«Поети і жебраки, музики й пророки, воїни та злодії усі ми діти неприборканої реальності, у якій живемо та помираємо самотніми…»



страница1/4
Дата13.05.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4
Відділ освіти Димитровської міської ради

Українська гімназія

Димитровської міської ради

« Поети і жебраки, музики й пророки, воїни та злодії - усі ми діти неприборканої реальності, у якій живемо та помираємо самотніми…»

Цикл уроків світової літератури

за творчістю поетів та письменників 20-го сторіччя


Димитров


2013

Сидорова О.В., учитель світової літератури Української гімназії Димитровської міської ради Донецької області

Світова література. 11 клас (профільний рівень). Габріель Маркес «Сто років самотності», «Стариган з крилами».

Плани-конспекти уроків за творчістю російських поетів «срібного сторіччя» О. Блока, А.Ахматової, М. Цвєтаєвої та латиноамериканського письменника, лауреата Нобелівської премії Габріеля Маркеса складені відповідно до оновленої Програми «Світова література.10-11 класи» профільного рівня та на основі реалізації проблемних аспектів викладання курсу світової літератури, використання прийомів розвитку критичного мислення, технологічних підходів до розвитку творчої особистості учнів. Пропоновані моделі організації освітнього процесу спрямовані на формування ключових предметних компетентностей та ціннісних життєвих орієнтирів учнівської молоді.

Матеріали з досвіду роботи вчителя можуть бути використані у процесі викладання шкільного курсу світової літератури профільного рівня та будуть корисними для керівників шкільних та міських варіативних методичних об’єднань, для студентів філологічних факультетів вищих навчальних закладів.




Александр Блок. Штрихи к творческому портрету. ««Незнакомка» в художественном пространстве А.Блока. Воплощение принципов символизма в поэтике стихотворения. Трансформация творческого идеала художника.

Сидорова О.В. Украинская гимназия

г. Димитров

Цель уроков: формирование предметных компетенций на основе освоения творческого наследия Александра Блока как ярчайшего представителя русского символизма. Исследование специфики символики Блока в процессе анализа поэтики ранней лирики художника слова. Углубление понятия о символе. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Постижение смысловой углублённости образов–символов и трансформации авторского идеала в процессе анализа тематического цикла лирических произведений автора.

Развитие образного, ассоциативного и творческого мышления.

Воспитание неприятия пошлости, стремления к духовному наполнению жизни, активной защите и утверждению нравственного начала, ценностного отношения к нравственно-духовным проявлениям жизни.

Урок№1

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

Двадцатый век…Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Пожары дымные заката.

Пророчества о нашем дне.

Кометы, грозной и хвостатой

Ужасный призрак в тишине.

Безжалостный конец Мессины.

Стихийных сил не превозмочь

И неустанный рёв машины,

Кующей гибель день и ночь.
Учитель: Таким увидел и ощутил 20 век один из величайших его современников Александр Блок, начинавший свой творческий путь в русле отечественного символизма. Давящая жестокость созданной им маски века сложно ассоциируется с утверждением Корнея Чуковского о том, что « в его стихах - дремотная смутность и затуманенность, клочки видений и отрывки событий, дымчатость и разрозненность образов, похожих на видения смутного сна».

В каком же из определений творческой манеры, поэтики Блока заключена истина?

Может, следует согласиться с тем, что в его стихах - «либо гнев, либо тоска, либо отчаяние. И если не в своей безмятежной биографии, то в творчестве он отринул всё благополучие и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, разрушения» В своём поэтическом мире «жил неуютно и гибельно, ожидая апокалипсического конца». И как художник всегда был близок таким титанам-скитальцам, как Гоголь, Врубель, почитая их за своеобразную «проклятость»», отличающую , по его убеждению, настоящего мастера?

II.Освоение нового материала

Вероятно, истина в том, что «лихорадка ужаса», которой «больна» лирика зрелого Блока, приобретена переживанием социальных потрясений и неоправданных ожиданий, связанных с надеждой на духовное очищение и вознесение людей революционной волной . А в утомлённости Блока пошлостью «серых видений мокрой скуки», какими он воспринимал своих современников, - отголоски романтически восторженного ожидания встречи с Прекрасной Дамой, которым озарена юность поэта.

- Что вы знаете об этом периоде жизни Александра Блока, когда он увлечён философией Соловьёва и отчаянно влюблён в Любочку Менделееву?
(Учащиеся рассказывают известные им факты биографии поэта)
Учитель: В жизни Блока особое место занимает период с 1898 по1903год. Только что окончивший гимназию Блок переживает увлечённость религиозной, мистической философией Владимира Соловьёва, для которого мир был разделён на непримиримые в своём антагонизме «здешнее» и «нездешнее». Земной мир был «царством заблуждений, призраком, ложью, обманом», «темницей» или же «пустыней» . Куда привлекательней выглядело лучезарное «нечто», к которому прочь от постылой земной юдоли уносилась душа поэта. «Нездешнее» ассоциировалось философом с «одухотворённым женским совершенством».

Соловьёв неизменно верил в свою Лучезарную и как верующий исповедовал религию поклонения Ей.

А в сердце Блока, проникшегося трепетным ожиданием встречи с Девой, живёт надежда. В своей ранней поэзии, проблемно устремлённой к прекрасному и возвышенному грядущему, он - ожидающий любовник. Он, исполненный ошеломляющим предчувствием, всегда - в пыли и на коленях. Молится, гадает, любит…

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-

Всё в облике одном предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне- и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко,

Но страшно мне: изменишь облик Ты.
- Безусловно, в этом стихотворении идеал автора воплощён символически. Вспомните, пожалуйста, что мы определяли с вами как поэтический образ- символ? Каким содержанием наполняли это понятие?

( Учащиеся дают определение символу как образу, заключающему в себе свёрнутое содержание, которое при развертывании, разложении даёт множественность значений. Говорят о том, что символ становится выразителем и заменителем определённых, нематериальных проявлений жизни, неких абстрактных, лишённых конкретики понятий.)



Учитель: Главное в символизме – это предоставление читателю возможности в соответствии с его собственным мировосприятием завершить бегло очерченный образ-символ, которым автор пытается выразить недоступное сову, то, что находится на грани поэзии и музыки, соединяя в себе чувственное и материальное, идеальное и рациональное.

« Я не символист, если слова мои равны себе, если они не эхо иных звуков, о которых не знаешь, как о Духе, откуда они приходят и куда уходят, - и если они не будят эхо в лабиринте душ других людей»,- писал Вячеслав Иванов.

Поэты-символисты дают нам в своих произведениях магическое кольцо, которое радует нас как реальная драгоценность и в то же время зовёт к чему-то ещё, близость чего мы интуитивно ощущаем , и чья неизвестность и призрачность нас пугают и манят одновременно. Как, например, у Блока:

Там, в ночной завывающей стуже,

В поле звёзд отыскал я кольцо.

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

Вот плывут её вьюжные трели,

Звёзды светлые шлейфом влача,

И взлетающий бубен метели,

Бубенцами привычно бренча…

И над мигом свивая покровы,

Вся окутана звёздами вьюг,

Уплываешь ты в сумрак снеговый,

Мой от века загаданный друг.

Это таинство очарования художественным образом обусловлено особым, свойственным лишь поэтам-символистам, восприятием окружающего. Об этом замечательно писал Константин Бальмонт: « Если вы, отрешившись от наскучившей вам повседневности, одиноко сядете у большого окна, перед которым, как прилив и отлив, беспрерывно движется толпа проходящих, вы через несколько мгновений будете втянуты в наслаждение созерцания и мысленно сольётесь с этим движущимся разнообразием. В мимолётных улыбках, в случайных движениях вы угадаете скрытые драмы и романы, и чем больше вы будете смотреть, тем яснее вам будет рисоваться незримая жизнь за очевидной внешностью. И все эти призраки, которым кажется, что они живут, предстанут перед вами лишь как движущиеся тени, как создания вашей собственной мечты.

Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, они в толпе, обременённые повседневностью. И вне этой конкретики ничего не видят. Символисты же, отрешённые от повседневности, видят в жизни только свою мечту. Они смотрят на жизнь из окна, читают её отражение на стекле в виде причудливых, фантасмагорических образов..»

Обращает также внимание тот факт, что значение символа «декодируется»только прочтением и постижением определённого тематического цикла произведений автора.)

- Попробуйте создать ассоциативное поле по отношению к ключевому понятию « Лучезарная Дева», основываясь на цикле ранней лирики Блока.

( Учитель читает стихотворение «Вжожу я в тёмные храмы..»

Вхожу я в тёмные храмы.

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я пришёл к этим ризам

Величавой вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.


Возможный вариант выполнения задания.



-У каждого из вас собственное прочтение символики поэта. Вместе с тем существует мнение, « что если расшифровать образы блоковских стихов, то получится романтическая повесть о том , как один подросток так влюбился в соседскую девушку, что создал из неё Лучезарную Деву» ( Корней Чуковский).

Были ли у Чуковского основания к такому прочтению лирики поэта?

( Учащиеся рассказывают о том, что им знакомо о чувствах Блока и Менделеевой.)


Учитель: Действительно, в чувстве Блока к Любови Дмитриевне Менделеевой переплелись восторженность и возвышенность юношеских порывов, искренность чувств и, в тоже время, – идеальные представления начинающего самобытного художника. Этот удивительный сплав определил ведущую особенность поэтики лирики поэта этих лет: блоковский образ-символ является одновременно конкретным и знаковым выразителем абстрактного философского смысла, который включает предмет в Вечность, в Космос.

Когда Блок говорил Л.Менделеевой: «Ты – вся женственность, не оставившая женщины. И женщина, не возмущающая женственности», то подтекстом к сказанному, молитвой –заклинанием звучали слова: « Я верю в Вас как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности…Я твой очарованный, овеянный твоими великими снами».

Жаль, что столь возвышенному чувству не суждена была долгая жизнь Пожалуй, это закономерно. Потому что любовь и мечта в такой степени накала сгорают, как метеорит, вошедший в слои атмосферы. И уже совсем скоро Блок с горечью расскажет о своих потерях:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни. Крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновало, молодость прошла!

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.
III. Анализ и интерпретация литературного материала.
1. Фёдор Сологуб изложил своё поэтическое кредо в строках:
Из мира чахлой нищеты,

Где жёны плакали и дети лепетали,

Я улетал в заоблачные дали,

В объятья радостной мечты.

И с дивной высоты надменного полёта

Преобразил я мир земной,

И он сверкал передо мной,

Как в тёмной ткани позолота.

Потом, разбуженный от грёз

Прикосновеньем грубой жизни ,

Моей мучительной отчизне

Я неразгаданное нёс.

- Основываясь на предложенном литературном материале, письменно укажите определяющие принципы и миссию символической поэзии. Суждения могут принять форму манифеста символизма.
2. Составьте 2 тестовых задания для определения качества освоения теоретических сведений о символизме как направлении в искусстве начала 20 века.

3.Тестовые задания.
Лирический герой раннего периода творчества Блока:

а) идеалист, возводящий воздушные замки в противовес пошлости и бессодержательности, духовной нищете повседневности;

б) религиозный мистик, пребывающий в плену собственных иллюзий;

в) романтик, верящий в возможность осуществления мечты, воспринимающий действительность как реализацию идеала.

Поклонение Лучезарной Деве предполагает:

а) абсолютную идеализацию абстрактного образа, лишённого конкретики;

б) бескомпромиссное принятие реальности как воплощения мечты;

в) попытку согласовать мечту и действительность, усовершенствовать жизнь в соответствии с идеалом.



Не слыша « ни вздохов, ни речей» идеализированной возлюбленной, Блок мастерски создаёт иллюзию её реального присутствия в мире, используя для этого:

а) цветовую символику, пытаясь «живописать» свой идеал;

б) звуковой, мелодийный ряд, создавая симфонию чувства, эмоционально самореализуясь в «музыке стика»;

в) сложную метафоричность, обеспечивающую вселенский, космический масштаб чувства, убеждающий в его силе и реальности ( например, синий плащ, завернувшись в который Дева- Мечта растворяется в ночном мраке действительности).


IV. Творческие задания

  1. Изменив жанр лирической миниатюры Блока « Предчувствую Тебя…», напишите одноимённый прозаический этюд .

  2. Составьте акротекст « Ожидание».


V.Рефлексия.

1. Сформулируйте свои ощущения от соприкосновения с миром поэзии А.Блока ( Я ощутил… Я проникся… Я почувствовал… Стал богаче… Потрясён… Удивлён.. Разочарован… Благодарен… Сожалею…

2. Попробуйте передать свои впечатления, эмоции, образное восприятие происходящего в поэтическом мире Блока средствами живописи, графики или прокомментировать творческие художественные версии, предложенные другими учениками.



  1. Оцените предложенное суждение в отношении творческого наследия Блока:



VI. Домашнее задание ( по выбору учащихся)


  1. Написать творческую работу « Очарованная душа», передав от первого лица внутреннее состояние лирического героя произведений раннего периода творчества А.Бока.

  2. Создать коллаж, символически воплощающий мировосприятие прошлых лет для воплощения феномена « серебряный век отечественной поэзии».

  3. Подготовить творческие и исследовательские проекты на материале ранней лирики Блока.

4. Предложить собственное прочтение, трактовку символов, найденных выпускниками



« Предчувствую Тебя…»

Тема. Художественные открытия «серебряного века» отечественной поэзии. Символизм как эстетико-философский отклик на события современности. Штрихи к творческому портрету Александра Блока. Особенности поэтики лирики раннего периода творчества.

Сидорова О.В.

Украинская Гимназия

Г Димитров



Цель . Формировать познавательную компетентность учащихся на основе углубления знаний учащихся о характерологических особенностях философско-литературного воплощения исторического периода развития русского искусства, получившего название «серебряный век». Продолжить знакомство с особенностями поэтики символизма как наиболее яркого, своеобразного и влиятельного направления поэтического творчества данного периода. Исследовать особенности символизма раннего творчества Александра Блока.

Совершенствовать коммуникативную, исследовательскую и творческую компетентность учащихся.

Воспитывать толерантное отношение к явлениям искусства, творчеству художников, отличающихся весьма специфичным и сложным восприятием и интерпретацией окружающего. Обогащать духовность учащихся, учить видеть и понимать прекрасное во множественности его проявлений.

Урок №2

Ход урока.


  1. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи. Мотивация образовательной деятельности.

В одном из своих поэтических откровений современник зарождающегося 20 века Дмитрий Мережковский поделился с читателем своим ощущением происходящего:

Так жизнь ничтожеством страшна

И даже не борьбой, не мукой,

А только бесконечной скукой

И тихим ужасом полна.

- Насколько обусловлены его настроения социальными и духовными определителями данной эпохи? Какова степень достоверности поэтического измерения пульса времени?

- Соответствуют ли предложенные вам штрихи к портрету начала века тому, с чем вы ассоциируете это время?

(- Составьте ассоциативный ряд по отношению к ключевому понятию «начало 20-го века» )

(Предполагаемый ряд ассоциаций: шаткость, тревога, трясина, стихия, сумрак, маяк, одиночество, холод, страх, неприкаянность, свеча, вера, холод, отчаяние, распутье, выбор )

- Если бы свои ощущения вам нужно было бы передать красками на полотне , какую цветовую гамму вы бы предпочли и насколько лёгким и конкретно однозначным был бы ваш выбор ?

( Учитель предлагает сопоставить предложенные учениками творческие интерпретации времени с музыкальным и художественно изобразительным его «прочтением» признанными мастерами звука и кисти . Прослушиваются аудиофрагменты музыкальных произведений авторов того времени и современных рок-исполнителей, оцениваются репродукции авангардных полотен).


-

Основываясь на найденных определителях состояния исторической эпохи, укажите факторы, предопределившие возникновение в искусстве данного исторического периода феномена «серебряного века». Используйте модель:





( Предполагаемый вариант выполнения задания)



«Серебряный век»

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Моё единое отечество-

Моя пустынная душа

К. Бальмонт




Две революции, первак мировая Декаданс

война


Теория Шопенгауэр

«Серебряный век» начинался осознанием невозможности для человечества счастливого будущего и попыткой вместо него получить призрачно счастливое настоящее, отливаемое в символические формулы-статуи. Искусство художественного слова приходит к активному использованию образов- символов, вобравших в себя смыслы невещного, идеального мира. А мы с вами будем постигать знаковую тайнопись символизма, беря первые уроки у Александра Блока.



  1. Штрихи к творческому портрету художника

Исследователи творчества поэта отмечают своеобразие символики Блока, для которой характерно тесное переплетение философских знаковых формул и контуров реальной жизни.

По определению К.Чуковского, как символист Блок преимущественно мыслил сказуемыми, при которых не предполагалось подлежащих. Подлежащее было предоставлено творчеству читателя. Это придавало стихам дремотную смутность, затуманенность. Поэтому почти всегда в его стихах – «клочки видений, отрывки событий, «дымчатость и разрозненность образов, словно видения смутного сна».

С другой стороны, если расшифровать символическую вязь блоковского стиха, то получится «повесть о том , как один подросток столь восторженно влюбился в свою соседку, что создал из неё Лучезарную Деву, и весь окружающий её деревенский пейзаж преобразил в неземные селения».

Но при этом необходимо помнить, что любая трактовка символического образа – это всего лишь не более, чем углубление в один из возможных его смыслов. И если говорить о Прекрасной Даме юного Блока, то мы лишь предполагаем, лишь намечаем ту удивительную перспективу, которую выстраивает автор



Рабочая гипотеза, требующая проверки: образ – символ в поэзии Блока- это одновременно конкретный предмет и определённый знак, выразитель абстрактных понятий и категорий вселенского масштаба

  1. Исследование, проверка выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования предлагается использование таблицы Элвермана:


Да

Проблема

Нет




Поэтический символ Блока - сложный, лишённый конкретики знак, дающий нечёткое, силуэтное представление о жизненном и эстетическом идеале автора.




3.1.Чтение и анализ стихотворения « Вхожу я в тёмные храмы…». Отбор художественного материала, характеризующего символическое восприятие идеала лирическим героем .


Да

Проблема

Нет

Прекрасная Дама - лишь силуэтно очерченный образ, плывущий в мерцании красных лампад.

Она больше грезится и снится , чем реально представляется ( не говоря уже о том, что существует в действительности).

Это всего лишь сказочное сновидение, эфирное, зыбкое. Ускользающее от грубого прикосновения действительности.

Лирический герой сам реально не воспринимает свой идеальный образ. Он полон лишь веры и предчувствия



Поэтический символ Блок а- сложный, лишённый конкретики знак, дающий нечёткое, силуэтное представление о жизненном и эстетическом идеале автора.



Свидетельством романтической и идеалистической приверженности Блока прекрасной Даме выступают и дневниковые записи поэта тех лет.

В одном из писем Менделеевой Блок писал: «Знаешь что? У меня роман. Я иду по дорожке, а впереди, сзади, сбоку,- везде идёт высокая, стройная молодая женщина. Волосы у неё золотые, походка ленивая. Совсем сказочная… Она вся удивительно мягко склоняется, точно падает мне на руки. А сама не поднимает глаз, идёт и закрыла их длинными ресницами. Она постоянно со мной, но никогда не разговаривает, больше слушает, но понимает гораздо больше, чем говорящий». Но вместе с тем, присутствует и иное восприятие Незнакомки как реально воплотившейся в чертах возлюбленной поэта: « Я верю в Вас как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности. Я люблю тебя, моё Вдохновение , моя Полная и совершенная Красота.» Наверное, поэтому Блок и признаётся в завершающей строке исследуемого стихотворения: « Но я верю: Милая- Ты». Это даёт основания к утверждению о двойственности (реалистической и идеалистической) образности Блока-поэта. Любовь, пришедшая в «кровавый и мятежный» век метаний, обретений и потерь, должна была стать для него панацеей. Время раннего Блока могло быть спасаемо лишь Красотой, может быть, красотой таинственной Незнакомки, чей образ однажды сплело для поэта вьюжное кружево…

Там, в ночной завывающей стуже,

В поле звёзд отыскал я кольцо.

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо…


    1. Чтение и анализ стихотворения по вопросам.

А) Какой предстаёт избранница сердца поэта сквозь ажурное поэтическое кружево его лирических откровений ?

Б)Предположим, что истовое и трепетное ожидание лирическим героем встречи с идеалом вознаграждено судьбой. Выдержала ли бы призрачная Красавица испытание действительностью?

В) Згаси мій зір – я все ж тебе знайду,

Замкни мій слух – Я все ж тебе почую,

Я і без ніг до тебе домандрую,

Без уст тобі обітницю складу.

Віднімеш руки – Я тоді тебе

Впіймаю серцем- наче між долонь,

А спиниш серце- мозок запульсує,

Коли ж ти вкинеш в мозок мій вогонь,

Тебе в крові палючій понесу я.

Можно ли считать эти строки поэтическим выражением чувства лирического героя Блока?

Интересен тот факт, что Райнер Рильке посвятил эти строки своему идеалу, он говорит не о чувстве к женщине, а о своём отношении к Богу, а Блок между тем преклоняется перед своим божеством.


  1. Каталог: uploads -> editor
    editor -> Методичні рекомендації щодо загальних підходів до написання психолого-педагогічної характеристики на учня, а також
    editor -> Зміст 1 адаптація п’ятикласників
    editor -> Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в 2014/2015 году в общеобразовательных учебных заведений
    editor -> Міський методичний кабінет Загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2 Кіровської міської ради Донецької області
    editor -> Методичні рекомендації щодо психологічного супроводу атестації педагогів
    editor -> В помощь практическому психологу методический сборник
    editor -> Освіти педагогічних працівників черкаської обласної ради


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница