Любовь как условие целостности человеКА



страница1/9
Дата13.05.2016
Размер1.71 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»




На правах рукописи
Шевченко Андрей Юрьевич
Любовь как условие целостности человеКА

09.00.13 – философская антропология, философия культуры


Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент,

А.И. Макаров

Волгоград – 2014



Оглавление



Введение 4

ГЛАВА 1. 16

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ КАК КОНСТАНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 16

1.1. Формы любви и проблема обретения целостности бытия в европейской философской традиции 16

1.2. Любовь в аспекте половой и гендерной специфики жизнедеятельности человека 36

1.3. Целостность романтического идеала как форма идеализации межполовых отношений 54

ГЛАВА 2. 75

ПОРЯДОК ЛЮБВИ И АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 75

2.1. Амбивалентный характер любви и ненависти 75

2.2. Взаимосвязь базовых ценностей любви и свободы 97

2.3. Целостность любящего человека как мера проявления бытия культуры 117

Заключение 137

Список использованной литературы 140




Введение



Актуальность темы исследования. Существование человека в современном обществе лишено многих традиционных ориентиров в ценностной сфере. История европейской цивилизации прошла через неоднократное разрушение систем ценностей. Однако утрата одних принципов, правил и норм сменялась обретением других. Каждый раз, несмотря на радикализм реформаторов, в новую систему переходили признаки старых систем ценностей. В то же время для кризисного, переходного состояния характерна актуализация отнюдь не духовных потребностей, а повышение общественного, политического, экономического интереса.

На фоне постоянной исторической трансформации ценностей высвечивается проблема утраты связи существования человека в мире и смысла бытия культуры. Сегодня человеку все тяжелее и тяжелее сохранить целостность своей личности. Причина тому – постоянные социальные трансформации, сопровождающиеся конфликтами. Следствием этого являются прогрессирующее расслоение общества, отчуждение индивида от результатов своей деятельности. В этих условиях нарастает и практический, и теоретический интерес к предпосылкам для формирования здоровой нерасщепленной идентичности, которая в философском аспекте предстает как целостность человека. Таких предпосылок, вероятно, много, но мы выбрали в качестве объекта нашего исследованию одну – любовь. Вернее, её конкретные проявления в нескольких областях: в межполовой, этической и ценностной сферах. Эти проявления зафиксированы в европейской культурной памяти, в текстах, которые мы выбрали в качестве объекта анализа. Любовь рассматривается нами в контексте традиционной проблемы философии человека – проблемы целостности как стяженного гармоничного единства своих частей.

Теоретический уровень исследования проблемы связан со спецификой современного философского знания. Отход от классической рациональности и повышение интереса к сфере бессознательного обуславливают позиции рассмотрения природы человека сегодня. Отныне особое внимания в процессе изучения человеческого бытия уделяется анализу сферы чувств и переживаний, важнейшее место среди которых занимает любовь. Подобная философская рефлексия вызвана переменой ритма и образа жизни человека, трансформацией социальной среды, оказывающих непосредственное влияние на формирование норм и правил существующего поведения. Произошедшая сексуальная революция, популяризация феминистских движений, изменение структуры семейных ценностей, утверждение в общественном сознании гендерных стереотипов, определили как облик мира, так и представление о любви, стандартах и стиле половых и межличностных отношений.

В наиболее широком смысле существующее положение можно охарактеризовать следующем образом: в общем понимании стирается представление о любви как о чувстве, выступающем одним из условий целостности человеческого бытия. Как отмечает З. Бауман: «В наше время непрерывно растет число людей, которые склонны полагать, что любовью называется больше чем одно из событий в их жизни… Романтичное определение любви, как ”быть вместе до самой смерти”, бесспорно, является немодным – оно устарело из-за радикальной перестройки структур родства, которым данное определение служило и из которых оно черпало свою энергию и значение»1. В такой ситуации любовь начинает восприниматься в качестве внешней, мимолетной близости, такой как флирт, соблазн, физическая связь. Тогда как подлинный характер межличностных отношений имеет метафизическую природу и проявляется в целостности образуемого единства.

В то же время обыденное сознание негативно относится к попыткам теоретического анализа любви. Любовь оценивается как нечто тривиальное и естественное, т.е. то, чему не стоит учиться, и в чем результат зависит от действий партнера, нежели чем от собственных усилий. Однако данный подход к решению проблемы взаимоотношений ведет не только к изменению содержания эмоционально-чувственной сферы жизни человека, но и к сокращению (а в некоторых случаях – к совершенному отсутствию) опыта любви. Нам было важно показать, что любовь – не является чистой эмоцией, как это принято считать в обыденном понимании, любовь – это чувство, возникающее и удерживающееся в дело-действии как минимум двух субъектов. Любовь - это комплексное интегрированное состояние психики, мышления и интенции к соединению с Другим. Именно из этого определения становится понятным, почему в философской литературе любовь сравнивают, с одной стороны, с поступком, а с другой – с событием.

Поверхностное обращение к проблемам любви и нежелание видеть в этом чувстве основу ценностного отношения к миру становятся причинами понижения качества человеческого бытия, способностей к самореализации и самоопределению. В то время как акцентирование внимания исключительно на психологических аспектах бытия человека, характерное для современного состояния науки и практики исследования любви, лишает это бытие целостности, влечет за собой чувство потерянности, заброшенности, фрустрирует психику. Мы присоединяемся к авторам, которые считают, что из психологических затруднений можно и нужно выходить, обращаясь к философии. В сложившихся обстоятельствах именно философско-антропологический анализ может раскрыть специфику отношений, выявить значимость и интегративный потенциал любви.

Учитывая последнее, диссертант считает обоснованным в рамках данной работы среди всего многообразия выделить традиционную форму любви – любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине. При этом следует отметить, несмотря на то, что вне фокуса нашего исследования остались некоторые распространенные виды любви (родительская любовь, любовь к себе, любовь к Богу и т.д.), выбранная нами форма рассматривается как наиболее репрезентативный частный случай феномена любви.

Любовь представлена нами в качестве характеристики бытия, ценностного отношения человека к человеку и миру. Специфика данного подхода заключается в попытке представить бытие человека аутентичным образом, где проявление любви выступает естественным выражением человеческой сущности.

Исследование любви в качестве условия целостности человеческого бытия, как разумного и чувствующего существа, особенно важно для понимания специфики родовой природы человека. Ведь само обращение к первоосновам бытия, к которым в полной мере относится и любовь, создает возможность уточнения, корректировки понятия человека, позволяет осмыслить органичность многообразия и единства всех уровней и аспектов его существования. Применяемый в исследовании философско-антропологический подход, в своей многомерности способствует раскрытию подлинного характера человеческой жизни, выделению любви в качестве специфической сферы «бытийственности» человека.

Степень разработанности проблемы. Введение в тему концепта «целостность человека» опирается на довольно древнюю и авторитетную философскую традицию рассматривать цельный образ человека не как автоматическое генетическое условие существования, а как цель. Не данный, а заданный результат усилий индивида и культуры. В гендерном аспекте проблема целостности человека выступает под маской понятий «андрогинность», понимаемое как взаимопроникновение женского и мужского начал космоса (в античной и гностической традиции), «Род человеческий», понимаемый как брачный союз мужчин и женщин (в иудео-христианской традиции).

Первые формы философского осмысления любви связаны с деятельностью античных мыслителей, среди которых необходимо выделить Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона. Особое значение для постижения любви имеют труды Платона «Пир» и «Федр».

Этической стороне любви посвящены работы христианских мыслителей. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Максим Исповедник, Григорий Палама внесли неоценимый вклад в осмысление природы любви к ближнему (милосердия), побуждающей человека вести праведный образ жизни. Рационалистическое понимание любви представлено в сочинениях Бонавентуры, Фомы Аквинского. Философское осмысление куртуазных отношений, сформировавших средневековый культ служения «даме сердца», отражено в трудах А. де Шапелена и Г. де Машо.

В эпоху Возрождения любовь представлена как образец светской культуры в трактатах М. Фичино, Дж. Пико дела Мирандола, Дж. Бруно. Поэтическая философия любви, превозносящая возвышенность любовных переживаний, отражена в творчестве А. Данте, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо.

В Новое время любовь рассматривается в русле рационалистического мышления. Исследованию любви посвящены сочинения Р. Декарта, Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Стендаля. Особый вклад в разработку этики любовных отношений внесли немецкие мыслители Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Ф Ницше.

В XX веке в период появления философской антропологии, феноменологии, экзистенциализма, любовь как тема философской рефлексии приобрела особую актуальность. Вопросами любви интересовались такие философы, как М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Ю. Эвола, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, Э. Левинас, Н. Аббаньяно и другие.

Наряду с западными исследованиями неоценимый вклад в развитие любовной проблематики внесли выдающиеся русские философы Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев. Отечественным мыслителям удалось развить гуманистические традиции в понимании любви и связать присущую данному чувству эротическую энергию с идеей андрогинного понимания природы человека, целостностью его духовно-душевно-телесной организации.

Половой аспект любви рассмотрен в работах Н.А. Бердяева, О. Вейнингера, А. Лоуэна, В.В. Розанова, Г.С. Семеновой, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, З. Фрейда, Ю. Эволы. Исследованиями проблемы любви в гендерном контексте занимались И.И. Булычев, Э. Гидденс, И.С. Кон, С.В. Климова, Ю. Кристева, Н.Х. Орлова, С.А. Ушакин. Любовь как способ межличностного единения нашла отражение в философии З. Баумана, М. Бубера, В.Д. Губина, П. Куттера, Ф.Г. Майленовой, В.В. Мартынова, Х. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, Ж.-П. Сартра, Г.Я. Стрельцовой.

Характером переживаний, формирующих особое пространство взаимодействий внутри пары, отличается романтическая любовь. Данный концепт, раскрывающий чувственную сторону межчеловеческих отношений и задающий один из стандартов понимания любви, представлен в работах Р.Г. Апресяна, Э. Гидденса, Т. Смита (T. Smith), Г. Франкфурта (H. Frankfurt). Противоположной направленностью характеризуется так называемая «земная» или обыденная любовь, которая отличается от романтических отношений нацеленностью на достижение значимых для партнеров результатов. Обоснование концепта «земной любви» отражено в исследованиях Р. Джонсона, Р. Нозика (R. Nozick).

Существует целый ряд работ, посвященных анализу видов любви, различающихся в зависимости от избранного объекта. Исследованиями материнской любви занимались Б.Г. Ананьев, О. Вейнингер, К.С. Льюис, С.В. Петрушин, В.А. Рамих. Отцовская любовь представлена в работах С.И. Самыгина, В.А. Сысенко, Э. Фромма. Анализ любви человека к Богу был предпринят Н.А. Бердяевым, С. Вейль, К.С. Льюисом, П. Тейяром де Шарденом, П.А. Флоренским, С.Л. Франком, М. Шелером.

Исследования любви к себе содержатся в трудах Х. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, В. Соловьева, Стендаля, Г.Я. Стрельцовой, М. Штирнера. Проблемы любви, понимаемой в качестве дружеской, товарищеской связи затронуты в философии Ф. Альберони, Р.Г. Апресяна, Р. Декарта, И.С. Кона, В.И. Стародымовой, Л. Фейербаха, И.А. Шмерлиной.

Наиболее значимые в философско-антропологическом аспекте работы, посвященные любви как характеристике целостности человеческого бытия, отражены в философии М. Бубера, Н. Гартмана, Э. Фромма, Г. Хенгстенберга, М. Шелера. Среди перечисленных авторов выделяются исследования М. Шелера и его работа «Ordo amoris», в которой философ последовательно доказывает, что в результате деятельности чувств любви и ненависти формируется иерархия тех или иных предпочтений, которая ведет к образованию целостной, закономерной системы субъективных ценностей.

Любовь как форма проявления аутентичного отношения рассмотрена в исследованиях А.А. Ивина, А. Рубениса, В. Франкла. Необходимо особо отметить концепцию любви, предложенную Э. Фроммом, в которой любовь представлена в качестве экзистенциального ответа на проблему одиночества, отсутствия чувства целостности человеческой жизни.

Характеристика состояния исследуемой проблемы свидетельствует о значительном потенциале накопленных гуманитарных знаний в области любви и межличностных отношений. Однако частные науки в силу своей специфики не ставят цель провести содержательное изучение любви в контексте бытия человека. Представленное философско-антропологическое исследование является попыткой преодолеть эту разобщенность и рассмотреть любовь в качестве условия целостности человека.



Объектом исследования выступают конкретные проявления любви в межполовой, этической и ценностной сферах, зафиксированные в европейской культурной памяти.

Предмет исследования – характер и виды взаимоотношений между феноменом любви и такой характеристикой бытия человека как его целостность как целокупность.

Цель диссертационной работы состоит в обосновании необходимости любви для обретения человеком целостности своего бытия как сущностной характеристики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:



  • выявить основные концептуальные схемы, с помощью которых шло осмысление феномена любви как многоаспектного явления в европейской традиции;

  • рассмотрев комплекс философских подходов к проблеме пола, определить значение половой любви для реализации сущности человека через обретение целостности;

  • выявить специфику такого вида межполовых отношений как романтическая любовь;

  • провести сравнительный анализ любви и ненависти как взаимодополнительных характеристик порядка человеческой культуры;

  • определить характер взаимообусловленности любви и свободы в аксиологическом аспекте;

  • выявить отношение любви к целостности человеческого бытия.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование феномена любви потребовало от нас обращения к множеству научных методов. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Рюриков, В.П. Шестаков, Р.Г. Апресян) и зарубежных (Платон, М. Шелер, Э. Фромм, Г. Хенгстенберг, Р. Джонсон) ученых, в произведениях которых нашла свое отражение сущностная характеристика любви.

Философский анализ антропологических и культурных универсалий, которой является любовь, имеет свою специфику: человек рассматривается как минимум с двух ракурсов – в отношении сложного единства со сферой природы и разума и в отношении живого единства с другим человеком. Учитывая это, были выбраны два взаимодополнительных подхода, которым соответствуют два метода:



  • герменевтический метод, позволивший с одной стороны, увидеть многоаспектность феномена любви посредством анализа накопленных философской традицией концепций любви, а с другой, – обнаружить новые, обусловленные личным опытом исследователя смыслы любовных переживаний как элемента «понимающего бытия»;

  • эссенциалистский подход и общелогический метод, опирающиеся на идею о возможности с помощью объективно-логического анализа прорваться за рамки субъективного бытия и рассмотреть существование человека в контексте постоянного становления его сущности, где любовь выступает одним из способов трансценденции.

Кроме того, мы заимствовали некоторые важнейшие положения диалогической философии, а именно концепт «со-бытие» и эксплицируемые из его содержания идеи о взаимодополнительности противоположных, не сводимых в одну плоскость явлений любви и ненависти, любви и свободы.

Научная новизна диссертационного исследования:

  • представлена интерпретация проблемы пола, в которой различные модусы любви рассматриваются в качестве условия достижения целостности человеческого бытия в форме интегративного взаимодействия между полами;

  • выявлено, что характер любви в межличностных отношениях связан как с формированием романтического чувства (поиск идеала в любви), так и с погружением в обыденность, повседневность;

  • обоснована взаимосвязь любви и ненависти, проявляющаяся в целостности субъективного опыта, адекватном постижении реальности, а также в активности человека, которая противопоставляется состоянию равнодушия;

  • установлена взаимообусловленность любви и свободы, соотношение между которыми выражается в проявлении ответственности, выступающей важнейшей детерминантой формирования целостных межличностных связей;

  • любовь рассмотрена в качестве аутентичного отношения, посредством которого проявляется отраженная в природе человека склонность к бескорыстному со-чувствию и со-участию в бытии любимого.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Процесс концептуализации феномена любви в европейской философии характеризуется следующими этапами: а) в древнегреческой философии любовные переживания людей и богов осмысливались в рамках метафизической концепции любви как силы Космоса, порождающей материальные и идеальные предметы (онтологический аспект), вещи (физический аспект), красоту (эстетический аспект), знание (гносеологический аспект); б) средневековая теолого-метафизическая концепция любви концентрируется на этической интерпретации феномена любви, наделяя эту этическую ценность качеством сотериологического мистического средства (аксиологический аспект); в) философами Нового времени любовные переживания рассматриваются как комплекс иррациональных аффективных состояний (психологический аспект) и основа для построения ячейки социальной организации, которой является брак (социальный аспект).

2. Характер связи между полом, любовью и целью реализации сущности человека в качестве целостного существа заключается в том, что сексуальное влечение (которое мы не отождествляем с любовью) определяет половую идентичность, закрепляя определенные половые роли и поведение, но оно не позволяет создать полноценные межличностные отношения; для формирования последних необходимо присутствие любви, выступающей как принцип гармонии всех отношений человека с миром, характеристики целостности человеческого бытия.

3. Фаза «романтической любви» предполагает идеализацию объекта влечения, представление о другом человеке не только как о половом партнере, но и как о Друге. Для реализации своей сущности человеку нужен образ и живое проявление второй недостающей половины собственного бытия. При отсутствии таких ценностей человек закономерно сталкивается с ограниченностью собственного существования, неудовлетворенностью личной жизнью, расколотостью бытия культуры.

4. Факт взаимозависимости любви и ненависти раскрывает амбивалентность любого полноценного жизненного опыта, отражающего степень целостности человеческого бытия. Сущность человека в этом смысле раскрывается в любви, что может быть обнаружена сознанием только на фоне контрастного переживания, частным случаем которого является ненависть – негативное стремление к разрушению и смерти. Оба чувства взаимосвязаны между собой и противостоят своей имманентной активностью состоянию равнодушия, характеризующего неопределенность и незрелость человека.

5. Любовь и свобода взаимообусловлены: в состоянии любви свобода превращается из негативной «свободы от» в «свободу для» в силу того, что любовь порождает такую ценностную структуру сознания, которая позволяет признать автономию индивидуальности людей при их объединении в целое. Формирование ответственности, как в проявлении любви, так и в осуществлении свободы, указывает на взаимосвязь между данными ценностями. Нежелание брать на себя ответственность и неуважение свободы другого становятся основными условиями неудач и избегания любви.

6. В любви раскрывается внеэгоистичная сущность человека, которая является основанием возможности обретения целостности бытия человека, симптомом чего является факты альтруистического поведения, поступков вне мотивации, продиктованной собственной выгодой.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что исследование проводится на уровне философско-антропологического анализа, позволяющего рассмотреть любовь в контексте постижения природы человека, его духовно-душевно-телесной сущности. Диссертация ставит вопрос о необходимости целостного познания человеческого бытия, важнейшим проявлением которого выступает любовь.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по философской антропологии, религиоведению, культурологи, этики. Выводы и основные положения, представленные в исследовании, можно применить в качестве информационной базы при разработке и экспертизе психологических, социальных, педагогических программ и технологий.



Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 13 публикациях и излагались автором в докладах на Всероссийской научной конференции памяти С.Э. Крапивенского (Волгоград, 2008), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009, 2010, 2011), II Всероссийской научной конференции «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2010), Международной научной конференции «Мир человека: нормативное измерение – 2» (Саратов, 2010).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа и заключения. Содержание работы изложено на 150 станицах печатного текста. Библиография включает в себя 166 наименований, в том числе 5 источников на иностранных языках.


Каталог: upload -> iblock
iblock -> Контрольные (экзаменационные) вопросы по философии
iblock -> Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте
iblock -> Об итогах работы в 2014 году учреждений культуры, спорта и молодежной политики и перспективах развития сферы культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе Благовещенский район Республики Башкортостан
iblock -> Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 021100 «Юриспруденция»
iblock -> Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Программа профилактики аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа
iblock -> Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300 «Психология»для абитуриентов, не имеющих базовой подготовки
iblock -> Управление медицинских проблем материнства и детства мз РФ
iblock -> Процесс международных переговоров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница