Методическая разработка формирование читательских интересов младших школьников степановой Евгении Юрьевны



страница1/4
Дата19.05.2016
Размер2.19 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Переславля-Залесского
Ярославской области

Методическая разработка




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Степановой Евгении Юрьевны

учителя начальных классов

Переславль-Залесский

2009

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


ГЛАВА І Художественная литература как предмет изучения

в начальной школе.…………………………………………………………...6





    1. О педагогической ценности чтения художественных

произведений в начальной школе……………………………………..6
1.2. Понятие о читательских интересах и особенностях их

формирования в младшем школьном возрасте………………………10


ГЛАВА ІІ Система работы по формированию интереса к чтению у

учащихся начальной школы…………………………………………………13


2.1. Исследование уровня развития читательских интересов

учащихся 2 класса……………………………………………………...13


2.2. Использование активных форм и методов для развития

читательских интересов младших школьников при организации

уроков литературного чтения………………………………………….17


    1. Уроки внеклассного чтения как средство формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся…………….25

2.4. Взаимодействие ученического коллектива со школьной

библиотекой в целях воспитания квалифицированного читателя.....29


    1. Роль семейного воспитания для развития у детей интереса к книге, чтению……………………..…………………………………….30




    1. Роль внеклассных мероприятий в развитии читательских

интересов учащихся……………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..38

ВВЕДЕНИЕ
По статистике, среди «читающих» стран мира Россия занимает 27 место из 32 , принимавших участие в исследовании.1 Острой проблемой в нашей стране является массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги. Поэтому формирование интереса к чтению в начальной школе «не просто нужно: оно жизненно необходимо и для каждого ребёнка (чтобы вовремя начал «искать себя», думать о себе и о жизни), и для Отечества» [26, с.66].

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?» Над проблемой формирования квалифицированного читателя работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, Л.А. Ефросинина, О.В. Кубасова.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве» [14, с.13].

Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

К сожалению, в последнее время общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных младших школьников неумолимо падает.

Поэтому тема данной работы в настоящее время очень актуальна. О способности читать как главной составляющей образованности и культуры человека, о зависимости жизненного успеха от чтения не только в учёбе, но и в других видах деятельности человека единодушно говорят самые высокие умы человечества.

Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать?

Эти вопросы, возникшие однажды, заставили автора методразработки в своей педагогической деятельности уделять особое внимание формированию читательского интереса воспитанников и развитию полноценного восприятия ими художественного текста. Это и послужило поводом к написанию данной методической разработки, цель которой – разработать способы повышения читательских интересов современных младших школьников.

Цель предполагает решение следующих задач:


  1. Изучить научно-педагогические и методические источники с целью научно-теоретического обоснования проблемы формирования читательского интереса учащихся начальной школы;

  2. Исследовать уровень сформированности читательских интересов учащихся 2 класса;

  3. Осмыслить и систематизировать собственный опыт.

  4. Разработать формы учебной и внеучебной работы с детской книгой, способствующие повышению читательских интересов младших школьников;

  5. Разработать практические рекомендации для учащихся и родителей для развития интереса к чтению, к книге.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней нашли отражение современные подходы к организации работы по формированию устойчивого интереса к книге: вовлечение учащихся в проектную деятельность, использование новых методов и форм работы на уроках литературного и внеклассного чтения (экранизация, моделирование и др.).

Данная методическая разработка может найти практическое применение в деятельности тех учителей, которые стремятся повысить интерес к чтению у своих учащихся. Она поможет при организации уроков литературного и внеклассного чтения, при проведении внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и 14 приложений. Во введении мы определяем цель и задачи работы. В первой главе речь идёт о педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе и об особенностях формирования читательских интересов в младшем школьном возрасте.

Вторая глава посвящена исследованию читательских интересов учащихся 2 класса. Здесь же мы раскрываем систему работы по формированию интереса к чтению у младших школьников.

В заключении мы делаем краткие выводы и намечаем перспективы дальнейшей деятельности.

Библиография насчитывает 34 источника.



ГЛАВА І. Художественная литература как предмет изучения в начальной школе


    1. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе

Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: «С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей» [5, с.4].

Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга—звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга—ключ к открытию мира и людей — добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы, как книга. Книга – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности.

«Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребёнка как бы подтягивают слабые. Поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно» [30, с.6].

Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, надо воспитывать себя так, чтобы хотеть и уметь им быть. Это уже область чувств, переживаний, эмоций. А литература – «богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических)» [30, с.6].

«В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор» [19, с.2131].

Художественная литература решает воспитательные задачи развития личности учащихся. «У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности» [4, с.37-38].

Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию'' [6, с.325].

Художественная литература необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л.И. Беленькая справедливо замечает, что «дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль» [1, с.9].

''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни'' [32, с.594]. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как «одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью» [19, с.158].

З.И. Романовская говорит о том, что «понимание красоты и глубины содержания художественного образа развивает в человеке чувство прекрасного, проявляющееся не только в оценке произведения искусства, но и в оценке окружающей жизни, в этом случае развитие чувства прекрасного возвышается до степени художественного вкуса» [23, с.13].

«Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме» [4, с.17]. «Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия». [15, с.9].

«На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений» [4, с.17].

«Исключительное значение имеет художественная литература и для развития навыков мышления учащихся. Уже само чтение художественного текста вызывает у учащихся чрезвычайно активную работу воображения и мысли. А последующее изучение даёт самый широкий простор для разнообразных мыслительных операций. Здесь и анализ, выделение и осмысление материала, относящегося к изучаемому персонажу, и процесс сравнения, сопоставления данного героя с другими, и синтез, выяснение общего смысла произведения. Так непрерывно при чтении и разборе литературного текста школьник упражняется в разнообразных приёмах мышления» [8, с.13-14].

«Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя свою жизнь проживать на множестве чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка» [1, с.62].

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует развитию мышления, речи и художественного вкуса учащихся.


    1. Понятие о читательских интересах и особенностях их формирования в младшем школьном возрасте

«Что ищем мы под книжным переплётом? Зачем открываем его?

Ищем наслаждения. Ищем мудрости. И развлечения ищем – книга и развлечение даёт. Ищем, конечно, и знания.

В начале перечня было поставлено слово «наслаждение». Нет наслаждения книгой – нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, – вот чтение» [ 5, с. 44].

Наличие читательских интересов — это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и — как следствие — желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать. Такого рода общая направленность свидетельствует о сформированности у детей интереса к книгам.

Читательские же интересы — это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает. Ведь читательские интересы — это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их наиболее подходящими для себя — для пополнения своих знаний и опыта.

Непременным условием возникновения, а потом расширения и углубления читательских интересов любого человека, а у младших школьников в особенности, является достаточно широкий уровень личной начитанности, хорошая осведомленность в доступном круге чтения, осознание того, что читать можно и что читать нужно.

Но такая постановка вопроса сама по себе возможна лишь через полтора-два года после начала обучения в соответствии со строго продуманной системой, когда учащиеся самостоятельно прочитали не одну, а значительный ряд книг ведущих писателей по основным темам детского чтения; когда дети познакомились с народными и литературными сказками, русскими и зарубежными, с циклами стихов хотя бы нескольких лучших поэтов, с научно-познавательной книгой и детской периодикой – словом, когда активный запас знаний у каждого ребенка расширился в пределах 125—150 книг-авторов, причем за каждым автором любой ребенок «видит» не одну, а несколько книг или произведений (например: Г. Андерсен – «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Свинопас»). Одновременно ребенок улавливает ведущее направление в творчестве знакомых писателей (О чем пишет Е. Пермяк?— О труде, о ребятах и их делах.— А Е. Чарушин? — О животных), и за любой доступной темой, перед ним не произвольно встают книги ряда авторов (Кто пишет о животных? — Е. Чарушин, В.Чаплина, Л. Дуров, Г. Снегирев, Н. Сладков, Б. Житков, Э. Шим, В. Бианки).

Наконец, ребенок научился свободно действовать в рамках очерченных учителем книг любой из доступных ему тем чтения и способен выполнить задание в точном соответствии с поставленной на уроке целью.

Дело не в том, что из доступного круга чтения выберет ребёнок и прочитает к уроку, а в том, насколько индивидуален и мотивирован его отбор, в чем и какую связь увидит он между прочитанной книгой и темой предстоящего на уроке разговора, в какой мере посильны ему книги, которым он отдал предпочтение. «Ведь главное в искусстве самостоятельного чтения, по единодушному мнению философов, писателей, книговедов,— это способность читателя обогащать свой разум и чувства, познавая опыт, накопленный человечеством и выраженный его лучшими представителями в книгах, это создание и укрепление своих мыслей с помощью мыслителей прошлого и настоящего, развитие собственных читательских интересов» [ 28, с.7].

ГЛАВА ІІ. Система работы по формированию интереса к чтению учащихся начальной школы

2.1. Исследование уровня развития читательских интересов учащихся

2 класса

Исследование уровня сформированности читательских интересов учащихся 2 класса проводилось в начале сентября. Оно проходило форме тестирования родителей учащихся и анкетирования самих детей.

Родителям учащихся был предложен тест «Ваш ребёнок в зеркале чтения» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). При ответе на вопросы теста родители смогли определить степень подготовленности ребёнка как читателя, а также оценить свои способности как руководителя чтения детей.

Ключ к тесту:



9-15. Внимание! Книга не входит в круг интересов вашего ребенка, более того, возможно, он испытывает отвращение, неприязнь к чтению, что скажется отрицательно на его развитии. Вероятно, вы очень мало побуждаете его к этому занятию. Попробуйте исправить ошибку, заинтересуйте его, почитайте с ним вместе, начинайте с легких произведений. И поговорите с ним о прочитанном — это сблизит вас. Проконсультируйтесь у детского библиотекаря. Он поможет вам и вашему сыну (дочери).

16-30. Ваш ребенок принадлежит к категории тех читателей, которые читают время от времени, в основном выбор их литературы определяется школой. Он может прочесть книгу по необходимости, но, к сожалению, потребности в самостоятельном чтении не испытывает. Чтение по принуждению приносит мало пользы. Только радостное возвышает душу. Поэтому больше говорите дома о книгах, расскажите о тех, которые вас лично взволновали, расскажите так, чтобы не прочитать их было просто невозможно.

31-39. По всей видимости, ваш ребенок любит читать и делает это с удовольствием. Круг его читательских интересов широк, книга для него — это средство познания мира и размышлений о жизни и самом себе. Он способен на правильный самостоятельный выбор литературы. За чтением этого ребенка не нужен контроль. Вы уже привили ему любовь к книге. Это вполне сформировавшийся читатель. Но общение с ним по поводу прочитанного никогда не будет для вас лишним.

40-46. Если ваш ребенок входит в эту небольшую группу читателей, что мы можем поздравить вас. Книга прочно вошла в жизнь вашего ребенка. Судя по всему, книга является членом вашей семьи. Ваш ребенок — одаренный читатель. Он не только много читает, но умеет адекватно воспринимать прочитанное. Кроме того, он обладает хорошей образной памятью и наделен фантазией. Но будьте осторожнее, чтобы чтение не стало для него инобытием действительности, уводящим от реальности. Пусть чаще сопоставляет книгу с жизнью. Помогите ему в этом, не лишая радости свободного чтения.

В тестировании принимали участие родители 22-х учащихся. Полученные результаты представлены в таблице.






9-15 баллов

16-30 баллов

31-39 баллов

40 -46 баллов

Количество человек

0

15

6

1

%

0%

68%

27%

5%

Более наглядно можно представить результаты в виде диаграммы.
Очень радует то, что не было ни одного теста с результатом 9-15 баллов, т.е. ни одного учащегося класса, который испытывает отвращение к чтению и вообще не имеет интереса к книгам.

Также очень хорошо, что есть в классе ученик (Никитин Гриша), который набрал максимальное количество баллов и его можно назвать одаренным читателем.

27% учащихся любят читать и делают это с удовольствием.

Однако многие дети, к сожалению, не испытывают большой потребности в самостоятельном чтении, читая в основном программные произведения.

Таким образом, 32% учащихся 2-го класса испытывают интерес к чтению и книге. Считаем, что это неплохой показатель, так как исследования, проводимые методистами в начале ХХI века в нашей стране, показали, что читают сами с интересом всего 5—10% опрошенных учащихся.2

С учащимися моего класса было проведено анкетирование.

Детям было предложено ответить на вопросы анкеты: «Кто ты, сегодняшний читатель?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм.


Анкетирование показало, что ученики нашего класса предпочитают читать книги разнообразные по тематике, но наиболее любимыми являются произведения о животных и растениях, о приключениях, о детях и школе.




Также в ходе анкетирования выяснилось, что все дети записаны в школьную библиотеку, а некоторые (23%) являются читателями городских библиотек. Хорошо, что родители пополняют домашние библиотеки. За последний месяц покупали книги в семьях 64% учащихся.

Неплохим показателем является и то, что 32% учащихся знают о читательских предпочтениях своих друзей. Это значит, что дети беседуют друг с другом о книгах.

Порадовало и то, что у всех детей есть домашняя библиотека, из них 63 % учащихся имеют дома большое количество книг.

В результате анкетирования выяснилось, что основными советчиками при выборе книги для чтения являются родители учащихся. Хотелось бы, чтобы дети чаще обращались за советом по данному вопросу к учителям и библиотекарю.

Таким образом, проведённые исследования показали, что работа по формированию читательских интересов учащихся 2-го класса дала некоторые положительные результаты. Однако ещё не все дети являются квалифицированными читателями и работу в данном направлении необходимо продолжать. Эта работа осуществляется через:

– уроки литературного чтения

– внеклассное чтение

– сотрудничество с библиотекой

– работу с родителями по организации семейного чтения

– внеклассные мероприятия по литературному чтению.

Остановимся подробнее на этих формах работы.
2.2. Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения

Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена» [21, с.73].

Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится.

М.С.Соловейчик говорит о необходимости учить детей «обдумывающему восприятию, умению размышлять над книгой» [21, с.73].

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы пришли к выводу, что при проведении уроков литературного чтения необходимо использовать правило «вдумчивого чтения», при котором полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей. Как нельзя лучше для применения этого правила подходит методический аппарат учебника О.В. Кубасовой «Любимые страницы».

Основным методом при работе с художественными текстами учебника является метод творческого чтения. Его направленность выражается в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста и развитии способности к творческому самовыражению. При чтении познавательных произведений целесообразно использовать метод объяснительного чтения, что предполагает обеспечение максимального извлечения из текста полезной информации.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса используем следующие методы и приёмы:


  • Организация «размышлений вслух» о прочитанном

Данную форму работы используем на этапе анализа произведения. Она является особенно эффективной при анализе характера и поступков героев, при этом стремимся к тому, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.

Успешно организовать такую беседу помогают следующие рекомендации:




    1. Удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся.

    2. Желательно, чтобы вопросы, составляющие беседу, были целесообразны.

    3. «…Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать»3

    4. Стремимся к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями.

    5. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, обращаем внимание на вопросы, выявляющие отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»

    6. Очень полезна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Желательно научить школьников не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать свою позицию.

    7. Хорошо, если беседа не состоит из одних вопросов, а сопровождается интересными репликами и высказываниями учителя.

    8. Считаем полезным чаще использовать такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися.

  • Составление плана

Этот вид работы используем на заключительном этапе работы с текстом произведения и считаем наиболее результативным для воссоздания прочитанного в воображении учащихся. Особенно помогает в этом картинный план. Осуществляем составление плана на литературном материале с динамичным сюжетом.

Наибольшие затруднения испытываем в обучении детей делению текста на смысловые части, поэтому в начале обучения составлению плана предлагаем учащимся задания подготовительного характера: разнообразные упражнения с картинным планом; деление текста на части, относительно законченные по смыслу; озаглавливание частей; восстановление деформированного плана; перечисление основных событий по порядку. Когда учащиеся (обычно в 3 или 4 классе) впервые составляют план в полном объёме, мы предлагаем им воспользоваться памяткой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).




  • Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ

Используем разнообразные виды пересказа при работе над произведениями небольшими по объёму. Наиболее простым для учащихся является подробный пересказ.

Специальной подготовительной работы он не требует. Когда проводится этот вид пересказа, следим за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.



Выборочный пересказ проводим как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому предлагаем учащимся воспользоваться памяткой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Творческий пересказ – это трансформация текста. Он очень эффективен для переосмысления произведения. Используем два вида творческого пересказа:

– пересказ по изменённому плану (с изменением последовательности событий или с дополнением содержания текста)

– пересказ с изменением лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени».

Творческий пересказ с изменением лица рассказчика очень любим детьми, хотя и является достаточно трудным для них. В то же время этот вид пересказа позволяет уже на ранних этапах знакомства детей с художественным текстом войти в творческую лабораторию писателя, рассуждать о важности выбора автором точки зрения, самой фигуры повествователя (Кто будет рассказывать историю и почему?).

Самые большие трудности испытываем при обучении детей краткому пересказу: учащиеся не умеют отсеивать основное от деталей. Поэтому

для составления краткого пересказа используем памятки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).



  • Графическое и словесное рисование

Очень эффективные приёмы, помогающие образно и ярко «оживить» прочитанное. Используем этот вид деятельности достаточно часто.

Работу иллюстративного характера начинаем не с создания собственных графических и словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Эта работа не вызывает затруднений у детей. При её организации предлагаем детям следующие задания:



    1. Подобрать рисунок (картину) к тексту.

    2. Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана

    3. Сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста.

    4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Сравнение иллюстраций проводим по вопросам: «Как изобразил художник…? Почему? А как изобразил это другой художник? Чем отличаются иллюстрации? Кто из художников более убедительно представил героев (эпизод) произведения? Кто из них более точно следует тексту?»

Обучение словесному рисованию начинаем с создания сюжетных картинок. При этом не забываем, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают. Они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.

Словесное рисование эпизода проводим в следующем порядке:


  1. выделяем эпизод для словесного иллюстрирования;

  2. «рисуем» место, где происходит событие;

  3. изображаем действующие лица;

  4. добавляем необходимые детали;

  5. «раскрашиваем» контурный рисунок.

Предложенный алгоритм применяем только для создания сюжетного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делаем к поэтическим текстам, но применяем этот приём предельно осторожно, чтобы не разрушить поэтические образы, не «заземлить» их. Проводим словесное рисование в русле построения композиции рисунка ориентировочно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как об этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалёку? Какие слова помогают это увидеть?» и т.д.

    • Составление диафильма

Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжён титрами (подписями).

Очень интересный приём, помогающий восстановить в памяти последовательность событий произведения, более ярко представить прочитанное. Дети с большим удовольствием составляют диафильмы, комиксы. В этом нам помогает тетрадь по литературному чтению на печатной основе (автор О.В. Кубасова). В ней содержатся задания, где детям предлагается в пустые «кадры» с подписями вставить подходящий рисунок. Учащиеся вырезают его и вклеивают, заполняя пустой «кадр».



    • Экранизация

Этот приём достаточно сложен для учащихся, но полезен для полноценного восприятия художественного произведения, так как осуществляется через чувства, образы и мысли детей. Используем экранизацию, начиная с 3 класса и проводим в таком порядке:

      1. Подбираем части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком).

      2. Делим текст на эпизоды, озаглавливаем их.

      3. Заполняем эпизоды воображаемыми кадрами-картинками так, будто действие происходит на экране («Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы видим в этом кадре?»).

      4. Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются.

Определение характера музыкального сопровождения («Какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая; грустная, весёлая?»).


        • Драматизация

Используем формы драматизации различной сложности, которые вводим постепенно, всё более усложняя их с учётом возрастных возможностей детей и целей урока. Самой простой формой драматизации является анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев. Начинаем такой анализ с подготовительного этапа обучения грамоте.

Достаточно простой формой драматизации является постановка живых картин, которая осуществляется без слов, с помощью пластики и реквизита и запечатлевает одно мгновение. Н.П. Светловская даёт следующее определение: «Живая картина – это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите (карандаши, краски, детские игрушки и т.п.» [26, с.50].

Более сложной формой драматизации является работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики. Она более сложна за счёт воспроизведения выразительной речи героев произведения.

Ещё более сложной формой является чтение по ролям, которое возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. На первых порах при проведении чтения по ролям учим детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям. Когда дети овладеют перечисленными навыками, больше внимания уделяем характеристике действующих лиц и выразительности их интонации. Учащиеся очень любят читать по ролям, поэтому используем этот приём очень часто.



Драматизация развёрнутой формы является очень эффективным приёмом, так как включает в себя все средства драматической выразительности. Это самая сложная форма драматизации, поэтому вводим её не сразу, а постепенно. В зависимости от целей урока, этапа обучения для развёрнутой драматизации используем один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком. Иногда делим класс на группы, и каждая группа получает свой отрывок для постановки. Дети с большим удовольствием принимают участие в драматизации, тщательно к ней готовятся, приносят свой реквизит. Особенно удачно проходят постановки рассказов о детях (Э. Шим «Очень вредная крапива», С. Прокофьева «Когда можно плакать?», В.Осеева «Плохо», «Сторож») и сказок («Лиса и Журавль).

Все вышеперечисленные приёмы особенно хорошо работают, если они органично переплетаются, дополняя друг друга. В этом случае работа с текстом проходит живее и интереснее. Так, например, нарисовав портрет героя, дети с большой охотой дают ему характеристику, тем более, если после этого будет проводиться чтение по ролям или инсценирование.

Для усиления интереса к чтению, организуем активную работу с детскими книгами. При любой возможности приносим в класс детские книги и привлекаем к этому детей. Это книги с изучаемым произведением или с другими произведениями данного автора, а иногда книги других писателей, но на ту же тему, что и изучаемое произведение.

Всякий раз, включая в процесс обучения очередную книгу, мы вместе с учащимися обсуждаем, что позволило «пригласить» эту книгу на определённый урок и какие дополнительные возможности она предоставляет (иллюстрации, портрет писателя, предисловие или послесловие с интересной информацией, другие произведения того же автора…).

Рассматривание детских книг используем на всех этапах работы с текстом: при подготовке к восприятию для предвосхищения содержания и характера текста; в процессе первичного восприятия для активизации представлений посредством просмотра иллюстраций; при выполнении заданий после чтения.
2.3. Уроки внеклассного чтения как средство формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся

Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Начиная с 2000 года, в школах России введен единый курс литературного чтения, одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это требование отражено в Государственном стандарте образования.

В 1 классе основными видами работы с книгой являются чтение литературного произведения учителем (литературное слушание), разнообразные правильно организованные действия с книгой, конструирование модели обложки, изготовление книжек – малышек и, конечно, беседа с детьми по прочитанному произведению.

1 раз в неделю мы проводим уроки литературного слушания, при организации которых используем подходы Л.А. Ефросининой.

Цель уроков литературного слушания — обеспечить целенаправленное руководство процессом познания ребенком мира литературы, обогащения его читательского опыта, развития читательского интереса и эстетического вкуса.

Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов.

Уроки литературного слушания — не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и формирования чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение «искусству слышать» сказку, рассказ, стихотворение. В государственном стандарте образования по литературному чтению говорится, что слушание – это один из видов речевой деятельности, который необходимо формировать на каждом уроке, учить слышать художественное слово.

В содержание курса литературного слушания включаем произведения, которые позволяют решать следующие воспитательные задачи:



  • формировать интересы маленького человека;

  • воспитывать патриотизм: любовь к родной литературе, истории и культуре, гордость за свою Родину — Россию;

  • раскрывать лучшие черты национального характера;

  • приобщать к нравственным ценностям народа как первооснове человека (добро, любовь, истина, красота).

Структура урока литературного слушания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

    1. Первичное знакомство с книгой, которую будут слушать дети на уроке.

    2. Слушание произведения.

    3. Беседа после слушания.

    4. Рассматривание иллюстраций к тексту прослушанного произведения.

    5. Повторное слушание произведения.

    6. Упражнения в чтении.

    7. Рекомендации для самостоятельной работы.

Для уроков подбираем большеформатные книги в типовом оформлении.

Для организации работы с детскими книгами во 2, 3 и 4 классах используем теорию формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской.

Во 2 классе у учащихся формируем умения работы с книгой в единстве её текста и внетекстовой информации. С помощью специальных заданий и упражнений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) развиваем у учащихся следующие умения и навыки работы с книгой:


  • правильное называние книги;

  • самостоятельное знакомство с книгой перед её чтением;

  • ориентировка в одной книге и в группе книг с помощью обложки, титульного листа, содержания, предисловия, иллюстраций.

При работе над содержанием произведений используем занимательный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

К третьему классу учащиеся обладают определенным набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Поэтому большая часть деятельности с книгами совершается ими вне школы.

Подход к организации деятельности детей с книгами следующий.

Называем тему чтения; лучше заранее, хотя бы за неделю до намеченного урока, на котором проводится проверка качества работы учащихся с книгами.

В течение периода времени от получения детьми темы чтения до проведения урока с книгами периодически напоминаем учащимся о задании, интересуемся их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников.

Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной теме предстоящего урока.

Недопустимым является задание найти конкретную книгу. Это невыполнимо: более двадцати учащихся должны в одно время найти более двадцати одинаковых книг!

На перемене, предшествующей уроку, дети организуют выставку книг и знакомятся с ней.

В начале урока проводим работу с выставкой книг. Способы ее организации те же, что во втором классе. При работе с выставкой книг выполняем разнообразные задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

После работы с выставкой чаще всего дети забирают принесенные ими книги, чтобы продолжить свою деятельность с ними во время урока. Возможны исключения: иногда выставка остается до тех пор, пока учащиеся заняты материалами учебника, — для того, чтобы задать тон уроку, создать нужную атмосферу. Однако и в этом случае перед беседой книги покидают выставку, что бы дети могли работать с ними.

Беседа по прочитанным книгам основывается на вопросах общего характера, которые адресуют всех или хотя бы большую часть учащихся к их книгам. К примеру: «О каких подвигах вы прочитали?»; «Какие смешные события описаны в ваших книгах?»; «Что привлекло ваше внимание в прочитанных к уроку книгах и журналах?» и т.д.

Время от времени участвуем с детьми в обсуждении прочитанного, чтобы дети имели образец поведения на уроке квалифицированного читателя, для этого недостаточно рассказать учащимся об авторе или прочитать произведение по теме урока. Прежде всего, показываем образец работы с одной или несколькими книгами, с журналами, со справочниками. Делая сообщение по теме, демонстрируем литературные источники, умело комбинируя их; уместно комментируем читаемое; своевременно показываем иллюстрации.

Таким образом, при работе над художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.



    1. Взаимодействие ученического коллектива со школьной библиотекой в целях воспитания квалифицированного читателя

Взаимодействие со школьной библиотекой оказывает неоценимую помощь в воспитании культуры чтения и любви к книгам. В этих целях используем следующие формы работы:

  • Знакомство учащихся с библиотекой и книгой.

В первом классе организуем экскурсию в библиотеку, на которой детям рассказываем, что такое библиотека, знакомим с правилами поведения в ней, показываем, как расположены книги, объясняем, как с ними обращаться. В течение всего первого года чтения регулярно проводим беседы о гигиене чтения ( о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д.).

  • Индивидуальные беседы.

Совместно с библиотекарем расспрашиваем ребёнка о его интересах, о книгах, которые он любит читать; затем предлагаем самому выбрать книгу.

  • Книжные выставки

Книжных выставки организуем на различные темы: к юбилеям писателей, в связи с проведением массовых мероприятий.

  • Конкурсы чтецов

Многие дети не любят читать стихи. С целью привития любви к поэзии проводим конкурсы чтецов.

  • Литературные праздники.

Например, для первоклассников традиционным стал праздник «Посвящение в читатели», который проводится библиотекарем с привлечением учащихся старших классов.

  • Литературные викторины.

Проводим ежегодно по произведениям писателей-юбиляров. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

  • Неделя детской книги.

Это мероприятие стало традиционным в нашей школе. Проводится в апреле.

Первый день - открытие Недели детской книги в виде красочного театрализованного представления, на котором учащихся начальной школы «приветствуют» герои детских книг (ученики старших классов). Далее, в течение недели, во всех классах проводятся литературные викторины по произведениям различных писателей. Рекомендательные списки выдаются каждому классу заранее.

Кроме того, каждый класс готовит небольшую драматизацию любого литературного произведения (выбирается в соответствии с возрастными особенностями). Эти спектакли каждый класс показывает на закрытии Недели детской книги, там же происходит награждение победителей викторин и участников спектаклей. В качестве наград выступают детские книги.

Сочетание вышеперечисленных форм работы позволяет учителю и библиотекарю создать условия для развития читательских интересов младших школьников.




    1. Роль семейного воспитания для развития у детей интереса к книге, чтению

В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Чтение вслух матерью всем детям в семье, о котором говорил ещё В.П. Шереметьевский в 1886 г., стало редким в наши дни.

Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми – одна из насущных задач, требующих непременного решения в современной методике обучения чтению.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Работу с родителями по развитию у школьников интереса к книге, к чтению проводим на протяжении всех четырех лет и используем следующие методы:


  1. Анкетирование учащихся и родителей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Проводим с целью выявления отношения родителей к семейному

чтению, выяснения круга читаемых произведений.



  1. Родительские собрания.

Вот примерный перечень тем родительских собраний:

1 класс – «Как научить ребёнка любить книгу?»

2 класс – «Что и как читать детям?»

3 класс – «Психологические и педагогические основы развития интереса к книге у детей младшего школьного возраста»

4 класс – «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка». (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)


  1. Составление памяток для учеников и родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

  2. Составление рекомендательных списков и рекомендательных бюллетеней для семейного чтения (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

  3. Совместное участие в праздниках.

В воспитании всегда будет успех, если семья работает вместе с учителем, поэтому для организации праздников привлекаем родителей. Они оказывают помощь в оформлении кабинета, подготовке наглядных материалов для конкурсов, проведении праздников. Так, например, непосредственное участие принимали родители в организации праздника «Прощание с Азбукой» (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

  1. Индивидуальные беседы с родителями.

Главная задача состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребёнка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждения прочитанного в семье, что домашнее чтение не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Таким образом, сотрудничество с родителями позволяет в значительной степени повысить у детей интерес к книге, к чтению, помогает воспитать культурного читателя.




    1. Роль внеклассных мероприятий в развитии читательских интересов учащихся

Формирование читательских интересов учащихся осуществляем и посредством внеклассной работы. При этом используем разнообразные формы и методы.

  1. Классные часы.

В план воспитательной работы включаем классные часы по темам:

– «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 12);

– «Мы – юные читатели»;

– «Как беречь книгу»;

– «Моя любимая сказка» и др.


  1. Создание проектов по литературному чтению.

Использование проектных технологий несомненно повышает интерес учеников к читательской деятельности. В 2007 -2008 учебном году мы с первоклассниками работали над проектом «Спасибо, азбука!». (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

В процессе работы над проектом дети узнали об истории создания азбуки, о различных её видах и значении. Участие в проекте предполагало повышение учебной мотивации учащихся при изучении предмета «Литературное чтение». Итогом работы учеников над проектом являются презентации («Сказочная азбука», «Азбука героев книги Р. Киплинга «Маугли» и др.), буклет, бюллетень, которые были представлены родителям на празднике «Прощание с «Азбукой».



  1. Конкурсы рисунков.

Конкурсы рисунков проводим после прочтения серий произведений какого-либо автора или произведений по определённой тематике. Так, например, в 1 классе проводился конкурс рисунков на тему «Сказочный домик» (дети должны были нарисовать жилище любого сказочного героя), конкурс рисунков по произведениям С.Я. Маршака.

  1. Литературные викторины, КВНы.

Проводим после прочтения серии произведений или одного крупнообъёмного произведения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

  1. Экскурсии в историко-художественный музей-заповедник.

Для учащихся 3-4 классов обязательно проводим экскурсию на экспозицию, посвящённую М.М.Пришвину, чья литературная деятельность тесно связана с Переславским краем.

  1. Экскурсии в городские библиотеки.

В целях повышения интереса к чтению, стараемся взаимодействовать не только со школьной библиотекой, но и ближайшими городскими библиотеками (городской библиотекой №2 и №3).

7. Оформление в классе «Уголка любителей книги».

В этом уголке находится стенд, на котором размещена информация о детском чтении для учащихся и родителей, рекомендательные списки и бюллетени. Здесь же находится и книжная полка классной библиотечки.

Таким образом, внеклассная работа оказывает неоценимую помощь в развитии читательских интересов младших школьников.

Только совместными усилиями школы и семьи, проводя систематическую, целенаправленную и правильно организованную работу по формированию квалифицированного школьника-читателя можно добиться того, чтобы дети полюбили книгу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу по данной теме, мы убедились, что в современной педагогике остро стоит проблема отсутствия у школьников общего интереса к книгам. Это влечет за собой отставание в овладении и другими предметами, снижение общего уровня культуры у детей.

В целях формирования читательских интересов учащихся проводим целенаправленную планомерную работу, которую осуществляем посредством использования активных форм и методов при организации уроков литературного чтения, проведения уроков литературного слушания и внеклассного чтения. Помогает в решении данной проблемы сотрудничество с библиотекой, систематическая работа с родителями по организации семейного чтения, проведение внеклассных мероприятий по литературному чтению.

На сегодняшний день нами достигнуты некоторые положительные результаты:



  • все учащиеся моего класса показывают результаты техники чтения выше нормы (100 %)

  • все дети являются постоянными читателями школьной библиотеки, многие дети посещают и городские библиотеки.

  • анкетирование, проведённое с учениками моего класса, показало, что дети предпочитают читать книги разнообразные по тематике, а 32% учащихся являются увлечёнными читателями.

  • ученики являются участниками различных литературных конкурсов. В 2008 году Цатуров Артём стал дипломантом городского конкурса «О библиотеке бесконечной строкой…» в номинации «Рукописная и электронная книга».

Работу в этом направлении мы намерены продолжать, так как важность и значимость её очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» [21, с.74].

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Памятка для составления плана

1. Прочитаю произведение.

2. Разделю его на части (одна часть отличается от другой содержанием).

З. Прочитаю первую часть, выделяя в ней главное.

4. Озаглавлю эту часть.

5. Эту же работу (третий и четвертый пункты) проделаю по другим частям.

6. Проведу самопроверку. (Прочитаю план целиком и решу, отражает ли он главное и помогает ли вспомнить содержание текста. Для этого еще раз просмотрю текст.)

Памятка для составления пересказа

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой

текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

З. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

5. Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.



Памятка для составления краткого пересказа №1.


  1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что — второстепенным.

  2. Составлю рассказ, опираясь на главное.

  3. Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.

  4. Кратко перескажу.

Памятка для составления краткого пересказа №2.

1. Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?)

2. Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2—4 поясняющих ее предложения.

З. Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.

4. Проверю краткость и последовательность пересказа.

Памятка для составления

краткого пересказа достаточно большого по объему текста.

1. Составлю план.

2. По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения)

З. То же сделаю по другим частям.

4. Пользуясь планом, кратко перескажу текст.

5. Проверю, достаточно ли кратким и последовательным по лучился пересказ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект урока литературного слушания

1 класс


Каталог: upload
upload -> Основы теории и практики связей с общественностью
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> -
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница