Коржова Е. Ю. Духовно-нравственные аспекты исследования жизненного пути личности



Дата21.05.2016
Размер115 Kb.
Коржова Е.Ю.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Психология жизненного пути позволяет интегрировать разнородные и разрозненные знания о личности, во всей ее противоречивости и полноте, в контексте всей жизни человека, с учетом жизненных ситуаций (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998), «высвечивающих» личность. Центральным же феноменом в личности мы считаем ее направленность, что дает возможность исследовать определяющиеся различиями в направленности варианты жизненного пути. Когда мы говорим о личности, имеется в виду уникальный для данного человека способ решения общей для всех людей жизненной задачи – реализации своего человеческого предназначения. То, как оно понимается, и в каком направлении происходит процесс ее решения, прежде всего и определяет суть эмпирической личности.

Выбор жизненных ориентаций как жизненное самоопределение рассматривается нами в качестве исходного момента жизненного пути личности. Жизненные ориентации, как показано нами ранее (Коржова Е.Ю., 2002, 2006а), проявляются во всех поступках человека в мире и отношениях к нему, в различных способах решения вопроса о человеческом предназначении, и реализуются в гармоничных или дисгармоничных вариантах развития личности. В наших исследованиях жизненных ориентаций эмпирически были выделены их базовые компоненты, взаимосвязь которых определяет ортогональные оси жизненного творчества и ответственности – основания типологии. Духовно-нравственный вектор задает дополнительную плоскость анализа, придавая типологии известную объемность. Личность, инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека, может быть понята как более высокий уровень психологической организации человека, по сравнению с субъектным, включающий (в преобразованном виде) характеристики человека как субъекта жизнедеятельности, а также, помимо этого, и другие признаки. Прежде всего, это относится к тем свойствам личности, наличие которых позволяет говорить о ней как об оценочной категории. Это наличие осознанного нравственного идеала и, соответственно, те формы активности, которые свойственны человеку в связи со стремлением достичь соответствия идеалу, т.е. формы нравственного самоопределения.

В наших исследованиях жизненных ориентаций (Коржова Е. Ю., 2002) эмпирически были выделены их базовые компоненты: жизненная изменчивость (стремление изменяться) — жизненная стабильность (стремление оставаться прежним); внутренний локус контроля (принятие ответственности) — внешний локус контроля (делегирование ответственности); направленность на освоение внутреннего мира (стремление к самосовершенствованию) — направленность на освоение внешнего мира (стремление к практической деятельности); подвижность (стремление к новизне) — инертность (стремление к привычному). Жизненные изменчивость, внутренний локус контроля, направленность на освоение внутреннего мира, подвижность свойственны личности с активной жизненной позицией (субъектная ориентация), а противоположные качества – жизненные стабильность, внешний локус контроля, направленность на освоение внешнего мира, инертность — описывают личность с пассивной жизненной позицией (объектная ориентация).

Личность с активной жизненной позицией отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности. Человек проявляет себя как субъект. Личность с пассивной жизненной позицией характеризуется детерминацией жизненного пути преимущественно внешними жизненными обстоятельствами как его объектами. Объекту уподобляется и сам человек. Помимо этой одномерной типологии (пассивная — активная жизненная позиция), возможна еще одна типология — двухмерная — благодаря особой группировке базовых компонентов жизненных ориентаций в два независимых основания новой типологии. В пространстве между двумя осями — жизненное творчество и жизненный локус контроля — располагаются четыре базовых личностных типа, в соответствии с основными четырьмя типами жизненной позиции: преобразователь, гармонизатор, пользователь и потребитель жизни. Эмпирически были изучены жизненные цели ярких представителей типов, особенности отношения к событиям жизни и выбора стратегий поведения, а также другие психологические характеристики (Коржова Е. Ю., 2002, 2006а). Эти данные в дальнейшем были дополнены более глубоким анализом особенностей каждого типа на примерах из мировой художественной литературы (Коржова Е. Ю., 2004б). Типология получила также развитие при изучении личности в творчестве А. П. Чехова (2006б), Н.В. Гоголя (2009а). Соответственно, расширялись схемы анализа психологических характеристик типов.

На основании выявленных психологических типов и их отличительных особенностей ниже кратко приводятся психологические характеристики типов. Соответствие этих психологических типов и модели личности в различных психологических концепциях описано нами ранее (Коржова Е.Ю., 2004а, 2004б), как и более развернутые характеристики типов (Коржова Е.Ю., 2004б, 2006а, 2006б, 2009а, 2009б).



Преобразователь отличается приверженностью к «активному деланию». Это человек с весьма широким кругом жизненных переживаний, особенно увлеченный профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя прежде всего в этой сфере. Больше, чем для других, для него значат переезды, поездки, путешествия, позволяющие реализовать тягу к изменению текущей ситуации. В трудных событиях стремится проявить активность в решении проблемы, понять свою роль и приспособиться к ситуации – но не к людям, в нее вовлеченным. В ситуациях, приносящих удовлетворение, принимает ситуацию такой, как она есть, думает о себе лучше, чем раньше, приписывая причины успеха себе. Позволяет себе расслабиться и «почивать на лаврах», не заботиться о деле. Другие мало заботят и в радости.

Тип преобразователя представляет личность с чрезмерно активной жизненной позицией («субъектная» модель личности). Она отличается выраженным жизненным творчеством и высокой ответственностью. Главной ценностью является собственное «Я» и его раскрытие, и потому это самоутверждающаяся личность, жаждущая самовыражения («самореализатор»). Вследствие выраженной эго-ориентации представители данного типа предрасположены к страстям гордости и тщеславия. Самовыражение личности преобразователя происходит в творчестве, любви и жизненных удовольствиях.

Личности данного типа длятся на два подтипа.

I. Личность целеустремленного активного субъекта, самостоятельно созидающего и преобразующего свою жизнь. Это личность, выбирающая жизненный путь самовыражения после удовлетворения биологических нужд.

Классическая гуманистическая психология, описавшая такую личность, представила дихотомическую типологию по критерию успешности самовыражения и разделила «самоактуализирующихся» личностей и тех, кто таковыми не является.

Творческая личность — человек, ориентированный на творческое самовыражение в профессии; способности к ней и увлеченность ею побуждают к упорному труду, сознательной работе над собой и достижению профессиональных вершин. Среди трех подтипов данного типа отличается наиболее позитивными чертами — порядочностью, трудолюбием, «облагораживающими» природный талант.

Самозабвенно влюбленный эгоист — уверенный в себе, гордый, самонадеянный, порывистый человек, самоутверждающийся в любви. Самолюбив, самоуверен и откровенно эгоистичен, стремится властвовать.

Самоуверенный гордец — человек, стремящийся выразить свою неповторимость и уникальность согласно идее избранности и вседозволенности по принципу «Я так хочу». Наиболее дисгармоничный подтип: двигателем личности выступает своеволие гипертрофированного «Я», стремление к доказательству его уникальности.

II. Личность, ориентирующаяся на самовыражение с мощной инстинктивной подоплекой, в соответствии с властной побудительной силой бессознательного: преобразователь, отличающийся целеустремленностью в самовыражении, подчиненном бессознательным импульсам. Ее жизненный путь – это путь самовыражения параллельно с удовлетворением биологических нужд. Благодаря мощной энергетической силе ведущего инстинкта, самореализация у таких людей протекает в яркой, необычной форме. Такой человек не знает пределов самовыражения и действует с полной самоотдачей на накале страсти. В силу эгоистической самозамкнутости в конечном счете они страдают сами и не приносят счастья другим.

В гуманистическом психоанализе, описавшем данный тип личности, его варианты выделяются по выраженности различных характеристик сложного и многообразного мира «Я».

Страстный любовник — человек, всецело поглощенный силой любовной страсти, и посвящающий свою жизнь ее объекту как божеству. Самореализация осуществляется в любви. Вследствие ориентированности на другого этот подтип характеризует наиболее альтруистичного, искреннего человека, с глубокой самоотдачей.

Тщеславный сластолюбец — себялюбец, жадный до жизненных удовольствий. Самореализация осуществляется в самолюбовании. Такой человек ориентирован на самого себя и самоутверждается среди других, стремясь возвысить себя за счет других во что бы то ни стало. Представители этого подтипа переполнены жизненной энергией и жадно впитывают жизненные ощущения, растрачивая жизнь в погоне за жизненными удовольствиями.

Инстинктивный творец — человек, бессознательно жаждущий самоутвердиться хотя бы посредством удовлетворения инстинктов, и находящий себя в творчестве. Самореализация осуществляется в творчестве. Представителя данного подтипа не интересуют другие и то, как он выглядит в глазах других, и потому он действует без оглядки на людей и сознательно готов к любому преступлению. Творчество выглядит как побочный эффект инстинктивных действий.

Потребитель характеризуется прагматичными жизненными установками и приспособительным характером существования, несколько потребительским отношением к жизни. Это человек с достаточно узким кругом значимых переживаний. Для него мало значимы родительская семья, а также, по контрасту с преобразователем, профессиональная сфера и всякого рода перемещения, в его стремлении к стабильности. По сравнению с другими типами, отличается тем, что «плывет по волнам» фантазий, сновидений, физически пассивен; может забрасывать работу, переключаться на другие занятия; обдумывание ситуации часто непродуктивно; в приспособлении к другим, как и пользователя, часто подстерегают неудачи: проецирует свое состояние на других, плохо понимая людей.

Тип потребителя представляет личность с чрезмерно пассивной жизненной позицией («объектная» модель личности). При выраженном жизненном приспособлении и низкой ответственности представляет личность «обывателя», чуждого творчества и «вечных вопросов». Поскольку представители этого типа ориентированы на получение удовольствия, они предрасположены к страстям чревоугодия и сладострастия.

Личности данного типа делятся на два подтипа:

I. Личность, ориентированная на телесные ценности «человека-животного», идет по пути удовлетворения биологических потребностей и характеризует потребителя с ориентацией на телесные удовольствия, инфантилизмом, суженной временной перспективой и незначительной осмысленностью жизни. При яркой выраженности подтипа проявляется его внутренняя конфликтность в силу неизбежных противоречий между телесной природой человека и социальной средой, что всесторонне было показано в работах З.Фрейда и его последователей.

В рамках ортодоксального психоаналитического подхода варианты личности определяются по фиксации неразрешенных конфликтов на той или иной стадии развития.

Жизнелюб-обжора — беззаботный и потому жизнерадостный человек, более всего в жизни ценящий вкусную пищу. Ведущей является удовлетворение пищевой потребности.

Кутила — тип, более часто встречающийся в произведениях русских писателей, – объединяет характеристики обжоры и пьяницы.

Сексуальный маньяк — безответственный и циничный человек с ведущим сексуальным инстинктом, в полном соответствии с учением З. Фрейда. Такой человек обычно приносит беды окружающим в силу своего циничного отношения к людям.

II. Личность, ориентированная на впитывание жизненных впечатлений, идет по пути реакций на внешние обстоятельства. Данный подтип личности также характеризуется пассивностью жизненной позиции, однако, в отличие от предыдущего, отличается ориентацией на внешние воздействия по отношению к человеку в целом, выходящие за его физические рамки. В наиболее ярком варианте это личность «человека-автомата», суть которой поведенческие реакции на случайные стимулы среды. В такой личности нет ничего, кроме того, что есть в окружающих ее обстоятельствах. Как губка, она впитывает жизненные впечатления. Обычно это человек со скромными жизненными запросами, довольствующийся малым.

В поведенческих подходах к объяснению человека типы личности обычно или вообще не выделяются, или признается генетическая заданность типов-черт как устойчивых поведенческих характеристик (например, в широко известной типологии Г. Айзенка).

Задушевный собеседник — неприхотливый, привязчивый, сердечный человек, сострадающий другим.

Собственник — человек, всей душой привязанный к незначительным объектам — вещам.

Уединившийся в себе — одиночка, прячущийся от жизни, отграничивающийся от нее. Отличается наиболее выраженными особенностями данного типа личности. Если «задушевный собеседник» ограничивает свою связь с миром избирательным общением, «тряпичник» — предметами, то «уединенный в себе» стремится оградить себя от любых проявлений жизни.

Пользователь — человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определенной прагматичностью. Отличается узким кругом значимых переживаний, суженной временной перспективой («реалист»). Это человек, мало внимания обращающий на свое здоровье и свой внутренний мир, не склонный к «самокопанию»; для него меньше, чем для других, значит семья, в которой вырос. В трудной жизненной ситуации стремится приспособиться к людям, но достаточно поверхностно. Трудности влияют на изменения в деятельности: происходит либо ее активизация, либо прекращение. Возможны вспышки гнева и тревоги, без глубоких размышлений, которые неплодотворны. Ищет заботы, поддержки у других. Менее других типов обращается к религии. Довольно равнодушен к природе, чего нельзя сказать о еде. В ситуациях, приносящих удовлетворение, приписывает причины успеха себе, переключается на другие занятия, «позволяет» другим заботиться о «победителе». Обеспокоен необходимостью выжидания, раздражает «потеря времени» в пребывании на природе. Отмечаются нарушения сна. Не характерен как уход в себя, так и «выход» (в философию, религию, болезнь). В отличие от других типов, в радости не забывает о деле, обдумывает свои достижения, повышающие его самооценку, планирует дальнейшие; в стремлении приспособиться к людям терпит неудачу, возможно, поэтому уходит от контактов; переживание непосредственной радости не характерно.

Тип пользователя представляет прагматичную, чрезмерно приспосабливающуюся личность, стремящуюся к комфорту, которая отличается выраженными адаптивными тенденциями и высокой ответственностью («гомеостатическая» модель личности). Приспособление к обстоятельствам происходит с целью достижения равновесного состояния благодаря обретению материальных благ, накоплению денег, сознанию власти при функциональном отношении к людям. Это энергичный человек, живущий настоящим, рационалист, прагматик, с практичным изобретательным умом, деловитый и целеустремленный. Имеется предрасположенность к страсти корыстолюбия.

В ситуативном и когнитивном подходах, описавших такую личность, в силу абсолютизации изменчивости личностной сути и значимости лишь ее актуального состояния в настоящем типологии не рассматривались.

Купец — расчетливый, целеустремленный, деятельный человек, намеренный получать пользу из любых жизненных обстоятельств и направленный на умножение материального благосостояния.

Деловой циник — человек, весьма предприимчивый в сомнительных спекуляциях, отличающийся цинизмом деловой хватки и обогащающийся главным образом ради власти, которую дают деньги. В этом подтипе заостряются качества «купца».

Мыслитель — человек, поведение которого в значительной мере зависит от собственных логических умозаключений — схем мироустройства.

Гармонизатор открыт жизненному опыту, стремится согласовать свои поступки с тем, что предлагает жизнь, отличается вниманием к негативным жизненным моментам как источникам личностного развития. Подобно преобразователю, это человек с насыщенным кругом жизненных переживаний. Для него многое значат собственный внутренний мир и возможности его совершенствования, сосредоточенность на грустном жизненном опыте и его осмыслении. Соответственно, характерны интенсивность внутренней жизни, склонность к самоанализу и самосовершенствованию. В трудных ситуациях грустит, уходит в себя, испытывает чувство вины и гнев. Стремится к активному решению проблемы, но не склонен приспосабливаться к ситуации. Активность проявляется в интенсификации занятий творчеством, в фантазиях и философствовании, обращению к религиозному опыту. Подвержен соматической дезадаптации, поэтому придает большое значение сну. В ситуации, приносящей удовлетворение, повышается самооценка (либо понижается, в случае угрызений совести). Ждет, не без тревоги, «а что же будет дальше». Мало обращает внимания на телесную сферу. Более склонен, чем представители других типов, анализировать ситуацию, размышлять. Активизируется творческий потенциал, фантазии. Как и преобразователь, не находит в радости покоя, меньше, чем другие, будучи склонным приспосабливаться к ситуации. Не склонен взваливать свой «радостный груз» на других; может кратковременно заболеть «на радостях».

Тип гармонизатора представляет чрезмерно творческую личность с («гетеростатическая» модель личности). При выраженном жизненном творчестве и низкой ответственности представляет личность в «безудержном полете», стремящуюся к самосовершенствованию, но ориентированную на собственное «я». Такой человек отличается богатым воображением, мечтательностью, непрактичностью, что располагает к страсти печали.

Поскольку представители этого типа ориентированы на получение удовольствия, они предрасположены к страстям чревоугодия и сладострастия.

Личности данного типа делятся на два подтипа:

I. Созерцательно-творческая суть личности выражается в безграничности свободы самовыражения в мечтах — воплощении интенсивных преобразований внутреннего мира. Сочетание глубины внутреннего мира, приводящего к творческой безграничности фантазий и подчинению «року», «судьбе», приводят к напряженным и часто мучительным переживаниям, с которыми трудно справиться людям «сильных страстей». Бури во внутреннем мире проявляются в поведении лишь в решающие моменты жизни и неожиданны для окружающих, привычно видящих их во внешнем бездействии. Для представителей данного типа характерны склонность к самоанализу, богатое воображение, любовь к природе, сосредоточенность на грустных сторонах жизни, как и эгоцентризм, непринятие ответственности.

В экзистенциальной психологии, описавшей данный подтип личности, не разработана типология в связи с подчеркнутым вниманием к уникальной индивидуальности.



Влюбленный мечтатель — задумчивый, поэтичный, утонченно-лиричный человек, мечтающий прежде всего о романтической любви, в ней самовыражающийся и сводящий к ней смысл жизни. В случае неразделенной любви возможен трагический исход вследствие непереносимости страданий и неумения справиться с ними.

Честолюбивый мечтатель — амбициозный человек с обостренной впечатлительностью, склонностью к фантазиям, мечтающий прежде всего о славе, об утверждении ценности своего «Я» в глазах других.

II. Личность с творческим складом, в стремлении к самовыражению и духовному росту находящая опору в бессознательном приобщении к мистическому опыту. Очень важна духовная сторона жизни Такой человек пытается достичь духовных вершин без сознательного духовного труда, опираясь лишь на духовные практики подобно медитации (путь «к духовности без усилий»). Судьбы литературных персонажей, наделенных личностью данного типа, дают наглядный пример того, как совершенствование ради совершенствования, ради утверждения идеи своей избранности без осмысления жизни, без усилий и веры в бесконтрольном духовном развитии приводит к уязвимости к действию негативных сил и грубым изменениям личности вплоть до стирания индивидуальности, растворения во Вселенной. Человек, идущий по такому пути, полагает, что возвысился до божественного уровня, а в действительности находится во власти противоположных сил.

В типологиях личности, разработанных в рамках психосинтетических подходов, которые описали данный тип личности, были выделены «высшие» типы и рассмотрены их бессознательные аспекты. В нашей классификации выделилось три подтипа по степени осознанности «темной духовности» избранного пути:

«Иллюзионист» в самовыражении — стремящийся на бессознательном уровне к бесконечному самопознанию и духовному совершенству, безграничному самовыражению и обесценивающий жизнь и весь мир в качестве иллюзий.

Ищущий себя в оккультном мистицизме — человек, видящий идеал жизни в «познании мира», а не Бога, т.е. во внеличностной духовности со слабо осмысливаемым содержанием.

Согласный на сделку с дьяволом — человек, в жажде познания и высоких притязаниях готовый к сознательному контакту с темными силами.

Далее выделяются более сложные психологические типы, в которых сочетаются высокая и низкая ответственность, творческие и приспособительные тенденции.



Ситуативно-целостная личность может быть адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации; в целом, она в данном случае продукт социального развития. Это личность, стремящаяся к сознательной саморегуляции, при отсутствии выраженного духовно-нравственного стержня и потому внутренне противоречивая и непоследовательная в поступках. Предрасположена к страстям гнева и уныния. Личность данного типа делится на два подтипа.

I. Личность созерцательного, рефлексирующего, склонного к самоанализу человека, погруженного в раздумья над отдельными сторонами бытия, над гармоничностью своих отношений с людьми и миром, вплотную подходящего к осмыслению жизни. Как правило, это яркая индивидуальность, привлекательная для других, но малопонятная для них («загадочная») в силу закрытости и противоречивости внутреннего мира. Это человек, у которого нет четкого представления о себе, своем назначении, жизненной цели, а его отношения к миру и себе двойственны, противоречивы из-за отсутствия цельности мировосприятия. Сложный внутренний мир не позволяет отнестись к жизни просто, но и к целенаправленному действию он не способен.

В концепциях психологии отношений и индивидуальности, рассмотревших данный подтип личности, его варианты характеризуются как «социальные характеры эпохи», либо речь идет об уровнях взаимодействия со средой. В нашей типологии выделяются два варианта, в соответствии с преобладающим объектом недовольства, ведущего к негативному переживанию жизни: «разочарованный в себе» и «разочарованный в других». Разочарованный в себе — человек, в своем отвращении к жизни недовольный прежде всего собой, строго себя судящий в беспощадном самоанализе.

Разочарованный в других — человек, направляющий свое раздражение от недовольства жизнью на окружающих, к которым относится пренебрежительно вплоть до цинизма, несмотря на тщеславие, зависимость от их мнения. Данный подтип представляет менее благоприятный вариант личности, поскольку если обвинение себя может принести добрые плоды, то других – никогда.

II. Личность деловитого, энергичного прагматика-рационалиста, холодного и расчетливого, жаждущего утвердить свою оригинальность. Этот человек все время занят. Он сознательно созидает свою жизнь в ежедневном труде или пробах себя в сменяющих друг друга занятиях. Отсутствие цельности личности приводит к тому, что жизненная задача ощущается очень смутно. Постоянная включенность в деятельность не одухотворена пониманием ее смысла, что чревато обесцениванием жизни, циничным отношением к ней.

В подходах к личности в рамках психологии деятельности и установки — направлениях, проанализировавших этот тип личности, — типологии рассматриваются по уровням взаимодействия со средой, по преобладающим мотивационным (установочным) характеристикам. В нашей классификации выделилось два подтипа в зависимости от преобладающего содержания занятий: «труженик-«муравей»» и «попрыгун». Негативные характеристики типа усиливаются параллельно с усилением бессодержательности занятий, их очевидной пустоты.

Труженик-«муравей» — неутомимый, деятельный человек, жизнь которого заполнена размеренным целеустремленным повседневным трудом.

Попрыгун — легкомысленно порхающий по жизни, пробующий в ней свои силы и растрачивающий их в метаниях, поисках неизвестно чего.

Личность «не-алиби в бытии», претендующая на внутреннюю целостность благодаря осознанному нравственному идеалу, выбирает жизненный путь «к раю на земле», т.е. через осмысление земного бытия. Тип может быть иначе назван «благородный чудак». Личность этого типа отличается уравновешенностью жизненных ориентаций при ограниченной «земной духовности».

Данный тип личности отражает усилия многих писателей создать идеальный образ человека, наделенного прекрасными душевными качествами. Если абстрагироваться от конкретных черт и ситуаций, то каждый из таких людей — в какой-то мере Дон Кихот, образ которого стал нарицательным, символизируя благородство порывов человека — однако столь же благородных, сколь и бесплодных. Это человек, в полной мере чувствующий свою причастность к земному бытию, которое для него осмыслено благодаря глубокой вовлеченности в него, выраженному небезразличию к нему, для которого счастье других важнее всего. Это совершенный светский человек, не опирающийся на Бога в своих героических и жертвенных делах, в связи с чем — падающий под непосильным жизненным грузом, который он взваливает на себя. Это «странный» для других человек, отличающийся смирением, кротостью, простотой, наивностью. Термин «не-алиби в бытии» принадлежит М. М. Бахтину в раскрытии единства человека и мира через причастность к нему.

Данный тип личности описан в современных версиях психологии отношений и индивидуальности, деятельностного подхода, «психологии бытия», ограниченной рамками земной жизни. В этих направлениях типологии личности рассматриваются по уровню и формам ее активности.



«Не-алиби в межличностных отношениях» — человек, устремленный к единству с бытием через принятие другого как главной ценности и его боли как своей, любовь, сочувствие, сострадание к нему.

«Не-алиби в деятельности» — человек, устремленный к единству с бытием в делах на благо будущего человечества, в неустанном труде.

«Не-алиби в бытии человечества» — человек, устремленный к единству с бытием в абстрактных благородных порывах «ради счастья человечества».

Внутренне-целостная личность духовного человека

Личности свойственна уравновешенность жизненных ориентаций при наличии выраженного духовно-нравственного стержня. Данный тип личности характеризуется сознательной ориентацией на духовные ценности и возможностью сознательного достижения гармоничности и целостности на пути к духовному идеалу через осмысление бытия и за пределами земной жизни. Это личность, преодолевающая свойственную всем людям противоречивость в сознательном бесконечном духовном росте, в самосовершенствовании как постоянной работе над собой с волевым преодолением препятствий на пути к идеалу, видимому в Боге, в стремлении достичь Богоподобия в процессе личного бытия. Это придает глубокую осмысленность жизни, переживание радости, гармонии с миром в любви к Богу и всему, что Он создал. Такого человека отличают обостренное нравственное чувство, смирение, сострадание и любовь ко всем, проявляющиеся в поступках добра и милосердия, духовной помощи. Свободный в нравственном самоопределении, он сознательно делает выбор в пользу добра в соответствии с Божиими заповедями; полагающийся на волю Божию, он вместе с тем в полной мере несет ответственность за свои поступки. В данном типе личности доминируют добродетели. Таким образом, это личность как человек, не ограниченный земной природой, имеющий уникальную возможность бесконечного совершенствования, имея ориентир (идеал) в совершенстве Бога.

В духовной психологии в рамках религиозно-философских догм православной церкви описаны типы личности в зависимости от уровня ее развития. Поскольку человек обладает двойственной природой, телесной и духовной одновременно, он может в большей мере реализовать первое или второе. В первом случае он уподобляется «зоологическому экземпляру» (В.И. Несмелов), во втором — Божественному началу. В нашей классификации по глубине осмысленности жизни и уровню духовной зрелости выделилось три подтипа: «странник», «юный подвижник» и «мудрец».

Странник — человек в процессе духовного поиска. Он всю жизнь мечется, ищет смысл жизни и, наконец, обретает его под конец земного бытия.

Юный подвижник — молодой человек, с ранних лет (по крайней мере, с юности) ставший на путь духовного совершенствования.

Мудрец — человек, прошедший большой жизненный путь и достигший вершин духовной зрелости.

Чем более выражено отклонение жизненной ориентации от духовной, предполагающей Бога как высшую ценность, тем более глубоки противоречия личностной организации и ее выражение в поступках. Однако любой человек может из любой, самой низкой точки, начать духовное восхождение и достичь высот духовной зрелости.

Модели личности существуют не только в виде концепций, но и в виде различных вариантов образа жизни реального человека. Биографический подход позволяет решить сложную задачу познания целостной жизни, которая рассматривается во временной протяженности. Реальные и художественные жизнеописания представляют материал для определения более глубоких содержательных характеристик различных вариантов жизненного пути и соответствующих контент-аналитических категорий в контексте направленности жизненного пути, соответствующую нашему представлению о сущности личности как субъекте своей жизни, по-разному проявляющем в ней активность в соответствии с направленностью, обладающем нравственно-духовными характеристиками. Такие исследования проведены нами в процессе анализа вариантов жизненного пути литературных персонажей (Коржова Е.Ю., 2004б, 2006б, 2009а).

В связи с этим возникает проблема связи личности персонажей и личности автора, а в более широком плане – личности творческого человека и продуктов его творчества.

Творчество может рассматриваться как одна из сфер проявлений направленности личности в процессе жизни и потому быть предметом исследования в психологии жизненного пути. Творчество вследствие профессиональной принадлежности или душевной склонности требует от человека значительного напряжения душевных сил и, как правило, для ее субъектов становится одной из важнейших. В связи с этим возникает вопрос о связи общей направленности личности с условиями творчества, как внутренними (личностными), так и внешними (ситуативными). Данная проблема является частью более широкой проблемы связи смысла жизни и творчества, в процессе которого человек занимает по отношению к миру особую целостную позицию, переживает онтологическое единство с ним, что показано в наших исследованиях связи личности и творчества А.П. Чехова (Коржова Е.Ю., 2006б), Н.В. Гоголя (Коржова Е.Ю., 2009а), русских православных мыслителей (Коржова Е.Ю., 2009б).

Новаторство Чехова в области психологизма проявляется и в изображении «нравственных движений» обыденного сознания. Введение духовно-нравственного вектора в интерпретации как раз и позволяет увидеть не только отрицание искажений «нормы», но и саму эту «норму». Показана ведущая роль направленности в гармонии жизненного пути и целостности личности – ее истинной красоты. В коротких рассказах писателя часто присутствуют отдельные «зарисовки» направленности. В произведениях более крупных более отчетливо заметна ее связь с целостной личностью. Особенно это относится к известным пьесам – личность раскрывается в них в полной мере. Динамику направленности в этом случае проследить сложнее – она скрыта за часто внешне малозначимыми словами; это динамика скрытых смыслов. Если описания направленности достаточно подробны, их анализ позволяет сделать выводы о влиянии на других людей и на самого «носителя». Наконец, анализируется личность как тип, как правило, это относится к достаточно крупным произведениям. Динамика отдельных жизненных ориентаций в этом случае прослеживается с трудом, поскольку со временем (а наиболее известные повести и особенно пьесы написаны «поздним» Чеховым) переживания героев все чаще скрываются за мало значащими фразами. Здесь могут быть вариации в зависимости от специфики типа и от преимущественного обращения Чехова к тому или иному типу. Представляет интерес и «неравномерность» в выборе писателем персонажей того или иного типа, что связано с особенностями его личности и творчества в целом. В организации внутреннего мира персонажа особое внимание обращалось на его противоречивость (дисгармоничность) или целостность (гармоничность), что и свидетельствует о красоте или некрасивости, либо даже уродливости личности. Поступки как внешнее выражение внутреннего мира оценивались прежде всего с позиции их последствий – для себя и окружающих. Таким образом, личностный принцип творчества А.П. Чехова определен нами в качестве центрального (изображение человека как субъекта своей жизни посредством описания различных способов видения мира и их ограниченности, а также духовно-нравственного уровня и поисков смысла жизни). В произведениях писателя широко представлены все основные модели личности. Наиболее частые действующие лица: «человек-животное», «человек-автомат», «самореализатор», «влюбленный мечтатель», «делец», «разочарованный», «благородный чудак», «духовный человек».

Писателем описаны преимущественно дисгармоничные варианты жизненного пути, его «некрасивость», – вначале с юмором, а затем с нарастающей болью. В Чехиане – своеобразной «энциклопедии человеческой пошлости» – прекрасное видится как противоположность душевного уродства; то, что должно быть, – через отрицание того, что есть. Примерно в 95 % произведений красота духовности утверждается отрицанием безобразия бездуховности. Честные, интеллигентные, тонко чувствующие люди в его пьесах мучительно переживают пустоту и отсутствие смысла жизни, вплотную подходят к нему и останавливаются в преддверии. Останавливаясь же на мимолетных проявлениях духовности или, тем более, раскрывая внутренний мир духовной личности, Чехов всякий раз подчеркивает красоту гармоничного и умиротворенного человека, освещенного кротостью, любовью и радостью.

В психологическом изучении творчества Н.В. Гоголя нами было показано, что в его произведениях представлена оригинальная концепция личности, воплощенная в художественно-образной форме. Концепция личности Гоголя соотносится с этапами творчества и опирается на принцип духовного преображения. Учитывая святоотеческие основания творчества Гоголя и его собственные духовные устремления, можно назвать ее концепцией развития личности от «внешнего» к «внутреннему» человеку. Концепция личности Гоголя раскрывается в психологических типах личности, соответствующих различным ценностным ориентациям.

Ниже представлены предлагаемые нами, с учетом особенностей творческого метода Гоголя и изображения им своих персонажей в разное время, на разных этапах творчества, ряд характеристик, с помощью которых можно дать психологическое описание личности персонажей. В зависимости от стадии творчества, эти параметры выступают как более или менее значимые, вплоть до отсутствия некоторых из них.

1. Поверхностный, видимый, «слой» личности (поведение и внешность, «опредмечивание» личности в предметах и явлениях внешнего мира, грехи).

2. Роль внешних обстоятельств в формировании личности (напр., должность в «Ревизоре», помещичья жизнь в «Мертвых душах»).

3. Роль внешних обстоятельств в проявлении внутреннего содержания (жизненное событие как проявитель внутреннего мира, необходимость поступка, испытание, когда требуется осуществить выбор, т.е., напр., прибытие ревизора, необычная просьба Чичикова, неожиданное богатство художника («Портрет»)).

4. Более глубокое проявление внутреннего мира (механизм, организации личности, источник и принцип, страсти как устойчивые (привычные) наклонности).

5. Возможности духовного преображения (доступность видения духовного мира (читателю), проблески духовной жизни в прошлом и настоящем, грядущие события, реминисценции святоотеческой литературы в характеристике персонажа).

На каждом новом этапе творчества Гоголь все в большей мере обращает внимание на духовное развитие личности, видя в нем главный стержень личностного бытия. От искажений образа Божия в человеке вплоть до такой степени, когда его вообще не видно (личность-«персона» (маска) в драматургии Гоголя) писатель переходит к изображению элементов духовной жизни, свидетельствующих о том, что душа еще жива («Мертвые души», том 1) и к поиску путей духовного преображения («Мертвые души», том 2; еще в большей степени духовная проза). Размышления Гоголя на эту тему также находят отражение в его письмах.

Общий принцип выделения типов указан самим Гоголем. Одной из центральных мыслей художественных произведений Гоголя является тема «задора». В своем пристальном интересе к «задорам» Гоголь с очевидностью опирался на святоотеческое учение о человека. Чем в большей мере ценность реализуется как добродетель, тем более целостной предстает личность в произведениях Гоголя. И напротив, чем сильнее выражено действие страсти, тем губительнее ее действие и сильнее личностная деформация. При этом личности разного уровня зрелости могут относиться к одному и тому же типу ценностных ориентаций. Психологические типы личности у Гоголя соответствуют, во-первых, базовому делению человеческой активности на созерцательную и деятельную стороны, а, во-вторых, делению связей человека с миром на отношения к себе, другим людям и к предметам.

Перейдя к вопросу от вымышленных жизнеописаний (жизненный путь литературных персонажей) к реальным (жизненный путь авторов художественных произведений и выдающихся людей России), нами были разработаны дополнительные критерии анализа (Коржова Е.Ю., 2009б). Были созданы творческие биографии, в которых раскрывается личность и жизненный путь выдающихся русских ученых-гуманитариев в самом широком смысле этого слова и не всегда рассматриваемых именно в таком ключе. Как правило, наука, религия и искусство в этом случае сливаются воедино, что проявляется в разносторонности дарований и увлечений и позволяет употреблять синтетическое понятие «мыслители».

Биографический подход признается ведущим методом исследования жизненного пути личности, в силу своей «синтетичности» он применяется во многих гуманитарных науках и как нельзя более подходит для изучения целостной или тяготеющей к целостности личности православного ученого. В психобиографическом анализе мы ограничились ХIХ—ХХ вв., т. к. именно в это время складывались, закреплялись традиции научных исследований.

Как известно, проанализировав биографии восемнадцати человек, достигших значительных жизненных успехов, А. Маслоу создал обобщенный «портрет» самоактуализирующейся личности. Суть ее прежде всего ярко выраженный эгоцентризм. Когда «я» становится и исходным, и конечным пунктом жизненного маршрута, это существенно ограничивает возможности личностного развития. Такого рода ограничения снимаются у людей, для которых главной задачей жизни является духовное развитие. Восемнадцать мыслителей, биографии которых заинтересовали нас, составляют довольно резкий контраст по отношению к «самоактуализирующимся личностям». Таким образом, вполне отчетливо вырисовывается задача, поставленная в нашей книге: в противовес получившей популярность самоактуализирующейся личности составить портрет творческой, но духовной личности.

В предыдущих наших книгах мы показали, что личность человека духовного типа, т. е. идущего по пути сознательного духовного совершенствования, отличается наибольшей личностной целостностью, гармоничностью, зрелостью. В восемнадцати биографиях новой книги в полной мере раскрывается красота личности, которой потенциально обладает каждый. Это щедрый дар Бога человеку, которого он «мало чем умалил от ангелов». Творчество как самовыражение личности, ее воплощение во внешнем мире в контексте пути следования высокому идеалу позволяет более глубоко понять сущность духовной личности. Это свидетельство гармонии веры и знания, интуиции и логики. Целостность мировоззрения позволила русским мыслителям видеть далеко в будущее и предсказать ход исторического развития России.

ЛИТЕРАТУРА

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 263 с.

Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2002. 334 с.

Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб.: Ин-т практической психологии, 2004а. 542 с.

Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004б. 480 с.

Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006а. 384 с.

Коржова Е. Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова. СПб.: Бионт, 2006б. 504 с.

Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009а. 615 с.

Коржова Е. Ю. Творческий лик русских мыслителей. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009б. 507 с.

Сведения об авторе:



Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена. Тел. 756-91-09

ЛИТЕРАТУРА
Каталог: science
science -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
science -> Партнерство учреждений социального обслуживания населения с общественными организациями по работе с детьми-инвалидами
science -> Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды
science -> Программа воспитательной работы со студентами I курса Ургпу
science -> Пояснительная записка в последнее десятилетие изучению причин и особенностей течения многих заболеваний в зависимости от влияния факторов и медико экологогеографических условий уделяется пристальное внимание,
science -> Профессионально важные качества как фактор профессиональной адаптации сотрудников реабилитационного центра
science -> Клинико-социальные аспекты состояния психического здоровья комиссованных военнослужащих срочной службы (на модели Тверского региона) 14. 00. 18 психиатрия
science -> Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница