Образовательная программа «Юный художник»



Скачать 318.08 Kb.
Дата21.05.2016
Размер318.08 Kb.
ТипОбразовательная программа


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

п Верхняя Кугульта
Рассмотрено: Утверждено:

На МО доп. образования Директор МКОУ СОШ 9

Протокол №____ от_____ п Верхняя Кугульта

_______ Т.И.Ивашова



Дополнительная образовательная программа

«Юный художник»

Возраст детей: 8-14 лет

Срок реализации: 1года
Составитель: Долгополова Э.Ю.

2014-2015 уч. год.


Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Юный художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу специфики школы, индивидуальных особенностей детей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.



Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:



воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.


Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.



Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;



Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-15 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Программа направлена на первичное знакомство с изобразительным искусством.

и закрепление знания, полученные на году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).



Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академическому часу, количество часов в год – 64.



Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

В конце обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;



- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

По завершению программы обучения:

Ученик будет знать:

- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

· Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.

· Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.

· Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

· Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

· Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

Ученик будет уметь:

- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

- в сюжетных работах передавать движение;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Учебно-тематический план обучения




Темы

Общее количество часов

Теорети-ческие занятия

Практичес-кие занятия

1

Чем и на чем рисует художник?

Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов.

Рисунок куба и шара, глиняной крынки


4

1

3

2

Основные и

составные цвета.

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью и гуашью


2

1

1

3

Жанры живописи

1

1

-

4

Натюрморт.

Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Ваза с цветами и стакан



4

1

3

5

Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными постройками.

Изображение уголка леса.



4

1

3

6

Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. Человек в движении

3

1

2

7

Изображаем свое любимое животное

3

0,5

2,5

8

Портрет. Портрет с натуры

2

0,5

1,5

9

Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.

4

1

3

10


Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.

3

1

2

11

Мир вокруг нас (коллективная работа)

2

0,5

1,5

12

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

2

1

1



13

Вводная часть

1

1

-

14

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

2

1

1

15

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

3

1

2

16

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

3

1

2

17

Орнамент. Стилизация.

3

1

2

18

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

3

1

2

19

Жанры изобразительного искусства: пейзаж

портрет


натюрморт

1

1

-

20

Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений

3

1

2

21

Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении


3

1

2

22

Пейзаж в графической технике граттажа

4

1

3

23

Летний декоративный натюрморт


3

0,5

2,5

24

Тематическое рисование

3

1

2

25

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

2

-

2




Итого:

68

22

46



Содержание программы
1. Чем и на чем рисует художник? Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки (4 часа).

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

Знакомство с художественными инструментами и материалами .

Совершенствование графических навыков ( линия, штрих, абрис)

Передача пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более сложные.

2. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

Техника работы акварелью и гуашью. (2 часа)

Зрительное восприятие цвета. Составление цветов путем смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной палитрой вариативных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.



3. Жанры живописи. (1 час).

Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, исторические сведения.



Обучающий компонент

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.



Практическая часть.

Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.



Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.



Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


4. Натюрморт. (4 часа).

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение, сопоставление теней и полутонов.

5. Пейзаж. (4 часа).

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений.

Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев,особенности освещения.



Обучающий компонент

Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.



Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.



Практическая часть.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.



Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.



Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


6. Мы рисуем своих друзей. (3 часа)

Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы: уголь, сангина, пастель.

Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

7. Изображаем свое любимое животное. (3 часа)

Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

8. Портрет. Портрет с натуры. (2 часа).

Обучающий компонент

Первичные навыки рисования с натуры человека.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Практическая работа:

а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой


9. Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика. (4часа)

Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Весенний вернисаж»

Проект декоративной поздравительной открытки в виде объемной матрешки. Бумагопластика как область искусства предметного мира. Стилевое единство изображения. Виды работ с бумагой.

Воспитывающий компонент.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления

Практическая часть.

Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Методическое обеспечение.

Цветная и белая бумага, клей, трафарет, Цветной и белый картон.
10. Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент. (3часа).

Обучающий компонент

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы. Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Воспитывающий компонент.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.

Практическая часть.

Дизайнерское оформление работ. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Формы занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

11. Мир вокруг нас (коллективная работа). (2 часа)

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Практическая работа

I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.



12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки. (2 часа)

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.

Материально-техническое обеспечение.

Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.
Методическое обеспечение программы
Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:



- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.



Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».


п\п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1














































2














































3














































4














































5














































6














































7














































«н» - начало года, «к» – конец года

Нетрадиционные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.



Материалы:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Методы:

- беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография  и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

         Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

          Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.                  

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 
           Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. 
          Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условии).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) Как говорит искусство? 
           Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета, Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.           

             Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

              Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

              Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

               Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.), Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи 

 и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.



Рекомендуемая литература
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.

2. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. —

М., 1961.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного

проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд.–

М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном

искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском

изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.

6. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

7.  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

8.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. –

Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе

3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

10.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной

школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.:

Дрофа, 1997.

11. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное

развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. —

М., 1987.

12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма

усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.

13. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука,

Флинта, 1999.

14. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.:

Просвещение, 1980.

15.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

16.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

17.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное

искусство. - М.: Просвещение, 1989.

18.  Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

19. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В.

Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.



20.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница