Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 336.77 Kb.
Дата15.05.2016
Размер336.77 Kb.
ТипАвтореферат
На правах рукописи


МУХИНА Татьяна Константиновна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Смоленск – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный гуманитарный университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор



Попов Виктор Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор



Сластенин Виталий Александрович
доктор психологических наук, профессор

Сонин Валерий Абрамович

Ведущая организация: ННОУ «Московский гуманитарный

университет»
Защита состоится «____» 2008 г. в _____ часов
на заседании диссертационного совета Д. 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Смоленского государственного университета.


Автореферат разослан  «____» 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л.Н.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена практической потребностью осуществления системной работы, направленной на недопущение социальных отклонений молодежи, в том числе предупреждение вовлечения молодых граждан в деструктивные религиозные секты.

Изменения во всех сферах российского общества обострили социальные проблемы населения, особенно молодежи. К числу перемен, негативно сказывающихся на воспитании подрастающего поколения, относятся переоценка традиционных ценностных ориентиров и норм поведения, социальные стрессы и утрата смысла жизни, деморализация личности и дегуманизация отношений, изменение взаимоотношений в семье, этнополитические, межнациональные и религиозные конфликты. В связи с этим проблема психического и духовного здоровья личности приобретает государственный характер. Экономический, социальный, общественно-политический кризисы, которые обрушились на страну в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, создали благоприятную почву для тиражирования среди населения религиозных идей. Большой процент россиян, оказавшихся к тому времени в затруднительном социально-экономическом положении, с интересом внимали всему тому, что могло бы вселить веру в будущее и укрепить сознание.

Отличительной особенностью духовных процессов в России последних десятилетий является распространение нетрадиционных религиозных организаций. В то время, когда традиционные культурообразующие религии (православие, ислам, иудаизм) реанимировали свои возможности, утраченные за годы советской власти, религиозные секты, опираясь на федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), заняли прочное место в духовной жизни части россиян.

Особую тревогу вызывает тот факт, что последователями религиозных сект все чаще становятся молодые люди, которые не способны противостоять механизмам социального контроля и психологического воздействия на личность в силу дезориентации, несформированности твердых жизненных принципов. Усвоение негативных поведенческих установок представляет серьезную опасность для молодых людей и общества в целом. Молодежь является основным резервом социального развития общества, поэтому вовлечение молодых людей в религиозные секты чревато тяжелыми последствиями: утратой национальной культуры, самобытности, идентичности, ментальности.

В сложившихся условиях большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, в результате чего усиливается социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Те молодые люди, которые не могут найти социально-приемлемый способ применения своих сил, пытаются утвердиться и самореализоваться через религиозные секты, что препятствует процессу полноценной социализации.

Дефицит объективной информации о сущности религиозных сект, о социальных причинах их возникновения и особенностях проявления, закономерностях генезиса и последствиях воздействия на отдельную личность и общество в целом, недостаточный уровень компетентности педагогических кадров для организации работы, направленной на предупреждение распространения сектантского влияния среди учащихся, обусловили исследовательский интерес к данной проблеме.



Степень научной разработанности. Современная философская, религиоведческая, психологическая, социологическая и социально-психологи-ческая литература по проблеме влияния религиозных сект достаточно обширна.

Исследования секты как формы религиозной организации отражены в трудах Г. Беккера, С.А. Бохоровой, М. Вебера, Б. Вильсона, Б. Джонсона,


С. Дуброу-Айхель, М. Ингера, А.И. Клибанова, Ю.В. Крянева, Р. Лифтона,
Р. Нибура, Л. Поупа, Э. Трельча, Д.М. Угриновича, Г. Фауца, С. Хассена, И.Н. Яблокова.

Ю.М. Антонян, М. Аргал, В.Г. Батаев, Дж. Беннефт, В.А. Богданов, В.В. Гульдан, А.А. Скородумов и др. изучали социально-психологические аспекты религиозного сектантства и механизмы их влияния на адептов сект.

Развернутый анализ социальной природы и особенностей современных нетрадиционных культов содержится в работах Е.Г. Балагушкина, К.А. Богословской, Т. Гандоу, П.Г. Гуревича, А.Л. Дворкина, Т.А. Клюевой,
Д.Ю. Конькова, Н.В. Кривельской, Л.Н. Митрохина, К.Г. Мяло, К.Б. Привалова и др.

История развития проблемы предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников отражена в работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др.

Вопросам профилактики нарушения механизмов социализации и отклоняющегося поведения молодежи посвящены работы Е.В. Авериной, А.Б. Белинской, С.А. Беличевой, Г.А. Ворониной, И.Н. Дементьевой, А.Г. Макеевой, Д.В. Колесова, Р.В. Овчаровой, Т.П. Павленко, В.А. Попова, Н.А. Рычковой, В.М. Фокина, М.В. Шакуровой, П.А. Шептенко, Т.И. Шульги и др.

Ряд исследователей непосредственно работают над проблемой профилактики влияния сектантства на молодежь (И.А. Галицкая, А.Н. Елизаров, И.В. Метлик, А.А. Михайлова, А.Д. Прозоров, И.П. Пронин и др.).

Вопросы истории религиозного сектантства рассмотрены в диссертационном исследовании А.В. Крюкова, научный анализ отдельных религиозных сект осуществлен в работах Л. Григорьевой, А. Жукова, Д. Курачева,
В. Матвеева, А. Саввина, О.В. Якубы, проблема выявления критериев деструктивности религиозных новообразований в контексте парадигмы национальной безопасности отражена в исследовании В.И. Ибрагимова, сущность и пути преодоления религиозного фанатизма рассмотрена в диссертационной работе М.Н. Кузнецовой, проблема религиозного экстремизма отражена в работе Т.А. Скворцовой, теоретические и организационные аспекты подготовки будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты освещены в диссертационном исследовании Ж.В. Садовниковой.

Между тем необходимо констатировать факт, что еще нет работ, в которых бы исследовались педагогические аспекты предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Очевидна проблема формирования мировоззрения современной молодежи, так как руководители религиозных сект искаженно интерпретируют идеи гуманизма.

В этой связи проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом нашего исследования является влияние религиозных сект на формирование личности.

Предметом исследования являются педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:



  1. Провести теоретический анализ проблемы профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты.

  2. Определить причины ухода молодежи в деструктивные религиозные секты.

  3. Выявить формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений, направленные на предупреждение вовлечения молодежи в религиозные секты.

  4. Вскрыть и экспериментально обосновать педагогические условия, оптимальные для эффективной профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты.

  5. Разработать и апробировать педагогическую модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательно-развивающей среде учебных заведений.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

– выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями;

– повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

– реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.



Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– философские, социологические, социально-психологические и социально-педагогические концепции, обосновывающие сущность и особенности секты как формы религиозной организации, ее социальные функции и механизмы воздействия на личность (В.Г. Батаев, Г. Беккер, С.А. Бохорова,


М. Вебер, А.Л. Дворкин, Я.В. Крянев, А.А. Скородумов, Э. Трельч,
Д.М. Угринович, С. Хассен, И.Н. Яблоков и др.);

– положения социальных психологов и педагогов о процессе и факторах социализации человека (Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов и др.);

– положения о социально-психологической адаптированности как результате и показателе успешной социализации (А. Адлер, Р. Даймонд,
А.Н. Жмыриков, И.К. Кряжева, И.П. Лотова, К. Роджерс, 3. Фрейд, К. Юнг и др.);

– концептуальные положения социально-педагогической виктимологии (Е.П. Авдуевская, А.С. Волович, А.В. Мудрик, В.А. Попов, Т.Ф. Яркина


и др.);

– деятельностный и личностно ориентированный подходы к образовательному процессу (С.И. Архангельский, Л.И. Божович, А.И. Донцов,


И.Б. Котова и др.);

– идеи гуманизации целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, А.Н. Тубельский,


И.В. Ульянова, К.Д. Ушинский и др.);

– положения о роли социальной среды и влиянии общества на процесс формирования и развития личности (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский,


В.В. Сериков, В.А. Ясвин и др.);

– теоретические основы профилактики как технологии педагогической деятельности (Е.В. Аверина, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.А. Воронина, М.А. Галагузова, Д.В. Колесов, А.Г. Макеева, Р.В. Овчарова, П.А. Шептенко и др.).



Методы исследования. В исследовании использовались методы, позволяющие решить поставленные задачи и проверить истинность предположений:

– теоретический анализ философской, социологической, педагогической, социально-педагогической и психологической научной литературы, публикаций и документации по избранной теме,

– эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, эмпатийное слушание),

– статистические методы (количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе исследования).



Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультет социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета, Владимирский базовый медицинский колледж и средняя общеобразовательная школа № 16 г. Владимира. В опытно-экспери-ментальной работе на разных этапах исследования приняли участие 390 учащихся и студентов.

Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.



Первый этап (2003 – 2004 гг.) – предварительный, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись актуальность проблемы, объект и предмет исследования, концептуальные подходы к проблеме диссертационного исследования, изучались особенности превентивной педагогики, разрабатывался категориальный аппарат исследования.

Второй этап (2004 – 2006 гг.) – основной (опытно-эксперименталь-ный), в ходе которого была подвергнута эмпирической проверке и уточнена общая гипотеза исследования, проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2006 – 2007 гг.) – завершающий (обобщающий), в процессе которого были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлен анализ ее результатов, сформулированы теоретические выводы, основные идеи и положения, закончено оформление диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, и их научная новизна:

– раскрыты основные причины ухода молодежи в деструктивные религиозные секты;

– выявлены формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленные на предупреждение вовлечения молодежи в религиозные секты;

– определены оптимальные педагогические условия осуществления антисектантской работы с молодежью;

– обоснована педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты;

– научно обоснована необходимость изучения основ профилактической работы, направленной на предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, при подготовке будущих специалистов.



Теоретическая значимость исследования:

– проанализированы теоретические основы профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты в современной педагогической и психолого-педагогической литературе;

– расширены и обобщены научные представления о причинах ухода молодежи в религиозные секты;

– определен комплекс форм взаимодействия с родителями в реализации целей и задач антисектантского воспитания;

– вскрыта и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий, оптимальных для эффективной профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты;

– доказана необходимость осуществления систематической работы, направленной на предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.



Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и методические рекомендации, предложенные в работе, могут быть использованы при создании учебных пособий для педагогических образовательных учреждений, проведении лекционных курсов и семинаров в системе профессиональных учебных заведений (для учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и др.), разработке профилактических программ, для повышения качества профилактической работы с молодежью в образовательных учреждениях (школа, лицей, ПТУ, ВУЗ, УДО). Разработанная и экспериментально проверенная программа спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты» может быть использована в процессе подготовки и переподготовки специалистов системы образования, в практике повышения квалификации педагогов, а также в работе образовательных учреждений по повышению педагогической культуры родителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его общетеоретической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики и психологии, применением комплекса теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, их адекватностью цели, задачам, объекту, предмету, гипотезе и логике диссертации, фактологическими данными, подтверждающими основные положения и концептуальные выводы диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Существование религиозных сект имеет культурно-историческую обусловленность. Однако современные религиозные секты, которым присущи признаки деструктивности, приводят к отчуждению молодежи от семьи, образовательных учреждений, общества. Религиозные секты являются формой поиска путей социального утверждения молодежи и формой ухода от проблем, затрудняющих социальную адаптацию индивида. Ценности и нормы поведения, которые молодые люди усваивают в подобных организациях, негативно влияют на формирование и становление личности. Мировоззренческий, деятельностный и экзистенциальный вакуум определяет необходимость педагогической деятельности, направленной на предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, так как под влиянием деструктивных религиозных сект у молодежи нарушаются процессы жизненного самоопределения, полноценного самовыражения и самосовершенствования. Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты как часть общей системы воспитания направлена на формирование гуманистических ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивному решению конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей.

  2. Анализ причин ухода молодежи в деструктивные религиозные секты позволил выделить три блока причин данного явления. Первый блок составляют социальные причины, к которым относятся социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения. Второй блок – это причины социально-психологического и педагогического характера (кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума). Третий блок включает личностные причины (патохарактерологические особенности личности, деформация ценностных и смысложизненных ориентиров, некритичность мышления). Эти причины не выступают изолированно, а у каждого индивида образуют свой причинный комплекс, который является неделимым целым, состоящим из детерминант первого, второго и третьего блока, которые в конкретных социально-педагогических и психологических условиях способствуют вовлечению молодежи в деструктивные религиозные секты.

  3. Неотъемлемым условием успешности предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты является повышение психолого-педагогической компетентности и общей культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание.

Наиболее успешно в практической деятельности применяются следующие формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений:
1) формы координации воспитательных усилий по профилактической помощи (родительские объединения по проблемам семейного воспитания, лектории, круглые столы, практикумы, родительские университеты, конференции, школа для родителей); 2) формы индивидуального сотрудничества в сфере профилактики (беседы, встречи, посещения на дому, тестирование, анкетирование, консультации); 3) формы массового сотрудничества в деле профилактики (школьные, классные и внеклассные мероприятия, «огоньки», концерты, встречи, акции, проекты, поездки, походы); 4) формы помощи и поддержки семьям, нуждающимся в антисектантской профилактике (общества взаимопомощи, родительские дружины, оперативные бригады специалистов, рейды, посещение и патронаж семей учащихся); 5) формы обеспечения родительского контроля за реализацией профилактической деятельности (родительские комитеты, собрания, советы, комиссии); 6) интерактивные профилактические формы взаимодействия (воскресные родительские клубы, социальные и психологические тренинги, деловые и ролевые игры, совместные творческие дела); 7) заочные формы общения по проблемам антисектантской профилактики (рекомендации, советы, памятки).

  1. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, являются:

– выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

– проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями;

– повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

– реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.


  1. Разработанная педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты синтезирует три профилактических компонента: психологический (формирование знаний о себе, своих чувствах, способностях; формирование адекватной самооценки, позитивной «Я-кон-цепции»); образовательный (формирование знаний о здоровом образе жизни, умений делать выбор, ставить жизненные цели гуманного характера и стремиться к их достижению) и социальный (формирование навыков общения, самореализации, самоутверждения).

Целью педагогической модели является создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка, а системообразующим фактором – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Основными этапами реализации модели являются: организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики; профилактическая работа с учащимися; коррекционная работа с учащимися группы риска; работа с семьями учащихся; отслеживание результативности работы.



Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и выводы исследования изложены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Владимирского государственного гуманитарного университета; на межрегиональной научно-практической конференции «Наркотизация молодежи как правовая и психолого-педагогическая проблема» (Владимир, 2004), на всероссийских научно-практических конференциях «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (Арзамас, 2005), «Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы» (Арзамас, 2006), на региональной научно-практической конференции «Психолого-медико-педагогическое обеспечение профилактической работы с семьями «группы риска» (Арзамас, 2007). Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора, в том числе, в статье «К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты», опубликованной в журнале «Сибирский педагогический журнал» (2007. – № 15. – С.61-65), входящем в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в форме спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты», который был разработан для студентов факультета социальной педагогики и психологии ВГГУ. Материалы диссертации составили основу факультативных занятий во Владимирском базовом медицинском колледже и средней общеобразовательной школе № 16 г. Владимира.

Структура диссертации определена логикой исследования, его целью и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются актуальность темы, рассматривается состояние научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, характеризуются объект, предмет, теоретико-методологи-ческие принципы, методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены основные положения, выносимые на защиту, сведения об апробации результатов исследования, их достоверность и обоснованность.

В первой главе «Теоретические основы предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты» проанализирована разработка данной проблемы в отечественной научной литературе, конкретизирован понятийно-терминологический аппарат исследования, определены причины и факторы вовлечения молодежи в религиозные секты, дана характеристика личности, подверженной риску вовлечения в религиозные секты.

Рассмотрение проблемы религиозного сектантства правомерно начато с анализа законодательства о свободе совести в РФ. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) упорядочивает положение религиозных организаций как юридических лиц, создает условия для осуществления религиозного образования и сотрудничества религиозных организаций и государства в сферах благотворительности, культурно-просветительской деятельности и других общественно значимых областях.

В законе предусмотрены разумные запреты и ограничения деятельности религиозных организаций (запрещено вовлечение малолетних в религиозные объединения и обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей, определен светский характер государственного образования и др.). Но, несмотря на эти ограничения, в России действует около десяти всемирно известных сект, к которым в разных западных странах и США уже предъявлялись судебные иски. К их числу относятся секта «Свидетели Иеговы», Дианетика, Церковь Объединения С. Муна, церковь Часовня у Голгофы, секта Аум Синрикё, Общество Сознания Кришны и др.

В научной практике социологии религии уже утвердилось определение основных типов религиозных объединений: «церковь» – «деноминация» – «секта» (М. Вебер, Э. Трельч, Ю.В. Крянев, И.Н. Яблоков, А.И. Клибанов и др.). Отличительными характеристиками секты являются отсутствие института священства, провозглашение равенства всех членов и добровольность членства, претензия на исключительность, тенденция к изоляционизму, ведущая к обособленности и конспиративности, активная миссионерская деятельность членов сектантских групп.

Проведенный анализ категориального аппарата данной проблемы позволяет сделать вывод, что в современной науке используется ряд синонимичных понятий для обозначения нового типа религиозных организаций: религиозная секта, религиозный культ, тоталитарная секта, нетрадиционная религия, новые религиозные движения. По нашему мнению, наиболее содержательным и целесообразным термином является «деструктивная религиозная секта». Основными параметрами при оценке деструктивности религиозной секты, предложенными И.А. Галицкой и И.В. Метлик, являются отсутствие стабильного вероучения, нетерпимое отношение к другим религиям, обожествление лидеров, наличие абсурдных или опасных требований, апокалипсические запугивания, примитивность мировоззренческих доктрин, закрытость организации, навязчивое миссионерство, применение психического и физического насилия.

Разделяя эту точку зрения, мы считаем, что главными критериями деструктивности религиозной организации являются: требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации; провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; искаженная интерпретация идей гуманизма.

Отличительными чертами деструктивных религиозных сект, появившихся в середине XX века, являются авторитарное лидерство, подавление личности адепта организацией, информационная блокада, разрыв родственных и дружественных связей, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие тайных уровней посвящения и т.д.

Анализ причин ухода молодежи в религиозные секты дает нам основания выделить три блока причин данного явления: 1) социальные причины (социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения); 2) социально-психологические и педагогические причины (кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума); 3) личностные причины (патохарактерологические особенности личности, деформация ценностных ориентиров, некритичность мышления).

В связи с отсутствием интегрирующих социальных ценностей деятельность деструктивных религиозных сект приводит к разрушению традиционного уклада жизни и духовно-культурных ценностей страны, к конфликтам в области этноконфессиональных отношений, к дестабилизации общества.

Основными причинами участия молодежи в деструктивных религиозных сектах являются мировоззренческий, деятельностный, экзистенциальный вакуум, социализационный и образовательный дефицит, для которого характерно чувство ненужности и изоляции у молодых людей. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни толкают молодежь на поиск новой системы ценностей. Молодые люди, уходя от реальности в деструктивные религиозные секты, стремятся к самоутверждению и пытаются компенсировать свою отчужденность.

Появление и широкое распространение различных религиозных сект является следствием аномии и отчуждения личности, которые характеризуются наличием чувства бессилия перед натиском внешних сил, ощущением бессмысленности своего существования, разрушением традиционных представлений о ценностях и нормах. В условиях развивающейся аномии потребность в целостной системе координат настолько велика, что некоторые люди могут легко оказаться жертвой иррациональных доктрин религиозного толка. Аномия побуждает к девиантным формам поведения. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Е. Савруцкая, В.И. Ибрагимов).

Приобщение молодых людей к деструктивным религиозным сектам связано с явлением эскапизма – разрывом со сложившимися в обществе стандартами и нормами поведения, уклонением от гражданских и иных обязанностей, неприятием ценностей господствующей культуры.

Активизация миссионерской деятельности и разнообразие способов вербовки увеличивают вероятность вовлечения молодежи в религиозные секты. Характерной особенностью большинства деструктивных религиозных сект является использование детально разработанной системы психологического давления, механизмов контроля над личностью (контроль сознания, контроль окружения, культовая зависимость).

Социальную опасность деструктивных религиозных сект обусловливают следующие факторы: апокалиптическая направленность подавляющего большинства деструктивных религиозных сект, психические отклонения основателей и духовных лидеров большинства религиозных сект, наличие среди адептов и руководителей сект лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, высокая степень эзотеричности и конспиративности, приобщение молодежи к различным психоактивным веществам и наркотикам, проникновение сектантской идеологии в образовательные учреждения, а также религиозный фанатизм и экстремизм.

Среди негативных последствий приобщения к сектантской среде выделяют психические, психосоматические, соматические и социальные проблемы, а также нанесение эмоционального, финансового, физического и социального ущерба не только новоиспеченным последователям секты, но и их семьям.

В данной главе педагогическая профилактика рассматривается как часть общей системы воспитания. Педагогическая профилактика – это способ организации социальной среды ребенка, препятствующий приобщению к ее негативным явлениям (наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, религиозным сектам и др.), предотвращающий формирование зависимого поведения и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности.

Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты – комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и факторов вовлечения молодежи в религиозные секты, предупреждение развития и нейтрализация негативных личностных, педагогических и социальных последствий вовлечения в религиозные секты.

В работе нами обоснована система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, которая включает следующие виды профилактической работы: первичную профилактику, целью которой является предупреждение вовлечения молодежи в секты; вторичную профилактику, предотвращающую развитие негативных последствий психологических методов воздействия на личность молодых людей, имеющих опыт общения с сектантами; третичную профилактику, являющуюся по сути социально-педаго-гической реабилитацией адептов со сформированной зависимостью от сектантской среды.

Педагогическая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность учителя, психолога и социального педагога в образовательном учреждении, включающую устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительную деятельность; психолого-диагностическую деятельность и психокоррекцию; организационно-методические мероприятия, содействующие формированию здорового образа жизни учащихся; оформление карты развития личности. Она направлена на формирование смысложизненных ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности, развитию критического мышления и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, а также на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивному решению конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей.

Среди используемых моделей профилактики отклоняющегося поведения (информационная модель, модель поведенческих навыков и др.) наиболее эффективной, на наш взгляд, является конструктивно-позитивная модель, направленная на формирование позитивных поведенческих навыков, позволяющих человеку предупредить назревающую проблему, преодолеть стресс и защититься от манипулятивного давления любого рода. При реализации этой модели используются интерактивные формы работы, стимулирующие творческую активность молодых людей: коммуникативные тренинги, ро­левые и деловые игры, тренинги личностного роста, «круглые столы», моделирование проблемных ситуаций и т.д.

Во второй главе «Содержание, формы и методы предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты» рассмотрены основные направления и педагогические особенности работы с личностью, подверженной риску вовлечения в религиозные секты, определены педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, проведен анализ результатов экспериментальной части исследования, представлена педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

Основными направлениями работы по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты являются: работа с детьми и молодежью, работа с родителями, работа с педагогами.

Вовлечение молодежи в религиозные секты – это процесс длительный, протекающий в определенных временных рамках, поэтому мы условно разделили его на этапы, отражающие степень вовлеченности человека в секту и те качественные изменения, которые происходят в структуре личности.

Исходя из степени вовлеченности в религиозное сектантство, педагогическая работа с учащимися подразделяется на общую воспитательную работу с учащимися; воспитательно-коррекционную работу с учащимися группы риска; реабилитационную работу с учащимися, находящимися под воздействием религиозных сект.

Задачами педагогической профилактики предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты являются: формирование культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска; формирование смысложизненных ориентиров и позитивной самооценки; активизация критического мышления; развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; формирование навыков здорового образа жизни; недопущение в стены общеобразовательных учреждений миссионеров, проповедующих любые религиозные идеи; выявление молодежи группы риска, наиболее подверженной вовлечению в религиозные секты.

Предупреждение вовлечения молодежи в религиозные секты основывается на координации усилий педагогов и родителей. В рамках педагогической профилактики необходимо способствовать привлечению внимания родителей к проблеме вовлечения молодежи в религиозные секты; выявлять особенности взаимоотношений между родителями и детьми; способствовать созданию в семьях благоприятных условий для развития личности ребенка.

Эффективность организации процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, с нашей точки зрения, определяется следующими педагогическими условиями: выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты; проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности; повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание; реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

Аналитическая обработка данных, полученных в ходе исследования, показала, что предложенные нами педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты являются необходимыми и достаточными.

Разработанная педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты синтезирует три профилактических компонента: психологический (формирование знаний о себе, своих чувствах, способностях; формирование адекватной самооценки, позитивной «Я - концепции»), образовательный (формирование знаний о здоровом образе жизни, умений делать выбор, ставить жизненные цели гуманного характера и стремиться к их достижению), социальный (формирование навыков общения, самореализации, самоутверждения).

Целью педагогической модели является создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка. Поставленная нами цель конкретизируется в следующих задачах: повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор; воспитание культуры здорового образа жизни; формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения; включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность; выявление причин деформации личности; активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей; координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов.

Системообразующим фактором педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты является учебно-воспита-тельная деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Педагогическая модель процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях, разработанная нами в ходе проведенного исследования, представлена в виде трех взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического.
Педагогическая модель предупреждения

вовлечения молодежи в религиозные секты


1. Теоретико-методологический блок

Цель

создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка



Задачи:

– повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

– воспитание культуры здорового образа жизни;

– формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

– включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

– выявление причин деформации личности;

– активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

– координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов



Системообразующий

фактор

учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса



2. Психолого-педагогический блок

Субъекты:

- учащиеся;

- родители;

- педагоги



Педагогические условия:

  1. выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

  2. проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

  3. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

  4. повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

  5. реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты

3. Технологический блок

Диагностика:

– изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка);

– изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности;

– диагностика взаимоотношений в коллективе;

– изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин


Этапы:

  1. организация психолого-педагогичес-кого наблюдения и диагностики;

  2. профилактическая работа с учащимися;

  3. коррекционная работа с учащимися группы риска;

  4. работа с семьями учащихся;

  5. отслеживание результативности работы

Теоретико-методологический блок отражает цель разработанной педагогической модели – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей личности учащегося в саморазвитии, самоопределении, самовоспитании и самореализации, основанных на системном, деятельностном, комплексном и гуманистическом подходах.

Психолого-педагогический блок определяет содержание работы, учет личностных и возрастных особенностей учащихся. Необходимыми условиями осуществления процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях являются: выявление молодых людей группы социального риска; личностно ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса при проведении систематических целенаправленных антисектантских мероприятий; повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей.

Разработанная модель применима к разным организационным структурам педагогического процесса (процесс обучения в целом, учебная дисциплина, учебное занятие) и может быть реализована как на материале какого-либо учебного курса, так и в рамках всего образовательного процесса.

В технологическом блоке представлена диагностика, последовательно раскрываются этапы реализации модели, каждый из которых ориентирован на достижение конкретных целей.

Реализация модели осуществляется комплексно и включает следующие этапы: организацию психолого-педагогического наблюдения и диагностики, профилактическую работу с учащимися, коррекционную работу с учащимися группы риска, работу с семьями учащихся, отслеживание результативности работы.

Профилактическая работа, направленная на предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, будет результативной, если она осуществляется грамотными, ответственными специалистами. Исходя из этого особое внимание необходимо уделять проблеме подготовки компетентных педагогических кадров.

В заключении подведены общие итоги работы, представлены основные выводы, сформулированные на основе исследовательской работы и теоретического анализа ее результатов.

В современных российских условиях распространение деструктивных религиозных сект, обусловленное социально-экономической нестабильностью и экзистенциальным вакуумом, являются следствием аномии, эскапизма и отчуждением личности от социальных институтов (семьи, образовательных учреждений).

Главными критериями деструктивности новых религиозных организаций выступают требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации; провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; искаженная интерпретация идей гуманизма.

Из всего многообразия причин ухода молодых людей в деструктивные религиозные секты целесообразно выделить следующие: социальные, социально-психологические, педагогические и личностные.

Сектантское влияние на молодежь приводит к психическим, психосоматическим, соматическим и социальным расстройствам, что обусловило необходимость разработки педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты и определения педагогических условий для ее успешной реализации.

В приложении представлены результаты апробации материалов, статистическая обработка данных экспериментальной части исследования (анкета, таблицы), схема педагогической модели, методические рекомендации и разработки.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую разработку данной проблемы. Очевидна необходимость глубокого исследова­ния специфики межведомственного взаимодействия по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты, особенностей ресоциализации, коррекции и реабилитации личности, подвергшейся воздействию деструктивных религиозных сект.


Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:


  1. Мухина Т.К. К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты / Т.К. Мухина // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 61-65.

  2. Лопатина Т.К. Последствия применения различных методов воздействия и психоактивных веществ в религиозных организациях деструктивной направленности / Т.К. Лопатина // Наркотизация молодежи как правовая и психолого-педагогическая проблема: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции (3 ноября 2004 г.). – Владимир, 2004. – С.122-124.

  3. Лопатина Т.К. Основные социально-педагогические направления работы с личностью из неформальных молодежных объединений / Т.К. Лопатина, А. Гебель // Наркотизация молодежи как правовая и психолого-педагогическая проблема: тезисы докладов межрегиональной научно-практи-ческой конференции (3 ноября 2004 г.). – Владимир, 2004. – С. 111-113.

  4. Мухина Т.К. Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты: программа спецкурса / Т.К. Мухина. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 22 с.

  5. Лопатина Т.К. Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные организации деструктивной направленности /
    Т.К. Лопатина // Сборник трудов молодых ученых ВГПУ. – Выпуск № 5. – Владимир: ВГПУ, 2005. – С. 119-120.

  6. Мухина Т.К. Волонтерская деятельность студентов факультета социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета / Т.К. Мухина // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: материалы всероссийской научно-практической конференции (1-2 декабря 2005 г.). – Арзамас: АГПИ, 2006. – С. 297- 299.

  7. Мухина Т.К. Роль системы образования в профилактике вовлечения молодежи в религиозные организации деструктивной направленности /
    Т.К. Мухина // Сборник трудов молодых ученых ВГПУ. – Выпуск № 6. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 126-128.

  8. Отклоняющееся поведение молодежи: словарь-справочник /
    В.А. Попов, Т.К. Мухина, М.В. Данилова, Л.А. Дубровина и др.; под общ. ред. В.А. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – Владимир: ВГПУ, 2007. – 251 с.

  9. Мухина Т.К. Формы и приемы работы со студентами по программе спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты» / Т.К. Мухина // Сборник трудов молодых ученых ВГПУ. – Выпуск № 7. – Владимир: Нерль, 2007. – С.133-136.

  10. Мухина Т.К. Возможности социального воспитания в профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты / Т.К. Мухина // Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (29-30 ноября 2006 г.). – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 280-282.

  11. Мухина Т.К. Направления и формы работы социального педагога с семьями «группы риска» (на основе опыта работы клубов по месту жительства) / Т.К. Мухина // Психолого-медико-педагогическое обеспечение профилактической работы с семьями «группы риска»: материалы региональной научно-практической конференции (22-23 ноября 2007 г.). – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 146-148.

  12. Мухина Т.К. Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты // Формирование смысложизненных ориентаций личности – фактор профилактики социальных отклонений молодежи / под общ. ред. В.А. Попова. – Владимир: ВГПУ, 2008. – С. 196-230.


Т.К. МУХИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Подписано к печати 06.11.08. Формат 60х84 1/16.

Печать ризографическая. Усл. п.л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № .

Дата сдачи в печать 12.11.08.



Отпечатано в ИТЦ Смоленского государственного университета



214000 Смоленск, ул. Пржевальского, 4



Каталог: files -> doc -> D212 254 02
D212 254 02 -> Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
D212 254 02 -> Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
D212 254 02 -> Педагогическая поддержка поведения подростков по преодолению трудных школьных ситуаций 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
D212 254 02 -> Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы
D212 254 02 -> Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
D212 254 02 -> Информационно-педагогическое сопровождение использования статистических методов в педагогических исследованиях
D212 254 02 -> -
D212 254 02 -> Тьюторское сопровождение воспитания доброты у детей младшего школьного возраста в детском доме 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
D212 254 02 -> Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 13. 00. 01 − общая педагогика, история педагогики и образования
D212 254 02 -> Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница