Республика г. Грозный



страница1/4
Дата18.05.2016
Размер277 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4


Единая концепция

духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики

Чеченская Республика

г. Грозный

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Обоснование необходимости создания и внедрения Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики (далее – Концепция).

2. Цели и задачи Концепции.

3.Принцип светскости духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

4. Межнациональные и межконфессиональные отношения в контексте духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

5. Базовые аспекты Концепции.

6. Приоритеты в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения.

7. Методы и технологии реализации Концепции.

8. Создание условий для повышения качества работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения.

9. Условия эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения.

10. Задачи органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества в реализации Концепции.



ВВЕДЕНИЕ
В тревожные 1990-е годы силы международного терроризма и экстремизма направили свои усилия на разрушение российской государственности посредством деморализации общества, разложения его традиционных устоев. Развязанная психологическая и информационная война против России породили на ее территории локальные конфликты, народные волнения. В этот драматический для российской истории период команда Президента Владимира Владимировича Путина уверенно взяла курс на упрочение позиций России в мировом сообществе, возрождение духовно-нравственных устоев общества.

Курс Президента РФ Владимира Владимировича Путина был поддержан и принят чеченским обществом и его духовной элитой во главе с Ахматом Абдулхамидовичем Кадыровым. Он принял на себя и достойно выполнил почетную миссию покончить раз и навсегда с войнами на многострадальной чеченской земле, тем самым проявив себя не только дальновидным политиком, но и патриотом России, достойным сыном чеченского народа.

А.А. Кадыров уделял важное внимание как социально-экономическому, так и духовному возрождению чеченского общества. Благодаря деятельности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова удалось в короткие сроки сформировать республиканские органы власти, войти в правовое поле России, возобновить работу учреждений медицины, культуры, искусства, образования и науки. А.А. Кадыров помогал духовенству и старейшинам, придавал огромное значение их роли в сохранении и популяризации традиционных ценностей многонационального чеченского общества.

В настоящее время Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров, став во главе региона, продолжает дело А.А. Кадырова по сохранению и укреплению мира в регионе, сохранению обычаев, традиций и религиозных ценностей народов ЧР в рамках единой и неделимой Российской Федерации.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. При этом некоторые ведомства дублируют друг друга по направлениям деятельности и методам работы, тем самым увеличивая издержки и снижая результаты своей деятельности. Отсутствие четко разработанной стратегии, научно обоснованных критериев оценки и мониторинга результатов работы по духовно-нравственному воспитанию делает эту деятельность неэффективной.

Формирование единой политики ценностных ориентиров невозможно в условиях, когда каждый вуз, ссуз, общеобразовательная школа, ведомства, отвечающие за молодежную политику и духовно-нравственное развитие молодежи, работают по разным программам.

В Чеченской Республике ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах – гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).

Подобная особенность ценностной шкалы требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач.

Улучшение координации деятельности министерств, ведомств и организаций, а также реализация программного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения возможны только при условии разработки и внедрении единой концепции, создания координационного экспертного совета.

Концепция - это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса, главный замысел, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекса взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система взглядов на явления в мире, природе, обществе и пути решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Концепция – организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются народы Республики, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, семья. Она (Концепция) учитывает культурное многообразие, существующее в Республике, стране и в мире в целом. Обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения является ключевой задачей политики руководства Чеченской Республики. По словам Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, главная задача власти – вырастить поколение достойных граждан России, которое будет приносить пользу республике и стране, укреплять их позиции на мировой арене.

Концепция должна способствовать формированию у гражданина чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, за свою малую Родину, город, село, в котором он родился и вырос, активной гражданской позиции и готовности к служению Отечеству.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации и обусловлена глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества Чеченской Республики.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ.
2.1. Цели Концепции.
Целями Концепции являются:

-привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи;

-воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, ответственного, образованного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.
2.2. Задачи Концепции.
- формирование гражданского общества на основе духовно-нравственных ценностей, гуманизма и патриотизма;

- повышение уровня эффективности работы органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества в работе по духовно - нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения Чеченской Республики;

- воспитание подрастающего поколения на принципе стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому существующий общественный строй необходимо оберегать;

- создание единого центра (координационно-консультативного института) по реализации мер, направленных на духовное возрождение общества;

- формирование у молодого поколения нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые общечеловеческие идеалы и ценности;

- популяризация традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей через литературу, живопись, музыку, театральное искусство, науку и образование;

- воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций народов Чеченской Республики, примерах нравственных идеалов российской и мировой истории;

- формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;

-развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;

-формирование любви к Родине и гордости за свою страну;

- воспитание подрастающего поколения на основе ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, обычном праве народов Чеченской Республики и традиционных учениях духовных лидеров.

2.3. Главная цель духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Главной целью духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, как записано в Концепции, является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно- нравственного, ответственного, образованного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель эта общая и ясная, расхождения касаются путей ее достижения: как можно вернее воспитать в каждом человеке «умную совесть» или «совестливый ум», гуманистически ориентированный научный рассудок или же рассудительно действующий гуманизм, гуманизированную научность или же научно разработанный гуманизм. Одни хотят решить задачу путем «гуманизирования научного мышления», хотят вооружить теоретически-бесстрастный интеллект «ценностной ориентацией». Другие, напротив, хотят оснастить силой научной прозорливости, мощью теоретического интеллекта гуманистические устремления молодых людей, так сказать, «онаучить» гуманизм.

И те и другие с двух разных сторон делают одно и то же общее хорошее дело. Кому не хватает научной грамотности, того надо вооружать наукой, а кому не хватает нравственного начала, того, конечно, надо, прежде всего, развивать в отношении нравственности (не забывая в том числе и о научном образовании). В одном случае науку придется прививать на нравственно обработанную почву, а в другом - нравственные принципы внедрять в научно грамотную голову. Обе полярные теоретические установки тем самым оправданы, правильны и хороши, но в разных проявлениях, по отношению к разным людям.

Научный прогресс породил глубокое беспокойство за человека, за его будущее. В определенных социальных условиях развитие науки и техники превращает человека в робота, в своего рода запрограммированный, безошибочно действующий механизм. Наука и техника активно вытесняют нравственность из человеческой жизни, замещая нравственное сознание научным мышлением и нравственные мотивы поступков научным расчетом.

Полнота духовно-нравственного воспитания строится на «трех китах»: гуманизм, ответственность, научность. Одной из центральных задач общества является раскрытие максимальных духовных возможностей каждого представителя подрастающего поколения, совершенствование всех молодых людей, поднятие их на неизмеримо более высокие ступени развития.

Наука уже сегодня создала условия, благодаря которым на людей обрушивается лавина сведений. Информация стала средством возбуждения или успокоения. Привычка к поглощению огромной массы информации уже начинает в ряде случаев выходить за пределы просвещения, и, по сути, превратилась в допинг, разрушающий психику и нервы человека. Легко прогнозировать, что все это в конечном итоге может «помочь» обществу «взорвать» себя изнутри.

Знания сами по себе способны на все, с одинаковой легкостью могут служить и добру, и злу. Величайшие достижения человеческого разума могут быть использованы (в зависимости от мировоззрения тех людей, которые определяют характер использования научно-технических возможностей) как на благо, так и во вред цивилизации. Рост образованности молодых людей не ведет прямо к их моральной зрелости. Знания лишь тогда приобретают ценность, когда они приобретаются и применяются в благородных целях, оправданных общественным интересом, могут способствовать развитию нравственной личности.

Поэтому важнейшим ограничительным средством отрицательных влияний образования и науки на формирование нравственных основ общества служит высокая культура. Надо стараться развивать в каждом молодом человеке его теоретический интеллект и не забывать о нравственном воспитании, о развитии в нем гуманистически ориентированной натуры. Иначе говоря, на научное мышление следует наложить узду моральных ограничений.

Каждый человек всегда старается согласовывать свои мысли и поступки как с доводами ума, так и с требованиями морали. Научный и моральный аспекты человеческой психики одинаково важные и взаимодополняющие способы ориентации молодого человека в мире явлений. Вместе с тем, выступая в известном смысле как вещи разнопорядковые, знания и мораль взаимно «проницают» друг друга, подобно электромагнитным полям, свободно проходящим через среду любой степени плотности.

Известно, что в некоторых случаях молодые люди совершают проступки потому, что не знают конкретных норм приличия, правил поведения, такта или неверно толкуют их. Прочные, разносторонние истинные знания позволяют молодому человеку размышлять, критически оценивать как свои поступки, так и поведение товарищей, ко всему подходить со строгой меркой высоконравственного критерия, раскрывают конкретные моральные нормы взаимоотношений в различных жизненных ситуациях между сверстниками, между старшими и младшими.

Вот почему мы осуждаем людей, блистающих умом, знаниями в различных областях, но при этом равнодушных к радостям и горестям ближнего, общественному делу, не способных поступиться личными интересами во имя коллективных. И наоборот, заслуживают всяческих похвал те, у кого знания, расчет и профессионализм всегда соседствуют с нравственной основательностью и моральными ограничителями.

Поэтому воспитание нравственного, верующего, ответственного, образованного молодого человека - это не только процесс поглощения новых знаний, научной информации, но и процесс шлифовки нравственных граней характера, культивирование добрых, патриотических чувств, хорошего тона и высокого художественного вкуса. Знания, применяемые для блага людей, упрочивают моральные устои человека, коллектива, общества. Только в этом случае союз знаний и морали может быть глубоким и нерасторжимым.

3. Принцип светскости духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

В светском государстве никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и обеспечивается свобода вероисповедания. Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций, и, в свою очередь, последних в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. Чеченская Республика, согласно ее Конституции, является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной.

В Конституции Чеченской Республики провозглашается свобода совести. Государство не вмешивается в дела религиозных организаций, не финансирует их деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Но «светское» не означает атеистическое. Светское – это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое общество. Исторический выбор народов Чеченской Республики – это светское государство и нравственное общество. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как интересы верующих, так и интересы инакомыслящих. Нельзя по отношению к последним проявлять нетерпимость и агрессивность. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

На основании принципа отделения религиозных организаций от государства последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

Система образования Чеченской Республики носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, происхождения и социального положения.

Вместе с тем, отношения государства и религиозных организаций нельзя представить как движение абсолютно не пересекающихся объектов. Светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни и, прежде всего, в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и прочего. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывает на себе влияние многих социальных процессов.

В этом смысле создание в Чеченской Республике в системе государственного управления департамента по связям с религиозными и общественными организациями имеет исключительно важное значение. То, что республиканский орган государственного управления по делам религий находится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций. Среди основных функций этого органа можно назвать: координационные, консультативные, информационно-аналитические, методические, контрольные, причем контроль должен осуществляться как за соблюдением законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельностью религиозных организаций.

Политика руководства Чеченской Республики направлена на безусловное обеспечение конституционного права граждан на свободу совести. Главный смысл этой политики заключается не только в пресечении любых попыток дискриминации по религиозным мотивам, но и в отстаивании свободного самоопределения человека в мировоззрении и духовных интересах. С этой целью в Чеченской Республике созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций.

По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие новую демократическую, партнерскую фазу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений. К ним относятся обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы от религиозных организаций, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести, содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии религиозных организаций в служении, имеющем социальное значение.

В целом в Чеченской Республике созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей руководства республики и общества. В свою очередь создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы - важный фактор эффективности духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.




4. Межнациональные и межконфессиональные отношения в контексте духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
На протяжении многих десятилетий в Чеченской Республике проживали представители разных этносов. Они выработали особый чеченский менталитет, его особое духовное состояние. Оно выражается в неприятии обособленности, националистических крайностей. Жители Чеченской Республики дорожат сложившимся сообществом культур. Длительный опыт культурных контактов представителей различных этносов в регионе помог выработать сходные культурные ориентации большинства населения республики. Вместе с тем, они способствовали созданию в Чеченской Республике атмосферы межнациональной терпимости и взаимоуважения.

У чеченского народа, выдержавшего испытание временем, богатая и сложная история. Но, тем не менее, самое главное для него – это стремление жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами. При этом одна из основных особенностей менталитета чеченского народа - уважение к культуре, религиям, традициям и обычаям других народов. Сближение народов происходит в плоскости утверждения культурных ценностей, духовного единения чеченского общества. Достижения национальных культур, их открытость для диалога, инноваций, взаимного влияния и обогащения стали общенациональным достоянием всех жителей Чеченской Республики.

В настоящее время в Чеченской Республике сделано и делается многое для трансформации этнокультурного многообразия в позитивный фактор общественного развития. Все нации и народности - чеченцы, русские, ингуши, ногайцы, кумыки, татары и представители других этносов осознают себя частью новой культурной общности чеченского народа. Всё это создает предпосылки для взращивания и воспитания чувства патриотизма и чувства гордости за принадлежность республике и великой России.

Национальная политика Чеченской Республики строится на ясных и четких принципах поиска межэтнического взаимодействия, общественной стабильности как базы справедливого решения национального вопроса, верховенства закона. Она характеризуется динамичными процессами роста этнического самосознания, интереса к этническим истокам: языку, обычаям и традициям. В регионе особое внимание уделяется вопросам укрепления межэтнического согласия, сохранения межнациональной стабильности, консолидации общества, не допущения конфликтов на почве идей, разделяющих народы и этносы, проживающие на его территории.

Руководство Чеченской Республики проводит последовательную политику обеспечения необходимых условий для реализации интересов всех этнических групп и дальнейшей гармонизации межэтнических отношений. Поддержка населением такой политики является прочной основой для дальнейшей стабилизации межэтнических отношений в регионе. Все этнические группы, проживающие в республике, проявляют высокую толерантность и готовность к сотрудничеству и взаимодействию с представителями других национальностей. В то же время, несмотря на позитивные моменты в сфере межэтнических отношений, следует учитывать, что достигнутое равновесие во взаимоотношениях с представителями этносов не является «застывшим» явлением. В них постоянно происходят определенные изменения.

В Чеченской Республике имеются последователи всех трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. И все они по-разному, а порою взаимоисключающе реагируют на важные социально-нравственные явления, в том числе и на религиозно значимые события. Конституция Российской Федерации (статья 14), Конституция Чеченской Республики (статья 11) и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ упорядочивают деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации, дифференциации статуса согласно организационным и уставным формам до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения действующего законодательства.

На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, правовой статус личности по отношению к религии, то есть обеспечить право личности на свободное отправление религиозного культа и право религиозной организации на свободное (в рамках закона) отправление культа, пропаганду и т.п. Отношение государственных органов к человеку не должно быть избирательным в зависимости от того, принадлежит ли он к той или иной конфессии. Государство уважает мировоззренческий выбор своих граждан и не регулирует внутреннюю деятельность религиозных организаций, но оно не может и не должно быть нейтральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граждан, разрушается личность, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, подрывается безопасность государства, разрушаются семьи, традиционные культурные и духовные устои общества. В этом случае власть просто обязана принять меры по ограничению экспансии радикальных религиозных движений, поскольку это - прямая угроза национальной безопасности.

Конфессиональная политика Чеченской Республики направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях. Ислам является генетически первичной конфессией, был и остается ведущим вероисповеданием в Чеченской Республики. Эта религия всегда участвовала в укреплении чеченского общества. На протяжении веков Ислам является институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение чеченского народа. В истории распространения ислама на территории Чеченской Республики основная роль принадлежит святым - шейхам, устазам. Их учения лежат в основе традиционного ислама, который исповедуют представители чеченского общества. В современной Чеченской Республике эта конфессия начинает приобретать особое значение культурного центра и символа национальной идентичности.

При этом надо отметить духовную, культурную и историческую роль Православной церкви на территории Чеченской Республики. Духовные пастыри обеих конфессий расширяют возможности взаимодействия религиозных объединений с руководством республики на благо всего чеченского общества. Кроме того, надо признать неотделимость от общей истории народов Чеченской Республики Ислама и Православия. Это не ранжирование религий, а именно учет степени их распространенности и характера их влияния на формирование духовных и культурных традиций чеченского общества.


Каталог: downloads
downloads -> Примерная программа дисциплины психология журналистики
downloads -> Погребняк Надія Сергіївна м. Енергодар вересень 2013р. Запропонована програма
downloads -> Н. Л. Иванова М. Ф. Луканина
downloads -> Лекция для специалистов доу и родителей «Профилактика агрессивного поведения дошкольников»
downloads -> Психологическая профессиональная адаптация личности
downloads -> Департамент образования и науки кемеровской области кемеровский областной психолого-валеологический центр
downloads -> Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков управление по кемеровской области
downloads -> Боу чувашской Республики спо «чэтк» Минобразования Чувашии
downloads -> Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста
downloads -> Мишина М. М. Развитие мышления в зависимости от включенности в семейно-родовые отношения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница