М. Ю. Буршнева, воспитатель Арт-терапия как система социально-психологической адаптации детей-инвалидов по зрению в общество Дефект



Скачать 297.8 Kb.
Дата20.05.2016
Размер297.8 Kb.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №1 имени К.К.Грота Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

М.Ю.Буршнева,

воспитатель

Арт-терапия как система социально-психологической

адаптации детей-инвалидов по зрению в общество
Дефект - это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития в сфере культурно-психологического развития ребёнка, в области высших психических функций и овладения культурными приемами и способами поведения.

Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как синтез действия биологических и социальных факторов.

Люди все больше проявляют интерес к закономерностям физиологического и психологического развития человека, а также к различным способам общения друг с другом.

Одной из наиболее актуальных проблем является проблема межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психологии людей с ограниченными физическими возможностями, осознание трудностей, связанных с вхождением детей с патологией развития в социум, является первым шагом на пути интеграции инвалидов и физически здоровых людей.

Изучение психики незрячих и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих следующими особенностями:


  1. На общечеловеческие проявления психики слепых и слабовидящих оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения), которые маскируют и зачастую искажают проявления основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма.

  2. Сложность изучения психики незрячих и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, попадающих под данное определение, очень разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций.

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты:



  • слепорожденные - к этой группе относят людей, потерявших зрение до становления речи, т.е. примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений;

  • ослепшие - потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления.

С исследованием физиологических механизмов компенсации связаны такие всемирно-известные имена, как И.И.Павлов и П.К.Анохин. Исследования П.К.Анохина показали следующее:



  1. Рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта.

  2. Независимо от характера и локализации дефекта компенсаторные приспособления осуществляются по одной схеме и подчиняются единым принципам.

Выпадение или глубокое нарушение функции зрения прежде всего сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. А.Г.Литвак объяснял это явление тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.

Л.И.Солнцева, отмечая особенности развития незрячего ребенка, писала: "Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира".

Однако, принимая во внимание положение Л.С.Выготского о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать действия этих неблагоприятных факторов на развитие ребенка. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения, активность, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.
На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось представление о слепом человеке, как о глубоко ущербной и неполноценной личности. Слепым людям приписывались разнообразные отрицательные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, эгоцентризм и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слепого ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Нарушения зрения оказывают влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Однако интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей. Таким образом, содержательная сторона психики при правильно организованном обучении оказывается независимой от дефектов зрения.

Подчеркивая большую роль социально-психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии, Л.С. Выготский писал, что наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, "перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность".

Современные тифлопсихологи, изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.


Для большинства незрячих и слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становление личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которой осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.

Если незрячему ребенку не удаётся преодолеть трудности адаптационного периода, у него появляются робость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

Успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями развития в общество. Большое значение для такого преодоления имеют занятия арт-терапией.


Слово "терапия" в переводе обозначает «лечение», слово "арт"искусство. Какая деятельность может быть арт-терапией? Любая творческая деятельность. И прежде всего - собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, лепка, фантазирование, конструирование - это тоже очень эффективно. Форма проведения занятий может быть как сугубо индивидуальной, так и групповой. Работа может сочетаться с музыкальным воздействием, элементами драматизации и медитации - спектр «инструментов» практически неисчерпаем. С обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала, исправлением его содержания после получения «обратной связи» и собственных прозрений.

Есть и более пассивные способы. Ребенок просит рассказать ему сказку и это тоже творчество, может быть, менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступное и содержательное. Эффективны все виды творчества.

Арт-терапией должны заниматься все. Родители, учителя, воспитатели, врачи-психотерапевты. И в наибольшей мере воспитатели в культурно-досуговой деятельности незрячих и слабовидящих детей в условиях их проживания в школе-интернате. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с детьми, делать это частью их жизни. Но есть несколько условий, которые необходимо при этом соблюдать. Творчество, любое и в любой форме, должно быть для ребенка радостью, в нем невозможно никакое принуждение. Пусть ребенку захочется читать, рисовать, лепить, слушать музыку или книжку, а воспитатель с радостью откликнется на желание ребёнка. Если у ребенка во время занятий скука, если он делает что-то через силу - ничего хорошего не происходит. Скорее, вред. Творчество, чтобы оно приносило пользу, должно быть радостью.

Надо поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству у ребенка и если оно возникло, его нужно обставлять его как очень важное и радостное дело. Родители не только сами должны радоваться «произведению» ребенка, но и рассказывать о творческой удаче родственникам, вывешивать наиболее удачные рисунки на видном месте, обязательно с гордостью показывать гостям. Пусть ребенок радуется, любит свое творчество. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Только тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и очень поможет ему в его будущей, может быть, не очень легкой жизни.


На успешность социально-психологической адаптации незрячих людей положительно влияют разные виды творческой деятельности, в которых они сами, в процессе игр, дискуссий, театральных постановок и др. открывают закономерности и особенности взаимоотношений в мире людей, а также приобретают важные для этого качества и умения.
Игротерапия

От лиц, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практического и теоретического опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолевать зрительные ограничения таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к развитию тех способностей и склонностей, которые могут способствовать максимальной самореализации. Большая роль в активизации ребенка в реабилитационной работе принадлежит организации досуга слабовидящих и незрячих детей. В начальной школе после уроков игра является средством активизации, так как, играя, ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях.


Игры как средство реабилитации подразделяются на:

  1. Игры, развивающие двигательные навыки.

  2. Игры, развивающие умственные способности ребенка.

Учитывая психологию незрячего и слабовидящего ребенка, педагогу в интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими, крупными и привлекательными игрушками. В игровой деятельности следует постепенно усложнять сюжет и правила игры. Важно развить и закрепить каждый элемент совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка. Сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать. Для включения детей в игровую деятельность необходимо учитывать психологические особенности их возраста. Они диктуют важность учета того, какие использовать игры и игрушки в реабилитационной работе.
Изотерапия

Терапия изобразительным творчеством – это занятия в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих функций организма. В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие мозга. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапевтическая работа предполагает большой набор различных материалов для творческого процесса. Это могут быть: краски, карандаши, восковые мелки; журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль; природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки; глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто; бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, разные типы клеев, скотч.

Материалы для художественного творчества можно определить как нечто, из чего состоят разные предметы или из чего они могут быть созданы, вещественная составляющая чего бы то ни было. Материалы, используемые для создания художественной продукции, могут представлять все что угодно и иметь определенный вес, плотность, текучесть, пластические свойства, текстуру, форму и цвет.

Всё это поможет сформировать у незрячего ребёнка представления о предметах и их свойствах. Творит каждый как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить свои мысли, переживания, чувства.
Музыкотерапия

Музыкальную терапию широко применяют для работы с широким спектром нарушений, в частности:

• отклонения в развитии;
• эмоциональная нестабильность;
• поведенческие нарушения;
• сенсорный дефицит.
Д. Кемпбелл утверждает, что музыкальная стимуляция улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Музыкальное удовольствие – это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки.

Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Особенно это полезно незрячим малоподвижным детям.

Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать, когда возвращение и воскрешение прошлых событий – одна из главных задач.

Музыка и речь – это родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения, а также для развития речи.

Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединить людей в делах, мыслях, чувствах (на празднике, соревновании, в конкурсах, на вечерах).
Сказкотерапия

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации жизненно важных явлениях, о жизненных ценностях.

В сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина, какие этапы в процессе самореализации проходит женщина, какие «ловушки», искушения, трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться, как приобретать и ценить дружбу и любовь, какими ценностями руководствоваться в жизни, как строить отношения с родителями и детьми, как бороться и прощать.

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета», помогают развиваться способности человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования целеполагания и терпения. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что арт-терапия как система социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих детей считается мягкой, но эффективной. Арт-терапия – это лечение искусством, оно не просто лечит, а развивает способности и, прежде всего, творческие, которые способствуют более ясному, тонкому выражению человеком своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. Также это способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для детей с ограниченными возможностями, которые в силу физических и психических особенностей своего состояния зачастую социально не адаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт осознания себя, развитие новых навыков и умений позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала способствует возможностям принимать решение, более успешно отстроить свою жизнь.
Глава 2

Возможности применения арт-терапевтических методов

в работе воспитателя со слепыми детьми

Может быть, самое высокое умение всякого воспитателя, самое мудрое его искусство - это умение получать радость от самого общения с ребёнком, от самого процесса воспитания. И щедрое умение дарить эту радость детям.

От нас зависит то настроение, тот моральный «воздух», которым дышат слепые дети. В наших силах как можно чаще разряжать обычные будни в школе-интернате непохожими на них интересными, увлекательными, доступными для незрячих детей играми, занятиями, праздниками.

Каждый из нас замечал, как благоприятно действует радостная, весёлая, дружелюбная обстановка в доме, классе или группе. Созданию такой обстановки всегда способствует подготовка и проведение праздника.

Если говорить о празднике в группе интерната, то он может начаться с самого простого - прочтения интересной книжки, просмотра кинофильма, рассказа о каком-нибудь полезном деле. «А давайте!...» - с этих слов должна начаться подготовка праздника, которая включает в себя ряд этапов:


  1. Коллективное выдвижение идеи (фиксируются все предложения).

  2. Коллективное обсуждение возможных вариантов сценария, отбор приемлемых идей в соответствии с условиями и возможностями детей.

  3. Коллективное планирование дела и ожидаемых результатов.

  4. Выбор актива, распределение ответственности среди членов актива.

  5. Подготовка дела, инструктажи.

  6. Проведение дела: праздника, викторины, КВН, соревнования и т.д.

  7. Коллективный анализ и оценка дела, выявление достоинств и недостатков (концентрация на положительном и удачном).

  8. Последействие, определение перспектив, организация «радости завтрашнего дня»

Организуя коллективную деятельность детей, педагог всё время должен видеть в ней состояние каждого отдельного воспитанника, его сильные стороны — уверенность в себе, напористость, способность убедить в своей правоте и повести за собой или, напротив, комплексы и «защиты»: обидчивость вспыльчивость, застенчивость и т.д. безусловно, вторых нужно взять под свою защиту и оказать в нужный момент поддержку: «Действуй, а я тебе помогу!»

Всем участникам мероприятия и каждому в отдельности понравится такое дело, где он как-то сумел проявить себя, оказать влияние на других, добиться успеха, испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя.

После таких состояний и приобретённого успешного опыта ребята с удовольствием примутся за организацию нового дела. И так после прочтения детям книги С.Чёрного «Мои собачьи мысли, или Дневник Фокса Микки» мною был разработан сценарий Новогоднего представления в классе, для ребят и их родителей.
ЗВЕРИНЫЕ ИСТОРИИ ИЛИ МОИ СОБАЧЬИ МЫСЛИ

Новогоднее представление в классе слепых

Цель: Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями зрения.

Коррекционные цели:


    1. Преодоление трудностей связанных с физическими и психическими особенностями детей с нарушениями зрения;

    2. Развитие творческого потенциала детей со зрительной патологией;

    3. Осознание себя в обществе;

    4. Активное участие в коллективном проекте.


Задачи:

  1. Доставить радость и удовольствие детям и взрослым.

  2. Учить детей добру и взаимопомощи в трудных ситуациях.

  3. Формировать навыки приёма гостей, отвечая за интересный досуг.

  4. Раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

  5. Суметь превратить пассивных зрителей, в активных.

  6. Закрепить правила этикета при общении и за столом.


Ход мероприятия

Место и действие:

Класс нарядно украшен. Стоит ёлка. Звучит музыкальная фонограмма. На столах угощения, за столами родные и близкие ребят, классный руководитель. Дети-артисты одеты в костюмы персонажей сказки, изготовленные совместно детьми, воспитателем и родителями.



Ведущая (Катя) Снова к нам пришёл сегодня Праздник елки и зимы, Этот Праздник Новогодний, С не терпеньем ждали мы. Сегодня здесь закон простой, Пой и танцуй, танцуй и пой! Простим сегодня все ошибки, Но не отсутствие улыбки!

Ведущая Катя надевает маску собаки Микки

Микки:

Здравствуйте, гости дорогие!

Р, р, р - гав! Я - фокстерьер Микки! У меня есть хозяйка, её зовут Зина.

Но сегодня все заняты, никто не обращает на меня внимание.

Все куда-то бегут, что-то делают…

Скучно.


Пойду, телевизор включу.

Интересно, спектакль показывают.

Смотрите, смотрите там такие занятные Зверушки!

Заяц:

Надоело ждать, ей-богу!

Я от дедушки Мороза вкусного гостинца жду! (пауза)

Давай-ка, Мишка поиграем,

Друг-друга мы подогоняем.

Медвежонок:

Ну, давай поиграем



Заяц:

Слышишь, Мишка, отвечай!



Медведь:

Думать, Заяц не мешай! Сам себя ты погоняй, а ко мне не приставай!



Заяц:

О чём, ты думаешь. Медведь?



Медведь:

Дедушка Мороз придет, всем подарки принесёт.

А ему-то кто подарит?

Радость кто ему доставит?



Заяц (задумчиво):

Точно, Мишка, будем думать. Можно что-нибудь придумать!



Медведь:

Давай подарим ему что-нибудь сладкое. Да-да что-нибудь ОЧЕНЬ сладкое!



( оба думают)

Заяц:

Я морковку подарю. Очень вкусную, свою! ( показывает )



Медведь:

Ну а я – душистый мёд, весь бочонок этот вот! (показывает )



Заяц :

Но морковочка вкусней и послаще и сытней.



Медведь:

Мёда лучше нет на свете, это знают даже дети.



Заяц:

Нет! Морковка лучше!



Медведь:

Нет мёд!

Ну, хорошо, хорошо! И морковку и мёд подарим.

Радость дедушке доставим.



Заяц:

Всё ж морковочка моя полезная, хрустящая.

Ах! Какая вкусная! (откусывает)

Медведь –

Нет мёд вкуснее! (запускает лапу в бочонок)



Заяц:

Мишка, дай медку попробовать.



Медведь:

А его съел мой рот. (заглядывает в пустой бочонок)

А где твоя морковка?

Заяц:

Её мои зубки сгрызли.

ОЙ. Ребята. Помогите!

Медведь –

ЧТО нам делать подскажите!



Микки:

Помогите!? Подскажите!? (отворачивается от телевизора)

У деда мороза целый мешок подарков.

И он умудряется его потерять в лесу, оправдываясь, будто баба Яга его

обманула. Странный этот дед Мороз?

Мне бы лучше косточку подарили или конфету!

Пойду, посмотрю. Что моя хозяйка делает.

Зина? Ты где? А. она что-то с куклой делает. ИГРАЕТ…



Алинадевочка Зина (в руках держит куклу).

Зина (кукле):

Давай, доченька, раздеваться, умываться и спать ложиться. ОЙ! Да у тебя

пеленка мокрая! Сейчас я тебя переодену, моё солнышко. ( целует куклу)

Микки:

Вот как!? Целует в носик., в пяточку? А когда я был щенком и устраивал

совсем-совсем маленькую лужицу на полу – меня ТЫКАЛИ в неё носом…НЕ справедливо!!! И почему никто не догадался дать мне косточку? Никто со мной не играет, скучно… Пойду опять к телевизору. (в телевизоре) Никита (ведущий кулинарного шоу) И так, дорогие зрители:

Нарежем лук порей, цуккини, манго, авокадо,

Заправим соусом « Кальве»

Сбрызнем лимонным соком. Наш салат готов!

Приятного аппетита!

Микки:

Ну и ну! Противно смотреть! Сколько продуктов испорчено! ГАВ!

И кто только это ест!? Мяса в этом нет!

Сколько потрачено времени на этот мерзкий и ужасный салат!

А ведь сядут и съедят его за 5 минут и хвалить начнут.

Не понимаю, я этих людей. Всё время едят!

А Зинин папа ещё и ночью к холодильнику ходит!?

Дал бы мне кто-нибудь косточку!



(звонок в дверь) Микки:

Пришла Зинина подружка.

А подружка у Зины очень на собачку похожа.

Она быстро бегает, везде лазает, любит сладкое.

Громко читает стихи и поёт.

Интересно посмотреть есть ли у неё хвостик?

Может, она ко мне пришла поиграть!!!

Все дети выходят, кланяются.
Вот какой мини спектакль родился после прочтения интересной детской книги.

Подготовив спектакль, ребята прошли трудный, но интересный социально — психологический адаптационный путь:



  1. прочитали книгу

  2. обсудили прочитанное

  3. решили написать сценарий по книге

  4. проявив коллективное творчество, написали сценарий

  5. распределили роли с учетом индивидуальных особенностей

  6. изготовили атрибуты

  7. заучили роли, что способствовало развитию памяти, воображения, внимания

  8. показали спектакль, что помогло им преодолеть стеснительность, страх, неуверенность в собственных силах, суету, трудности, связанные со зрительной депривацией

  9. приобрели чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, доставленного зрителям удовольствия, умение более точно и свободно владеть речью, пользоваться невербальными средствами общения со зрячими.

Подобная работа проводилась в течение 4 лет, ее результаты в области социально-педагогической адаптации показаны в таблицах.


Анализ деятельности по теме: «Арт-терапия как система социально-психологической адаптации незрячих детей в общество»
Таблица 1

«Анализ развития психологических процессов детей с нарушениями зрения»
Условные обозначения
Развитие:


  1. памяти

  2. внимания

  3. воображения

  4. мышления

  5. речи





Есть проблемы




Работа над проблемой




Проблема не обнаружена



Ф.И.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5




Фаустова Катя





























































Утина Алина





























































Ковтуненко Таня





























































Шаранина Марина





























































Зарубина Лера





























































Белоусов Олег






























































Таблица 2

«Анализ социально-эмоционального развития детей с нарушениями зрения»
Условные обозначения:


  1. общительность

  2. доверие

  3. уверенность

  4. толерантность

  5. активность





Есть проблемы




Работа над проблемой




Проблема не обнаружена



Ф.И.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5




Фаустова Катя





























































Утина Алина





























































Ковтуненко Таня





























































Шаранина Марина





























































Зарубина Лера





























































Белоусов Олег




























































Дети из начальной школы перешли в основную, но работа по социально-психологической адаптации незрячих детей в общество продолжается.


Список литературы:

  1. Анохин П.К. «Общие принципы компенсации функций и их физиологическое обо снование.-М. Наука,1963 г.

  2. Бебик М. «что такое арт-терапия?» 2010 г.

  3. Выготский Л.С. «Психология развития как феномен культуры» под ред. М.Г. Ярошевского 1996 г.

  4. Кантор В.З. «Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность» Дефектология 2003 г.

  5. Киселёва М.В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе», издательство «Речь», 2007 г.

  6. Лаврентьева «Актуализация резервных возможностей личности в процессе социальной реабилитации», 2009 г.

  7. Рыжов А.И. «Применение арт-терапии в социально-психологической коррекции и социальной реабилитации инвалидов» 2004 г.

  8. Солнцева Л.И. «О некоторых особенностях развития слепого ребёнка дошкольного возраста» М., 1967 г.

Интернет-ресурсы:



  1. Региональная общественная организация «Центр взаимной интеграции «Аккорд»» www.akkord-spb.ru




Каталог: images -> doc -> Setevoe-vzaimodejstvie -> Metodicheskie-materialy
doc -> Раппорт раппорт процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнера в результате присоединения и ведения в общении
doc -> Тема опыта: «Формирование мотивации двигательной активности детей 11-15 лет средствами физической культуры»
doc -> Влияние музыки на организм подростка
doc -> Программа «Немецкий язык путь к творчеству.»
doc -> Концепция дошкольного воспитания
Metodicheskie-materialy -> К. С. Поддымова, учитель начальных классов Условия развития механизмов самоорганизации у учащихся с нарушением зрения в процессе обучения в начальной школе
doc -> Эволюция образования в современном мире
doc -> Рабочая программа дисциплины «коррекционная и специальная педагогика» для специальности 050720(52) Физическая культура


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница