Лекция Психология религии в системе наук. Предмет, объект, задачи и проблематика исследований в психологии религии



страница1/5
Дата15.05.2016
Размер0.99 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5
Тема 1. Введение в дисциплину

Лекция 1.

1.Психология религии в системе наук.

2.Предмет, объект, задачи и проблематика исследований в психологии религии.

3.Определение понятий.

4.Методы исследования

5.Общая характеристика религиоведческого наследия


2.Предмет, объект, задачи и проблематика исследований в психологии религии.

Объектом исследования психологии религии является субъективная сторона религии: тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов.

К объекту психологии религии также относят духовные переживания при обращении в другую веру, раскаянии, грехе, заповедях и других религиозных феноменах.

Однозначного понимания предмета и задач психологии религии не сложилось до настоящего времени. Одни авторы (Е.Флурнуа и Т.Рибо) считали, что предметом данной отрасли являются все элементы религиозного комплекса в его влиянии на личность, непосредственной ее задачей является изучение только эмоциональной стороны психической жизни верующего. При таком подходе религиозный культ, мировоззренческий аспект отходят на второй план, считается, что религиозные чувства развиваются самопроизвольно.

Другие авторы (Г.Олпорт, У.Кларк) считали, что все элементы человеческой психики: рассудок, чувства, воля присутствуют в религиозных переживаниях и должны быть изучены. В.Грюн считал, что предметом психологии религии является весь «набожный человек во всех его формах и видах». П.Джонсон и Э.Фромм добавляли, что должны изучаться и социальные процессы взаимодействия религиозных индивидов.

В отечественном направлении предметом психологии религии являлось изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей не религиозных и реализующихся в их поведении.

Если обобщить, то предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.



Исходным материалом для психологии религии, поскольку она использует интроспекцию, служат факты внутреннего опыта – воспоминания, переживания, описания состояний, связанные с религией.

Также психология религии использует материал, который является следствием выражения религиозных процессов духовных переживаний (обряды, действия любого вида). Психология религии занимается сбором и классификацией данных, а также построением и верификацией теорий.



Научно-категорийный аппарат психологии религии включает категории религиозных образов, мотивов, действий, сознания, сознательного и бессознательного, обращения, внушения, подражания, религиозного опыта, ритуалов и др.

Методология психологии религии использует принципы детерминизма (обусловленность явлений действием производящих их факторов), системности (трактовка их как внутренне связанных компонентов целостной психической организации) и др.

Современная психология религии имеет множество направлений и множество самостоятельных школ.



  1. Объективно-идеалистический подход - религиозность индивида иммаментна присуща его сознанию, так как источник последнего есть Бог (Р.Отто, М.Шеллер и др.).

  2. Индивидуально-психологическая или субъективистская точка зрения – религиозность определяется биологической потребностью (Дж.Коу) или внутренней психологической потребностью отдельного индивида в вере (Г.С.Холл, Э.Д.Старбек, Д.А.Леуба). К этому же направлению можно отнести психоанализ.

  3. Социально-исторический или объективистский (материалистический) подход – под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозным верованиям (Б.Малиновский, Д.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, К.Маркс и др.)

Психология религии – наука, в которой действует принцип объективности. Когда в среде исследователей выделились крайние полюса: «агрессивно религиозные» и «агрессивно антирелигиозные» позиции, Т.Флурнуа, чтобы нейтрализовать данное явление, предложил в своей книге «Принципы религиозной психологии» идею об исключении «коэффициента трансцендентной реальности», т.е. вопроса о существовании Бога.

Психология религии является той областью психологической науки, которая поставляет материал ученым, специализирующимся в других ее областях, дает модель целостного существования, позволяющего учитывать в структуре личности все ее стороны и аспекты (взаимосвязь соматических, летальных, психических, духовных слоев).

Также эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления.

3.Определение понятий.

Психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:

1) общая теория психология религии. изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;

2) дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи;

3) психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих;

4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека.

Религия (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним.

Религия (По опред Энцикл. словаря) - это организованное поклонение высшим силам. Оно (поклонение) предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т. е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном.

Религия (опред. Б. Н. Чичерина) как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным.

Можно сказать, что религия является способом достижения человеком контакта с божеством.

Между религией и религиозностью существуют определенные отношения. К.Тиле пишет: "религия как оболочка необходима только ради ядра, а религиозность как раз и является ядром, …сущность религии в полной мере познаваема только во взаимном влиянии религии и религиозности"

Религиозный человек (лат. homo religiosus) - это человек, живущий в мире под знаком действенного присутствия божества, человек благочестивый, добросовестный, исполненный страха перед предметом поклонения.

Религиозный опыт - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, вызывающее ответное благоговение и дающее внутренний мир, или же присутствие святого - неотмирной реальности, пробуждающей в нас страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить себя или что-то в окружающей жизни. Религиозный опыт встречается и у атеистически мыслящих людей, которые часто не находят ему адекватной интерпретации. Духовной ценности не имеет тот религиозный опыт, в котором не происходит встречи с живым Богом и нет таких плодов как вера и послушание Ему.

4.Методы исследования в психологии религии

В психологии религии выбор методов исследования определяется теоретической позицией и мировоззренческой ориентацией исследователя. Из-за отсутствия собственной теоретической базы, в исследованиях по данному вопросу применялась теория, которая предполагала общую антропологическую модель и была сориентирована на более широкий спектр явлений. В теоретической области преобладали интерпретирующие методы – эмпирический материал толковался на базе психоаналитического, бихевиористического, медицинско-психологического или иного подхода.

При сборе эмпирического материала психология религии пользуется методами, широко применяемыми в общей медицинской психологии, социологии, этнографии и т.п. Самые распространенные из них это интроспекция, наблюдение, эксперимент. Изучение личных документов, изучение клинических случаев, анкетирование, интервью, опросы.

Интроспекция.

Первоначально была одним из ключевых методов психологии. Психологическое понималось как то, что осознается субъектом. Психологическая картина основывалась на материалах самонаблюдения, что было вполне естественным. Так как интроспективный опыт непроверяем и может быть воспроизведен частично, то полученные результаты, с научной точки зрения, ставятся под сомнение. Впоследствии в психологических теориях предпочтение отдавалось материалу доступному более объективному внешнему наблюдению – такому как поведение, речь, обучение, ориентировочные процессы. Метод интроспекции был подвергнут критике и отвергнут некоторыми психологическими школами. Но в психологии религии этот метод остается неотъемлемой частью исследования и в соединении с другими методами позволяет получить надежные результаты.



Наблюдение.

При изучении религиозного поведения наблюдение остается одим из важнейших методов исследования. В психологии религии применяется наблюдение индивидов и групп. Виды наблюдения в группе различают по степени участия в ее жизни. Участие бывает полным, частичным или нулевым.



Эксперимент.

Одим из первых в психологии религии его прменил К. Гиргензон, изучавший структуру религиозного переживания. В его эксперименте испытуемому предлагали текст религиозного содержания и просили зафиксировать эмоции и мысли, спровацированные чтением. Этот метод был модифицирован В.Грюном, который оперировал уже не целым текстом, а отдельной фразой. Особую известность получили эксперименты с применением фармакологических средств, поставленные С.Грофом, который использовал наркотические вещества в психоаналитичексом лечении.



Изучение личных документов.

К ним относятся автобиографии, дневники, записи снов, историй обращения, письма, литературно-художественные произведения или их черновики а так же живопись, графика, пластика, хореография. Сюда относятся также проективные методики.

Недостатки этих подходов с точки зрения строгой научности: валидность данного метода не поддается измерению. Личный документ субъективен в оценках, неточен в воспроизведении фактов, не систематичен, человек часто бессознательно фальсифицирует свои истинные мотивы; велика вероятность ошибок памяти. Как правило, личные документы нельзя публиковать, что осложняет их статистическую обработку. Однако при исследовании таких переживаний, как любовь, страх, религиозное благоговение, эти источники дают ценную информацию. Достоверность результатов можно повысить, применяя параллельно другие методы.

Изучение клинических случаев (анамнез).

Характерно для клинической психиатрии и психотерапии. Подразумевает систематическое исследование поведения и состояния пациента на протяжении достаточно длительного времени. Этот метод является основным для целого ряда психологических теорий, которые были экстраполированы на психологию религии. Этот метод применяли представители психологии бессознательного – З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, а также представители французской психиатрической школы – Ж. Шарко, А. Бине, П. Жане.



Анкетирование, интервью, опросы – методы, заимствованные из социологии.

Они отличаются высокой информативностью и в значительной степени свободны от субъективизма. Преимущества:



  • дают информацию, допускающую математическую обработку

  • позволяют выводить статистические закономерности и наблюдать корреляции

Одними из первых эти методы применили в конце 19 века исследователи американской школы психологии религии Э. Старбэк и Дж. Леуба.

Используются также методы тестирования, составления психологических шкал, метод семантического дифференциала и другие. Во многих исследованиях используются сложные, многосоставные методы.

Тема 2. История возникновения и становления психологии религии, основные школы и направления

Лекция 2.

1. Становление психологии религии как науки

2. История отечественной психологии религии

3. История зарубежной психологии религии

4. Эмпирическая и экспериментальная психология религии (Г. С. Холл, Э. Д Старбек, Д. А. Леуба)

5. Этническая и социальная психология религии (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Р. Маретт)

6. Психопатология религии и психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг)


  1. Становление психологии религии как науки.

Психология религии как научный подход сложилась на рубеже Х1Х-ХХ вв. (Ее возникновение как самостоятельной дисциплины связывают с выходом книги Ф.Шлеермахера «Психология» (1862).

Она на стыке наук – религиоведения, экспериментальной психологии, истории, социологии, этнографии, лингвистики и философии. Когда в ведущих странах Америки и Европы этнографы собрали обширный материал по культовой практике различных религий у различных народов, ученые-психологи увидели, что, несмотря на разнообразие культов, у них есть определенное сходство. Требовалось объяснить природу культового эффекта и его механизмы, вскрыть его психологические основы.

С конца XIX в. на базе развития естественных наук, появились свободные от теологии исследования по психологии религии. Постепенно сформировалось несколько самостоятельных школ:

1) эмпирическая и экспериментальная индивидуальная психология религии (Гронвил Стенли Холл, Э.Д.Старбек, Д.А.Леуба);

2) этническая и социальная психология религии (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, Р.Маретт);

3) Психопатология религии и выросший на ее почве психоанализ (школы 3. Фрейда, К.Юнга и др.).



4.Эимирическая индивидуальная психология религии.

Основатель данного направления - американец Гронвил Стенли Холл (1844-1924), профессор Кларского университета. По Холлу, индивид в своем развитии повторяет все этапы развития человеческого рода. Его анализ с точки зрения педагогической психологии позволяет проследить возникновение детских представлений о божестве, момент «обращения» к религиозной вере и т.п. Из основанной им «Кларской школы Цсихологии религии» вышли последователи - Э.Д.Старбек (1866-1947) и Д.А.Леуба (1868-1946).

Положения эмпирической психологии, разрабатываемые этими учеными, основываются на биологическом понимании человеческой психики и стремлении строго придерживаться принципа «нейтрализма в вопросах веры».

|Эдвин Старбек определял религию как приспособление чувств к глубоким реальностям жизни, в том числе к тем, которые охватывают личную жизнь. В книге «Психология религии» он описывает религию как биологическое явление, коренящееся во врожденных инстинктах как в особого рода приспособлениях человека к окружающей среде. В центре его внимания была проблема религиозного «обращения» через принятие определенного вероисповедания, приход в данную веру (в христианстве - крещение).

Материалом для его исследования служили тщательно собираемые им автобиографии, анкетные данные, личная переписка и мемуары, где изучаемый индивид раскрывал смысл переживаний «о грехе», «о единении души с Богом» и т.п. Он собрал 192 анкеты, заполненные в основном «обращенными» (в их числе были преимущественно американские ученые и священники), и благодаря этому материалу практически подтвердил вывод Холла: «озарения» приходят к человеку до отроческого возраста, они количественно быстро растут в период 13-17 лет и после 20 лет число их крайне незначительно. Объясняя этот момент, Старбек не отрицал роль социальных факторов, но настаивал на определяющей роли сексуальных и других биологических эмоций, на особом подъеме энергии в данную пору жизни.

В 1912г. Д.А.Леуба написал труд «Психологическое изучение религии», в котором проанализировал известные ему материалы индивидуальной и детской психологии. Он считал, что в религиозной жизни, которую исследует психолог, ничего не может проявиться такого, что требовало бы допущения сверхъестественного влияния. Леуба утверждал, что на протяжении всей истории религия - это средство одурманивания, а религиозный опыт - не основание для признания сверхъестественного, все таинственные явления, которые описывают мистики, могут быть объяснены чисто физиологически.

Продолжил традиции Старбека американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910). Главная его работа «Многообразие религиозного опыта» (1902). При написании ее он использовал коллекцию документов Старбека и добавил анализ дневников, биографий, автобиографий, мемуаров, писем, молитвенников, писаний, проповедей и изречений выдающихся мистиков и религиозных деятелей.

Джеймс и Старбек считали, что корень религии в чувстве, а философские и теологические формулы - это производное образование.

К индивидуальной школе психологии религии могут быть отнесены также концепции, указывающие на уникальность человеческой психики (У.Кларк, П.Джонсон, В.Грюн, Ф.Хайлер, К.Воббермин и др.).

Г.Олпорт (1897-1967) в своей книге «Индивид и его религия» указывает на тот факт, что религиозный опыт каждого человека столь уникален и неповторим, что можно предположить формирование каждым верующим своей особой религии.



5. Школа социальной и этнической психологии.

Представителями этой школы являются философы XIX века, прежде всего К.МарксЮ, М.Вебер и Э.Дюркгейм. К.Маркс впервые подошел к рассмотрению религии в ее связи с обществом. На его взгляд, религия есть социальный феномен по своей природе. Она включена в систему общественных отношений и коренится в социальных структурах, в которых и нужно искать объяснения религии. Религия существует за счет земли, а не неба. Она выполняет конкретные функции в обществе и отвечает конкретным потребностям людей. Как любой другой социальный институт, религия принудительно действует на людей. Такой функциональный подход религии обусловлен классовыми отношениями в обществе. Религия есть надстройка над экономическим базисом, т.е. производное от нее. Религия интерпретирует социальные отношения. Ее функция идеологическая, она может тормозить или ускорять общественное развитие. По Марксу христианство, например, призывая к терпению в этом мире, обещает награду на том свете и поэтому является «опиумом для народа».

Марксистская психология религии была развита и продолжена в советской научной школе (Л.Войтоловский, М.Рейснер и др. в 20-е гг.)

Советская психология неизбежно касалась идеологии и политики. Направления исследования марксистской психологии религии советские ученые видели в изучении религиозной психологии для использования полученных данных в идеологических целях: атеистической работе, разоблачении религиозных догм, критике зарубежной психологии религии и т.д.

Французский социолог и философ Э.Дюркгейм (1858-1917), тщательно изучив этнографические материалы о религии туземцев Австралии, пришел к выводу, что индивидуальная психология не дает ключа к пониманию религии, она может быть изучена только в плане социальной психологии. Он ввел понятия «коллективные представления и чувства», с помощью которых пытался раскрыть механику происхождения тотемизма, и описал «способность общества выступать в качестве бога или порождать богов...». Религия, на его взгляд, отвечает важной социальной потребности - обеспечению солидарности в обществе, его целостности. В ней реализуется присущая людям способность к обожествлению обычных вещей, которым придается сакральное значение. Они-то и способны сплачивать общество в единое целое.

Указанных авторов интересовали те аспекты религиозного влияния на человека, которые коренились в обществе. Их не интересовали философские, индивидуально-психологические и теологические аспекты религии. На их взгляд, религия есть социальный продукт, а религиозность личности - результат ее взаимодействия с социальным окружением.

На рубеже Х1Х-ХХ веков данное направление усиливается работами английских антропологов-эволюционистов Э.Тайлора, Дж.Фрэзера. Р.Маретта. Их интересовал вопрос происхождения и развития религий, «обрядов, церемоний и обычаев, столь поучительных для познания самых сокровенных религиозных начал» («анимизм», «преанимизм» и др.). Они подробно рассматривают психологические аспекты этого явления (мышление и аффекты дикаря, сновидения, возникновение идей о «душе» и т.п.). Дж.Фрезер в «Золотой ветви» использовал понятия «ассоциация по смежности», «ассоциация по сходству». В первой четверти XX столетия это направление развивалось в русле «французской социологической школы» (Л.Леви-Брюль и др.).

Леви-Брюль относил обычаи, язык и верования к коллективным представлениям, которые служат «основанием» религиозных институтов и имеют ряд чисто психологических особенностей. Человеческое сознание, на его взгляд, не всегда и не везде одинаковое, мышление первобытных обществ имеет мистический и пралогический характер, поэтому оно иное, чем в современном цивилизованном обществе.

К данному направлению можно отнести и социально-психологические концепции Дж.Пратта, Э.Фромма и др. В последние 30-50 лет психология религии развивается в тесной связи с развитием социологии религии. В результате стала развиваться промежуточная ветвь - «социальная психология религии», «психосоциология религии» (Иоахим Вах. 1898-1955).

6. Психопатология религии.

Это направление, сущность которого в изучении и лечении возникающих на религиозной почве ненормальных явлений в психической жизни.

Французский невропатолог и психиатр Пьер Жане (1859-1947), следуя принципу Флурнуа (нейтрализм в вопросах веры), в своих работах, посвященных душевным болезням, исследовал явления паранойи, галлюцинаций, экстаза, одержимости, фанатизма и т.п. Книга «От тревоги до экстаза» написана в методологии соединения «внутреннего» (интроспективного) подхода с «внешним» наблюдением.

Жане был уверен, что научная психотерапия заменит религию. Он считал, что душевно здоровые люди не нуждаются в религии, они обычно не религиозны. Последняя отпадет сама собой после приобщение членов общества к прогрессу и, как следствие, - идеям терпимости, уважения к свободе других, культу инициативы, уважения к новаторам и т.п.


Тема 3. Психологическая характеристика элементов религиозной системы


Лекция 3

  1. Религиозные образы

  2. Ритуал

  3. Мифология

  4. Символы и заповеди

  5. Подходы к изучению религий.

Каталог: download -> version
version -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
version -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
version -> Программа групповой психологической поддержки для школьников
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п'ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского.,  М., 1995
version -> Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница