Рабочая программа учебной дисциплины «психология креативного мышления»



Дата15.05.2016
Размер142 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»




Социально-психологический факультет

Кафедра теоретической и практической психологии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ Клюсова В.В.

«___» __________ 2012 г.



Рабочая программа учебной дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»

Код и направление подготовки



050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль

«Педагогика и психология профессионального образования»
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения



очная

Тобольск

2012

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель и задачи дисциплины

Дисциплина предназначена для изучения студентами теоретических и экспериментальных оснований психологии креативности, закономерностей протекания творческого процесса, методов стимулирования и развития креативности.

Задачи дисциплины:

1. Рассмотреть основные концепции природы креативности.

2. Ознакомиться с личностными особенностями креатива.

3. Изучить особенности протекания творческого процесса.

4. Рассмотреть методы стимулирования и развития креативности.
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы бакалавриата

Дисциплина «Психология креативности» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла.
Специальные требования к входным знаниям: знать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества.

Применение полученных знаний.

Психологические знания в данной сфере помогут студенту понять закономерности и механизмы творческого процесса, психологические особенности личности креатива и его жизненный путь, место и роль творчества в жизни человека. Полученные знания могут быть применены студентом при решении серьезных проблем, требующих нестандартного, творческого подхода.



Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетных единицы (72 академических часа).
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПКПП-9, ПКСП-2.
В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать сущность творческого процесса, его стадии, особенности протекания;

- уметь разрешать сложные проблемные ситуации;

- владеть методами стимулирования и развития креативности.



2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Лекции

18




Практические / Семинарские

36




Лабораторные

-




Консультации

-




Курсовые работы, рефераты

-




Контрольные работы (КСР)

2













Итоговый контроль: ЭКЗАМЕН

36




Общий объем часов по дисциплине: 144часа




36











3. План занятий
3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения





Темы для очной и заочной
формы обучения


Аудиторные занятия (час) в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Практич/cеминар.

КСР

1

Понятие и природа креативности

2

4




4

2

Концепции креативности

4

8

2

8

3

Личностные особенности и жизненный путь креатива

4

8




8

4

Развитие креативности

4

8




8

5

Методы генерирования креативных идей

4

8




8













Итого

18

36

2

36


3.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Понятие и природа креативности.


Понятие креативности. Природа отношений творчества и деятельности. Основные признаки деятельности, как формы активности. Взаимосвязь творческой активности и деятельности. Творчество как побочный «продукт деятельности». Истоки творчества: разрыв связей «человек-среда» и «человек-человек». Природа мотивации творчества. Адаптивное и креативное поведение.

Развитие представлений о творчестве в историческом ракурсе. Древняя Греция и Рим: соотношение «активности на досуге» (otium) и «деятельности социально регламентированной» (negotium). Средние века: примат ремесленничества над творчеством. Гуманизм и творчество эпохи Возрождения. Практицизм эпохи капитализма. Творчество современного периода.

Признаки творческого акта. Бессознательная активность духа в творческом процессе. Эффект «бессилия воли» при вдохновении. Непроизвольная активность психики. Отречение от результатов творчества. Измененное состояние сознания. Искусственная стимуляция творческого процесса. Стадии творческого процесса. Соотношение сознательного и бессознательного в творчестве.
Тема 2. Концепции креативности.

Основные подходы к проблеме творческих способностей. Креативная активность личности в концепции Д.Б. Богоявленской. Креативность, как характеристика самоактуализирующийся личности по А. Маслоу. Креативность, как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта. Корреляция между креативностью и интеллектом.

Концепция креативности Дж. Гилфорда Э.П. Торренса. Два типа мыслительных операций: конвергенция и дивергенция. Конвергентное мышление как прообраз тестового интеллекта. Дивергентное мышление как основа креативности. Основные параметры креативности. Способность к обнаружению и постановке проблемы. Способность к генерированию большого числа идей. Гибкость, как способность продуцировать разнообразные идеи. Оригинальность, как способность отвечать на раздражители нестандартно. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали. Способность к анализу и синтезу. Тесты Гилфорда и Торренса.

Концепция креативности М. Воллаха и Н. Когана. Соотношение уровней развития интеллекта и креативности, с одной стороны, и личностных особенностей, с другой.

Концепция С. Медника. Творческий процесс, как совокупность конвергентной и дивергентной составляющих. Дивергенция, как актуализация отдаленных зон смыслового пространства. Творчество, как способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза. Тест RAT (тест отдаленных ассоциаций).

«Теория инвестирования» Р. Стернберга. Основные факторы, детерминирующие творческие проявления. Интеллектуальная способность: синтетическая, аналитическая, практическая. Позитивные и негативное влияние знаний. Независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Личностные черты и мотивация креатива. Креативная среда.

Концепция В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой. Смысловой критерий креативности. Мотивационный критерий креативности. Спонтанность проявлений креативности. Неподвластность проявлений креативности внешней и внутренней регуляции.

Тема 3. Личностные особенности и жизненный путь креатива.


Точка зрения Ч. Ломброзо на взаимосвязь гениальности и помешательства. Гений носитель рецессивного гена шизофрении. Гений и талант, как креативность и интеллектуальность. Взаимосвязь крейатизма и нейротизма. Признаки гения: оригинальность, универсальность, продолжительность творческого периода жизни, активность бессонательного. Психологическая формула гения=(высокий интеллект + высокая креативность) х активность психики. Конституциональные особенности выдающихся ученых.

Мотивация креатива. Творческая активность, как результат сублимации полового влечения. Творчество, как способ компенсации комплекса недостаточности. Проявление архетипов коллективного бессознательного в творчестве. Творчество, как восхождение личности к «идеальному Я». Мотивация личностного роста креатора, неподчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия. Потребность в самоактуализации.

Индивидуально-психологические особенности креатора. Независимость. Открытость ума. Высокая толерантность к неопределенности. Эстетическое чувство. Тревожность. Дезадаптированность. Склонность к риску. Различия психологических портретов ученых и деятелей искусств.

Типы креативов: «молодые» и «долгожители». Творческие мертвецы. Циклы творческой активности. Два типа творческой продуктивности.


Тема 4. Развитие креативности.

Основные подходы на развитие креативности. Генетический подход. Связь пластичности с креативностью. Средовой подход. Подход генотип-средового взаимодействия. Влияние семейных отношений на креативность. Идентификация ребенка с творческим человеком. Сензитивный период развития креативности. Зона ближайшего развития.

Фазы развития креативности. Развитие первичной креативности. Формирование специализированной креативности. Условия формирования креативности. Отсутствие регламентации предметной активности. Наличие позитивного образца творческого поведения. Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения. Социальное подкрепление творческого поведения. Глубинная и ситуативная креативность.

Подражательная стадия активности креатива в ходе освоения избранного вида деятельности. Подражание-копирование. Творческое подражание. Подражательное творчество.



Тема 5. Методы генерирования креативных идей.

Стадии креативного процесса. Подготовка – сбор информации. Реакции на фрустрацию: отрицание, рационализация, принятие стагнации, новый рост. Инкубация – функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга. Латерализация и реципрокность. Инсайт. Разработка: верификация и осуществление.

Методы стимулирования креативности. Метод мозгового штурма. Брейнрайтинг. Метод синектики. Виды аналогий (прямая, личная, символическая, фантастическая). Морфологический анализ. Метод Сальвадора Дали. Метод Уолта Диснея. Метод Леонарда да Винчи. Техники развития творческого воображения. Агглютинация. Гиперболизация. Акцентуирование. Типизация. Тренинг креативности.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] / Ильин, Е. П., д.психол.н., проф. РГПУ. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 444 с. Режим доступа: http://texts.lib.tversu.ru/texts/997391ogl.pdf
2. Чернецкая Н.И. Психология творчества : учебное пособие [Элек- тронный ресурс] / Н. И. Чернецкая ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Иркут. гос. ун-т". - Иркутск : Иркутский государственный универ- ситет, 2010. - 197 с. Режим доступа: http://texts.lib.tversu.ru/texts/1001109ogl.pdf

Дополнительная литература:
1. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М. 1989.

2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

3. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

6.Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 2004..

7. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2003.

8. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психологический журнал, 1983. Т.4. № 5. С. 3-10.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М., 1988.

10. Михайи Гиксентми. Креативность, Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2013.



4.2. Методическое обеспечение дисциплины
4.2.1 Методические рекомендации для преподавателей

Ведущими видами занятий для данного курса являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

На лекциях рекомендуется излагать основные систематизированные знания по дисциплине, концентрировать внимание обучаемых на наиболее острых и ключевых проблемах, указывать направления подробного и детального его дальнейшего изучения. Лекционные занятия необходимо проводить в информативной форме, а также включать элементы проблемного изложения материала. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности и предполагать сосредоточение усилий студентов на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературу.

Для повышения качества проведения лекционных занятий они должны сопровождаться иллюстративными материалами традиционных (учебные карты, схемы) и современных (кино, видео, аудио) методических средств.

На практических занятиях студенты углубляют знания, приобретенные в ходе лекций и самостоятельной работы. Особое внимание необходимо в ходе занятий обратить на привития обучаемым навыков самостоятельного поиска и анализа литературы, умения активно участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, делать правильные выводы. Практические занятия должны носить проблемный характер.

Особое внимание в ходе практических занятий следует уделять обучению будущего психолога ориентироваться в научных концепциях, анализировать основные факты, причины, закономерности и механизмы развития психологического знания, грамотно ставить и решать научно-исследовательские задачи.

Исходя из специфики подготовки будущего специалиста не только как психолога-исследователя или психолога-практика, а и преподавателя психологии, занятия необходимо проводить так, чтобы в их ходе студенты могли перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения, грамотному использованию методических средств.

Для привития студентам методических навыков возможно привлечение их к проведению занятий по дисциплине в роли помощников руководителя.


Организация самостоятельной работы студентов
Важное место в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов, которая имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе занятий знаний, поиск и приобретение новых знаний, способствует личному познанию себя. Самостоятельную работу студентов по дисциплине необходимо обеспечивать подготовкой соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных пособий, а также проведением индивидуальных и групповых консультаций.

Преподавателю необходимо следить за публикациями в периодической печати по креативности и рекомендовать появляющиеся статьи по данной проблеме в печатных изданиях для изучения, осмысления и реферирования в ходе самостоятельной работы. Особое внимание обратить на такие журналы, как: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ» (серия »Психология»), «Психоаналитический вестник», «Московский психотерапевтический журнал».

Для определения качества подготовки студентов целесообразно проводить текущий контроль при проведении всех видов учебных занятий — посредством летучек, устных опросов и других форм по усмотрению преподавателя с выставлением оценок.

4.2.2 Методические рекомендации для студентов
Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма изучения дисциплины:

1. Составить план изучения дисциплины.

2.Просмотреть список основной литературы и начать изучать литературу синхронно с преподаванием лекций. Возникающие вопросы прояснять на лекциях и семинарских занятиях.

3. Знакомиться с периодическими изданиями по изучаемой теме.

4. Составить краткий конспект согласно заданию по дисциплине.

Конспект составляется в произвольной форме и выполняется на компьютере. Сам конспект набирается обычным шрифтом, а шрифтовые выделения используются для обозначения автором главного, нужного, того, на что следует обратить особое внимание, чтобы не было однообразно набранного текста. Выделяются, как правило, определения, сущность исследуемого явления (кратко), выводы и др.

При выполнении задания указывается учебная литература, при опоре на которую оно выполнялось.

4.3 Материально-техническое обеспечение дисциплины
В ходе изучения дисциплины используются, как традиционные (учебные карты, схемы), так и современные (кино, видео, аудио, интернет) методические средства. Подбор средств осуществляется исходя из поставленных целей. Основным критерием подбора современных средств является поднимаемая проблемность изучаемой теме, которая позволяется задуматься и глубже понять предмет изучения.

4.4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.4.1. Текущий и промежуточный (итоговый) контроль

Формами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине являются:

а) для текущей аттестации:


  • комплект вопросов, рассматриваемых на семинарских занятиях, типовых заданий и нестандартных задач, наборов проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения.

б) для промежуточной аттестации:

  • вопросы к зачету,

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.

.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

ПКПП-9, ПКСП-2
Текущая аттестация по дисциплине проводится в форме:


    • практической/контрольной работы (на 2-м и 4-м занятии),

Объектами оценивания выступают:



    • активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине;

    • степень усвоения теоретических знаний;

    • уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

    • результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

Студент, пропустивший два занятия подряд, допускается до последующих занятий на основании допуска. Оценивание студента проводится преподавателем независимо от наличия или отсутствия студента (по уважительной или неуважительной причине) на занятии. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период.


Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в форме экзамена.

Студенты допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине. В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.

экзамен проводится в устной форме по вопросам. Экзаменатору предоставляется право задавать помимо теоретических вопросов задачи, связанные с курсом.

4.4.2. Содержание контрольных мероприятий
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ/САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Понятие и природа креативности.
Для каждого вопроса выберите один наиболее полный правильный ответ.


  1. Креативность это -

1)повторение

2)подражание

3)созидание*

4)научение



  1. В античном мировоззрении творчество связано со сферой

5)конечного*

6)вечного

7)изменчивого*

8)бесконечного

9)преходящего *


  1. В античной философии творчество

10)главенствует над созерцанием

11)находится на равных позициях с созерцанием

12)расположено ниже, чем созерцание*

13)не сравнивалось с созерцанием



  1. Христианство оценивает творчество как,

14)творчество народа

15)творчество истории *

16)творчество природы

17)творчество человека



  1. Художественное и научное творчество в период христианства занимает

18)главенствующую роль

19)подчиненную роль

20)второстепенную роль*

21)активную роль



  1. В эпоху возрождения творчество рассматривает как,

22)творчество бога

23)художественное творчество

24)научное творчество

25)античное творчество



  1. Кант в творческой деятельности большую роль отводит

26)продуктивной способности мышления

27)репродуктивной способности воображения

28)репродуктивной способности мышления

29)продуктивной способности воображения *



  1. По Шеллингу, творческая способность воображения есть

30)единство сознательной и бессознательной деятельности*

31)противоположность сознательной и бессознательной деятельности

32)работа бессознательного

33)чистая функция сознания



  1. По мнению Маркса, творчество это -

34) созерцание

35)производство

36)деятельность бессознательного

37)работа бога



  1. Экзистенциализм трактует творчество как,

38)противопоставление интеллектуальным и техническим моментам творчества *

39)признание интуитивной или экстатической природы творчества*

40)ориентация на изобретательство

41)интеллектуально выраженная форма социальной деятельности



  1. Какое направление в психологии положило начало систематическому изучению механизмов творческого мышления?

42)ассоциативная психология

43)советская психология

44)гештальтпсихология*

45)зарубежная психология



  1. Что такое инсайт?

46)озарение *

47)образ


48)очищение

49)радость



  1. Творческое поведение, по мнению В.Н. Дружинина является

50)целенаправленным

51)реактивным

52)разрушительным

53)преобразующим*



  1. Суть креативности по Я. А. Пономареву сводится к

54)актив­ности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности*

55)достижению целей деятельности

56)разрушению окружающего

57)помощи людям



  1. Мотивация творчества, по мнению В. М. Вильчека

58)подвижна и активна

59)сознательна и управляема

60)иррациональна и неудовлетворяема *

61)рациональна



  1. Какой признак творческого акта не относится к нему

62)бессознательность

63)спонтанность

64)стабильность*

65)неконтролируемость

66)измененность состояния сознания


  1. Основа успеха решения творческих задач, по Пономареву,

67)способность к музыке

68)способность действовать в уме*

69)способность к рисованию

70)математические способности


Тема 2. Концепции креативности.
Для каждого вопроса выберите один наиболее полный правильный ответ.


  1. Кто являлся пионером зарождающейся в России психологии творчества?

71)Я.А. Пономарев

72)Л.С. Выготский

73)А.А. Потебни*

74)А.Н. Леонтьев



  1. Сколько стадий творческого процесса выделяет Лезин?

75)2

76)3 *


77)4

78)5


  1. Отметьте специфические признаки творчества по П.К. Энгельмейеpу

79)ценность*

80)разумность

81)целесообразность*

82)неожиданность *



  1. Назовите оптимальный возраст для творчества по М.А. Блоху?

83)30

84)25*


85)42

86)35


  1. Отметьте теории творчества, которые выделял О.С. Гpузенбеpг

87)социологический тип

88)философский тип *

89)антропологический тип

90)интуитивный тип*



  1. По мнению В.М. Бехтерева творчество это

91)самопорождающая активность

92)реакция на раздражитель*

93)упорный труд

94)активность духа



  1. Кто из ученых разделял точку зрения В.М. Бехтерева на творчество?

95)И.П. Павлов*

96)В.В. Савич*

97)А.А. Потебни

98)Л.С. Выготский



  1. Какие феномены творчества отвергались советскими психологами до 50-х годов XXв.?

99)интуиция*

100)восприятие

101)инсайт *

102)рациональный опыт



  1. Что такое одаренность?

103)совокупность способностей *

104)интуиция

105)озарение

106)характер



  1. Что новое внес в советскую психологию творчества И.С. Сумбаев

107)признал роль бессознательного в творчестве*

108)подчеркнул определяющее значение эксперимента в изучении творчества

109)развенчал легенду о бессознательном творчестве

110)разработал психологическую концепцию способностей



  1. Кто из ученых утверждал, что креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта?

111)Дж. Гилфорд*

112)А. Маслоу

113)А. Танненбаум

114)Д. Б. Богоявленская

115)А. Олох


  1. Кто из ученых придерживался точки зрения, что высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот?

116)К.Тейлор

117)А. Маслоу

118)Г. Грубер

119)Г. Айзенк*

120)Я. А. Пономарев


  1. Кто организовал Калифорнийское лонгитюдное исследование?

121)Д. Векслер

122)Р. Уайсберг

123)Л. Термен*

124)В.Н. Дружинин



  1. Какие типы мышления выделил Дж. Гилфорд?

125)интуитивное

126)конвергентное*

127)творческое

128)дивергентное*

129)наглядно-образное


  1. Сколько групп детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности выделили М. Воллах и Н. Коган?

130)2

131)3


132)4*

133)7


134)8

  1. Отметьте факторы, которые детерминируют творческие проявления, по мнению Стернберга

135)знание*

136)подвижность

137)стиль мышле­ния*

138)лабильность

139)экстраверсия


  1. Какой критерий позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные проявления человече­ской активности?

140)смысловой критерий*

141)возрастной критерий

142)половой критерий

частотный критерий


Тема 3. Личностные особенности и жизненный путь креатива.
Для каждого вопроса выберите один наиболее полный правильный ответ.


  1. По мнению Ч. Ломброзо творчество связано с

143)здоровьем

144)помешательством*

145)самореализацией

146)научением



  1. Гений по преимуществу творит

147)бессознательно*

148)рационально

149)сознательно

150)бесконечно

151)целенаправленно


  1. По мнению Д. Карлсона гений - это

152)носитель доминантного гена эпилепсии

153)носитель рецессивного гена эпилепсии

154)носитель рецессивного гена шизофрении*

155)носитель доминантного гена шизофрении



  1. Какие типы выдающихся ученых выделил В. Бодэрман?

156)высокий, сложенный, атлетический

157)легкий, хрупкий, симметричный*

158)низкорослый гигант*

159)толстый, вальяжный, бочкообразный



  1. Кто из психологов считал творческую активность результатом сублимации полового влечения?

160)К. Юнг

161)А. Маслоу

162)З. Фрейд*

163)А. Адлер



  1. Какие личностные черты присущи творческим людям?

164)конформность

165)независимость*

166)терпимость к неопределенности*

167)стремление к порядку, спокойствию



  1. Какие личностные качества ученых и бизнесменов отличают их от деятелей искусств

168)высокая чувствительность

169)прагматизм*

170)эмоциональность

171)сдержанность*



  1. При сочетании креативности с невысоким интеллектом человек -

172)адаптирован к среде

173)активен, независим

174)эмоционально уравновешен

175)тревожен, плохо адаптирован*



  1. Какие две категории творцов выделял М. Зощенко?

176)ученых

177)проживших до 45 лет*

178)писателей

179)«долгожителей» *

180)бизнесменов

181)поэтов



  1. По мнению М. Зощенко, в чем причина преждевременной смерти творцов?

182)в неумелом обращении с собой *

183)в ненависти к ним других

184)в непонимании со стороны других

185)в плохой наследственности



  1. Отметьте «мертвецов при жизни» среди творцов?

186)Глинка*

187)Кант


188)Ньютон

189)Фонвизин*

190)Дарвин


  1. По мнению Г. Лемана пик продуктивности у творцов происходит в

191)20-30 лет

192)30-35 лет*

193)35-40 лет

194)40-60 лет

195)60-70 лет


  1. Какие личностные качества позволяют предотвратить спад творческой активности?

196)свободомыслие*

197)импульсивность

198)независимость взглядов*

199)коммуникативность



  1. Какую категорию творцов не любит господствующая власть?

200)ученых

201)композиторов

202)поэтов*

203)бизнесменов

204)инженеров


  1. Какая жизнь для творца является подлинной?

205)внутренняя – жизнь духа*

206)внешняя – жизнь жизнелюба

207)и внешняя и внутренняя


  1. По мнению В.Н. Дружинина самоактуализирующая личность является

208)творческой

209)не творческой*


Тема 4. Развитие креативности.
Для каждого вопроса выберите один наиболее полный правильный ответ.


  1. Отметьте сензитивный (чувствительный) период развития креативности?

210)от 1 мес. до 1 года

211)от 1 до 3 лет

212)от 3 до 5 лет*

213)от 5 до 7 лет



  1. По мнению отечественной школы дифференциальной психофизиологии, какое свойство нервной системы человека детерминирует креативность?

214)сила

215)пластичность *

216)уравновешенность

217)подвижность



  1. Психологические исследования выявили наследуемость индивидуальных различий в креативности?

218)да

219)нет*


220)такие исследования не проводились

  1. Какая окружающая среда благоприятна для развития креативности у детей?

221)социальная и политически стабильная среда

222)социальная и политически нестабильная среда*

223)не имеет значение


  1. Кто имеет большие шансы для проявления творческих способностей?

224)старший ребенок*

225)средний ребенок

226)младший ребенок

227)единственный ребенок*



  1. Чаще творческие дети появляются в семьях, где

228)отец и мать одного возраста

229)отец старше матери*

230)мать старше отца


  1. Больше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя?

231)с отцом

232)с матерью

233)с «идеальным героем» *

234)с другом

235)с учителем


  1. Для развития креативности оптимален

236)высокий уровень сопротивления среды и поощрения таланта

237)низкий уровень сопротивления среды и поощрения таланта

238)средний уровень сопротивления среды и высокий уровень поощрения таланта

239)средний уровень сопротивления среды и поощрения таланта*



  1. Сколько фаз проходит развитие креативности?

240)2 *

241)3


242)5

243)8


  1. В повседневной жизни происходит

244)подавление креативности*

245)активизация креативности

246)ничего не происходит с креативностью


  1. Какая тенденция преобладает при развитии креативности?

247)после повышения креативности происходит дальнейшее ее развитие

248)после повышения креативности происходит некоторое понижение*

249)после повышения креативности изменений никаких не происходит

250)никакой тенденции не наблюдается



  1. Сколько вариантов индивидуального реагирование детей было выделено в формирующем эксперименте Н.В. Хазратовой?

251)3

252)5*


253)7

254)8


255)10

  1. В модели Торренса интеллект?

256)служит базой креативности*

257)не является базой креативности

258)включает в себя креативность


  1. По данным тестирования личность «идеального ученика»?

259)соответствует творческой личности

260)противоположна по своим характеристикам творческой личности*

261)никак не соотносится с творческой личностью


  1. Результаты исследований Н.В. Хазратовой и Н.М. Гнатко свидетельствуют в?

262)пользу тесной связи креативности и подчинения

263)пользу тесной связи креативности и интеллекта

264)пользу тесной связи креативности и подражания *

265)пользу тесной связи креативности и самоактуализации



Тема 5. Методы генерирования креативных идей.
Для каждого вопроса выберите один или несколько правильных ответов.


  1. Сколько стадий творческого процесса выделил Г. Уоллес?

266)3

267)4*


268)5

269)6


  1. Какое качество, по мнению К. Роджерса определяет возможность «вхождения» в креативный процесс?

270)гибкость

271)смелость

272)открытость опыту*

273)настойчивость



  1. Отметьте реакции, возникающие в точки креативной фрустрации

274)отрицание*

275)проекция

276)рационализация*

277)новый рост *

278)замещение


  1. Посредством, каких понятий описывается работа полушарий головного мозга в период инкубации?

279)латерализации*

280)реципрокности *

281)интеракции

282)перцепции

283)коммуникации


  1. Кто внедрил метод мозгового штурма?

284)А. Осборн*

285)Л.С. Выготский

286)К. Роджерс

287)Дж. Гилфорд



  1. Какие этапы включает метод мозгового штурма?

288)этап выдвижения идей*

289)этап инкубации идей

290)этап фрустрации

291)этап анализа выдвинутых идей*



  1. Брейнрайтинг - это?

292)синоним мозгового штурма

293)разновидность мозгового штурма с выдвижением идей в письменной форме*

294)этап мозгового штурма

295)тип мышления креатора



  1. Назовите автора синектике?

296)Д. Векслер

297)Я. А. Пономарев

298)У. Гордон *

299)М. Воллах



  1. В синектике результаты решения проблемы?

300)рациональны, процесс же, приводящий к решению, - нерационален *

301)иррациональны, процесс же, приводящий к решению, - рационален

302)иррациональны, процесс, приводящий к решению, - то же иррационален

303)рациональны, процесс, приводящий к решению, - то же рационален



  1. Отметьте базовые процессы синектике

304)выдвижение рациональных идей

305)выдвижение иррациональных идей

306)превращение незнакомого в знакомое*

307)превращение знакомого в незнакомое*

308)поглощение идей


  1. Кто автор морфологического анализа?

309)Дж. Гилфорд

310)А. Маслоу

311)Ф. Цвикки*

312)Г. Грубер

313)А. Олох

314)С. Дали



  1. Метод Сальвадора Дали использует образы?

315)полученные посредством прямых аналогий

316)полученные посредством символических аналогий

317)полученные гипногогическим способом*

318)полученные посредством личных аналогий

319)полученные посредством интуиции


  1. Какие образы используются в методе У. Диснея?

320)фантазер*

321)модератор

322)критик*

323)практик*

324)креатор

325)художник



  1. В методе Леонардо да Винчи используется?

326)выдвижение идей

327)гипногогические образы

328)графическое воплощение идеи*

329)использование метафор

330)рациональное рассуждение


  1. Кентавр - это?

331)пример гиперболизации

332)пример агглютинации*

333)пример акцентуирования

334)пример типизации



  1. Отметьте определения, которые характеризуют воображение

335)психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечно­го результата предметной деятель­ности субъекта *

336)процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности

337)психический процесс, выражающийся в создании образов, соответствующих описанию объ­екта *

338)целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности

339)сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе и т.д.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Творчество как предмет исследования психологии.

2. Историческое рассмотрение феномена творчества.

3. Творчество и деятельность.

4. Признаки творческого акта.

5. Основные подходы к проблеме творчества.

6. Концепция редукции творчества к интеллекту.

7. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса.

8. Концепция М. Воллаха и Н. Когана.

9. Концепция С. Медника.

10. Теория инвестирования Р. Стернберга.

11. Подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой.

12. Личностные особенности креатива.

13. Циклы творческой активности.

14. Психогенетика креативности.

15. Формирование креативности и обучаемость.

16. Обучаемость, креативность и интеллект.

17. Этапы творческого процесса.

18. Метод мозгового штурма.

19. Метод синектики.

20. Морфологический анализ.

21. Метод Сальвадора Дали.

22. Метод Уолта Диснея.



23. Метод Леонардо да Винчи.


Каталог: files
files -> Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию»
files -> Рабочая программа по курсу «Введение в паблик рилейшнз»
files -> Основы теории и практики связей с общественностью
files -> Коммуникативно ориентированное обучение иностранным языкам в Дистанционном образовании
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница