Факторы формирования гендерных образов в культуре японии



Скачать 315.14 Kb.
Дата21.05.2016
Размер315.14 Kb.
ТипДиссертация


На правах рукописи

Румак Юлия Сергеевна

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ
В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Саратов 2010

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»




Научный руководитель - доктор философских наук, профессор


Волошинов Александр Викторович

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор


Листвина Евгения Викторовна
- доктор социологических наук, профессор

Федюнина Светлана Михайловна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Российский государственный

гуманитарный университет», г. Москва


Защита состоится « 2 » ноября 2010 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 в Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319. С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.

Автореферат разослан «___» __________ 2010 г.


Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru «___» _________ 2010 г.

Ученый секретарь Н.М. Ососкова

диссертационного совета


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.

Фундаментальная проблема взаимодействия традиционных и модернизированных смысловых концептов культуры является одной из наиболее актуальных для современного японского общества. Гендерная политика государства, национальный характер и менталитет, ценностно-нормативные установки – основополагающие компоненты японского социума, предполагающие дифференциацию гендерных образов и ролей. Данная проблема обостряется в условиях динамики социально-экономического и политического развития японского общества в XXI веке. Традиционализм в культуре и патриархатные тенденции формирования асимметричной гендерной системы в Японии сочетаются с пересмотром иерархии ценностей, этическим и эстетическим релятивизмом. Наиболее ярко данная социокультурная бинарность отражена в интерпретации женских ролей и образов в литературе.

Актуальность анализа социокультурных факторов формирования гендерных образов в художественном творчестве заключается в том, что в нем в рефлексивной форме представлены общественные нравственные ценности в динамике развития и отображены культурные факты. Литературное творчество и другие социокультурные феномены следует рассматривать как важные шаги на пути становления современной культуры, отражающие всю многогранность и сложность процесса социокультурной динамики любого общества, поэтому необходимо привлекать художественный текст в сферу культурологического исследования. В художественной литературе Японии отражается весь спектр проблем и культурных изменений, происходящих в обществе с течением веков, следовательно, тематический анализ литературного творчества в рамках культурологии позволяет еще глубже изучить многообразие культуры. Литература как проекция культуры вмещает в себя всю совокупность ролей и образов, поведенческих моделей, присущих носителям культурных ценностей и моральных норм, и формируется под воздействием социокультурных факторов развития общества в целом и института семьи в частности. Таким образом, художественное творчество – это квинтэссенция уникальности японской истории, психологии и культуры.

Кроме того, японская культура представляет особый интерес для исследования в силу уникальности этнонациональной и религиозной культурной идентичности. Япония являет собой образец восточной страны, подвергнувшейся усиленному идеологическому и культурному воздействию западных стран и сохранившей традиционную культуру и ценности, творчески преобразовав культурные институты, образцы и традиции, заимствованные в процессе аккультурации и селективного отбора.



Степень разработанности темы.

В зарубежной научной литературе исследованию проблем гендерной истории с середины XX в. уделяется особое внимание. Данные проблемы рассматриваются с различных точек зрения: физиологической, философской, экономической, политической, социальной, культурной, психологической. Круг зарубежных авторов включает в себя Рендала Коллинза, Нэнси Чодороу, Джудит Батлер, Гейл Рубин, Андреа Дворкин. К российским исследователям данных вопросов можно отнести Е. Здравомыслову, А. Темкину, И. Жеребкину и др. Большой интерес в современных российских исследованиях вызывает история взаимоотношений полов как история формирования семьи в условиях гендерной асимметрии.

В отечественной и зарубежной литературе имеется значительное число публикаций по проблемам межкультурного взаимодействия, а также взаимодействия цивилизаций в сфере художественной культуры. Эти вопросы рассматриваются в самых разных предметно-дисциплинарных ракурсах: в философских, политологических, исторических, социологических, а также в искусствоведческих, филологических, религиоведческих и культурологических. В исследовании важное место отводится классическим схемам и методикам анализа процессов межкультурного взаимодействия, разработанным в рамках культурной и социальной антропологии (Р. Билз, Ф. Боас, П. Сорокин и др.). В частности в исследовании Р. Билза представлен общий обзор теорий межкультурного контакта.

Вопросы дискриминации по гендерному признаку отражены в работах Дж. Батлер, Т. де Лауретис, Р. Брайдотти, Л. Иригарей, И. Жеребкиной, Е. Гаповой, Е. Ярской-Смирновой.

Большое значение для исследования социокультурных факторов развития института семьи имеют методологические принципы теории социальной и половой стратификации Р. Коллинза, выделившего постулат о взаимозависимости отношений в семье и отношений собственности. Р. Коллинз исследует три вида отношений собственности: сексуальная собственность, поколенческая собственность и хозяйственная собственность.

Первым в России диссертационным исследованием по женской прозе, выполненным в гендерном аспекте под руководством профессора М.В. Михайловой, стала кандидатская диссертация Т.А. Ровенской «Женская проза конца 1980-х-начала 1990-х годов (проблематика, ментальность, идентификация)». Т. Ровенская подняла в своем исследовании такие вопросы, как развитие гендерных исследований в российском литературоведении; эволюция феминистской теории к гендерным исследованиям; анализ социального и культурного конструирования пола как предмет гендерных исследований; концепция языка, власти и телесности в постмодернистской философии и феминистской критике.

Правомерно обращение Т. Ровенской к социальной проблематике женской прозы, к гендерной самоидентификации героини и художественному отражению кризиса маскулинности в образе героя, к рассмотрению концептов телесности и сексуальности в поэтике и т.д.

Диссертант Е.А. Николаева признает необходимость закрепления в науке термина «женское литературное творчество», подразумевая под ним результат творческой реализации женской ментальности. Фактически под гендерными литературоведческими исследованиями понимается изучение женского творчества, произведений женщин-писательниц, особенно, литературоведами-женщинами, а также изучение женских образов в женской литературе. К «женскому литературному творчеству» можно отнести и те произведения, в которых рассматривается так называемая «мужская» проблематика. Отличия между мужским, женским и гендерно-нейтральным дискурсами состоят в тех культурных факторах, посредством которых писатель формируется в дискурсе и которые определяют его отношение к семье и распределению гендерных ролей.

Однако исследователей волновал преимущественно вопрос равенства полов, которого можно было отчасти добиться, признав за женщиной такие же права и возможности в искусстве и творчестве, как и за мужчиной. Диссертант делает акцент на отражении культурных фактов в литературном творчестве и возможности их интерпретации в рамках вопроса о факторах формирования гендерных образов в культуре Японии.

Крупным исследователем культуры и быта японцев 1950-1980-х гг. является И.А. Латышев. В своей монографии «Семейная жизнь японцев», опубликованной в 1985 г., он делает вывод, что послевоенные реформы, проведенные под давлением прогрессивных сил в условиях подъема в стране демократического движения, внесли существенные коррективы в законы, регулирующие взаимоотношения супругов. Существенное место в работе занимают проблемы воспитания и образования детей, духовной отчужденности между членами семьи. Латышев является одним из первых отечественных исследователей, который высказал мнение, что семейная жизнь японцев претерпевает существенные изменения, рушатся основы прежней семейной структуры, и образуется новая структура, отличная от традиционных представлений о семье и браке. Он отмечает, что в Японии активно идет процесс втягивания замужних женщин в работу по найму, что объективно ведет к ослаблению их материальной зависимости от мужей, а, следовательно, и к выравниванию их правового положения в семье. Но коренных сдвигов в психологии большинства супружеских пар в стране Латышев не находит, объясняя это тем, что закрепленные законом юридические нормы плохо увязываются или вообще не согласуются с давними национальными обычаями и традициями, утверждающими главенство мужчины.

В работах таких авторов, как И.С. Тихоцкая, Т.А. Рассошенко, нашли отражение такие сюжеты, как роль традиций в современной японской семье, основные тенденции развития послевоенной семьи, проблемы японской молодежи, различные аспекты развития образовательной системы в послевоенной Японии.

Среди зарубежной историографии необходимо выделить японских авторов. Особое место занимает Сумико Ивао, профессор Технического Университета Мукаси, профессор Университета Кейо, начальник отдела по основным вопросам Комитета гендерных проблем при администрации премьер-министра Японии. Она делает глубокий анализ изменений, произошедших в положении японских женщин в послевоенный период, и подчеркивает, что в последнее время в японском обществе происходят серьезные изменения, вызванные активизацией социальной роли женщин. Существуют типично «японские проблемы» в этом вопросе: нехватка рабочей силы вследствие снижения рождаемости, проблемы в сфере социального страхования, экономический спад и др. Кроме того, радикально изменился взгляд самой японки на свою роль в обществе. Особая значимость работ Сумико Ивао состоит в том, что они отражают взгляды японских женщин, которые выступают за равноправие в обществе, т.к. Сумико Ивао является активной участницей женского движения в Японии.

Отличаются фундаментальностью труды американского социолога японского происхождения Энн Имамура. Освещая семейную сферу с гендерных позиций, автор отмечает, что японка полностью ответственна за дом и семью, независимо от того, выполняет ли она домашние обязанности самостоятельно или прибегает к чьей-либо помощи. Более того, Имамура представила в своей монографии работы таких авторов, как Барбара Мори (работа о традиционных занятиях японки), Э. Эллисон (исследование национальных воспитательных практик), Н. Розенбергер (работа о женщинах, которые пытаются совместить домашние обязанности с построением карьеры). Разграничению мужских и женских обязанностей посвящена одна из статей книги «The Japanese Today».

Роджер Дж. Дэвис и Осаму Икено в своем труде «The Japanese Mind» также обратили внимание на гендерные отношения в Японии с точки зрения мужских/женских ролей, раскрыли особенности таких феноменов японской культуры, как брак по договору и воспитание детей, и отразили аспекты семейных отношений с точки зрения словосочетаний современного японского языка.

Проблема статуса женщины в японском обществе в отечественной и зарубежной историографии, к сожалению, пока не получила комплексной разработки в монографических исследованиях. В основном исследователей интересовали отдельные аспекты данной проблемы, частная (семейная) жизнь или трудовая сфера либо образование. Это обусловлено тем, что для того, чтобы осветить эту проблему в целом, требуется хорошее знание психологии, ментальности японской нации. Таким образом, несмотря на очевидную актуальность проблемы гендерных отношений в современной Японии, данная тематика комплексно не рассматривалась.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является концептуализация социокультурных детерминант развития японского общества, повлиявших на формирование гендерных образов в культуре Японии.

Обозначенной цели подчинены следующие задачи исследования:


  • проанализировать взаимосвязь религиозно-философских доминант развития японского социума и формирования модели японской семьи;

  • определить роль культурной политики японского правительства и средств массовой информации в стандартизации параметров развития японского института семьи;

  • проанализировать логические основания женской субъективации в контексте экономической системы современной Японии;

  • рассмотреть японскую модель образования и воспитания, раскрывающую интегративные принципы социализации и инкультурации традиционных ценностей;

  • разработать авторскую методику проведения контент-анализа литературных произведений;

  • провести практическое исследование в рамках контент-анализа художественной литературы Японии.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает японская проза VII-XXI вв.

Предметом исследования являются репрезентации религиозных, экономических, политических аспектов семейных традиций Японии в литературном творчестве.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической базой исследования выступают идеи теории культуры и цивилизации, относящиеся к разделам «системный подход», «динамика культуры», «художественная культура», «традиция и модернизация». В рамках методологии, использованной в данном исследовании, особую важность приобретает системный подход.

Применение системного подхода обусловлено тем фактом, что в культурологическом исследовании при обращении к феноменам художественной литературы культурология отнюдь не подменяет филологического знания – она лишь с иных позиций рассматривает эти объекты и реалии.

В разработке программы диссертационного исследования автор опирался на работы классиков гуманитарных наук, труды современных зарубежных и отечественных авторов в областях историко-культурологического и социологического анализа структуры механизма культуры, функций культурного освоения действительности, гендерного неравенства.



Автор обращается к следующим концепциям и теориям, позволяющим провести полноценный анализ гендерных отношений современной Японии:

  • к теориям социального конструирования гендера, гендерной стратификации и воспроизводства гендерного неравенства (Дж. Батлер, С. Бовуар, А. Темкина, Е. Здравомыслова, Н. Чодороу, Дж. Хубер, Р. Коллинз);

  • к теориям по методологии социологического исследования (Е. Ярская-Смирнова, И. Жеребкина);

  • к теориям по межкультурному взаимодействию (Р. Билз, Ф. Боас);

  • к парадигме религиозно-мотивированного социального изменения М. Вебера, согласно которой прослеживается четкая взаимосвязь между религией и социальными изменениями в государстве;

  • к литературоведческой концепции М.М. Бахтина, согласно которой необходимо усматривать в факте литературы факт культуры;

  • к методике контент-анализа культурных, социальных и психологических особенностей развития общества, содержащихся в текстовых материалах (В. Ядов).

При анализе и обобщении используемого в исследовании материала были применены различные научные методы. Гендерный подход к анализу общества предполагает обращение к таким методам, как:

  • системно-структурный метод, основанный на обеспечении комплексности и широты охвата предмета исследования;

  • историко-генетический, позволяющий последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения;

  • историко-сравнительный, позволяющий рассмотреть эволюцию определенных явлений и событий с целью раскрытия их сущности;

  • семиотический метод, основанный на учении о знаках, позволяющий изучить знаковую структуру текста или любого другого культурного объекта;

  • психологический метод, ориентирующий исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур;

  • агриативный метод, при помощи которого произведен сбор разрозненных фактов из разных источников.

Источниковую базу работы составили разнообразные по видам и степени информативности источники. Можно выделить несколько групп источников, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга.

    1. Религиозные тексты, представленные в данной работе выдержками из теории буддизма (Лотосовая сутра, Дхаммапада и др.).

    2. Периодическая печать. Для лучшего понимания поставленных в работе задач использовалась также периодика Японии. Положительным моментом этих источников является использование не опубликованных ранее сведений, которые дают возможность показать реакцию общественного мнения на те или иные стороны гендерных отношений в японском обществе. Значительной ценностью обладает информация, публикующаяся в японском ежеквартальном журнале «Ниппония. Открытие Японии», в работе использовано значительное количество репортажей из этого журнала, в частности статьи Токунага Кёко, Таканиси Хидэминэ и Фукумицу Мэгуми о состоянии брака в современной Японии и свадебных традициях.

    3. Произведения художественной литературы. Особое место в источниковой базе работы занимают художественные произведения японских писателей. Их работы помогают во многом ощутить атмосферу в семейных отношениях, понять особенности повседневного быта, нравов и культурных традиций.

    4. Особое место в источниковой базе занимают мифологические и фольклорные источники Японии. Исследование подобной литературы позволило диссертанту вывести сравнительную составляющую контент-анализа.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Социокультурные детерминанты развития японского общества предопределяют корреляционную взаимосвязь между формой родового строя и религиозными доминантами социума. Матриархатное основание раннего японского общества базируется на ценностных конструктах синтоистских религиозных практик. Трансформация идеологических концептов культуры дзёмон в культуру яёй имела следствием подавление синтоизма буддизмом. Однако буддизм Махаяны лишь незначительно ограничил права японок, предопределив для них идеологическую возможность достижения статуса Будды. Усиление позиций дзэн-буддизма в XII в. ознаменовало становление самурайской идеологической системы, и, как следствие, ужесточение отношения к женщинам и укрепление системы патриархальной семьи. Патриархальная парадигма распределения социального пространства между полами впоследствии поддерживалась в Японии социокультурными установками конфуцианской идеологии, оказывающей превалирующее воздействие на духовное самосознание японской нации в XVII-XIX вв. Реконструкция значения синтоизма после политических реформаций японского общества второй половины XIX в. сыграла важную роль в гуманизации представлений о гендерных ролях и иерархическом взаимодействии полов в Японии.

  2. Модернизация института семьи современной Японии осуществляется посредством культурной политики японского правительства, отмеченной поляризацией гендерных установок на формирование патриархатной иерархии власти и в то же время на постепенную ликвидацию феномена гендерной асимметрии, а также усилиями японских средств массовой информации, специфика развития которых обусловлена пропагандой идей личностного индивидуализма и женского досуга. Выявленная бинарность источников модернизации института семьи предопределяет вариативность социальных ролей и досуговых возможностей для женщин в японском обществе.

  3. Дифференциация сфер социальной деятельности в Японии и ранжирование профессий по гендерному признаку предопределяют дискриминирующее положение женщин в контексте экономики, несмотря на позитивные результаты культурной политики японского правительства. Совмещение ролей матери и работника является немаловажным условием становления женщины как субъекта экономики, существенным препятствием для которого выступает система менеджмента в Японии, базирующаяся на корпоративных ценностях максимальной самоотдачи и преданности служащих. Данный факт значительно ограничивает японок в возможности консолидации сфер деятельности.

  4. Существенным фактором формирования гендерных образов в японской культуре является образовательная система, базирующаяся на феномене гендерного разделения воспитательных практик, постулате о равенстве полов в получении образования и доминировании матери в процессе воспитания, обусловленном нуклеаризацией современной японской семьи с признаками нарушения целостности трансмиссионных каналов транслирования культурных ценностей.

  5. Социокультурные факторы развития института семьи в Японии предопределили актуализацию определенных для каждой исторической эпохи доминант формирования гендерных образов, отраженных в художественных произведениях. Взаимозависимость смысловых единиц матриархата, брака по любви, поколенческой собственности и отдельных случаев доминирования женщин в литературе ранней Японии соотносится с актуальностью тем, касающихся многообразия форм женского досуга, женских ролей и профессий. Изменение формы родового строя японского социума привнесло в средневековое литературное творчество дихотомически противоположные патриархальные ценности, выраженные в асимметричном формировании гендерной системы с атрибутами доминирования по маскулинному признаку и дифференциации сфер социальной деятельности, а также в двойном стандарте интимных отношений и базисных особенностях семейно-родовой системы Ie.

  6. Художественная литература современной Японии инкорпорирует в себе основные результаты воздействия информационного фактора формирования «женского литературного творчества», которые редуцируются к смысловым единицам текста, отражающим влияние западных ценностей, гендерной политики правительства и СМИ на культурные традиции Японии, а также признаки ресоциализации и нивелирования традиционных японских ценностей. Наличие в современной прозе смысловых единиц матриархата, брака по любви и женского досуга обусловливает циклические признаки развития японского общества. Несмотря на прогрессирующие процессы ресоциализации японской модели семьи, выраженные в росте числа разводов, абортов, в обесценивании института брака в представлениях молодежи и др., культура Японии ориентирована на консервацию традиционных ценностей, осуществляя селективный отбор заимствованных в процессе аккультурации западных ценностей и норм общественного развития.


Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна:

  1. Установлено, что развитие института японской семьи базируется на координации доминирующей в конкретную историческую эпоху формы родового строя и религиозных детерминант развития японского общества.

  2. Обосновано разработанное автором методологически значимое положение о двойственности культурной политики японского правительства и СМИ как основополагающих источников модернизации института семьи в Японии, предопределяющей возможность следовать противоположным ценностным ориентирам.

  3. Установлено, что основополагающей причиной низкого уровня рождаемости и старения населения Японии является уникальность японской системы управления, фундаментальные установки которой нивелируют для японок возможность полноценно совмещать семью и работу. Уровень развития экономической системы Японии предполагает поглощение как мужских, так и женских человеческих ресурсов.

  4. Представлено авторское видение модели нуклеарной семьи в современной Японии, в которой ограничено общение между поколениями, то есть нарушается целостность трансмиссионных каналов передачи культурных норм и образцов из поколения в поколение.

  5. Доказано, что современная японская культура развивается в рамках теорий циклической динамики, отмеченной возвращением к фундаментальным культурным и этическим ценностям, заложенным в японском обществе в качестве «культурного ядра».

  6. В соответствии с базисными концептами разработанной авторской методики исследования литературных произведений был осуществлен контент-анализ художественных текстов японской прозы, представляющий практическую значимость для культурологического исследования и отразивший тесную взаимосвязь востоковедения и культурологии.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Исследование художественной литературы Японии сквозь призму культурологических теорий представляет особую актуальность для научной работы, поскольку позволяет совместить литературоведческий и лингвистический принципы синхронного источниковедения с диахронным принципом исторической культурологии.

Практическая значимость работы заключается в эмпирической конкретизации основных положений теории, трактующей роль традиции в процессе взаимодействия культур. Кроме того, в условиях современной ситуации, в которой, с одной стороны, происходит усиление политического и культурного давления Запада, а с другой, фундаменталистских течений, материалы данной диссертации способны помочь выработке разумного баланса между привнесенными западными новациями и собственной культурной традицией.

Апробация работы. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, докладывались на двух ежегодных Международных конференциях «История и культура Японии» (РГГУ, Москва, 2008-2009), Всероссийской научной конференции «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (СГТУ, декабрь 2007), конференции «Молодые ученые – науке и производству» (СГТУ, июнь 2007), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (СГТУ, март 2007), Всероссийской научной конференции «Стратегии современного развития и управления общественными процессами» (СГТУ, декабрь 2006), «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (СГУ, 2005).

Основные положения диссертационного исследования также были изложены в работе «Гендерные отношения в России и Японии: культурологический анализ», получившей грант за лучшую аспирантскую работу на Всероссийском конкурсе молодых японоведов, проводимом Российской ассоциацией японоведов в 2008-2009 гг. (Россия, г. Москва).

По материалам диссертации опубликовано 16 статей общим объемом 6,1 п.л.

Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Главы работы разделены на семь параграфов. Список использованной литературы содержит 143 работы отечественных и 27 работ зарубежных авторов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении автор обосновывает актуальность исследования, раскрывает степень разработанности проблемы, обозначает теоретико-методологические основания работы, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, научную новизну и практическую значимость работы, излагает основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Традиции гендерных отношений в японской культуре» состоит из двух параграфов и посвящена анализу традиционных и инновационных культурных ценностей, детерминирующих развитие института японской семьи, сквозь призму теории социального конструирования гендера, основанной на постулате о взаимозависимости формирования гендера и социально-культурных, экономических и религиозных доминант развития общества.

Автор придерживается теории социального конструирования гендера, согласно которой гендер – это не заданный от рождения статус (т.е. биологический пол), а статус, конструируемый социально-культурными, психологическими и другими средствами. Гендер – это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка. Соответственно, под гендерными образами понимается набор представлений о поведенческих моделях мужчин и женщин.

Автор выделяет хронологические рамки развития «женского литературного творчества», определяя их следующими историческими периодами: ранняя Япония (VII-XII вв.), средневековая Япония (XII- начало XVII вв.) и современная Япония (вт. пол. XIX-XXI вв.). Данная периодизация объясняется следующими причинами:

1) Определение нижней границы эпохи ранней Японии вызвано тем, что первые письменные источники, найденные в стране, датируются VII в. н.э.

2) Эпоха японского средневековья начинается с эпохи Камакура (XII в.), когда происходит переход к самурайскому государству, и заканчивается в начале XVII в., когда к власти приходит род Токугава, происходит становление позднефеодального государства, заканчиваются междоусобные феодальные войны.

3) Становление современного японского государства и модернизация института семьи являются следствием изменений в политической системе Японии, ключевыми из которых выступают реформация японского общества при императоре Мэйдзи-тэнно и политико-экономические последствия Второй мировой войны.

В параграфе 1.1. «Религиозно-философские факторы формирования патриархальной семьи в Японии» диссертант исследует социокультурные детерминанты развития японского общества, базирующиеся на взаимосвязи между концептуальными принципами японских религиозных верований и формой родового строя, господствующей в тот или иной период исторического развития Японии.

На основе рассмотрения теории гендерной стратификации Д. Хубер о детерминировании распределения власти в семье и материальных благ технологиями обработки земли, концепции Е. Карибэ о трансформациях традиционной японской идентичности, а также теории гендерного конфликта С. де Бовуар, диссертант методологически обосновывает культурологические аспекты формирования патриархальной семьи и асимметричной гендерной системы в Японии. Анализ теории социальной и половой стратификации Р. Коллинза о динамике корреляционных взаимоотношений понятий «семья» и «собственность» предопределяет выводы о матрилинейности и матрилокальности ранней Японии. По мере развития японского общества и культурных изменений, отмеченных аккультурацией китайских религиозных и философских систем, институт японской семьи претерпевал определенного рода трансформации, базирующиеся на доминировании конфуцианской религиозной идеологии и семейно-родовой системы Ie, что в совокупности обусловливало патриархальный строй средневекового японского общества (XII-начало XVII вв.). Политическая реформация японского общества во второй половине XIX в. имела следствием модификацию гендерной системы Японии и инновационные изменения гендерных ролей.

В параграфе 1.2. «Модернизация семейных отношений в современной Японии XX-XXI вв.» диссертант осуществляет культурологический анализ трансформации модели японской семьи и интегративных принципов распределения гендерных ролей в условиях институциональных преобразований в современном японском обществе. Автор исследует институт брака в современной Японии, основанный на вариативности причин выбора супруга, а также обосновывает значимость информационного фактора развития японского общества, обусловливавшего трансляцию западных культурных ценностей. Базируясь на анализе соотношения традиционных и модернизационных детерминант развития института семьи в рамках теории ресоциализации Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной, диссертант резюмирует основные причины ресоциализации нравственно-нормативных установок, закрепленных в ментальности японской нации и выраженных в устойчивых лингвистических конструкциях японского языка. Наиболее значимой из них является процесс культурогенеза, отмеченный признаками аккультурации и трансферта и приводящий к частичной смене ценностных ориентиров в вопросах, связанных с заключением брака. В процессе исследования автор делает вывод о том, что, несмотря на заимствование зарубежных культурных и семейных ценностей в рамках информационного и образовательного обмена, развитие современной японской культуры идет по траектории консервации фундаментальных религиозных, философских и социальных ценностей.

Вторая глава «Система «женских ролей» в интерпретации японской культуры» состоит из трех параграфов и отражает специфику развития современной японской семьи и дифференциации гендерных ролей, обусловленных культурной политикой японского правительства и направлениями развития средств массовой информации, а также особенностями субъективации японки в контексте экономической системы страны и интегративными принципами японской модели образования и воспитания.

В параграфе 2.1 «Влияние культурной политики японского правительства и СМИ на гендерные отношения Японии» диссертантом обосновано положение об уникальной форме плюрализма в японской культурной системе, закрепленного в представлениях о ценностях, гендерных ролях и стилях жизни и явившегося результатом межкультурного взаимодействия с западными странами. На основании анализа теории Н. Чодороу о «воспроизводстве материнства» как первопричине гендерных различий в обществе, предопределяющих дифференциацию гендерных ролей и сфер социальной деятельности, диссертант исследует доминирующий в японской культуре женский образ – образ матери. В рамках концепции Д. Батлер о конструировании гендера юридическими системами власти автор детерминирует специфику формирования института современной японской семьи дихотомически противоположными направлениями гендерной политики в Японии, одна из ветвей которой базируется на трансляции традиционных установок на сохранение патриархатной общественной системы посредством пенсионной и платежной политики. Данное направление культурной политики акцентирует внимание на необходимости сохранения традиционных гендерных образов в целях улучшения демографической ситуации в стране. Полярные гендерные установки японского правительства коррелируют с гендерной политикой западных стран и основываются на законодательно закрепленном в Конституции 1947 г. постулате о гендерном равенстве, предопределяющем для японок множественность социальных ролей и возможностей.

В противоположность официальной и латентной политике японского правительства, усилия японских средств массовой информации направлены под воздействием зарубежных социокультурных традиций и ценностей на пропаганду идей женского досуга и личностного индивидуализма. Бинарность источников модернизации современной японской семьи определяет вариативность потенциала развития гендерной системы Японии.

В параграфе 2.2. «Роль женщины в экономике Японии XX-XXI вв.» диссертантом исследованы концептуальные базисы становления японской экономической системы в контексте разграничения гендерных ролей. Диссертант анализирует причины гендерной асимметрии в сфере экономики через призму теории Д. Хубер о гендерной стратификации и взаимосвязи между гендерным поведением и разделением труда, согласно которой в обществе имеет место неравномерное распределение власти и престижа между членами социума, производящими и потребляющими материальные ценности и продукты, что предопределяет дискриминацию и ранжирование профессий по половому признаку. Несмотря на положительные результаты культурной политики японского правительства, выраженные в законодательно обоснованном равноправии в получении образования и карьерном росте, политике полного рабочего дня, формировании общественного мнения о положительном отношении к работающей женщине, диссертант акцентирует внимание на сложности в совмещении японками ролей матери и работника, что является важным условием личностной самореализации и становления женщины как субъекта экономики.

Резюмируя причины ярко выраженной взаимосвязи экономической системы современной Японии и демографической ситуации в стране, автор приходит к ключевому выводу о зависимости женской занятости от корпоративной этики и этических кодексов японских организаций, основанных на абсолютной преданности работника компании и нивелирующих для японок возможность совмещения общественной и домашней сфер деятельности.

В параграфе 2.3 «Система образования в современной Японии» отражена специфика японской модели образования и воспитания, ядром которой является постулат о гендерном разделении воспитательных практик, несмотря на модернизационные изменения в системе образования, основанные на значительном воздействии потоков информации о западных культурно-нормативных установках. Актуальность исследования норм образования и воспитания, существующих в обществе, определяется тем, что посредством воспитательных начал и требований системы образования осуществляются процессы усвоения и воспроизводства социокультурного опыта общества, характеристик гендерной системы, а также внедрения культурных норм и традиций в ментальное пространство каждого субъекта. Базовые составляющие японской системы воспитания основаны на принципах коллективного взаимодействия, выраженных в понятиях «кокоро» и kimochi-shugi и отражающих стремление к конформистской направленности личностного бытия.

Диссертант опровергает мнение исследователей А.Е. Кочкиной и М.А. Царевой о развитии современной Японии исключительно по экономическим, политическим и культурным образцам Запада, придерживаясь базовых концептов теорий С. Хантингтона и П. Бергера о сохранении самобытности японской культуры в ходе межкультурного взаимодействия и заимствования социокультурного опыта зарубежных стран, а также уникальном японском синтезе заимствованных и самобытных культурных ценностей.

Влияние информационного фактора развития современной Японии и основ западной демократии на гендерную составляющую системы образования состоит в увеличении количества женских образовательных учреждений, законодательно закрепленных установок на равный доступ к образованию, что, тем не менее, не решает проблемы гендерной асимметрии образовательной системы современной Японии.

Третья глава «Трансформация гендерных образов в литературном творчестве Японии» раскрывает специфику влияния социокультурных факторов развития японского общества на формирование гендерных образов, репрезентированных в японской литературе. Автор определяет «женское литературное творчество» как творчество авторов-женщин, представляющее собой совокупность репрезентированных поведенческих моделей, несущих в себе ценности и установки конкретной культуры. В любой из рассматриваемых диссертантом периодов японской истории литература представляла собой отражение событий, происходящих в культуре и обществе, аккумулируя в себе всю совокупность фактов культуры. Таким образом, литературное творчество можно рассматривать как полноценный культурологический источник, отражающий наиболее значимые культурные ценности.

В параграфе 3.1 «Феномен «женского литературного творчества» в японской культуре» диссертантом осуществлен обзор ключевых женских имен в истории развития японской художественной литературы, оказавших значительное воздействие на становление феномена «женского литературного творчества» в стране. Исследование художественной прозы японских писательниц содержит некоторые трудности, базирующиеся на незначительном количестве информации о «женском литературном творчестве» в хроникальной документации Японии. Тем не менее, анализируя творчество прославленных писателей Японии, автор приходит к следующему выводу: дифференциация литературных источников по гендерному признаку предполагает соотнесение женского дискурса с японской письменностью, мужского – с китайской. Данный факт предопределяло положение о китайском языке как языке науки, официальной документации и ученых людей и существование в средневековом японском обществе стереотипа о том, что авторы-женщины не в состоянии овладеть столь сложным и изысканным языком.

Диссертант обосновывает уникальность японской прозы тем, что ее базисные составляющие были заложены художественным творчеством женщин. Теоретико-методологические концепты японской литературы были разработаны Мурасаки Сикибу, основы японской эссеистики обозначила Сэй Сёнагон, авторами-женщинами был заложен фундамент жанра повести – моногатари.

В параграфе 3.2 «Факторы формирования мужского и женского нарративов в национальной культуре Японии XX-XXI вв.» диссертант выявляет динамику гендерных представлений, отраженных в «женском литературном творчестве». В рамках параграфа диссертантом были интерпретированы и репрезентированы результаты эмпирического исследования художественного творчества Японии, проведенного на основе теории и методологии контент-анализа. Согласно теории социологического исследования В.А. Ядова, контент-анализ представляет собой метод анализа текстовых дискурсов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Для выявления существенных отличий в восприятии культурных ценностей и определения способов конструирования гендерных ролей в ту или иную эпоху исследуемый художественный материал был разделен на три дискурса: мужской, женский и гендерно-нейтральный дискурс (не имеющий автора, то есть мифы, сказки, сказания и легенды). В качестве последнего автором обозначены историко-космогонические сказания древней Японии «Кодзики» и мифологические сюжеты, закрепленные в сказках. Для объективности эмпирического исследования диссертантом были гипотетически обозначены два набора смысловых единиц текста, первый из которых вмещает в себя темы, имеющие значение для всех периодов исторического развития Японии, а второй – лишь для отдельных эпох. В рамках контент-анализа автором было проанализировано 34 темы, репрезентированные в 53 переводных источниках художественного творчества Японии.

Диссертантом был сделан ключевой вывод, согласно которому социокультурные детерминанты развития японского общества в целом и института семьи в частности определяют значимость смысловых единиц текста, актуализированных в определенном периоде истории.

Обозначенное автором положение о взаимосвязи формы родового строя японского общества и идеологических концептов доминирующих религиозных верований в рефлексивной форме отражено в темах «Матриархат», «Поколенческая собственность», «Хозяйственная собственность», «Женский досуг», «Роли женщины», «Женское образование», более значимых для женского дискурса, чем для мужского и гендерно-нейтрального (рис. 1 и 2).


Рис. 1. Компаративный анализ актуализации смысловых единиц в женском дискурсе разных периодов, в %


Диссертант отмечает циклическую направленность актуализации некоторых смысловых единиц в женском дискурсе (рис. 2):

Рис. 2. Темы женского дискурса, отражающие циклическую направленность развития японского общества, в %
Диссертант утверждает, что основной причиной трансформационных изменений структуры японской семьи и появления феномена гендерной асимметрии в средневековой Японии является смена формы родового строя японского общества и доминирующих религиозных верований, тесно взаимосвязанных между собой. Обозначенные процессы предопределили появление и развитие в эпоху средневековья новых культурных и социальных ценностей, базирующихся на патриархатных тенденциях формирования асимметричной структуры японского гендера в рамках семейно-родовой системы Ie (рис. 3).
Рис. 3. Актуализация смысловых единиц в женском дискурсе средневековой Японии, в %
Внимание современных японских авторов фокусируется на информационном факторе развития института японской семьи, привнесшем в мировоззрение нации западные социокультурные нормы и отразившем влияние культурной политики японского правительства и СМИ на формирование гендерных образов в художественной литературе (рис. 4).

Рис. 4. Актуальные темы современного женского дискурса, в %
Диссертант утверждает, что актуальность тем «Ресоциализация» и «Выступление против традиций» в современной японской прозе не означает вестернизацию Японии, обосновывая это также ростом актуальности тем «Материнство» (как главная социальная роль женщины), «Гендерные разделения в воспитании и образовании», «Браки по договоренности», «Разделение сфер деятельности», «Положительные черты характера женщины» и появление в современной прозе темы «Неприятие перемен» (рис. 5).
Рис. 5. Актуализация традиционных культурных ценностей в женском дискурсе, в %
В заключении проводится обобщение результатов теоретического и эмпирического исследования, выделенных диссертантом проблем, формулируются выводы относительно влияния социокультурных факторов модернизации института японской семьи на развитие гендерных образов в культуре и отражения этого в литературном творчестве как уникальном культурологическом источнике исследования японской культуры. В приложениях представлены таблицы контент-анализа японской прозы VII-XXI вв.
Основные положения диссертации

отражены в следующих научных публикациях автора:
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Румак (Федукина), Ю.С. Религиозно-философские факторы формирования патриархальной семьи в Японии / Ю.С. Федукина // Вопросы культурологии. – 2008. – № 9. – С. 39-41 (0,6 п.л.).

  2. Румак (Федукина), Ю.С. Влияние культурной политики японского правительства и СМИ на гендерные отношения в Японии / Ю.С. Федукина // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. – 2008. – № 2 (15). – С. 171-175 (0,5 п.л.).

  3. Румак (Федукина), Ю.С. Трансформации гендерных отношений в Японии XX-XXI вв.: нуклеарная семья // Обсерватория культуры. – 2010. – № 2. – С. 137-139 (0,6 п.л.)


В других изданиях:

  1. Румак (Федукина), Ю.С. Институт брака и гендерные взаимоотношения в Японии / Ю.С. Федукина // Социальные идеалы в стратегиях общественного развития: сб. науч. ст.: в 2 ч. – Саратов: Научная книга, 2005. – Ч. 1. – С. 253-257 (0,3 п.л.).

  2. Румак (Федукина), Ю.С. Проблема личности в духовной традиции Японии / Ю.С. Федукина // Человек в научном и религиозном мире: проблема диалога: сб. ст. молодых ученых. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 76-80 (0,3 п.л.).

  3. Румак (Федукина), Ю.С. Система образования в современной Японии / Ю.С. Федукина // Стратегии современного развития и управления общественными процессами: сб. науч. ст. – Саратов: Научная книга, 2007. – С. 293-297 (0,3 п.л.).

  4. Румак (Федукина), Ю.С. Традиции гендерных отношений в японской культуре: средние века / Ю.С. Федукина // Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций: сб. науч. работ: в 2 ч. – Саратов: Научная книга, 2007. – Ч. 1. – С. 192-197 (0,3 п.л.).

  5. Румак (Федукина), Ю.С. Диалогические основания культурологического исследования японской и русской литературы XX в. / Ю.С. Федукина // Молодые ученые – науке и производству: материалы конф. молодых ученых. – Саратов: СГТУ, 2007. – С. 343-345 (0,2 п.л.).

  6. Румак (Федукина), Ю.С. Роль женщины в экономике Японии XX-XXI вв. / Ю.С. Федукина // Стратегии и идеалы современного общественного развития: сб. науч. работ: в 2 ч. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2008. – Ч. 2. – С. 85-89 (0,3 п.л.).

  7. Румак (Федукина), Ю.С. Возможности культурологического исследования японской и русской литературы XX в. / Ю.С. Федукина // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 1(34). – С. 364-368 (0,5 п.л.).

  8. Румак (Федукина), Ю.С. Современные тенденции формирования образа женщины в Японии / Ю.С. Федукина // Аспирант и соискатель. – 2008. – № 2 (45). – С. 110-114 (0,5 п.л.).

  9. Румак (Федукина), Ю.С. Инновационные тенденции в развитии института семьи современной Японии / Ю.С. Федукина // Сервис. Туризм. Инновации: сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. – Саратов: СГТУ, 2008. – С. 136-141 (0,3 п.л.).

  10. Румак (Федукина), Ю.С. Типы браков и свадебные ритуалы в Японии / Ю.С. Федукина // Современные гуманитарные исследования. – 2008. – № 2 (21). – С. 339-342 (0,4 п.л.).

  11. Румак (Федукина), Ю.С. Методика женского воспитания в Японии / Ю.С. Федукина // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 3 (42). – С. 71-74 (0,4 п.л.).

  12. Румак (Федукина), Ю.С. Традиционализм и модернизм в системе гендерных отношений современной Японии / Ю.С. Федукина // Стратегии инновационного развития современного общества: сб. науч. ст. – Саратов: Издат. Дом «Марк», 2009. – С. 215-218 (0,3 п.л.).

  13. Румак (Федукина), Ю.С. Роль семейно-родовой системы Ie в становлении традиционной японской семьи / Ю.С. Федукина // Социально-гуманитарные проблемы общества эпохи кризиса: сб. науч. ст. – Саратов: КУБиК, 2009. – С. 158-161 (0,3 п.л.).

РУМАК Юлия Сергеевна
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ
Автореферат
Корректор О.А. Панина
Подписано в печать 24.09.10 Формат 60х84 1/16

Бум. офсет. Усл. печ. л.. 1,5 Уч.-изд.л. 1,3

Тираж 100 экз. Заказ 307 Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Отпечатано в Издательстве СГТУ. 410054, Политехническая ул., 77





Каталог: files -> aspirantura
aspirantura -> Дискурс социальных последствий военного синдрома в современном медийном пространстве
aspirantura -> Взаимодействие техники и власти в культуре индустриального и постиндустриального общества
aspirantura -> Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения
aspirantura -> Дворовый футбол как фактор формирования социального капитала подростков в условиях современного города
aspirantura -> Феномен рекламы в контексте поликультурного общества
aspirantura -> Особенности конструирования гендерной системы в крупном промышленном городе
aspirantura -> Программа вступительного экзамена направление подготовки: 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Раздел 9
aspirantura -> Концептуальные основания превенции геронтологического насилия в современном российском обществе
aspirantura -> Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде
aspirantura -> Программа вступительного испытания по образовательной программе высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница