Особенности обучения и воспитания в школе с поликультурным компонентом



Дата13.05.2016
Размер70 Kb.
Особенности обучения и воспитания в школе

с поликультурным компонентом
Современное положение в российском обществе характеризуется нарастанием негативных явлений, таких как: бездуховность, пропаганда насилия в средствах массовой информации, усиление негативного влияния западной культуры и как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности, наркомании, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь, утрата чувства гражданственности и патриотизма.

Крушение ценностей в постсоветском пространстве было вызвано политическими переменами в обществе, сменой идеологии, возникшими экономическими трудностями. Прежняя идеология не нашла себе в ясно оформленном виде замену, об этом можно судить по мнениям известных политиков, философов, творческой интеллигенции, которые видят причину проблем общества в отсутствии национальной идеи российского государства. Это отразилось на внешней и внутренней политике России, т.к. государство у нас многонациональное, проблемы взаимодействия коснулись всех слоев и ячеек нашего общества, что является причиной усиления националистических идей. Побочными действиями демократизации общества, несмотря на открытость и гласность, стали новые исторические факты, которые стали доступны обществу с одной стороны, с другой стороны создали проблему цивилизованных межличностных и межгосударственных отношений. Формирование толерантности и вопрос обучения межкультурной коммуникации стал жизненно важным. Не случайно Государственной Думой РФ была принята в 2001 году Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Сложная политическая обстановка в мире заставляет думать о формировании идеологии согласия, мира, сотрудничества в общекультурном мировом пространстве. Общество также оказалось не готовым к новым экономическим отношениям, которые ограничили роль государства в некоторых аспектах общественной жизни.

По многим объективным причинам постоянные структурные изменения в государственной системе, характерные для эпохи перемен вынудило государство устраниться от участия в прежних процессах воспитания, образования, социальной поддержки семьи, что не замедлило сказаться на состоянии воспитания и образовании детей. Опустевшая ниша постепенно занималось и продолжает заниматься случайными негосударственными структурами в форме сектантских течений, испытывая на себе влияние западной культуры, группами криминального характера. Прежняя структурированность общества в течении быстрого времени изменилась в сторону исчезновения. Роль государства сегодня снова усиливается одновременно претерпевая изменения. Позитивные процессы затронули также общественные институты, возросла роль общественных и международных организаций, общественных советов при государственных учреждениях, осуществляются шаги для формирования гражданского общества в России

Одна из причин крушения ценностей в обществе – это падение роли семьи в российском обществе. По причине ухудшения экономической ситуации, большинство родителей вырваны сегодня из семьи, им приходится иметь несколько рабочих мест в целях улучшения семейного бюджета, как следствие это отражается на детях, которые оказываются без присмотра. Образованная пустота вокруг ребенка, компьютер с сомнительным содержанием программ, часто пропагандирующим насилие, уличное воспитание - это веяние нового времени, которое требует не только осмысления, но и принятия альтернативных мер со стороны образовательных учреждений.

Ослабло влияние семьи на воспитание детей и по причине утраты авторитета родителями - новым поколением, которые перестали быть носителями родной культуры, ценностей. Они не могут предложить детям опыт прошлого поколения, обрекая их на хаотичное и случайное поведение. Институт семьи как система воспитания перестал быть эффективным механизмом.

Естественный путь восприятия основ национальной культуры - это воспитание детей в семье, в которой носителями этих знаний и навыков являются родители и старшие родственники. Однако в результате целенаправленной политики формирования единой национальной общности «советский народ» национальные культурные традиции народов утрачивались, поскольку следование им представляло опасность. Как следствие этого, со временем уменьшается количество носителей национальных традиций, поскольку в условиях Советской власти и господства ее идеологии сформировалось не одно поколение. Особенный урон был нанесен тем национальным культурам, которые органично связанны с соответствующими религиозными культами. Прервалась связь времен и молодежь с пробудившим национальным самосознанием не находит ответов на свои вопросы у представителей старшего поколения, в силу исторических причин оторванного от своих национальных корней.

В 90-ые годы XX-века сформировалась новая ситуация в сфере общего образования России, произошло обновление государственной политики и переоценки роли религии на формирование духовного и нравственного становления человека

С изменением облика современной школы, наряду с негативными явлениями естественно развиваются и позитивные процессы. Современная школа предъявляет новые повышенные требования как к обучающимся, так и к учителям. Школьники нового поколения благодаря развитию сети Интернет и уплотнению информационного пространства стали более компетентными, мобильными в коммуникации. Это позволило им получать информацию по школьным предметам, которая выходит за рамки школьной программы и нарушить устоявшеюся традицию роли всезнающего учителя.

Педагогика сотрудничества стала более актуальной, вместе с тем возникла необходимость постоянного повышения профессиональной компетенции учителей и приобретения специальных знаний, опыта с учетом индивидуальных ситуаций. Стали востребованы новые и различные технологии в обучении, высокая степень эффективности системы обучения, воспитания, адекватные местным условиям и ситуациям. Эти технологии призваны обеспечить высокую мотивацию и эффективное развитие общеучебных умений как: анализ, синтез, мышление и т.д, рефлексивных способностей.

Сегодняшние реформы в системе российского образования, принятая программа модернизации российского образования отражают потребности российского общества, тот социальный заказ, который адекватен потребностям родителей и социуму.

В сложившихся условиях наша школа ставит следующие цели учебной и воспитательной работы:

1. Создание условий конструктивного сотрудничества государственного и семейного образования; оказание помощи семье в воспитании достойного человека на основе этнических культур.

2. Воспитание социально-активной, нравственной и физически развитой личности, основанное на духовных этнических ценностях народа и общечеловеческих ценностях.

3. Формирование национального самосознания, формирование толерантного сознания и поведения.

4. Сохранение и развитие родного языка как инструмента передачи социокультурного опыта

5. Формирование знаний особенностей родного края, воспитание чувства патриотизма и любви к родной земле.

Реализация которых возможна через решение задач:

1. Восстановление и знакомство с национальными культурными традициями, доминирующих в семейном воспитании – обычай, обряд, ритуалы (обобщение опыта прежних поколений- взглядов, нравов, норм поведения – как способ усвоения социальной практики)

2. Воспитание любви и формирование интереса к традиционному народному творчеству, искусству, народным художественным промыслам, фольклору.

3. Развитие личностных качеств через обучение народным традициям.

4. Организация здорового образа жизни с преобладанием позитивных, национальных ценностных ориентаций, отчуждением негативных явлений.

Национальная культура одновременно выступает здесь как дополнительный мотивирующий фактор для обучения, как средство для формирования и развития личности, пробудить интерес к содержанию образования на фоне конкурирующей западной культуры с общероссийской.

Любовь к родине начинается с любви к своим родителям, дому, к окружающим и затем формируется любовь в целом к родине, впоследствии начинает ощущать себя гражданином мира или земли. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от собственной.

Язык культуры является инструментом накопления и обобщения социального опыта в определенной системной целостности.

В последние годы в развитии общества происходит значительные изменения. Переход на принципы демократизации и гуманизации создает условия в области образования для перехода от единообразия образовательных учреждений, форм и методов обучения и воспитания к их многообразию. Эти перемены определяют основы для перестройки содержания национального образования, ориентированного на формирование цивилизованной, толерантной личности. Основы культуры и образования такой личности определяются лучшими образцами общечеловеческой и общенародной культуры, традиционными национальными ценностями народов России.

При определении содержания образования в регионах, имеющих полиэтнический, поликультурный состав населения, должен соблюдаться принцип соответствия между значимостью определенных компонентов культуры коренного народа и представленностью этих компонентов в содержании обучения и воспитания. Этнокультура народов, формирование национального самосознания в соответствии с ценностными ориентациями должны ориентироваться на историческую истину относительно роли других, совместно проживающих и сопредельных народов как спутников исторического пути коренных народов. То есть, на современном этапе развития общества принцип сочетания и последовательности изучения культур в содержании образования должен стать одним из центральных принципов при организации учебно - воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Исторический анализ развития образования показывает, что знание своей родной культуры помогает учащимся понимать и уважать язык и культуру других народов и людей разных национальностей. При осмыслении истоков формирования образовательной системы надо учитывать, в русле какой идеологии развивались образовательные учреждения.

Анализ содержания гуманитарных дисциплин показывает, что традиционная национальная культура народов страны не имеет достаточно – целостного отражения в учебно – воспитательном процессе. Здесь наблюдается исторически сложившаяся деформация духовно – нравственных устоев жизни этносов. В связи с этим возникает необходимость включения в содержание непрерывного образования, начиная с дошкольного воспитания, в школьное и вузовское обучение традиционной культуры этносов .

Таким образом, одной из главных составляющих современного содержания общего образования подрастающего поколения должен стать культурологический компонент формирования личности.

Содержание образования в школе с полиэтническим составом учащихся строитcя с учетом значимости традиционной культуры в развитии личности как части общероссийского менталитета, ее национального самосознания и формирование ее внутреннего мира. Образование должно обеспечить приобщение растущего человека к накопленным веками духовным поликультурным ценностям.

В сибирском регионе происходят постоянные общения представителей разных национальностей, непосредственный обмен информацией между ними. Это требует в образовательном процессе сочетания и определенной последовательности изучения культур совместно проживающих народов.

Роль общеобразовательной школы обуславливается статусом как обязательного звена образования и своеобразия социокультурной ситуации. Это предопределяет специфические функции общеобразовательной школы в развитии системы непрерывного поликультурного образования. На общеобразовательную школу, в этом случае возлагается решение особой задачи: формирование у младших школьников системы ценностных ориентаций, которые будут способствовать формированию национального самосознания, развитию этнокультурных традиций, возрождению и развитию национальных и духовных богатств. Соответственно, инновационные изменения должны затронуть, прежде всего, сферу гуманитарного образования. Особенно таких дисциплин, как родной язык, литература, история. Это усиливает этнокультурный аспект содержания общего образования, обеспечения языкового уровня. Такая школа, не являясь жестко этнической по составу обучаемых, должна воплотить в себе, наиболее прогрессивные образовательные технологии.

При построении педагогического процесса, в образовательном учреждении, осуществляющем поликультурное непрерывное образование, определяющими идеями являются: интенсивное обучение детей родному языку (в значительной части семей родной язык не функционирует) осуществляется не столько на специально организованных занятиях, сколько через «погружение» их в языковую среду и культуру; формирование у детей устойчивого интереса и привычке к национально – культурным традициям своего народа через приобщение их к национальному изобразительному творчеству, проведение национальных праздников, игр и т.п; трудовое воспитание детей с ориентацией на национальные ремесла.

Таким образом, для организации непрерывного поликультурного образования как целостного педагогического процесса необходимо решение соответствующей совокупности организационно – педагогических условий. К ним относятся следующие: разработка новых программ, отражающих специфику целей, структуры и содержания образования, внедрения сквозных программ; создание дидактических и методических материалов, обеспечивающих реализацию такого педагогического процесса.

Одна из проблем - это воспитательная система образования, в которой особое место занимает семейное воспитание. Развитие общественного воспитания в ущерб семейному, игнорирование семьи, семейных отношений и в области нравственного воспитания, и в сфере бытовых знаний и умений привело не к социализации человека, а к разрушению семейных авторитетов, к деградации семьи как естественного транслятора культурной традиции. Создание условий общения детей и родителей, включенности семьи в воспитательное пространство школы одна из задач национального образования. И пока это общение не станет повседневной жизненной практикой, школа и другие сферы образовательной среды должны занять в программе культурного возрождения семьи и народа самую активную позицию. Школа, интенсифицируя спонтанное образовательное пространство, превращая среду обитания в образовательную среду, становится центром культуры. Именно здесь, за счет обновления содержания и обучения произойдет усиление роли семьи. Взаимная деятельность, соучастие в воспитании, обучении обеспечит рост личности, произойдет интенсификация образовательного процесса, где этническое содержание выступит одним из главных факторов. Этническое содержание помогает изжить фактор анонимности, выступает как цементирующее средство социума перед решением общих задач, оживить и активизировать педагогический процесс. Совместная деятельность учащихся со взрослыми, которая проявляется во взаимодействии детей и родителей, приходит в образовательном процессе по мере обращения детей к родителям за получениям их культурного опыта.

Исторически Сибирь стала местом формирования многонационального социума, который типичен для сегодняшней новой изменившейся России. Этот социум в Сибири сформировался как толерантное общество, живущее в условиях равноправия и создавшее сибирский менталитет.

Воспроизводство и развитие каждой этнической общности происходит посредством многих, дополняющих друг друга механизмов, среди которых, ведущую роль играет этническое самосознание. С его помощью в коллективном и индивидуальном сознании общность выделяется как таковая из своего окружения, находит место среди других групп, определяет свои приоритеты и качественную неповторимость. Уникальность Сибири заключается в том, что здесь удается сохранить различным народам свою самобытность и установить равноправные отношения.

Современное положение этнических общностей в Сибири далеко от идеального благополучия. Специалисты говорят о целом ряде негативных тенденций в их развитии и даже об этносоциальной деструкции. Падение престижа знания родного языка, снижения этнокультурного уровня потенциала в регионах России, низкий уровень национального самосознания среди молодежи этнических обществ - типичная проблема народов Сибири, не случайно она отмечена лингвистами как одна из зон исчезновения языков. Реформирование системы образования, регионализация и обновление содержания не спасло от процесса утраты языка коренные народы Сибири. В Томской области теряется язык кетов, селькупов, сибирских татар (по результатам научных исследований, которые проводит кафедра языков народов Сибири ТГПУ). Это говорит о том, что вопрос адаптации научных исследований в системе общего образования актуален и работа в этом направлении недостаточна.

Одно из условий успешного решения проблемы сохранения культурного наследия народов Сибири в эпоху глобализации, воспроизводства этнической культуры, является развитие этнического образования. Развитие системы этнического образования как способ передачи знаний, освоение норм, ценностей, традиций данной культуры имеет большое значение для сохранения и развития языка и культуры.

Однако сегодня можно говорить лишь о становлении системы этнического образования, во многих регионах России региональные программы предусматривают развитие только системы общего образования, без учета этнического образования, которое вследствие этого слабо подкрепляется государственным финансированием. Любой положительный опыт образовательного учреждения, занимающегося этническим образованием является сегодня уникальным и представляет интерес не только для специалистов.

В России проблема мультикультурного образования приобрела особую актуальность. В условиях социально-экономических и политических реформ складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка и идей народной педагогики в процессе обучения, рост влияния на формирование самосознания личности. В этих условиях мультикультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой мультикультурного образования является становление и развитие в России гражданского общества.

В целом для современного состояния воспитания характерны такие моменты, как: выдвижение на первый план социальных аспектов и проблем воспитания; разработка единого воспитательного пространства; обращение к человеку, а не только к его социальной проекции - личности; акцент на развитие субъективности ребенка и в связи с этим рассмотрение результата воспитания как развития способности ребенка и формирование его готовности к саморазвитию; разработка различных гуманитарных подходов к воспитанию; обращение к ценностям как к цели воспитания; рассмотрение культуры в качестве содержания воспитания акцент на адаптацию ребенка в обществе как цель и результат воспитания.

Интерес к теме слияния татарской и русской культур, возник у меня с тех пор, как я заметила, необычные праздники и особые блюда, которые делают наши соседи. Уже позже я поняла, что эта необычность – результат другой религии, другой культуры. Мне захотелось узнать об этом подробнее. Я начала изучать особенности быта, обрядов, образа жизни. Для этого необходимо было познакомиться с историей появления разных национальностей именно в нашей деревне. Некоторый багаж знаний я уже имела, так как в нашей школе проходит изучение народных традиций населения деревни, где мы знакомимся с народными праздниками и культурой (проекты «Мой ислам», «Библия» и другие). Потом я пошла в наш музей. Там представлен разнообразный материал об истории деревни Черная Речка. Но эта информация была недостаточно подробной. Появилась необходимость изучения литературы на эту тему. Чем я, с удовольствием, и занялась.

Вопрос о путях изменения хозяйства коренных народов Сибири остается недостаточно изученным писал, Н.А. Томилов в 1980 году. Этим и вызван научный интерес к изучению хозяйства сибирских татар, которые проживали в предреволюционный период в средней полосе Западной Сибири, наиболее развитой в экономическом отношении и густо заселенной русскими. Актуальность изучения этой проблемы заключается в том, что каждый из народов оказавшись в соседском положении, в связи с освоением Сибири русскими, привнес свои национальные особенности и традиции, что привело к сращиванию культур и взаимопроникновению их в жизнь других народов. На мой взгляд, этот процесс продолжается и в настоящее время. Эта работа является попыткой обосновать сращивание культур и традиций татарского и русского народов.

Собранная информация оказалась достаточно противоречивой и разнообразной. Поэтому я изучила общественное мнение по вопросам языка, культуры и образования, провела выборочный опрос населения деревни по трем возрастным группам. Свои выводы и заключения я предлагаю вашему вниманию.
Туристско-этнографический проект

Чернореченской средней общеобразовательной школы Томского района.


Задачи:

- изучение истории родного края;

- изучение народных обычаев, одежды, жилья наров села;

- возрождение народных игр;

- оздоровление детей путем пеших походов;

- развитие туристических навыков в походных условиях;

- изучение способов выживания в условиях непогоды;

- развитие быстроты принятия решений, физической ловкости и смекалки;

- создание благоприятного микроклимата в детском коллективе;

- сплочение ребят для совместного решения исследовательских задач и

преодоления возникающих проблем.

Механизм реализации программы:



  1. Подготовительный период – ноябрь – январь:

- обсуждение и утверждение проекта МО классных руководителей;

- определение контингента участников;

- создание группы педагогов, осуществляющих руководство данной программой;

- подбор кадров.

2. Основной период – февраль – сентябрь:

- экскурсии в музеи села и города;

- пешие походы;

- сбор информации по данной теме (литературные источники, устные рассказы,

зарисовки и т.д.).

3.Заключительный период:

- оформление материалов этнографических экспедиций;

- создание школьного музея;



- оформление этнографического раздела в музее;

-проведение тематических недель и народных праздников;
Каталог: wp-content -> uploads -> file
uploads -> Тесты для диагностики уровня агрессивности у воспитанников, критерии эффективности психолого-педагогической работы; подробно описываются пути и средства достижения положительного результата
uploads -> «влияние компьютерных игр на проявление агрессивности у подростков»
uploads -> Причины появления агрессии у детей Телевизионные программы и компьютерные игры
file -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования с. Комсомольс
file -> Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
file -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Исследовательская работа «Что в имени моем ?»
file -> Аспект психологической поддержки ребенка
file -> Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми – инвалидами
file -> Нарушения речи при дцп


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница