотя и домашних, давно живущих с людьми, мы не находим еще чего-либо похожего на изменение выражения человеческого лица, не наблюдаем так называемой мимики. Но у обезьян, даже низших, например, у павианов, несмотря на некоторое сходство их морды с собачьей, уже можно обнаружить нечто, напоминающее человеческое выражение лица. От удовольствия павиан «смеется», вполне оправдывая русское выражение «скалить зубы от радости».

Очень многими наблюдателями установлено, что для выражения своих чувств и желаний обезьяны употребляют ряд телодвижений и действий, весьма напоминающих человеческие. Так, шимпанзе «зовет» человека, бросая по направлению к нему мелкие камешки и другие предметы, или просто тащит его за руку, куда ему нужно. Тот же шимпанзе выражает свое дружеское расположение прижатием чужой руки к телу и дружеским похлопыванием по ней. Подобно человеку, обезьяна «просит» умоляющим звуком, «грозит» криком, стуком и топотом. Оценивая все эти наблюдения и отдавая должное добросовестности наблюдателей, мы считаем своим долгом указать на следующее обстоятельство. С одной стороны, наблюдателям было свойственно уподоблять обезьян человеку, а, с другой стороны, наблюдения производились над обезьянами, в большинстве случаев с малых лет оказавшимися в неволе и подпавшими под сильное влияние людей. Поэтому далеко не все, о чем сообщают наблюдатели, свойственно взрослым обезьянам, живущим на свободе. Однако если даже и признать, что многое усвоено обезьянами от человека, то все же нельзя отрицать наличия у обезьян способности выражать звуками, мимикой лица, телодвижениями и изменениями голоса свои желания и чувства так, что они становятся понятными и для человека.



Подводя итог наблюдениям над нынешними человекообразными обезьянами, можно утверждать, что у них есть способность издавать различные крики, которые состоят из звуков, весьма похожих на человеческие. Они могут произносить их как полным голосом, так и шёпотом, повышая и понижая тон своего голоса на манер человека. Однако обезьяны не произносят слов, не могут вести между собою настоящего разговора, как люди; они не задают вопросов и не могут на них отвечать. Даже человекообразные обезьяны не владеют членораздельной речью, не говорят.

Несмотря на наличие отдельных «слов», человекообразные обезьяны еще не создали настоящей речи, которая выражала бы не только чувства и желания, но и мысли. У человекообразных обезьян, притом только в обществе человека, могли появляться в редких отдельных случаях лишь проблески мысли и еще реже только зачатки речи. «Способность» к этому появилась у них в связи с употреблением естественных орудий: например камней для раскалывания орехов, палок для доставания пищи, — следовательно, лишь с первыми зачатками труда. Однако только человек, унаследовав эту способность от своих животных предков, смог превратить ее в подлинные мысли и язык, потому что настоящий труд, начинающийся с изготовлением орудий, присущ лишь человеку. Подлинной речи у животных нет. Как и мысль, в ней воплощающаяся, она могла возникнуть лишь в обществе людей.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница