Литература Приложение



Скачать 290.48 Kb.
Дата12.05.2016
Размер290.48 Kb.


Проект

«Арт-терапия как залог психофизического оздоровления и самосовершенствования школьников»

Автор проекта:

Шайхутдинова М.Ю.

педагог – психолог МБОУ СОШ № 5

им. А.М. Дубинного г. Пятигорска

г. Пятигорск

План

  1. Сущность арт-терапии……………………………………………………3

  2. Арт-терапия в педагогике……………………………………………….10

  3. Арт-терапия в работе с детьми и подростками…………………….....16

  4. Практическое применение арт-терапевтических методов в сфере образования…………………………………………………………….....21

Заключение…………………………………………………………………...28

Литература

Приложение

1. Сущность арт-терапии.

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика зиждется на том положении, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям - сиротам, нередко имеющим серьезные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин
«АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния [6].

Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.).

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов – практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии.

1980 – 1990 гг. ознаменовались изменением культурного климата. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов.

В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей, которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.

Занятия арт-терапией предполагают следование следующим основополагающим принципам; если один из этих принципов нарушается, то специалист уже не вправе называть происходящее арт-терапией:



  1. Занятия арт-терапией предполагают использование ребёнком разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.

  2. Работа ребёнка с материалами протекает в определённых условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.

  3. Рисование происходит в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

  4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определённых приёмов, помогающих ребёнку осознать отражённые в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Психологические механизмы арт-терапии.

Арт-терапия обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям собственно художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.

Творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств выражения, так как непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Вторым фактором терапевтического воздействия являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Помимо важности самой изобразительной деятельности необходимо учитывать, что организация поведения ребёнка и его работы терапевтом способствуют структурированию его психического опыта. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме, то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт-терапевтических занятий у ребёнка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.

И последним, но не мене важным фактором терапии являются интерпретация и вербальная обратная связь. Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как ребёнок переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно движется к его осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и ребёнок начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля » и «непосредственного участника» изобразительной деятельности и осуществлять осознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:


- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);
- изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
- научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);
- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
- освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;
- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
- развивать навыки принятия решений;
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.

На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Но задача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.



Два основных подхода в арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):

1) фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;

2) фактор психотерапевтических отношений – динамика взаимоотношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;

3) фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.




2. Арт-терапия в педагогике

Образование должно помогать

людям становиться помощниками

самим себе

И.Г. Песталоцци
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. Немецким психиатром А. Кронфельдом в статье «Психогогика или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост [5]. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические знания можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.

При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:



  • Практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких – либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

  • Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

  • Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

  • Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутренниму миру человека;

  • Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

  • Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно – прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Итак, следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности. Изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психологические (профилактические) и коррекционные функции.

Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении [7].

Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи [5].



Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Выделяют две формы арт-терапии при работе с детьми, подростками и взрослыми: индивидуальная и групповая арт-терапия. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман [7, с.28], например, указывает, что групповая арт-терапия:



  • Позволяет развивать ценные социальные навыки;

  • Связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;

  • Дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

  • Позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

  • Повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

  • Развивает навыки принятия решений.

Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:

  • Предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;

  • Во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам».

Понятно, что составляющая термина «арт» акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используется музыка, движения, сочинение историй.

Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны. Методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.



3. Арт – терапия в работе с детьми и подростками.
Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд, Э. Крамер. Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия» [8]. Эти книги отражают взгляды Э. Крамер на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические возможности. Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Она пишет, что «изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве эквивалента человеческого опыта и психических процессов» [8]. Крамер описывает пять способов обращения детей с изобразительными материалами, соответствующих стадиям психического развития и совершенствования познавательных и коммуникативных навыков: (1) «предвестники» изо-деятельности, такие, как создание каракулей, размазывание краски, исследование физических свойств материалов; (2) хаотическое выражение чувств - разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; (3) стереотипии - копирование, создание линий и простейших стереотипных форм; (4) пиктограммы, выступающие в качестве средства графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова; (5) оформленная экспрессия - создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и комуникацию.

Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и ассоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы.

В ходе обсуждения с ребенком его творческой продукции арт-терапевт использует различные приемы, стимулируя его к выражению своих чувств и нахождению психологического значения рисунков. Следуя принципам феноменологического подхода к занятиям, арт-терапевт, например, может задать ребенку вопрос: «Что ты видишь?».

К. Кейз и Т. Дэлли отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они, в частности, пишут:

«…с детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы темой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. …То высокое доверие, которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу» [6 С.98].

Примером более структурированного подхода к проведению групповых арт-терапевтических занятий с детьми могут служить публикации М. Либманн (8). Этот автор описывает практику тематических групп, которые отличаются более выраженной трехчастной структурой занятий с переходом от одного вида деятельности к другому и характерной для каждого занятия ключевой темой.


Арт-терапия с подростками


В работе с подростками групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной арт-терапией, что подчеркивается в целом ряде арт-терапевтических публикаций. Б. Книлле и С. Туана указывают, что индивидуальная арт-терапия может быть малопригодной для многих подростков из-за присущего им негативного отношения ко взрослым и социальным авторитетам [2;8]. Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность. Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения.

Большое значение для подростков имеет возможность невербального общения в арт-терапевтической группе. Иногда вербальная коммуникация, тем более при ведущей роли арт-терапевта, может приводить к усилению защит и сокрытию психологически значимого материала. Это, однако, не означает, что при проведении групповой арт-терапии вообще не следует прибегать к обсуждениям. Просто обсуждения и интерпретации должны применяться в такой форме, которая учитывала бы психологическую готовность участников и степень их доверия друг к другу и ведущему. Лучше, если при ведении подростковой группы арт-терапевт будет использовать непрямые вопросы и интерпретации. Последние, например, могут предполагать использование преимущественно языка метафор и ссылок на третьих лиц. Целесообразно избегать однозначных трактовок поведения и изобразительной продукции участников группы, поскольку это может быть чревато «навешиванием ярлыков».

Возможны различные варианты групповой работы с подростками: она может быть построена в форме тематической, динамической или студийной групп хотя к условиям общеобразовательных учреждений больше всего подходит форма тематической группы. Для подростковых групп также характерно обостренное реагирование на появление новых членов. Поэтому группа должна, по возможности, быть закрытой или полузакрытой, а в случае планируемого включения в нее нового члена целесообразно проводить длительную подготовительную работу.

Даже если работа группы имеет краткосрочный характер и требует фокусировки на определенных проблемах, структурирование работы должно происходить мягко и ненавязчиво. Некоторые специалисты даже считают, что психотерапевту следует разрабатывать план арт-терапевтической работы совместно с участниками группы, однако для этого они должны быть достаточно мотивированы. Несмотря на то, что работа группы может иметь тематическую направленность, ведущий должен проявлять гибкость и допускать возможность изменения плана занятий, проявление участниками инициативы и относительно высокую спонтанность их поведения.

Мягко структурируя ход групповых арт-терапевтических сессий, психотерапевт может, в частности, предлагать подросткам различные задания на свободное рисование и так называемые «открытые проекты» с разными вариантами тематического и технического решения творческих задач. Для того чтобы помочь подросткам почувствовать себя в группе безопасно, психотерапевт может предлагать им задания, связанные с обозначением и осознанием личных границ. Одним из таких заданий может стать, например,  изображение или моделирование участниками своего «жизненного пространства» с помощью различных объектов и объемных материалов [3].

С целью сплочения группы и активизации групповой динамики ведущий может предлагать участникам различные формы парной (парное рисование и обсуждение) и коллективной работы, следя при этом, однако, за тем, чтобы участники группы уважали личные границы друг друга. С учетом большой значимости для подростков вопросов психологической, гендерной и культурной идентификации ведущий может в мягкой форме предлагать им задания, ориентированные на предъявление в визуальной форме своего психологического, гендерного и культурного «Я» - создание автопортретов, личных гербов, флага своей культурной идентичности.

Как отмечает Ш. Рили [1], в достаточно сплоченных группах можно, соблюдая деликатность, обращаться к таким сложным для исследования в подростковой среде темам, как физическое созревание, нарушения внутрисемейных отношений, насилие среди подростков, прием алкоголя и наркотиков, ранний сексуальный опыт и т.д.

4. Практическое применение арт-терапевтических методов в сфере образования.
Арт-терапевтические методы давно и прочно закрепились в работе МБОУ СОШ № 5 г. Пятигорска.

Арт-терапевтические техники активно используются психологами школы как в качестве анализа и диагностики психических процессов и состояний, так и в качестве неотъемлемой части коррекционно – развивающих занятий. Нами были сделаны попытки включить некоторые изобразительные приемы в арсенал групповой и индивидуальной терапии.

Проведение сессии арт-терапии, правила и действия.

Прежде чем начать арт-терапевтическую сессию с группой, нам необходимо было определиться с целями: зачем нужна детям арт-терапия сейчас, а также собрать о них как можно больше информации (от родителей, учителей, социальных работников).

Следующим этапом стал разговор с участниками группы. Краткий рассказ о том, что такое арт-терапия (при этом само слово можно не употреблять), объяснение, что занятие арт-терапии это не урок рисования, а возможность выразить себя, узнать о себе что-то новое. Здесь важно получить согласие ребёнка на посещение занятий, так как терапевтический эффект возможен лишь при соблюдении принципа добровольности. После того, как каждый ребёнок дал согласие, с ними оговаривается формальная сторона: время, место, периодичность и количество занятий. Специалисты придерживаются мнения, что наиболее эффективны занятия регулярные и постоянные.

На практике мы столкнулись с проблемой прогнозирования, сколько времени нужно для того, чтобы достичь желаемого эффекта, но желательно, чтобы количество занятий тоже оговаривалось с группой вначале так, чтобы каждый знал, когда будет последнее. В крайнем случае, сессию можно будет продолжить после небольшого перерыва. Столь чёткая регламентация занятий нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и мог заранее планировать то, что он будет делать на следующем занятии.

Прежде чем дать задание, нужно провести настройку. Обычно достаточно взять ребенка за руку, помолчать, ощутить собственное сердцебиение, сосредоточиться на дыхании. Здесь возможны разные варианты, руководитель группы может творчески подойти к этому. Можно рассказать какую-нибудь историю, рассказ (небольшой), стихотворение.

После настройки даётся основное задание: группе говорится о том, что у нее есть час для того, чтобы изобразить всё, что он хочет, и тем самым выразить себя. Обычно ребёнок сам выбирает, что он будет рисовать и какие материалы использовать, но в зависимости от ситуации (например, ребёнок долго не может придумать, что ему делать) или от целей, это может быть определённое задание. Ряд заданий, которые можно использовать в таких случаях, приведены в приложении (см. Прил.) или могут быть взяты из других источников. Кроме этого нужно уверить ребенка в том, что если он не хочет показывать никому свой рисунок, то его никто не увидит, сам же он может в любой момент к рисунку обратиться и сделать с ним всё, что захочет. Свободные темы следует предлагать как можно чаще, а специальные упражнения и задания - только в том случае, если руководитель группы чувствует сильную необходимость в этом, а не потому, что это ему нравится. Если ребенок затрудняется в выборе того, что нарисовать, то можно попросить его сначала подобрать материалы, которые ему нравятся, посмотреть на лист и подумать; не нужно давить на него, иногда требуется время, иногда ребенку необходимо поговорить о том, что его волнует, только после этого он сможет начать рисовать. Если ребенок спрашивает, можно ли ему нарисовать то или иное, то его нужно в этом подержать.



После окончания сессии снова проводится настройка с ребёнком или с группой если арт-терапия групповая, руководитель группы прощается и напоминает о следующем занятии. Если следующее занятие будет последним, необходимо сказать ребёнку об этом.

В середине арт-терапевтических сессий рекомендуется встретиться с родителями и учителями и снова собрать информацию об изменениях в поведении ребёнка за последнее время. На этом этапе принимается решение – продолжать или закончить занятия. После итогового занятия нужно рассказать родителям и учителям о результатах проведённой арт-терапии и дать рекомендации.

 В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:

- одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

- другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

В ходе работы нами были определены сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует на человека или группу.



Результаты арт-терапии и определение эффективности занятий

Есть несколько знаковых моментов, по которым можно судить об эффективности арт-терапевтической работы и возможном её окончании. Одним из таких показателей является повышение самооценки ребёнка, изменения его самоотношения в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе.

Другой показатель – демонстрирование ребенком автономности и независимости в отношениях с арт-терапевтом после того, как были последовательно пройдены стадии налаживания контакта с терапевтом, зависимости от его оценки, ожидания одобрения, уверенности в постоянстве поддержки арт-терапевта. Уверенность в поддержке освобождает ребёнка от необходимости постоянно контролировать состояние взрослого и даёт возможность сосредоточиться на своей работе, на своём внутреннем мире, переживаниях. Внешне это проявляется в некотором отчуждении от терапевта, но для профессионала является позитивным показателем.

Третий показатель эффективности психотерапевтической работы – расширение временной перспективы. Это изменение можно выявить, собирая информацию о поведении ребёнка дома, иногда в школе: ребёнок чаще начинает говорить о своём прошлом, интересоваться им, порой делать какие-то обобщения. Ребёнок начинает больше замечать людей и обстановку его окружающую, начинает интересоваться прошлым своих близких, иногда планировать свою будущую жизнь, говорить о том, кем он станет, когда вырастет и т.д. В такой момент ребёнок нуждается в поддержке со стороны близких: на свои вопросы он должен получать честные, спокойные ответы, воспоминания о прошлом должны быть выслушаны.

И наконец, ещё одним знаковым моментом является изменение качества рисунков ребёнка. В них появляются символы (не культурные изображения вроде инь-янь или серпа и молота, а интегрированные, обобщённые в одном образе значимые для ребёнка смыслы). То, что периодично повторялось, хаотично проливалось в рисунках, теперь приобретает некую структурную целостность, некий обобщённый образ, в котором ребёнок сознательно объединяет значимые для него чувства, моменты.

 

Одним из направлений арт-терапии является музыкальная терапия. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие. Также к музыкальной терапии можно отнести и пение. Все – кости, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек поет. В школе есть эстрадно – джазовый ансамбль «Школяры», ансамбль народного творчества «Русский сувенир», вокальный ансамбль «Ритмы детства».



Много лет в школе работает ИЗО – студия. Посещение этих занятий дает детям не только развитие практических знаний, умений и навыков, но это еще и прекрасный способ снятия напряжения, стрессовых ситуаций, агрессии и т.д.


Более десяти лет работает в школе театральная студия «Арлекин». Сценическая игра отделена от жизни определенными границами. В то же время она сохраняет связь с жизнью — не столько в теории, сколько в реальных поступках. В игре все изображается реально — чувства, мысли, способы поведения и реагирования. Всему этому присущ реализм особого рода, позволяющий нам говорить о высокой степени достоверности сценического действия. Тем не менее, этот реализм не следует смешивать с реализмом повседневной жизни. Драма имеет для нас самые разнообразные значения; она пробуждает в нас различные воспоминания, оживляет чувства, причем гораздо более яркие и глубокие, чем те, которые показываются на сцене. Однако сила и глубина ее воздействия связаны со способностью драмы выражать события и переживания точно и ясно и представлять их в качестве легко распознаваемых феноменов, а не как один из элементов каких-либо иных явлений.



В школе уже более тридцати лет работает «Образцовый детский коллектив» хореографический ансамбль «Дружба». Всем известно, что танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания. Танец стоит в одном ряду с художественной, музыкальной и драма – терапией. Танцетерапия стремится дать возможность каждому реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения. Помимо этого, занятия хореографией выполняют обще оздоровительную функцию: положительно влияют на сердечно – сосудистую, дыхательную, нервную, опорно – двигательную системы, повышают физическую работоспособность, борются с гиподинамией. Танец - это огромная сила, пробуждающая творческую энергию!




Заключение
В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

Арт-терапия заняла почетное место в сфере образования. Лечение искусством представляет собой целый комплекс методов и приемов вовлечения учащихся в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. По средствам арт-терапии учащиеся открывают общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить.



Список литературы

1. Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. – 336с.

2. Гулинкина О. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и пространство. Packagin, №1(15),февраль,2008,с.56-62.

3. Ермолова М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Академия, 2001. – 187с.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – Спб. 1999. – 280с.

5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии//Дидактика, 2000.№1.

6. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвосарского. – Спб.,1999

7. Практикум по арт-терапии/Под ред. А.И. Копытина. Спб., 2000



8. Использованы материалы сайта http://sasha-te.narod.ru.ru. Крайнер Анастасия. 10/03/2009.


Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Работа педагога-психолога по снижению уровня агрессивности детей с умственной отсталостью
article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
article -> Ранняя юность определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Комплексный проект
article -> «Использование различных форм работы для развития воображения у детей 6-7 лет»
article -> Сюжетно ролевая игра в гендерном воспитании детей среднего дошкольного возраста
article -> «Стресс + сессия = депрессия»
article -> «Проблема подростковой наркомании и алкоголизма. Пути решения проблемы»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница