Моу «Вейделевская сош» Воспитание личности путём формирования духовно-нравственных качеств



Дата18.05.2016
Размер258 Kb.

Бут Наталья Александровна


МОУ «Вейделевская СОШ»

Воспитание личности путём формирования духовно-нравственных качеств

(из опыта работы)

Бут Наталья Александровна –

классный руководитель 8 г класса

муниципального общеобразовательного

учреждения «Вейделевская средняя

общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Содержание:

Информация об опыте…………………………………………..3

Технология опыта………………………………………………..8

Результативность опыта………………………………………..13

Библиографический список…………………………………….16

Приложение к опыту……………………………………………17

Информация об опыте
Условия становления опыта

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» с приоритетным направлением духовно-нравственного воспитания детей. В нашем образовательном учреждении обучается 700 школьников. Я работаю учителем русского языка и литературы на средней и старшей ступени образования, являюсь классным руководителем 8 «Г» класса.

Детский коллектив, с которым я работаю четвёртый год, представлял собой группу детей, состоящую из 20 человек. Среди них были дети из неблагополучных семей, временно находящиеся в социально-реабилитационном центре п. Вейделевка (4 человека), дети с девиантным поведением (3 человека), дети из неполных семей (2 человека), дети с ослабленным здоровьем (6 человек).

Качество знаний учащихся 5 «Г» класса на конец года составил 34%.

В начале 5 класса была проведена диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся по методике Капустина. За основу были взяты отношения:

- к труду,

- к обществу,

- к себе,

- к людям,

- к культуре.

Уровень воспитанности классного коллектива 5 «Г» класса оказался очень низким.

Анализируя поведение учащихся, их отношение к учёбе, взаимоотношения в детском коллективе, я пришла к выводу, что класс недостаточно сплочён, дети не имеют навыков самоуправления, в классных и общешкольных мероприятиях принимают участие без особого желания и энтузиазма, большинство учащихся привыкли занимать позицию стороннего наблюдателя. Детям не свойственны такие качества характера как сострадание, милосердие, взаимопонимание, отзывчивость. В связи с этим возникла идея вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, по формированию навыков самоуправления, воспитанию в детях духовно-нравственных качеств личности.


Актуальность опыта

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.

Современная система образования на протяжении последних десяти лет находится в сложных условиях модернизации образовательного процесса.
Переход всей системы обучения из состояния, при котором главной целью образования с позиции социального заказа государства был выпуск «полезных винтиков» для общества, к состоянию, при котором главным становится ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания.

А каков должен быть плод нашего воспитания?


Каким мы видим нашего выпускника? Это человек, отличающийся высокой образованностью, представляющий собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально-активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации.

Духовно-нравственное воспитание учащихся  - сложный и многогранный процесс. Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры, включение учащихся в общественную, патриотическую, учебную, трудовую деятельность.

В системе воспитания школьников мире возникает противоречие между традиционными методами и формами работы по формированию духовно-нравственных качеств учащихся и современной системой обучения, которая сводит самостоятельность ребёнка к нулю. Если в предыдущие десятилетия перед подрастающим поколением стояли определённые цели, поставленные государством, то в современном мире детям трудно определить чёткую грань между добром и злом, между истинными, непреходящими человеческими ценностями и навязываемой иностранной идеологией. Поэтому задача педагога сводится к тому, чтобы помочь детям выбрать правильный жизненный путь, помочь в выборе духовно-нравственных ориентиров, которые не смогут отменить ни широкий размах науки и техники, ни современные технологии.

Помочь школьнику увидеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей, их трудовой деятельности, воспитать, прежде всего, Человека – главная задача нашего педагогического коллектива. Многостороннее развитие личности на современном этапе предусматривает гармоническое, пропорциональное становление всех духовных сил и способностей человека (моральных, нравственных, духовных), а также национального самосознания, высокого гражданского сознания, цельного научного мировоззрения. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в процессе обучения и воспитания постоянно, как в учебном заведении, так и в семье.

На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы отношений человека к окружающему миру и к самому себе: представления о добродетели, чувстве совести, стыда, самооценке.

Педагогическая идея опыта

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание своего предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование духовных и нравственных качеств учащихся в процессе учебной и внеклассной работы.

Таким образом, я убеждена, что полноценное образование в «Школе будущего»– это получение таких знаний, такого национально-исторического, нравственного и духовного опыта, который дает возможность выпускнику школы свободно развиваться, жить и трудиться на благо себя, своей страны, а также получить уровень знаний, необходимый и достойный для поддержания духовно-интеллектуального потенциала себя как гражданина.




Длительность работа над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2005 года, когда учащиеся 5 «Г» класса перешли на среднюю ступень обучения, по сегодняшний 2009 год, а также предполагает её продолжение до времени окончания школы учащимися данного детского коллектива (2012год).

Формирование духовно-нравственных качеств школьников осуществляется мною в несколько этапов.

Начальный этап – выявление уровня сформированности нравственных качеств школьников (с сентября по ноябрь 2005 года).

Основной этап – формирование духовно-нравственных качеств личности через систему воспитательных мероприятий (с декабря 2005г по апрель 2010 года)

Заключительный этап – диагностика, которая может показать положительные моменты в данном воспитательном направлении, приблизит педагога к достижению воспитательных целей его работы (май 2010-май 2012г.)


Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой «урок русского языка – урок литературы – урок православной культуры – внеклассная работа». В то же время, являясь одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы, опыт тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.


Теоретическая база опыта
Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание своего предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование духовных и нравственных качеств учащихся в процессе учебной и внеклассной работы.

Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают в разных аспектах.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores- нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (16, с. 191-192).

В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». (9, с. 345) Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (9, с.558).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (23,с.414).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Ещё в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». (2, с. 360).

Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (22, с.289). В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в её возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определённых обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив в грязь лицом».

А что же говорить о детях? Ещё В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека» (26, с.120)

Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (26,с. 170).

Н.И.Блодырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учёбе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий (6,с.102).

В связи с этим мною были определены следующие направления деятельности:



- повышение духовной культуры учащихся;

- формирование духовно-нравственных качеств: любовь к ближнему, доброта милосердие, сострадание, самооценка, самовоспитание;

- создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки в школьном коллективе;

- создание условий для творческой самореализации;

- проявление доверия и толерантности во взаимоотношениях;

- самостоятельная оценка учениками своей деятельности.


Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приёмов в обучении и воспитании, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности школьников.


Технология опыта

Целью моей работы является отбор наиболее оптимальных для данного коллектива форм и методов, способствующих духовно-нравственному воспитанию в процессе учебной и воспитательной деятельности, повышение духовной культуры учащихся, формирование духовно-нравственных качеств.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

- создание благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе;

- изучение традиций и обычаев своего народа, изучение истории родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа;

- организация творческой, личностно- и общественно значимой деятельности детей в классе;

- оказание помощи в поисках и обретении духовных ценностей и смысла жизни.

Схема методической системы классного руководителя

(компоненты воспитательного процесса)


I. Целевой

повышение духовной

культуры учащихся



классные часы



турниры исследовательская

деятельность











заочные путешествия II. Деятельностный








ролевые игры

создание проектов

экскурсии



Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются всё усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Так, например, в 5 классе я использовала игровые формы проведения классных часов: турнир «Лесенка достижений», «Праздник вежливых ребят», классный час – мастерская общения «Заповеди нашего класса», в 6 классе были проведены внеклассные мероприятия духовно-нравственной направленности в несколько иной форме: «Первые ростки нашей дружбы» - мини-проект, ролевая игра «Поговорим об ответственности», беседа «Совесть – мерило нравственности», в 7 классе дети с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении классных часов в форме деловой игры, в диспутах по обсуждению актуальных вопросов: «Мы живём среди людей» (Приложение №2.1), заочных путешествий «Духовные родники Святого Белогорья» (Приложение №2.2), создание проекта «Вверх по лестнице жизни», в 8 классе учащиеся принимают участие в создании проектов «Мой след на земле» (Приложение №2.3), занимаются исследовательской деятельностью: «След нашего рода в истории страны», «Духовные родники Святого Белогорья» (Приложение №2.4), занимаются в творческих мастерских - «Не забывайте о птицах зимой».

Циклы классных часов по формированию нравственных качеств проведены в 5-м, 6-м, 7-м, 8-м классах. Данные анкет анализировались совместно со школьным психологом . Ученики работали над предлагаемыми вопросами на протяжении нескольких лет, каждый раз возвращались к ответам. Причем, с возрастом менялись и их представления о самом себе. Вопросы были выбраны из сборника «Я и мир»:

1. Мой жизненный путь: каковы мои успехи и неудачи?

2. Мои конфликты (внешние). В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю?

3. Мои конфликты (внутренние). В чем состоят мои конфликты с самим собой? Чем я их объясняю?

4. Мои дружеские связи: с кем я дружу? Почему?

В ходе занятий изменился взгляд на многие проблемы, в частности, изменилось мнение о ключевых моментах жизненного пути, изменились взгляды на отношения с окружающими людьми, с друзьями. Ребята стали больше задумываться о нравственной стороне внутренних и внешних конфликтов, над нравственной стороной отношений с окружающими людьми.

От формирования духовно-нравственных качеств личности зависит становление гражданина. Поэтому, уделяя большое внимание истории родного края, жизни замечательных людей, во внеклассной работе по предметам и в воспитательной практике я систематически вовлекаю воспитанников в исследовательскую деятельность: жизнь, творчество, общественная деятельность наших земляков. Провожу совместные уроки гражданственности, музыкально-поэтические встречи «В поэтической гостиной А.Вирютина» (совместно с автором), «Поэты Родного Белогорья» (Приложение №2.5), и учащиеся принимают активное участие в общешкольных и районных конкурсах творческого характера.

При планировании воспитательной работы класса на 2008–2009 учебный год в план воспитательной работы класса были включены следующие мероприятия: «Урок нравственности», «Слово о родном крае» (приложение №2.6), кинолектории, посвящённые 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачёва, 80-летию нашего земляка В.Горина, «Литературный турнир знатоков гоголевского творчества» (приложение №2.6), «День славянской письменности» и др.

Очень важную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет семейное воспитание. На классном часе «Я и моя семья», проведенном в форме ролевой игры, учащиеся распределяли семейный бюджет, планировали совместный отдых. Во время работы в группах они продемонстрировали поистине яркое подтверждение лучших человеческих качеств, воспитанных в семье, делились семейными секретами, рассказывали о своих родственниках с особым чувством гордости. На классном часе семиклассники закладывали фундамент семейной жизни, отмечали, что является самым важным в семье, и в их рассуждениях звучали совсем не детские мысли. Итогом проведенного мероприятия были слова учащихся: «Семья – это главное, что есть у человека, чтобы не потерялась связь времен, нужно знать и чтить своих предков, семейные традиции и обычаи». Ребята знают, какую роль играет семья в жизни человека. Все дети, рассуждающие о семейных ценностях, считают главным, чтобы в семье были взаимопонимание, любовь, радость, заботливое и внимательное отношение друг к другу.

Им нравится узнавать о семейных традициях, о том, из чего складываются основы прекрасных взаимоотношений в семье. Чувство патриотизма именно и начинается с привязанности и любви к родному дому, к родным и близким. Не зря среди пословиц о Родине и доме ребята называли и такую: Все дороги ведут к дому. Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

Классный час «Мы живем среди людей» был направлен на создание условий, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция происходила на основе сопоставления поступков учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Учащиеся пришли к выводу: право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении, но этической основой поведения в таких случаях должно быть понимание, а также безусловная бескорыстная помощь друг другу.

Для проведения мероприятия «Вверх по лестнице жизни» учащиеся класса приготовили мини-проекты «Лестница мечты». Ребята размышляли о мнимых и подлинных ценностях, анализировали притчу о светловолосой и черноволосой матерях, пытались ответить на вопрос, почему родившиеся в один день в роддоме мальчики, воспитывавшиеся в хороших семьях выросли абсолютно разными. Главное, что происходит на таких классных часах - это то, что учащиеся начинают хотеть узнавать о себе и начинают стремиться исправить те недостатки, о которых они узнают.

Урок-размышление «За добро плати добром» проводился в 8 классе. Цели урока были следующими: раскрыть нравственные проблемы, поднятые К.Г.Паустовским в рассказе «Телеграмма», воспитывать чуткость, добросердечие, уважение к старшим, ответственность за свои поступки. Обсуждая рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма», дети пришли к выводу, что человек должен добром платить за добро, не имеет права забывать о самых близких, самых родных людях – родителях. Рассказ Паустовского это предостережение от беспамятства и нелюбви. Дома учащиеся написали сочинения-размышления на темы «Что значит для меня отчий дом?», «Какой я сын (дочь)?»

Главной целью классного часа «Мой след на Земле», который проводился в 8 классе, было обсуждение с учащимися проблемы нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле. Ребята с удовольствием принимали участие в беседе, занимались исследовательской деятельностью: готовили сообщения о земляках, оставивших добрый след на земле, писали сочинения, рассказы на тему: «Следы нашего рода в истории страны и семьи», а также занимались проектной деятельностью: «Жизнь, которую мне хотелось бы прожить»- проекты. В ходе занятии дети пришли к выводу: каждый человек, маленький или большой должен задуматься над тем, каким будет его след на земле. Следы каждого человека – это память о нём будущих поколений.

Анализ всех проведенных с учащимися внеклассных мероприятий, уроков свидетельствует о том, что в ходе совместной деятельности вся работа подчинена одной цели и включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии, оказывает целостное педагогическое воздействие на духовно-нравственную и эмоционально- волевую сферу ребенка.

Это позволяет сделать вывод о том, что процесс воспитания и самовоспитания происходит во время урочной деятельности и вне урока, выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, личностном и профессиональном становлении. Воспитательная деятельность реализуется параллельно, включая все направления и с учетом возрастных особенностей учащихся.



Направления воспитательной работы:





Результативный компонент воспитательного процесса

Так, в процессе воспитательной работы в период с сентября 2005 по декабрь 2008 года были достигнуты следующие результаты:

1) Повысился уровень сплоченности коллектива:


  • каждый ученик выполняет определённое поручение;

  • работает актив класса;

  • каждый ученик класса, по мере своих способностей, активно включен в воспитательный процесс, принимает участие в жизни класса и школы;

2) Активизировалась работа органов самоуправления класса.

  • Класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение (Приложение №1.2)

3) Проводится работа с «трудными» детьми, учащиеся активно посещают кружки и секции (Приложение №1.1)

Результативность воспитательной системы класса отслеживается на основе диагностики уровня воспитанности учащихся.

Ежегодно в конце учебного я провожу изучение уровня воспитанности учащихся по методике Капустина. За основу были взяты отношения:

- к труду,

- к обществу,

- к себе,

- к людям,

- к культуре.

Уровень воспитанности классного коллектива 8 «Г» класса высокий.


На протяжении трех лет проводилось анкетирование, в ходе которого учащиеся располагали по значимости для себя черты личности и характера человека (метод ранжирования).

Результаты в течение трех лет менялись и выглядят следующим образом:

Приоритетные ценности

Здоровье, дружба, доброта, воспитанность, отзывчивость


Класс

1 место

2 место

3 место



Здоровье

Дружба, доброта

Воспитанность, отзывчивость, терпимость



Здоровье

Дружба, доброта

Воспитанность



Здоровье

Дружба, доброта

Воспитанность, отзывчивость



Здоровье

Воспитанность, отзывчивость

Дружба, доброта

Проводилось анкетирование «Степень активности учащихся во внеклассных мероприятиях». Если в пятом классе только

15 % опрошенных желали участвовать в проводимых мероприятиях, в шестом – 55%, в седьмом процент желающих принимать активное участие во всех проводимых мероприятиях значительно вырос- 72%.

По результатам участия и количеству занятых призовых мест во внеклассных мероприятиях учащиеся 8г класса в общешкольном рейтинге за 2006 – 2007 учебный год заняли 1 место (Приложение №4.1).

Так, за 2007-2009 учебные годы учащиеся завоевали призовые места в следующих мероприятиях:


  • первое место по итогам летней трудовой практики (приложение №4.2);

  • выставка «Урожай 2007» 2-е место;

  • конкурс «Зимняя фантазия» 1-е место (приложение №4.3);

  • конкурс плакатов «Родной посёлок» 1-е место (приложение №4.4);

  • конкурс поделок из природного материала «65-летию Курской битвы посвящается» 3-е место (приложение №4.5)

  • конкурс рисунков «За здоровый образ жизни» 2-е место;

  • фотоконкурс «Образ нежный, образ светлый» 2-е место (приложение №4.6);

  • фотоконкурс «Экологическое зеркало» 1-место (приложение №4.7);

  • школьный конкурс «Юные поэты Белгородчины» 2-е место;

  • школьные соревнования по русской лапте 1-е место;

  • школьный экологический конкурс творческих работ «Не забывайте о птицах зимой» 2-е место;

  • районный конкурс сочинений, посвящённый 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя 2-е место.

Результативность опыта заключается в том, что учащиеся научились работать в классном коллективе в благоприятной обстановке, помогая друг другу, повысился их уровень воспитанности, степень активности учащихся в классных и общешкольных мероприятиях значительно выросла, они чувствуют себя комфортно.


Библиографический список

  1. Александрова М.А., Степанов Е.Н. Классные классные дела., М., 2004.

  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. –М.: Просвещение, 1979.

  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций.-М.: Просвещение, 1988.

  4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. –М.: Просвещение, 1775.

  5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. –М.: Просвещение, 1979.

  6. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.-М.: Просвещение, 1978.

  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка –М.: 1979.

  8. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991.

  9. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. –М.: Просвещение, 1977.

  10. Каирова И.А. Нравственное развитие школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979.

  11. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

  12. Краткий словарь по философии. –М.: 1982.

  13. Ницше. Сочинение в 2-х томах. – М.:1990, т.1 НИИОП АПНСССР, 1988.

  14. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е издание –М: 1995.

  15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения –М.: Мысль,1979.

  16. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М., 2001.

  17. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.



Приложение №1.1



Занятость учащихся вне учебных занятий








Приложение №1.2
Схема самоуправления









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница