Горбунова Валентина Дмитриевна, мбоу дод дши г. Саров Нижегородской области «Некоторые подходы к работе с одаренными детьми»



Скачать 149.34 Kb.
Дата21.05.2016
Размер149.34 Kb.
Горбунова Валентина Дмитриевна,

МБОУ ДОД ДШИ г. Саров Нижегородской области

«Некоторые подходы к работе с одаренными детьми»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест: проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это может быть объяснено, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей сегодня потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению различного рода задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные и талантливые люди. Повышенное внимание к одаренным детям объясняется и тем, что отсутствие необходимых условий для развития и реализации их способностей может нанести непоправимый ущерб их дарованиям, следовательно, и качеству интеллектуального потенциала общества. Изучение особенностей одаренных детей вносит значимый вклад и в распознавание возможностей всех детей. Каждый ребенок от рождения наделен огромным природным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать самых больших высот в своем развитии.

В понятие музыкальной одаренности входят как общие моменты, присущие многим видам человеческой деятельности, так и специальные, необходимые для занятий именно музыкальной деятельностью. Это - способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности ребенок переживает в форме музыкальных образов. Фундаментом специальных музыкальных способностей являются музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Музыкальные способности принято называть музыкальностью. Главный показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку: переживание музыки, как выражения, какого-то содержания, и чем больше ребенок слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальное переживание, по существу, эмоциональное переживание, а иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки. Музыкальное переживание зависит от умения различать особенности музыкальной ткани: высоту, громкость, окраску звука. В то же время, тонкость и качество слуха формируется и совершенствуется в зависимости от того, насколько сильно и глубоко переживается музыка.

Самым позитивным периодом для развития одаренности является дошкольный возраст. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Большое значение имеет возраст, в котором приводят ребенка в музыкальную школу, если родители привели ребенка в школу рано, тогда больше возможностей развить природные данные. В 5-6 лет, дети уже ярко проявляют свой природный потенциал, они не просто проявляют интерес и желание заниматься любимым делом, но и заинтересованно относятся к результату, прилагают максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. У некоторых детей в этом возрасте происходит яркий расцвет музыкальных способностей, уровень развития которых может говорить о наличии одаренности.

Музыкально одаренный ребенок - это ребенок, у которого время внутри течет быстрее, его восприятие жизни гораздо ярче, интереснее, увлекательнее. С одаренным ребенком интересно, у него другие умственные и эмоциональные возможности, чем у обыкновенного, яркая индивидуальность. Несмотря на возраст, для такого ребенка характерна эмоциональная зрелость, повышенная восприимчивость, любознательность. Одаренный ребенок всегда активно включается в процесс работы. Музыкально одаренные дети намного опережают своих сверстников по уровню развития, по объему приобретаемых знаний, умений, навыков, по темпу обучения. Одаренный ребенок все схватывает «на лету», быстро выучивает программу, легко осваивает пианистические приемы, его отличает скоординированный «двигательный аппарат» («удобные руки», «чувство» инструмента).

У одаренного ребенка, наряду с природными музыкальными данными, присутствует и «увлечение инструментом», он тянется к инструменту, подбирает мелодии, начинает петь, что-то сочиняет, то есть уже природой заложено так, что ребенок органически сливается с инструментом, кроме того, у него есть огромное желание осваивать его. Такие дети, как правило, очень целеустремленные, с желанием работать, с желанием выступать на публике, артисты по природе. Игра на инструменте - это их способ самовыражения.

Одаренные дети обладают очень тонкой, ранимой психикой, поэтому с ними надо быть вдвойне осторожней и внимательней. Главный принцип при обучении такого ребенка - «не навреди». Одаренным детям необходимо обеспечивать всестороннюю психологическую поддержку и со стороны родителей и со стороны преподавателя, и, чем более талантлив ребенок, тем больше у него необходимости в этой поддержке, так как одаренному ребенку приходиться выдерживать гораздо большие нагрузки, чем обыкновенному. Очень важно уметь оценить ребенка по достоинству, не делать проблемы из его отрицательных качеств и, наоборот, «поднимать» его в собственных глазах. Важно концентрировать внимание, и свое и ребенка на положительных моментах, происходящих с ним, снимать ощущение недостатков, тогда он почувствует уверенность в себе. У одаренных детей, как правило, сложный характер, они часто трудны в общении. В большинстве случаев это объясняется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. К каждому ребенку нужен особый подход. Когда к ребенку приходит осознание того, что он не такой как все, появляется завышенная самооценка, начинается «звездная болезнь », пока он еще не осознает этого, пока еще нет самооценки, ребенок развивается свободно. Объясняю, что у каждого человека есть в жизни свое место, свое предназначение, цель в жизни, и, если любить себя больше, чем других, то талантливого музыканта из такого человека не получится.

Одаренных детей отличает, заложенное природой, интуитивное понимание характера, содержания музыки. Пусть у маленького ребенка это еще на уровне чувств, это еще не профессиональное понимание, но ему уже легко дается чувство компонентов музыки, таких как: хорошее ощущение кантилены, музыкальной ткани, понимание качества звука, умение выстроить фразу, динамика, у него проявляются индивидуальные особенности, он уже сам хочет сделать что-то. Все эти проблемы необходимо рассматривать с одаренным ребенком с самого начала и, чем раньше, тем лучше. Даже маленький одаренный ребенок в состоянии справиться с этими задачами, в то время как обыкновенный ребенок может и понимает, что надо сыграть и как, но воплотить в исполнение не сможет.

Музыкальные способности включают в себя и технические возможности, если у ребенка есть понимание необходимости выполнения технических задач - это уже то, что может привлечь, на чем можно построить художественное понимание произведения. Для развития техники необходимо знать психические особенности ребенка, чтобы уметь быстро играть - надо уметь быстро говорить. Как для нас естественно дышать, так же должно быть, естественно говорить и тогда получается естественно играть. Технически трудные места обязательно прошу проговаривать - это очень эффективно. Между виртуозной техникой и быстрым языком существует прямая связь, ведь нервные окончания находятся на кончике языка и на кончиках пальцев.

Использование пианистических приемов должно быть не самоцелью, а необходимостью для точного изображения художественного образа, ребенок должен почувствовать эту необходимость. В изучении произведения надо отталкиваться не от технологии игры, а от понятного ребенку образа, который помогает ему достичь нужного результата. Бывает так, что если ребенку говоришь, например, какой палец что должен делать, то он вообще перестает играть, когда же ребенок представляет себе яркую картинку, нужные действия возникают у него сами.

Недостаточно просто «поставить аппарат», необходимо еще и очень высокое интеллектуальное развитие, без которого невозможна полноценная передача художественного образа, стиля произведения. Нотный текст выучить можно, но интересным такое исполнение не будет, необходимо вносить в произведение внутреннее содержание, а для этого должен быть развит внутренний мир самого ребенка, и развит настолько, чтобы его было интересно слушать. Кругозор ребенка должен быть очень широк, чтобы понимать ассоциации, приводимые преподавателем в процессе работы над произведением. Все образы, которые у него рождаются для воспроизведения в музыке, должны появиться в окружающей его жизни, и он должен ее знать и понимать, без этого невозможно обойтись, иначе получится «узкий» профессионал, который может быть будет «хорошо стучать по клавишам», разбираться в штрихах, но не более того.

Детей необходимо развивать всесторонне, особенно талантливых, так как многоплановое восприятие жизни дает многоплановое восприятие музыки. В работе с одаренным ребенком обязательно должен быть комплекс музыкального и общего развития, ведь музыкант - это, прежде всего, личность. Воспитание талантливого музыканта - исполнителя невозможно в отрыве от знаний о развитии мировой культуры. Посещение концертов, конкурсов, чтение соответствующей литературы позволит ребенку очень много воспринимать необходимого и значимого для его развития. Он должен как можно больше слышать классической музыки в разных исполнениях и не только своего инструмента, очень важно, чтобы ребенок накапливал слуховой опыт. Необходимо посещать выставки, музеи, театры, чтобы и цвет, и звук, и слово - абсолютно все его развивало. Исполнительство - это умение двигаться, обладание сценически оформленными движениями, жестикуляцией, соответствующей тому, что ребенок исполняет. Наученный ребенок выглядит неестественно, а когда он сам непосредственно воспринимает это со стороны, когда это идет от него, «изнутри», то всегда получается намного интереснее и естественнее.

Интеллектуальное развитие ребенка - это не только набор, каких-то знаний, умений, это и нравственные категории, его самые лучшие душевные качества, которые надо выявить. Дети приходят разные, со своими наработанными стереотипами поведения и, в зависимости от проблем, начинаешь незаметно воспитывать, нравственно совершенствовать ребенка. Воспитательные моменты присутствуют на уроках всегда, часто объясняешь, поправляешь, корректируешь поведение, какие-то недостатки ребенка. Индивидуальная работа позволяет общаться, разговаривать, есть возможность лучше и глубже узнать ребенка, что позволяет находить к каждому свой индивидуальный подход.

Определяющим фактором в развитии одаренного ребенка является среда, включающая и профессиональное, и ближайшее окружение ребенка, и обстановку вокруг него в целом - что он видит, слышит, в каких кругах он вращается. Необходимо приучать ребенка к слушанию классической концертной музыки и музыки в записи. Безусловно, необходимо и общее развитие ребенка в области литературы и искусства. Ребенок из интеллигентной семьи, где принято читать, интересоваться искусством, музыкой, живописью легче воспринимает ассоциации, которые приводит преподаватель в процессе работы, с таким ребенком интересно разговаривать, он более развит по сравнению с другими детьми. Сама атмосфера в такой семье воспитывает ребенка. Если в семье этого нет, то создание такой атмосферы - задача преподавателя. Он должен помочь родителям в выборе книг для ребенка, убедить их в важности посещения концертов, выставок, спектаклей, в необходимости развития эрудиции. Дома должна звучать классическая музыка. Когда родители сами начинают ходить на концерты, приучаются слушать и понимать классическую музыку, тогда они начинают жить интересами ребенка. В этом случае процесс образования идет хорошо. Среда в широком смысле слова - это засилье рока, эстрады, и окружающей действительности, которая влияет на детей во многом отрицательно. Если ребенок слушает, например, Децила или что-то подобное, то от этого его надо уводить. Нейтрализовать окружающую среду полностью один преподаватель, конечно, не в силах. В этом вопросе очень важна роль семьи, которая, включаясь в творческую жизнь ребенка, в некотором смысле должна забыть о своей собственной жизни, чтобы ребенок мог достичь достаточно высоких результатов. Родители должны понимать, что воспитание ребенка - это очень долгий процесс.

Интерес к музыке, занятиям являются неотъемлемой чертой одаренности, как правило, одаренность у ребенка проявляется именно потому, что он много работает, чем талантливей ребенок, тем большей работоспособностью он обладает. Связь между интересом к музыке и работоспособностью прямая - чем больше интерес, тем больше ребенок занимается, и наоборот. Самое главное заинтересовать ребенка на начальном этапе и затем поддерживать интерес к музыке и занятиям на протяжении всего обучения.

С первых уроков стараюсь активизировать и организовать слух ребенка, «окружить» его музыкой. Малыш, который приходит в музыкальную школу, еще ничего не умеет, сыграть, например, Баха или Моцарта он не может. Подобрать же мелодию с простейшим аккомпанементом он в состоянии - звучит прекрасно, и, несмотря на то, что это только начало обучения, у него уже что-то получается. Это возбуждает интерес к занятиям, появляется желание работать, желание чаще садиться за инструмент. Дети понимают, что все это самопроизвольно, «как могу, или хочу, так и играю», а раз предоставляется свобода, то они начинают импровизировать. Конечно, не всегда сразу получается интересно, но главное не «отбить охоту», поискать и предложить разные варианты, показать, как можно по-другому сделать то или иное место. На следующий урок ребенок придумает уже что-то интереснее, в результате появляется свободное владение инструментом. Это очень важно, так как у ребенка появляется тяга чаще садиться за инструмент, постоянно что-то пробовать подобрать, сыграть, а когда ребенок занимается по собственному желанию, он развивается быстрее. С этой же целью на начальном этапе играем много ансамблей. Это позволяет ребенку воспринимать музыку гармонически, он слышит не отдельно взятые звуки, а полноценное произведение, он играет музыку, раскрывается, живет в музыке. Ощущение того, что у ребенка все так хорошо, получается, приносит ему колоссальное удовольствие, поэтому он «летит на урок», а дома его «не оторвать от инструмента».

С точки зрения пианизма, с самого начала не очень допекаю ребенка по поводу «каждого пальчика». Конечно, элементарно организовать руку надо, но в остальном жду, когда ребенку это станет необходимо, когда что-то помешает сыграть, как он хочет, и он сам это поймет. Тогда мы занимаемся этими проблемами. Все это для того, чтобы не «придавить» у ребенка желание заниматься. Так происходит до определенного момента, иначе просто начнет тормозиться развитие. Когда назреет необходимость, и интерес к занятиям будет настолько велик, что проблема постановки руки уже не будет неинтересной - результаты будут более эффективными, то есть какие-то недостатки на начальном этапе можно прощать, чтобы не приглушить у ребенка желание заниматься.

Первые два - три года очень благодатны в этом отношении, а вот самый трудный период - это 4-5 классы, когда высокого уровня еще нет, но трудиться надо уже много. Тут бывают переломные моменты, когда и родителей просто необходимо привлекать, и ребенку объяснять, что надо где-то преодолевать себя, и преподавателю искать другие подходы к ребенку в этот сложный период. В этот момент можно дать более сложное произведение, которое нравится ребенку, и он хочет его сыграть - это послужит толчком к занятиям. Конечно, для этого должны быть соответствующие способности и уровень развития интеллекта, а преподаватель должен знать предел трудности, возможностей способного ребенка и понимать, что он может сыграть профессионально. Хорошим стимулом к занятиям для одаренных детей могут быть концерты, выступления на разных площадках. Выступление должно проходить так, чтобы ребенок получил от этого удовольствие, ощутил свою значимость, самодостаточность, не стушевался, если что-то не удалось. Всегда надо говорить детям, что при исполнении (на экзамене, на концерте, на конкурсе) главное не получить хорошую отметку, не занять место, а принести радость слушателю и самому получать удовольствие от игры, тогда и произведение прозвучит ярко, образно, убедительно. Для детей очень большое значение имеет, где играть, перед кем играть, афиши их концертов тоже для них важны, и похвала окружающих - «плата за труд». После выступления на концерте ребенок с большим желанием начинает заниматься. Концерты воспитывают чувство ответственности, позволяют детям лучше узнать свои возможности.

Не только интерес к музыке имеет большое значение в развитии работоспособности, когда у ребенка что-либо получается, когда он уже ощутил успех - это так же пробуждает желание заниматься, приносит радость, ребенок получает эмоциональное удовлетворение от занятий, приобретает уверенность в себе. Большое значение имеют для одаренных детей выступления на конкурсах. Это дает толчок к развитию и продвижению ребенка по пути мастерства. Сама возможность участия в конкурсе, заставляет ребенка более критично и строго относиться к себе, атмосфера соревнования, желание победить воспитывают стремление к совершенствованию своих возможностей, стремление к достижению цели и, как следствие, много работать. Одаренного ребенка необходимо хвалить даже за малейшее достижение.

Проблема воспитания работоспособности зависит во многом от позиции родителей в этом отношении, поэтому именно в этом вопросе сотрудничество с родителями крайне необходимо. Результативность при обучении ребенка зависит не только от контроля со стороны родителей, но и от того насколько близко к сердцу они принимают интересы ребенка, живут его творческой жизнью. Ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, поощряют, если что-то не вышло - успокаивают. Судьба одаренного ребенка во многом зависит от того, как его научит преподаватель. Хорошо, если родители это понимают и чувствуют, и преподаватель в их лице находит всестороннюю поддержку - в этом случае в развитии ребенка будет большой рывок вперед.

Очень важно научить ребенка самостоятельно и правильно работать над произведением. В самостоятельных занятиях ребенок твердо должен знать что, как, в какой последовательности необходимо делать. Задания должны быть очень конкретными. Важно сразу поставить конечную цель, чтобы у ребенка все время была перспектива в работе, и он знал к чему стремиться.

Работа с одаренным ребенком ведется в другом временном режиме - не два раза по 45 минут, а значительно больше и по иным индивидуальным планам. Задачи перед такими детьми ставятся более сложные не только в чисто техническом плане, но и в музыкальном понимании содержания произведения, в охвате и выстраивании формы, в логике музыкального мышления. Преподаватель должен грамотно подобрать программу и добиваться от ребенка не просто технической, но и музыкальной зрелости.

Одаренный ребенок в классе - это очень непростое счастье. Трудность работы с таким ребенком заключается в том, что для преподавателя это огромная ответственность и преподаватель не может себе позволить чего-то не учесть. Это и репертуар, и качество преподавания: ведь очень часто приходится готовиться к урокам, взвешивать каждое слово, думать о том, как, что и когда сказать, следить за тем, чтобы не навредить. Это громадная требовательность, прежде всего, преподавателя к себе. Необходимо каждый раз «выкладываться полностью», заниматься не только его обучением, но и думать о множестве других вещей, но, тем не менее, когда идет отдача со стороны ребенка, то получаешь большое удовлетворение от работы, от достигнутых результатов, и затраченная энергия возвращается, принося новые силы и удвоенное желание работать.

Трудность в работе с одаренным ребенком заключается еще и в том, что не всегда добиваешься того, что хочешь, наверное, так происходит потому, что такой ребенок вкладывает в исполнение очень много своего. Он так чувствует, и переубедить его бывает сложно. Поэтому с одной стороны - это достоинство, а с другой - это мешает в работе. Никогда нельзя вносить изменения в его исполнение без объяснения причин. В работе с одаренным ребенком необходимо убеждение. Такое положение вещей, когда «ты сделаешь, как я скажу», неприемлемо, особенно в отношении маленьких детей. Такой метод работы не позволит проникнуть в душу ребенка, найти подход к нему. Равенство и сотрудничество должны быть во всех отношения, особенно в тот момент, когда надо найти способы, приемы работы над произведением. Преподаватель, естественно, знает, как надо выполнить то или иное задание, но ребенка необходимо «навести» на эту мысль, это должно быть его открытие. Преподаватель может только подсказать, а не диктовать - это бесперспективно, в то же время, требовательность и контроль выполнения задания, наряду с сотрудничеством, должны присутствовать всегда.

Еще одна трудность связана с тем, что дети очень загружены основным образованием, времени катастрофически не хватает. Иногда вызывает удивление их способность везде успевать, ведь многие дети проявляют себя не только в музыке, но и отлично учатся в школе. Видимо им помогает в этом талант. В то же время с одаренными детьми работать интереснее, потому что они больше могут и глубже понимают, то, о чем с ними говорят, они уже интуитивно чувствуют, благодаря своим природным данным, они умны и сообразительны.

Личность преподавателя играет огромную роль в воспитании и развитии ребенка. Ранимость и повышенная чувствительность нуждаются в справедливости, сдержанности, разумности, требовательности в меру и дальновидности преподавателя. Преподаватель должен любить детей. Необходимо, чтобы между ребенком и преподавателем складывались доверительные отношения, и, кроме того, существовало доверие к преподавателю со стороны родителей. Преподаватель должен развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, мудро относиться к его поступкам, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать ребенка, не думать о нем плохо, и самое главное - не ломать его индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие. Такое отношение к ребенку поможет ему в творческих исканиях и в развитии способности к жизненному самоопределению.

Литература

[1] Кирнарская Д.К. «Современные представления о музыкальных способностях».

[2] Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей. Способности и одаренность».

[3] Савшинский С.И. «О работе с одаренными детьми».

[4] Гончарова О.В. «Педагогические условия развития музыкально одаренных детей».

Тезисы


Некоторые подходы к работе с одаренным ребенком:

1) понятие музыкальной одаренности, характеристика одаренного ребенка,

2) психологический портрет одаренного ребенка,

3)музыкальные способности одаренного ребенка: интуиция, богатство образов, техническое развитие,

4) развитие внутреннего мира ребенка,

5) среда - определяющий фактор в развитии ребенка,

6) работоспособность - неотъемлемая черта одаренности,

7) сотрудничество с родителями,

8) трудности в работе с одаренным ребенком,

9) роль преподавателя в воспитании ребенка,

Одаренный ребенок - это очень непростое счастье.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница