Образовательная программа соответствует уровню основного общего образования и имеет



Скачать 142.5 Kb.
Дата21.05.2016
Размер142.5 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка
Данная образовательная программа соответствует уровню основного общего образования и имеет художественно-эстетическое направление, приобщает школьников к богатому наследию народных промыслов, воспитывает чувство прекрасного, развивает фантазию, художественно-образное мышление. Разнообразие художественных работ и материалов дает возможность каждому школьнику выбрать наиболее приемлемый для него вид творческой деятельности при самостоятельной работе в свободное время.

Новизна данной программы заключается в изучении разнообразных видов изобразительного искусства: художественной росписи, аппликации, художественного конструирования из бумаги и др. При этом важное значение уделяется вопросам композиции на плоскости и объемно-пространственной формы и конструкции, роли цвета.

Актуальность программы состоит в том что, постепенно познавая красоту окружающего мира, произведения мастеров изобразительного искусства, учащиеся испытывают положительные эмоции, учатся слышать, видеть, чувствовать и сопереживать, осознанно относиться к искусству, и что особенно важно – творить.

Цель программы:

- формировать понятие о связи художественной и утилитарной функции в предмете;

- развивать стремление самостоятельно сделать законченную и художественно оформленную работу;

- научить разнообразным техническим приемам и видам практической деятельности на плоскости, в объеме, пространстве;

- сочетать в практической работе индивидуальный и коллективный труд.
Задачи:

обучающие:


  • приобщение к отечественной и художественной региональной культуре;

  • формирование специальных знаний по основам художественного изображения (основы композиции, перспективы, цветоведения и т.д.);

  • формирование основных живописных и графических приемов работы художественными материалами.



воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к искусству и изобразительной деятельности;

  • воспитание аккуратности и настойчивости в работе;

  • воспитание чувства гордости, любви и бережного отношения к памятникам культуры и искусства Родины;

  • формирование художественного вкуса, способности видеть и чувствовать красоту и гармонию, эстетически её оценивать и создавать собственные творческие работы.


развивающие:

  • развитие способности к восприятию ценностного смысла произведений различных видов искусств;

  • развитие творческих способностей, пространственного мышления, образного восприятия и воображения.


Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года обучения, имеет художественно-эстетическую направленность. Возраст обучающихся от 5-18 лет.


Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:

знать:

- первоначальные теоретические основы по видам изобразительного искусства, иметь представление о жанрах живописи;

- иметь представление о понятиях: «нюанс», «контраст»



уметь:

- Применять на практике умение работать с красками, графическими материалами (тушь, пастель, сангин);

- передавать в рисунках различные техники исполнения;

- уметь передавать фактуру предметов, пропорций.

- уметь работать по эскизам композиции к сюжетам.
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:

- первоначальные теоретические основы перспективы, светотени, цветоведения, композиции;

- отдельные средства художественной выразительности (цветовой строй, выделение главного в композиции, контрасты тени и света и т.д.);

- язык изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства;



уметь:

- передавать пропорции, конструкцию, пространственное положение, тональные и цветовые решения;

- работать на заданную тему, применяя эскизы и зарисовки;

- видеть прекрасное в предметах и явлениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- уметь передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

- применять различные средства художественной выразительности, оригинальное композиционное и цветовое решение, различные творческие приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и т.д., выбирать сюжет по теме и намечать средства работы над ним.



Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

-собеседования по темам;



- просмотр и анализ творческих работ;

- проверка практических знаний – опрос;

- участие в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Предмет декоративно-прикладного искусства включает в себя 2 этапа:

а) введение в прикладное искусство;

б) изучение основ композиции на примерах некоторых видов прикладного искусства.
Главными задачами этого предмета является:
а) выявление связи и отличия прикладного искусства от искусства станкового;

б) понимание единства формы, функции, материала и декора;

в) знакомство с основными законами прикладной композиции. Научить ребенка, пользуясь набросками, зарисовками с натуры отбирать нужное, используя условность, плоскостность, обобщенность формы для создания образа в вещи;

г) познакомить с необходимыми приемами обработки материала для выполнения в нем одного из наиболее удачных эскизов;

д) использовать все имеющиеся средства для формирования творческой фантазии, развития тонкости вкуса, чувства пропорции и ритма, чувства силуэта, цветовой гаммы, чувства меры, расширения кругозора ребенка.

Кроме занятий ДИ на уроках, преподаватель использует и другие формы работы, так, например, посещение музея, мастерских художников

-прикладников.

Преподавание декоративно-прикладного искусства ведется в методической последовательности.

В 1-й год обучения ученики знакомятся с видами художественной деятельности:

а) эстетическое восприятие природы (наблюдение, созерцание, любование);

б) эстетическое восприятие искусства, интерпретирующее творчество («Учимся у мастеров»);

в) оригинальное творчество (свободные композиции).

От интуитивно-эмоционально воспринятого в природе, искусстве, жизни ребенок приходит к сознательной творческой деятельности, обогащенной знакомством с творчеством мастеров.

Примерные практические занятия и упражнения: значения цвета, тоновые разработки локального цвета; цвет в природе, быту и искусстве, «цвет в природе». Наблюдение и рисование. «Солнечные зайчики в лесу, на воде, в доме», «Рассвет», « Солнце», «Дождливый день».

Введение понятий: «теплые» и «холодные», «тяжелые» и «легкие», «мрачные» и «светлые».

«Цвет в быту» (об особенностях цветовой среды, создаваемой человеком).

Наблюдения. Какого цвета город, дом, квартира, любимые игрушки? Кто

придумывает цвет окружающих нас вещей?

«Цвет в искусстве». Примерные темы: «Бабочки», «Листья и Травы», «Сказочные птицы», «Морское дно». Также учащиеся знакомятся с понятиями: силуэт, организация плоскости и закон равновесия, размер плоскости изображения относительно выбранного формата: понятия «ритм», «характер», «колорит».

Примерные темы:

1. Изображение и реальность (реальная птица и дерево).

2. Изображение и фантазия (фантастические деревья и птицы).

3. Сказочные образы на контрастные чувства (доброе и злое, тихое и бурное, Баба-Яга, Царевна Лебедь, Снегурочка).

4. Ритм пятен (полет птиц - аппликация).

5. Цвет, линия, ритм — средства выражения (весенний шум, старое дерево).

С первых же шагов нужно учить детей отличать настоящую красоту от «красивости».

Если учащийся поймет, что текстура дерева значительно интереснее, чем зеркальная полировка мебели, это уже большой успех. В этом отношении изучение народных традиций декоративного искусства помогут принести пользу. дымковская игрушка. Бытовая керамика, хохломская роспись — проверенные временем образцы высокого искусства.

На второй год обучения идет подробное знакомство с организацией плоскости декоративного панно на основе натурных зарисовок, творческая проработка образцов. Усложнение задач происходит за счет усложнения объектов на панно. Вместо растительного орнамента появляются в композиции элементы из фигур животных, домов, человека, гор, птиц и т.д. В задание вводятся понятия сюжетной композиции. В начальной группе обучения простая симметрия является простейшим выражением представления о гармоническом порядке. В группе второго обучения, этот порядок усложняется в зависимости от увеличения количества предметов, разнообразия их величины, форм и окраски, от возрастающей сложности их содержания. Искать порядок становится все более сложно. Задача искусства — приблизиться к этому высшему порядку. Если в первый год обучения учащиеся конструируют простейшие вещи (бабочки, листья), то дальше опыт этот поднимается на новый уровень. Изучение ритма — основы каждой композиции. Ритмическое начало учащийся черпает в природе: в естественном распределении листьев на стеблях растений, в ритме расходящихся кругов на воде от брошенного камня.

Закрепление этих понятий проводится в работе с тканью. Приступая к работе над композицией, учащийся учитывает назначение данной ткани, её место в интерьере.

Основным принципом оформления текстиля можно назвать принцип плоскостного решения орнамента, отдельных его растительных и изобразительных элементов.

Всякая передача объема, пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Живописно - натуралистическая трактовка цветов с передачей объема, светотени находится за пределами декоративных принципов украшения.

Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое, но можно раздробить их так, что тщательно продуманная композиция распадается.

Для этого нужно знать элементарные законы сочетания цветов, которые дает нам цветоведение. В работе с тканью закрепляется понятие колорита настроения, как «Солнечный», «Весенний», «Радостный», «Мрачный».

Во второй год обучения продолжается закрепление опыта организации коллективной работы. Коллективная работа формирует постепенно не только дух коллективизма, но и серьезные профессиональные навыки: умение видеть свою работу как часть общего замысла, согласовывая технику и колорит, пропорции со всей композицией, то есть чувство цветовой гармонии. Этот опыт помогает по оформлению рекреаций.

Северные мотивы в работах учащихся выражают особенности национальной культуры и связи с природой.

Цель – с помощью чувства войти в образ традиции своей и иной культуры.

Большую роль в заданиях играет эскиз. Без предварительной подготовки работу в материале начинать нельзя – это требование должно четко выполняться. В процессе работы над эскизом нужно следить за каждым учащимся. Случается, что слишком долгая работа над эскизом ослабляет интерес, в этом случае нужно умело, незаметно подсказать, направить, как улучшить композицию, и работа оживится. В работе над эскизом нужно давать свободу. Рисунки по личным впечатлениям, как бы они ни были слабы, полезнее, чем копии чужих работ.

Темы заданий подбираются в зависимости от возраста учащихся, доступные их пониманию и посильные для исполнения.

В младших группах учитывается преобладание эмоциональности. Цель педагога в этом возрасте научить ребенка искусству видеть, формировать «Зоркость души». Здесь закладывается фундамент этой способности на все последующие годы. Для подростков характерно интенсивное интеллектуальное развитие, а эмоциональная сторона духовной жизни отодвигается на второй план. Поэтому и методы работы с учащимися разные. В младших группах часто занятия ведут как игру. Применяется метод «динамическая компоновка», близкий к игре, объяснение задания проводится в форме игры. Задача педагога – сохранить качества, характерные для детей младшего возраста: свежесть и непосредственность восприятия, эмоциональность к цвету, увлеченность процессом изображения. Если в младших классах способность детей обобщать, синтезировать свои наблюдения в композиции «от себя» ложилась в основу всего педагогического процесса, то в старших группах все основные предпосылки для творческого развития лежат теперь в области украшения, изображения, конструирования. Происходит переход от наивно декоративных форм изображения к более высоким и развитым декоративным формам. На этом пути педагог подходит индивидуально к ученику. В старшем возрасте детям присуще глубокое содержание, внутренние стороны образа. Учащимся часто дается домашнее задание, например: (к северной теме, политической, социальной) собрать и представить подсобный материал (фото, зарисовки с натуры, вырезки из газет) – это заставляет ученика узнать то, над чем он работает.

Процесс сочинения декоративной композиции включает в себя и обсуждение темы, сбор, просмотр и обсуждение материала, определяющего историко-бытовую и материальную сторону сюжета, беседы, просмотр слайд, проведение экскурсий, посещение музея. Чтобы вызвать активное отношение к замыслу декоративной композиции, педагог предлагает разные материалы: бумагу, картон, проволоку, опилки, кусочки ткани, меха, кожи, стекло, нитки и т.д.

Развивая понимание декоративной композиции, овладевая материалом, учащийся учится работать, создавать замысел, вынашивать его, а это основное в работе над композицией. Методы работы с учащимися разные, но хотелось бы обратить внимание на метод свободы в системе ограничения.

Ребенок приучается четко отвечать на поставленную задачу. Если на уроке ставятся определенные задачи по колориту (в холодных, теплых или в трех цветах) или содержания (только «украшение и фантазия» или «изображение добрых сказочных персонажей»), то результат работы может быть оценен только по соответствию данным задачам. Четкое выполнение задач каждого урока и их постоянной сменяемости формирует у учащихся умение сознательно направлять любую свою работу, делает её целеустремленной. Композиционная стройность постепенно осваивается от урока к уроку. Учитель должен быть режиссером общего действия под названием «урок». Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят общий язык. Учитель искусства должен быть мастером слова, так же как и учитель литературы. Иначе мы будем формировать не юного художника, а мастерового. Мы готовим не мастерового, а личность и умеющую, и мыслящую. Значение урока композиции огромно. Он как бы подводит итог, суммирует знания, умения ученика, полученные на других уроках. Именно эти уроки заставляют думать, делать постоянный поиск, наводят на открытия, озарения, помогают найти необычное в обыденном, то есть воспитывается творческая личность – художник. А художник – это художественная культура народа.

Сейчас это творчество зовется детским. Но завтра именно они, дети, будут определять уровень искусства 21 века.

Учебно-тематический план

1 год обучения




п/п



Тема

Количество часов


Теория


Практика


Всего часов на 1 группу

1.
2.


3.


4

5.


6.
7.
8.

9.

10.



11.

12


13.

14

Введение в предмет
Виды изобразительного искусства. Живопись
Виды изобразительного искусства. Рисунок.
Виды изобразительного искусства. Графика (линия, силуэт, пятно, штрих, точка, тон, свет).

Виды изобразительного искусства. Монументальная и декоративная живопись

Виды изобразительного искусства. Архитектура.

Виды изобразительного искусства. Скульптура.

Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное искусство.

Жанры живописи. Пейзаж.


Жанры живописи. Натюрморт.
Жанры живописи. Портрет.
Жанры живописи. Бытовой жанр.
Жанры живописи. Исторический, мифологический, батальный жанр.
Жанры живописи. Анималистический жанр.

1
2

2

2


2

2
2
2


2

2



2

2

2



2

1
8

8

8


8

8
8
8


10

10



10

10

10



10

2
10


10


10

10


10
10
10

12

12



12

12

12



12






Итого


27


117


144


Учебно-тематический план

2 год обучения





п/п



Тема

Количество часов


Теория


Практика


Всего часов на 1 группу

1.
2.

3.

4.


5.

6.

7.


8.


9.

10.


11.

12.


13

Вводное занятие. Обсуждение плана работы КО. Правила техники безопасности.


Композиция из геометрических фигур в заданном формате.
Композиция на чередование пятен и линий.
Упражнения на ровное покрытие плоскости цветом.
Декоративная композиция из растительных форм.
Декоративная роспись на шаблонах.
Орнаментальная роспись по мотивам народного искусства.
Композиция в круге из геометрических фигур.
Декоративная сюжетная композиция на плоскости.
Рельефная декоративная композиция на плоскости.
Вырезание из бумаги без предварительного контура.
Конструирование из бумаги.
Итоговое занятие

2
1


2

2


2

2

2


2


2

2

2


1

2



-
7


8

6


12

12

12


8


20

20

6


9

-


2
8


10

8


14

14

14


10


22

22

8


10

2






Итого

24

120

144


Содержание программы первого года обучения
1. Введение в предмет. (2 часа) Знакомство с детьми. Правила поведения и техника безопасности. Материалы и инструменты. Ознакомление воспитанников с программой, ее особенностями. Цели и задачи на год.

Понятие об истории искусств. Виды искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство. Основы их образного языка. Станковое и монументальное искусство.

Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства (композиция. ритм, линия, пятно, цвет, форма, объем, пространство, фактура и т.д.). Художественный образ — первооснова всех искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусств.

Материал: гуашь, кисти, бумага.

Задачи:

Серия упражнений. Эксперимент с красками. Составление гармонии любого теплого цвета с различными его смесями; составление сближенной гаммы теплых пятен. Тема работы: «Солнце», «Осенний листопад», с помощью сухих листьев делаем оттиск на бумаге, рисование с натуры листьев деревьев, рисуем овощи, фрукты, грибы. Проба красок, название цвета, что в жизни напоминает каждый цвет. Изучение разного характера живописного мазка (кирпичик, точка, наклонная штриховка).


2. Виды изобразительного искусства. Живопись. (10 часов) Виды, материалы, техники. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, анималистический. Живопись — поэзия в красках, многоцветье природы. Многообразие чувств, настроений, эмоций. Цвет во всем многообразии и богатстве нюансов (цветовой тон, колорит, светотень, насыщенность, холодные и теплые цвета, локальный цвет и т.д.) — одно из главных средств выразительности в живописи. Мазки — пастозный. Легкий, прозрачный. Мазок по форме и т.д.

Материал: гуашь, кисти, бумага.

Задачи:

Рисование с натуры или по памяти композиции «Цветы в букете». Использование оттенков красок, цветных пятен в создании образов, знакомство со свойством акварели и гуаши, приемами работы. Цвет, нюанс, контраст. Декоративное решение композиции.


3. Виды изобразительного искусства. Рисунок. (10 часов). Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства. Материалы. Виды рисунка. Линия - как самостоятельное графическое средство передачи внешних очертаний (контура), формы, конструкции и объема предметов на плоскости. Выразительность линий. Характер линий (плавная, мягкая, рыхлая, четкая, замкнутая, разомкнутая) в характере человека, животного, предмета (пушистый - гладкий, добрый - злой и т.д.) Линия, штрих, тон, которыми создается пятно. Использование их в отдельности и в сочетании друг с другом.

Материал: Технические приемы работы карандашом, углем, сангиной.

Задачи:

Эксперимент с графическими материалами (карандаш, уголь, сангина). Выполнение упражнений на развитие навыков работы карандашом. Передача характера поверхности в рисунке (пух, перо, шерсть и т.д.). Упражнения на проведение линий в разных направлениях с нажимом и без нажима, на создание различных фактур (углем, сангиной). Изучение приемов создания тонового пятна. Выполнение тоновой растяжки.


4. Виды изобразительного искусства. Графика (линия, силуэт, пятно, штрих, точка, тон, свет) (10 часов). Выразительные средства. Виды: плакат, станковая, книжная, прикладная. Искусство графики — гармония черного и белого: линий, пятен, силуэтов, передающих красоту природы и человека. Линия, силуэт, пятно, штрих, тон — графические средства выразительности.

Материалы: эксперимент с графическими материалами (тушь, маркер, фломастеры, гелевые ручки.

Задачи:

Создание композиций «Образ дерева», «Фея графики». Силуэт и формат.

Нахождение различными художественными средствами, материалами, приемами

в выбранном формате выразительного силуэта плавных и резких сочетаний:



пятно, черное, белое, цветное; контраст и нюанс — цветовой, тоновой.
Превращение линий в изображение.


5. Виды изобразительного искусства. Монументальная и декоративная живопись (10 часов). Виды монументальной живописи. Свойства цвета и его прикладные возможности. Технические приемы. Светоцветное решение в живописи — повышенная эмоциональность композиции. Этапы работы над мозаикой, витражом. Размещение цветовых пятен, точек, геометрических фигур. Подчинение расположения элементов выбранному формату.

Материал: цветная бумага, пленка, гуашь.
Задачи:
Декоративные композиции. Имитация мозаики «Чудесная рыба, птица, бабочка и т.п.» «Фантазия», «Самоцветы», «Аленький цветочек». Аппликация из цветной бумаги, пленкой, гуашь по черному фону.
Технические приемы. Создание эскиза мозаики.


6. Виды изобразительного искусства. Архитектура. (10 часов). Синтез всех видов искусства (живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство) в пространстве, организованном архитектурой. Ансамбль — художественное единство.
Объемные формы — язык архитектуры. Фронтальная, объемная, глубинно - пространственная композиция. Ритм линий, ритм объемов, перспектива.

Материал: Акварель, гуашь, кисти, бумага.
Задача:
Рисование по представлению. Архитектурная композиция «Зимний город» — индивидуально-коллективная работа на цветном фоне, «Какой я хочу построить дом», «Дом Снежной Королевы» и т.п.
Изображение зимнего пейзажа. Контраст белого и черного, синего. Составление глубинно-пространственной композиции.


7. Виды изобразительного искусства. Скульптура. (10 часов). Темы, виды, материалы и техники. Средства выразительности. Круглая скульптура и рельеф. Образ человека и образ животного — наиболее распространенные объекты для скульптора. Объем, трехмерность — основа языка скульптуры. Рельеф, горельеф, мелкая пластика.

Материал: Акварель, гуашь, кисти, бумага.
Задачи: Архитектурные композиции «Зимний город», и «Какой я хочу построить дом», «Дом Снежной Королевы» и т.п.
Продолжение работы над коллективной композицией и завершение индивидуальных работ старшей группы учащихся.


8. Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. (10 часов). Разнообразие обработки художественных материалов: роспись по дереву, металл, лак, лепка из глины, чеканка, литье, ткачество, вышивка, кружево и т.д.
Единство формы и декора. Символика цвета и формы. Древние образы: солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни. Орнамент — область художественной культуры народов разных стран. Многообразие форм и мотивов орнамента (геометрические и природные формы, изображение растений, животных, людей).
Материал: гуашь, кисти, бумага.
Задачи:
Серия эскизов-импровизаций предметов народного быта с привлечением разнообразных стилевых примеров изобразительно-пластического народного искусства, с включением охранительно-магической символики, мифологизированных образов природных стихий.
Повтор и импровизация по мотивам Хохломской, Городецкой, Северодвинской росписей.


9. Жанры живописи. Пейзаж. (12 часов). Пейзаж — в живописи и графике. Разновидности пейзажного жанра (героический, романтический, лирический).
Средства художественной выразительности пейзажной живописи: воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство. Выразительность высокого и низкого горизонта. Колорит как средство решения образа пейзажа (гамма мажорная, минорная).

Материал: Акварель, гуашь.
Задачи:

Рисование по памяти или по представлению пейзажей «День», «Утро», «Вечер», «Ночь». Акварель, гуашь.

Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением, с разным колористическим решением (день, ночь, утро, вечер).

Дидактическая игра «Перспектива в пейзаже».


10. Жанры живописи. Натюрморт. (12 часов). Виды изобразительного искусства, в которых существует этот жанр. Натюрморт как часть картины. Композиция как одно из важнейших средств выражения в натюрморте. Заполнение листа, равновесие и движение. Пропорции предметов, характер формы и света. Освещенность как средство выражения настроения.

Материал: Акварель, гуашь.

Задачи:

Рисование с натуры натюрморта «Сосуды», натюрморт «Осенний букет» - подмалевок с вазой и дальнейшим оттиском листьев деревьев. Составление натюрморта на листе с использованием предметов быта различной формы, фактуры. На черном фоне белилами изображать только освещенную часть предмета. Дидактическая игра «Композиция в натюрморте».


11. Жанры живописи. Портрет. (12 часов). История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра. Жанр портрета во всех видах изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика). Разновидности портретного жанра: характерный, парадный. Психологический, автопортрет. Фигура человека, ее пропорции. Портрет-характер. Умение художника увидеть и подчеркнуть черты изображаемого. Портрет — изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером.
Роль образного замысла в выражении художественного отношения к портретируемому. Роль в композиции ритма, отношения изображения и фона, цвета, тона и света в создании образа. Образное изображение персонажей.

Материал:

Приемы выполнения линейных рисунков различными художественными материалами: карандаш, фломастер, маркер, тушь, перо, гуашь.



Задачи:

Портрет по памяти или представлению «Моя мама», «Моя подружка, друг», «Автопортрет» Портрет сказочного героя: «Снежная Королева», «дед Мороз» и т.д.

Анализ конструктивно-анатомического строения человека при помощи аппликативного материала для схематического изображения человека. Последовательность выполнения фигуры человека карандашом.


12. Жанры живописи. Бытовой жанр. (12 часов). Голландия ХУII века, расцвет бытового жанра. Вермеер Дельфтский — мастер «Валерной живописи». Образ ежедневности. Роль сюжета в решении образа. Процесс поиска образа картины — эскизы, этюды, наброски. Творческое использование основных приемов и средств композиции: целостность, связь и согласованность всех элементов композиции, выделение центра и т.д.

Материал: гуашь, акварель, кисти, бумага.

Задачи:

Рисунок на тему «Бытовая сценка» — «Моя семья», «Мама готовит ужин», «Мой дом», «Как я готовлю уроки», «На прогулке», «Игры детей», «Праздник», «Труд», «В магазине (покупатель и продавец)», «Семейный вечер», «В зоопарке». Тема и техники по выбору. Сюжетная композиция на выбранную тему, из жизни семьи. Эскиз и окончательный вариант. Коллективное обсуждение законченных работ.


13. Жанры живописи. Исторический, мифологический, батальный жанр. (12 часов).

Исторический, мифологический, батальный жанр. Отличие исторической картины от произведений бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа.

Процесс работы над композицией на историческую тему. Роль эскиза в замысле работы. Ритм, цвет, пространство, композиция в решении картины. Роль натурного материала.

Материал: гуашь, акварель, кисти, бумага.

Задачи:

Рисование на тему: «Иллюстрация к сказке, былине, мифу». Техника по выбору. Выполнение поискового эскиза композиции к сюжету по выбору. Выполнение иллюстрации выбранными художественными средствами.


14. Жанры живописи. Анималистический жанр. (12 часов). Возможности быстрого рисунка в изучении животных, их повадок, передачи их «психологии». Выразительность линии. Характер линии в передаче характера животного (пушистый – гладкий). Беседа о строении животных, об их окрасе шерсти. Анализ пропорций, анатомического строения животных.

Материал: гуашь, акварель, кисти, бумага.

Задачи:

Рисование по наблюдению и по памяти домашних животных. Наброски, зарисовки на тему «мой любимый добрый зверь», «Мои друзья животные», «Мой любимый зверь – кот», «Весёлые коты». Материалы: уголь, сангина, пастель. Передача характера. Выполнение набросков на тонированной бумаге сначала линейно, а потом со штриховкой (передача фактуры шерсти)




Содержание программы второго года обучения
1.Вводное занятие. Обсуждение плана работы КО. Правила техники безопасности

(2 часа). Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в кружковом объединении. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

2. Композиция из геометрических фигур в заданном формате. (8 часов).
Создание композиции в технике аппликации из небольших плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), вырезанных из цветной бумаги. Основа – лист в формате квадрата и треугольника (размер стороны около 20 см).

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Задачи: формировать умение чередовать элементы в декоративной композиции, располагать их в зависимости от формы рабочей плоскости.
3. Композиция на чередование пятен и линий. (10 часов). Выполнение цветной декоративной композиции в заданной гамме (контрастной и нюансовой) с передачей определенного настроения (радости, печали, тревоги) без конкретного изображения каких – либо предметов.

Материал: гуашь, кисти.

Задачи: закрепление понятий контрастные и нюансовые цветовые отношения;

Определение роли цвета в передаче настроения.


4. Упражнения на ровное покрытие плоскости цветом (8 часов). Выполнение упражнений на формирование умений покрывать поверхность бумаги гуашевыми красками. Создание плавных переходов цветов.

Материал: гуашь, кисти.

Задачи: формирование умений аккуратно и чисто работать красками, широкой кистью.
5. Декоративная композиция из растительных форм (14 часов).

Выполнение декоративной композиции из засушенных цветов, листьев, трав. Предварительно следует провести экскурсию в лес для сбора материала.



Материал: бумага, клей, засушенные растения.

Задачи: уметь использовать готовые растительн6ые формы в декоративной композиции; развития фантазии, художественно – образного мышления учащихся.
6. Декоративная роспись на шаблонах. (14 часов). Создание росписи на шаблонах посуды (блюдца, подноса и др.) на основе зарисовок и растений.

Материал: гуашь

Задачи: научить размещать элементы растительной и орнаментальной композиции на различных формах; уметь использовать материалы зарисовок и декоративной росписи.
7. Орнаментальная роспись по мотивам народного искусства. (14 часов).

Роспись фигурок животных, выполненных на занятиях лепкой. Выполнение декоративной росписи лепных фигурок на основе изучения народного искусства Дымково, Филимоново,



И северных орнаментов (эвенкийских, якутских).

Материал: готовые изделия для росписи, гуашь, кисти.

Задачи: познакомить с художественными промыслами; формировать умения чередовать линию и пятно в росписи по мотивам народного искусства.
8. Композиция в круге из геометрических фигур. (10 часов). Выполнение эскиза композиции с использованием разнообразных плоских геометрических фигур в круге цветовой гаммы художественных народных промыслов (Дымково, Филимоново).

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Задачи: изучение своеобразия цветовой гаммы художественных народных промыслов; умение использовать заданную цветовую гамму в формальной декоративной композиции; заполнение круга.
9. Декоративная сюжетная композиция на плоскости. (22 часа). Создание декоративной композиции на цветном фоне в технике аппликации из цветной бумаги на темы: «Карусель», «Ярмарка». Использование цветной гаммы народных промыслов. Коллективная работа группы из 5- 7 человек.

Материал: цветная бумага, гуашь, клей.

Задачи: научиться работать коллективно на плоскости большого размера (не менее 1 ватмана).
10. Рельефная декоративная композиция на плоскости. (22 часа). Создание рельефной (полуобъемной) декоративной композиции в технике коллажа на цветном фоне, посвященном «Празднику весны» или «Дню прилета птиц». Применение в работе техники бумажной пластики с небольшой подкраской. Коллективная работа группы из 3 - 4 человек.

Материал: бумага цветная и белая, гуашь, клей. (общее решение работы может быть в виде фриза).

Задачи: научить работать ножницами; развивать фантазию и художественно – образное мышление.
11. Вырезание из бумаги без предварительного контура. (8 часов). Вырезание из бумаги сказочных, фантастических персонажей (животных, растений) без предварительного рисунка. Составление коллективной композиции (всей группой) из полученных фигур на цветном или нейтральном фоне.

Материал: бумага белая, цветная, ножницы, клей.

Задачи: научить работать ножницами; развивать фантазию и художественно – образное мышление.
12. Конструирование из бумаги. (10 часов). Конструирование несложных объемных геометрических форм, например: куба, цилиндра, конуса, и других, которые можно использовать для изготовления игрушек путем прикрепления, приклеивания, дополнительных элементов (глаз, ушей, головы, хвоста, и т. д.. Раскрашивание игрушек красками или украшение аппликацией.

Материал: бумага, краски, клей.

Задачи: научить конструировать и оформлять простейшие объемно – декоративные формы; развитие объемно – пространственного художественного мышления.

13. Итоговое занятие. (2 часа).
Методическое обеспечение программы
Образцы поэтапного рисования: фруктов, овощей, листьев деревьев, животных, насекомых, цветов. Образцы: «Растяжения цвета», «Работа кистью», «Рисуем карандашом», «Рисуем карандаши в чашке», «Рисуем лодку», «Памятка для юного художника», «Конструкция (строение) предметов». Наглядность: «Материалы и инструменты художника», «Метод «сквозной прорисовки»», «Форма предметов», «Акварель», «Гуашь».


Перечень оборудования и материалов
Для работы в кружковом объединении необходимы следующие материалы и инструменты:


  • Краски (художественная гуашь, акварель)

  • Беличьи кисти несколько видов, номера от 1 до 10 (основные кисти: №1,2,3,5)

  • Альбомы

  • Ватман

  • Образцы изделий народных мастеров, учебные видеоматериалы, таблицы по изобразительному искусству.

  • Клей ПВА

  • Картон

  • Ножницы

  • Пластилин

  • Простые карандаши и ластик

  • Линейки

  • Цветная бумага

  • Фломастеры

  • Маркеры

  • Гелевые ручки

  • Пастель, сангина, уголь.


Список используемой литературы:
1. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Внеурочные занятия с учащимися начальных классов», Москва

«Просвещение», 1988г.;
2. В.С.Кузин, «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3

классах», 1983г.;


3. Я.Я.Чернецкий, «Изобразительное искусство в школе продленного дня»,

1991г.
4. Н.М.Сокольникова, «Основы композиции» , М., 2001г.


5. В.В.Алексеева, «Что такое искусство?», М., 1991г.
6. А.Д.Алехин, «Когда начинается художник», М.,1993г.
7. А.Д.Алехин, «О языке изобразительного искусства», М., 1973г.
8. Г.В.Беда, «основы изобразительной грамоты», М.,1983г.
9. Б.Р.Виппер, «Статьи об искусстве», М., 1970г.
10. Н.Н.Волков, «Цвет в искусстве», М., 1965г.
11. Ю.А.Волков, «работа над живописными этюдами», М., 1984г.
12. Ю.А. Герчук, «Язык и смысл изобразительного искусства», М., 1994г.
13. Н.А.Дмитриева. «Краткая история искусств», М., 1992г.
14. Е.А.Каменева, «Какого цвета радуга», М., 1971г.
15. Н.Я.Маслова, «Пленэр», М., 1984г.
16. Н.В.Одноралов, «Материалы инструменты и оборудование в изобразительном искусстве», М., 1983г.
17. А.А. Унковский, «Цвет в живописи», М., 1983г.
18. Цвет в нашей жизни. (Хрестоматия по психологии) Курск, 1993г.
19. Е.В.Шорохов, Композиция, М., 1986г.
20. А.С. Щипанов, «Юным любителям кисти и резца», М., 1981г.
21. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983г.
22. Журналы «Юный художник», журналы «Детское творчество»
23. Детский журнал об искусстве «Эскиз»






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница