Многообразие мистического опыта



Дата21.05.2016
Размер106 Kb.
Многообразие мистического опыта.
Тулин А. В.
Проблема мистического опыта представляется для меня очень важной в трансоаналитической концепции. В этой статье я представлю классификацию мистического опыта:

Классификация мистического опыта.

1. Религиозный опыт.

2. Опыт медитативного транса.

3. Внетелесный опыт (астральный опыт).

4. Околосмертный опыт.

5. Опыт шаманского транса.

6. Психодеалектический опыт.

7. Опыт контактерства. Близкие контакты с НЛО.
Теперь поговорим об этом более подробно.

1. Религиозный опыт.

Опыт - это знание, приобретенное через непосредственный контакт. Религиозный опыт характеризуется несколькими отличительными элементами, по сравнению с обычным. Они следующие: 


1) Опыт познания Бога похож на чувственный опыт; 
2) Религиозный опыт качественно отличается от дедуктивного познания. Г. Д. Льюис объясняет это так "один прыжок мысли, в котором одновременно присутствуют конечность и бесконечность и который невозможно разбить на отдельные шаги, которые можно рассматривать последовательно… Здесь имеет место восприятие непредвиденного, причем не просто чувства… а уверенность или озарение, восприятие того, что должно быть познания".
3) Религиозный опыт можно сравнить с опытом познания людей. С. Л. Франк в своей книге "Реальность и человек" описывает это так: "мы чувствуем грусть или веселие, приветливость или угрюмость другого человека, красоту пейзажа, унылость, мятежность или игривость музыкальной мелодии, скорбную прелесть тонких образов Боттичелли и благородную строгость светотеней Рембрандта. Что такое суть эти явления и как они объяснимы?…это есть в действительности прочувствование, эмоционально-душевное проникновение в природу объекта - переживание, которое, будучи одновременно и субъективно-душевным явлением, и объективным познанием…что свидетельствует о духовной жизни человека" Г. П. Овен пишет "наше непосредственное познание Бога набирает формы интеллектуальной интуиции, похожей на наше интуитивное восприятие человеческих личностей постольку, поскольку, во-первых, оно передается определенными признаками, и, во-вторых, ограничено духовной реальностью». 
В современном мире наблюдается своеобразная заинтересованность религиозным опытом. Не исключено, что первоисточник многих типов апостазий и религиозных кризисов находится именно в недостатке религиозного опыта. Одномерность жизни современного человека, растерянность, возникающая из объективных процессов развития цивилизации, приводят, с одной стороны, к так называемому обособлению жизни-замыканию в самом себе, а с другой стороны -рождает тоску за переживаниями личного порядка, которые нередко называют мистическими.
Результаты исследований религиозного опыта свидетельствуют о великой тоске человека за возможностью сближения с Богом в ежедневных событиях.
Психология утверждает, что человек не может вызвать в себе переживания религиозного опыта, но может к этому приготовиться и собирать его урожай. Если он действительный, то приходит в жизни человека ежедневно, так как является переживанием действительности бытия здесь и сейчас. Религиозный опыт имеет полностью конкретный характер событий. То есть, это не просто религиозное переживание, оставляющее воспоминания. Настоящее приобретение опыта приводит к переменам в отношениях к Богу и жизни, к себе и окружающим. От этого опыта начинается создание интегрированной религиозности.

Классификация религиозный опыт.



Классифицировать религиозный опыт можно по следующим признакам:
1. По типу религии.
2. По характеру протекания в человеке. 
По типу религии: авторитарный религиозный опыт. Возникает вследствие авторитарной религии - человеком управляет стоящая вовне высшая сила, которая господствуя, требует послушания, почитания, поклонения. Религиозный опыт в этом случае будет проявляться в полной капитуляции перед силой, находящейся за пределами человека. По мнению Э. Фромма "…на сколько божество признается всемогущим и всезнающим, настолько человек считается бессильным и незначительным, он добивается благоволения от божества только в случае полного подчинения. Повиновение сильной власти - один из путей, на котором человек избегает чувства одиночества и ограниченности. В акте капитуляции он теряет независимость и цельность как индивид, но обретает чувство защищенности, становясь как бы частью внушающей благоволения силы" . В этом случае вера основана на послушании. Преобладающим настроением в периоды успеха будет благоговение и благодарность Всевышнему, а в периоды кризисов - страдание и вина.
Гуманистический религиозный опыт. Возникает вследствие гуманистической религии и является совершенно противоположным предыдущему. Так как религия этого рода избирает центром человека и его силы, то в этом случае человек должен развить свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной, должен развить способность любви к другим, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Соответственно религиозный опыт в этом случае - это переживание единства со всем, что постигается мыслью и любовью. Цель - достижение величайшей силы, добродетель заключается в самореализации, а преобладающим настроением в случае достижения цели будет радость. 

По характеру протекания в человеке различают
Обыкновенный религиозный опыт 
Религиозный опыт характеризуется особенной динамикой, непосредственностью и конкретностью. Когда человек говорит о религиозном опыте, то он, как правило, имеет в виду проникновение в его психику чего-то абсолютно отличительного от других обыкновенных переживаний. В религиозном опыте люди охватывают и наблюдают то, что не всегда они могут полноценно выразить, а наилучшим способом его описать является язык символов. Большинство ученых богословов считают, что религиозный опыт - это особенная встреча с Богом, которая затрагивает самые глубокие уголки человеческой личности. Принято считать, что приобретение религиозного опыта-это религиозные: восприятия, познание, мотивации и эмоции. В самой структуре религиозного опыта самое важное значение имеет восприятие - быструю и спонтанную идентификацию с сакральной ситуацией. В этих категориях оценивается также отношение к восприятию действительности; оно может быть ближе или дальше, дистанционным или сопричастным. 
Перцепция (восприятие) Бога через религиозный опыт имеет несколько уровней. 
1) Присутствие Бога-в литературе присутствие Бога отражено многими терминами: божественное присутствие, торжественная тишина и др. О Боге говорят, что Он есть в некотором конкретном месте, например, в Церкви, во Святых Дарах, но также Он есть везде. Это можно понять и как локальное присутствие, и как вездесущность Бога.
2) Действия Бога - личность понимает события как проявление вездесущности Бога и Его активности. Бога воспринимают как Помощника, Путеводителя, Того, Кто просвещает, учит как Учитель, врачует как Врач. Бог не только Отец и Царь, но также и Пастырь, и Приятель. 
3) Призыв Божий-возможен, если личность принимает его как приглашение. Он может быть в двух формах: приглашение к сопричастию или к службе. Сопричастие проявляется через молитвы, чтение Библии и духовной литературы, сознательное участие в религиозных обрядах.
4) Черты Бога-особенные представления о физическом образе Бога (антропоморфизмы: руки, глаза, ноги). В описаниях различных откровений возникают эти черты.
5) Тотальность Бога-имеется в виду конкретно то, что какая-то ситуация в целом рассматривается как религиозная, все воспринимается как Божье, исчезает многообразие мира, поскольку оно меняется на единообразие. Это единство и тотальность сразу идентифицируется как Бог.
Для человеческой религиозности самым ценным является опыт Божьего присутствия и Божьего действия. 
2. Опыт медитативного транса.

Медитативный транс — это состояние сознания человека, при котором отсутствует мышление, исчезает ощущение я (эго) и времени, но присутствует состояние полной осознанности, ощущение присутствия, слияние или «растворение» себя с окружающим пространством. Сопровождается ощущением покоя и экстаза, а также эффектом слияния сознания со всем окружающим миром.

Последние исследования на магнитно-резонансном томографе показывают, что в состоянии медитативного транса у человека сильно активизируются височные доли мозга и зоны мозга, связанные со вниманием. Активность теменных долей, наоборот, уменьшается. У опытных мастеров медитации (от 10 до 40 лет практики) на электроэнцефалограмме также обнаруживается усиление гамма-волн. Современная нейрофизиология утверждает, что эффект медитативного транса достигается в головном мозге за счёт взаимодействия мозжечковой миндалины и неокортекса.

3. Внетелесный опыт. (астральный опыт).

Внетелесный опыт — изменённое состояние сознания, при котором человек испытывает ощущение покидания собственного тела. Этот эффект сопровождается небывалой реалистичностью, из-за чего большинство людей склонны рассматривать ВТО, как мистическое переживание. Достоверных подтверждений существования данного явления нет. ВТО является предметом исследования в неакадемическом направлении науки.

Ощущение выхода из своего физического тела, при этом связь с ним полностью теряется, сознание может перемещаться независимо от него. В большинстве случаев сознание имеет привычную форму физического тела и так же воспринимается самим человеком. Имеется множество терминов, обозначающих это «тело сознания». Обычно его называют «тонким телом», «астральным телом», «астральным двойником», «ментальным телом», «эфирным телом», «душой», «вторым телом», «телом сновидения», «двойником», «сущностью», «нематериальной сущностью», «вторым „Я“» и т. п.

Высокая реалистичность окружающего пространства, которая часто никак не уступает обычной реальности, а порой и превосходит. Во время ВТО человек ощущает мир всеми пятью чувствами своего «тонкого тела». Порой чувства работают лучше, чем в реальности, например, зрение во время ВТО может стать намного зорче обычного.

Чаще всего ВТО происходит во время засыпания или сразу после пробуждения ото сна. Человек описывает свой ВТО, как неожиданное отделение от физического тела, при этом «тонкое тело» взлетает вверх или вбок. Некоторые люди также описывают, что при ВТО наблюдают своё спящее физическое тело.

ВТО длится от нескольких секунд до нескольких минут. Но из-за субъективности восприятия и особенности окружающего пространства во время ВТО (человек не стеснён физическим расстоянием и временем и может моментально перемещаться в пространстве и во времени), возникает ощущение долгого переживания.

При посещении Локала 1, окружающая среда имеет большое сходство с реальностью; другие названия: эфирная проекция, RTP (Проекция реального времени). Наступление этого типа проекции может быть пугающим, появляются яркие физические ощущения, например, электрические покалывание, вибрации по всему телу и сильное сердцебиение. Обычно появляется паника при спонтанных посещениях Локала 1 – человек полагает, что умер.

Посещения Локала 2 меньше напоминают посещения физического мира и похожи на осознанный сон. Субъект погружается в нереальные миры, не похожие на физический и имеющие уникальные свойства. Светлые и яркие цвета – главная отличительная особенность этих посещений. Роберт Брюс называет этот тип проекции – Астральная проекция.

В классическом представлении ВТО происходит в несколько этапов:

Этап «снятия»: Взаимодействие с физическим миром сильно ослабевает. Ослабляется поток от пяти органов чувств и физическое тело переводится в режим автономного существования .

Этап каталепсии: Управление частями тела сильно затруднено (конечности), наступает паралич. Появляются альтернативные сенсорные сигналы – звук, вибрации, свет перед глазами.

Этап разделения: С некоторыми усилиями, смещая точку восприятия в сторону, можно добиться «ощущения сознания вне тела».

Этап свободного перемещения: При отдалении от физического тела, усиливается контроль над Вторым телом (классификация Монро). Визуальные и психические ощущения могут сильно варьироваться от «слепоты» до полной «ясности».

Этап возвращения: Постепенно желание вернуться будет становиться все сильнее и придется вернуться. Вы можете ощущать некоторое давление при возвращении Второго тела в физическое

На практике отсутствие какого-либо из этапов не удивительно. Некоторые (в частности Роберт Монро) постепенно переставали ощущать некоторые стадии или грань между ними, а стали ощущать некоторый «сдвиг» в сознании. Монро сравнил этот процесс с переходом от одной станции к другой при настройке радио.

Наука объясняет феномен ВТО, как одну из разновидностей осознанных сновидений. Характерное отличие — начало протекания вне-телесного опыта: есть осознанные сновидения, которые возникают уже в процессе обычного сновидения, когда человек либо случайно, либо намеренно, после определённых тренировок, осознаёт себя в сновидении, но ВТО начинается непосредственно сразу после засыпания или пробуждения и переживается, как чёткое ощущение «выхода из тела». Человеку может показаться, что «выход из тела» происходит сразу из бодрствующего сознания, без провала в сон, но на самом деле, перед ВТО есть кратковременное и зачастую незаметное засыпание.

Окружающее пространство во время вне-телесного опыта подчиняется воле человека и в тоже время сильно зависит от его стереотипов. Согласно научным представлениям о природе сновидений, мир сновидений субъективен и существует в голове самого человека. Небывалая реалистичность мира ВТО объясняется огромными резервами памяти, которая в обычном состоянии сознания недоступна человеку. Исходя из опытов по гипнозу, когда человек может вспоминать мельчайшие подробности своей жизни, вплоть до царапин на доме, в котором провёл детство, ничего удивительного в реалистичности окружающего пространства во время ВТО нет.

Сон человека делится на фазу быстрого сна и фазу медленного сна, которые сменяют друг друга в течение всей ночи, пока человек спит. ВТО, как и обычные сновидения, происходят в фазе быстрого сна.

Популярна так же и другая точка зрения на природу ВТО, которая рассматривает его, как мистический опыт — отделение от физического тела некого «тонкого тела». Однако о настоящих крупномасштабных научных экспериментах, которыми бы пытались доказать реальность Вне-Телесного Опыта ни в России, ни в остальном мире, на данный момент ничего не известно.

4. Околосмертный опыт.

Околосмертный опыт — общее название широкого диапазона личных переживаний людей в момент их клинической смерти. Все сведения об околосмертных переживаниях основаны на рассказах людей, переживших клиническую смерть и возвращенных к жизни. Этот опыт включает многие феномены. Например, чувство отделения от тела или парения, перемещения, чрезвычайного страха или безопасности и умиротворения, теплоты, чувства абсолютного растворения. Многие отмечают присутствие света, который некоторые люди интерпретируют, как божество или духовное присутствие. Большинство определяет околосмертный опыт как не поддающийся объяснению духовный опыт перехода в загробную жизнь. К таким случаям обычно причисляют тех, кто был признан клинически мёртвым. Чаще всего это происходит при остановке сердца и последующим возвращении к жизни. По мере развития техники реанимации число сообщений о околосмертный опыт непрерывно увеличивается.

Большая часть научного сообщества расценивает такие переживания как галлюцинации, обосновывая невозможностью их объективной проверки. Другие специалисты и учёные рассматривают эти переживания как свидетельства жизни после смерти.

В большинстве случаев, околосмертный опыт описан в терминах любых верований, которые имел человек. Те, кто не имел конкретных верований, обычно видят знакомые вещи, Феноменология околосмертного опыта обычно включает физиологические, психологические и необычные аспекты. Выявлены следующие наиболее типичные ощущения:

первое сенсорное впечатление — очень неприятный звук (шум);

понимание того, что умер;

приятные эмоции: спокойствие и умиротворение;

ощущение выхода из тела, парения над собственным телом и наблюдение окружающих;

чувство перемещения вверх через яркий туннель света или узкий проход;

встреча с умершими родственниками или духовными лицами;

встреча с существом из света, (часто интерпретируемое как божество);

рассмотрение эпизодов прошедшей жизни;

достижение границы или границ;

чувство нежелания возвращения в тело;

ощущение тепла, несмотря на отсутствие одежды.

Некоторые люди также испытывали беспокойство или страх к прекращению их жизни в её текущем состоянии. Согласно Rasch Scale «основное» ощущение — это мир, радость, и гармония, сопровождаемая способностью проникновения в суть мистических или религиозных событий. В ряде случаев околосмертный опыт, возникают наблюдения событий, происходящие в других местах или в другое время. Некоторые из таких наблюдений были подтверждены реальными фактам.

5. Опыт шаманского транса.

Шаманский транс - это измененное состояние восприятия окружающего мира, в котором вы научитесь совершать многие дела и чудеса. Для этой практики необходимо затемненное помещение, две свечи, ритмичная быстрая музыка без слов, одеяло на пол. Встаньте на ноги и начните делать легкие покачивающие движения в такт музыки. Танцуйте под музыку и почувствуйте, как вокруг вас начинают собираться Духи, ваш Дух - покровитель, помогающий вам совершенствоваться, и Духи - помощники, помогающие вам достичь своих целей. А теперь начните делать глубокие вдохи и выдохи, которые должны со временем убыстряться. Продолжайте делать глубокие вдохи через нос, а выдохи через рот, раскачивайтесь, представьте себе тех людей, которые нуждаются в вашей помощи. В этот момент ваши движения становятся все более интенсивными, вы продолжаете глубоко дышать. Раскачиваясь и глубоко дыша, сядьте на колени, постарайтесь войти в ритм музыке. Почувствуйте, как будто музыка звучит внутри вас, а в руках у вас представьте бубен, и вы совершаете движения под эту мелодию с бубном. Дыхание ускоряется, даже если вам кажется, что вы уже больше не в состоянии выполнять, все равно делайте движения. Вы полностью становитесь музыкой, растворяетесь в ней. Ваши руки совершают разнообразные движения, начинает двигаться ваш позвоночник. Дыхание как будто уже совершается и не вами, оно становится автономным. Делайте так, пока не наступит чувство легкой эйфории, и тогда, вы делаете глубокий вдох, и не выдыхайте.

Задержите дыхание, как можно дольше, откиньтесь назад на одеяло. В этот момент происходит отделение вашего двойника. Ваше сознание покидает ваше физическое тело и начинает кружиться над ним. Вы мысленно представляете себе, как вы в виде облака, которое принимает форму вашего тела, начинаете совершать полеты. Сейчас вы увидите на тонком плане, как люди, ищущие вашей помощи, собираются вокруг вашего тела. Они сидят в кругу, у каждого свои проблемы. Вы подлетаете к ним, и на телепатическом уровне каждый начинает передавать вам свои мысли. Продолжайте полеты, если вам становиться трудно удерживать концентрацию, подлетите к свечам, почувствуйте, как они придают вам силу, наполняют энергией. Ваш двойник, в котором вы находитесь, уплотняется, и вы продолжаете свой полет. В этот момент вы можете оказать помощь тем людям, которые сейчас находятся вокруг вас. Сейчас к вам приходит интуитивное знание, различные магические приемы и вы начинаете знать о том, что вы будете делать, когда вам следует оказывать помощь, как разрешить ту или иную ситуацию, проблему.
Совершая полеты в астральном теле, с помощью выхода двойника через шаманские практики, ваше второе внимание утончается, вы становитесь великим магом. Медленно ощутите, как вы возвращаетесь в свое физическое тело. Представьте, что через воронку в области груди, облако начинает втягиваться в физическое тело. Вы ощущаете свои ноги, руки, голову, выпрямляетесь и продолжаете плавные вдохи и выдохи. Совершите несколько приседаний и войдите в нормальное состояние. Пошлите волну благодарности Духам-помощникам.
6. Психодеалектический опыт.

Психоделический опыт (а также Трип англ. Trip — путешествие) специфичные переживания в сознании человека, характеризуемые отличным от типичного восприятием и интенсивным мыслительным процессом, как правило творческого плана. Психоделические состояния ума могут быть вызваны различными способами — сенсорной депривацией (англ. sensory deprivation) или приемом психоактивных веществ. Данные состояния ума заключаются в переживаниях иллюзий, галлюцинаций, измененного восприятия и ощущения внутреннего «Я», мистических состояний, а также иногда и состояний, схожих с психозом.

Термин психоделический происходит от двух греческих слов ψυχή (Психея — ум, дух, душа) и δήλος (Делос — проявляющий). Буквальное значение термина — проявляющий ум. Также используется значение расширяющий сознание (см. также расширение сознания).

Самой общей характеристикой является «вытаскивание» из глубин психики на поверхность сознания всего ее содержимого, в связи с чем трипы могут быть абсолютно различны как у разных людей, так даже и у одного человека в разное время жизни или находящегося в разной обстановке. Однако, наиболее часто возникают следующие эффекты:

Усиление восприятия: цвета становятся ярче, возрастает контрастность и насыщенность, звуки (особенно музыка) слышатся четче и глубже;

Усиление эмоциональности: высвобождаются эмоции, как правило, позитивные, в связи с чем ощущается повышение настроения и эмпатия;

Феномен синестезии: раздражитель одного из органов чувств вызывает отклик в других органах чувств — так музыку можно видеть, а звуки — осязать;

Возникновение визуальных эффектов («визуалов»): за закрытыми глазами (а при больших количествах — и «за» открытыми) появляются геометрически правильные и сложные разноцветные калейдоскопические узоры, часто с преобладанием «грибных» (грибы на тонких ножках) или «органических» (павлиньи перья, листья, глаза) мотивов;

Изменение восприятия пространства: «дыхание», «мерцание» поверхностей с изменениями размеров и пропорций окружающего мира («Синдром Алисы в Стране Чудес»), характерный пример — «перетекание» статичного рисунка обоев на стене;

Изменение восприятия времени: ход времени замедляется, появляется ощущение выхода за его пределы, в больших количествах само понятие времени теряет всякий смысл и появляются практически не представляемые феномены полного его исчезновения;

Изменение мышления: логическое мышление ослабевает, образное, наоборот, возрастает, также усиливается воображение;

Возврат переживаний раннего детства: можно заново почувствовать себя ребенком (причем, имеется в виду именно повтор переживаний на экзистенциальном уровне, а не возврат воспоминаний о детстве или о таком переживании);

Переживание смерти и рождения: эффекты трудноописуемы, но по некоторым сведениям, они повторяют переживания после смерти, описанные в Тибетской Книге Мёртвых;

В особых случаях могут чувствоваться трансперсональные переживания: выход сознания за пределы физического тела, ощущение единства со всем живым в мире, переживание воссоединения с Абсолютом, Пустотой, Богом, Космическим Сознанием и т. п.

Сам характер действия часто бывает, как его описывают, «пилообразным» или «волнообразным», когда в середине трипа в течение нескольких секунд или минут ощущается, что действие спало, но потом наступает следующая «волна», и все ощущения снова возвращаются.

По окончанию трипа может возникать ощущение внутренней гармонии, счастья, радости и эмпатии. Это ощущение может сохраняться в течение длительного времени. Так же после трипа может возникать обратное ощущение внутренней дисгармонии, тяжёлого депрессивного состояния, ненужности и непонимания. Испытываемое чувство депрессии столь велико, что создаётся ощущение будто бы самоубийство не является выходом из неё.

Даже неглубокие трипы значительно снижают психологические барьеры человека — городской шум или какие-то неприятные вещи, на которые человек не обращал внимание, могут резко ухудшить настроение. Практикующими психоделические опыты людьми заявляется, что «при правильном применении в правильной обстановке психоделики могут научить жить в гармонии с природой, миром вокруг себя и миром внутри себя».

Если человека в неглубоком трипе можно сравнить с ребёнком 3-5 лет, то более глубокие переживания могут вызвать совершеннейшую потерю навыков по ориентации в пространстве и оценки последствий своих действий, поэтому нахождение в таком состоянии без трип-ситтера (доверенного лица, следящего за (зло)употребляющим), опасно для жизни и физического здоровья. Такие кардинальные эксперименты над собственной психикой могут вызвать мистические опыты (сходные с понятиями Сатори, Самадхи, Нирвана, Рай, Просветление, Атман, Дао, «выход из Матрицы» и т. д.), возможно предшествующие им трансперсональные переживания с переносом «эго» индивида на нечто более широкое, что может быть общим для всех людей (Мировое Сознание и т. д.), что может восприниматься как экзистенциальная смерть, преодолеть которую можно смирением, по утверждениям Тибетской Книги Мертвых.



7. Опыт контактерства. Близкие контакты с НЛО.

Временами человек может встретиться в надличных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берет на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощенные человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высоких планах сознания и наделенные чрезвычайной мудростью.

Иногда они принимают форму человека; в других случаях они выглядят как сияющие источники света или же просто дают возможность почувствовать свое присутствие. Их послания обычно принимают форму прямой передачи мысли или же иной экстрасенсорной передачи. Временами коммуникация может осуществляться и в виде словесных сообщений.

Особенно интересным феноменом из этой категории является "контактерство", которое в последние годы стало предметом пристального внимания широкой публики и средств массовой информации. При контактерстве человек передает сообщения от источника, предположительно являющегося внешним по отношению к его сознанию, говоря в состоянии транса, используя явление автоматического письма или записывая телепатически воспринимаемые мысли. Феномен "контактерства" играл важную роль в истории человечества. Среди переданных таким образом учений – множество священных текстов огромной культурной значимости, таких, как древнеиндийские Веды, Коран или "Книга Мормона".

Основной причиной того, что такого рода переживания могут вызвать серьезный кризис, является достоверность и точность информации из источника, природа которого совершенно непонятна. Иногда с помощью "контактерства" человеку могут передаваться абсолютно точные сведения о вещах, с которыми он до сих пор никогда не сталкивался. Тогда это явление переживается как неопровержимое доказательство существования духовной реальности и может быть источником серьезных философских затруднений для тех, кто до этого разделял общепринятое научное мировоззрение.

Еще одним источником проблем может стать тот факт, что духи-проводники обычно воспринимаются как сущности, находящиеся на более высоком уровне развития сознания, обладающие сверх-интеллектом и необычайной моральной целостностью. Это может легко привести к "раздуванию эго" у "контактера", который будет воспринимать тот факт, что он избран для особой миссии, как доказательство своего собственного превосходства. Книга Джона Климо "Chanelling" является прекрасным источником информации по этому вопросу.

Опыт контактов и похищения людей тем, что кажется внеземными космическими аппаратами или существами, может часто служить причиной серьезных эмоциональных и интеллектуальных кризисов, имеющих много общего с духовным кризисом. Юнг, посвятивший теме "летающих тарелок" специальное исследование, предположил, что этот феномен является скорее архетипическим видением, имеющим истоки в коллективном бессознательном человечества, чем реальным визитом внеземных цивилизаций. Он иллюстрировал свой тезис тщательным анализом легенд о летающих дисках, существовавших на протяжении всей истории человечества, и сообщений о появлении призраков, время от времени вызывавших массовую панику.

В описаниях наблюдений НЛО типичным является упоминание необычного света сверхъестественной природы, который очень похож на тот, что присутствует во многих отчетах о мистических переживаниях. Указывалось также и на то, что существа, входящие в контакт с людьми, имеют существенные параллели в мире мифологии и религии, корни которых уходят в коллективное бессознательное.

Сообщения о похищениях людей часто включают в себя такие процедуры, как физические исследования и научные эксперименты, которые переживаются как невообразимые мучения. Это сближает их с шаманским кризисом и с испытаниями инициируемых в ритуалах перехода, проводимых в первобытных культурах. Этот аспект феномена НЛО обсуждается в очерке Кейс Томпсон "Опыт встречи с НЛО как кризис трансформации" во второй части данной книги.

Чужие космические корабли и космические полеты, описываемые теми, кого якобы пригласили совершить путешествие, также имеют параллели в духовной литературе – можно упомянуть колесницу ведического бога Индры или огненную машину библейского пророка Иезекииля. Поразительные ландшафты и города, посещаемые во время этих путешествий, напоминают визионерские переживания рая, небесных сфер и городов света.

Существует еще одна причина, по которой опыт встречи с НЛО может провоцировать духовный кризис; сходную проблему мы уже обсуждали в связи духами-проводниками и феноменом "контактерства". Внеземные визитеры обычно воспринимаются как представители цивилизаций, несравненно более развитых, чем наша, не только технологически, но и интеллектуально, морально и духовно. Такие контакты часто имеют очень мощные мистические оттенки и сопровождаются инсайтом космического масштаба.

Люди, оказывающиеся объектами столь особого внимания, легко способны интерпретировать его как признак собственной уникальности. Они могут чувствовать, что привлекли интерес высших существ из более развитой цивилизации потому, что они сами в некотором роде исключительны и наиболее подходят для особой цели. В юнгианской терминологии подобная ситуация, когда человек претендует на восхищение архетипического мира своей персоной, именуется "раздуванием эго".



Как мы увидели, существуют веские причины, по которым опыт "близких контактов" может приводить к трансперсональному кризису. Люди, столкнувшиеся со странным миром НЛО, для того чтобы быть способными ассимилировать этот опыт, могут нуждаться в помощи кого-то, кто обладает знанием архетипической психологии, равно как и специфических особенностей этого феномена.
Литература.
1. К. Гроф, С. Гроф. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. Изд. «АСТ» 2003

2. http://svitlo.by.ru/bibloteka/psihrelig/psihrelig4.html

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница