Программа педагогической гостиной Дата проведения: 16. 12. 2010 Время проведения: 10. 00



Скачать 335.48 Kb.
Дата21.05.2016
Размер335.48 Kb.
ТипПрограмма
Педагогическая гостиная для старших воспитателей ДОУ и зам. по УВР

«Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников»
Программа педагогической гостиной

Дата проведения: 16.12.2010

Время проведения: 10.00

Место проведения : МДОУ д/с КВ №14 «Тополек», ул.Энергетиков 21а

10.00. Открытие педагогической гостиной

Лазарева В.Ф., методист УО

10.05. «Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»



Серова Е.В., старший воспитатель

10.15. Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные методы изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»



Мажура Ю.М., воспитатель

10.25. Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»



Казанцева О.М., воспитатель

10.30. Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками»



Офицерова Е.В., педагог-психолог

10.40. «Развитие творческих способностей средствами фольклора» (фрагмент занятия)



Мальцева И.В., музыкальный руководитель

11.00. Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно- эстетическому развитию»

11.10. Подведение итогов

«Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Серова Е.В.

ст. воспитатель, МДОУ д/с КВ №14 «Тополек»

    В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.



Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияющая на познание нравственной стороны действительности и повышение познавательной активности. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Теоретическая база:

1.Исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства.



  1. Исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.

С 2002 года одним из основных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

  • Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

  • Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

  • Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Обновление содержания образования. Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство" в сочетании с программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт.О.Л.Князева, М.Д.Маханева ), «Наш дом – Южный Урал» Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики; Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Лопатина Е.Г., Турченко В.И..

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми.



Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Все педагоги ДОУ имеют педагогическое образование, из них 50% имеют высшее педагогическое образование; 12% - имеют высшую квалификационную категорию, 58% - первую квалификационную категорию.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:



  • повышение квалификации в рамках курсовой подготовки (на 01.12.2010г. – 94% педагогов повысили свою квалификацию).

  • повышение квалификации воспитателей по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы.

С 2005 г. в ДОУ ведется работа по единой методической теме: «Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности».

В течение последних 3 лет проведены мероприятия, отражающие вопросы художественно-эстетического развития: педсовет «Развитие творческой личности», практикум: «Взаимодействие воспитателя с педагогами ДОУ по развитию творческих способностей детей», семинар: «О значении художественной литературы в формировании личности ребенка»; проведен родительский лекторий «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста». Также с целью повышения образовательного уровня педагогов организована консультативная работа.

Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.

По данному направлению обобщен опыт работы педагогов : Мажура Ю.М.: «Игровые приемы на занятиях по изодеятельности»; Панова Н.А.: «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изодеятельности»; Мальцева И.В.: «Развитие творческих способностей средствами музыкального фольклора»; Красильникова Л.М.: «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста».

Следующим направлением совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов в ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях.

Педагоги активно участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работы (Красильникова Л.М., Анисимова Л.М., Панова Н.А.)

В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение: программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации; перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам; картотека занятий, сценарии досугов и праздников; картотеки дидактических музыкальных игр; фонотека, медиатека по данному направлению; создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые и художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, «Русская изба». Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:


  • организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

  • совместная деятельность педагогов и детей;

  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции: музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность, изобразительная деятельность.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.

Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Эффективность деятельности во многом определяется взаимодействием специалистов ДОУ. Для каждого педагога ДОУ определены направления работы в области художественно – эстетического образования.

Направления работы заведующей ДОУ:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образования;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.);

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой).



Направления работы старшего воспитателя:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- выбор программы и методики (совместно с педколлективом);

- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализ ее результатов;

- проведение методических семинаров;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы ДОУ;

- организация родительских собраний, посвященных проблемам художественно-эстетического воспитания;

- обобщение результатов работы.



Направление работы педагога-психолога:

- психологическая поддержка работы по художественно-эстетическому воспитанию;

- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;

- участие в составлении диагностических карт;

- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);

- работа с родителями.



Направление работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, учителей-логопедов, инструктора по физкультуре, руководителя театральной студии;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- подбор музыкальных произведений к театральным постановкам;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;

- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.



Направление работы инструктора по физической культуре:

- согласование плана работы с планами воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр с учетом целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- участие в праздниках.



Направление работы учителя-логопеда:

- согласование программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);

- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.



Направление работы воспитателя:

- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

-работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя и психолога;

- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:



  • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.

  • обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Достижение задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 6,1, Детской школой искусств, ЦДОдД, городским музеем, заводом «Кристалл», другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения, организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества: «Рождественская звезда», «Пасху радостно встречаем», «Домисолька», «Звонкий голос детства» и занимают призовые места.



Результативность

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. В диаграммах представлены результаты диагностики по разделам: «Мир искусства и художественная деятельность», «Театрализованная деятельность», «Ребенок и музыка»


Мир искусства и художественная деятельность Театрализованная деятельность


Ребенок и музыка

По данным диаграмм видно, что с 2007 по 2010 год результаты работы по художественно - эстетическому развитию воспитанников в течение 3-х лет показывают устойчивую положительную динамику, которая проявляется в результатах усвоения программ «Детство» и «Наш Дом – Южный Урал». Этому способствует: использование различных форм работы, нетрадиционных методов и приемов, творческое сотрудничество детей и педагогов, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с другими учреждениями.

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в детской школе искусств, посещают кружки и студии и добиваются значительных результатов.

В перспективе планируем продолжить работу в данном направлении, на основе изучения новых федеральных государственных требований изменить систему взаимодействия педагогов с детьми.



Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста


Мажура Ю.М.

воспитатель МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Все мы в детстве были художниками, каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По данным психологов, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 % , а взрослые – лишь 2 % . Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Изобразительная деятельность способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима малышу для физического, психического и умственного развития.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

В своей работе мы используем разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломку; пористые губки и т .д.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Используемые нами нетрадиционные методы изодеятельности помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования начинаем уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования, далее с усложнением в выборе материала и способов рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста используем: рисование пальчиками; тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, рисование ватными палочками

Детей среднего дошкольного возраста знакомим с более сложными техниками: оттиск поролоном, оттиск пробкой, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, свеча и акварель, набрызг, рисование пластилином, тычкование, рисование под плёнкой, рисование сыпучими блёсками, рисование на ткани, кляксография обычная.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают ещё более трудные методы и техники: кляксография с трубочкой, предметная монотипия, кляксография с нитками, знакомая форма – новый образ, рисование солью, рисование клеем, рисунок с рельефом, рисунок на сырой мятой бумаге, рисование зубной пастой, рисование зубочисткой, монотипия-рисование нитками, теснение, рисование мыльной пеной, рисунок с двух сторон, мыльная живопись.

В своей работе мы используем и коллективные виды деятельности: рисование с секретом в 3 пары рук. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. 

Каждый из применяемых методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Рисование с использованием нетрадиционных методов - это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.



Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Казанцева О.М.

воспитатель МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек»
В настоящее время проблема развития творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в этом процессе. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

В решении задач, связанных с развитием творческих способностей ребенка дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.



Актуальность развития творческих способностей через театрализованную деятельность определяется следующими показателями:

1. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

2. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

3.Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

4. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка и его творческие способности.

Что такое творческие способности на самом деле?

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческих способностей - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

Каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок - думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира. Такие дети, как показала диагностика, мало болеют простудными заболеваниями, т.к. у них развивается позитивное отношение ко всему происходящему.

Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Выделяют несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности:

• Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.


  • Содержательное общение педагога и детей.

  • Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.

  • Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности.

В нашем детском саду работа с детьми в театральной студии направлена на ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства и их интеграцией, создание атмосферы доверия, свободы способствующей развитию творчества.

Основная цель работы театральной студии: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованной деятельности.

Исходя из цели определены задачи:


  • Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации.

  • Создавать условия для развития творческих возможностей детей, к которым относятся развивающая предметно-пространственная среда ДОУ; индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Нами был составлен план работы с детьми, в котором учитываются основные приоритеты системы дошкольного образования:

1. Личностно-ориентированная модель общения с детьми;

2. Принятие и поддержка его индивидуальности;

3. Забота о его физическом, эмоциональном состоянии.

Новизна данной деятельности заключается в том, что драматизация сказок, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями произведений. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен: использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии, беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

В нашей работе сотрудничество с родителями осуществляется через: привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; анкетирование; совместные спектакли.

Регулярно проводятся выступления детей занимающихся в театральной студии перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

За последние 3 года были показаны спектакли: «Муха-цокотуха», «Под грибком», «Маша и медведь», «Три поросенка»,«Кошкин дом», «Заюшкина избушка»и др.

Диагностика, проведённая в конце учебного года, показала, что уровень развития творческих способностей детей повышается. Сценическая игра детей улучшается от спектакля к спектаклю. Дети не просто проигрывают знакомые действия, а фантазируют, творчески подходят к изображению каждого героя сказки, показывают способности мимики и пантомимики. Дети стали сплочённее и внимательнее друг к другу. Повысился интерес к совместной деятельности.У детей развито умение хорошо распределять роли и договариваться о последствии совместных действий. Для развития игровых действий используют известных сказочных персонажей, выражают через них свои эмоции.

Более легко и свободно проявляют свои исполнительские умения. Данная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал каждого ребенка, формирует эстетический вкус, развивает коммуникативные качества личности ребенка, показывает его индивидуальность. Детям легче будет адаптироваться в школьной жизни, стать успешной творческой личностью.

В дальнейшем планируем продолжать работу по развитию творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности, внести коррективы в соответствии с новыми требованиями.

Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и развитием у детей дошкольного возраста творческих способностей.

Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками

Офицерова Е.В.

педагог-психолог МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек»
«Творческая самореализация, раскрытие творческого потенциала – цель, добродетель и залог успешного и здорового существования человека в мире, смысл и сущность жизни человека»

Аристотель

Почему малыши с таким упоением водят (вернее – возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя.

Познавая красоту окружающего мира, произведений искусства, как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность.

На основе положительного отношения к окружающему миру и эстетической деятельности у детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждения. Все названные психические процессы и качества личности необходимы для успешного развития творчества ребенка.

Что же понимается под художественным творчеством детей дошкольного возраста? Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. И с этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И, тем не менее, отечественные психологи и педагоги — Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Н.А.Ветлугина и др. — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Детское творчество – это сознательное отражение ребенком окружающей действительности, в которой появляется новизна, оригинальность, самостоятельная и познавательная активность. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.

Художественно-творческая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, поэтому включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности важно, т.к. они выполняют терапевтическую функцию: отвлекают детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя - понимаешь, что все дети наделены способностями, и поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить.

Во время занятий, связанных с творческим процессом – развивается познавательная и творческая активность детей, интеллект, память, воображение, мышление, речь. Творческая деятельность помогает дошкольнику найти свой путь к самовыражению. Имея возможность выразить себя, ребенок становится эмоционально богаче, чувствует удовлетворение. Творчество для него – это отражение душевной работы.

В процессе своей работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников мы включаем разные виды деятельности: дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения, фантазии, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание художественных произведений, прогулки, игры-путешествия, упражнения, создание сюжетных коллажей.



Создание сюжетных коллажей – это увлекательное творческое занятие - получило применение в практике нашей психологической службы. Мы постоянно открываем все новые и новые возможности этого творческого приема для развивающей работы с детьми, тренинговых программ для родителей.

Методика создания сюжетного коллажа универсальна по целевым возможностям, т.к. поставленные развивающие задачи решаются с помощью рассматриваемых приемов в сочетании с другими психологическими средствами:

• развитие моторики;

• формирование навыков планирования и самоконтроля;

• развитие способности к предвидению и навыков целеполагания;

• развитие умения доводить начатое дело до конца;

• развитие навыков произвольного внимания, сосредоточенности;

• развитие пространственного и проектного мышления;

• развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу;

• развитие навыков конструирования;

• развитие воображения и творческого мышления;

• развитие поисковых навыков (сбор и систематизация информации);

• развитие памяти;

• развитие речи и речевой произвольности;

• оптимизация самооценки;

• развитие мотивационной сферы;

• эстетическое развитие и др.

При продуманном подборе материала для создания коллажа, или серии коллажей, развивающих тот или иной сюжет, данные методы эффективно используются в немедицинской психотерапии, в комплексных программах диагностики и оптимизации детско-родительских отношений, при работе с детскими страхами и т.д.

Важно, что сюжетным коллажем к свободному творчеству можно мягко привлечь ребенка даже с очень низкой самооценкой. Ведь здесь не требуется каких-то особых художественных навыков. При этом особенное значение имеет подбор материала для первых занятий. Желательно, чтобы тема была интересной для ребенка, а размер и количество элементов соответствовали его практическим навыкам.

Как показывает практика, работая с коллажем, дети гораздо быстрее овладевают навыками вырезания, приобретают четкое понимание необходимости использования черновиков, “набросков”. Перед тем, как приступать к работе с “чистовой” версией рекомендуется попробовать разные варианты расположения заготовок на листе и относительно друг друга. Можно даже, пользуясь клеящим карандашом, слегка приклеить основные детали формируемого сюжета, чтобы была возможность перемещать их, подрисовывать разные варианты дополнительных элементов, менять лист-основу, чтобы в итоге найти самое интересное решение.

То, что дети учатся видеть вариативность возможных решений по использованию имеющегося материала и пространства листа имеет особое значение.

Таким образом, мышление ребенка уходит от шаблонности, приобретается установка на поиск оптимального из всех возможных решений, не останавливаясь на первом, пришедшем в голову варианте.

Имеется и уникальная возможность научить детей не бояться ошибок, закрепить опыт возможности исправить ситуацию. Сделав ошибку, ребенок учится не отчаиваться, а искать возможные пути превращения проблемы в новую возможность.

Совместная работа детей и родителей над сюжетами помогает соприкоснуться со всей полнотой их внутреннего мира – впечатлениями, мечтами, радостью, трудностями и опасениями, что переживаются в реальных ситуациях. Не только понять, но при необходимости здесь же в игре мягко поискать решения, из которых впоследствии сложится мозаика жизненной компетентности.

Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить тоньше чувствовать и понимать своего ребенка, содействовать гармоничному развитию, необходимо.

Создание сюжетных коллажей мы применяем и на занятиях практикума с родителями «Семейного клуба», где даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития художественно-творческой деятельности.

Создание коллажа предоставляет огромный выбор и организационных форм проведения занятий: индивидуальная работа с простым коллажем, индивидуальная работа над сложным коллажем – проектом, занимающая не один день, индивидуальная работа над серией коллажей, объединенных одной темой; групповая работа, когда каждый ребенок создает свой коллаж с групповым обсуждением (при этом набор материалов может быть одинаковым или различаться в зависимости от интересов и возможностей детей), групповая работа по созданию одного большого сюжетного коллажа (например, на листе ватмана, или полосы обоев) и др.

Что касается материала для создания коллажей, то, пожалуй, самым благодатным будет использование сканированных изображений из книжек – раскрасок, старые газеты, журналы, почтовые и рекламные каталоги, даже картинки, вырезанные из потерявших актуальность лотерейных билетов, фабричные наклейки также могут найти применение в этом увлекательном виде творчества. Если детям подсказать как вести папку заготовок для коллажей из этого набора, то они приобретут еще и полезные навыки систематизации иллюстративного материала.

Включение в систему развивающей и психокоррекционной работы разнообразных приемов художественного творчества, в том числе и создание коллажей, позволило добиться положительной динамики в развитии волевых качеств, повышения самооценки дошкольников.

А также данная работа способствовала развитию у детей:

- эстетического восприятия (умения видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);

- образного мышления (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления);

- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;

- мелкой моторики рук.

- эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность.


«Развитие творческих способностей средствами фольклора»

(фрагмент занятия)

Мальцева И.В.

музыкальный руководитель
Цель: Развивать творческие и музыкальные способности, расширять знания детей о народных инструментах. Продолжать знакомить с музыкальным фольклором. Прививать слушательскую и исполнительскую культуру.

Дети и воспитатель входят в избу.

Хозяйка: День добрый детушкти-касатушки

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь!

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли место хватило?

Приготовьте ушки и глазки,

Расскажу-ка я вам сказку!

Жил был кот и Воркот!

Ели они с одного стола,

В окошко смотрели с одного угла.

Гулять ходили с одного крыльца,

А не начать ли сказочку с самого конца?



Воспитатель: Что и сказочке конец?

Хозяйка: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

И дать бы каждому молодцу

С огорода по огурцу,

Да покуда вы сказку слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали.

Вот вам и не досталось!



Воспитатель: Очень уж короткие у вас сказки! Вы нам подлиннее

расскажите.



Хозяйка: Так уж и быть. Расскажу.

Жили-были дедушка и бабушка, и был у них козлик беленький, маленький. Шустрый такой. Всех ребят бодал . И вот какая история произошла с этим козликом.

Шел однажды козлик по лесу и нашел дудочку. А играть на ней не умеет. Стал искать того кто играть умеет. Идет ему на встречу курочка.

(На ширме появляется курочка)

Курочка: Здравствуй козлик, что ты несешь?

Козлик: Я нашел дудочку. Не умеешь ли ты на ней играть?

Курочка: Ко-ко-ко! Я все умею!

Приложила курочка дудочку к клювику и закричала:



Курочка: Ко-ко-ко!

(Козлик рассмеялся)

Козлик: Кто же так играет? Это не игра, а крик!

(Курочка обиделась)

Курочка: Плохая у тебя дудка. Не играет, а только квохчет. Возьми ее!

Хозяйка: Расстроилась курочка, попробуйте-ка дети развеселить ее. А не спеть ли нам потешку?

Какую мы знаем?



Дети поют потешку «Курочка-рябушечка» и подыгрывают на музыкальных инструментах.

Хозяйка: Пошел козлик дальше

(На ширме)

А навстречу ему ворон.



Ворон: Кар! Кар! Здравствуй Козлик! Куда ты идешь? Что несешь?

Козлик: Здравствуй Ворон-Воронок! Я нашел дудочку и ищу музыканта, чтобы поиграл на ней.

Ворон: Я умею играть, я же первый музыкант в лесу!

(И заиграл ворон в дудочку)

Ворон: Кар!Кар! Кар!

(смеется козлик)



Козлик: Ха! Ха! Ха! Разве это игра? А говорил умеешь!

Ворон: Плохая у тебя дудочка! Не поет, не играет, только каркает! Возьми ее обратно!

(Расстроился ворон)

Хозяйка: А не повеселить ли нам , ребята ворона?

Дети поют потешку «Ворон на трубе» и инсценируют.

Хозяйка: Только собрался козлик идти, как слышит, песня звучит.

Хозяйка поет: Я пасу свою скотинушку,

На зеленой луговинушке,

Солнце выше поднимается,

Значит полдень приближается.



(Детям) Какую песню напоминает вам эта песня? Про кого эта песня?

Дети: Ранним-рано по утру.

Поют рус. нар. Песню «Ранним – рано по утру»

Хозяйка: Ребята, как вы думаете, кто потерял дудочку?

Дети : Пастушок.

Хозяйка: А как вы думаете, умеет пастушок играть на дудочке?

Дети:

Хозяйка: Послушайте как он играет на ней.

Муз. руководитель поет рус. нар. песню «На зеленом лугу»

Муз.рук.: Вам понравилась песня пастушка? Хотите ее спеть?

Исполняется песня вместе с детьми.

Муз.рук. А хотите также как пастушок играть на дудочке?(Взяли в руки воображаемые дудочки и будем в них играть «Их-вох»!

Муз.рук. показывает.

Дети поют еще раз, в припеве подыгрывают на дудочках.

Муз.рук.: Пастушок наш веселый любит веселиться и играть, я вас сейчас научу играть в игру «Веселый музыкант».

Объясняет правила игры.

(Музыкант идет по кругу, играет на дудочке, пока звучит музыка, по окончании музыки, музыкант останавливается возле двоих ребят, они разбегаются в разные стороны, кто первый прибежит к дудочке, тот и становится музыкантом.)

Играют в игру «веселый музыкант»

(Воспитатель объясняет кому в какую сторону бежать)

Муз.рук.: А сейчас для вас сюрприз.

Иногда пастушки играют на рожке, этот инструмент называется рожок.Послушайте как он играет.



Муз.рук. играет на рожке.

Муз. рук.: Весело играет рожок, так и хочется плясать. Я сейчас еще раз поиграю, а вы попляшите, повеселите моего козлика, только, чур, каждый пляшет по своему , не повторяя движения друг за другом. Вспомните, какие танцевальные движения мы знаем.

Дети называют и показывают:

1.Хлопки.

2.Выставление ноги на носок.

3. Кружение.

4. Пружинка.

5.Сколзящие хлопки.

Муз.рук. Эй, топи нога.

Топни правеькая.

Все равно плясать пойду,

Я удаленькая.



Дети танцуют импровизированный танец.

Хозяйка: Спасибо, детушки-касатушки, порадовали меня, козлика моего повеселили, даже и расставаться с вами жаль, приходите ко мне еще в гости, буду ждать вас
(Дети уходят из горницы)
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница