Подготовка оратора и техника его речи Внешний облик оратора



Дата13.05.2016
Размер68.5 Kb.


Подготовка оратора и техника его речи

Внешний облик оратора. Для хороших ораторов мнение о них составляется по вне­шним данным во время выступления. Хоро­шая речь на добрую четверть воспринимается чисто зритель­ным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представля­ет сам по себе. Наивно движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или от­рицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Внешность. Внешний вид должен отвечать требованиям слушате­лей и обстановке. Не допускайте эксцентричности в одежде: женщины должны снимать шляпы с широкими полями и привлекающие внима­ние головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягива­ющих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчи­ны должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненуж­ных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекоменду­ется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

Манеры. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Если оратор будет держать себя нерешительно, без­различно и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожи­дания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.

Перед тем, как выступить, следует ознакомить­ся с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние меж­ду вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь про­износится не с эстрады или нет специально отведенного мес­та для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с ко­торого вы будете говорить.

Лучше всего говорить, находясь посередине, по возмож­ности в нескольких метрах от первого ряда и поодаль от пере­дней стены.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному ме­сту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не по­правляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С дру­гой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.



Выражение лица. Лицо должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы нач­нете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Контакт со слушателями. Оратору очень легко потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза в пол и поднимать их к по­толку, рассматривать руки, уткнуться в заметки.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не оз­начает, что нужно все время стараться смотреть на всех и на каждого. Выберите отрывки различ­ной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесе­нии их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Речь — действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.



Поза. Далеко не всегда и не все ораторы знают, как правильно стоять. Ноги расставлены на 15 — 20 сантиметров в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги, и, по крайней мере, в наиболее выразительных местах речи делается более на но­сок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и ру­ках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отно­шению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Сущность и назначение жеста. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подража­ния, или при желании указать место и движение, они помога­ют вносить в изложение нужную ясность.

Голос — это мы и наши мысли. За весьма редкими ис­ключениями, каждый человек от природы имеет голос, кото­рый может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками. Голосовой аппарат состоит из четырех частей: дыхатель­ных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.

Дыхательные органы — нечто вроде мехов; они вклю­чают в себя легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие, и другие мышцы, которые для сильных и контролируемых вы­дыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких.

Вибраторы — это голосовые связки.

Резонаторы включают в себя гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчет­ливость каждому звуку или создают резонанс.

Артикуляторы, наиболее важные из которых язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова.

Эти четыре части голосового аппарата участвуют в со­здании пяти элементов голоса: звучности; темпа; высоты; тембра; артикуляции (вместе с произношением).

Каждый из пяти элементов голоса в большей или мень­шей степени зависит от всех четырех частей голосового аппа­рата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы.

Быстрота речи. Скорость речи разнообразна в зависимости от особеннос­тей самого оратора и характера содержания речи.

Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наи­более распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь как следствие полного безразличия оратора в равной мере заслуживает порицания и еще менее извини­тельна. В последнем случае единственная цель оратора — как-нибудь "отделаться".

Возбужденная речь часто бывает обусловлена похваль­ным рвением и увлечением выступающего. Необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее со­держательные мысли. Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей.

Неуверенная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления, что говорить дальше. Они обычно при­бегают к одному их многих возможных дурных приемов: к пустословию, к сверхпредельному замедлению темпов, к за­полнению речи бесконечными "и" и т. д.

Пауза применима между отдельными элемента­ми мысли (фразами, придаточными предложениями, закон­ченными суждениями); она также оттеняет наиболее суще­ственные слова.

Тембр. Невозможно изменить тембр голо­са, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения.

Хороший тембр — это звучание открытое, насы­щенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание — ре­зультат глубокого, контролируемого дыхания, свободной виб­рации голосовых связок и ничем не стесненных резонирующих камер. Сдавленность сильно вредит качеству звука.



Недостатки тембра: а) одышка; б) хрипота; в) резкость; г) гортанность; д) гнусавость.

Виды и техника слушания. Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собе­седника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Обычно в слушании проявляется три такта: поддерж­ка — уяснение — комментирование.



Виды слушания. Можно выделить следующие виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое.

Основными критериями для классификации типов дело­вых собеседников являются следующие: компетентность, от­кровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.

В классификации представлено 9 "абстрактных типов" собеседников:

Вздорный человек, "нигилист". Позитивный человек. Всезнайка. Болтун. Трусишка. Хладнокровный, неприступный собеседник. Незаинтересованный собеседник. Важная птица. Почемучка.



Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания. Использование того или иного при­ема изобретательности зависит от конкретной ситуации, по­вода, цели, обстоятельств и предмета речи.

Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и не известную слушателям информацию, а также выпуклые формулировки с "оживляющим эффектом".

"Провокация". На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивному выводу, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.

Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории на предмете; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей.

Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценности ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

Сопоставление всех "за" и "против". В качестве обзора ознакомьте слушателей со своими аргументами "за" и "против" какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т. д. После сопоставления всех аргументов найдите правиль­ное решение проблемы.

Делегирование возможностей принимать решения. Широко используйте способности партнеров принимать решения и их комплектность для выяснения предмета обсуждения; за счет постановки соответствующих вопросов вовле­кайте партнеров в процесс мышления; воздержитесь от приведения собственных аргументов.

Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет науки.

Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями, не упускайте подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать.

Внесение элемента неформальности. Учитывая пред­мет речи, поведение аудитории, расскажите о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит
преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу.

Драматизация. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируйте, чтобы слушатели могли отожествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.

Прямое включение. Откажитесь от растянутого вступления или отступлений, если ваши партнеры знакомы с затрагиваемым в речи предметом и имеют необходимый запас предварительных знаний.

Юмор. Не "засушивайте" свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.

Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности — в зависимости от конкретной речевой ситуации.

Для того чтобы выделить какую-либо мысль, некоторые ораторы прибегают к приему постепенного усиления эффекта.

Использование того или иного приема зависит от конкретной речевой ситуации и личности выступающего.

Манера изложения. Для того чтобы хорошо выступить, недостаточно просто владеть необходимыми речевыми приемами. Применение этих приемов может помочь излагать свои мысли более убедительно:


  • Говорите внятно, ясно и понятно для слушателей, желательно литературным языком и по возможности без диалекта.

  • Многое зависит от того, насколько четко вы будете произносить слова.

  • Избегайте как грубого диалектного, так и утрированно­го искусственного произношения.

  • Говорите не слишком быстро, в умеренном темпе.

  • Варьируйте темп речи в зависимости от ее содержания.

  • Замедляйте речь при произношении важных и слож­ных для восприятия мыслей.

  • Быстрее проговаривайте маловажные и не обладающие информационной значимостью фразы.

  • Выделяйте голосом существенные (подчеркнутые в тексте!) моменты в содержании речи в соответствии с выполняемой ими функцией: слова, понятия, части предложений, пред­ложения.

Внешнее оформление текста речи может быть различ­ным. Текст можно печатать через два интервала, с разбивкой на разделы, с небольшими полями на пронумерованных ма­шинописных страницах. Такой формат особенно удобен, ког­да у оратора нет трибуны.

Импровизация. Для общественной практики и информационной деятель­ности выступления по готовым текстам важны и необходимы. Однако для эффективного решения коммуникативных задач не менее важным является импровизированная речь.

Во многих речевых си­туациях импровизированная речь более пригодна для того, чтобы привлечь и удержать внимание слушателей, устано­вить с ними необходимый контакт и т. д.



Свободная речь, таким образом, представляет собой речь по тезисам. Основные моменты фиксируются заранее, но фор­мулирует оратор свои мысли лишь в процессе обоснования, доказательства, оценки, т. е. во время мыслительно-речевой деятельности.

Способы построения выступления. Хронологический способ. Расположите свои идеи в хронологической последователь­ности.

Тематический способ. Сгруппируйте идеи согласно основным логическим под­разделам своего выступления и ответьте на вопросы: КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? и ПОЧЕМУ?

Пространственный способ. Используйте эту структуру, чтобы выразить идеи, в ко­торых размещение чего-либо имеет первостепенное значение.

Способ выделения решающей проблемы. Определите природу проблемы, обозначьте ее причины, а затем предложите ее решение.

Причинно-следственный способ. Представьте в деталях причины данных условий или ситуации и опишите их основные последствия или эффекты.

Способ сравнительной оценки выгоды. Покажите, что предложенная вами программа принесет большую выгоду по сравнению с другими.

Способ удовлетворения. Опишите потребности данной аудитории, а затем присту­пайте к объяснению того, как их удовлетворить.
Литература

  1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999

  2. Зворыкин Ю.Н. Юмор в публичном выступлении. – М.,1977

  3. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. – М., 1990

  4. Карнеги Д.Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. – М.,1994

  5. Клюев Е.В. Риторика. М.: ПРИОР, 1999

  6. Кузнецов И.Н. Современная риторика. – М., 2003


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница