М. Широкова современные знания – в жизнь



страница1/18
Дата13.05.2016
Размер4.36 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18





Частное учреждение образования

«Институт современных знаний имени А. М. Широкова»


СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАНИЯ –

В ЖИЗНЬ


ХI Международная научно-практическая студенческая конференция


Минск 2012

УДК 37+001

С56

Р е д а к ц и о н н ы й с о в е т :


В. А. Мищенко (председатель), Л. Г. Колпина, Е. Ю. Олейник,

В. Ф. Мартынов, А. А. Змачинский, С. В. Кручинин, Е. И. Ахвердова,

Н. Н. Кандауров, Л. Е. Дягилев, Ю. В. Виланский, Ю. И. Зиновьев

С56 Современные знания – в жизнь : ХI Международная научно-практическая студенческая конференция.– Минск : Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова», 2012.– 288 с.


ISBN 978-985-547-032-9.
Сборник содержит материалы по проблемам развития социально-гуманитарных наук, современной культуры и искусства, экономики и управления малым и средним бизнесом, межъязыковой и культурной коммуникации, информатики и управления, физической культуры и спорта.

Для студентов вузов, аспирантов и преподавателей.



УДК 37+001



ISBN 978-985-547-032-9 © Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова», 2012

ДОКЛАДЫ

НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ



МОДЕРН.

ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА ФЕДОРА ШЕХТЕЛЯ

И ХУДОЖНИКА АЛЬФОНСА МУХИ
Дыро К.В., студентка 2-го курса факультета искусств

Научный руководитель Дягилев Л.Е, доцент, зав. кафедрой дизайна
Модерн (от фр. moderne – современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), Югендстиль (нем. Jugendstil – «молодой стиль») – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX века. Это был период расцвета прикладного искусства. Архитекторы и художники стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений с архитектурной формой, сознательно вовлекая в сферу прекрасного утилитарную деятельность человека.

В 18601870 гг. в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. В 1880-е гг. в работах ряда мастеров стали проявляться черты нового стиля, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Художники и архитекторы черпали вдохновение из искусства Древнего Египта, Японии и других древних цивилизаций. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира и водной стихии. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».

Зодчие обратились к тому, что казалось наиболее зримым воплощением нового времени – к новой технике, новым материалам и конструкциям. Они ставили перед собой цель отрешиться от двойственности подражательной архитектуры XIX века. Отказ от подражательства означал стремление создать новый стиль не с помощью новых декоративных средств, а полностью изменить его философию. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы предметной среды были бы выполнены в едином ключе. Вследствие этого возрос интерес к проблеме взаимодействия прикладных искусств – керамики, стекла, декоративной пластики, прикладной графики и архитектуры.

Модерн знаменует собой зарождение новой архитектурной системы. Создатели нового стиля восстали против сложной и разветвлённой системы философских, методологических и эстетических норм, утвердившихся в Европе со времён Возрождения, а в России – со времён Петровских преобразований [1].

Новые формы в понимании модерна – это не только новый декор, но художественно-выразительная интерпретация утилитарной формы как результат нового понимания полезного и прекрасного. В модерне чистота деления на формы утилитарные и художественные исчезает. Особенность зарождающейся вместе с модерном архитектурной системы заключается в гибкости, отсутствии каноничности. В противоположность эклектике модерн основывается на том, что красота присуща самим зданиям, предметам, декору, но не придаётся им в виде украшений.

В архитектуре модерна в Беларуси выделяют два этапа: 1) ранний, отличающийся стремлением найти новые декоративные формы, эффектную композицию (с башнями, шатрами, фронтонами, арочными проёмами и др.); 2) связан с индустриальной эпохой и появлением новых типов сооружений, а также с новыми декоративными решениями, связанных с академическими стилями (готика, ренессанс).

Архитектура модерна в Беларуси в конце XIX – нач. XX века приобретает региональные особенности (в зависимости от западноевропейских и русско-византийских стилевых корней). Открыто демонстрируются деревянные конструкции каркасных стен, балконов, крыльцо, консолей (дворец в усадьбе Лошица, (Минск); усадьба в Лужесно (Витебск) и др.). Иногда деревянные конструкции имитировали готический фахверк. Национальный колорит архитектуры белорусского модерна проявляется в интересе архитекторов к местным строительным материалам, а также приёмам народного зодчества. В зданиях, особенно усадебно-дворцовой и промышленной архитектуры, широко применяются валуны, бут, декоративные композиции из разноцветных камней (усадьба в Лынтупах, костёл в Докшицах). Особенно это касалось производственных сооружений – броварах, мельницах и др. Широко используется маёликовая плитка (Часовня в городском посёлке Мир, 1904 г., здание земельного банка в Витебске, доходные дома на улице Революционной в Минске (начало XX в.) [2].

Особенностью зданий в застройке городов в стиле модерн является их композиционное построение с входным портиком, боковыми ризолитами и угловыми башенками (Архиерейское подворье, Минск, 1913 г.). В монументальной архитектуре стиль модерн базировался на готических, барочных, русско-византийских формообразованиях (костёл в Солах, 1933).

Для архитектуры модерна характерны не только обновления закономерностей, отношений, средств архитектурной выразительности, формообразующая роль новой техники, но и чрезвычайное усложнение образного строя произведений, впервые обнаружившееся в «неоготике». К числу произведений, где это направление впервые предстало как нечто законченное и самостоятельное, относятся российские павильоны для международных выставок в Париже (1900) и Глазго (1900). Первый был разработан К.А. Коровиным и И.Е. Бондаренко, второй – Ф.О. Шехтелем.

Смятение, внутренний драматизм, ощущение неустойчивости и переходности момента, эмоционально-лирическое начало, стремление к обобщенности – таковы настроения в архитектурных образах модерна. Все это воплотилось в сооружениях Федора Шехтеля.

Знаменитый русский архитектор-художник Федор Осипович Шехтель является одним из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX–XX столетий. Модерн стал одним из направлений в архитектуре который его заинтересовал. Ф. Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизует их с учётом современных функций. Зачастую облик здания строится, как в известнейшей его постройке – особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900 г.). На причудливом контрасте геометричной тектоники беспокойный декор как бы живет собственной жизнью. Этот дом известен тем, что в нём провел последние годы жизни Максим Горький.

Среди других его значительных работ (1901–1909 гг.) – особняк А. И. Дерожинской, дом «Московского общества страхования от огня», доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища, типография П. П. Рябушинского «Утро России» [1].

Говоря о модерне хочется вспомнить еще об одном ярком представителе этого стиля – чешском художнике Альфонсе Мухе, творчество которого воплотилось в талантливых произведениях живописи, графики, сценографии.

Родился Альфонс Муха 24 июля 1860 года в Иванчице, маленьком городке Моравии. Начало его творчества началось в Доме Kautsky-Brioche-Burghardt, специализировавшем на декоративной фурнитуре для венских театров. Именно там Альфонс Муха преуспел в декоре, и осознал свои возможности, после чего решил, во что бы то ни стало стать полноценным художником.

Поворот в его судьбе, определивший всё дальнейшее творчество, наступил в 1894 г., когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс» казалось бы ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям: из них «Дама с камелиями«, «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации театральных постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был даже возлюбленным знаменитой актрисы [3, 4].

В эти годы он приобрел широкую известность так же как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров – от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Композиции обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров Климта, Врубеля, Бакста, его произведения дышат спокойствием и негой.

Плакаты, созданные Альфонсом Мухой занимался в 1895–1905 гг., выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна – стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма. Он был одним из тех, кто поднял плакат (театральный и рекламный), прежде воспринимавшийся как нечто второстепенное, до уровня высокого искусства.

Обобщая творчество Ф. Шехтеля и А. Мухи, ярких представителей стиля модерн, следует сделать вывод об огромном влиянии их творчество на дальнейшее развитие стиля и на новые стилистические поиски. Сегодня невозможно представить творчество дизайнеров без использования наиболее ярких черт стиля модерн – ярких пятен в чистых линиях, открытых пространств и отсутствия традиционных орнаментов. Это стиль 20-го века.

С появлением телевидения, поп-культуры характерные черты стиля модерн входят в дом каждого современного человека.

В настоящее время интерьер в стиле модерн завораживает плавностью форм и линий, удивительным сочетанием абстракции и стилизованных природных мотивов. Это светлые, чаще просто белые стены, высокие плинтуса, огромные панорамные окна, даже стены из стекла. Все это замечательно вписывается в современные интерьерные решения, а маленькие по размеру современные квартиры могут наполнить помещение удивительной легкостью и красотой классического модерна.

Современное прочтение стиля модерн серьезно обогащается новыми материалами и текстурами, что делает его все еще более многообразным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кириченко, Е. Фёдор Шехтель / Е. Кириченко. – М. Стройиздат, 1973. – 141 с.

2. Архiтектура Беларусi: нарысы эвалюцыi ва ўсходнеслаянскім и еўрапейскім кантэксце: у 4 т. Другая палова XIX – пачатак XX ст. / А.I. Лакотка [i iнш.] i навук.рэд. А.I. Лакотка – Мiнск: Беларус. навука 2007. – Т. 3. кн. 2. 549 с.

3. Артур, Эллридж. Триумф стиля модерн. Альфонс Муха / Эллридж Артур; [пер. с французского Тина Золотова]. – М.: МАГМА 2001. – 223 с.

4. Ульмер, Рената. Альфонс Муха / Рената Ульмер; [пер. И.А. Белинцевой, ред. Т.И. Хлебнова]. – М.: Арт-Родник, 2002. – 95 с.



СЕМАНТИКА ЦВЕТА В РЕКЛАМЕ
Слуцкая О.А., студентка 3-го курса гуманитарного факультета

Научный руководитель Рыбарева Е.В., старший преподаватель кафедры культурологии
Психические процессы в рекламе (ощущение, восприятие, память и др.) интенсивно исследуются психологами с начала XX века. Специфика таких исследований состоит в том, что тот или иной психический процесс изучается не сам по себе, а обязательно в связи с конкретными продуктами рекламной деятельности. Основным методом изучения психических процессов в рекламе является эксперимент. Закономерности, обнаруженные при исследовании памяти на бессмысленном материале (слоги, наборы цифр, сложные абстрактные геометрические фигуры и т.д.), приобретая в конкретной ситуации «опредмеченную», осмысленную форму, получая специфическую окраску и подкрепляясь при этом сильной потребительской мотивацией, начинают меняться.

Среди экспериментальных исследований в области психологии рекламы традиционно большое место занимают работы по изучению влияния размера рекламного объявления на привлечение внимания покупателей. Большое значение психологи уделяют вопросу соотношения времени восприятия рекламных объявлений и форм подачи рекламных материалов. Рассматривая рекламный плакат, люди стараются получить максимально большее количество информации за достаточно короткое время. Быстро просматривая рекламу, они стремятся выделить то, что может их заинтересовать. Размещая рекламу в особо благоприятных местах (автобусные остановки, метро) можно рассчитывать на более длительное ознакомление с ней потенциального покупателя. Поэтому с психологической точки зрения рекламные материалы считаются более эффективными, если они выполнены таким образом, что потенциальный потребитель может быстро понять суть рекламного предложения и получить всю необходимую информацию для покупки того или иного товара. Большую роль для создания психологического эффекта понимания наблюдателем содержания рекламного сообщения играют графические объекты (фотографии, рисунки).

Удачная реклама основана, прежде всего, на непроизвольном внимании. Исходящее от рекламы воздействие входит в сознание наблюдателя и подвергается произвольному вниманию. Исследуя процессы привлечения внимания в рекламе, многие психологи указывают на то, что непроизвольное внимание указывает ценностный фактор. Наиболее привлекательной оказывается реклама с указанием цен, так как цена является одним из основных факторов, определяющих решение о покупке товара.

Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетания различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и, наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных атрибутов.

Цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта. Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный – визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров. Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Важный вывод для рекламной индустрии – цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

Семантика цвета. Красный – настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание купить рекламируемый товар. Семантика этого цвета – «внимание, не проходите мимо, действуй ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам». Оранжевый – помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Данный цвет лучше использовать в рекламе медикаментов, детских товаров и услуг в области образования. Желтый – настраивает на коммуникабельность. Способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому его лучше использовать в рекламе товаров типа «хай-тек», так же желтый будет удачен в рекламе детских товаров, туристических фирм и PR-агентств. Зеленый – смягчает, снимает остроту переживаний, оказывает целительное, расслабляющее действие. Будет уместен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических услуг, центров здоровья. Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства. Диапазон использования может быть самым широким: от рекламы товаров для женщин до услуг брачных агентств. Голубой – тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, платонических, цвет мира и гармонии. Синий – помогает не распыляться по мелочам. Привлекает сразу к себе внимание, но не вызывает отрицательных эмоций. Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточенности. Помогает абстрагироваться от всего ненужного. Стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Будет уместен в рекламе предоставления услуг творческой элите. Черный – цвет самопогружения, изоляции. Не рекомендуется использовать в печатной рекламе, только в качестве цвета шрифта. Белый – цвет полной открытости. Не несет никаких неприятных ощущений. Стоит заметить, что моноиспользование в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект.



Влияние цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, а изогнутые – с изяществом. Однако это справедливо только при определенных условиях. Частые вертикальные и горизонтальные линии и контрастные цвета, выбранные для изображения, вызывают неприятные ощущения. Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других. Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта, незавершенные формы человек стремится мысленно дорисовать. Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Веркман, К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / К. Веркман.– М.: Академия, 1999.

  2. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе / В.Г. Зазыкин.– М.: Наука, 1993.

  3. Русалов, В.М. Современная психология: Справочное руководство / В.М. Русалов, под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999.

  4. Шуванов, В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. – Ростов н/Д., 2005.

  5. http://psycholevity.com/books/psychology-for-everyone/19

СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ МУЗЫКИ К ВИДЕОИГРАМ


Смертина А.А., студентка 4-го курса факультета искусств

Научный руководитель Ивановский А.С., старший преподаватель кафедры художественного творчества и продюсерства
Хотя видеоигры сегодня стали таким же самостоятельным медиапродуктом, как и кинофильмы, до сих пор ведётся спор о том, считать ли их искусством или расценивать исключительно как развлечение. Британская академия кино и телевизионных искусств награждает, наряду с лучшими фильмами, лучшие игры года. Музыка к видеоиграм – сложный жанр, его специфика находится в зависимости от нескольких условий.

Во-первых – это технология создания игр, которая имеет несколько этапов эволюции. До изобретения CD-носителей музыка вынуждена была вписываться в возможности звуковоспроизведения игровой консоли – чем проще организована техническая платформа, тем ниже художественная сторона музыкального оформления. Сопровождение игры изначально сводилось к отдельным звукам, как правило, двух-трёх, которые иллюстрировали происходящее: выстрелы, передвижение героев и т.д. Позднее начали применяться лупы (небольшой повторяющийся кусочек бита или мелодии) – технология была рассчитана на малый объём памяти и способность организации длительного игрового процесса за счёт возможности лёгкой смены лупов. Однообразность генерируемого звука приводила к тому, что слух быстро привыкал к трэку, и музыка не отвлекала игрока. С середины 80х гг. в играх стали использоваться сэмплы (небольшой оцифрованный аудиофрагмент), что дало возможность более реалистичного звукового оформления игры. Сэмплирование в основном проявило себя на консолях, для домашних компьютеров музыка создавалась посредством MIDI-технологий, что позволило упростить процесс создания музыки к играм и работать с каждым её элементом отдельно.

Во-вторых, с развитием аудио- и видеотехнологий появилась возможность внедрения яркого драматургического элемента в игру. К музыке видеоигры стали предъявлять такие же требования, как к музыке кинофильмов: смена локаций и состояний героя должна отражаться в части звукового оформления, нести смысловую нагрузку. Исходя из этого принципа, музыка к видеоиграм классифицируется следующим образом:

– музыка для роликов или неинтерактивных сцен (игрок не участвует в происходящем на экране – введение, зарисовки);

– фоновая музыка, привязанная к меню, настройке функций и другой работе с технической частью игры;

– интерактивная музыка – способная, реагировать на действие игрока.

Последняя классификация является исключительно игровым изобретением и требует особой специфики исполнения: фрагменты музыкального интерактивного сопровождения, с одной стороны, должны быть контрастными, чтобы было возможно проследить смену состояния игрока, но с другой – так организованы, что могли бы спокойно и логично сменять друг друга при необходимости с любого места своего звучания.

Так же можно говорить не только о влиянии игрока на музыку, но и о влиянии музыки на процесс игры, что ярко прослеживается на примерах танцевальных игр и серии Guitar Hero. Сегодня музыка активно выходит за пределы игрового пространства: издаются диски с саундтреками к играм, в Японии (а с 2006 г. в Европе и Америке) с успехом проходит серия концертов Play! A Video Game Symphony, где слушателям предлагают мелодии из популярных видеоигр.

ЛИТЕРАТУРА
Бровко, Р.А. Музыка в видеоиграх: опыт характеристики и анализа // Электронная музыка. – 2010. – № 10.

Википедия. Музыка в компьютерных играх // Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/Музыка_в_компьютерных_играх. – Дата доступа: 20.02.2012.



ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ

КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД С 2012 ПО 2020 ГОДЫ
Пичкин К.В., студент 5-го курса факультета управления

Научный руководитель Жуковец В.М.
Сроки действия Программы развития промышленности в Республике Беларусь на период с 2001 по 2010 год истекли, в связи с этим со всей остротой назрела необходимость разработки новой Программы на ближайшую перспективу. Основанием для разработки Программы промышленной политики на 2012–2020 гг. явилось поручение Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2010 года № 153. На основании этого поручения Минэкономики была создана рабочая группа постоянно действующей комиссии по развитию промышленного комплекса. Программа рассчитана на две пятилетки – 2012–2015 и 2016–2020 гг. В поручении № 153 содержится распоряжение Министерству экономики «провести системный анализ развития промышленного комплекса» и к 1 февраля 2012 г. представить Программу развития промышленного комплекса до 2020 г.

Программа промышленной политики состоит из трех пакетов документов:

1) Концепция промышленной политики до 2020 г.; 2) План мероприятий по реализации Концепции промышленной политики; 3) Пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих выполнение данной Программы

В основном документе – Концепции промышленной политики, сформулированы цели, направления работы, инструменты реализации выдвинутых целей.

Основная цель Концепции – построение инновационно-промышленного комплекса страны с большим экспортным потенциалом.

Основные направления работы на предстоящий период по реализации поставленной цели следующие:

– развитие и совершенствование традиционных отраслей, доставшихся Республике Беларусь в наследие от Советского Союза;

– модернизация топливно-энергетического комплекса страны;

– развитие высокотехнологичных производств.

Методы и механизмы осуществления промышленной политики – инновационная, инвестиционная и структурная политика с целью регулирования устойчивого экономического роста.

Инструменты для реализации выдвинутых целей и задач СЛЕДУЮЩИЕ:


  1. Переход от административных к экономическим методам хозяйствования.

  2. Совершенствование структуры управления промышленностью.

  3. Переход к инновационой модели развития.

  4. Осуществление институциональных и законодательно-правовых преобразований.

  5. Совершенствование отношений собственности, стимулирование перехода к современным формам бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка.

  6. Совершенствование внешнеэкономической политики, целью которой является улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках.

  7. Важным инструментом при реализации промышленной политики является денежно-кредитная и финансовая политика. Её реализация призвана придать динамизм и устойчивость в экономическом развитии. Задача состоит в том, чтобы извлечь уроки из прошлого и не допустить кризисных ситуаций в финансовом секторе.

В преамбуле Концепции дан системный анализ развития экономики за последнее десятилетие. Отмечается, что наша страна превратилась в высокоразвитое государство с мощным промышленным потенциалом и динамично развивающимся агропромышленным комплексом. Однако есть неиспользованные резервы, которые сдерживают наше продвижение вперед. В их числе:

1. Низкая производительность труда. К примеру, на одного работника промышленного предприятия в странах ЕС приходится объем выпущенной продукции в размере 55–60 тыс. долл., а в нашей стране – 15 тыс. долл., т.е. по уровню производительности разрыв в 4 раза.

2. Высокая материалоемкость производства. В Республике Беларусь в структуре себестоимости продукции 70% приходится на сырье и материалы, а в Западных странах материальные затраты составляют 25–30%.

3. Несовершенство структуры управления в промышленности. Управление данной отраслью разобщено и разбросано по различным секторам. К примеру:

а) есть министерство промышленности, куда входят отрасли машиностроения, металлургия;

б) наряду с ним имеются концерны с соответствующими органами управления. В их числе Беллегпром, Белнефтехим, Белпищепром и т. д.

Таким образом, налицо разобщенность, нет единого координатора. Как говорится, «у семи нянек дитя без глазу».

4. Низкая технологическая база. Сравнение и здесь не в нашу пользу. В Республике Беларусь только 5% предприятий от их общего количества в промышленности высокотехнологичны. На Западе этот показатель составляет 60–70%. В нашей стране третий технологический уклад, а на Западе – пятый. То есть, если у нас средний возраст оборудования составляет на предприятиях 20 лет, то на Западе – от 6 до 10 лет. Таким образом, временной разрыв в использовании техники колеблется в пределах от 3 до 5 раз.

С учетом изложенных недостатков Концепцией промышленной политики предусмотрено:

1. В целях совершенствования управления промышленностью планируется создание Министерства промышленной политики. В его обязанности будет координация деятельности всех отраслей промышленности из единого центра.

2. Предусмотрено в течение прогнозируемого периода сократить разрыв в сравнении с западными странами по производительности труда в два раза. Механизм реализации поставленной задачи следующий:

– модернизация оборудования;

– введение новых предприятий, оснащенных высокотехнологическим оборудованием, соответствующим мировым стандартам;

– повышение трудовой дисциплины, исполнительности и мотивации в результатах труда каждого работника и коллектива в целом.

3. В ближайший период планируется введение «показателя инновационости» как основного показателя оценки деятельности кадров. Такое большое значение этому показателю придается в силу того, что рост производительности труда невозможен без новых технологий, новшеств.

4. Структурные реформы и стратегию промышленного развития надо увязывать с партнерами Беларуси по интеграции. В едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана должна быть общая промышленная политика.

5. Концепция промышленной политики, которая готовится по поручению Президента и в ближайшее время будет опубликована, станет базой для осуществления структурных реформ национальной экономики.

6. В целях правового обеспечения структурных реформ будет принят целый пакет законов, нормативно-правовых документов. Первым из них стал Указ Президента Республики Беларусь № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокотехнологичных производств».



Каталог: dokumenty
dokumenty -> Программа учебной дисциплины «Логика» Раздел логика как наука лекции 2 часа. Практические занятия нет
dokumenty -> Обсуждено и утверждено на заседании педагогического совета мбдоу №129
dokumenty -> Ростовской области
dokumenty -> Взаимодействие преподавателей и студентов в контексте перехода на двухуровневую систему образования
dokumenty -> Программа по курсу «юридическая психология»
dokumenty -> Программа профилактики девиантного поведения студентов юргту(нпи)
dokumenty -> Дифференциальная диагностика зпр
dokumenty -> Направление подготовки 030300 Психология Профиль подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница