«кинотерапия»



Дата12.05.2016
Размер92.5 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Лысковский агротехнический техникум


Разработка методического проекта

«КИНОТЕРАПИЯ»

Разработчик Н. А. Андреева


г. Лысково
2014 г.

Применение методов кинотерапии в современном образовании

Разнообразные методы арт-терапевтического характера, начиная с рисования цветными карандашами и заканчивая танцедвигательными практиками, часто применяются в диагностике, терапии, развитии и коррекции личности. Кинотерапия, которую традиционно относят к арт-методам, не составляет исключения из этого правила, несмотря на то, что из всех популярных арт-терапевтических направлений кинотерапевтическое, пожалуй, самое молодое. Изобретённое британским психологом Берни Вудером около 15 лет назад, преподаваемое в европейских вузах с 2004 года, это искусство уже успело приобрести множество поклонников среди европейских, американских и даже российских специалистов.

«Кинотерапия- это метод еще более эффективный, чем библиотерапия, так как фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга. Просмотр кинофильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать.»

Правила эффективного киновидеотренинга

Эффективность данного метода достигается за счет таких качеств, как:


 наглядность;
 легкость подачи и объяснения материала;
 видео задействует визуальный канал восприятия изучаемого материала, значительно повышая его запоминаемость;
 отсутствие эмоционального барьера - отвлеченность примеров и обучение на чужих ошибках. Все, что происходит на экране - происходит как бы не с самим подростком. В тоже время они очень часто узнают себя в различных ситуациях;
 возможность повторного обучения детей для обновления и закрепления полученных знаний и навыков любое количество раз;
 возможность чередовать типы изучаемой информации (теоретические блоки и кейсовые ситуации на отработку полученных навыков на практике);
 повышение интереса школьников к материалу занятия\тренинга;
 возможность освободить педагога от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
 возможность построения доверительных отношений с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждения актуальных для них вопросов;
  эмоциональное проживание, идентификация с героями кинофильмов дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт;
 развитие психологической компетентности. Обучающиеся знакомятся с различными социальными типажами (людьми разного темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учатся взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета;
 развитие эмоциональной сферы. Участники учатся эмпатии, осознают собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению;
 обучение навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем. Расширяется их поведенческий репертуар;
 снятие стресса. Просмотр фильма и его анализ позволяют снять эмоциональное напряжение, а также обучают навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства;
 развитие способности к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

Введение

Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру. Кино как один из целебных методов воздействия на психику человека возникло одновременно с появлением кинематографа. Уже в немых фильмах актеры предоставляли публике возможность быть в кинозале героями историй, совершать великие подвиги, переживать жизненные крушения, быть участниками нелепых и комических ситуаций, заставляла людей страдать и восхищаться, смеяться и плакать. Фильмы открывают удивительный мир, где человек может прожить любую жизнь и испытать любые чувства, оставаясь при этом защищенным темнотой зрительного зала.



Актуальность: 

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Однако и в базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений  и в школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. Личностный опыт общения подростка с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов. Зарубежный и отечественный кинематограф широко представлен  во всех масс медиа. Порой они активно навязывает обществу безнравственные, ассоциальные и нереальные эталоны поведения вследствие чего оказывают негативное влияние на становление интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта, основанного на свободе выбора, критическом мышлении и осознанных морально-нравственных предпочтениях.

     Многие подростки выбирают кинофильмы преимущественно с развлекательными требованиями. Это обусловливает слишком прямолинейное восприятие художественных произведений как аналогии жизни, при доминирующем критерии «похожести», позволяющем оценить только внешние чисто сюжетные характеристики. Таким образом, происходит активная, ранняя сексуализация при отсутствии фактической социализации.

В настоящее время особо остро стоит вопрос психологического сопровождения учеников групп риска. Как правило, такие школьники испытывают трудности в обучении, общении и социализации. С ними требуется как индивидуальная, так и групповая развивающе-коррекционная работа. Метод киновидеотренинга представляется наиболее экологичным со стороны влияния на сознание учеников в то же время доступным и интересным для них.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

 Социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств.


  Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Студенты должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.

Особенностью проекта является вовлечение студентов, входящих в группу риска, в его реализацию через организацию деятельности техникумовского сообщества.  Социально активная деятельность сообщества готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия и поступки, а главное дает возможность посмотреть на свои поступки через призму чужих проблем.



Целевая группа: дети ГКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Лысковского района», студенты техникума, учащиеся группы риска


Полное название

«Кинотерапия»

Основной разработчик

Андреева Наталья Александровна

Профиль

Методический проект

Название проводящей организации

ГБОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум»

Адрес организации

Г.Лысково, Нижегородской, ул. Мичурина д. 60

Телефон

249-5-87-46

Форма проведения

Многообразные

Цель

  • привлечение внимания студентов к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

  • социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом, через вовлечение в социально значимую добровольческую деятельность по повышению правовой грамотности молодежи по профилактике алкоголизма, табакокурения и употребления наркотических и психотропных веществ в молодежной среде;

  • включение студентов в реальную практическую деятельность по разрешению проблем силами самих студентов;

  • создание видеороликов, направленных на личностный рост, на коррекцию поведения девиантных подростков и ребят «группы риска»



Сроки проведения

2014 – 2015 уч. год

Общее количество участников-организаторов

Студенты – 20чел.,

Преподаватель – 2



Участники, условия участия

Студенты 2-4 курса, добровольное объединение.

Краткое содержание проекта

- продолжение работы с воспитанниками реабилитационного центра;

- организация и проведение рождественского праздника, масленицы, веселых стартов, экскурсии по техникуму для воспитанников социально- реабилитационного центра с вручением подарков;

- поиск добровольцев для участия в реализации проекта;

- формирование группы студентов, а также ребят «группы риска» для разработки сценариев и съемок видеороликов;

- обсуждение с подростками и поиск актуальных ситуаций для создания сценариев роликов;

- моделирование ситуаций бесконфликтного общений;

- создание видеороликов;

- обсуждение роликов;

- установление контактов с образовательными учреждениями города;
- просмотра и обсуждения в подростковой и родительской среде


Ожидаемые результаты

  • положительная динамика изменений личностных особенностей участников проекта на основании показателей психодиагностических методик;

  • динамика изменений количественных показателей социального интеллекта участников проекта;

  • позволит повысить социальный статус студентов, открыть новые возможности;

  • привлекая студентов группы риска мы надеемся что участие в проекте позволит им справиться со своими проблемами.

  • будет организована группа студентов для работы по созданию видеороликов;

  • разработать, отснять и смонтировать социальные ролики;

  • позволит сформировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе;

  • позволит сформировать навыки социальной и моральной ответственности;

  • позволит снизить количество правонарушений среди студентов и учащихся, так и воспитанников центра;

  • проект может способствовать профилактики девиантного и делинквентного поведения подростков, расширению стереотипного поведения девиантных подростков и их родителей;

  • поддержать членов нашего общества, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;

  • сформировать высокий уровень социальной ответственности студентов за свои поступки сейчас и в будущем

Источники информирования

Интернет, публикации в местной газете


Основное содержание работы

Методы проекта:

  • беседы;

  • мозговой штурм,

  • написание сценариев; создание макетов, плакатов;

  • игры;

  • съёмка видеороликов;

  • работа с видеопрограммами;

  • психологическое тестирование, опросы;

  • обсуждение готового продукта.

Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на один учебный года. Он включает в себя 3 этапа:



  1. Подготовительный этап:

-Сбор методической информации;

-Разработка базы данных;

-Мониторинг потребностей субъектов образовательного процесса;

2. Основной этап:

-Формирование групп для реализации проекта;

-Проведение тренинговых занятий;

-Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с участниками киновидеотренинга;

3. Заключительный этап:

- Мониторинг сформированности компетенций субъектов тренинговой группы и контрольной группы.

- Подготовка методического пособия.



Целевая группа проекта. Проект направлен на подростков с девиантным поведением, учащуюся и работающую молодежь города , родителей трудных подростков. Минимальный возраст участников проекта – 9 лет, максимальный – 18 лет.

Описание мероприятий.

  1. Формирование группы студентов, а также ребят «группы риска» для разработки сценариев и съёмки видеороликов. Поиск добровольцев для участия в реализации проекта.

  2. Обсуждение с подростками и поиск актуальных ситуаций для создания сценариев роликов:

    • мозговой штурм по определению ситуаций;

    • беседа с подростками, как избежать подобных конфликтных ситуаций;

    • выполнение тестов на оценку уровня общительности (по В.Ф. Ряховскому), на определение умения слушать, "Конфликтны ли вы?";

    • анализ результатов тестирования.

  3. Моделирование ситуаций бесконфликтного общения

    • вовлечение подростков в деловые и ролевые игры

  4. Создание видеороликов

    • проигрывание ролевых ситуаций и рефлексия опыта

  5. Разработка сценариев видеороликов

    • выявление идей для разработки сценариев посредством обсуждения

    • раскадровка сценариев

  6. Обсуждение роликов в образовательных учреждениях города

    • распространение роликов в образовательных учреждениях города для просмотра и обсуждения в подростковой и родительской среде;

    • подготовка протоколов для ОУ, отражающих результаты бесед с учащимися и родителями

Ожидаемые результаты:

-составление базы видеоматериалов для проведения киновидеотренингов;

- повышение уровня сформированнности компетенций общения и самоопределения;

- повышение уровня духовно-нравственного развития;

- качественное улучшение характера взаимоотношений субъектов образования (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель, ученик-общество, ученик-профессия, учитель-учитель, учитель-родитель, родитель-родитель).

- положительная динамика изменений личностных особенностей участников проекта на основании количественных показателей психодиагностических методик (коммуникативные навыки и т.п.).

- динамика изменений количественных показателей социального интеллекта участников проекта.

- данный проект может способствовать профилактики девиантного и делинкветного поведения подростков, и расширению стереотипного поведения девиантных подростков и их родителей.

- оценка проекта будет осуществляться по количественному и качественному анализу достижения поставленных целей; по количественному вовлечению в работу над проектом девиантных  подростков; по отзывам подростков, социальных педагогов и психологов, обсуждавших ролики;отзывы самих участников об участии в проекте, освещение проекта в СМИ города, на сайтах.

Этапы разработки психологического сопровождения с использованием киновидеоматериалов.

Сбор информации.

1. Изучение сведений о создании фильма (мультфильма), чтение аннотаций и рецензий.

2. Составление полного списка героев и анализ их отношений посредством социометрии. В ходе занятия участники группы отдают предпочтение различным героям фильма, зная социальную позицию занимаемую тем или иным героем, психолог может судить о том, какую социальную позицию может занимать в группе сверстников участник группы, отдавший предпочтение данному герою.

3. Анализ культурного фона рассматриваемого материала. Понимание культурной подоплеки позволяет лучше понять проблемы, которые поднимаются в фильме.



Интерпретация.

Цель этого этапа состоит в рефлексии тренера, умении увидеть за сюжетными ходами темы и ценности, противоречия или способы согласования идей, принципов и т. д.

1. Формулирование идеи фильма (выделение ключевых тем, которые описывают смысл). Такое упражнение позволит не только подобрать схему анализа, но и окончательно решить, подходит ли данное произведение киноискусства. Отсутствие внятной идеи – важный критерий того, что этот мультфильм или фильм не подходит для тренерской работы, тогда как фильм с четкой идеей позволяет сфокусировать внимание группы на определенной ценности. Это имеет большое значение при работе с детьми и подростками, особенно на ранних этапах работы.

2. Составление психологических портретов героев, опираясь на динамику их развития. Важно подобрать профессиональное объяснение всем происходящим с героями изменениям.

3. Соотношение между пропагандируемыми в произведении ценностями и способом осмысления предлагаемых событий.

4. Нахождение максимально возможного числа тем в фильме.



Планирование заданий и вопросов для обсуждения.

1. При работе со студентами упражнения можно разделить на два типа: вспомогательные и основные.

2. Вспомогательные упражнения в занимательной форме позволяют вспомнить всех героев, основные события и важные детали происходящего на экране. Занимательность может быть обеспечена эффектом соревнования, необходимостью привести в порядок перепутанные изображения героев и имена или восстановить ход событий в фильме.

3. Основные упражнения связаны с главной темой (или темами) фильма. Их можно ввести в форме последовательного тренинга (жесткая структура тренинга) или предлагать по мере развития обсуждения. Чем сильнее группа зрителей, тем меньше она нуждается в жесткой структуре тренинга.

4. Типы основных упражнений:

а) вопросные – на понимание сути произведения (от побуждения дискутировать до вопросов с вариантами ответов и предложениями их интерпретации);

б) авторские – предлагается изменить сценарий, дописать его, поработать с образами персонажей и т. д.;

в) отношение к персонажам – зрители рассказывают о том, кто из персонажей им ближе и почему. Условно их можно обозначить: «Если бы на месте героя был я, то…»;

г) приобретение новых приемов совладения с проблемами. Условно задания можно обозначить так: «Если бы герой фильма был на моем месте, то он…».

При работе не следует навязывать собственное мнение касательно оценки героев и их поведения. Попытка обыграть альтернативные мнения покажет участникам тренинга возможность совместного существования разных взглядов, что для детей и подростков может быть гораздо важнее усвоения правильной точки зрения.

Зритель может занимать две позиции: видеть себя на месте героя и переносить героя на свое место. Подобные рокировки способствуют установлению эмоционального контакта между зрителем и героем фильма, что и обеспечивает терапевтический эффект–сопоставление и проживание собственной жизни в рамках заданной фильмом ситуации и возможность изменений в реальной жизни под воздействием нового культурного опыта.

Заключительная часть:

- обратная связь;

- выявление запросов от участников тренинга.

Итак, метод использования видеоматериалов представляет собой специально подобранные к теме урока, занятия, тренинга видео блоки или фильмы, которые встраиваются в структуру учебной работы.



http://www.vashpsixolog.ru/self-regulation/89-ways-sel/324-kinoterapiya

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница