Программа дисциплины «Этика делового общения»



страница1/4
Дата21.05.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4

Программа дисциплины «Этика делового общения» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к данной дисциплине, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 080105 (ФК), 080109 (ТБ), 080103 (НЭ), 080502 (ЭТ), 080507 (МН), 080111 (МК), 080801 (ИЭ).

Рецензент – канд.






  1. ВВЕДЕНИЕ

Цель курса

Предоставить студентам необходимый и достаточный объем знаний, а также практические навыки в области этики делового общения, включая все основные и сопутствующие сферы бизнес-контактов для оптимального функционирования в данной области любого профессионала.


Задачи курса

  • ознакомить с основным предметом исследования, выделить и подчеркнуть его тождественные и специфические особенности в ряду иных дисциплинарных и сопутствующих областей; дать общее и специфическое обозрение становления, эволюционирования этико-философского наследия прошлых эпох;

- в области теоретического знания на период становления общей психологии и этики делового общения как самостоятельной области знания: ознакомить с основными и ведущими персоналиями из истории данных отраслей знания, их основными тенденциями в области этико-психологического научного знания, генеральными достижениями в психологии и этики делового общения;

  • в области практического знания предоставить современный комплекс методов и технологий для решения деловых проблем любого уровня сложности, особенно необходимые в ходе ежедневной практики организации, например, ведения деловых переговоров, конфликтных ситуаций, выбора стиля руководства, преодоления барьеров любого уровня сложности, методам психокоррекции и пр.

Формы организации учебного процесса

Изучение курса включает в себя: лекции, семинарские занятия, дифференцированный зачет и выполнение контрольной работы.


Требования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационной характеристикой студента.

Студенты Ш курса специальностей Ф, НЭ, Э, МО, М,ЭИ и студенты 1У курса специальности БУ должны:



Знать:

  • основной информационный массив знаний из области этико-психологического направления развития;

  • достаточно полную информацию об основных персоналиях указанного направления, их неоспоримых достижениях и общем вкладе в мировую науку;

  • генеральные линии развития и функционирования этики делового общения по всем ведущим областям сопутствующего знания;

  • понятийный аппарат дисциплины «Этика делового общения» в общем и специфическом приложении конкретно к каждой заявленной тематике;

  • тождество и различие методов решения этико-психологических профессиональных проблем применительно к мировой и российской практике бизнеса;

  • сферу применения соответствующего знания на уровне приложения в общем, особенном и единичном контексте бытия;

  • меру коллективной и персональной ответственности в области принятия ответственных решений в границах этики делового общения;

уметь:

  • анализировать и ориентироваться в общем контексте этико-психологического знания как органического компонента философии в целом;

  • искать и находить оптимальные этико-психологические системы знаний, достаточные и необходимые для практики применения в современности;

  • идентифицировать социальные феномены из области делового общения;

  • видеть тождество и различие в многообразии деловых ситуаций организации любого типа и уровня;

  • владеть инициативой поиска и выбора оптимальных и коррективных методологий в процессе решения актуальных вопросов и проблем;

  • грамотно оценить общую перспективу роста и развития актуального и возможного вариантов развития организации;

  • вносить авторский, личностный вклад в фонд развития и укрепления единичной организации и бизнеса в целом;

  • работать комплексно на уровне междисциплинарных изысканий в направлении ведущих вызовов современности.



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




ЭТ

ФК

ИЭ

ТБ

МК

НЭ

МН

курс

III

III

III

III

III

III

III

Всего часов

135

135

135

36

135

135

135

Лекционные часы

12

12

12

4

12

12

12

Практические занятия, ч.

8

4

8

4

8

8

8

Самостоятельная работа

115

119

115

28

115

115

115

Контрольная работа

1

1

1

1

1

1

1

Вид итогового контроля

1*

1*

1*

1*

1*

1*

1*



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины и виды занятий

Специальности ЭТ, ФК, ИЭ, МК, НЭ, МН

«ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»







ЭТ+НЭ

ФК+ЭИ

МК+МН

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции ч.

Практическое занятие, ч.

Лекции ч.

Практическое занятие, ч.

Лекции ч.

Практическое занятие, ч.

1.

Теоретические предпосылки становления психологии и этики делового общения.

2

2

2

2

2

2

2.

Психология общения

2

2

2

2 + 2

2




3.

Вербальные средства общения

2




2




2

2

4.

Деловое общение в рабочей группе

2

2

2

2 + 2

2

2

5.

Стиль руководства. Конфликтные ситуации

2

2

2

2

2

2

6.

Деловая беседа.

2




2




2







итого

12

8

12

4

12

4



Специальность ТБ «Деловое общение»







ТБ




Раздел дисциплины

Лекции,

ч.


Практическое занятие, ч.

1.

Теоретические предпосылки становления психологии и этики делового общения






2.

Психология общения







3

Вербальные средства общения

1

1

4

Деловое общение в рабочей группе







5

Стиль руководства. Конфликтные ситуации.

1

1

6

Деловая беседа

1

1

7

Барьеры коммуникаций и их преодоление

1

1




итого

4

4


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Темы 1-2. Теоретические предпосылки становления

психологии и этики делового общения

Культура Древнего мира и античности об этике или нравственности, ведущей стороне жизнедеятельности человека и общества.



Конфуций (551-479 гг. до н.э.): антропоцентризм этики Конфуция; проблема идеального воспитания человека вне сословной иерархии общества; процесс социализации личности в системе принципов "жэнь" (человечность, гуманность), "сяо" (сыновняя почтительность и уважение к старшим) и "ли"(этикет, правила благопристойности).

Сократ (470-399 гг. до н.э.): нормативность, рационализм в процессе общения; параллелизм проблем становления человека и вопросов познания; логический приоритет морального сознания как одного из способов нормативной регуляции; формирование основополагающего принципа "Познай самого себя".

Платон (428-348 гг. до н.э.): этические постулаты родоначальника объективного идеализма и этического идеализма во имя идеи Блага; государственно-политические характеристики учения о теологических идеях нравственности на уровне понятий индивидуальной добродетели и общественной справедливости; способы их гармонизации в условном согласии и необходимой регламентации всех видов отношений между человеком и социумом; итоговое представление в эволюции этики в виде равновесия знания и добродетели, традиционного для античности.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.): эвдемонизм как квинтэссенция этики объективной целесообразности: концепция высшего Блага в психологическом осмыслении деятельного самовыражения человека; проблема выбора этической середины между наилучшим и хорошим и, соответственно, недостижимость нравственного идеала созерцания истины; чувственное и рациональное на уровне этики и политики; философско-мировоззренческий аспект теории нравственной "самодостаточности".

Этика Средневековья (IV-XIII вв. н.э.) в формах патристики и схоластики.

Патристика. Августин Блаженный (354-430гг.). Неоплатонические доминанты философии и этики Аврелия в русле западной патристики. Проблема определения человеческой личности, ее нравственных основ в человеческой и божественной истории в теологическом предопределении, высшей благодати Бога и высшего зла через первородный грех; противоречивость нравственного взросления социума и его продолжение в теме необходимости божественной опеки. Элементы мистической диалектики в этике Августина Блаженного, равно как и аскетизма, смирения, надиндивидуализма и авторитаризма на пути к схоластике.

Схоластика. Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Теолого-рационалисти-ческие смыслы этики Аквината в зрелой схоластике. Гармония веры и знания в культуре здравого смысла. Соотношение "естественного рассудка" и сверхъестественного, божественного, закона. Проблема человеческого индивида в парных понятиях души и тела в процессе высшего блаженства созерцания божественной сущности; душа как субстанциональная форма и ее взаимосвязь с интеллектуальными компонентами человека. Тема морального и последовательного Добра в осмыслении между пороками и христианскими добродетелями внутри социальных принципов теологического бытия.

Эпоха Возрождения или Ренессанс (XIV-XVI вв.) Общие проблемы гуманизма в ключевом повороте к человеку, его комплексу свойств и способностей, и переоценке его сущности. Проблемы реабилитации земного смысла жизни в совокупности чувственного и рационального в теориях гедонизма и эвдемонизма. Возрождение основ античной этики и философии в целом на уровне рационализма, универсальности и природности сущего. Элементы индивидуализма и волюнтаризма в нарождающейся буржуазной этике эпохи социальных катаклизмов.

Эпоха Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Т. Гоббс (1588-1679 гг.). Проблемы общественной морали и индивидуальной этики. Фундаментальное понятие "естественного закона" как стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей в развитии теории о "прирожденном эгоизме" (Ф.Бэкон). Условность этики рационализма. Общественные характеристики этики, ее долженствования в общегражданском и секулярном смыслах.

Д. Локк (1632-1704 гг.). Утилитаризм этики и ее некая взаимосвязь с принципами христианской нравственности. Понятие морального Добра в следовании природному вектору к счастью. Условие гармонизации личностного и общественного самоопределения и самовыражения в русле европейского механистического детерминизма. Ассоцианизм или ассоциативная психология по проблемам поведения и сознания человека в приверженности к универсализму в традициях сенсуализма XII-XIII веков.

К.-Л.Гельвеций (1715-J771 гг.). Отрицание постулатов католической и общерелигиозной этики. Механицизм и метафизика этики. Критика теории врожденной моральности в пользу общественной нравственности опытного происхождения или этики гражданских добродетелей. Революционный характер этических конструкций эпохи XУIII века и их соотношение с общественными доминантами бытия.

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778 гг.). Социальная обусловленность этики неприятия буржуазного эгоизма. Природные основы будущей нравственности на пути преодоления морального регресса. Влияние теории общественного договора в деле совершенствования современного индивида и становления его в гражданина социума.

Вольтер (1694-1778 гг.). Антифеодальные и антиклерикальные построения этической теории. Неприятие норм католической этики и христианской теории божественного провидения. Тема идеального человека в принципах творческой активности.

Л. Гольбах (1723-1789 гг.). Этическая концепция в процессе духовного обновления человечества вне сословной иерархии классового буржуазного общества. Новая мораль как основа разумного законодательства и совместного творчества граждан. Идеи полезности, утилитаризма в духе традиций французской буржуазной мысли XVIII столетия.

И. Кант (1724-1804 гг.). Уточнение границ этики вне пределов натурализма. Проблема свободы и необходимости в человеческой жизнедеятельности. Личность как самоцель в философии и этике. Категорический императив и его фундаментальность в морали долженствования. Скептицизм родоначальника немецкой классической философии, его ригоризм и формализм. Априорность нравственности и ее обусловленность христианскими ценностями протестантизма.



Психология народов

В. Вундт (1832-1920гг.). Надиндивидуализм "общего духа" народов. Теория и практика воплощения психологии народов в мифологии и культуре в целом. Понятие "нравственной воли" как субстанциональной основы психического склада отдельного народа. Метод психофизического параллелизма и культурно-исторический метод для оформления предмета психологии, непосредственного опыта. Определение поведения людей в апперцепции, "внутренней духовной силе". Апперцепция в совокупном опыте человечества, ее избирательный и регулятивный характер.



Психология толпы

Н. Михайловский (1842-1904гг.). Идея личности и индивидуальности в системе этики субъективной социологии. "Разнородность" личности и ее противопоставление "однородности" общества. Меры борьбы против отчуждения личности от социума. "Герои и толпа" в отражении проблемы народных масс и общества.

Г. Тард (1843-1904 гг.). Тенденции интерпсихологии в западной социологии. Центризм понятия "подражание" и его связь с процессами социализации. Социальный конфликт психологии личности и психологии толпы и его осознание на внерациональном уровне. Роль и значение СМИ в ходе формирования единого самосознания масс.

Г. Лебон (1841-1931 гг.). Теория "массового общества": "разнородность" и "однородность" толпы в иррациональном осмыслении проблемы. Закон духовного единства толпы на уровне поведения и сознания отдельной личности. Проблема лидерства в "массовом обществе" и вопросы управления им на уровне внушения, повторения, заражения и пр.



Теория инстинктов социального поведения

У. Макдугалл (1871-1938 гг.). Биологическая обусловленность психологических исследований. Роль чувств и их иерархия в системе эготизма. Соотношение чувственного и рационального во врожденных и приобретенных атрибутах человека. Монадология личности в психофизиологической самости индивида.



Бихевиоризм

Э. Торндайк (1874-1949 гг.). Основная формула поведения "Стимул-Реакция" на вербально-невербальном уровне. Описательный метод бихевиоризма вне сознательного контекста. Абсолютизация метода непосредственного наблюдения. Основные законы бихевиоризма: от врожденных схем поведения до "закона эффекта" и "закона упражнения". Объективизм психологии. Роль и значение биологизаторских тенденций в американской психологии рубежа ХIX-XX вв.



Необихевиоризм (1930-е гг.) Осознание ограниченности бихевиоризма и условия его дополнения во введении нового центрального термина: "промежуточные переменные". Значение побудительных и познавательных факторов в психологии природного человека.

Фрейдизм

3. Фрейд (1856-1939 гг.). Теория психоанализа и метод свободных ассоциаций в изучении бессознательного. Новооткрытая структура психики человека: Оно, Я, Сверх-Я,- их тождество и различия. Противоречия бессознательного между творчеством и разрушением как антагонистов. Либидо и сублимация в процессе психической активности. Конфликт природного и социального в процессе утверждения автономности психического начала. Биологизация и натурализм философии 3. Фрейда в оценке психологии людей и перспектив ее развития.



Гештальтпсихология (1920-30 гг.). Целостное видение психологии человека. Понятие "целое" и компонентов как основы гештальтпсихологии. Функциональная роль составляющих элементов целого. Динамический характер целостности психического начала в процессах его существования и развития. Физические доминанты целостности. Проблема несопоставимости целого и его частей на уровне общего, особенного и единичного.

Теория поля

К. Левин (1890-1947гг.). Естественно-научные основы психологии теории поля. Понятие поля как сугубо физического термина на пересечении психологических связей личности и ее окружения. Поведение человека во внешней форме выражения психологической заданности человека. Проблема взаимосвязи человека и общества в определениях "отношение" и "поле". Валентность силового поля личности и ее значение в процессах социальной адаптации.


Тема 3. Психология общения

Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия. Полифункциональность общения в отношениях обмена деятельностью, информацией, опытом и культурой в целом. Обратные связи общения на уровне возвратного воздействия результатов коммуникативного процесса. Прогрессивность и регрессивность обратных связей в ходе общения и делового общения в частности. Специфика делового общения как средства оптимизации предметной целесообразной деятельности. Личностный характер делового общения.

Общение как способ объединения субъектов в непосредственной деятельности. Соотношение чувственного и рационального в ходе общения.

Доминантность процессов подражания и заимствования, сопереживания и идентификации: их суммарное влияние на поведение и сознание человека. Подражание как важнейший фактор развития на уровне осознания и адаптации к ситуации. Подражание - средство приобщения к наследию духовности человечества через стереотипизацию и научение.

Виды общения: прямое и косвенное,- их тождество и различие. Восприятие и понимание в процесс общения. Восприятие как процесс отражения мира и человека в чувственных формах. Целостность и осознанность восприятия, его объективизация в ходе социализации субъекта общества и субъекта общения в частности. Уровни адекватности восприятия и его приспособления к должному. Моделирующая функция восприятия в прогнозирующей деятельности. Субъективные аспекты восприятия: фактор превосходства, фактор отношения к иным субъектам общества, фактор привлекательности и т.п.

Понимание в ходе процесса общения. Способы межличностного понимания:

1. Идентификация - наиболее элементарный способ уподобления себе, или умение уподобиться другому.

2. Эмпатия - прочувствованный способ понимания. Его избирательный характер на уровне субъективных эмоциональных переживаний конкретного предметного характера.

3. Рефлексия - удвоенный процесс зеркального взаимного отражения. Роль и значение осознания и осмысления на личностном уровне. Рефлексия как принцип самопознания человечества.

Общение как коммуникация. Значимость общения в процессах передачи информации. Выбор и использование средств коммуникации в ходе общения. Проблема преодоления коммуникативных барьеров. Разделение средств общения по внешним и внутренним факторам на вербальные и невербальные средства общения.

Невербальные средства общения, их роль и значение на уровне выражения психологического состояния человека. Совокупность социально-психологических показателей личности в невербальных средствах общения. Соотношение скрытых и открытых характеристик личности в данных средствах общения. Мера пластичности такого уровня контактов.

Систематизация невербальных средств общения.

Мимика. Показатели лицевой мимики в статике и динамике ситуаций выразительных движений. Психологическая дифференциация мимики и ее мера воздействия на процессы общения. Ситуативная определенность системы выразительных движений. Основные состояния человеческих эмоций и чувств: гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение,- и их обязательная соотнесенность с общими индикаторами человека.

Визуальный контакт или взгляд. Участие визуального контакта в процессах высказывания и преодоления коммуникативных барьеров, их уточнения и окончательного формирования. Взгляд как мера отношения к диалогу, общению в целом. Минимизация зрительного контакта с субъектами по общению в случае негативного отношения к ним. Максимализация зрительного общения с партнером по деловому общению как условие позитивного отношения, в равной мере как и опасность психологического вызова. Роль и значение природных атрибутов зрения, их бесконтрольность от уровня сознания в коммуникативных процессах.

Поза. Культурная заданность и обусловленность позы человека или положения тела в пространстве. Типизированность поз в русле определенных культур. Наглядность поз в процессе восприятия и общения. Избирательность пространственных позиций человека и ее связь с социальным статусом носителя. Мера свободы и необходимости позы в структурно заданном обществе. Открытость и закрытость поз по отношению к собеседнику.

Жесты. Систематизация жестов по их назначению: коммуникативные, оценочные, описательные. Природные, возрастные, профессиональные и иные характеристики жеста как средства коммуникации.

Походка. Стиль передвижения человека и его обусловленность с психологическими показателями отдельного индивида. Место и роль походки в определении социо-культурных показателей делового партнера.

Голос. Ритмико-интонационный строй речи. Тембр голоса в спектре выражений психологических состояний человека. Скорость речевых оборотов, их индивидуальная окраска в зависимости от конкретных показателей субъекта коммуникации.

Суммарное представление о невербальных средствах общения: их роль и значение в определении образа партнера, его психо-рационального актуального состояния; непременного фона вербального общения; оптимального уровня эмоционально-чувственного контакта с партнером по деловому общению; индивидуальному "почерку" фиксации значимых изменений чего-либо в этике деловых коммуникаций.



Каталог: images -> stories
stories -> Причины, которые вызывают у ребёнка слезы
stories -> Особенности групповой психологической работы и межличностного взаимодействия
stories -> Учебное пособие для студентов II курса факультета «Социальный менеджмент»
stories -> Конспект лекций для студентов I курса факультета «Социальный менеджмент»
stories -> Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь.
stories -> Эмоциональный концепт «любовь» в песенном дискурсе (на материале русского, немецкого и горномарийского языков) 10. 02. 20 Сравнительно-историческое, сопоставительное и типологическое языкознание
stories -> Тестовые задания по дисциплине «Психология»
stories -> 5psy ru первый психологический портал г. Пятигорска
stories -> Проблемы оценки качества жизни с образовательно-геодемографических позиций По материалам монографии М. П. Карпенко «Образовательная геодемография»
stories -> Рабочая программа учебной дисциплины «Юридическая психология» Направление подготовки: 030900. 62 «Юриспруденция»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница