Показал, что аспект влияния саногенного мышления на эмоционально-психологическое равновесие человека освещен недостаточно



Скачать 130.44 Kb.
Дата12.05.2016
Размер130.44 Kb.
ТипОбзор

Оглавление


Оглавление 1

Введение 2

Выводы 4

Список литературы 11

Введение


Саногенное мышление угашает «отрицательный заряд», заключенный в воспоминаниях о ситуациях, в которых человек переживал страдание. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снимает напряженность, вызываемую им.

Это происходит за счет использования эффекта угашения, когда ситуации, бывшие в прошлом очень неприятными, «проигрываются» в воображении в состоянии покоя и отстранения. В результате возрастает терпимость к ситуациям, которые раньше травмировали, и снижается чувствительность к ним. Это не значит, что человек станет подобен дереву и на него обычные стимулы не будут действовать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать обиду, но зато после он устранит эту обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением.

В ходе работы были использованы газетные и журнальные статьи, а также труды Орлова Ю.М. и в частности его книга «Восхождение к индивидуальности», а также труды таких исследователей отрицательных эмоций и их влияния на поведение человека как Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон и их книга «Агрессия», Можгинский Ю. («Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм»), Бандура А., Басс и др.

Обзор литературы по теме показал, что аспект влияния саногенного мышления на эмоционально-психологическое равновесие человека освещен недостаточно.

Влияние саногенного мышления на уровень эмоционально-психологического равновесия остается малоизученным вопросом.

Необходимость определения влияния саногенного мышления его эмоциональную и психологическую уравновешенность обуславливает актуальность данной работы. До настоящего времени недостаточно проанализированным является вопрос о том, какую же роль саногенное мышление человека играет в его поведении и эмоциональной уравновешенности.

Цель исследования — определить влияния саногенного мышления на уровень отрицательных эмоций человека (агрессии и тревожности).

Объект исследования – группа испытуемых в составе 19 человек.

Предмет исследования – влияние саногенного мышления испытуемых на эмоционально-психологическую уравновешенность.

Гипотеза исследования. Отрицательные эмоции, как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения современного человечества, формируются в результате действия социальных психотравмирующих факторов. К числу основных таких факторов мы относим факторы окружающей среды, социальные факторы, фактор межполового различия и ряд других.

Все перечисленные выше факторы приводят к росту агрессивности и тревожности у населения. Соответственно отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни субъекта, а, следовательно.

У субъектов прошедших курс обучения саногенному мышлению уровень отрицательных эмоций становится на много ниже, чем до такого курса. Они становятся более уравновешенными, общительными, спокойно реагируют на провоцирующие ситуации. То есть они обретают способность полноценно развиваться в социуме.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:



  1. Провести констатирующий эксперимент: исследование на агрессивность при помощи методики Розенцвейга, и на тревожность с помощью опросника Спилберга. По результатам исследования отобрать группу с наиболее высокими показателями агрессивности и тревожности.

  2. Провести формирующий эксперимент: обучение отобранной в констатирующем эксперименте группы приемам саногенного мышления.

  3. Провести контрольный эксперимент: исследовать группу прошедшую курс обучения саногенному мышлению на агрессивность и тревожность. Сравнить результаты исследований до и после курса саногенного мышления.

  4. Сделать необходимые выводы. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа проблемы научно определено влияние саногенного мышления на эмоционально-психологическую уравновешенность человека и его поведение в социуме.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии саногенного мышления. Предложенные в работе методы исследования, могут быть использованы в практической деятельности психологами практиками.

Выводы

Люди, обладающие сильно выраженной агрессией и тревожностью не могут полноценно развиваться в социуме. Постоянно возникающие отрицательные эмоции тормозят их, делают закомплексоваными. Такие люди в основном одиноки, так как контакт с окружающими людьми они очень часто заканчивается конфликтом.

Рассмотрим, каким же образом саногенное мышление воздействует на отрицательные эмоции человека.

Размышления отрицательной эмоцией (обидой, страхом, завистью, ревностью и т.д.) составленные из записей или просто откровенно рассказанный самому себе или кому-то из окружающих помогает овладеть ею, и в будущем она уже не будет так остро переживаться человеком, как до момента овладения приемами саногенного мышления.

Первой реакцией человека, обнаружившего рассогласование своих ожиданий с реальностью, является эмоция обиды, ревности и т.д. Поскольку это состояние неприятно, оно стимулирует защитные психические реакции, в данном случае агрессивные мысли, сопровождающиеся переживанием гнева и раздражения. Однако испытуемый, обучающийся приемам саногенного внимания, не дает ходу этим защитным действиям и прекращает их движение путем стоп-реакций.

Так как размышляющий знает строение своей эмоции, т.е. те шаблоны автоматических умственных действий, которые порождают эту эмоцию, то он концентрирует свое внимание на своих ожиданиях, программирующих поведение окружающих, и размышляет об их происхождении и содержании. Обнаруживается их оторванность от реальности и насыщенность культурными стереотипами, стимулирующими шаблонные реакции без учета индивидуальности каждого окружающего человека, в нашем случае - дочери. Представив, как должна вести себя дочь в точном соответствии с ожиданиями отца, размышляющий приходит к выводу о нереальности этих ожиданий, что, естественно, побуждает к их корректировке в направлении повышения чувства реальности.

Сосредоточение внимания на когнитивной структуре ожиданий требует развития способности к интроспекции. Такая направленность внимания вовнутрь предусматривает известную степень развития умения «отстранения от стимула», которое облегчается в данном случае сосредоточением на ожидаемом поведении дочери.

Далее интроспекция направляется на эмоциональное содержание переживания обиды, и здесь обнаруживается, что обида замешана на чувстве ревности, представляющей более сложную эмоцию, чем обида, так как ревность может содержать обиду как некоторый ее существенный элемент. Размышление о ревности переводит внимание отца на проблемы секса, относительно которых он обладает достаточно большой терпимостью и свободой от культурных стереотипов. Размышление над половым влечением дочери приводит к пониманию побуждений и причин, определяющих поведение дочери, отклоняющееся от ожиданий отца. Он выделяет двойную мораль, которую, по-видимому, сам осуждает. Это облегчает осуществление акта принятия дочери такой, какая она есть.

Если бы размышляющему не удалось справиться с этой задачей принятия дочери такой, какая она есть, то следовало бы ожидать две реакции: а) стремление переделать ее и соответственно наказывать до тех пор, пока не будет устранено нежелательное поведение (применение первой парадигмы управления), или б) отказаться от нее, отделить ее от себя, не сь дочь подобной себе. Если бы он остановился на втором варианте, то, по-видимому, ему пришлось бы признать себя «плохим отцом», что ведет уже к другим путям решения проблемы.

Размышление о последствиях сексуального поведения дочери позволяет выделить две альтернативы: положительную и отрицательную, нежелательную. Однако обдумывание постепенно размывает грани между этими альтернативами, оцениваемыми с позиций «хорошего» или «плохого». Отец примиряется с мыслью о том, что он может «раньше времени» стать дедом. Нужно заметить, что такая перспектива для многих отцов является стимулом к агрессивности и жесткому подавлению индивидуальности дочерей. Мужчины-отцы терпимо относятся к тому, что их сыновья раньше, чем дочери, вступят в половые отношения, потому что «они не беременеют, пусть приобретают опыт». Но они нетерпимы к аналогичному поведению дочерей. Нашему отцу удается размыть этот, в общем-то, архаический стереотип. Наиболее эффективным в этом размышлении является обращение к недостаточно удовлетворенному родительскому чувству, отцовскому и материнскому поведению как техникам удовлетворения родительских потребностей.

Далее размышление снова обращается к ревности, которая интерпретируется в контексте атавизмов Эдипова комплекса «наоборот». Это приводит к дальнейшему отстранению от обиды как ревности, которую отец считает неприемлемым чувством по отношению к дочери; притом в ее поведении он перестает находить признаки того, что дочь его меньше любит в ситуации появления «этого прыщавого оболтуса».

Следующим важным актом обдумывания своей эмоции является размышление над последствиями действий, вызываемых защитным поведением, в данном случае актами агрессии против дочери, которые вызревают в состоянии обиды. Расширение сознания за пределы переживания данной эмоции приводит к новой ступени отстранения от эмоции обиды, что позволяет увидеть ее последствия в виде агрессивного поведения, направленного против дочери. Представление о том, что он накажет дочь, действия защиты от эмоции уже не могут дать удовлетворения, так как будут возбуждать чувство вины перед дочерью. Ответ на вопрос «Можно ли заслуженно обижать виноватого?» получается отрицательным. Оказывается, что нельзя, ибо обида неконструктивна и не ведет к положительным результатам в управлении поведением дочери. В данном случае размышляющий резко отстраняется от (274:) парадигмы насильственного управления в сторону ненасильственной парадигмы, что облегчается его любовью к дочери и размышлением о последствиях своих санкций.

Далее в этом размышлении обнаруживается, что наш герой понимает, что стыд представляет собой запечатленную ранее и поставленную «на автомат» насильственную парадигму управления, точнее самоуправления. Он чувствует, что она работает в нем в виде стыда за дочь, стыда за свою семью, которая должна соответствовать некоторым социальным стандартам, принятым не нами, а нашими предками. Но мир изменился, происходят сексуальная и другие революции, и автор размышления об этом знает. Но 6н снова повторяет акт принятия себя и своей семьи такими, какие они есть. Этот акт устраняет эмоциональную реакцию на рассогласование того, какие мы есть здесь и теперь, и тем, какими мы должны быть согласно Я-концепции или концепции семьи. В данном случае принимается и образ должного, и образ того, что есть, которые как будто находятся в конфликте. Однако этот конфликт ослабляется и даже полностью устраняется путем отстранения, можно сказать, отделения Я от этих образов, которые несовместимы, конфликтны. Эти две системы контрастирующих образов, освобождаясь от психической энергии, лишаясь ее, постепенно в размышлении становятся нейтральными друг другу, и стыд становится лишь знаком того, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции, а не эмоцией.

Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что превращение эмоции в простой знак невозможно объяснить без допущения того, что, во-первых, имеется психическая энергия, что, во-вторых, источником ее является наше "Я и, в-третьих, что отстранение от образа представляет собой акт лишения психического заряда, оттягивания психического заряда из образа или любой когнитивной структуры, любого когнитивного образования.

Саногенное мышление — это разговор с самим собой, общение между Я-управителем и Я — идентифицирующим себя с социальными стереотипами (тем, как я воспринимаю себя глазами других). Если же они сильно отчуждаются и отношения между ними становятся ригидными, то может начаться болезнь, проявляющая себя в расщеплении личности.

Акты саногенного мышления можно рассматривать как тренировку взаимодействия между этими двумя инстанциями. Это видно из размышления, которое мы разбираем. Когда отец совершает акт принятия дочери такой, какая она есть, то он вынужден отделять от себя обиду, которая представляет собой конфликт между «мое» и Я, и в результате этого акта он облегчает процесс коммуникации между обеими инстанциями. Эта тренировка делает коммуникацию гибкой, поскольку отец принимает не только дочь, но и себя, признавая «плохим отцом.

Можно сь, что в процессе саногенного мышления человек воспроизводит самостоятельно и произвольно те умственные операции, которые, будучи непроизвольными и автоматическими, создавали симптомы или глубокого невроза, или слуховых галлюцинаций. Тот факт, что умственные операции проигрываются, избавляет человека от того, что они будут осуществляться принудительно в целях защиты Я от конфликта. «Идущего судьба ведет, а упирающегося — тащит!» Мы применяем саногенное мышление именно чтобы идти и чтобы нас «не тащили».

При этом важно различать парадигмы управления. Если мы применяем ненасильственную парадигму, то мало вероятности, что наше Я самостоятельно и непроизвольно будет применять насилие в нашей умственной активности. Однако продолжим рассмотрение материала саногенного мышления.

Далее мы видим, что размышляющий понимает, что обида есть не что иное, как применение насильственной парадигмы управления к любимым, которые должны быть наказаны чувством вины за то, что не порождают поведения, соответствующего его ожиданиям. Поэтому он признает, что «это ни к чему», что управление поведением любимых путем терзания их изнутри чувством вины— неприемлемая для него схема управления. Применение насильственной парадигмы сознательно и с удовольствием наш автор считает для себя, как любящего отца, невозможным, поскольку ведет в тупик.

Описанное выше размышление ослабляет чувство вины, вызванное мыслями о том, что отец накажет свою дочь «за эгоизм», осознанием того, что обида находится в связи с чувством вины: чем сильнее мы обижаемся, тем в большей мере склонны вызывать в обидчике чувство вины. Обе эмоции устроены одинаково, они различаются только ориентацией: обида возникает, когда поведение других не совпадает с моими ожиданиями, а чувство вины — когда мое поведение не совпадает с ожиданиями других относительно моего поведения. Поэтому тот, кто становится менее обидчив, постепенно уменьшает свою эмоциональную реакцию и на ситуации, порождающие чувство вины. Ведь для вины необходимо остро чувствовать, что ты обидел другого. Размышляя над обидой, человек косвенно врачует свою склонность страдать от чувства вины.

Все предыдущее облегчает отношение испытуемого к тому, что его дочь врет. Он понимает, что эта ложь представляет собой не только действия, защитные для дочери, избавление от неприятного разговора, но она этим защищает и отца, освобождая его от ответственности, если строго следовать культурным стереотипам.

Обиду можно рассматривать также как эмоцию, вызываемую особого рода когнитивным диссонансом, который большей частью не осознается человеком, а он переживает лишь результат. Причем этот диссонанс порождается функционированием некоторой целостной психической функциональной системы, которую можно рассматривать как особое психическое образование, порождающее обиду. Она — элемент личности, как и любая черта. Если обида проявляется достаточно часто, мы склонны приписывать человеку черту обидчивости. Причем каждая черта может рассматриваться как самостоятельная психическая функциональная система, связанная с другими и взаимодействующая с ними.

Саногенное мышление имеет целью контролировать работу этой функциональной системы путем интроспекции, делающей работу этого психического образования сознательной. Осознание облегчается тем, что мы знаем то, как оно будет работать, и можем это воспринимать, следить за актами, совершающимися автоматически. Далее саногенное мышление состоит в изживании архаических проявлений магического сознания, направленных к тому, чтобы жестко программировать поведение тех, с кем мы идентифицируемся. Этот процесс завершается включением другого в структуру реальности, что осуществляется принятием другого таким, каков он есть, состоит в понимании его поведения, мотивов и признания их уместности, адекватности. Все это делается возможным благодаря осознанию Я, т.е. отделению Я от актов работы души, что лишает энергии отделенную от источника этой энергии когнитивную структуру.

Таким образом, по мере овладения саногенным мышлением человек учится владеть своими эмоциями, они постепенно перестают наносить тяжелые психологические травмы, как это было до занятий.



После того как группа испытуемых прошла курс обучения саногенному мышлению, мы повторно исследовали их уровень агрессии и тревожности. Результаты обследования показали что уровень, как агрессивности, так и тревожности значительно снизился. Испытуемые стали более уравновешенными, более общительными, стали спокойнее реагировать на различные провоцирующие ситуации. Таким образом, путем проведенных исследований мы подтверждаем выдвинутую нами гипотезу о том, что саногенное мышление благотворно влияет на эмоциональную уравновешенность человека и делает его более счастливым и психически здоровым человеком, способным полноценно развиваться в социуме.

Список литературы




  1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.

  2. Балдура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999.

  3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.

  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000.

  5. Браски С. Агрессия человека М.: 1989 г.

  6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991

  7. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.

  8. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

  9. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998.

  10. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994

  11. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6

  12. Маклаков А. Г. «Общая психология», издательство «Питер» , 2002г

  13. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.

  14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 3 книга – 4 издание. М.: Гуманитарное издательство Центр «ВЛАДОС», 2003 г.

  15. Можете ли вы стать бизнесменом / В. П. Фоминых, Е. В. Гукина, О. И. Волошин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992.

  16. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

  17. Психология человеческой агрессивности. – Минск Москва. «Харвест АСТ», 2001.

  18. Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998.

  19. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.

  20. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 1991

  21. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6.

  22. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3

  23. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.

  24. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1999. - №5.

  25. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», -Сп.б: изд. «Питер», 2000г.

  26. Сироткин Л.Ю. «Формирование личности: проблема устойчивости», Казань, 1992г

  27. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997

  28. Фридмен Дж. Факторы влияющие на человеческу агрессивность. М.: Наука. 1985 г.

  29. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996.

  30. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.

  31. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000г.


54 страницы
Каталог: works
works -> Курсовая ргсу 43 2007 1000 Оглавление
works -> Теоретические основы процесса социально-психологической адаптации в трудовом коллективе 5
works -> 1 Понятие и значение социально-психологической адаптации 5
works -> Исследование межличностных отношений и деятельности группе в стране и за рубежом 4
works -> Нейротоксичность современных цитостатиков
works -> Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1999 г
works -> Комитет по науке и высшей школе
works -> Актуальность. Понятие
works -> Определение


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница