Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме



Скачать 332.69 Kb.
Дата22.05.2016
Размер332.69 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.

1. Что такое философия? Понятие философского знания.

2. Мировоззрение, его формы и исторические типы.

3. Предмет философии. Структура, основные функции и предназначение философии.

4. Основные философские вопросы.

Основные термины.

Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии, онтология, гносеология, аксиология, функции философии.



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. "Философия, и притом каждая отдельная философия, имеет собственный язык. Язык философии отличается как от поэтического языка, так и от языка обыденной жизни" (Ф.Шлегель). Сопоставьте философский и обыденный язык:



  1. форма – это способ существования содержания; - форма – это униформа

  2. сознание – это осознание поступка; - сознание – это отражение объективной реальности

  3. материя – это материал (ткань, металл, дерево); - материя – это объективная реальность

  4. бытие – это частная жизнь; - бытие – это материальная и идеальная реальность

Отделите понятия, относящиеся к философскому языку, от обыденных понятий.

2. Что означает добро и зло с точки зрения философии:

а) - разумность и неразумность; б) - правильность и неправильность; в) - мир и вражду; г) - ненасилие и насилие.

Чем, на Ваш взгляд, отличается позиция философа от моралиста?

3. Как Вы понимаете выражение - "найти философский камень"?

а) - найти истину; б) - найти драгоценный металл путем сплава простых металлов; в) - это условное выражение, ничего не означающее; г) - заниматься бессмысленным делом, "самокопанием".

Откуда пришло это выражение?

4. "Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения…" (Т.Гоббс). Объясните что значит "правильное рассуждение"?

а) - проверяемое практикой, чувственным опытом; б) - не требующее доказательств;

в) – авторитетное; г) - устоявшееся во времени.

5. "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров… Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт).

Что такое "философствование"?

а) - разумное осмысление жизни; б) - умение приспособиться к обстоятельствам; в) - образованность, знание; г) - гражданская позиция.

В чем смысл понятия "философствование"?

6. Каково, на Ваш взгляд, соотношение между философией и частными науками?

а) - отношение взаимосвязи и взаимозависимости; б) - отсутствие всякой связи; в) - философия – основа и метод изучения частных наук; г) - философия – совокупное знание, сумма частных знаний о мире.

Расскажите об этом соотношении.

Литература.


  1. Винделъбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / Пер. с нем. М., 1995.

  2. Гильдебрант Д. Что такое философия? СПб., 1997.

  3. Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопр. философии. 1993. № 8.

  4. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994;

  6. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. – С. 158-164.

  7. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  8. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.



Тема 2. Исторические типы философии.

Ранняя философская мысль Древнего Востока.

1. Генезис и исторические типы философии.

2. Ранняя философская мысль Индии. Философские школы о Вселенной, человеке и познании мира (веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, буддизм, джайнизм, чарвака).

3. Философское содержание древнеиндийских текстов. Упанишады. Бхагавадгита. Дхаммапада.

4. Ранняя философская мысль Египта. Наука и формирование философского скептицизма.

5. Древнекитайская философия. Теория познания Мо-Цзы. Основные школы и проблемы размышлений китайской философии (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).



Основные термины.

Генезис философии, генетический метод в философии, ведические школы Древней Индии, Упанишады-веды, пантеизм, Бхагавадгита, Дхаммапада, философские школы Древнего Китая, дао, увэй, инь и ян, жэнь, философские универсалии.



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. "Генезис философии" – как вы понимаете это словосочетание?

- происхождение философии; - географическое распространение философских знаний; - эволюция философии; - философские вопросы естествознания. Объясните термин "генезис".

2. Объясните суть генетического метода в философии и его соотношение с диалектическим, экспериментальным и иными методами познания.

3. "Упанишады", "Бхагавадгита", "Дхаммапада". Расскажите, что вы знаете об этих книгах. Чем они отличаются друг от друга? Ставятся ли в них философские проблемы? Какие?

4. Философская школа йога болеё всего опирается на тексты:

- Бхагавадгиты; - Дхаммапады; - Ригведы; - Лунь-Юй

Объясните свой ответ. Расскажите о теории и практике философии йоги, её функции.

5. Конфуцианство и даосизм. Объясните эти термины и расскажите, что знаете о них.

6. "Философская мысль Древнего Египта" – правомерно ли такое словосочетание?

- Нет, так как в Древнем Египте не сформировалась ещё философская мысль.

- Да, так как в Египте рано появилась наука, которая породила философские размышления, скептицизм.

- Нет, так как в Египте не было философии, а – только мифология.

- Да, так как мифология и наука в Древнем Египте имели эзотерический смысл.

Выберите правильный ответ и объясните его.

7. Чем отличается философия Древнего Востока от последующей философии?

Расскажите об основных чертах философии Древнего Востока на примере одной из философских школ или течений.

8. Как вы понимаете термин "универсалии культуры"?

- это предельно общие понятия; - это термин, относящийся ко всем явлениям мира вообще; - это то, что необходимо любому человеку; - это то, что свойственно всем культурам.

Назовите известные вам универсалии и объясните их. В какой из ранних философских школ они стали складываться и почему?



  1. В чем суть учения о перевоплощении (сансаре) и карме.

  2. Медитация как путь к сокровенному знанию.

  3. Миф о Шамбале и Великих Махатмах.

  4. «Книга перемен» («И-цзин») - алгоритмы осмысления состояний космоса.

  5. Истоки и особенности конфуцианского рационализма.

  6. Иррационалистическая философия даосизма.

  7. Медитация как путь к «просветлению» в чань-буддизме.

Литература.

  1. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995;

  2. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994;

  4. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. – С. 158-164.

  5. Алексеёв П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  6. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

  7. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

  8. Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972.

  9. История философии. Энциклопедия. М., 2000.

  10. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1980.

  11. Большой мифологический словарь. Мифология. М., 1998.

  12. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Тема 3. Основные проблемы античной философии.

  1. Зарождение философии в Древней Греции: милетская школа, атомисты, пифагорейцы, элеаты, Гераклит, софисты.

  2. Век классической философии: учение Сократа, философия Платона, энциклопедизм Аристотеля.

  3. Эллинистическо-римская философия: кинизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм, эпикуреизм.

Основные термины.


Натурфилософия, материализм, идеализм, диалектика, монизм, гилозоизм, пантеизм, бытие, сознание, атомизм, софизм, этика, гедонизм, эпикурейство, кинизм, субъективизм, объективный идеализм, категории, материя, форма, метафизика.

Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Отличие античной философии от философии Древнего Востока:

- в теоретическом анализе; - в мифологии; - в наличии философских школ; - в появлении философских учений и учителей.

Объясните свой ответ, приведите примеры.

2. К философским школам античности, изучавшим проблемы космоцентризма, относятся:

- милетская школа; - пифагорейская школа; - школа Сократа; - софизм.

В чем состояли эти проблемы, и какое значение имеёт их анализ для последующей науки?

3. Согласно античной традиции к семи мудрецам был причислен философ:

- Сократ; - Платон; - Фалес; - Солон.

За какую деятельность философ был назван мудрецом?

4. В элейской натурфилософской школе в центре анализа стояли проблемы:

- онтологии; - гносеологии; - аксиологии; - этики.

В чем состояли эти проблемы и в каких философских учениях они были развиты впоследствии?

5. Диалектика – это учение о ___________ , а первым диалектиком в философской традиции считается _______________. Заполните пробелы в этой фразе и объясните свой ответ.

- постоянной противоречивости мира, Гераклит; - первоначале бытия, Фалес; - материи, Демокрит;

- логике, Аристотель.

6. Атомизм – это учение античной философии:

- о материальной субстанции бытия; - о тождественности элементов мира; - о единстве бытия;

- о множественности миров.

Расскажите об атомизме и его эволюции.

7. Выдающиеся философы античности – Сократ, Платон и Аристотель с точки зрения классической философии по своему мировоззрению являлись:

- материалистами; - идеалистами; - натурфилософами; - софистами.

Объясните свой ответ и сопоставьте учения этих философов.
Литература.


  1. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995;

  2. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994;

  4. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. – С. 158-164.

  5. Алексеёв П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  6. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

  7. Асмус В. Ф. Античная философия. 3 изд. М., 1999.

  8. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 тт. Ростов-на-Дону, 1994;

  9. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989;

ТЕМА 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ И ЭПОХИ «ВОЗРОЖДЕНИЯ».

  1. Статус философии в средневековой культуре. Философия и религия. Проблема мира и человека в средневековой философии.

  2. Принципы средневекового философского мышления. Доктрина Фомы Аквинского как средоточие средневековой схоластики и его учение о гармонии веры и разума.

  3. Августин и учение о трансценденции.

  4. Характерные черты философии эпохи Ренессанса. Гуманистические идеалы философской мысли Возрождения.

  5. Доктрина политической философии Макиавелли как выражение духа эпохи Возрождения.


Основные термины.

Теоцентризм, патристика, схоластика, формализм, неотомизм, номинализм, универсалии, трансценденция, теология, телеология, религиозный реализм, неоплатонизм, дихотомия (разума и веры), монотеизм, креационизм, гуманизм, свобода воли, естественные права человека.


Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Определяющая черта философии Средневековья:

а)- рационализм; б)- материализм; в)- теоцентризм; г)- космоцентризм.

2. Бог в средневековой христианской философии:

а)- Иисус Христос; б)- трансцендентная сущность; в)- мировой разум; г)- мировая воля.

3. Теория двух миров: "града земного" и "града Божьего" – разрабатывалась:

а)- Аристотелем; б)- Боэцием; в)- Августином; г)- Франциском Ассизским.

4. Христианская философия представляет собой: а)- продолжение традиционной античной философии; б)- новый тип духовности; в)- новый этап гуманизма; г)- новый этап натурфилософии

5. Патристика – это: а) - философия, основанная на приоритете семейных отношений; б) - философия "отцов церкви"; в)- общество, основанное на родовых отношениях; г)- патриотическая философия

6.Схоластика – это: а)- логическое суждение; б)- тип религиозной философии; в)- школьное обучение; г) - словесное ухищрение, умышленный обман.

7. Какая из названных черт более всего подходит философии Средневековья:

а)- оптимизм; б)- антропоцентризм; в)- формализм; г)- пантеизм. Объясните.

8. Основной проблемой философии Средневековья является: а)- проблема соотношения разума и веры; б)- проблема познаваемости Вселенной; в)- проблема происхождения природы и человека;

г)- проблема способности человеческого разума.

9. Трансценденция – понятие, означающее: а)- потустороннее, недоступное чувственному опыту;

б)- аналитическую функцию разума; в)- один из методов познания; г)- одну из форм существования материи.

10. "Спор об универсалиях" – это дискуссия средневековой философии: а)- о познании бытия; б)- о природе общих понятий; в)- о сущности Бога; г)- о сущности конкретных вещей.

Расскажите о нем и сделайте вывод о значении этого явления для развития гносеологии в последующей философии.



Литература.

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Рус. пер. 2-е изд. Брюссель, 1983;

  2. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994;

  4. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1, Т. 2. М., 1969.

  5. Алексеёв П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  6. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

  7. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997;

  8. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герменевтическая традиция. М., 1996.

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПЕРИОДА

НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

1. Философия и наука. Формирование научной картины мира.

А) Научная революция: общая характеристика. Изменение статуса философии в контексте развития науки и техники.

Б) Основные гносеологические программы в философии Нового времени. Галилеевский образ науки.

В) Философское значение идей Николая Коперника.

Г) Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской культуре. Френсис Бэкон: Индуктивный метод познания. Рационализм Рене Декарта. "Рассуждение о методе".

Д) Метафизика и этика Бенедикта Спинозы.

Е) Георг Лейбниц и его монадология.

Ж) Томас Гоббс и Джон Локк о государстве и естественных правах человека.

2. Философия и идеология в эпоху Просвещения.

А) Философия как идеология. Революционные идеалы. Культ разума и философский нигилизм в европейской культуре эпохи Просвещения.

Б) Теоретические основания дискуссий о демократии и принципах государственного правления в социально-философской мысли Просвещения.

В) Просвещение и религия. Жан Жак Руссо как идеолог Просвещения.
Основные термины.

Научная картина мира, механицизм, механистическая картина мира, эмпиризм, рационализм, индукция и индуктивный метод познания, дедукция и дедуктивный метод познания, "идолы познания" Ф. Бэкона, "универсальная математика" Р. Декарта, субстанциональное представление, монизм, дуализм, плюрализм, субъективный идеализм и солипсизм, принцип естественного права Т. Гоббса и Дж. Локка, общественный договор, разумный эгоизм, эгалитаризм.


Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Индукция была основным методом гносеологии для: а)- Бэкона; б)- Аристотеля; в)- Декарта; г)- Локка.

2. Дедукция была основным методом гносеологии для: а)- Бэкона; б)- Декарта; в)- Локка; г)- Гоббса.

3. Индукция – это: а)- метод мышления, построенный на переходе от общего суждения к частному; б)- метод педагогики; в)- метод абстрактного познания; г)- метод анализа, построенный на переходе от частных наблюдений к общим суждениям и умозаключениям.

4. Дедукция – это: а) метод мышления с помощью силлогизмов; б) метод мышления, построенный на переходе от общего суждения к частным; в) метод образования и умственного развития; г) педагогический и психологический приём

5. Основным принципом мышления Нового времени является:

а)- эмпиризм; б)- рационализм; в)- психологизм; г)- религиозность

7. Эмпиризм – это: а)- философский принцип, основанный на приоритете опытного знания; б)- философия рационализма; в)- философия, опирающаяся на физику; г)- теоретическое знание.

8. Рационализм – это: а)- философский принцип, основанный на разуме как источнике и критерии знания; б)- философский принцип, основанный на эксперименте; в)- теологический принцип, лежащий в основе схоластики; г)- область математики.

9. Эмпиризм Нового времени был основан: а)- Декартом; б)- Локком; в)- Бэконом; г)- Спинозой.

10. Рационализм Нового времени был основан: а)- Декартом; б)- Локком; в)- Гоббсом; г)- Бэконом.

11. Субстанция – это: а)- первооснова всех вещей и явлений; б)- принцип соподчинения; в)- начало бытия; г)- переход из одного состояния вещей в другое.

12. Механистическая картина мира в философии Нового времени основана на: а)- законах механики; б)- теории двойственной истины; в)- законах природы; г)- законах диалектики.

13. Основная черта философии Гердера: а)- религиозность; б)-антропологизм; в)- рационализм; г)- сенсуализм.

14.Антропогенез в философии Гердера означал: а)- человек есть Божественное творение; б)- человек есть следствие неорганической и органической природы; в)- человек есть следствие культуры; г)- культура есть следствие природы.
Литература.


  1. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994;

  3. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969.

  4. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  5. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

  6. Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994;

Тема 6. Немецкая классическая философия
1. Немецкая классическая философия и её исторические особенности.

2. “Критическое” учение И. Канта: а) агностицизм теории познания. Понятие «априори»;

б) Смысл трансцендентализма: трансцендентальная диалектика и трансцендентальный субъект.

Учение о долженствовании в этике И. Канта. Категорический императив.

3. Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г. Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.


Основные понятия темы.

Классическая немецкая философия, априоризм, агностицизм, категорический императив, автономная этика, диалектика, метафизика, основные законы и категории диалектики, антропологический принцип.



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Каково место классической философии в истории человеческой мысли и культуры?

2. Какую эволюцию претерпели философские воззрения И. Канта?

3. В чем состоит космогоническая гипотеза И. Канта и каково её философское значение?

4. В чем заключается сущность кантовской философии?

5. В чем выражается дуализм кантовской философии?

6. Что такое антиномии чистого разума? Почему учение об антиномиях представляет собой подход и понимание диалектики человеческого познания?

7. Что такое категорический императив Канта?

8. Каково рациональное содержание диалектики Гегеля?

9. Каковы основные принципы гегелевской философии истории?

10. Как решается Гегелем проблема свободы в историческом процессе?

11. Как определял Гегель содержание и предмет философии?

12. В чем состоит антропологизм в философии Л. Фейербаха?

13. Каково отношение Л. Фейербаха к религии?



  1. Философия Канта – это, главным образом: а)- эмпиризм; б)- гносеология; в)- онтология; г)- этика.

15. Априорное знание – это, по Канту: а)- знание, основанное на чувственном опыте; б)- знание, предшествующее опыту; в)- ложное, ошибочное знание; г)- теоретическое знание.

16. Философия Канта может быть определена как: а)- трансцендентальная; б)-материалистическая; в)-натурфилософия; г)- философия космизма.

7. "Мир есть вещь в себе" – это определение Канта отражает его позицию: а)- агностицизма; б)- материализма; в)- сенсуализма; г)- субстанционализма.

8. Кантовский категорический императив – это: а)- религиозная заповедь; б)- безусловное, нравственное повеление; в)- социально-правовое требование; г)-экономическое повеление.

9. Философская система Гегеля – это: а)- объективный идеализм; б)- субъективный идеализм; в)- религиозное учение; г)- материализм.

10. Диалектика Гегеля – это: а)- диалектика мира вещей; б)- диалектика абсолютной идеи; в)- диалектика природы; г)-диалектика материи.

11.Философская система Фейербаха – это: а)- антропологический материализм; б)- диалектический материализм; в)- субъективный идеализм; г)- объективный идеализм.

ЛИТЕРАТУРА


1.Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994.

2.Гегель Г.В.Ф. Феноменология. – М., СПб., 1992.

3.Фейербах Л. Сущность христианства //Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2 – М., 1955.

4.Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма // Сочинения. В 2-х т. Т.1. – М., 1987.

5.Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

6.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994;

7.Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969.

8.Алексеёв П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

9.Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

ТЕМА 7.

ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.


  1. Основные этапы становления и развития философской и общественной мысли Украины. Истоки и особенности древнерусской философии в Киевской Руси.

  2. Философские идеи в творчестве деятелей культуры Украины начала ХХ в.

  3. Философское наследие И. Франка.

  4. Философские взгляды Григория Сковороды.

  5. Основные этапы становления и развития русской философии:

  1. Славянофильство: основные принципы и идеи.

  2. Западничество: его основные направления.

  3. Основные идеи и принципы философии В. Соловьева.

  4. Основные философские идеи в творчестве Н. Бердяева.

  5. Русский космизм: основные идеи и принципы.

Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.


  1. Масонство в России: поиски смыслов.

  2. Спор славянофилов и западников о судьбе России. Русская идея.

  3. «Легенда о Великом Инквизиторе» Достоевского.

  4. Идея Софии у В. С. Соловьева.

  5. Ідеї ренесансного гуманізму у братніх школах та Острозькій академії.

  6. Українська барокова філософія: основні засади. Проблематика філософських курсів у Києво-Могилянської академії.

  7. Філософські погляди Григорія Сковороди: вчення про три світи, дві натури, «сродну працю», «нерівну рівність».

  8. Суть «філософії серця» Памфіла Юркевича.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;

  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994;

  3. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969.

  4. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  5. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

  6. Історія філософії на Україні. - У 3-х томах. - К., 1987;

  7. Історія філософії України. - К., 1994;

  8. Горський B.C. Історія української філософії, курс лекцій. - К., 1996;

Тема 8. Философия марксизма.



  1. Исходные принципы философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

  2. Основные принципы, законы и категории диалектического материализма.

  3. Основные принципы, законы и категории исторического материализма.

  4. Теория общественно-экономической формации.

Основные понятия темы: отчуждение, опредмечивание, распредмечивание, практика, партийность в философии, диалектический материализм, исторический материализм, общественно-экономическая формация.

Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

  1. В чем сущность концепции отчуждения у К. Маркса?

  2. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

  3. Роль личности в истории.

  4. “Деятельность” как способ существования и развития общества в марксизме. Понятие "деятельности" в философии Маркса.

  5. Вопрос о собственности в философии марксизма.

  6. Ê. Ìàðêñ â «Òåçèñàõ î Ôåéåðáàõå» óêàçûâàåò: «Ôèëîñîôû ëèøü ðàçëè÷íûì îáðàçîì îáúÿñíÿëè ìèð, íî äåëî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû èçìåíèòü åãî». Îòâåòüòå íà âîïðîñû:

à) Êàêîé íåäîñòàòîê ôèëîñîôèè óêàçûâàåòñÿ Ìàðêñîì?

б) Îçíà÷àåò ëè ýòî, ÷òî, ñ òî÷êè çðåíèÿ Ê. Ìàðêñà, ôèëîñîôèÿ áîëüøå íå íóæíà?

â) Êàêóþ ðîëü, èñõîäÿ èç ýòîãî ïîëîæåíèÿ Ê. Ìàðêñà, äîëæíà èãðàòü ôèëîñîôèÿ?

ã)  ÷åì çàêëþ÷àåòñÿ ñâÿçü ìåæäó ôèëîñîôèåé è ðåâîëþöèîííîé äåÿòåëüíîñòüþ ìàññ ïî ïåðåóñòðîéñòâó îáùåñòâà?



  1. Ôèëîñîôèÿ Ìàðêñà åñòü çàêîí÷åííûé ôèëîñîôñêèé ìàòåðèàëèçì, êîòîðûé äàë ÷åëîâå÷åñòâó âåëèêèå îðóäèÿ ïîçíàíèÿ, à ðàáî÷åìó êëàññó — â îñîáåííîñòè» (Ëåíèí Â.È. Ïîëí. ñîáð. ñî÷. Ò. 23. Ñ. 44). Îòâåòüòå íà âîïðîñû:

à) ×òî õîòåë ïîä÷åðêíóòü Â.È. Ëåíèí ñëîâîì «çàêîí÷åííûé»? Ìîæíî ëè ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ìàòåðèàëèçì äî Ê. Ìàðêñà áûë íåçàêîí÷åííûì?

á) Êàê ïîíèìàòü ñëåäóþùåå èçðå÷åíèå Â.È. Ëåíèíà: «Äîìàðêñîâñêèå ìàòåðèàëèñòû áûëè ìàòåðèàëèñòàìè “âíèçó” è èäåàëèñòàìè “ââåðõó”»?

â)  ÷åì çàêëþ÷àëîñü, ïî Â.È. Ëåíèíó, äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ìàòåðèàëèçìà Ê. Ìàðêñîì è Ô. Ýíãåëüñîì?

ã) Ìîæíî ëè ñ÷èòàòü ïðàâèëüíîé «ôîðìóëó»: Äèàëåêòè÷åñêèé ìàòåðèàëèçì = äèàëåêòèêà Ãåãåëÿ + ìàòåðèàëèçì Ôåéåðáàõà ?



  1. Ìîæíî ëè óòâåðæäàòü, ÷òî ñíà÷àëà Ê. Ìàðêñ è Ô. Ýíãåëüñ ñîçäàëè ôèëîñîôñêîå ó÷åíèå î ïðèðîäå, à çàòåì îá îáùåñòâå?

  2. Âûäåëèòå âåðíîå îïðåäåëåíèå:

à) Ìàòåðèàëèñòè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ âîçíèêëà ïîòîìó, ÷òî íà èñòîðè÷åñêîé àðåíå ïîÿâèëèñü Ê. Ìàðêñ è Ô. Ýíãåëüñ, áåç êîòîðûõ íå áûëî áû è äèàëåêòè÷åñêîãî ìàòåðèàëèçìà.

á) Ôèëîñîôèÿ ìàðêñèçìà ïîÿâèëàñü â ðåçóëüòàòå ôèëèàöèè (âûäåëåíèÿ) èäåé.

â) Âîçíèêíîâåíèå ìàðêñèñòñêîé ôèëîñîôèè — çàêîíîìåðíûé ðåçóëüòàò èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

ã) Ôèëîñîôèÿ ìàðêñèçìà âîçíèêëà â îñíîâíîì èç ïîòðåáíîñòåé êðèòè÷åñêîãî àíàëèçà âñåé ïðåäûäóùåé ôèëîñîôèè.



  1. «Ìû âîâñå íå ñìîòðèì íà òåîðèþ êàê íà íå÷òî çàêîí÷åííîå è íåïðèêîñíîâåííîå; ìû óáåæäåíû, íàïðîòèâ, ÷òî îíà ïîëîæèëà òîëüêî êðàåóãîëüíûå êàìíè òîé íàóêè, êîòîðóþ ñîöèàëèñòû äîëæíû äâèãàòü äàëüøå âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, åñëè îíè íå õîòÿò îòñòàòü îò æèçíè» (Ëåíèí Â.È. Ïîëí. ñîáð. ñî÷. Ò. 4. Ñ. 184).

Îòâåòüòå íà âîïðîñû:

à) Ïî÷åìó îáùåñòâåííàÿ òåîðèÿ (â òîì ÷èñëå è ìàðêñèñòñêàÿ) ïî ñâîåìó ñóùåñòâó íå ìîæåò ñòîÿòü íà ìåñòå, à äîëæíà ðàçâèâàòüñÿ è îáîãàùàòüñÿ?

á) Êàêèå èñòîðè÷åñêèå ñäâèãè ïðîèçîøëè â ïåðèîä æèçíè Â.È. Ëåíèíà ïî ñðàâíåíèþ ñî âðåìåíåì æèçíè Ê. Ìàðêñà è Ô. Ýíãåëüñà?

â)  ÷åì ôèëîñîôñêàÿ íåñîñòîÿòåëüíîñòü äîãìàòèçìà?

ã) Êàêèå ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû îñîáåííî àêòóàëüíû â ñîâðåìåííîì ìèðå? Íàçîâèòå ñîöèàëüíûå è íàó÷íî-ïîçíàâàòåëüíûå ïðè÷èíû, ïðèäàþùèå òîé èëè èíîé ôèëîñîôñêîé ïðîáëåìå çàêîí÷åííûé âèä.


  1. Íàçîâèòå íåâåðíîå âûñêàçûâàíèå:

à) Ôèëîñîôèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïîä âëèÿíèåì îòêðûòèé â åñòåñòâåííûõ íàóêàõ.

á) Ôèëîñîôèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïîä âëèÿíèåì îòêðûòèé â îáùåñòâåííûõ è ãóìàíèòàðíûõ íàóêàõ.

â) Ôèëîñîôèÿ ðàçâèâàåòñÿ íà îñíîâå èçìåíåíèé â ÷åëîâå÷åñêîì áûòèè.

ã) Ãëàâíîé ïðè÷èíîé èçìåíåíèé â ôèëîñîôèè ÿâëÿþòñÿ æåëàíèÿ ëþäåé.



Литература.

  1. Карл Маркс и современная философия: Сборник материалов научной конференции к180 - летию со дня рождения К. Маркса. - М.,1998.

  2. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.3. -СПб., 1996.

  3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. Гл. 2. п. 4; гл. 4. п. 1, 10, 11.

  4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С.6-7.

  5. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

  6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

  7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

  8. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

  9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

  10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС. Т. 18. Гл. 3, §§ 1, 5; гл. 5, §§ 1-3, 8.

  11. Ленин В.И. О государстве. Государство и революция // Ленин В.И. ПСС. Т. 33.

Тема 9. Основные направления зарубежной философии XIX-XX вв.

  1. Философия жизни А. Шопенгауэра, В. Дильтея и Ф. Ницше.

  2. Философия экзистенциализма и её проблематика. С. Кьеркегор и проблема морального выбора.

  3. Проблема человека, его существования и сущности в современном экзистенциализме. ( М. Хайдеггер. К. Ясперс. Ж.-П. Сартр. А. Камю ).

  4. Философия современного позитивизма и прагматизма.

Основные термины.

Философия жизни, экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, прагматизм и неопрагматизм, догматизм, релятивизм, верификация, фальсификация, инструментализм.



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Основные направления философии XIX–XX века и их особенности: рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

2. Развитие классических философских традиций: а) неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); б) позитивизм (О. Конт) и его исторические формы: эмпириокритицизм (Э.Мах и др.), неопозитивизм (Л. Витгенштейн и др.); в) неотомизм (Ж. Маритен и др.)

3. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг)

4. Феноменология (Э. Гуссерль), философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), прагматизм (Ч. Пирс).

5. Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе), теории «информационного общества» (Д. Белл), «локальных цивилизаций» (А. Тойнби), стадий роста (У. Ростоу).

6. К философии жизни можно отнести: а) – Поппера; б) – Ницше; в) – Фрейда; г) – Фромма.

7. Шопенгауэр принимал за сущность мира и мировую субстанцию: а) - объективную волю; б) - субъективную волю; в) – материю; г) - абсолютную идею.

8. Философия жизни Ницше была направлена против: а) - массовой культуры; б) – личности; в) – морали; г) – общества.

9. Аксиология философии Ницше состояла в: а) - переоценке всех прежних ценностей; б) - новом религиозном учении; в) - методологии науки; г) – социологии.

10. Кому принадлежало учение о сверхчеловеке: а) - Ницше; б) – Шопенгауэру; в) – Канту; г) – Сартру.

11.Важнейшей для экзистенциализма была проблема: а) – отчуждения; б) - классового неравенства; в) - методологии науки; г) – рационализма.

12. К философии экзистенциализма относятся: а) – Фромм; б) – Фрейд; в) – Хайдеггер; г) – Ницше.

13. Основной термин философии экзистенциализма: а) – существование; б) – сущность; в) –ценность; г) – добро.

14. Основоположником экзистенциализма был: а) - Ж.-П. Сартр; б) - М. Хайдеггер; в) - С. Кьеркегор; г) - Ф. Ницше.

15. Позитивизм – это: а) - неклассическое философское направление; б) - классическое философское направление; в) - положительное учение об истине; г) - учение, отрицающее истину.

16. Основатель позитивизма: а) - Кант; б) – Конт; в) – Кун; г) – Маркс.

17. Современный позитивист: а) – Спенсер; б) – Пирс; в) – Поппер; г) – Авенариус.

18. Прагматизм – это: а) - позитивная философия; б) - философия деятельности; в) - традиционная метафизика; г) - философия языка.

19. Основатель прагматизма: а) – Конт; б) – Пирс; в) – Дьюи; г) - Карнап.

20. Верификация – это метод гносеологии: а) – прагматизма; б) – позитивизма; в) - философии жизни; г) – экзистенциализма.

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1900.

  2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

  3. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1884.

  4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. – М., 1998.

  5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

  6. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  7. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада XX века. – М., 1994.

  8. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1,2. – М., 1993.

  9. Философия ХХ века: Хрестоматия / Сост. В. А. Сакутин, М. В. Казмирук. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 251 с.

  10. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова при участии Т.А. Дмитриева. Ин-т философии. - М.: Культурная революция, 2009. - 392 с.

Тема 10. Онтология. Философские проблемы бытия и материи.

  1. Понятие бытия. Основные виды и формы бытия. Категория бытия в истории философии.

  2. Понятие материи, ее субстанциональность. Формы существования материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

  3. Диалектическая связь материи, движения, пространства и времени.

  4. Социальное бытие. Э. Фромм о двух способах бытия.


Основные термины.

Бытие, естественный и искусственный миры, формы бытия, формы человеческого бытия, материя, формы существования материи, философское и естественнонаучное представление о материи; монизм, дуализм плюрализм о материи; движение, пространство, время; субстанциональная и релятивистская концепции материи; социальное бытие, универсальные связи бытия; диалектика, принципы и законы диалектики; конструкция и деструкция.



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

  1. В чём различие между бытием и небытием?

  2. В чем сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

  3. Бытие – это философская категория, означающая: а) - объективный мир; б) – общество; в) – природу; г) – быт.

  4. Материя – это философская категория, обозначающая: а) - объективную реальность, связи и отношения; б) - субъективную реальность, представления; в) - все то, что человек ощущает и познает; г) - все то, из чего можно что-либо построить или соорудить.

  5. Метафизика – это: а) - синоним философии; б) - учение о потустороннем; в) - философия, основанная на физике; г) - то же, что и диалектика.

  6. Метод в философии – это: а) - способ построения и обоснования философского знания; б) - путь к познанию; в) - практический приём исследования; г) – эксперимент.

  7. Механицизм – это: а) - метод познания, основанный на признании механистической формы движения материи в качестве единственной или главной; б) - взгляд на материю как на механизм природы; в) - представление о социальных процессах как о заданном механизме; г) - теологическое представление о мире.

  8. Релятивизм – это: а) - принцип относительности; б) - принцип материализма; в) - принцип идеализма; г) - принцип механицизма.

  9. Релятивистское представление о материи основано на теории: а) – Эйнштейна; б) – Аристотеля; в) – Маркса; г) – Гегеля.

  10. Проблема социального бытия рассматривалась в философии: а) – Фромма; б) – Фрейда; в) – Маркса; г) – Канта.

  11. Автором произведения "Здоровое общество" был: а) – Маркс; б) – Ленин; в) – Фромм; г) – Юнг.

  12. Основной проблемой произведения Э. Фромма "Иметь или быть" является: а) - проблема двух способов жизни; б) - проблема социального устройства; в) - проблема психоанализа; г) - проблема политической власти.

  13. Основной проблемой произведения Э. Фромма "Искусство любви" является: а) - проблема истинной любви, любви как ценности; б) - проблема физиологической любви; в) - проблема продолжения человеческого рода; г) - проблема выбора любимого человека.

Литература


  1. Аристотель. Метафизика//Соч. - Т 1.-М., 1976г.

  2. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. – С. 26-37.

  3. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для вузов- М..2000г.

  4. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч. 2 // Под редакцией И.Т.Фролова-М.1990г.

  5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. - М.,2001 г.

  6. Философия: учебное пособие для студентов вузов.// Под общей редакцией Ю. Харина.-Минск, 1998 г.

  7. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983г.

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие бытия в античной философии.

2. Проблемы бытия в экзистенциализме.

3. Материальное единство мира.

4. Современные представления о строении и свойствах материи.

5. Философское значение теории относительности Альберта Эйнштейна.



Тема 11. ВСЕОБЩИЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ БЫТИЯ.

  1. Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики.

  2. Структурные связи бытия. Понятие системы.

  3. Принципы детерминизма. Понятие объективного закона. Основные категории диалектики.

  4. Диалектические законы развития.

  5. Прогресс как проблема.

Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

  1. Диалектика — это учение о развитии или само развитие?

  2. Диалектика – это: а) - искусство спора; б) - учение о закономерных связях явлений и понятий; в) - учение о борьбе противоположностей; г) - учение о первоначале.

  3. Какими категориями выражаются структурные связи бытия?

  4. Какие вы знаете типы системных объектов?

  5. Встречаются ли в природе структуры в чистом виде? Элементы в чистом виде?

  6. Можно ли определить категорию «содержание», не прибегая к категории «форма»?

  7. В каких категориях находят отражение причинные связи бытия?

  8. В чем суть детерминизма и индетерминизма?

  9. Что такое непричинные виды детерминации?

  10. Какие виды объективных законов принято выделять в современной философии?

  11. Может ли быть революционное развитие регрессивным?

  12. В чем отличие диалектического противоречия от метафизического?

  13. Каков механизм действия каждого из трёх основных законов диалектики?

  14. Если критерии прогресса устанавливает человек, то могут ли они быть объективными?

Темы выступлений и рефератов.

  1. Природа и общество как системы: общее и особенное.

  2. Свобода как онтологическое понятие.

  3. Идея развития и ее воплощение в философии.

  4. Единство категорий и законов диалектики.

  5. Синергетика как наука о системах.

Литература.

  1. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.

  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. М., 1998.

  3. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989.

  4. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  5. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983г.

  6. Философия ХХ века: Хрестоматия / Сост. В. А. Сакутин, М. В. Казмирук. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 251 с.

  7. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

Тема 12. Проблема сознания в философии. Современные концепции сознания.

  1. Понятие сознания. Представление о сознании в истории философии. Структура сознания: рефлексивный и бытийный уровни.

  2. Редукционистские концепции сознания.

  3. Субстанциальные концепции сознания.

  4. Сознательное и бессознательное. Учение З. Фрейда о бессознательном. Эрос и Танатос.

  5. Общественное сознание. Учение К. Юнга о "коллективном бессознательном" и архетипах культуры.

Основные термины.

Сознание, субъектно-объектные отношения, сознательное и бессознательное, общественное сознание, структура общественного сознания, типы, формы уровни общественного сознания, "коллективное бессознательное", "архетипы культуры", "революция сознания".


Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Сознание – это философская категория для обозначения: а) - субъективной реальности, идеального; б) - объективной реальности, материального и идеального; в) - отражения вообще; г) - особой способности субъекта.

2. Основоположник философии психоанализа: а) – Фрейд; б) – Ницше; в) – Бердяев; г) – Юнг.

3. Автор учения о бессознательном как главном факторе сознания человека:

а) - Юнг; б) – Фрейд; в) – Франк; г) – Фромм.

4. Теория психоанализа опирается на:

а) – рационализм; б) – мистицизм; в) – эмпиризм; г) – агностицизм.

5. Религию назвал "общечеловеческим неврозом":

а) – Фрейд; б) – Юнг; в) – Фромм; г) – Шопенгауэр.

6. Фрейд полагал спасителем общественного сознания:

а) – разум; б) – мораль; в) – науку; г) – поэзию.

7. По проблеме об общественных отношениях Фрейд противостоял:

а) – Марксу; б) – Юнгу; в) – Фромму; г) – Ленину.

8. Понятие коллективного бессознательного в анализ общественного сознания ввел:

а) – Юнг; б) – Бердяев; в) – Ленин; г) – Фромм.

9. Понятие архетипа в философии Юнга означает: а) - первообраз культуры; б) - первообраз государственной власти; в) - исходный пункт логического суждения; г) - тип человека.

10. Основная категория философии Юнга о коллективном бессознательном:

а) – архетип; б) – индивид; в) - психический тип; г) – общество.

11. Франкфуртская философская школа продолжает традиции: а) - психологической школы в философии; б) - экономического материализма; в) – экзистенциализма; г) – рационализма.

Темы рефератов и докладов.


  1. Сознание и язык.

  2. Проблема искусственного интеллекта.

  3. Психоаналитический метод и техника психоанализа.

Литература.

  1. Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.

  2. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996.

  3. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

  4. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1991.

  5. Портов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994.

  6. Проблема сознания в современной западной философии. М.,1989.

  7. Философия сознания: история и современность. М: МГУ, 2003.

  8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

  9. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992. – С. 63-69, 84, 91.

  10. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

  11. Фрейд З. Я и Оно. М., 2001.

Тема 13. Гносеология. Философские проблемы познания.

1. Познание и его структура. Чувственное и рациональное познание.

2. Истина: понятие и основные концепции. Критерий истины.

3. Научное (когнитивное) познание. Исторические типы рациональности. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

4. Вненаучное познание. Философский мистицизм.

Основные термины.

Гносеология, чувственное познание и его формы, рациональное познание и его формы, когнитивное познание, истина, объективность, абсолютность и относительность истины, критерий истины, концепции истины, классическая концепция истины, когерентная концепция истины, прагматическая концепция истины, концепции познания: классическая концепция, когнитивная концепция, конвенционалистская концепция, исторические типы рациональности, знак, вненаучное познание, философский мистицизм, теософия, антропософия, "открытая реальность".



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Гносеология – это:

а) - учение об истине; б) - теория познания; в) - теория бытия; г) - учение о ценностях мира.

2. Структура познания – это: а) - чувственное и рациональное познание; б) - научное и ненаучное познание; в) - обыденное и теоретическое познание; г) - известное и неизвестное в знании.

3. Основные формы чувственного познания: а) - первичные и вторичные; б) - ощущения и представления; в) - логика и язык; г) - суждения и понятия.

4. Рациональное познание – это: а) - полезное знание; б) - бесполезное знание; в) - научно-теоретическое знание; г) - художественно-эстетическое познание.

5. Основные формы рационального познания: а) - понятие и суждение; б) - ощущение и отражение; в) - абсолютное и относительное знание; г) - общее и частное знание.

6. Агностицизм означает: а) - принцип непознаваемости; б) - принцип познаваемости; в) -принцип сомнения; г) - принцип полезности знания.

7. Когнитивное знание – это:

а) – научное; б) – ненаучное; в) - вненаучное, мистическое; г) – логическое.

8. Прагматическая концепция истины основана на: а) - принципе полезности истины; б) - договорной теории; в) – научности; г) - естественнонаучном знании.

9. Философский мистицизм – это: а) - ненаучный способ постижения бытия; б) - знание таинств и обрядности; в) - тайное общение с духами; г) - мистификация, намеренное введение в заблуждение.

10. Философский мистицизм относится к: а) - классическому философскому направлению; б) - неклассическим, современным учениям; в) - нетрадиционной религиозности; г) - восточным культам.

11. Формой современного вненаучного познания является: а) - когнитивное познание; б) - обыденное познание; в) - физическое знание; г) - расширение знаний.

12. В каких из перечисленных понятий — истина, правда, ложь, заблуждение, дезинформация — отражены объективные стороны познавательного процесса, а в каких — субъективные?

13. Если на истину нет единой точки зрения, то возможно ли стремиться к ее достижению?


Литература


  1. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  2. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983г.

  3. Философия ХХ века: Хрестоматия / Сост. В. А. Сакутин, М. В. Казмирук. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 251 с.

  4. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

  5. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.

  6. Гадамер Г. Что есть истина // Философская и социологическая мысль. 1992. № 5.

  7. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

Темы рефератов и докладов.

  1. Современная наука о неразрывности субъекта и объекта познания.

  2. Вопрос об истине в философии М. Хайдеггера

  3. Теория фальсификации К. Поппера.

Тема 14. Антропология. Человек как предмет философии.

1. Человек как автономное существо:

а) разум как условие самоопределения человека в античной философии;

б) «человек моральный» в философии И. Канта;

в) человек как высшее природное существо (Л. Фейербах).

2. Человек как существо производное:

а) от Бога (религиозная философия);

б) от общества (марксизм);

в) от биологических инстинктов (фрейдизм).

3. Человек как преодоление «слишком человеческого». Богочеловек и человекобог: трактовки человека в украинской, русской и западной философии.



Темы рефератов и докладов.

  1. Сократ о взаимосвязи разума и нравственности в человеке.

  2. «Исповедь» Августина об отношении человека к Абсолюту.

  3. Человек как страдательное существо в волюнтаризме А. Шопенгауэра.

  4. Философская антропология первой половины 20 века (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер, Э. Кассирер).

Литература.

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

  2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.

  3. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

  4. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

  5. Фромм Э. Вклад Маркса в познание человека // Психоанализ и этика. М., 1993.

  6. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса // Душа человека. М. 1992.

  7. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.

  8. Ясперс К. Духовная ситуация времени М., 1991.

  9. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2.

  10. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001.

  11. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения: В 2 т. М., 1992. Т.1.

  12. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

  13. Моторина Л.Е. Философская антропология. М. 2002.

  14. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

  15. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  16. Ясперс К. Духовная ситуация времени. Гл. «Как сегодня понимается человеческое бытие» // Смысл и назначение истории. – М.: «Политиздат», 1991.

  17. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

  18. Феномен человека: Антология. М., 1993.

  19. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991.

  20. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. М., 1995.

  21. Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000.


Тема 15. Философия в контексте мировой культуры. Аксиология.

    1. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания. Философские учения о субстанциональном устройстве мира.

    2. Современная философия о ценностях человеческой жизни:

  1. «Высшие ценности»: современные интерпретации.

  2. Система потребностей и ценностей человека в гуманистической этике А. Маслоу.

  3. «Человек для самого себя» в концепции Э. Фромма.

  4. Две основные ориентации человека в мире: иметь или быть.

3. Свобода и ответственность личности. Философские учения о свободе.

4. Философия как рациональная культура. Общество и глобальные проблемы современности.



Основные термины.

Универсалии; универсалии объектного ряда, универсалии субъектного ряда, универсалии субъект-объектного ряда; аксиология и ценностное сознание; субстанция и субстанциональное устройство мира; свобода, свобода воли, ответственность; глобальные проблемы, Римский Клуб.



Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме.

1. Универсалии культуры – это: а) - предельно общие понятия; б) - категории материализма; в) - категории идеализма; г) - все непознанное.

2. Универсальные ценности – это: а) – нация; б) – государство; в) – добро; г) – религия.

3. Свобода – это: а) - универсалия культуры объектного ряда; б) - универсалия культуры субъектного ряда; в) - одно из понятий нравственности; г) - понятие гносеологии.

4. Свобода как имманентное состояние человека характерно для: а) - классической философии; б) - неклассической философии; в) - античной философии; г) - средневековой философии.

5. Свобода как индивидуальная способность к творчеству толковалась в философии:

а) - Н. Бердяева; б) - Э. Фромма; в) - Ф. Ницше; г) - К. Маркса.

6. Тезис: "Наука – чума нашего времени" может принадлежать:

а) – антисциентисту; б) – сциентисту; в) – философу; г) – обывателю.

7. Представление о природе как объекте человеческой эксплуатации свойственно:

а) – технократу; б) – гуманисту; в) – глобалисту; г) – антиглобалисту.

8. Глобальные проблемы современности – это: а) - общепланетарные проблемы; б) - общефилософские проблемы; в) - социальные проблемы; г) - интеллектуальные проблемы.

9. Организация, занимающаяся решением глобальных проблем, называется: а) - Римский Клуб; б) - Всемирная Академия; в) - Организация Объединенных Наций; г) – ЮНЕСКО.

10. Основателем организации ученых, занимающейся изучением глобальных проблем, является:

а) - Медоус; б) – Печчеи; в) – Маркс; г) – Поппер.

Темы рефератов и докладов.

1. Смысл жизни: имманентный и трансцендентный подходы.


2. «Memento mori»: значение философского осмысления смерти.
3. Проблема бессмертия: научные, социальные и этические аспекты.

Литература.

  1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. Учеб. пособие. М., 2001.

  2. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001.

  3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

  4. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 2004.

  5. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7.

  6. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига. 1991.

  7. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М., 1999.

  8. Алексеев П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.. 1997.

  9. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983г.

  10. Философия ХХ века: Хрестоматия / Сост. В. А. Сакутин, М. В. Казмирук. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 251 с.

  11. Мир философии. Ч. 1-2. М.. 1991.

Каталог: 2012
2012 -> «Агрессивное поведение детей»
2012 -> Практические рекомендации по снижению агрессии
2012 -> Некоторые проблемы социальной адаптации увольняемых в запас военнослужащих
2012 -> Система социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей
2012 -> Коалиция организаций ветеранов боевых действий Дальневосточного Федерального округа «Боевое братство дв»
2012 -> Стерлитамакский филиал
2012 -> Питання про виникнення людини хвилює людство здавна. У XIX ст
2012 -> Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
2012 -> Программа дисциплины Общая психология для направления 031900. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница