Педагогика досуга



страница1/3
Дата16.05.2016
Размер286 Kb.
  1   2   3
Приложения 1

(по Мероприятию 3)
Аналитический отчет,

включающий анализ, обобщение и систематизацию отечественных и зарубежных научно-методических подходов к организации и проведению досуговых культурно-просветительских и образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху Античности.

Еще Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:


  • время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

  • свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личностных потребностей и стремлений;

  • часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает:

- общение;

- спортивно-оздоровительную деятельность;

- игры;


- отдых на природе;

- прогулки;

- интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки);

- любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.);

- общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности:



  • действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

  • цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

  • досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.

Принципы педагогики досуга:

- принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

- принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал).

В педагогике досуга три понятия расположены рядом:

- свободное время,

- отдых,


- досуг.

Свободное время - пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнение домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных домашних поручений и обязанностей.

В структуре свободного времени школьника можно выделить следующие компоненты:

- дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование,

- общественная деятельность;

- знакомство с ценностями культуры;

- научно-техническое творчество;

- труд по желанию (или оплачиваемая посильная работа в рамках закона, или волонтерской деятельность),

- прикладной труд;

- художественное самодеятельное творчество;

- спорт,


- туризм,

- физическая культура;

- общение с природой и экологические занятия;

- общение по интересам;

- любительские занятия,

- игры,


- отдых как "ничегонеделание",

- и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.

Несмотря на все сетования, что у школьников учебная перегрузка, нехватка времени, у современных детей времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей, - много. В среднем 180 дней каникул, воскресений и праздников и еще около 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении школьников после учебных занятий. 280 дней, представленных в полное личное пользование?

Как ни печально признаться, для многих ребят эти дни - "мертвый сезон". Возникает парадокс: все то, что так усиленно культивирует школа, растворяется в никем не управляемом свободном пространстве. А может быть, им и не надо управлять? Пусть наслаждаются ребята дарованным им временем? Как говорится, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Посмотрим, чем дети "тешатся". Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, примерно 70 % - это зрительско-слушательские мероприятия. Безусловно, полезные. Кто будет возражать против бесед о нравственности, встреч с интересными людьми, конференцией по книгам, просмотров фильмов, спектаклей и т.п.? Только вот пропорция уж очень странная, да и режим этих полезных акций не выдерживает критики. Подавляющее количество воспитательных дел названного типа идут после уроков, когда у детей свои переживания за учебные оценки и дисциплинарные конфликты, когда хочется есть и вообще надоело "смирно сидеть". На то, чтобы поработать активно руками, ногами, головой, побыть на воздухе, окунуться в деятельность, принципиально (хотя бы по форме) отличную от учебной, остается всего 30% этого подготовленного и занятого школой времени.



Отдых. Буквально - состояние покоя. Отстранение от всех забот. Это род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению "формы", работоспособности. Отдых - перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена - форма отдыха учащихся.

Досуг. Его чаще всего определяют как развлечение. «Раз» + «влечение». Влечение - корневое понятий. Влечение - сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному.

До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то "несерьезном", "второстепенном", "неважном" - в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.



Досуг ребенка - мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга - поддержать ребенка как человека и деятеля.

Досуг всегда деятельностен. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно, приохотить к нему. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей.

Досуг - это удовлетворение личных интересов и притязаний детей.

Закон досуговой деятельности - сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к "первичным" страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризм, техническое творчество.

Досуг для детей - всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг - школа поддержки, ободрения любого ребенка, а тем более слабого, "трудного". Если победа ребенка в досуговом деле крепка и весела, от нее кругами расходятся добрые, положительные эмоции.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:


  • в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

  • досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

  • досуг представляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит, растут;

  • досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверки сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности;

  • досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше; причем эти отношения разумно снисходительны.

По мнению Э.В. Соколова, содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп.

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая группа - с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья группа - с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая группа реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебно деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т.п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть:

- пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным),

- организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

- контролируемым и неконтролируемым;

- коллективным и индивидуальным,

- подражательным и творческим;

- опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Досуг воспламеняет детей озарением, нетерпеливым восхищением своих личных открытий, догадок или как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой», «царством мысли, подталкивающим детей к вечному творчеству». Умный досуг формирует творческий и свободный стиль жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка, на его самостоятельность.

Одной из распространенных форм организации досуга детей является клубная деятельность. По мнению С.Т. Шацкого (1878 – 1934), одного из первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Принципы организации клубной деятельности:


  • принцип добровольности объединения людей с общими интересами;

  • принцип самодеятельности и самоуправления;

  • принцип учета возрастных и социокультурных особенностей воспитанников;

  • принцип созидательной направленности клубной деятельности.

Принято выделять следующие условия эффективности клубной работы:

- организационно-педагогические (наличие материально-технической базы, профессиональных педагогических кадров – специалистов по клубной деятельности, создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой);

- психолого-педагогические (изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей; учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при соотношении репродуктивных, продуктивных и творческих видов деятельности; создание условий для самореализации воспитанников и педагогов);

- социально-педагогические (адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям; обеспечение социально ценной направленности клубной работы; оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, оптимальное соотношение самодеятельности воспитанников и педагогического руководства, создание; сохранение и обновление традиций клубного коллектива).

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков во многом определяется следующим:



  • возможностью удовлетворить потребность в общении;

  • возможностью установить позитивные взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми;

  • развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых;

  • игровой формой усвоения социальных ролей;

  • разнообразной по характеру деятельностью, которая способствует в определенной мере самопознанию, профессиональному самоопределению.

Многих ребят привлекает то, что клубные коллектив нередко бывает разновозрастным. В него могут входить не только школьники, но и педагоги, родители, студенты. Все они поставлены в условия совместной творческой работы, делового и эмоционального взаимодействия на равных. Содружество и сотрудничество разных поколений в клубе предполагает преемственность и развитие накопленного социального опыта, традиций, норм и ценностей. Нередко «старички» без вмешательства руководителей клуба направляют, регулируют, корректируют поведение и взаимоотношения своих младших одноклубников.

В клубе в атмосфере заботы, игры и радости, общины и позитивной молодежной субкуль­туры человеку легче обрести веру в себя, поддержку в принятии норм и правил социального мира взрос­лых. Основное содержание клубной работы — это самодеятельная и целостная реализация базовых потреб­ностей детей, подростков и молодых людей в социокультурной адаптации, поиск новых форм кол­лективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых.

Итак, влияние клубных объединений на социализацию детей многообразно. Главное же в том, что клуб - это реальная возможность проявления и развития индивидуальных способностей каждого, дополнительный шанс реализовать себя.
Функции и принципы культурно-досуговой деятельности:

социально-педагогический аспект
С точки зрения социальной педагогики, культурно-досуговая деятельность в системе «социальный педагог – клиент – группа клиентов» формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этическими особенностями и традициями, отличается многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи, детей и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический, культурологический и развивающий характер1.

Анализ сущности культурно-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:



  • творческий – преобладание творческих моментов в деятельности;

  • репродуктивно – творческий – открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

  • репродуктивный – простое воспроизведение отработанных уже форм, предметов, способов и т.д.

Социальный статус культурно-досуговой деятельности закономерно требует рассмотрения ее функции2 и принципов3. Необходимо отметить, что культурно-досуговая деятельность отличается множественностью принципов и функций. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бывают различные подходы, а также расхождения обусловлены так же разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных социальных факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

В данной исследовательской работе рассмотрены различные точки зрения нескольких исследователей культурно-досуговой деятельности в социальной работе.

М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова4 считают, что наиболее важными из этих принципов являются:


  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

  • принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

  • принцип гуманизации содержания и воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

  • принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурной деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в культурно-досуговой сфере.

В качестве принципов Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников5 рассматривают основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности.

К принципам культурно-досуговой деятельности исследователи относят:



  • принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды;

  • принцип личностного подхода;

  • принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов;

  • принцип ориентации на культурно - ценностные отношения и организацию культуротворчества;

  • принцип культуросообразности технологического процесса;

  • принцип опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.;

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

  • принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики.

Исследователь культурно-досуговой деятельности А.С. Ковальчук6 считает, что возможности социально-культурной деятельности в социальной работе эффективно реализуются при условии соблюдения ряда принципов:

  • социально-педагогические принципы;

  • принцип историзма;

  • принцип научности;

  • принцип правдивости;

  • принцип синкретизма;

  • принцип ценности и значимости;

  • принцип непрерывности и единства.

Исследователь Г.А. Васильева7 отмечает, что в настоящее время формируется новая система принципов культурно-досуговой деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, процессами демократизации и гуманизации, изменениями в политической и экономической жизни общества, в потребностях и интересах людей. Среди принципов культурно-досуговой деятельности исследователь выделяет следующие:

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

  • приоритет всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

  • признак гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

  • принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговой деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Исследователь Пачина О.А.8 в своей диссертации дифференцировала принципы культурно-досуговой деятельности и выделила среди отдельную группу принципов культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми к которым отнесла: гуманистической направленности, доброжелательности, целостности и комплексности, добровольности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, активности, инициативности, целенаправленности, свободы выбора видов деятельности.

Совокупность социальных функций культурно-досуговой деятельности является результатом многолетнего социального опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, социальными службами, общественными организациями и движениями.

Исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников к основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относят: коммуникативную, информационно-просветительскую, культуротворческая, рекреативно-оздоровительную.

«Одной из характерных для культурно-досуговой деятельности является ее коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения9, вечера встреч10, дискотеки11, праздники, диспуты12, танцы13, вечеринки14 и т.д.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной культурно-досуговой практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декорирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый»15.

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себя и информационно-просветительская функция культурно-досуговой деятельности.

Исследователи отмечают, что именно эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные из других источников16.

«Культуротворческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали17, олимпиады18, смотры19, конкурсы20, каникулярные объединения21, туристические походы22, школы актива23 и т.д.)»24.

«Специфической является рекреативно-оздоровительная функция культурно-досуговой деятельности. По существу она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего взаимодействия.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера-отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристическими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации»25.

А.С. Ковальчук26 в учебном пособие рассматривает функции культурно-досуговой деятельности, к которым относит:



  • информационно - просветительская функция;

  • практическая функция;

  • воспитательно-развивающая функция;

  • коммуникативно-организаторская функция;

  • эстетическая функция;

  • творческая функция;

  • рекреационная функция.

Исследователь Г.А. Васильева27 к основным функциям культурно-досуговой деятельности относит:

  • развивающую функцию;

  • информационно-просветительскую функцию;

  • культурно-творческую функцию;

  • рекреативно-оздоровительную функцию.

Батнасунов А.С.28 в своей диссертации выделяет три большие и ответственные социальные функции:

  • функция реабилитации, восстановления израсходованных в ходе трудовой и бытовой жизнедеятельности сил.

  • функция развития личностных качеств человека, его творческой самореализации, физической и духовной, т.е. все то, что К. Маркс очень точно охарактеризовал как «возвышающую человеческую деятельность».

  • функция поддержания социальной солидарности, известной сплоченности людей разных социальных статусов на основе общих для них досуговых традиций и интересов.

Однако наиболее последовательно и полно функции досуга были изложены отечественным социологом А.С. Орловым29, выделившим следующие функции:

  • восстановление затраченной в ходе деятельности человека его биологической или социальной энергии;

  • восстановление энергобаланса организма человека путем накопления энергии, компенсирующей ее затраты на энергопревращение;

  • выполнение роли биологического и социального «предохранителя» человека в экстремальных ситуациях;

  • выполнение роли катализатора процессов энергообмена и энергопревращения;

  • компенсация недоданных природой человеку некоторых биологических качеств;

  • соучастие в процессе естественного видового отбора;

  • информационно-игровое начало в структуре сознания;

  • соучастие в процессе социализации;

  • воспроизводство (оказание) рекреационных услуг;

  • соучастие в процессах адаптации и реабилитации.

Учитывая специфику культурно-досуговой деятельности социального педагога и работника, в том числе особенностей ее взаимодействия с другими институтами общества, необходима дифференциация функций.

В своей диссертации Илья Петрович Удовенко30 рассматривает ряд функций культурно-досуговой деятельности, воздействующих на профессиональную адаптацию молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с особенностями данной социальной группы особую значимость приобретает социально-защитная функция, которая выражается в праве на получение дополнительного образования, в том числе и профессионального, как гарантии будущего ресурсного самообеспечения; реализации свободы выбора разнообразных видов досуга удовлетворения разнообразных потребностей в сфере культуры и досуга; обучение определенному ремеслу с целью развития их способностей и ориентирования на дальнейшее трудовое самоопределение.

Социально-развивающая функция досуга и ее влияние на профессиональное формирование личности здесь рассматривается как преодоление негативных ролевых ожиданий.

Важной функцией является формирование психологических установок молодых людей на социально-культурную самореализацию в социокультурный условиях, направленных на выработку у них умений и навыков рациональной самоорганизации свободного времени. Такое социально-педагогическое взаимодействие с инициативными объединениями31 является гарантией успешной самоактуализации как воплощения индивидуальных интересов и личностного роста молодых инвалидов.

Непосредственное значение имеет профориентационная функция, обеспечивающая становление жизненной, личностной карьеры, помогающая им профессионально определиться и получить необходимые начальные профессиональные знания, умения, навыки, в связи с чем культурный досуг осуществляет профессиональную идентификацию через обеспечение подростков с ограниченными возможностями профессиональными пробами.

Аксиологическая функция - одна из основных функций культурной, а следовательно, и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает механизм усвоения ценностных ориентаций старшего школьного возраста благоприятного для их образования как устойчивого свойства личности.

В культурном досуге можно выделить функцию целеполагания, так как в ценностной и смысловой сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельности, в том числе планирование профессионального жизненного пути, планирование собственной активности по саморазвитию и достижению поставленных целей.

С самоопределением юношей и девушек как представителей конкретной культурно-исторической ситуации тесно связана культурообразующая функция, отражающая творческий характер культурно-досуговой деятельности и трактуемая большинством ученых как:



  • производство новых знаний, норм, ориентаций и значений, их накопление, хранение и распространение;

  • воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности и творческого новаторства.

Специфические формы культурного досуга подростков и молодежи определяются наличием в нем элементов рекреационно-развлекательной функции, содействующей нормальному протеканию бытового, производственного и культурного цикла, эффективной рекреации, восполнению психических сил, восстановлению творческого потенциала.

Также необходимо отметить гуманистическую, компенсаторно-гармоническую и информационную функции».

В диссертации О.А. Пачиной среди функций культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми выделяются: «социокультурная адаптация и реабилитация; коммуникация; психотерапевтическая и коррекционная; жизнеорганизующая; информационно-развивающая; релаксия и укрепление здоровья, а так же духовное обогащение. Результатом культурно-досуговой деятельности с лицами пожилого возраста является повышение уровней их социальной активности и преодоление чувства одиночества»32.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что каждая функция культурно-досуговой деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.


Социализация подростков в сфере досуга
Реализация специальной модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными, хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка.

К сожалению, за годы экономических реформ в РФ конца ХХ века разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования – Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов. Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т.е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

Анимационные программы для детей и юношества включают в свой состав: спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Задача аниматора (составителя программ отдыха и организатора их реализации) – сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов достижения этого. Именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество, благодаря чему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что придает психологическую стабильность его жизни во всем ее многообразии. В общественных и туристских организациях необходимо создание отделов, служб и центров анимации, задача которых должна состоять в разработке интересных программ досуга и общения (туристских, спортивно-оздоровительных, зрелищно-развлекательных, обучающих и др.) и для работы в которых необходимы квалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области психологии, педагогики, валеологии и т.д.



Роль цветотерапии в проведении досуговых культурно-просветительских и образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Еще в далекой древности люди знали, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх. Цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание.

Цветотерапия - это древнейшая наука. В древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.

Авиценна (ок. 980-1037) прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна занавешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определенного цвета.

В Европе научное исследование лечебного эффекта цветового воздействия началось лишь в середине XIX века

В современном мире цветотерапия - это один из разделов психотерапии. Методов цветового воздействия - великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра. Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Среда обитания, которую мы для себя создаем, обладает огромным воздействием на психику и здоровье, поэтому необходимо, чтобы окружающие нас цвета делали наше пребывание дома комфортным.

На протяжении жизни любимый цвет может несколько раз поменяться. Большинство людей не могут с полной уверенностью ответить на вопрос о любимом цвете. Наши цветовые предпочтения могут многое рассказать о нашем характере и даже событиях нашей жизни. Тяга к определенным оттенкам объясняется подсознательным стремлением к гармонии.



Красный - пробуждает жизненную физическую силу человека. Это - цвет страсти и воли. Он стимулирует и подкорку головного мозга, и непосредственно клетки коры головного мозга. Воздействие на подкорку происходит в виде повышения давления, температуры, двигательной активности. Что же касается воздействия на клетки коры головного мозга, то красный побуждает к действию. Психотерапевты не рекомендуют использовать красный цвет на протяжении долгого времени. Один швейцарский предприниматель, начитавшись гигиенических брошюр, приказал выкрасить стены своего кафе в красный цвет. Хозяин надеялся, что посетители станут есть больше и быстрее, в результате чего увеличится оборот. Но... увеличилось лишь количество скандалов и драк, которые устраивали возбужденные гости.

Оранжевый характерен тем, что повышает настроение, стимулирует рабочую активность и утомляет не так сильно, как красный. Оранжевый цвет стимулирует общительность и добродушие, дарит радость восприятия жизни. Однако тем людям, чья нервная система слишком подвижна, стоит уравновешивать этот цвет любым оттенком сине-голубого цвета. Вся оранжевая гамма - отличное лекарство против депрессии. Психологи рекомендуют использовать его для оформления детских комнат. Или, например, уголка, где ребенок будет заниматься активной познавательной деятельностью. Однако, если вы наслаждаетесь своей сегодняшней жизнью, не используйте активно оранжевый цвет. Переизбыток оранжевого цвета может привести к самодовольству и лени.

Желтый - цвет солнца. Великолепный цвет для профилактики депрессий. Если, например, оранжевый способствует выходу из депрессивного состояния, то желтый предупреждает его развитие. Осенью, зимой и ранней весной желтый цвет нам жизненно необходим. Его можно использовать в виде ярких пятен в интерьере или аксессуаров в одежде. Желтый - традиционно считается цветом людей, легких на подъем. Он пробуждает жажду знаний. Стимулирует стремление познавать, изучать, узнавать что-то новое. Побуждает куда-то идти, ехать, отправляться в путешествия. В цветоаналитической психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Тибетские ламы благоволили к желтому цвету, считая его цветом радости и покоя.

Зеленый - относится к холодной гамме, но является самым мягким из цветов этой палитры. Он успокаивает, но почти не тормозит жизненные процессы организма. Поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, бессоннице. Зеленый цвет снимает умственное и физическое перенапряжение, стабилизирует давление. Однако, по мнению некоторых исследователей, зеленый напрямую воздействует на участок головного мозга, отвечающий за повышение аппетита.

Синий - антипод красного. Гёте в своем «Учении о цвете» писал об этом так: «Насколько охотно мы следует за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой как гипноз». В цветопсихологии синий характеризует потребность в мирном и расслабленном покое. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий выражает стремление к безопасности. Как цвет душевного покоя, связан с самоанализом и самоуглублением. Понижает давление, температуру. Обладает успокаивающим и усыпляющим эффектом.

Белый - на психологическом уровне, потребность в белом - это потребность защититься. Скрыть эмоции и поставить между собой и людьми разделительную стену. Неслучайно платье невесты белого цвета, в этот момент жизни она как никто другой нуждается в эмоциональной защите. Медицинские халаты тоже белого цвета. Просто профессия такая, что постоянно приходится сталкиваться с чужой болью, но нельзя принимать ее близко к сердцу. В этом плане белый защищает. Белый цвет укрепляет и очищает весь организм. Он преумножает целительную силу любого другого цвета, вместе с которым он используется. Это цвет-усилитель. Большую часть территории нашей страны большую половину года покрывает снег. Именно поэтом зимой мы чаще бываем закрытые и неэмоциональные.

Черный. Наиболее благоприятен черный цвет в сочетании с белым. Эта гамма исключительно уравновешивает человека, помогает ему постоянно держать контроль над своим поведением, правильно оценивать сложившуюся ситуацию.

Розовый обычно ассоциируется с цветом радости. В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа использовала данные цветоаналитической психологии и рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся детей.

Голубой цвет обладает успокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Его часто используют для оформления офисных помещений, т.к. он гасит эмоции. При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Нежно-голубой, цвет небесной сферы, способствует вдохновению, помогает познать самого себя и почувствовать себя комфортно в одиночестве. Вместе с тем, злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой усталости и даже к угнетенности.

Коричневый ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоренением повседневности. Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как показывает практика цветотерапии, коричневые цвета периодически необходимы и лицам, желающим просто «расслабиться». Пожить в простом крестьянском доме, побродить по лесу, порыбачить, поохотиться, т.е. отдохнуть от достаточно навязчивых условностей цивилизации.

Фиолетовый - его долгое воздействие на человека чревато появлением постоянного чувства усталости.

Зарубежные ученые установили взаимосвязь цветового воздействия с группой крови.

Например, для тех, кто имеет первую группу крови, наиболее предпочтительными являются красный, оранжевый и пурпурный тона. Людям со второй группой крови для нормализации жизненных процессов рекомендуются голубой и зеленый тона. Они особенно хорошо воздействуют на тело и умственные способности. У людей с третьей группой крови более широкий выбор. Так, используемые ими красный и оранжевый тона будут стимулировать процессы жизнедеятельности и усиливать умственную активность. Голубой и зеленый тона успокоят нервы, а фиолетовый тон создаст настроение для раздумий и воспоминаний. Людям с четвертой группой крови, сходной по своим энергетическим характеристикам со второй, следует как можно чаще соприкасаться с голубым и зеленым.

Белорусскими учеными было установлено, что окраску стен младших классов следует производить оранжево-желтыми тонами, а старших классов – более холодными, синеватыми.


СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА (по Г.Э. Бреслав)

Белый – чистота, целомудрие, радость, ясность, освобождение, покой, старость, мудрость, духовность, святость, холодность

Черный – таинственность, протест, внутреннее бунтарство, неизвестность, печаль, нацеленность на будущее,

Серый - стабильность, скромность, мудрость, сдержанность, порядок; (светло-серый – открытость к контактам с окружающими; темно-серый – потребность в духовном удовлетворении)

Красный – активность, страсть, сексуальность, любовь, напряжение, агрессивность, противостояние, опасность

Желтый – энергия, открытость, оптимизм, независимость, радость, внимание к миру, счастье

Зеленый – спокойствие, терпение, выдержка, надежда, потенциал, самоконтроль, безопасность, равновесие

Синий – успокоение, скромность, мудрость, вера, доверие, милость, покой, удовлетворение
Социально-педагогические технологии

в менеджменте оказания анимационных и рекреационных услуг

для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Основные понятия темы
Теоретической проблемой на сегодняшний день остается отсутствие единой точки зрения на взаимосвязь и содержание понятий «свободное время», «досуг» и «культурно-досуговая деятельность». В подавляющем большинстве исследований свободное время приравнивается к досугу, а культурно-досуговая деятельность представляется как сложное, многофакторное явление. Но как в России, так и на Западе, существуют различные точки зрения. Различны также семантические основы – слово «досуг» происходит от латинского слова, означающего «узаконить», «разрешить». Таким образом, досуг можно трактовать не как свободное время, а как продукт законодательной системы общества.

Сторонники противоположной точки зрения используют другой перевод данного термина. Досуг – от глагола «досягнуть». Буквально досуг – возможность что-то сделать, чего-то достичь. «Досужесть» в прошлом означает умелость, мастерство, а сущность досуга проявляется в возможности действовать, развиваться, искать, экспериментировать33.

В работе «К цивилизации досуга» Ж. Дюмазедье дает следующее определение: «Досуг есть совокупность знаний, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информацию или образование, свое добровольное социальное участие – после выполнения профессиональных, семейных и общественных обязанностей»34.

В работах Дж. Ландберга, М. Каплана, Р. Хавиерста под свободным временем понимается «такое время, в которое мы не выполняем формальных и очевидных обязанностей, оплачиваемых как работа или другая обязанность, возложенная на нас», а для американского социолога Р. Климейера свободное время выступает временем, не проводимым в оплачиваемой работе35.

Г.А. Пруденский дал следующее определение свободного времени: «Свободное время – это та часть внерабочего времени, которая затрачивается на учебу, повышение квалификации, общественную работу, отдых и т.д., то есть то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития»36.

Б.А. Грушин под свободным временем понимает «часть внерабочего времени, время, свободное от исполнения разного рода непреложных областей»»37.

Б.А. Трегубов под свободным временем понимает «часть внерабочего времени, являющегося сферой формирования и проявления различных уровней свободной жизнедеятельности, непосредственно направленной на всестороннее и гармоничное развитие трудящихся»38.

«Культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечений (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности»39.

«Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки»40, такое определение культурно-досуговой деятельности дает В.Я. Суртаев

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности»41.

Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера» и «социальная сфера»42.

«В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:

1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;

2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;

3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура43, образование44, искусство45, физическая культура46 и спорт47, здравоохранение48 и социально-культурная реабилитация49, средства массовой информации50, туризм51, гостиничный52 и ресторанный бизнес53 и другие»54.

Специалисты насчитывают более 600 форм и видов культурно-досуговых занятий. Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов культурно-досуговой деятельности социального работника: благотворительная ярмарка55, благотворительные акции56, благотворительный бал57, благотворительный карнавал58, благотворительный концерт59, благотворительный спектакль60, игра61, клуб62, кружок63, любительские спектакли64, народные гулянья65, народные праздники66 и обряды67, творческие вечера68 и т.д.

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики культурно-досуговой деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, к самостоятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества69.

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения70, в первую очередь дети и взрослые – инвалиды71, лица пожилого возраста72 и одинокие пенсионеры73, дети-сироты74 и воспитанники детских домов75, неполные76 и многодетные семьи77 и т.д.78

«Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность» подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частично либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик»79.



Социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности80.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомплектный процесс включает в себя: социальную адаптацию81, социально-бытовую адаптацию82, социально-средовую ориентацию83, социально-психологическую84 и социально-культурную адаптацию85, оказание комплекса самых различных социальных услуг.

«Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых-инвалидов, пожилых людей и других) – это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно - досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных ценностей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, самостоятельно достигая желаемых результатов в его досуге, обучении, общении, творчестве»86.

Так же необходимо рассмотреть инфраструктуру учреждений и организаций, предназначенную для социальной, и в частности социально-культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя :

- службы социальной защиты87 и социального обеспечения88,

- центры социального обслуживания89 и социальной экстренной психологической помощи90,

- реабилитационные центры91,

- центры восстановительного лечения и творчества92,

- интернаты93 и пансионаты94,

- детские дома95 и специализированные школы96;

- советы ветеранов97 и общественные объединения98 и организации инвалидов99 (общество инвалидов, ВОС, ВОГ и другие);

- общественные фонды100 и ассоциации социальной поддержки101;

- клубы102, Дома культуры103 и библиотеки104,

- литературно – музыкальные, туристические, спортивные и другие объединения по интересам105.

Рассмотрев понятия социальной стороны культурно-досуговой деятельности, необходимо и определить понятийно-категориальный аппарат развлекательного досуга.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека.. Коммерциализация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магазинам и покупки – новое понятие шопинг. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг106, серфинг107, водные лыжи, круизы108 и катание на лошадях; различных видов слалома109 и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства.

Однако необходимо отметить, что все вышеперечисленные виды досуга дорогостоящие, в связи с этим возникает проблема досуга бедных людей, что приводит к ряду социальных проблем.

Таким образом, подводя итоги, хочется заметить, что в понятийно-категориальном аппарате присутствуют термины и понятия, которые не являются специфическими категориями культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Среди них можно выделить такие понятия, как социальная реабилитация, социальная недостаточность, дети-сироты, туризм, образование и т.д. Особое внимание хотелось бы уделить понятиям, которые относятся преимущественно к культурно-досуговой деятельности в социальной работе: социально-культурная сфера, социально-культурная реабилитация, социально-культурная недостаточность, благотворительные балы, благотворительные ярмарки и т.д.




Каталог: netcat files -> userfiles
userfiles -> Приложение 1 (по Мероприятию 5)
userfiles -> «Социокультурные и валеологические основы менеджмента оказания анимационных и рекреационных услуг»
userfiles -> Исследование школьного коллектива
userfiles -> Кодекс корпоративной этики
userfiles -> «работа педагога с семьей в современной школе: проблемы и технологии»
userfiles -> Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте актуальности и значимости социальных преобразований
userfiles -> Приложение 2 (по Мероприятию 4)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница