Формирование нравственных представлений у младших школьников



Дата17.05.2016
Размер128 Kb.


Формирование нравственных представлений

у младших школьников

Нравственное воспитание младших школьников является одним из обязательных компонентов образовательного процесса.

Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.

И, наконец, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Я придерживалась следующей гипотезы: если во внеклассной работе педагог будет активно использовать формы и методы нравственного воспитания, то это будет способствовать развитию личности школьников и формированию у них нравственной культуры.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ исследований нравственного воспитания младших школьников.

2. Проанализировать содержание методов и средств нравственного воспитания младших школьников.

3. Выявить уровень сформированности нравственной культуры младших школьников.

4. Определить систему занятий по формированию нравственных представлений младших школьников.

В ходе работы использовались следующие методы:

- теоретические - поиск, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.



Практическая значимость заключается в том, что выявленный комплекс психолого-педагогических методов способствует развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственности, доброжелательности, трудолюбию. Выводы и рекомендации можно использовать в условиях семейного воспитания, в массовой практике начальной школы.

Работа проводилось в три этапа:

Первый этап – диагностика уровня сформированности нравственных представлений младших школьников.

Второй этап - внеклассная работа с младшими школьниками с использованием методов нравственного воспитания.

Третий этап - диагностика уровня сформированности нравственных представлений младших школьников после проведенной внеклассной работы, анализ и сравнение результатов, подведение итогов.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы, главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию мы видим формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.

2. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

3. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком с добрым сердцем и чистой душой.

4. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Для диагностики были выбраны следующие методы: опрос, беседа, тестирование.

Методика «Нравственные представления» предназначена для определения у детей знаний нравственных представлений.

Учащимся была дана следующая инструкция к тесту: на бланке теста необходимо дать своё определение следующим понятиям:



Дружба – это…

Добро – это…

Милосердие – это…

Порядочность – это…

Ответственность – это…

Для обработки результатов я пользовалась следующей ориентировочной шкалой 0 баллов (низкий уровень знаний нравственных представлений), 1 балл (средний уровень знаний нравственных представлений), 2 балла (высокий уровень знаний нравственных представлений).

Результаты данной методики показали следующие результаты.

Полные и правильные ответы предложенным понятиям дали только 19% учеников, 54% имеют представление только о 2-3 понятиях (как правило, это понятия: дружба, доброта, ответственность), 27% дали неправильные ответы.

Таким образом, дети практически ничего не знают о нравственных представлениях, не могут дать им определения, а наибольшие затруднения при выполнении данного теста, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность.



Методика «Закончи предложение» предназначена для выявления у детей отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту: на бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами:



1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2.Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

3. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

Обработки результатов: 1 балл- отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют; 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое; 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Как видно из диаграммы большинство учащихся класса –54% имеют неустойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам. У 35% нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. 12% имеют устойчивое отношение к нравственным нормам.





Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу учащимся предлагалось прослушать рассказ «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают се соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну, что? Каковы наши сыновья?

- А где ж они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

После прочтения рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях детей проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Вопросы к тексту:

Какие сыновья у женщин, что они умеют делать?

Почему старик сказал, что видит только одного сына?

Кто из них, по-вашему, поступил, как заботливый сын?

Критерии оценки нравственных представлений учащихся: 0 баллов – ребенок не видит нравственную проблему, не обсуждает рассказ, не находит выхода из ситуации; 1 балл – ребенок видит нравственную проблему, обсуждает, но не находит выхода из сложившейся ситуации; 2 балла – ребенок видит нравственную проблему, активно обсуждает рассказ, приводит примеры того, как можно выйти из сложившейся ситуации.

85% имеет средний уровень, поскольку эти дети активно обсуждали рассказ, увидели нравственную проблему, но самостоятельно не смогли найти пути ее решения. 15 % имеют низкий уровень, так как у них не было желания обсуждать рассказ, они не увидели нравственную проблему.



Таким образом, анализируя результаты всех методик можно сделать вывод о том, что у детей преобладает средний уровень нравственных представлений. (таб. 1). Именно по этой причине было решено провести внеклассную работу, способствующую формированию нравственных представлений младших школьников.

Таблица 1 Итоговая сводка по диагностическому исследованию (первый этап)

Методы

диагностики

I этап

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

«Нравственные представления»

27%

54%

19%

«Закончи предложение»

54%

35%

12%

Беседа

15%

85%

-

Ср. значение

32%

55%

13,5%

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: формировать у учащихся

1) Осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;

2) Умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

3) Развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Формы реализации:

1) Тематические классные часы;

2) Дискуссии по нравственной тематике;

3) Организация циклов классных часов «Уроки нравственности».

Таблица 2 Основные направления нравственного развития и воспитания учащихся

Основные направления проектирования нравственных представлений

Воспитание патриотизма

Воспитание нравственных чувств

Воспитание трудолюбия

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде

Формирование представлений об эстетических ценностях

Занятия проводились в классе еженедельно.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задачами третьего этапа исследования являются:


  • диагностика уровня сформированности нравственных представлений младших школьников после проведенной внеклассной работы,

  • анализ и сравнение результатов, подведение итогов.

Для повторной диагностики уровня сформированности нравственных представлений младших школьников после проведенной внеклассной работы, мы вновь использовали методику «Нравственные представления», предназначенную для определения у испытуемых знаний нравственных представлений. Ситуация кардинально изменилась. Высокий уровень знаний нравственных представлений показало – 46% учащихся, средний уровень знаний нравственных представлений продемонстрировали 46%, а низкий уровень знаний нравственных представлений имеют 8% учащихся класса.



Методику «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» мы использовали для диагностики сформированности нравственных представлений.

Мы просили учащихся привести примеры:

• принципиального поступка;

• доброго дела, свидетелем которого ты был;

• справедливого поступка твоего знакомого;

• безвольного поступка;

• проявления безответственности и др.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Из результатов видно, что 35% имеют полное и четкое представление о нравственных качествах, 46% имеют недостаточно четкое и полное представление о нравственных качествах. Учащихся с неправильным представлением о нравственных качествах выявлено 19%.



Беседа по сюжетному рассказу В. Осеевой «Синие листья» также была проведена после проведения внеклассной работы.

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш!

А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

- Ну что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зеленого нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

- Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

После прочтения рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме:



Почему Лена не взяла у Кати карандаш?

Как Вы думаете, ребята, почему Катя покраснела?

Что имела в виду учительница, когда сказала «Надо так давать, чтобы можно было взять»?

На контрольном этапе 42% имеют высокий уровень, 50% - средний уровень, и 8% с низким уровнем знаний детей нравственной норме.

Таблица 3Итоговая сводка по диагностическому исследованию (второй этап)

Методы

диагностики

II этап

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

«Нравственные представления»

8%

46 %

46%

«Что такое хорошо и что такое плохо»

19%

46%

35%

Беседа

8%

50%

42%

Ср. значение

12%

47%

41%

Количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 12% , со средним уровнем – 47%, и с высоким – 41%. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 20%, со средним - уменьшилась на 8%, а с высоким - увеличилась на 27%.

В целом 55% класса изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате целенаправленной работы у школьников нравственный опыт достиг высокого уровня развития.



Таблица 4 Итоговая сводка по диагностическому исследованию (два этапа)






низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Первый этап

32%

55%

13,5%

Второй этап

12%

47%

41%




-20%

-8%

+27,5

Таким образом, сравнивая результаты двух этапов можно сделать вывод о том, что формирование нравственных представлений у учащихся произошло в результате целенаправленной внеклассной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему формирования духовно-нравственной личности учёные изучают очень давно. За это время уже сформировалось понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.



Результат моей работы позволяет сделать вывод о том, что формирование нравственных представлений у учащихся произошло в результате целенаправленной внеклассной работы.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница