Развитие воображения младших школьников в системе уроков изобразительного искусства с использованием комбинированных элементов известных методик и технологий



Скачать 155.5 Kb.
Дата12.05.2016
Размер155.5 Kb.


Развитие воображения младших школьников В СИСТЕМЕ урокОВ изобразительного искусства С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМБиНИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗВЕСТНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ.
Белюченко Ольга Павловна,

учитель изобразительного искусства

МОУ - лицей № 10 города Белгорода.
Содержание
Информация об опыте

Технология опыта

Результативность опыта

Библиографический список

Приложение к опыту

Раздел I.

Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта.

МОУ-лицей № 10 города Белгорода является образовательным учреждением с углубленным изучением предметов физико-математического направления, вследствие чего, происходит развитие логического мышления. Также усугубляет проблему то, что современные дети проводят очень много времени у телевизоров и за компьютерами, что способствует формированию шаблонного восприятия действительности. Развитие современных технологий, в некотором смысле облегчает, процессы ощущения, восприятия, памяти, и в том числе воображения. Получая большой поток информации, дети утрачивают необходимость наблюдать за окружающим миром. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению. И как следствие этого, образы, рисунки, создаваемые современными школьниками крайне бедны по своему содержанию. При демонстрации репродукций дети просто копируют композицию или сюжет. Чем старше становится ребенок, тем чаще мы сталкиваемся с шаблонным изображением.

Ориентация школы на гуманизацию процесса образования и развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Здесь нельзя не сказать о роли развития воображения, потому что «развитие воображения проходит в тесной связи с другими познавательными процессами, и в первую очередь с восприятием и мышлением – ведь воображение ставится на службу решения именно познавательных задач» [10, 127].

В результате диагностических исследований по методике Е. Торренса «Неполные фигуры» (Приложение 1), было обнаружено, что 11% детей имеют высокий уровень, который проявляется в творческой инициативе при выполнении заданий, 25 % имеют средний уровень развития воображения, 64% при решении творческой задачи использовали шаблонный способ нахождения ответа и имеют низкий уровень развития воображения. Данные результаты побудили автора начать исследовательскую и экспериментальную работу по развитию воображения у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.



Актуальность опыта.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта так определяет цели обучения: развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности учащихся, развитие речи, мышления, воображения школьников.

Исходя из сказанного, мы понимаем, что сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, решать нестандартные задачи.

Познание окружающего мира происходит при помощи специфических процессов, которые приводят к возникновению психических явлений, этими процессами являются восприятие, ощущение, мышление, память и другие.

Воображение – один из важнейших процессов, включенных в процесс познания и в процесс преобразования человеком окружающей действительности. Оно принадлежит к числу высших познавательных процессов. Без развития хотя бы одного из них не будет полноценного развития личности. Основываясь на том, что воображение теснейшим образом связано с остальными психическими процессами (восприятием, вниманием, мышлением, памятью), обслуживающими учебную деятельность, мы можем сделать вывод, что если не уделяется достаточно внимания развитию воображения – значительно снижается качественный уровень обучения.

В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа, знака. Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих себе аналогов.

Ранее было сказано, что в современном мире существует множество препятствий для формирования и развития воображения, но в то же время воображение становится значимым и необходимым как никогда.

Воображение играет важную роль в обучении, оно является важным условием нормального, органического развития ребенка, оно необходимо для свободного выявления его творческих возможностей.

Но развитие воображения не спонтанный и не самостоятельный процесс. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных процессов. Этот познавательный процесс можно тренировать и развивать. Делать это можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

Выявлено, что младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших функций и упустить этот период в развитии ребенка – значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Основная проблема заключается в том, что многие педагоги если и сталкиваются с проблемой развития воображения, то делают это бессистемно, от случая к случаю.

Развитие творческой личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала.

Учитывая значимость воображения в обучении и в развитии ребенка, одной из главных целей деятельности педагога начальной школы должно являться развитие воображения.

И хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления, оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т.е., творчества в разных областях жизни и деятельности.

Из вышесказанного вытекает противоречие, которое заключается между наличием детей младшего школьного возраста с низким уровнем воображения и отсутствием разработанной системы комбинированных элементов известных методик и технологий, которая дает больше возможностей для развития воображения, формирования нравственных чувств и эстетического сознания у младших школьников на уроках изобразительного искусства.



Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы уроков, комбинирующей элементы известных методик и технологий, которая дает больше возможностей для развития воображения.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом проводилась с 2005 г. по 2010 г. На протяжении этих лет учитель: анализировал литературные источники по теме исследования; изучал, разрабатывал и апробировал диагностический материал; определял цель работы и формулировал задачи исследования; разрабатывал формы, методы, средства организации и активизации творческой деятельности младших школьников; оценивал результаты, обобщал и распространял опыт.



Диапазон опыта.

Диапазон опыта распространяется на учащихся с различным уровнем творческих способностей и охватывает урочную деятельность младших школьников. Опыт может быть использован в любом учебном заведении на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Так же целесообразно внедрять опыт на интегрированных уроках.



Теоретическая база опыта.

Теоретической основой опыта являются труды отечественных психологов, изучающих проблему воображения (М.Б.Беркинблинт, Л.С.Выготский, Л.С.Коршунова, И.Ю.Кулагина, Р.С.Немов, А.В.Петровский) [1; 2; 7; 9; 11; 13]; исследования, посвященные изучению различных аспектов развития воображения (А.Я.Дудецкий, Е.И.Игнатьев, С.А.Рубинштейн) [4; 6; 18].

Также по теме развития воображения были изучены труды педагогов Д.И.Говорун, А.Я.Дудецкого, А.М.Матюшина [3; 4; 16].

Психологический словарь под редакцией Петровского А.В. определяет воображение как «психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда ситуация неопределенна; в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта» [8,49].

Исследования Е.И. Игнатьева показали, что самыми слабыми по композиции оказываются рисунки младшего школьника на «свободную тему» при инструкции: «рисуй, что хочешь и как хочешь». Более разнообразной и богатой оказывается композиция в рисунках на заданную и хорошо известную тему при вмешательстве учителя в самый ход композиционной работы учащихся [6,56].

Для изучения уровня сформированности воображения была использована диагностическая методика Е. Торренса «Неполные фигуры» (Приложение 1). Диапазон упражнений для развития воображения рассмотрены в работах В.В.Заики, А.И.Пеленкова, Н.Н.Ростовцева, Е.Д.Соянко [5; 12; 17; 20].

В этих работах рассматриваются различные аспекты развития творческих способностей, однако нет целостной системы упражнений, направленных на развитие воображения. Тем не менее, многие положения, связанные с организацией педагогического процесса были использованы в нашей работе.

Системный анализ идей, концепций, теорий воображения в трудах ученых позволил нам сформулировать следующие концептуальные положения, характеризующие сущность воображения:



  • воображение является высшим познавательным процессом;

  • творческие способности присущи любому человеку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить;

  • проводить работу по развитию воображения лучше всего в первый период (если отталкиваться от определения Т. Рибо [19,135]), когда фантазия «господствует» и не вытесняется «рациональным мышлением»;

  • более интенсивному развитию воображения способствует многообразие впечатлений, глубина прошлого опыта, а также целенаправленные систематизированные упражнения.

Новизна опыта заключается в том, что разработанная система уроков с использованием комбинированных элементов известных методик и технологий дает больше возможностей для развития воображения.
Раздел II.

Технология опыта
Цель опыта: развитие воображения младших школьников в системе уроков изобразительного искусства, основанных на комбинировании элементов и методик, направленных на развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Задачи опыта:

  1. Изучить и подобрать диагностический материал.

  2. Определить благоприятные условия для развития воображения младших школьников.

  3. Изучить формы и методы развития воображения младших школьников.

  4. Разработать систему уроков с использованием комбинированных элементов и методик, направленных на развитие воображения.


Содержание образования и средства достижения цели.

Без специальной диагностики, конечно, трудно распознать творческое или невротическое начало имеет фантазия ребенка, имеет ли ребенок высокий творческий потенциал или единичные вспышки фантазии.

Автором была проведена диагностическая методика на выявление уровня воображения, творческих и художественных способностей учащихся, в которой учитываются наблюдения учителя начальных классов и анализ творческих работ по другим предметам.

На основе проведенных исследований, мы можем сделать вывод, что общий творческий потенциал класса имеет средний уровень:



  • 11% имеют высокий уровень развития воображения, был проявлен неординарный подход при решении творческой задачи

  • 25% детей имеют средний уровень развития воображения;

  • 64% детей при решении творческой задачи использовали шаблонный способ нахождения ответа.

Анализ метода наблюдения показал средний уровень художественные возможностей учащихся.

Таким образом, проведенная диагностика подтверждает, что уровень воображения современных детей находится на среднем уровне и решение этой проблемы требует целенаправленного вмешательства педагога.

Для выполнения поставленных цели и задач в первую очередь нужно обратить внимание на организацию учебно-воспитательного процесса. Помимо индивидуальных форм, с целью воспитания дружественных отношений и взаимопонимания в коллективе, практикуются коллективные методы работы. При знакомстве с семантикой орнамента детям предлагается разделиться на две группы. На предварительно заготовленных шаблонах кораблей одна группа выполняет декоративную роспись парусов «добрых» моряков, а другая – роспись пиратских парусов. Роспись выполняется с использованием соответствующей символики и палитры. Затем на общем полотне с изображением моря мы создаем флотилию. Это вызывает большой интерес и положительный настрой в классе, не говоря уже об огромном значении такой формы работы для развития воображения.

Конечно же, большая часть занятий предусматривает самостоятельное выполнение задания, так как сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления, поиску более разнообразных путей для решения задачи, выработке собственных взглядов на окружающую действительность. Но, тем не менее, на уроках приветствуется взаимопомощь и взаимопроверка. При выполнении творческого задания учитывается дифференцированный подход. Например, когда требуется подобрать оттенки природных явлений, более способным детям увеличивается объем задания.

При отборе содержания работы акцентировалось внимание на соблюдение основных принципов дидактики: принцип наглядности, доступности и посильности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, активности учителя и ученика. Учитывалось также и условие возможности развивать воображение только во время учебного процесса. Поэтому для реализации опыта, была изменена форма проведения урока, а также приемы подачи материала. Чтобы успешно развивать воображение, очень важно увлечь, заинтересовать детей. Для этого часто использовался игровой материал. В первом-втором классах очень многие темы подаются в виде сказки, стихотворения, загадки.

Знакомство с теплыми и холодными цветами происходит с помощью следующей сказки: «Живут на свете две девочки-подружки: девочка Осень и девочка Зима. Каждый год они встречаются, когда на смену теплой осени приходит суровая зима. У каждой из них есть своя палитра любимых красок. Они принесли свои любимые краски к нам на урок (продемонстрировать палитры теплых и холодных цветов). В каждую свою любимую краску девочка Осень добавляет теплый солнечный лучик, и все эти цвета называет теплыми. А вот девочка Зима в свои любимые краски добавляет маленькую льдинку, а цвета эти называет холодными. Но никак не могут девочки решить, какой, теплой или холодной, будет зеленая краска. Дело в том , что зеленый состоит из теплого желтого и холодного синего. Если девочка Зима, замешивая зеленый цвет, добавит больше своего синего цвета, то зеленый получится холодным. А если Осень добавит больше своего желтого цвета, то получится зеленый теплый».

В зависимости от темы урока для знакомства с материалом можно использовать сказки, загадки, стихотворения (Приложение 2).

В третьих-четвертых классах, в силу возрастных особенностей, детям интереснее раскрыть тему урока с помощью кроссвордов (Приложение 3).

Необходимо учитывать влияние окружающей среды, взаимоотношение отдельной личности и коллектива. Выполняя задание, каждый ученик добивается результата в соответствии со своими способностями и знаниями, но в тоже время стремится сравнивать свой рисунок с рисунками своих товарищей, чтобы оценить качество своей работы, а также позаимствовать что-то у других. Часто это заимствование переходит в подражание, но в этом нет ничего плохого, если это содействует лучшему усвоению учебного материала и активизирует творческую деятельность.

Благотворное и плодотворное влияние на развитие творческих способностей оказывает соревнование. Это уже отмечали и успешно внедряли руководители старых академий художеств, присуждая награды ученикам за лучшее исполнение рисунка.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Знакомство с изображением дерева, как основного элемента пейзажа, построено по принципу последовательности, постепенного усложнения материала. В первом классе происходит знакомство с различными способами изображения деревьев (Приложение 4). Во втором классе на основе произвольных линий дети стараются выстроить пейзажную композицию. В третьем, сначала происходит знакомство с изображением дуба, березы, ели, ивы в произведениях известных художников, затем – «олицетворение», т.е. представление каждого дерева человеком с определенным характером, поведением и лишь после этого изображение. В четвертом – на основе ограниченной палитры красок дети создают грустный или веселый пейзаж. При выполнении этого задания можно организовать коллективную форму работы, что усилит эмоциональный настрой учащихся, а также будет способствовать развитию восприятия и воображения.

Знакомство с животных продолжалось с первого по четвертый класс. Дети учились изображать животный мир с постепенным усложнением:


  • вначале дети дают характеристику животным, опираясь на сказку (медведь – неуклюжий, лиса – хитрая, волк – глупый, кошка – умная и т.д.) и изображают их;

  • следующий этап – сопоставляют линию и характер (верность – прямая, хитрость – изогнутая, злость - ломаная) и, используя характер линии, изображают соответствующее животное;

  • далее учащиеся ставят друг другу в альбоме произвольное пятно и на основе этого пятна изобразить животное;

  • в заключение выполняют набросок одного животного в трех (более сильные ученики – в пяти) различных положениях

При изучении темы «Натюрморт» первоначальное знакомство происходит с помощью известного стихотворения А.Кушнера:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Значит это натюрморт.

Дети изображают натюрморт из двух предложенных фруктов. На следующем этапе учащиеся лепят из пластилина предметы, из которых можно составить натюрморт и изображают его (Приложение 5). Следующее задание – выполнить фон, а затем без предварительного наброска изобразить натюрморт из предложенных предметов. И в заключение – составляют натюрморт по произвольно нанесенным линиям.

С изображением пейзажа в течение учебного курса мы сталкиваемся неоднократно. Знакомство с пейзажной композицией выстраивается не от конкретного к общему, а от общего к конкретному, т.е. детям приходится мыслить «в обратном порядке». В первом классе рассматривая тему «Пейзаж», учащиеся знакомятся с графикой и получают задание изобразить зимний ночной пейзаж. Работа выполняется черным маркером. Чтобы справится с заданием, ребятам приходится больше работать над пространством, закрашивая темное ночное небо, а предметы и поверхность земли оставляя белым, «покрытым снегом» (Приложение 6). Во втором классе дети на тонированном картоне изображают дождливый день. Но подбор оттенков и вся композиция выстраивается в зависимости от характера дождя (веселый-грибной, скучный-осенний, стремительный-грозовой и т.д.). В третьем классе ребята знакомятся с монотипией. Этот вид изобразительной деятельности очень положительно влияет на развитие воображения. На основе цветовых пятен с помощью линий создается пейзажная композиция. В четвертом классе учащиеся гуашевыми красками изображают пространство, а затем, без предварительного наброска насыщают это пространство элементами пейзажа. И в завершении работы сочиняют стихотворение к своему рисунку.

Если говорить об изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство», то на протяжении 4 лет обучения знакомство с различными промыслами выстроено в виде путешествия по станциям. Подача материала, таким образом, помогает изучить объемный раздел последовательно, с постепенным усложнением материала, а игровая форма урока способствует заинтересованности и развитию воображения.

Конечно же, в развитии воображения большую роль играет интеграция. Учителю изобразительного искусства целесообразнее всего интегрировать изобразительную деятельность и литературное чтение. Например, внедрение такого приема как изображение выдуманных и словесно описанных натюрмортов, пейзажей.

Благотворное влияние оказывают на развитие воображения рассказы и сочинения по картинкам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и ландшафтов, путешествие в прошлое с наглядным представлением той эпохи. В процессе работы возможно использование приема: придумать сказку и сделать зарисовку к ней, т.е. проиллюстрировать ее.

Учителя начальных классов, которые преподают изобразительное искусство самостоятельно, имеют возможность интегрировать рисование и русский язык, рисование и труд, рисование и окружающий мир.

Развитие воображения ребенка происходит неотделимо от развития других познавательных процессов, следовательно, развивая память, мышление, восприятие мы тем самым развиваем и воображение. Отечественная психология и педагогика утверждают, что развитие воображения наиболее результативно в процессе обучения. Таким образом, получая знания об основах изобразительной грамоты (законах перспективы, теории теней, анатомии), овладевая умениями и навыками изображения, рисующий развивает одновременно и воображение.

Очень большое значение имеют наглядные методы обучения. На каждом занятии детям предоставляются соответствующие методические пособия, а также репродукции картин по данной теме. Таким образом, мы обогащаем зрительную память ребенка, развиваем его кругозор, насыщаем опыт учащегося новыми элементами. Все это способствует развитию воображения, так как для создания образов воображения необходимо преобразование представлений прошлого опыта, их соединение или частей в новой комбинации, на новой основе. Следовательно, чем богаче опыт ребенка, тем более развито его воображение.

Исследования показывают, что часто развитию творческих способностей мешают страх за успех в работе, чрезмерная самокритичность, лень. Внимательное наблюдение за учениками дает возможность педагогу правильно подойти к каждому из них, применить соответствующее воздействие. Как показывает практика, успеху в творческой деятельности благоприятствует поощрение педагогом своих учеников, обстановка взаимоуважения учителя и ученика. Однако поощрение должно быть обоснованным, соответствовать действительности и возрасту.

В процессе данного исследования были сформулированы условия педагогической деятельности учителей изобразительного искусства начальной школы для более эффективного развития воображения:


  • не заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

  • не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;

  • для достижения лучшего эффекта творческое задание проводить постоянно, постепенно усложняя, а не эпизодически;

  • научить детей прослеживать межпредметные связи;

  • приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем;

  • подходить ко всему творчески;

  • самому быть интеллектуально образованным, быть компетентным в вопросах, с которыми придется сталкиваться.


РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Итак, систематическая работа над развитием воображения младшего школьника на уроках изобразительного искусства показала, что система уроков изобразительного искусства, основанных на комбинировании элементов и методик, направленных на развитие воображения способствует преодолению стереотипности в изображении и развитию творческого подхода при выполнении задания (см. таблицу 1);

Таблица 1.

Критерии и показатели уровня развития воображения.

Уровни развития воображения

Классы

2

3

4

низкий уровень

64%

49%

29%

средний уровень

25%

35%

47%

высокий уровень

11%

16%

24%

Для контроля положительного эффекта разработанной нами технологии был использован рисуночный тест Р. Сильвера (Приложение 7). Анализ полученных данных отображен на рисунке 1.





Рис. 1. Диагностика уровня воображения.

На диаграмме ясно показана положительная динамика развития воображения учащихся. Высокий уровень воображения возрос на 13%, а низкий уровень упал с 64% до 29%.

На основании методики «Карта интересов» [15, 573] было проведено анкетирование школьников. Следует отметить, что у учащихся возрос интерес к предмету. Одним из показателей результативности разработанной системы можно считать удовлетворенность детьми качеством урока. 67% учащихся называют изобразительное искусство одним из любимых учебных предметов. Следует отметить и то, что дети стали более уверены в себе и своих изобразительных способностях, у них повысился уровень самооценки.
Достижения учащихся на период 2005 – 2010 гг.


№п/п

Фамилия, имя ученика

Конкурс, год

Результат

1

Константиновская Анна

муниципальный конкурс «Уголок России – отчий дом», 2005

призер

2

Дубровская Анастасия

муниципальный конкурс «Рисунок-поздравление», 2005

призер

3

Лисняк Алена

муниципальный конкурс «Рисунок-поздравление», 2005




4

Погожая Елизавета

муниципальный конкурс «Белгородчина православная», 2005

призер

5

Пыхтарь Ксения

муниципальный конкурс «За здоровый образ жизни», 2006

победитель

6

Борисенко Виктория

муниципальный конкурс «За здоровый образ жизни», 2006

победитель

7

Лисняк Алена

муниципальный конкурс

«Мой Бог», 2006



победитель

8

Расторгуев Александр

муниципальный конкурс

«Мой Бог», 2006



победитель

9

Васильчикова Мария

муниципальный конкурс «Край, в котором я живу», 2010

победитель

10

Васильчикова Мария

Всероссийский конкурс

«Моя Родина - 2010»



призер

11

Глушкова Мария

Международный конкурс

«Арт Город», 2010



призер

12

Самойлова Валерия

Международный конкурс

«Арт Город», 2010



победитель


Вывод.

Нельзя утверждать, что причиной этих успехов являлось исключительно развитие воображения на уроках изобразительного искусства. Безусловно, только разумное сочетание разнообразных форм и методов работы могут обеспечить устойчивые положительные результаты.

Но уже тот факт, что дети с удовольствием посещают урок изобразительного искусства, с интересом ждут его, дает право признать данный опыт результативным. Кроме этого, данный метод работы эффективно способствует развитию и других познавательных процессов, т.к. они их развитие тесно связано с процессом развития воображения.

Таким образом, систематическая работа по развитию воображения младших школьников, дает положительный развивающий и обучающий эффект, позволяет создать условия для более успешного освоения программы по изобразительному искусству.


Библиографический список.


  1. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М.:Политиздат, 1968. – 128 с.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С.-Пб.: 1997. – 92 с.

  3. Говорун Д.И. Воображение и художественное творчество. – Киев: 1975. – 164 с.

  4. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск: 1974. – 55 с.

  5. Заика В.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии. – 1993. - №2. – С. 54-60.

  6. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968. – 147 с.

  7. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – Издательство Московского Университета, 1979. – 99 с.

  8. Краткий психологический словарь/под ред. Петровского А.В. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 431 с.

  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ. – 1996. – с. 431.

  10. Мир детства: Младший школьник / под ред. Хрипковой А.Г. – М.: Педагогика, 1988. – С. 127 – 129.

  11. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Просвещение. – 1995. – 606 с.

  12. Пеленков А.И. Развитие творческих способностей у первоклассников на уроках изобразительной деятельности//Начальная школа. – 1997. - №7. – С. 23-26.

  13. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. – М.: Знание. – 1961. – 47 с.

  14. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика. – 1988. – С. 110-123.

  15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – С.573-580.

  16. Развитие творческой активности школьников под ред. Матюшкина А.М. – М.: Педагогика. – 1991. – С. 59-79.

  17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение. – 1987. – 176 с.

  18. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. – т. 1. – М.: Педагогика. – 1989. – С. 344-360.

  19. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника/Психология младшего школьника под ред. Игнатьева Е.И. – М.: АПН РСФСР. – 1960. – С. 128-147.

  20. Соянко Е.Д. Развивающее обучение изобразительным искусством//Начальная школа. – 1996. - №5 – С. 36-38.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница