Музыкальная психология и психология музыкального образования основная образовательная программа подготовки



страница1/6
Дата15.05.2016
Размер0.49 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Р.20, ОПД.Ф.5

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И


ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

050403 – Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

050601 – Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии»

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2008 г.


Структура учебно-методического комплекса дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор: Сергеева А.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии МГПУ.
1.2 Рецензенты:

  1. Павлова О.А. - кандидат педагогических наук, заведующая теоретическим отделением Мурманского музыкального училища;

  2. Синкевич И.А. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета.


1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные педагогические инновации отводят музыкальной деятельности педагогов особую нишу. Такой выбор обусловливается субъективной смысловой наполненностью за счет ознакомления и осмысления основных понятий в процессе музыкально-педагогической деятельности: личность, субъект, объект, индивид, индивидуальность. Все эти определения, так же как сущность и структура психических свойств и процессов музыканта и музыки в целом, педагога и социума, деятельности педагога-музыканта и его учеников, перекрещиваются в психологической науке на уровне профессионального музыкально-педагогического самосознания.



На этом фоне музыкальная психология и психология музыкального образования является пограничной областью музыковедения, тесно соприкасается с философией, общей и возрастной психологией, психологией искусства и музыкальной эстетикой. Курс «Музыкальная психология и психология музыкального образования» пытается выявить и изучить основные психологические условия, механизмы и закономерности музыкальной деятельности педагога, а также их влияние на строение музыкальной речи, на формирование и историческую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования. Как специальная отрасль психологии искусства, музыкальная психология исследует закономерности восприятия музыки, ее роль в общественной и личной жизни человека, изучает психическую деятельность музыканта, направленную на освоение, исполнение и создание музыкальных произведений; анализирует и обобщает учебную практику профессионального обучения и специфику преподавания музыки, занимается разработкой вопросов, связанных с формированием музыкальных способностей и их психодиагностикой. Психология музыкального образования ориентируется на индивидуально-личностный, социокультурный и гностический компоненты обучения музыке, рассматривает взаимосвязь и взаимовлияние этих структурных единиц музыкально-педагогического образования как результата обучения.

Цель: оснащение педагогов-музыкантов специальными профессионально-ориентированными знаниями, открывающими психологическую сущность музыки, особенности целостного музыкального опыта и передачи этого опыта в музыкальной педагогике, условия музыкально-творческой деятельности в аспекте антропоцентрического изучения взаимодействия человека и музыкальной культуры.

Задачи:

  1. освоение, систематизация, анализ и обобщение исторических и теоретических знаний в области музыкальной психологии, музыкального общения;

  2. изучение особенностей музыкальной семантики как выражения психических закономерностей, зафиксированных в музыкальных произведениях различных стилей и жанров, детерминирующих формирование музыкального восприятия и способов музыкального мышления;

  3. установление общих и индивидуально-типологических закономерностей психофизиологических процессов, вызываемых музыкой;

  4. исследование специфики каждого вида музыкальной деятельности в ее социально-психологическом и профессиональном аспектах;

  5. интеграция знаний в области теоретического музыкознания, истории музыки и музыкального образования, общей, возрастной и педагогической психологии и музыкальной педагогики;

  6. усвоение методов практической музыкальной психологии для решения профессионально-педагогических и личностных проблем будущих музыкантов-педагогов.

По окончании курса студентам необходимо знать: основной терминологический аппарат, связанный с вопросами психологии музыки, психологии музыкального восприятия, музыкальной интерпретации; ведущие положения музыкально-педагогической деятельности в психологическом контексте; способы психокорреционных мероприятий в музыкально-исполнительской деятельности.

Студенты должны уметь: на практических примерах раскрывать сущность основных понятий музыкальной психологии; дифференцировать понятие музыкальной психологии и психологии музыкального образования; частично применять в своей музыкальной и музыкально-педагогической деятельности полученные на занятиях навыки коррекции уровней взаимоотношений участников педагогического процесса, а также проблем, возникающих в различных видах музыкальной деятельности (слуховой, исполнительской).



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


(для специальности: «050403 – Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» (СД.Р.20)).
Факультет культуры и искусств

(дневная форма обучения)



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемк

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.




050403 – Культурология с дополнительной специальностью «музыкальное образование»

3

5

36

18

18

-

-

18

Зачет



Объем дисциплины и виды учебной работы


(для специальности: «050601 – Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии» (ОПД.Ф.5)).
Факультет культуры и искусств

(дневная форма обучения)



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемк

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.




050601 – Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии

3

6

72

36

24

12

-

36

Зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий.

Примерное распределение учебного времени (050403 – Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»)

№№

П/П

Наименование темы, разделов

Количество часов

Форма отчета

Всего

ЛК

ПР

СР

зачет

1.

Музыкальная психология как специальная отрасль психологии искусства

8

4

-

4

-

2.

Познавательные психические процессы и свойства личности

10

5

-

5

-

2.1

Психология музыкального сознания. Музыкальные способности как функциональная система

-

3

-

3

-

2.2

Психологическая система и механизмы функционирования музыкально-познавательных процессов в музыкальной деятельности

-

1

-

1

-

2.3

Психологический аспект характериологических данных личности музыканта

-

1

-

1

-

3.

Психология музыкальной деятельности

6

3

-

3

-

3.1

Психология музыкально-слуховой деятельности

-

1

-

1

-

3.2

Композиторское творчество

-

1

-

1

-

3.3

Психологические интерпретации исполнительской деятельности музыканта

-

1

-

1

-

4.

Музыкально-педагогическая психология

9

3

-

3

-

5.

Практическая музыкальная психология

9

3

-

3







Всего:

36

18

-

18

зачет

Разделы дисциплины и виды занятий.

Примерное распределение учебного времени (050601 – Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии»)

№№

П/П

Наименование темы, разделов

Количество часов

Форма отчета

Всего

ЛК

ПР

СР

зачет

1.

Музыкальная психология как специальная отрасль психологии искусства

12

4

4

4

-

2.

Познавательные психические процессы и свойства личности

13

5

-

8

-

2.1

Психология музыкального сознания. Музыкальные способности как функциональная система

-

3

-

-

-

2.2

Психологическая система и механизмы функционирования музыкально-познавательных процессов в музыкальной деятельности

-

1

-

-

-

2.3

Психологический аспект характериологических данных личности музыканта

-

1

-

-

-

3.

Психология музыкальной деятельности

25

3

10

12

-

3.1

Психология музыкально-слуховой деятельности

-

1

3

-

-

3.2

Композиторское творчество

-

1

5

-

-

3.3

Психологические интерпретации исполнительской деятельности музыканта

-

1

2

-

-

4.

Музыкально-педагогическая психология

15

3

6

6

-

5.

Практическая музыкальная психология

10

3

1

6

-




Всего:

72

24

12

36

зачет


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

  1. Музыкальная психология как специальная

отрасль психологии искусства.

    1. Цель и задачи курса.

1.2 Понятие и сущность музыкальной психологии.

Трактовки дефиниции «музыкальная психология» с позиций Э.Курта, А.Готсдинера и других авторов. Особенности взаимодействия музыкальной психологии с психологией искусства и музыкальной эстетикой. Психология музыкального образования, ее основные аспекты.



1.3 Происхождение музыки как психологическая проблема.

Пси-феномен возникновения музыки (Г.Спенсер, Б.Асафьев, Ч.Дарвин, К. Штумпф, К.Бюхер, А.А.Леонтьев, К.Гросс). Синкретизм происхождения искусства. Функциональные характеристики языка как предпосылки музыкального общения: обобщающая, коммуникативная, экспрессивная (А.А.Леонтьев).



1.4 Психология музыкального образования.

Музыкальное образование как результат профессионального обучения музыки. Индивидуально-личностный, социокультурный и гностический компоненты музыкального образования.



1.5 Исторический экскурс становления и развития музыкальной психологии.

Психологические характеристики музыки в китайской натурфилософии и в древнеиндийской философии. Музыкально-психологические воззрения в античной философии (Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит), в средневековой философской мысли (Боэций, Г.Арретинский, Царлино), в эпоху Возрождения (Кирхер, Кванц). Психофизиологические свойства звука как единицы музыкального полотна в музыкально-психологическом самосознании Х1Х века (Г.Гельмгольц, К.Штумпф, Э.Г.Вебер, Фехнер). Парадигмальные тенденции в научных интерпретациях психологии искусства Х1Х-ХХ вв.: «подсознание» и психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг), тонпсихология (Э.Курт), гештальтпсихология (А.Веллек), философско-психологические идеи русского «космизма» и «софийности» (А.Н.Скрябин), рефлексия как исследовательский метод глубинной психологии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский), музыкальная психотерапия (Ж.Альвин). Отечественная музыкальная психология ХХ века.

1.6 Основные направления психологии музыки.

Междисциплинарные связи в изучении основных проблем музыкальной психологии.



2. Познавательно-психические процессы и свойства

личности музыканта.

2.1 Психология «музыкального сознания».

Музыкальное сознание как внутренний план музыкальной деятельности: психофизиологические особенности на основе сихронизации мозговых функций; исторические формы развития музыкального сознания; понятие; задачи; смысловая и динамическая структуры; основополагающие компоненты содержания. Психосемантика музыкального языка (А.В.Торопова).

Основы функционирования музыкального самосознания: сущность, структура. Проблема сознательного и бессознательного в контексте дефиниции «музыкальное сознание» (М.Г.Арановский, Э.Б.Алексеев, Т.М.Цыпин, А.В.Торопова).

2.2 Музыкальные способности как функциональная система.

Основные категории музыкальности: музыкальные способности, музыкальная одаренность. Музыкальность у детей (Н.А.Ветлугина). Структура музыкальных способностей в исторической динамике (Ревеш, К.Сишор, Ф.Гекер, Т.Циген, Б.М.Теплов, Л.А.Баренбойм).



    1. Психологическая система и механизмы функционирования музыкально-познавательных процессов психики.

Познание как процесс психического отражения. Социально-культурный опосредованный характер музыкального познания.

Функциональные состояния целостной психики. Основные уровни психического: натуральные и высшие психические функции познания. Интериоризация как основополагающий путь становления высших психических функций. (Л.С.Выготский).



    1. Сенсорно-перцептивный, когнитивный и дивергентный блоки

познавательных процессов в музыкальной деятельности.

Основные музыкально-познавательные процессы: внимание, сенсорно-перцептивный вектор – ощущение и восприятие, когнитивный вектор – память, мышление, дивергентный – воображение. Понятия, основные характеристики, практические рекомендации по их развитию.



2.5 Психологический аспект характериологических данных личности музыканта.

Способности, самосознание (модифицированный тест Дембо-С.Л.Рубинштейна определения самооценки). Особенности волевой (ступени волевого бействия) и эмоциональной (характеристики музыкальных эмоций (В.В.Медушевский)) сфер в музыкальной деятельности. Типы темперамента музыканта на фоне экстра-интроверсии. Типология музыкантов в свете учения о типах высшей нервной деятельности (М.П.Блинова).



3. Психология музыкальной деятельности.

    1. Сущность триады «деятельность-сознание-личность» в научной

психологической мысли.

«Интериоризация-экстрериоризация» как важнейший принцип теории деятельности и роль мотива в ней (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Характеристика видов деятельности (Б.Г.Ананьев, М.С.Каган, А.К.Уледов); место художественно-музыкальной деятельности в них. Специфические формы и виды музыкальной деятельности.



    1. Психология музыкально-слуховой деятельности.

Уровни осуществления. Психологические свойства восприятия музыки в контексте слуховой музыкальной деятельности.

3.3 Композиторское творчество.

Каталог: umu-umk -> %D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> 050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 2 Психология творческой деятельности
050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03, Опд. Ф. 02, Сд. 2, Опд. Ф. 2, Дпп. Ф. 13, Опд. Ф. 2, Опд. Ф. 01, Опд
%D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 13 Педагогика: Социальная педагогика
%D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф психология
%D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2научная работа студента
%D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> Учебно-методический комплекс дисциплины учебно-методический комплекс
050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 16 Основы специальной педагогики и психологии
050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Психолого-педагогический практикум
050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4, Опд. Ф. 04, Опд. Ф. 5, Дпп. Ф. 05, Опд. Ф 5 психология: педагогическая психология
050403.65%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины кпв: арттерапия 050706 Педагогика и психология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница