Режиссерские игры дошкольника



Дата20.05.2016
Размер70.5 Kb.
Режиссерские игры дошкольника
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно-отобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый: мама показывает, как кормят куклу, укладывают ее спать, как катают мишку на машине, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений, усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету.

Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, растет способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми в игру. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна без сложившихся навыков общения: умения согласовывать замысел, подбирать необходимые предметы и атрибуты, распределять роли и действовать в соответствии с ними, вступать в ролевые взаимоотношения с партнерами, учитывая их желания, интересы, степень удовлетворенности игрой.

Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой: кукла, в отличие от партнера-ребенка, не требует высокого уровня развития общения, здесь не надо одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре, позицию его роли. В обыденной жизни (в семье, в детском саду, в магазине, в транспорте) ребенок наблюдает действия и отношения окружающих. Он может вступать в эти отношения, соответственно воспринимать и оценивать их, может наблюдать со стороны. И в том и в другом случае они усваивают и составляют непосредственный социальный опыт ребенка. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего возраста преобладает.

Трехлетняя Даша сажает на стол мишку и Буратино. С удовольствием рассматривает их, поправляет салфетку, заменяющую скатерть. Молча наливает воображаемый чай из игрушечного чайника, подносит чашку ко рту Буратино.

Лицо девочки выражает напряженное, сосредоточенное внимание к результатам собственных действий, их успешности. Нечаянно она роняет вторую чашку, предназначенную мишке. Слегка растерявшись, поднимает чашку, строго смотрит на мишку, разводит руками: «Разлил!»- и начинает вытирать снятой со стола салфеткой воображаемую лужу.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста свойственно по нескольку раз проигрывать знакомые сюжеты. При этом игровые действия совершенствуются, сокращаются и обобщаются. Сначала они заменяются жестами, позже словом. На первый план выдвигаются отношения между персонажами, их возможное поведение в соответствии с этими отношениями и ролью, которой они наделены. Всё это является хорошей подготовкой к совместным сюжетно-ролевым играм, которые появятся позже.

Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику. Остановимся на особенностях развития этих игр у детей четвертого года жизни.

1. В их особенностях лежит непосредственный опыт ребенка, события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие. Знания, полученные из книг, рассказов взрослых, мультфильмов, радиопередач, на данном этапе отображается редко.

2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико-один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.

3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения: Снегурочка, пожарник, доктор Айболит, зайчик, космонавт. Эта роль обычно определяет и сюжетные события: доктор лечит зайчика, Снегурочка ищет Деда Мороза.

Дети четвертого года жизни опираются в игре преимущественно на собственный опыт, и если сюжеты, подсказываемые игрушками типа хоккеист, космонавт, пожарник, не совпадают с этим опытом, игра разваливается. Ребенок либо отказывается в дальнейшем от такой игрушки, либо ограничивается внесюжетными, практическими действиями с ней. Следовательно, подобные игрушки не являются адекватными данному возрасту и могут быть использованы не в индивидуальной игре, а совместной, с обязательным участие взрослого, который покажет способы игры с такими игрушками, подскажет, как включить их в знакомый сюжет.

4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх, результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: тот или предмет оборудования, атрибут или игрушка наталкивают его на изменение сюжета. Например, попавшаяся на глаза пластмассовая тарелка из набора игрушечной посуды вызывает образ куклы, которую кормят, и ребенок проигрывает сцену обеда; машинка, стоящая невдалеке, ведет к появления в сюжете линии путешествия, поездки куда-то. Ассоциативный характер сюжета определяет его не всегда связное развитие. Это естественно и не нуждается в поправках и вмешательстве со стороны взрослых. В индивидуальной игре режиссерского типа именно возможность как угодно изменять сюжет дает простор для развитии фантазии и воображения ребенка.

5. Речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! самолет летит над полянкой и видит - Даша ягодки собирает… Он приземляться начал-трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками накормила»

Как видно из примера, для детей четвертого года жизни характерны описательно-повествовательная речь, в которой ребенок проговаривает происходящие в игре событие, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже.

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются различные формы совместной игры, но индивидуальная игра не исчезает, а продолжает развиваться и усложняться. При чем режиссерские игры нередко преобладают на фоне прочих форм индивидуальной игровой деятельности.

Поскольку режиссерские индивидуальные игры соседствуют с совместными сюжетно-ролевыми, уже в среднем дошкольном возрасте становится возможным взаимный перенос опыта из одних в другие.
Остановимся на особенностях развития режиссерских игр у детей пятого года жизни.

1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы, диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.

2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. Увиличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за ними четко закреплены роли. В сюжет вплетаются личные переживания ребенка, его воспоминания и сведения, полученные из книг, сказок, телепередач.

Значительное влияние на индивидуальную игру, причем не всегда положительное может оказать опыт совместных игр.

Если совместные игры являются результатом жесткого руководства взрослого, стремящегося подчинить их определенному стереотипу, то такие игры лишены творческого начала и носят формальный характер.

Перенос игровых шаблонов из совместной игры в индивидуальную объединяет содержание последней, превращается в пассивную отработку усвоенных шаблонов на другом материале - в игре с игрушками вместо реальных партнеров. Ценность подобных игровых действий для общего и игрового развития ребенка и для развития его творческого потенциала равна нулю.

3. Если индивидуальная игровая деятельность развивается без указанных выше осложнений, она представляет собой динамичный процесс. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвайчик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика.

Следует подчеркнуть: ассоциации, связанные с популярными детскими стихами, особенно типичны для детей среднего дошкольного возраста.

4. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! Он съесть хочет маленького зайчика!- говорит Лена (четыре года десять месяцев).- Ой- ой - пищит она тоненько.- Мама, мама, он съесть нас хочет! Он сейчас уже съест!» «Ну-ка волк, уходи,- говорит строгим голосом.

В этом примере четко прослеживаются повествовательная речь и ролевая.

Таким образом, режиссерская игра дошкольников среднего возраста испытывает на себе влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой - опыта игровых действий и отношений, которые дети приобретают в сюжетно-ролевой совместной игре.

В дальнейшем индивидуальные игры режиссерского типа продолжают обогащаться за счет накопления игрового опыта. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.

Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. Она не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества.

Анализ режиссерской игры позволяет судить не только о ее зрелости и сформированности, но и об особенностях представлений ребенка о мире.



Сюжетно-ролевая игра
На четвертом году жизни у детей развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята ещё не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, создавая игровую ситуацию, воплощает её в контексте какого-либо сюжета, образа, что способствует её целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел.

К трем годам ребёнок, при условии успешного развития игровых умений уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку-разгружает её. Руководя детской игрой, воспитатель должен не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо учить детей включать в игру предметы-заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажы; акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях людей; ориентировать на сверстника как на партнёра; побуждать готовить для игры предметную среду.

Из сюжетов, используемых детьми 3-4 лет в игре, наиболее востребованным остаются игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами по игре. Вместе с тем для дальнейшего развития игровых умений и игровой деятельности в целом, педагогу необходимо развивать ролевую речь детей и умения вести диалог с партнёром. Игрушка очень часто выступает в качестве партнёра в играх 3-4 лет. Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером-сверстником, с партнером-взрослым, особенно если взрослый берет в игре подчиненную роль (например, в «игре в семью» это роль дочки). Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимодополняемые роли (мама-дочка), где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек (взрослый). Сценарии игр, условно названных «игры в семью», содержат примеры таких взаимодействий (ребенок-взрослый и ребенок-ребенок); в таких играх значение игрушки как партнера минимально.


Сценарий сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

Игры с куклами и игры в семью
Игра-ситуация «Наши куклы»
Методика проведения. Воспитатель заранее подготавливает предметно-игровую среду: в кукольном уголке за столом сидят четыре куклы, на столе коробки из-под конфет, на скамейке сумочки, на столике швейная машинка, флаконы из-под духов, на табурете-тазик с платочками.

Воспитатель. Я и не заметила, что в кукольном уголке встретились подружки. Это наши куклы. Они давно не виделись и решили встретиться, чтобы поговорить. (Обращается к кукле.) Здравствуй, Даша, ты у нас сладкоежка? Тебе всегда дарят конфеты и пастилу. Кто тебе подарил коробку с зефиром? (Медвежонок.) Он тоже любит сладкое. (Девочке.) Лена, ты не видела, мишка приходил к Даше? Не видела? Даша у нас сладкоежка, у тебя нет конфет? Ты поделишься с Дашей? (Девочка угощает куклу.) Даша говорит тебе спасибо.

А вот Жанна. (Показывает кукла.) Жанна, ты опять в новом платье. Дети, смотрите, какое красивое платье у Жанны. Она у нас модница, сама шьет себе платья. Вот швейная машинка. Жанна умеет шить. А этот флакончик, Жанна, твой? Какие хорошие духи! (Девочке.) Оля, ты чувствуешь, какой запах?! Жанна умеет покупать хорошие духи. Она приходит в магазин и просит дать ей духи, у которых хороший запах. Оля, посмотри, какой красивый флакончик духов у Жанны. Она носит их в сумочке. У тебя есть сумочка? В ней поместится флакончик духов? (Девочка берет флакон.)

А вот кукла Дина. Она у нас любит наводить чистоту. Дина, у тебя уже готов тазик. Что ты будешь стирать? Платочки. У Гали тоже приготовлены платочки для стирки. (Девочке.) Галя, Дина предлагает тебе постирать вместе с ней. У тебя есть тазик? Приноси, поставишь рядом и будешь стирать. А Лиза веревку натянет, можно будет повесить. (Девочки стирают.)

Примечание. Воспитатель оставляет кукол детям, и они начинают самостоятельную игру: угощают кукол сладостями, надевают на них платья, стирают кукольные вещи.



Игра-ситуация «Мама и дочка»
Методика проведения. Педагог подходит к кукле и ведет с ней диалог (от имени мамы и дочки), стараясь заинтересовать детей.

Мама. Дочка, тебе пора вставать, уже утро.

Дочка. Мамочка, доброе утро. Я проснулась, а где моя одежда?

Мама. Вот майка, вот платье. Одевайся. Я приготовлю завтрак.

Дочка. Я оделась и тебе помогу порезать хлеб. Поставлю посуду. Вот тарелки, ложки, чашки.

Мама. Молодец, ты моя помощница. А у меня и каша готова. Положу тебе и себе кашки. Будем завтракать.

Дочка. Каша вкусная, рассыпчатая горячая.

Мама. Есть чай. Какой ты будешь-малиновый или вишневый?

Дочка. Малиновый. Он очень полезный.

Мама. Пей, дочка, пей, моя дорогая.

Дочка. Спасибо, мамочка!

Примечание. Далее воспитатель оставляет куклу для самостоятельной игры.

В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

В возрасте 3-4 лет ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным владением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребенка в игре; педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. Например, в развернутой по инициативе детей игре в магазин, педагог дает им образец обогащения сюжета новыми линиями («Приехала машина с хлебом-что делать?»), побуждает к дальнейшему развитию действия («Какие еще продукты необходимы в магазине?»), в котором будут использоваться предметы-заместители.

Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит белье, как продавец в магазине ловко взвешивает товар. Ребенок в реальной жизни еще не готов к овладению многими деятельностями, но с увлечением может это делать в игре. Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять жизненные и игровые представления детей, раскрывая смысл отношений между людьми в профессиональной деятельности: читать книги и рассказывать о профессиях, водить на экскурсию, в том числе по детскому саду, и продолжать знакомить с трудом работников дошкольного учреждения; побуждать к разговору о профессиях родителей; водить в зоопарк, учить наблюдать за природой, отражать свой впечатления в игре. Педагог должен подбирать художественную литературу соответствующего содержания, которая смогла бы увлечь детей, дать сюжет для игры.

Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла; у них формируются умение планировать игру, осуществлять игровое взаимодействие. Ребята увлеченно готовят место для игры, оснащают его различным заместительным материалом, расширяют количество игровых точек: так появляются игры в зоопарк, парикмахерскую, ремонт обуви, кинотеатр, кафе, милицию. Мотивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются волевые качества: самостоятельность, инициативность, лидерство, умение организовать сверстников в игре. Сюжетно-ролевая игра формирует нравственность ребенка через положительное влияние коллективного общения, ситуации выбора поступка, линии поведения. Эмоциональность развивается под воздействием неравнодушного отношения к роли, ее толкованию, идентификации себя с персонажем, выражающейся в форме сочувствия.

Требования к организации совместных игр воспитателя с детьми те же, что и в младшей группе. Воспитатель передает игровой опыт незаметно, выступая в роли товарища по игре. Если он берет на себя какую-то роль, то должен исполнить ее с достоверной выразительностью. При этом он использует характерные движения, мимику, интонации речи. Взяв роль, воспитатель организует нескольких детей для совместной игры. Например, в роли командира проводит учение с солдатами: дает им разные задания (быстро пробежать, залезть на лесенку). Ира обогащается новым интересным содержанием, закрепляются знания, умения, навыки, полученные на занятиях.

В процессе совместной игры педагог может вызвать детей на диалог, вступает в ролевую беседу с играющим. Покажем это на примере.

Около фанерной панно-картины, на которой изображен подводный мир. Миша и Саша соорудили пароход, поставили его на большой куб, ходят вокруг постройки.

Саша (обращается к воспитателю). Товарищ капитан, мы водолазы. Мы работаем под водой.

Воспитатель (приложил к ушам ладони, как будто наушники). Большая трещина в пароходе?

Миша (тоже приложил ладони к ушам). Да, большая.

Воспитатель. Что делать будете?

Миша. Сваривать.

Саша (раскладывает около постройки заместители инструментов: палочки, цилиндры). Вот у нас инструменты. Сколько нужно времени, чтобы заварить эту трещину?

Саша. Пять минут.

Воспитатель. Трудно вам там?

Миша. Да, трудно.

Воспитатель. Можно, воздух запасной опустить?

Саша. Опускайте.

Юра слышал разговор воспитателя с мальчиками ,он привез на машине кубики, кидает их. Саша лег на пол, закрыл глаза. Миша это заметил, собирает кубики, говорит: «воздух очень нужен, этому водолазу стало плохо», ставит кубик на грудь, делая взмах рукой около рта, «на подыши».

К концу года у детей средней группы появляются небольшие компании играющих. Дети обговаривают замысел игры, распределяют роли. Педагог должен учиться руководить индивидуальным игровым развитием ребенка: прослеживать проигрываемые втечении учебного года роли; предоставлять право выбора наиболее близких и интересных ему ролей; приветствовать каждую попытку ребенка осваивать новую для себя роль.

В игре педагог учит детей обращаться друг с другом. Например, играют два мальчика, оба они-шоферы. Дети ездят по комнате, почти не взаимодействуя. Педагог предлагает им отправиться в дальнюю поездку вдвоем, подсказывает, как лучше общаться в пути.

1-ый ребенок. Коллега как дела?

2-ой ребенок. Нормально, друг. Тебе помощь не нужна?

1-ый ребенок. Да нет, все в порядке, только вчера мотор починил, работает.

2-ой ребенок. У меня тоже порядок. До свидания, коллега!



1-ый ребенок. До свидания! Доброго пути!
Первые диалоги впоследствии обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми. В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети на ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер.
Каталог: upload -> maps
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> -
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»
maps -> В мкдоу «Детский сад №92» компенсирующего вида
maps -> О программах дошкольного образования
maps -> Нельзя считать один пол совершеннее другого, (слайд ) так и нельзя их уравнивать


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница