Программа дисциплины Психология креативности "mergeformat" для направления



Скачать 322.1 Kb.
Дата21.05.2016
Размер322.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет медиакоммуникаций

Программа дисциплины

Психология креативности

"MERGEFORMAT" для направления 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра для магистерской программы "Медиапроизводство в креативных индустриях" 

Автор программы:
Яголковский С.Р., кандидат психологических наук, доцент, syagolkovsky@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«04 » декабря 2012 г.

Зав. кафедрой Болотова А.К.
Рекомендована секцией УМС Психология

«___»____________ 20 г

Председатель Болотова А.К.
Утверждена УС факультета медиакоммуникаций

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь ______________________ ________________________

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления  для направления 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра для магистерской программы "Медиапроизводство в креативных индустриях", изучающих дисциплину "Психология креативности".




Программа разработана в соответствии:



  • Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по направлению 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра, М., 2011 г.

  • Рабочим учебным планом на 2012-2013 год университета по направлению 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра , М., 2012г.



2Цели освоения дисциплины


Основными целями освоения дисциплины "Психология креативности" являются:

  • формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления;

  • формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист в области медиа-производства встретится в своей профессиональной деятельности;

  • ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности;

  • формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные закономерности протекания творческих процессов, иметь представление об основных отечественных и зарубежных теориях и моделях творчества, а также методах развития и диагностики креативности, ориентироваться в литературе по указанной проблематике;

  • Уметь описывать и исследовать творческую деятельность как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, находить нестандартные и оригинальные решения научных, бытовых и профессиональных задач и проблем;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования основных приёмов диагностики и развития креативности, а также применения имеющихся знаний об этом в практике решения конкретных задач и проблемных ситуаций.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности


(СК-2)

Демонстрирует знание основных моделей и теорий креативности, позволяющей быстро находить оригинальные и нестандартные решения сложных ситуаций в профессиональной сфере и за её пределами.

Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание













Уметь добывать информацию, работать с источниками информации,

взаимодействовать с пресс-службами, искать собственные источники информации




(ПК.ПТ-8)

Может спланировать оригинальную стратегию действий для получения необходимой информации, способен находить нестандартные способы решения сложных ситуаций.


Семинарские занятия, домашнее задание, эссе

Разрабатывать и создавать бизнес-планы развития медиакомпаний и концепции развития СМИ

(ПК.ОУ-4)

Показывает способность осуществлять творческую деятельность в сфере продуцирования новых идей, концепций и их воплощения в конкретных проектах.

Эссе, семинарские занятия, домашнее задание, эссе

Разрабатывать маркетинговые стратегии, управлять вопросами создания, ценообразования, дистрибуции и продвижения медиапродуктов

(ПК.ОУ-12)

Может предложить и реализовать оригинальное решение по созданию и продвижению медиапродуктов.

Семинарские занятия, домашнее задание, эссе

Понимать основы мотивации сотрудников творческих подразделений в области массовой коммуникации (ПД-2)

ПД-2

Демонстрирует знание основных научно-психологических подходов к изучению мотивации творческой деятельности, способен проводить диагностику психологических характеристик творческой личности

Лекции, семинарские занятия

Быть способным оценивать творческую продукцию, ее потенциальную

привлекательность для рынка



ПД-4

Обладает необходимыми теоретическими знаниями в области исследований креативности. Может дифференцировать творческие продукты по критериям оригинальности.

Лекции, семинарские занятия, домашнее задание



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы "Медиапроизводство в креативных индустриях" настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • “Психология”

  • “Основы социальной психологии”

  • “Иностранный язык (английский)”

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Иметь представление об основных психологических теориях, моделях и методологических подходах;

  • Ориентироваться в основных теориях личности, иметь базовые представления о психических процессах;

  • Уметь вести анализ психологических факторов в профессиональной деятельности журналиста;

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • “Дизайн и креативность в маркетинге”

  • “Медиабрендинг”


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию. Роль креативности в профессиональной деятельности журналиста

24

4

2




18


2

Диагностика креативности. Основные достижения и проблемы

18

2

2




14


3

Методы диагностики креативности

20

2

2




16

4

Проблема стимуляции креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.


18

4

2




14

5

Концепция мозгового штурма.

Влияние обмена идеями на креативность.



20

2

4




14

6

Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики

24

4

2




18

7

Комбинаторные методы развития креативности. Морфологический анализ. Развитие способности к нешаблонному мышлению.

20

2

2




14




Итого:

144

20

16




108



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

Текущий

(неделя)










Промежу­точный










Итоговый

Зачет

*


Устный зачёт по вопросам


6.1Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль включает оценку степени конструктивной активности студентов на занятиях.

Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:



  • выступление с докладом на выбранную тему

  • активность в обсуждении различных тем

  • активное участие в выполнении упражнений

  • активность в дискуссиях и сессиях творческой работы

  • правильность решения задач

  • полноту выступлений

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.




6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Итоговый контроль осуществляется в устной форме.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях.


Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:



  • правильность выполнения домашней работы

  • качество и оригинальность решения задач, данных для самостоятельного выполнения.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. Работа


Онакопленная= 0.5* Оауд + 0.5* Осам.работа
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения), допускается сдача форм контроля не позднее двух недель с момента окончания действия справки. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».


Условия пересдач.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:


В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0.6*Онакопл + 0.4*Оитоговый
Способ округления результирующей оценки арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.




7Содержание дисциплины



Раздел 1. Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию. Роль креативности в профессиональной деятельности журналиста

Аудиторная работа – 6 ч (лекции -4, сем. -2)

Самостоятельная работа – 18 ч

Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Роль креативности в профессиональной деятельности журналиста Новейшие разработки в исследованиях креативности.

Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креативности. Ассоцианистский подход. Понимание творчества в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Изучение творчества в рамках гештальт-психологии (К. Дункер, М. Вертхаймер). Когнитивный подход к исследованию креативности (Ньюэлл, Саймон, М. Боден и др.). Возможности моделирования творческого мышления. Экономически ориентированные модели креативности (Р.Стернберг, М. Ранко). Системный подход к изучению креативности (М. Чиксентмихайи). Модель творческого процесса по Г.Уоллесу. Концепции нешаблонного, латерального мышления (Де Боно).

Отечественные исследования креативности. Изучение творчества в рамках социокультурной парадигмы (Л. Выготский). Походы Я.А. Пономарёва, О.К. Тихомирова, Д. Б. Богоявленской, В.А.Петровского.


Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, общегрупповая дискуссия.

Основная литература



  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 1. С. 23-26, 38-43; Глава 2, С. 68-92; Глава 4, С. 140-145, 180-184, 200-201.

  2. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Глава 1, с.11-18.

  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7. С. 156-168, 171-182, 196-199.

  4. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. С. 115-123.

  6. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 10. С. 247-271.

  7. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 395-399; Глава 10. С. 448-460.

  8. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1, стр. 14-58



Дополнительная литература


  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

  2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

  4. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.

  5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

  6. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

  7. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  8. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  9. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.

  10. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  11. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.

  12. Amabile T.M. Attributions of creativity: what are the consequences? //Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 423-426.

  13. Boden M.A. (Ed.) Dimensions of Creativity. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.

  14. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.

  15. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, NY, 1996.

  16. Csikszentmihalyi M. Implications of a systems perspective for the study of creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 313-335.

  17. Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.

  18. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.

  19. Runco M. A. Insight for creativity, expression for impact// Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 377-391.

  20. Stein B.S. Memory and creativity// Handbook of creativity/ J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R.Reynolds (Eds.). NY: Plenum Press, 1989, pp.163-176.

  21. Sternberg J. R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 3-16.


Раздел 2. Диагностика креативности.

Основные достижения и проблемы.

Аудиторная работа – 4 ч (лекции -2, сем. -2)

Самостоятельная работа – 14ч
Проблема выделения критериев креативности. Основные подходы к её диагностике. Достоинства и недостатки психометрических методов, их критика. Концепция дивергентного и конвергентного мышления Дж. Гилфорда. Диагностика дивергентного мышления. Критика дивергентности как критерия креативности. Проблема соотношения интеллекта и творческих способностей. Экспертные методы в диагностике креативности. Их преимущества и недостатки. Применение компьютерных методик в диагностике творческих способностей.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, практические занятия, общегрупповая дискуссия, тестирование.
Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 2. С. 63-93; Глава 4. С.227-229.

  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7. С. 168-171, 183-184, 186, 188-189.

  3. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2002. Глава 10. С. 254-255.

  4. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1, стр. 37-38.



Дополнительная литература


  1. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  2. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.

  3. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. С.- Петербург: Питер, 2001.

  5. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 11, С. 3-20.

  6. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К.
    Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 с. 97-107.

  7. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.

  8. Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.

  9. Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper, 1959, pp. 142-161.

  10. Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.

  11. Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.



Раздел 3. Методы диагностики креативности.

Аудиторная работа – 4 ч (лекции - 2, сем. -2)

Самостоятельная работа – 16 ч
Наиболее популярные методики диагностики креативности. Диагностика вербальной и невербальной креативности. Выделение различных параметров в процессе диагностики креативности, их значение. Наиболее популярные тестовые методики: тест невербальной креативности Э. Торренса, тесты вербальной креативности Дж. Гилфорда и С. Медника. Использование метода “Креативное поле” для диагностики творческих способностей. Уровни интеллектуальной активности, критерии их выделения.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, тестирование, дискуссия.

Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 3. С. 103-110, 121-126.

  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7, С. 184-188, 191-195, 281-310, 322- 346.

  3. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 10. С. 462.


Дополнительная литература

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления “ необычное использование “. М.: Соборъ, 1996.

  2. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 1, c. 21- 40.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1983.

  4. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

  5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.

  6. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.

  7. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая диагностика. 2004, № 11, С. 3-20.

  8. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995.

  9. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К.
    Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 С. 97-107.

  10. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.

  11. Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper, 1959, pp. 142-161.

  12. Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.

  13. Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.

  14. Rubenson, D.L., Runco, M. A. The psychoeconomic approach to creativity// New Ideas in Psychology, 1992, 10(2), pp. 131-147.

  15. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.


Раздел 4. Проблема стимуляции и развития креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.

Аудиторная работа – 6 ч (лекции - 4, сем. -2)

Самостоятельная работа – 14 ч
Личностная и социокультурная обусловленность креативности и творчества. Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне. Эмоциональные факторы, влияющие на творческую деятельность субъекта. Инсайт и эмоциональное предвосхищение решения задачи. Роль внутренней и внешней мотивации субъекта как детерминанты его креативности (Т. Эмабайл). Чувствительность к противоречиям как важнейшая составляющая творческого мышления. Барьеры, мешающие проявлению творческого потенциала человека. Краткое описание основных подходов к развитию и стимуляции креативности. Индивидуальные и групповые методы, их преимущества и недостатки. Алгоритмические и неалгоритмические методы развития креативности. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, общегрупповая дискуссия, тренинговые упражнения.

Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.Глава 3, С.103-110.

  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 8. С. 211-239.

  3. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.

  4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002, С. 61-64.

  5. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 4. С.92-112; Глава 6. С.168-180.

  6. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9, С. 399-433, Глава 10. С. 463-470.

  7. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 116-131.



Дополнительная литература


  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.

  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, c. 61-65.

  1. Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  2. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

  3. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. 1998, №5, С.2-85.

  4. Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М., 1988.

  5. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М.: 2003.

  6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.

  7. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

  8. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  9. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  10. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996, №3, с.28-37.

  11. Britton B.K., Glynn S.M. Mental management and creativity: a cognitive model of time management for intellectual productivity //Handbook of creativity/J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R. Reynolds (Eds.), NY: Plenum Press, 1989, pp.429-440.

  12. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.

  13. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, NY, 1996.

  14. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.


Раздел 5. Концепция мозгового штурма.

Влияние обмена идеями на креативность субъекта.

Аудиторная работа – 6 ч (лекции - 2, сем. - 4)

Самостоятельная работа – 14 ч

Особенности совместной творческой деятельности. Сущность концепции мозгового штурма (А. Осборн). Правила, особенности и примеры его использования. Ограничение критического мышления во время сессии. Специфика процессов обмена идеями в условиях мозгового штурма. Недостатки и преимущества метода. Новейшие модификации мозгового штурма: электронный мозговой штурм (EBS). Использование мозгового штурма в сочетании с другими методами.


Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекция, практические занятия, сессия мозгового штурма, шэринг.

Основная литература


  1. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: 1976. Глава 7. С. 94-95.

  2. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 6. С.180-192.

  3. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 431-434, Глава 10. С. 468-470.

  4. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 116-119.


Дополнительная литература


  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, c. 61-65.

  2. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. С.- Петербург: Нева, 2003.

  3. Максимов В.В. Психологические вопросы соотношения индивидуального и коллективного в научном творчестве. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М.: 1971.

  4. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности при решении задач с помощью ЭВМ. Автореф. дисc... канд. психол. наук. Киев, 1981.

  5. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М.: 2003.

  6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

  7. Михалко М. Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  8. Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации. Автореф. диcс... канд. психол. наук. М.: 1986.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. С.- Петербург: 1999.

  10. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  11. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  12. Craig T.Y., Kelly J.R. Group cohesiveness and creative performance// Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 1999, 3, pp.243- 256.

  13. Dugosh K.L., Paulus P.B., Roland E.J., Yang H.-C. Cognitive stimulation in brainstorming// Journal of personality, and social psychology, 2000, 79, pp. 722-735.

  14. Lamm, H., Trommsdorff, G. Group versus individual performance on task requiring ideational proficiency (brainstorming)// European journal of social psychology, 1973, 3, pp. 361-387.

  15. Mullen, B., Johnson, C., Salas, E. Productivity loss in brainstorming groups: A

meta-analytic integration// Basic and applied social psychology, 1991, 12, pp.

3-23.


  1. Nijstad B.A., Stroebe W., Lodewijkx. Cognitive stimulation and interference in groups: exposure effects in an idea generation task// Journal of Experimental Social Psychology, 2002, 38, pp. 535-544.

  2. Osborn, A.F. Applied imagination. New York: Shribner, 1957.

  3. Sosik J.J., Avolio B.J., Kahai S.S. Inspiring group creativity: comparing anonymous and identified electronic brainstorming// Small Group Research, 1998, 29 (1), pp. 3-31.

  4. Ziegler R., Diehl M, Zijlstra G. Idea production in nominal and virtual groups: does computer mediated communication improve group brainstorming// Group processes and intergroup relations, 2000, 3(2), pp. 141-158.



Раздел 6. Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики.

Аудиторная работа – 6 ч (лекции -4, сем. -2)

Самостоятельная работа – 18 ч
Визуализация и работа с образом как средства развития креативности. Роль метафор и аналогий в процессе генерирования творческих идей. Общая характеристика метода синектики (У.Гордон). Виды аналогий: персонифицированная, прямая, символическая и фантастическая. Особенности переноса при использовании различных видов аналогий. Возможности применения метода синектики в рекламной деятельности. Ограничения метода синектики.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекция, семинар, сессия группового творчества, дискуссия, разбор кейсов.

Основная литература

  1. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: 1976. Глава 5. С. 75-76.

  2. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.




  1. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 434-436, Глава 10. С. 460-462.

  2. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 119-122



Дополнительная литература


  1. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

  2. Грин, Э. Креативность в паблик рилейшнз. С.- Петербург: Нева, 2003.

  3. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.

  4. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. С.- Петербург: Питер Паблишинг, 1999.

  5. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. Пер. с англ. В. Рогова. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.

  6. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии, 1998, №5, С.2-85.

  7. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия// Художественное творчество и психология/ Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991, c. 109-133.

  8. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

  9. Михалко М.Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  10. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  11. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  12. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  13. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.

  14. Gordon W.J. Synectics, the Development of Creative Capacity. Harper, New York, 1961.



Раздел 7. Комбинаторные методы в развитии и стимуляции креативности. Морфологический анализ. Развитие способности к нешаблонному мышлению.

Аудиторная работа – 4 ч (лекции - 2, сем. -2)

Самостоятельная работа – 14 ч
Сущность и основные преимущества комбинаторных методов развития креативности. Метод морфологического анализа: его краткое описание, основные принципы, преимущества и недостатки (Ф.Цвики). Возможности совершенствования метода морфологического анализа и его применения в различных областях.

Нешаблонное мышление. Способы его развития (Де Боно). Важность отхода от привычных схем и стереотипов. Роль юмора в развитии нешаблонного мышления.


Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекция, семинар, практические занятия, сессия группового решения задач, шэринг.
Основная литература

  1. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Глава 1, с.15; Глава 3, с.30; Глава 5. С. 63-64, С.69; Глава 6, с. 79-80; Глава 7. С. 89-90, С.94-97, С.100; Глава 9. С.123-124.

  2. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 432-433.

  3. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 124-129


Дополнительная литература

  1. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1999.

  2. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.

  3. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. С.- Петербург: Питер Паблишинг, 1999.

  4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

  5. Михалко М. Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  6. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М. РИП-холдинг, 2003.

  7. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  8. Britton B.K., Glynn S.M. Mental management and creativity: a cognitive model of time management for intellectual productivity //Handbook of creativity/J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R. Reynolds (Eds.), NY: Plenum Press, 1989, pp.429-440.

  9. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.





8Образовательные технологии

При проведении занятий занятий по заявленным темам предусматривается использование следующих образовательных технологий:



  • Лекции

  • Семинарские и практические занятия

  • Общегрупповые дискуссии

  • Сессии мозгового штурма и др. форм групповой творческой деятельности

  • Упражнения на развитие творческих способностей

  • Разбор и анализ кейсов

  • Шэринг


9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента




9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Содержание понятия “креативность”. Соотнесение понятий “творчество” и “креативность”.

  2. Виды креативности, области её применения.

  3. Краткая характеристика основных подходов к исследованию креативности и творческого мышления.

  4. Ассоцианистский подход к изучению творчества и креативности.

  5. Психоаналитические модели креативности.

  6. Психофизиологический подход к исследованию креативности.

  7. Модель творческого процесса по Г.Уоллесу.

  8. Когнитивный подход в исследованиях креативности и творчества.

  9. Автобиографические исследования творческой личности.

  10. Социокультурный подход к изучению творчества.

  11. Системный подход в исследованиях креативности.

  12. Стимуляция креативности на когнитивном уровне.

  13. Эмоциональные составляющие креативности.

  14. Мотивационные детерминанты креативности.

  15. Методы развития и стимуляции креативности. Общая характеристика.

  16. Мозговой штурм, его основные правила.

  17. Экспериментальные исследования эффективности мозгового штурма. Электронный мозговой штурм (EBS).

  18. Морфологический анализ. Его достоинства и недостатки.

  19. Метод синектики. Виды аналогий.

  20. Роль творческого воображения и визуализации в творчестве.

  21. Особенности проявления креативности в бизнесе.

  22. Особенности проявления креативности в рекламной деятельности.

  23. Латеральное мышление по Э. Де Боно.

  24. Дивергентное мышление по Дж Гилфорду.

  25. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

  26. Роль чувствительности к противоречиям в творческом мышлении. Методы её развития.

  27. Сравнительный анализ различных методов развития креативности.

  28. Общая характеристика методов диагностики креативности.

  29. Психометрические методы диагностики креативности.

  30. Диагностика вербальной креативности.

  31. Диагностика невербальной креативности.

  32. Особенности индивидуальных и групповых методов стимуляции креативности.

  33. Общение и межличностное взаимодействие как детерминанты креативности субъекта.

  34. Нешаблонное мышление. Методы его развития.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник





  1. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций: учеб. пособие /

С.Р. Яголковский М, Изд.Дом ГУ ВШЭ, 2007.

10.2Основная литература





  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

  2. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000.

  4. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. С. 115-123.

  6. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 10. С. 247-271.

  7. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 395-399; Глава 10. С. 448-460.

  8. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002.

  9. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000.

10.3Дополнительная литература

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления “ необычное использование “. М.: Соборъ, 1996.



  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.

  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, c. 61-65.

  3. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 1, c. 21- 40.

  4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1983.

  5. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

  6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

  8. Грин, Э. Креативность в паблик рилейшнз. С.- Петербург: Нева, 2003.

  9. Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  10. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1999.

  11. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.

  12. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. С.- Петербург: Питер Паблишинг, 1999.

  13. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

  14. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. Пер. с англ. В. Рогова. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.

  15. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.

  16. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии, 1998, №5, С.2-85.

  17. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.

  18. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия// Художественное творчество и психология/ Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991, c. 109-133.

  19. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

  20. Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М., 1988.

  21. Максимов В.В. Психологические вопросы соотношения индивидуального и коллективного в научном творчестве. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М.: 1971.

  22. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности при решении задач с помощью ЭВМ. Автореф. дисc... канд. психол. наук. Киев, 1981.

  23. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

  24. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М.: 2003.

  25. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

  26. Михалко М.Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  27. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М. РИП-холдинг, 2003.

  28. Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации. Автореф. диcс... канд. психол. наук. М.: 1986.

  29. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.

  30. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  31. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

  32. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.

  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.- Петербург: Питер, 2003.

  34. Рудестам К. Групповая психотерапия. С.- Петербург: 1999.

  35. Семёнов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дисc... докт. психол. наук. М.: 1992.

  36. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.

  37. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  38. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  39. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. С.- Петербург: Питер, 2001.

  40. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  41. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.

  42. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К.
    Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 С. 97-107.

  43. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая диагностика. 2004, № 11, С. 3-20.

  44. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995.

  45. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.

  46. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996, №3, с.28-37.

  47. Amabile T.M. Attributions of creativity: what are the consequences? //Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 423-426.

  48. Boden M.A. (Ed.) Dimensions of Creativity. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.

  49. Britton B.K., Glynn S.M. Mental management and creativity: a cognitive model of time management for intellectual productivity //Handbook of creativity/J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R. Reynolds (Eds.), NY: Plenum Press, 1989, pp.429-440.

  50. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.

  51. Craig T.Y., Kelly J.R. Group cohesiveness and creative performance// Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 1999, 3, pp.243- 256.

  52. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, NY, 1996.

  53. Dugosh K.L., Paulus P.B., Roland E.J., Yang H.-C. Cognitive stimulation in brainstorming// Journal of personality, and social psychology, 2000, 79, pp. 722-735.

  54. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.

  55. Gordon W.J. Synectics, the Development of Creative Capacity. Harper, New York, 1961.

  56. Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.

  57. Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper, 1959, pp. 142-161.

  58. Lamm, H., Trommsdorff, G. Group versus individual performance on task requiring ideational proficiency (brainstorming)// European journal of social psychology, 1973, 3, pp. 361-387.

  59. Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.

  60. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.

  61. Mullen, B., Johnson, C., Salas, E. Productivity loss in brainstorming groups: A

  62. Nijstad B.A., Stroebe W., Lodewijkx. Cognitive stimulation and interference in groups: exposure effects in an idea generation task// Journal of Experimental Social Psychology, 2002, 38, pp. 535-544.

  63. Osborn, A.F. Applied imagination. New York: Shribner, 1957.

  64. Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.

  65. Rubenson, D.L., Runco, M. A. The psychoeconomic approach to creativity// New Ideas in Psychology, 1992, 10(2), pp. 131-147.

  66. Runco M. A. Insight for creativity, expression for impact// Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 377-391.

  67. Sosik J.J., Avolio B.J., Kahai S.S. Inspiring group creativity: comparing anonymous and identified electronic brainstorming// Small Group Research, 1998, 29 (1), pp. 3-31.

  68. Stein B.S. Memory and creativity// Handbook of creativity/ J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R.Reynolds (Eds.). NY: Plenum Press, 1989, pp.163-176.

  69. Sternberg J. R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 3-16.

  70. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.

  71. Ziegler R., Diehl M, Zijlstra G. Idea production in nominal and virtual groups: does computer mediated communication improve group brainstorming// Group processes and intergroup relations, 2000, 3(2), pp. 141-158.

10.4Справочники, словари, энциклопедии




  1. Большой толковый психологический словарь / Под ред. Ребера А. В 2-х т. Т. 1. М.: Вече, 2003.

  2. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. http://slovari.yandex.ru/~книги/Общая%20психология/


11Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Стимульный материал для диагностики невербальной креативности по методике П. Торранса ( 1 л).




Каталог: data -> 2013
2013 -> Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
2013 -> Разработка требований к оценке социально-личностных компетенций и диагностике мотивационно-ценностной составляющей системных и инструментальных компетенций в рамках разработки системы методического обеспечения фгос, разрабатываемых с участием ниу
2013 -> Тема Введение в конфликтологию
2013 -> Проблема трансформации политического имиджа в неформальной политической коммуникации
2013 -> «Современные технологии организации внеурочной деятельности в образовательной области
2013 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»
2013 -> Конкурсу «Юный психолог» иМежрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба»
2013 -> Высшая школа экономики отделение статистики, анализа данных и демографии факультета экономики Кафедра демографии
2013 -> Программа дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница