Методические рекомендации для проведения занятий по изготовлению изделий из природного материала Вывод по первой главе



Скачать 258.5 Kb.
страница1/3
Дата20.05.2016
Размер258.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3



«Развитие творческого воображения у детей

старшего дошкольного возраста в процессе изготовления

аппликаций из природных материалов»

Научно-исследовательская работа

Выполнила:

Ирина Николаевна Кудрявцева



Содержание
Введение . . . . . . . . . . . 3

Глава 1

Теоретико-методические основы творческого воображения в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . 7



    1. Сущность понятия творческого воображения . . . . 7

    2. Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста . 16

    3. Методические рекомендации для проведения занятий по изготовлению изделий из природного материала . . . . . . . 23

Вывод по первой главе . . . . . . . . . 28

Глава 2

Содержание и методы работы по развитию творческого воображения в процессе изготовления аппликаций из природного материала у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . 29

2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в современной практике работы дошкольного учреждения . . . . . . . . 29

2.2 Организация опытно-практической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения в процессе изготовления изделий из природного материала . . . . 34

2.3 Методические рекомендации воспитателям ГОУ по развитию творческого воображения в процессе изготовления аппликаций из природного материала . . . . . . . . . 42

Вывод по второй главе . . . . . . . . . 45



Заключение . . . . . . . . . . 46

Список литературы . . . . . . . . . 47

Введение
Проблема развития детского воображения в старшем дошкольном возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В психологической литературе детское творческое воображение рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких как детское мышление, детская деятельность, детская одаренность и другие.

Каковы же основные компоненты творческого воображения? Таковыми являются: наблюдательность, особая концентрация внимания, интуиция, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления, стремление к открытиям, способность удивляться, непосредственность. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творческого воображения – ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что многочисленные виды деятельности пронизаны воображением: субъективно ребенок открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям.

В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, и др.), в музыкальной (С.В. Акишев, Н.А. Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Г.И.Колесникова и др.). В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творческого воображения в театрализованной деятельности (И.Г.Андреева, М.Б.Зацепина, Е.А. Медведева, Л.С.Фурмина и др.).

Воображение это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы бы лишились почти всех научных открытий и произведений искусств. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Другими словами – лишите человека фантазии и прогресс остановится! С деятельностью воображения мы сталкиваемся повсюду: и в литературе, и в живописи, и в музыке, да и в нашей повседневной жизни невозможно обойтись без воображения.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогике – это вопрос о творчестве у детей, о развитии творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Всем нам, особенно в детстве, приходилось слышать недовольное ворчание взрослых и сверстников, смысл которого охватывается фразами: «Перестань выдумывать!», «Что за нелепая фантазия?», «Вообразил себе Бог весть что!».

Когда у человека буйно развито воображение, а таковое часто встречается и у маленьких детей, и у подростков, и у взрослых, то иногда, общаясь с ними, не сразу разберешь, что в их рассказах «правда», а что лишь фантазия. Вот мы и сердимся на подобных фантазеров.

Многие люди, особенно в детском возрасте, любят фантазировать, но вряд ли, задумываются, каким образом это происходит. В рождении фантазии участвует воображение – один из психических процессов. Благодаря воображению мы можем побывать в прошлом и будущем, спуститься глубоко под землю, перенестись на любую планету, увидеть животное, которого никогда не было на земле. Воображение помогает воссоздать образы и действия литературных героев.

Огромное значение для развития воображения детей всех возрастов имеют игры, упражнения, творческие задания на создание определенных образов.

В психической жизни дошкольника важную роль играет воображение. Воображение в этом возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хоть и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведении в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого, С.П. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми старшего дошкольного возраста нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

В книге известного отечественного психолога Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Особое внимание уделяется таким разделам как: воображение и действительность, механизм творческого воображения, литературное творчество в школьном возрасте и т.д.

А так же рассматриваются психологические особенности воображения в дошкольном возрасте. В книгах В.С.Мухиной «Шестилетний ребенок в школе», «Детская психология» предоставлен материал об особенностях воображения в дошкольном возрасте.

В работе О.М.Дьяченко «Пути активизации воображения дошкольников», мы сталкиваемся с различными методами и приемами активизации воображения.

В книге Е.О.Смирновой «Психология ребенка» затрагивается вопрос о характеристике, особенностях детского воображения, о формах проявления воображения.

Дошкольные учреждения предоставляют ребенку многогранные возможности для развития его творческого воображения. Система занятий художественной и музыкальной деятельностью, базирующаяся на многочисленных авторских программах, система дополнительного образования дошкольников, современные технические средства, компьютеризация все это обеспечивает решение рассматриваемой проблемы в целом. Но отдельные направления, и, в частности, развитие творческого воображения в ракурсе тесной взаимосвязи с природными объектами требует дополнительного внимания со стороны педагогических кадров.

Проблема исследования: способствуют ли творческие задания в учебно-воспитательном процессе развитию творческого воображения старшего дошкольника.

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, способствующие развитию детского творческого воображения в процессе изготовления аппликации из природного материала в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: процесс развития детского творческого воображения в ходе выполнения сюжетных аппликаций из природного материала в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения в процессе изготовления аппликаций из природных материалов в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:


  1. Изучить особенности воображения детей старшего дошкольного возраста в современной психолого-педагогической и методической литературе.

  2. Провести экспериментальную работу с целью развития творческого воображения в процессе занятий по изготовлению аппликаций из природного материала в старшем дошкольном возрасте.

  3. Разработать методические рекомендации воспитателям дошкольных учреждений с целью развития творческого воображения в процессе занятий по изготовлению аппликаций из природного материала у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования (анализ, обобщение научных данных).

  2. Методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документации воспитателя опытной группы, анализ продуктов деятельности, тестирование).

  3. Методы математико-статистической обработки.


Глава 1.

Теоретико-методические основы творческого воображения в психолого-педагогической литературе


    1. Сущность понятия творческого воображения

Воображение это – «…великий дар, так много

содействовавший развитию человечества»

К.Маркс, Ф.Энгельс
В детской психологии известно, что использование терминов «воображение» и «творчество» рядоположено. Кроме того, важнейшим для творчества ребенка является интенсивно развивающееся в период дошкольного детства мышление. И, наконец, показатель креативности в детском возрасте, стремление ребенка к открытию нового – эмоционально положительный фон его деятельности.

Сама ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых, ребенок начинает осознавать ее, как общую ценность для всех людей, все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей.

Анализ проблемы развития воображения во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческое воображение отождествляется со способностью к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентировочный подход, предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его воображения, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и формирование творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творческое воображение, как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.Л.Асафьев, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Кабалевский, Н.Н.Поддьяков, Б.М.Теплов и другие). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р. Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.), художественно-речевой (Т.И.Алиева, Н.С.Карпинская, О.С.Ушакова и др.), музыкальной (С.В.Акишев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Г.И.Колесникова, и др.). В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творческого воображения в театрализованной деятельности (И.Г.Андреева, М.Б.Зацепина, Е.А.Медведева, Л.С.Фурмина и др.).

Развитие детского творческого воображения сложная и комплексная проблема. Современные подходы к ее изучению характеризуется стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творческого воображения в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Слова «воображение» и «фантазия» на протяжении долгого времени были исключительной монополией истории философии. Древние философы, от Аристотеля до святого Августина, не располагали в своих языках двумя разными словами, дабы отличать «воображение» от «фантазии» и обозначать ими две разные функции; впрочем, об их существовании не подозревали, при всей проницательности, даже Бекон и Декарт. Только с наступлением восемнадцатого века мы встречаем первую попытку отличить мысленное воспроизведение уже пережитых впечатлений от способности фантазировать.

Окончательной формулировкой различия между воображением и фантазией мы обязаны Гегелю. По его мнению, и воображение и фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением – просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.

Сегодня ни философия, ни психология конкретного различия между воображением и фантазией не усматривает. Л.С.Выготский отмечает, что «воображение» не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем «воображением» (5).

«Воображение», пишет С.Л.Рубинштейн, связано с нашей способностью и необходимостью творить новое» и далее: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»(33).

Что такое воображение? Воображение – это, присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.

Существует несколько классификаций воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой- либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. Активное воображение – это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности.

Говоря о воображении, следует затронуть также виды воображения как произвольное и не произвольное. Ребенок читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, сочувствует их радости и горю, борется с врагами, побеждает их. Интересная, увлекательная книга вызывает у ребенка яркие образы непроизвольного воображения. Один из видов непроизвольного воображения – сновидения. Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Усваивая учебный материал, выраженный в основной форме, дети должны представить себе то, о чем идет речь, например: вообразить себе море, озера, горы, незнакомые растения. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Ребенок с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссозданный образ становится более точным.

В отличие от воссоздающего воображения, творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.

В зависимости от вида ощущений, лежащих в основе образов, создаваемых воображением, обычно различают у людей зрительный, слуховой, моторный и смешанный тип образов. Большинство людей обладает смешанным типом воображения.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов: агглютинации, расчленения, комбинирования, замещения, аналогии, гиперболизации и т. д.

Метод агглютинации заключается в том, что новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Метод расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Метод комбинирования – это не простое механическое сочетание исходных Элементов, а объединение их по конкретной логической схеме.

Создание образов воображения осуществляется в помощь другим способам. Как правило, они используются человеком неосознанно. Один из таких способов – гиперболизация.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи: Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

Другим примером является – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается: шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Метод аналогии заключается в создании нового по сходству с известным. Аналогия может быть близкой, непосредственной, отдаленной, ступенчатой.

В зависимости от использования синтеза, аналогии и способов построения образов воображения создаются многочисленные приемы диагностики воображения и его развития. Обучение умению сознательно использовать выше названные методы творческого построения образов, является одним из важных условий развития творческой деятельности и потребности в творчестве у детей.

В детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа? Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения». Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М.Дьяченко и Н.Е.Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения (14).

Творческое воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний, что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться необоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление, об изначально присущем дошкольнику ярком воображении, существовало в прошлом и у психологов. Однако, уже в 30-е годы, выдающийся русский психолог Л.С.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С.Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображение всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» (5).

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Как рассматриваются познавательные интересы современной наукой

Познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3 – 4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда. Зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте формирование познавательных интересов ребенка идет по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми жизнь. Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимый диск. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника – это развитие направленности воображения. У дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку, научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения.

Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные работы ребенка, репродукции пейзажей, фотографии различных природных объектов и т. п. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для формирования творческого воображения. В психолого-педагогической литературе воображение рассматривается как высшая стадия психического отражения. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме. Творческое воображение характеризуется оригинальностью, новыми замыслами. Для развития творческого воображения необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности воображения в старшем дошкольном возрасте.


1.2 Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста
Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого серьезного значения. На деле же воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений!..» (6).

Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев.

Для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека.



  • Первая форма связи воображения с действительностью

заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Избушка «на курьих ножках» существует только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности построения. Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно сформулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Задача педагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

  • Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между элементами фантастического настроения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего не видел, может представить по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственно личном опыте не было. Он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего личного опыта, а может выходить далеко за его пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.

  • Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, владеющему нами в данную минуту. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией. Если в первом случае чувства влияют на воображение, то в другом случае, обратном, воображение влияет на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальностью воображения.

  • Остается еще сказать о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью. Эта форма одной стороной тесно связана с третьей формой, но с другой – существенно отличается от нее. Сущность связи этих форм заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не имеющееся в опыте человека и не соответствующее какому-либо реально существующему предмету. Однако, будучи воплощено во вне, приняв материальное воплощение, это «кристализированное» воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. Примером тому, может служить любое техническое изобретение: машина, оружие и т. д.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей.

Мальчик, который сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади; девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью; ребенок, который в игре превращается в разбойника, моряка - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества.

Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простые переживания о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями и использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления.

Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события – воображаемыми; строить из накопленных представлений новые образы.

Воображение ребенка, как уже было сказано выше, складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений.

Первые проявления воображения относятся к 2,5 – 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего в игре. Вот малыш «кормит» палочкой-ложкой куклу, вот укладывает «спать» медвежонка в коробку-кровать. Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой.

В игре детей 3 – 4-летнего возраста, существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи, такие как Л.С.Выготский, В.С.Мухина и др. считали, что именно в игре проявляется воображение ребенка. Однако если приглядеться к этому более пристально, то становится ясно, что в игре происходит развитие воображения на самых ранних этапах. Можно наблюдать, что воображение младшего дошкольника еще как бы приковано к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые он видит, которые он может обыграть. Поскольку воображение малыша связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие его может осуществляться через это обыгрывание.

Воображение, главным образом, не проявляется, а появляется в игре, вне игры воображение маленького ребенка еще предельно бедно и скованно. Словесное творчество у малышей еще не развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, и, иногда, дополнить ее по- новому.

Основной путь развития воображения у детей дошкольного возраста остается прежним – это развитие в игре. Но у ребенка 4-6 лет – это игра сюжетно-ролевая, представляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе действия героя. Сюжетно-ролевая игра подводит ребенка в плотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека – к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения. Который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях.

Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний, у старшего дошкольника появляется еще одна очень важная способность: подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее подуманному плану, по замыслу, очень важно помочь ребенку не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, создать, пусть небольшие и не сложные, но самостоятельные произведения – рисунки, аппликации, выдуманные истории.

Педагог всячески должен поощрять творческие проявления ребенка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях.

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения.

Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом становится то, что сильно взволновало ребенка. Под влиянием чувств дети сочиняют свои сказки и стишки. Очень часто ребенок заранее не знает, о чем будет его стихотворение. «Вот расскажу, тогда услышишь, а пока не знаю», - спокойно заявляет он.

Преднамеренное воображение, направляемое заранее поставленной целью, у дошкольников младшего и среднего возраста еще отсутствует. Оно формируется к старшему дошкольному возрасту в процессе развития продуктивных видов деятельности, когда дети овладевают умением строить и воплощать в конструкции определенный замысел.

Развитие произвольного, преднамеренного воображения, так же, как и развитие произвольных форм внимания и памяти, является одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла в продуктивных видах деятельности осуществляется при помощи речи. Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, педагог тем самым, обогащает и развивает его воображение.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие воображение детей так же влияет чтение художественной литературы, просмотр кинокартин, посещение театров, музеев, экскурсий на природу и т.д.

Развитие воображения так же способствует повышению учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

Характеризуя воображение детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие особенности: в дошкольном возрасте происходит активное (быстрое) развитие воображения. К концу старшего дошкольного возраста набирает силы творческое воображение. В старшем дошкольном возрасте воображение характеризуется тем, что становится произвольным, оно зависит от широты опыта ребенка. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. В ГОУ необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование творческого воображения детей. На наш взгляд, оптимальным материалом для формирования творческого воображения является природный материал.
1.3 Методические рекомендации для проведения занятий по аппликации из природного материала
Аппликация – это древнейшее искусство, которое пронизывает многие виды деятельности человека: украшение одежды, жилище, предметы быта.

Рождение аппликации связывают с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Затем возникает аппликация из ткани. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. В начале, она была черно-белой, силуэтной, черные плоские профильные фигуры. Затем аппликация, благодаря А.Матиссу, стала многоцветной.

У славян, со времен язычества, существовали обряды и ритуалы в честь многочисленных богов, разных событий и праздников, которые сопровождались украшениями из цветов, зеленых веток, колосьев и плодов.

В настоящее время разные народы для аппликации используют мех, кожу, войлок, ткань с элементами шитья, вышивки, бисера.

Флористика является самым молодым видом аппликации. Она возникла в 1960 году. Само понятие «флористика» происходит от слова «флора». В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, юности. Флористика – искусство составления композиций из растений, цветов, природного материала.

Сегодня этот вид творчества стремительно и многократно развивается. Он стал популярным, подлинно народным русским стилем. Произведения флористов украшают наши дома, школы, музеи.

Ребенку близок и понятен мир природы. В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку.

Многогранная художественная деятельность в ГОУ предполагает включение аппликации из природного материала в практические занятия детей.

Какая же материальная база необходима для организации занятий с детьми по аппликации из природного материала?

Полноценное оборудование учебно-педагогического процесса позволяет воспитателям в полной мере обеспечить успешность выполнения работ, что в конечном итоге будет способствовать формированию элементов творчества. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок получает богатый опыт и знания о свойствах различных материалов, возможности их объединения между собой, способах крепления, месте произрастания, форме, цвете, величине. В ходе обработки природного материала, у ребенка вырабатываются навыки владения несложными инструментами. Он знакомится с инновационными технологиями других материалов и возможностями их включения в изделие из природных материалов.

Природа так богата и красива. Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Работая с ним, ребенок учится вглядываться в различные явления, совершенствует координацию движений, развивает мышление, творческое воображение способствует развитию внимания.

С детьми 3-5 летнего возраста лучше не проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще не совершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу.



Структура занятий по изготовлению изделий из природного материала

  1. Вступительная беседа о материале, например, о ракушках, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

  2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

  3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположения о последовательности выполнения игрушки.

  4. Изготовление детьми игрушки.

  5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своего труда.

  6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Ребенок нуждается в творчестве, не случайно маленькие дети много рисуют и мастерят. Художественное творчество, как игра. Помогает им осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста. То, что делает взрослый человек с помощью речи, ребенок делает через свои работы. Они дают ему возможность закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, вернуться к нему через некоторое время, дополнить его, пообщаться в связи с ним с близкими людьми. Все это позволяет ребенку меняться самому, расширять свой опыт общения с миром.

Методика организации работ детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности.



  • Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а так же дальнейшее их расширение и изменение.

  • Организуя работу по изготовлению аппликаций из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний, практических умений. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью.

  • Изготовлению задуманной аппликации, предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводят экскурсии на природу. На таких экскурсиях воспитатель учит замечать неповторимую красоту природы. Детям рассказывают, что наша Родина богата лесами, состоящими из разнообразных пород деревьев. Во время экскурсии организовывают наблюдение за деревьями, обрезанием кустарников, с целью их оздоровления. Воспитатель рассказывает, как надо собирать природный материал. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в коробки.

  • Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию. В процессе работы воспитатель помогает, поощряет тех, кто оказывает помощь сверстникам.

  • Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, шишки, научатся видеть в них части предполагаемой аппликации, можно предлагать им задания.

  • На первом занятии рекомендуется обращать внимание детей на специфику работы с данным материалом: наличие определенного оборудования, использования инструментов. Воспитатель следит, чтобы инструменты соответствовали эстетическим и гигиеническим требованиям.

  • В ходе анализа поделки внимание детей направляют на ее внешние характерные особенности (цвет, форма, величина), части и детали, на материал, из которого она сделана.

  • Правильный и разносторонний анализ структуры готовой аппликации является важным звеном в работе.

  • Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы, уточняя основные ее этапы.

  • При создании аппликации воспитатель предлагает комбинировать природный материал. В первое время оцениваются наиболее удавшиеся работы, не забывая похвалить старания других. Постепенно к оценке результатов труда приобщают и детей.

  • В конце работы обязательна уборка рабочего место.

  • Работа с природным материалом организуется в первой половине дня, два занятия в месяц. Во второй половине дня можно организовать работу в групповой комнате или уголке труда (хорошо освещенном).

  • Хорошо, если в группе созданы условия для работы с природным материалом в свободное от занятий время, определенное место, где дети, при желании, могли бы заняться этой деятельностью.

Изготовление изделий из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети им занимались, необходимо развивать их творческое воображение, добрые чувства. Следует помнить о двух вещах: непрерывно поощрять, поднимать самооценку у ребенка, и не браться сразу за то, что у ребенка вызывает страх и неуверенность, начинать с малого и постепенно.

Чтобы провести занятие надо знать структуру. Учитывать уровень знаний и умения детей. Вести предварительную работу, побуждать к наблюдению, развивать восприятие, воображение. Сообщать информацию о природном материале, оборудовании. Уделять внимание развитию художественных навыков, выстраивать порядок работы, анализировать процесс работы. Уметь творчески подходить к решению поставленных задач.

Наша задача, чтобы дети не только выполнили задание, но и полюбили природу и больше с ней не расставались.
Вывод по первой главе:

С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческого воображения потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И поощряя их любознательность, давая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы способствуем расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для развития творческого воображения.

Развивая творческое воображение, так же развивается произвольное внимание, память, процесс речевой регуляции.

Кроме того, воображение дошкольников более свободно, чем воображение более взрослых детей. Оно еще не задавлено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Развитие творческого воображения детей будет эффективным лишь в том случае, если он будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Работа с разными материалами, позволяет педагогам развивать трудовые умения и навыки: пользование клеем и кисточкой, приемом соединения деталей и изделий, создание выразительного образа в разных техниках.

Развитие творческого воображения – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – художественная и творческая деятельность детей в детском саду.



Каталог: attachments
attachments -> Элективный курс «Основы паблик рилейшнз. Теория и практика»
attachments -> Методическая разработка: «Монологическая речь как основа формирования письменно-речевых компетенций»
attachments -> Агрессивное поведение у детей
attachments -> Агрессия подростков как социальная проблема современного общества
attachments -> «профилактика агрессивного поведения старших дошкольников через создание ситуации успеха»
attachments -> Это необходимо знать
attachments -> Адаптация ребенка к детскому саду
attachments -> Проект «Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница