Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики



страница1/5
Дата15.05.2016
Размер1.18 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5

Мишучкова И.Н. Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики



Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


Декан факультета психологии Председатель ГЭК

Цветкова Л.А. _____________ Маклаков А.Г. __________________


Дипломная работа на тему:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ У СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ

Специализация 020404 «Политическая психология»


Зав. кафедрой политической Исполнитель:

психологии Юрьев А.И. студент Мишучкова И.Н.

_____________ (подпись) _____________ (подпись)


Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент Конфисахор А.Г.

______________ (подпись)


Рецензент:

старший преподаватель

Коновалова М.А.

_____________ (подпись)


Санкт-Петербург

2005 год


Содержание
Введение.............................................................................................................. 2

1. Целеобразование в жизни и деятельности человека

1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4

1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и

«смысл»…………………………………………………………………...13

1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18

Резюме….……………………………………………………..….……………22



2. Целеобразование в политической деятельности

2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22

2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29

2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32

Резюме………………………………………………………………...……….36

3. Целеобразование в экономической деятельности

3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37

3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40

3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44

Резюме…………………………………………………………………………47

4. Практическая часть

4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48

4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54

Заключение..........................................................................................67

Глоссарий……………………………………………………….……69

Литература.....................................…..................................................70

Приложение…………………………………………………..……...73
Введение
Актуальность проблемы

Мы являемся свидетелями грандиозных социально-политических изменений в мире, масштабы и темпы которых постоянно увеличиваются. В этой связи возникает острая потребность в постановке научно обоснованных целей для общества. Необходимо создать образ предвосхищаемого результата, на достижение которого должны направляться действия. Человек, не осознающий цели своего бытия, при первом же серьезном ударе судьбы теряет контроль над собой и силы жить. Так и организация, страна, не имея четко сформулированной цели, при первом же серьезном социальном потрясении утрачивают управление и жизнеспособность. Целеобразование является главным предназначением политики и основной ответственностью власти. Научно обоснованное целеобразование предполагает осмысление места, которое занимает страна, осознанный выбор направления развития, умение преодолевать препятствия на пути к цели, правильный расход ресурсов. Чтобы найти свое место в мире, встроиться в происходящие перемены, России просто необходимо научиться постановке адекватных целей.


Цель работы

Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.


Задачи работы

Для достижения цели требуется решение следующих задач:



  1. Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.

  2. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).

  3. Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.

  4. Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.


Гипотеза

Существует корреляция между целеобразованием в жизни людей и их видением целей государства.


Предмет исследования

Предметом исследования является целеобразование у субъектов и объектов политики – процесс порождения целей в жизни и деятельности человека, в политической деятельности.



Объект исследования

Целеобразование у субъектов политики изучается на документах – Посланиях Федеральному Собранию за 2000-05 гг. Целеобразование у объектов политики изучается на жителях Санкт-Петербурга и Ленинградской области (200 человек).


Методы исследования

В работе применяется контент-анализ документов, авторский опросник «Целеобразование человека», авторский опросник «Целеобразование страны».


Апробация

Основные идеи и результаты исследования публично представлены в виде докладов и опубликованы в сборниках тезисов конференций:



  1. Международная научная конференция «Психология власти» (11-12 января 2005 г., Санкт-Петербург).

  2. Международная межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов (22-24 апреля 2005 г.).



  1. Целеобразование в жизни и деятельности человека.

Я понял, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой цель; тогда стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем. Дж. Ст. Милль




    1. Цель как философская и психологическая категория.

В философии под целью понимается идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеально, внутренне-побуждающий мотив (38).

Различают конкретную цель деятельности, т.е. идеальный образ предмета (результата) непосредственной деятельности человека, и абстрактную цель стремления, т.е. представление о некотором общем благе, идеале, ради достижения которых осуществляется эта деятельность. Эмпирически понятие цели связано, по-видимому, с применением простейших орудий труда, что предполагает элементарное различение «этого» и «ради этого». Предметом же философского размышления цель становится с античной натурфилософии, где первоначально рассматривается в связи с концепцией мирового разума (Нуса). В качестве цели человеческой деятельности это понятие было рассмотрено Сократом, который поставил вопрос об иерархии целей, разграничив частную цель какого-либо поступка и общую цель, с которой он внутренне соотносится и которая обосновывает его. В иерархии целей необходимо существует окончательная цель – такое мыслимое предельное благо, которое является конечным основанием деятельности и которое, согласно Сократу, не может быть реализовано непосредственно: человек может лишь косвенно способствовать его достижению. Платон связал этико-философскую концепцию Сократа с учением об идеях и с утверждением божественного блага как вышей цели бытия.

Существенно отличается понимание цели у Аристотеля, который рассматривал ее прежде всего в онтологическом плане, включив цель в натурфилософское учение о причинах (началах) бытия. Цель у него – одна из четырех причин, т.н. конечная причина. Познать вещь для Аристотеля означает не только указать материю и источник движения, но и выяснить ее скрытую сущность, определяемую целью. Цель – это «то, ради чего» нечто существует или осуществляется. Это отношение характерно не только для деятельности человека, но и для мира живого вообще: «глаза существуют, чтобы видеть», «листья – ради защиты плода». Сам же организм в качестве целого может быть понят лишь как своеобразная цель «ради себя». Живое, по мысли Аристотеля, как бы содержит в себе внутреннюю цель бытия, энтелехию.

Идея «внутренней цели» была позднее возрождена Г.В. Лейбницем, а идея целепричины – И. Кантом, которые пытались преодолеть крайности как причинной, так и телеологической интерпретаций. Пытаясь соединить оба принципа в едином законе достаточного основания, охватывающем как причинные и целевые отношения, так и логические связи основания и следствия, Г.В. Лейбниц сформулировал исходные положения т.н. «имманентной» телеологии. И. Кант предложил считать целесообразными в собственном смысле лишь произведения человеческой деятельности, поскольку в их основе лежит сознательная цель, тогда как обнаруживаемая в произведениях природы внутренняя гармония частей и целого свидетельствует не об отношении к какой-то цели, а лишь об отношении к целому; эти произведения нецелесообразны, а целеподобны, т.е. «целесообразны без цели».

Г.В.Ф. Гегель попытался объединить различные трактовки цели в единой и всеохватывающей логической теории цели. Согласно Гегелю, сущность немеханических отношений может быть раскрыта лишь через объективную цель, как уже заданный развитием, но еще не развернутый результат. Для Гегеля живое есть то, что «себя сохраняет» и «в себя возвращается». А жизнедеятельность, направленная на самосохранение и самовоспроизведение, с его точки зрения, может быть выведена только из понятия цель «в себе». Далее, в изображении «перехода» от цели «в себе» к осознанной цели «для себя», осуществляющегося в человеческой деятельности, цель превращается Гегелем в универсальную характеристику бытия, а его учение становится своеобразным вариантом телеологии.

Цель не может быть абсолютно объективной, она всегда принадлежит некоторому субъекту и в этом понимании субъективна. Но если цель всегда есть цель некоторого субъекта (человека, социальной группы, политической партии и т.д.), то это вовсе не значит, что она только субъективна. Являясь целью субъекта, она имеет вполне определенные объективные предпосылки. Она является особого рода осознанием объективных условий бытия человека. В определение цели входит и осознание объективной потребности и осознание объективной возможности деятельности. Как справедливо замечает Н.Н. Трубников (37), цель это не столько отражение действительности, сколько полагание новой действительности. Именно поэтому цель и приобретает характер практической задачи. Как такая задача, она направлена на устранение предпосылок цели, устранение такого положения вещей, которое определило цель, а тем самым и на устранение самой этой цели как таковой.

Цель не просто включает в свое содержание более или менее значительные элементы творчества, но всегда есть творчество по преимуществу. Нетворческое содержание цели, то, что есть повторение уже реализованного, не есть ее собственное содержание. Оно включается в определение цели как уже имеющееся в действительности и лишь необходимое для реализации цели, т.е. как средство. Это содержание, как всякое вообще средство, входит в определение цели, позволяет ее конкретизировать, но не составляет ее собственного содержания, не принадлежит тому, что есть сама цель.

Результат деятельности человека не может полностью совпадать с поставленной заранее субъективной целью (37. С. 123). Содержанием результата деятельности является не только полагаемое, заранее мыслимое содержание, но, кроме того, и еще нечто иное, что не входило в операции взаимоопределения цели и средства и оказалось поэтому не предусмотренным содержанием деятельности.

Не только философы интересовались проблемой целеобразования. В 1916г. академик И.П. Павлов выступил с докладом «Рефлекс цели», тем самым замахнувшись на самое тонкое и самое сокровенное в работе головного мозга – на цель поведения. Казалось бы, с этого момента должна была развиваться бурная исследовательская деятельность его лаборатории по этому физиологически, психологически и идеологически столь важному вопросу. Однако известно, что И.П. Павлов никогда больше на протяжении всей своей жизни не возвращался к этому вопросу. По мнению П.К. Анохина (30. С. 32), причина ухода Ивана Петровича от важнейшей проблемы деятельности мозга заключается в том, что сам факт возникновения цели для получения того или иного результата вступает в принципиальное противоречие с основными чертами рефлекторной теории. И.П. Павлов, несомненно, думал и об этом, видел и то, что поставив проблему цели, он вынужден был бы значительно перестроить то грандиозное здание своего учения, которое с такой гениальной смелостью и настойчивостью строил всю свою жизнь. Как известно, представление о рефлекторном процессе построено на нерушимом принципе поступательного хода возбуждения от пункта к пункту по всей рефлекторной дуге. Наоборот, в формировании цели И.П. Павлов встретился с совершенно неожиданным принципом работы нервной системы. Здесь уже на начальных этапах распространения возбуждения создается модель конечного результата данного акта, т.е. раньше, чем закончится весь процесс формирования поведенческого акта, и раньше, чем будет получен сам результат.

Создатель теории функциональных систем П.К. Анохин пишет, что любая биологическая система уже в самом начале своего формирования поведенческого акта ставит перед собой определенную цель: «Формируясь в пределах самой биологической системы на основе ее потребностей, внешних факторов и памяти, цель всегда опережает реализацию ее организмом, т.е. получение полезного результата» (30. С. 20). Потребность в каком-либо полезном результате и цель получения этого результата зреют внутри системы, в глубине ее метаболических и гормональных процессов. Н. А. Бернштейн понимал под целью предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного будущего»), определяющий целостность и направленность поведения организма.

В психологии под целью понимается осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, а под целеобразованием – процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результата от его деятельности (21. С.516).

Особую значимость проблема целеобразования приобретает, когда сознательная деятельность становится главным объектом изучения психологии, а принцип деятельности – основным объяснительным принципом (19). Предвосхищаемый результат не обязательно достигается, поэтому действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном действии имеет место процесс порождения и результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель (в неуспешном действии результат полностью не соответствует цели), результат действия всегда содержит новое по отношении к цели. Необходимо дифференцировать по крайней мере три вида новых результатов: реализованную цель, побочный продукт целенаправленного действия, результаты непроизвольной активности, включающиеся в процесс выполнения целенаправленного действия. Преобразования предметов, как совпадающие с предвосхищением, так и несовпадающие, не являются единственными результатами совершенного действия. После осуществления действия меняется функциональное состояние человека, возникают эмоциональные реакции, совершенствуются умения. Все это можно рассматривать как «внутренние» результаты предметного действия. Внутренние результаты также могут быть соответствующими прямой цели или выступать как побочный продукт действия.

По мнению Б.Ф. Ломова, в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического, они выступают как интегральные формы психического отражения (20). Немотивированной, так же как и нецеленаправленной деятельности просто не может быть. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формируются разные цели. В этой связи можно говорить о «поле целей», связанных с тем или иным мотивом. Если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель «конституирует» конкретную деятельность, определяя ее характер и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологическом анализе деятельности мотив и цель часто не расчленяются, а иногда и просто отождествляются. Между тем «спектр» их взаимоотношений весьма широк – от более или менее полного соответствия до их значительного расхождения и даже противоречия. При этом случае полного соответствия цели мотиву довольно редки и скорее составляют исключение, чем правило. В реальной жизни предмет, могущий удовлетворить ту или иную потребность индивида, обычно не совпадает с продуктом его деятельности.

Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне (во всяком случае, когда речь идет о развитых формах деятельности), а формируется самим индивидом. И вместе с тем, она не является результатом спонтанного развития этого индивида. Процесс целеобразования в индивидуальной деятельности определяется уровнем развития общества. В этот процесс неизбежно включается опыт, накопленный человечеством и ассимилированный данным индивидом в процессе обучения и воспитания. Это означает, что процесс целеобразования носит глубоко личностный характер (20. С. 208). Чтобы понять, какие цели и как формируются у того или иного индивида, нужно изучить историю развития этого индивида в обществе, т.е. историю его развития как личности. Поэтому кратковременные лабораторные исследования, по мнению Б.Ф. Ломова, мало что дают для понимания целеобразования.

Выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Индивид, справедливо замечал еще Гегель, «не может определить цель своего действования, пока он не действовал...» (19).

Сформировавшаяся цель реализуется в актуальной деятельности. При этом сложность деятельности будет зависеть от того, насколько цель отдалена от предмета, т.е. от «расстояния» между наличным предметом и предполагаемым результатом, а также от тех средств (и уровня владения ими), которыми человек располагает. В очень простых случаях достижение цели требует выполнения сравнительно небольшого числа действий. Но обычно деятельность реализуется как система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых решает частную задачу и может быть рассмотрено как некоторый «шаг» по направлению к цели. Являясь высшим регулятором деятельности и оставаясь устойчивой (иначе деятельность прервется), цель с каждым таким «шагом» трансформируется, выступая каждый раз как конкретная задача.

Важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Всякая цель – даже такая, как «достичь пункта N» - объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагироваться от нее. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения (20).

Каковы предпосылки возникновения новых целей в индивидуальной деятельности человека? О.К. Тихомиров (36) выделяет следующие: возникновение (актуализация) новых потребностей и мотивов, усвоение новых знаний о возможных целях (результатах), получение новых требований к действию, возникновение новых результатов индивидуальных действий, недостижение предвосхищавшихся результатов, появление новых неосознанных предвосхищений будущих результатов действия. Анализ целеобразования включает в себя изучение этих предпосылок и тех условий, при которых осуществляется переход от предпосылок к целям.

Многие авторы (см. напр., 19, 36) отмечают, что процесс целеобразования практически не изучен. Экспериментаторы обычно ставят перед испытуемым «готовую» цель, поэтому само целеобразование обычно ускользает от исследователей. Различные стороны этого сложного процесса как бы «растаскиваются» по разным разделам психологии. Формирование новых представлений о будущем результате рассматриваются в связи с воображением. В психологии мышления проводится важное различение «искомого» и «требуемого» (8), осознаваемого и неосознаваемого продуктов деятельности, однако эти ценные исследования остаются несоотнесенными с теорией деятельности в целом и даже необоснованно ей противопоставляются. Степень ясности отражения анализируется в учении о внимании, однако эта характеристика обычно не распространяется на отражение будущих результатов действия и не является объектом экспериментальных исследований. Категория «цель» постоянно используется в учении о воле, но собственно процесс формирования окончательной цели, описываемый как «принятие решения», в лучшем случае упоминается, но не исследуется. При описании действий термин «цель» вообще не использовался, заменяясь термином «ориентировочная основа» деятельности. Однако, цель – это только такая «ориентировочная основа» действия, которая связана с отражением возможностей изменения ситуации (будущий результат), с отражением в вербализованной форме, отражением, обязательно связанным с мотивом.

Проблема целей не обойдена вниманием и западных авторов. Например, Альфред Адлер создал концепцию фикционного финализма, согласно которой поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего (42). Он развивал мысль о том, что основные цели человека представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Тем не менее, фиктивные цели помогают более эффективно разрешать жизненные проблемы; если они не выполняют функцию ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. В понимании Адлера, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется сознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.

Каким же образом можно изучать процесс постановки целей? Исследование целеобразования на основе выбора заданий является одним из традиционных направлений в изучении целеобразования (6). Можно выделить ряд этапов в развитии исследований целеобразования как выбора заданий. Первый связан с работами в школе К. Левина, проводившимися в 30-40-е гг. XX века. Испытуемому предлагается выбрать задание из некоторого ряда проранжированных по трудности, затем выполнить его, выбрать новое и т.д. Анализируется характер выбора, его зависимость от предшествующих достижений, эмоции успеха и неуспеха, возникающие соответственно при выполнении или невыполнении заданий. Было показано, что на выбор реальной цели влияют уровень притязаний и переживания успеха и неуспеха, оценка предшествующих достижений, оценка заданий по параметрам валентности и вероятности. Здесь были заложены основы всего направления исследований, возникли важнейшие понятия и методические приемы. Изучались главным образом реальные цели, идеальные цели и целевые структуры практически не изучались.

В 1950-е гг. начался следующий этап. Работы проводились в рамках известной теории мотивации достижения Д. Макклелланда – Дж. Аткинсона. Внимание исследователей на этом этапе сосредоточилось на построении математической модели выбора: вводились и уточнялись все новые переменные модели, разрабатывались приемы их количественной диагностики. Исследования на этом этапе имели сильную позитивистскую ориентацию: качественный анализ целеобразования зачастую подменялся установлением количественных соотношений внутри модели выбора, попытками как-то «подогнать» ее под реальный процесс целеобразования. Отмеченная ориентация не позволила выявить видовые отличия в целеобразовании, т.е. изучить качественно различные виды целей и целеобразования.

Особый этап составляют генетические исследования целеобразования. Начатые еще в школе К. Левина, они по-настоящему развернулись лишь в 1960-70-х гг. В этих исследованиях были выявлены основные, качественно отличные фазы в онтогенетическом развитии целеобразования как выбора заданий. Данные исследования существенно дополнили представления об основных механизмах целеобразования.
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и «смысл».

Для наиболее полного описания целеобразования необходимо рассмотреть его взаимосвязь с другими категориями. В частности, цели человека тесно связаны с его ценностями. Ценности - это термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности (7). А.И. Юрьев определяет ценности как определенное количество правильно соединенных между собой моральных и интеллектуальных принципов, воспринимающих смысл.

Двойственность системы ценностных ориентаций личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Как отмечает А.И. Донцов (50), ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Н.Ф. Наумова также выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. По ее словам, ценности дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений отбора этих альтернатив, определяя «границы действия». Тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности.

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. По мнению некоторых авторов (Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова), сначала человек принимает осознанные смыслы, а затем на их базе формируются личностные ценности. Другие же (Ф.Е. Василюк, А.В. Серый) считают, что смысл является своего рода продуктом ценностной системы личности. М.С. Яницкий полагает, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Абрахам Маслоу считал, что самоактуализирующимся личностям свойственно обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения (42. С. 519). В то же время такие люди наслаждаются собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравятся менее терпимым людям. Самоактуализирующимся личностям больше нравится делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).

Основатель логотерапии В. Франкл определяет ценности как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории (39. С.12). Он выступает против точки зрения, что смыслы и ценности – не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. «Что до меня, то я не хотел бы жить ради моих реактивных образований, и еще менее – умереть за мои механизмы защиты» (39. С.287). В. Франкл пишет, что ныне мы живем в эру разрушающихся и исчезающих традиций. Поэтому, вместо того чтобы новые ценности создавались посредством обнаружения уникальных смыслов, происходит обратное. Универсальные ценности приходят в упадок. Поэтому все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты, или, как он это называет, экзистенциальным вакуумом. Тем не менее, даже если все универсальные ценности исчезнут, жизнь останется осмысленной, поскольку уникальные смыслы останутся не затронутыми потерей традиций. Конечно, чтобы человек мог найти смыслы даже в эру отсутствия ценностей, он должен быть наделен в полной мере способностью совести.

Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной цели. Всегда ли, однако, этот мотив адекватно открывается сознанию? Сразу ответить на этот вопрос нельзя, потому что его осознание в форме понятия, идеи происходит не само собою, а в том движении индивидуального сознания, в результате которого субъект способен преломить свое внутреннее содержание через систему усваиваемых им значений, понятий. Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную, хотя не всегда видимую индивидом, подлинную действительность. Как справедливо замечает А.Н. Леонтьев (19), вся жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение «державы золота». Эта цель достигнута ("Кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных все это стоило?"), но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами "Ужасный век, ужасные сердца!" заканчивает Пушкин трагедию о Скупом.

Иная личность складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни.

По А.И. Юрьеву, смысл жизни силен тем, что его основу составляет самое сильное чувство, которое даровано человеку – любовь. Любовь играет роль основы, на которой вышивается текст смысла жизни. Любовь здесь – это желание добра другому человеку, как самому себе. Смысл организуется вокруг любви, а любовь дает человеку бесстрашие, готовность преодолеть любые ужасы ради любви к человеку, Родине, идее.

Физиологически человек всегда в состоянии в состоянии и готов совершать поступки, действия, но не делает этого только из-за отсутствия в них осмысленной цели. Проблема заключается только в запуске волевого механизма, для которого топливом является жизненная сила. Это способность человека преодолевать препятствия на пути к цели. Жизненная сила создается по крупицам за многолетнюю практику побед над собой и обстоятельствами, а разрушается очень легко. Стоит только человеку потворствовать себе и апатия (противоположность жизненной силы) как раковая опухоль начинает безудержно увеличиваться.

А.И. Юрьев связывает понятия «цели», «ценности», «жизненная сила» и «смысл» в целостную систему, в которой нельзя решить проблему человека обретением смысла жизни, без одновременного согласования с ним жизненных ценностей, цели жизни и жизненной силы. Довольно упрощенно это представлено на рисунке 1. Это сознание политического человека, т.к. цели, ценности, силу и смысл являются продуктом политического общества, которое может передать их любому своему члену. Нигде в другом месте или в иных условиях человек не может их получить – они плод тяжкого коллективного труда многих поколений людей.


ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ

СИЛА ЖИЗНИ



СОЗНАНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОГО

ЧЕЛОВЕКА




СМЫСЛ ЦЕННОСТИ

ЖИЗНИ ЖИЗНИ


Рис. 1. Сознание политического человека.
Дополитическое общество производит сознание дополитического человека, которое состоит из обратных категорий: скуки (вместо цели жизни), одиночества (вместо ценностей жизни), апатии (вместо жизненной силы) и страха (вместо смысла жизни). Они также образуют систему, в которой каждый проблемный фактор определяет все три других проблемных фактора.

А.И. Юрьев выводит формулу политического человека:

1) если страх перед жизнью подавляется обретением смысла жизни, то сам смысл является произведением цели жизни на ее жизненные ценности;

2) если одиночество преодолевается обретением ценностей жизни, то сами ценности жизни являются частным от отношения смысла жизни к ее целям);

3) если жизненная скука преодолевается формированием целей жизни, то цель жизни является отношением смысла жизни к ее ценностям;

4) если жизненная апатия преодолевается обретением жизненной силы, то сама жизненная сила является произведением смысла жизни на ее цель.

Также уместна аналогия с формулой закона Ома для электрической цепи: сопротивление цепи (R) сравнивается с ценностями, электрический ток (I) с целями, а напряжение (V) – со смыслом. Т.о., электрический ток равен частному от деления напряжения на сопротивление цепи, I=V/R. Главное в формуле то, что каждая переменная выполняет только свою функцию, и все переменные в законе Ома взаимозависимы. Нечто подобное в предельно упрощенном варианте происходит в сознании человека, ведь это система с жестко связанными переменными. Как электрическая цепь может годами функционировать без аварий, так и сознание человека может быть вне критики на протяжении всей жизни. Но как в электрической сети стоит параметру R стать равным нулю, так сеть выходит из строя. Так и в психике человека – стоит только одному параметру сознания выйти за пределы нормы, как страдают все остальные.

Ценности – это реальное преобразование смысла в конкретные действия. Это реальные человеческие качества, а не книжные формулы. Их цепь, как и электрическая цепь не должна иметь разрывов. Один только разрыв в цепи, и напряжение не нужно, и тока не будет. Аналогичным образом, утрата только одной ценности делает смысл бесполезным: для него нет пути к осуществлению. По своему действию ценности аналогичны действию электроламп, электродвигателей, электронагревателей в сети: они светятся, греют, дают движение. Так напряжение-смысл преобразуется в свет и тепло сопротивления-ценности.

Смысл – это продукт мышления, предназначенный для приведения в упорядоченное безошибочное движение всех ресурсов человека для минимизации своих потерь и максимизации своего успеха. Это самый дорогой продукт, который известен человечеству. Смысл создает предельно возможное приближение к истине. Смысл – это как напряжение в электрической сети: есть напряжение – то и ценности становятся нужными, как электрическая цепь, и цель, как электрический ток приводит действие моторы, приводит в движение массы людей.

Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей. Отсутствие цели делает человека, город, страну жертвой обстоятельств, произвола, случая. Цель, как вращающийся двигатель, позволяет судить о наличии ценностей (цепи) и смысла (напряжения). Это ценности «светятся», «вращаются», «дают тепло». Их видят и слышат, за них платят и благодарят. Цель, как ток в лампочке очевидна, реальна, эффективна. А вот смысл и цели всегда скрыты от глаз, как напряжение и ток. Цель нельзя придумать в отрыве от смысла и ценностей.


1.3. Системное описание целеобразования человека.

Для системного описания целеобразования человека воспользуемся схемой целеобразования в политической психологии (48. С.73-84). Подробнее она рассмотрена в Главе 2. Применяя выделенные А.И. Юрьевым категории, можно сказать, что целеобразование человека – это процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека. Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из:

1. Целеполагания – переосмысления человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира. Целеполагание базируется на информационно-познавательных процессах человека, переосмысливающего адекватность своего состояния;

2. Целенаправленности – осознанного выбора направления развития человека в сторону некоторого теоретического или реального образца. Целенаправленность проявляется в личностных особенностях человека, выбирающего направление своего развития;

3. Целеустремленности – способность человека преодолевать препятствия на пути к цели. Целеустремленность опирается на волевые качества человека, побуждающие его к переменам в собственной жизни;

4. Целесообразности – возможность человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах. Целесообразность определяется реальными психосоматическими возможностями человека достигать поставленную цель.

Итоговая схема приведена на рисунке 2.


ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ -

способность человека переосмысление места,

преодолевать препятствия которое занимает человек

на пути к цели в структуре мира


ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ –

процесс порождения

новых целей в жизни и

деятельности человека


ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ -

возможность человека осознанный выбор направления

израсходовать имеющиеся развития человека в сторону

ресурсы в тех или иных некоторого теоретического

размерах или реального образца



Каталог: works
works -> Курсовая ргсу 43 2007 1000 Оглавление
works -> Теоретические основы процесса социально-психологической адаптации в трудовом коллективе 5
works -> 1 Понятие и значение социально-психологической адаптации 5
works -> Исследование межличностных отношений и деятельности группе в стране и за рубежом 4
works -> Нейротоксичность современных цитостатиков
works -> Показал, что аспект влияния саногенного мышления на эмоционально-психологическое равновесие человека освещен недостаточно
works -> Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1999 г
works -> Комитет по науке и высшей школе
works -> Актуальность. Понятие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница