Роль образования в социокультурной адаптации мигрантов The role of education in social and cultural integration of migrants



Скачать 237.68 Kb.
Дата14.05.2016
Размер237.68 Kb.
Роль образования в социокультурной адаптации мигрантов

The role of education in social and cultural integration of migrants

Панина Г.В

Galina V. Panina

Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, Москва, 2-я Бауманская улица 5

Moscow State Technical-Bauman-University, Moscow, 2nd Bauman Street 5
Аннотация. В статье рассматривается миграция как показатель перехода от национальных экономик индустриального общества к глобальному миру постиндустриализма. Исследуются неоднозначность и противоречивость процессов миграции, факторы минимизации рисков, решающим из которых может стать создание новой образовательной среды, опирающейся на современное понимание мультикультурализма.

Abstract. The article deals with migration as an indicator of the transition from the national economies of the industrial society to a global world of post-industrialism. Explores the ambiguity and inconsistency of migration, to minimize the risk factors, the deciding of which would be to create a new learning environment, based on the current understanding of multiculturalism.


Ключевые слова: Миграция, образовательная миграция, социокультурная адаптация мигрантов, образовательная среда, минимизация рисков миграции, мультикультурализм, мультикультурное образование.

Keywords: migration, educational migration, socio-cultural adaptation of migrants, educational environment, minimizing the risk of migration, multiculturalism, multicultural education.


Неизбежность увеличения миграции. В условиях глобализации перемещения больших групп людей в поисках интересной работы, лучших условий жизни, современного образования, интересных карьерных перспектив и т.п. факторов становятся повседневным явлением и нарастают с каждым годом. В начале XXI века 175 млн. людей на Земле живут вне стран своего рождения, что составляет 3% мирового населения (Юдина, с. 89). Процесс усиления миграционной активности совпадает с экономическими трансформациями, переходом от национальных экономик индустриального периода развития к транснациональным корпорациям постиндустриального общества. В 1965 году в мире насчитывалось 75 млн. людей, переехавших для жизни и работы в другую страну, в 1985 году – 105 миллионов, в 1990 году их было уже 120 млн., а в 2000 – 150 млн. (Юдина, с. 90), и этот процесс все увеличивается. Миграцию населения можно считать, таким образом, совершенно неизбежным и, более того, совершенно необходимым явлением современной жизни. Подтверждаются закономерности миграции, которые сформулировал еще в 1885 году один из первых исследователей этих процессов Э. Равенштейн, утверждавший, что основной причиной миграции являются экономические факторы, и масштабы миграции будут возрастать с развитием торговли, промышленности и особенно транспорта. Люди будут охотно переезжать в крупные города, писал Равенштейн, наибольшую активность при этом проявят сельские жители, в поисках лучшей работы и более комфортных условий жизни устремившись в торговые и промышленные центры (Блинова, с. 14-15).

Современные исследователи, фиксируя усиление миграционных процессов, связывают их причины с объективными закономерностями развития общества: дальнейшей глобализацией экономики, неравномерностью экономического развития, усиливающимися различиями в социальных, политических и религиозных свободах, неодинаковой вероятностью политических и гражданских конфликтов в странах с разными социально-политическими системами, экологическими проблемами, поляризацией жизненного уровня населения, неравномерностью демографического воспроизводства населения, стимулирующего приток рабочей силы из государств с менее развитой экономикой и высоким уровнем рождаемости в стареющие развитые страны (Юдина, с. 90). Кроме явно выраженных причин усиления миграции можно отметить и такие факторы, как стремление в первую очередь молодежи к передовому образованию и поиску брачных партнеров в других городах и странах, подверженность тоже скорее молодого поколения идеологическому натиску и PR-кампаниям по рекламированию «передовых» государств, «раскрученных» университетов, «развитых» культур и т.д. Следует выделить и такие причины растущей миграции, которые связаны с малоприятными подспудными процессами мировой экономики, как усиливающийся разрыв между высококвалифицированным и малоквалифицированным трудом, рост неформальных секторов экономики, нуждающихся в рабочей силе без особых претензий, возрастание дискриминации в оплате труда в условиях снижения гражданской и правовой активности населения.

Обобщая причины увеличения миграции в современном обществе, выделим две группы факторов. Во-первых, экономические, связанные с потребностью экономик в наиболее эффективной и дешевой рабочей силе в условиях неравномерного экономического и политического развития разных государств. Во-вторых, социокультурные, обусловленные инновационным развитием постиндустриальных стран, нуждающихся в креативных идеях, новых технологиях, постоянных обменах опытом, знаниями, приемами деятельности, разными культурными особенностями.

Неоднозначность миграции. Миграция, определяемая в научной литературе как «перемещения людей, связанные с переселением на новое место жительства» (Рязанцев, Ткаченко, с. 129) является сложным и противоречивым процессом. Миграция соединяет в себе противоположные структурные и содержательные компоненты. (Юдина, с. 97-98; Ершов, Сергеева, с. 99-105; Метелев, с. 12-17).

Практически любая страна в мире сегодня как принимает, так и отдает население («принимающая» и «посылающая» миграции). Если оценивать влияние миграции на жизнь и экономическое положение стран, можно выделить и положительные, и отрицательные стороны как для самих мигрантов, так и для государств. К положительным последствиям миграции можно отнести оживление экономики, инновационные прорывы и технологические революции, рождающиеся их неожиданного сочетания знаний, опыта, усилий и креативности представителей разных культур. Люди, приезжающие в другую страну, получают новые знания и умения, иной опыт отношения между людьми, уровень социально-политической активности и гражданского самосознания, что, несомненно, сказывается на их личностном развитии. Страны, из которых они уехали, в большинстве случаев имеют дополнительные средства, перечисляемые иммигрантами на родину, при возвращении своих граждан получат обученных, имеющих необычный опыт работы и профессиональных взаимодействий сотрудников. Но и отрицательных последствий миграции имеется немало. Страны-доноры теряют рабочую силу, зачастую испытывают «утечку мозгов», так как покидают родину наиболее энергичные и молодые люди. Сами мигранты испытывают массу проблем, связанных с адаптацией к новой среде обитания, с бытовым, профессиональным, культурным обустройством на новом месте жительства.



Система образования как среда минимизации рисков миграции. Политики и ученые обсуждают и приводят в действие политические, правовые, культурные механизмы минимизации издержек миграции. Огромная роль в социокультурной адаптации мигрантов принадлежит системе образования. Решающее значение она имеет прежде всего для детей мигрантов, но и для взрослых именно образовательные учреждения могут предоставить варианты языкового, профессионального обучения, а также знакомства с деловой, повседневной, элитарной культурой страны местожительства.

Образовательным учреждениям следует проявлять активность в работе с мигрантами, использовать разнообразные формы привлечения их к обучающим и развивающим программам культурного развития регионов. Чтобы правильно определить направления деятельности по включению иммигрантов в жизнь принимающей страны, образовательные структуры должны учитывать объективные закономерности существования иммигрантских анклавов во всех современных странах. Во-первых, всеми исследователями отмечается, что миграция является «самораскручивающимся» процессом. Современная экономика, вышедшая за рамки национальных государств, работает с представителями всех народов, активно привлекая и используя их трудовые преимущества. Практика показывает, что временные поселения мигрантов привлекают все новые и новые массы соотечественников, разрастаясь и превращаясь в этнические анклавы. Второе, все мигранты испытывают тоску по родной культуре, что выражается в более интенсивном общении с представителями своей культуры, нежели с жителями принимающей страны. В результате часто образуются сегменты рынка профессий и услуг, тесно связанные с определенным этническим компонентом. Вследствие недостаточных социальных связей с местным населением происходит сегрегация рынка труда и районов поселения мигрантов, часто основанная на более слабом экономическом положении, что служит причиной маргинализации пришлого населения. В-третьих, тесные экономические связи внутри сообществ иммигрантов способствуют созданию собственной инфраструктуры жизнеобеспечения и даже политической мобилизации. Все это приводит к обособлению групп мигрантов относительно остальных и, как следствие, формированию неустойчивой системы связей с местным населением, неопределенным социальным отношениям, испытывающим колебания от вполне добрососедских до быстро развивающихся в конфликтные. (Юдина, с. 97-98).



Для сохранения и усиления положительных влияний миграции и преодоления отрицательных последствий общество и государство обязаны принимать решительные меры. Экономические и политические проблемы должны решаться в правовом и политическом поле через государственный контроль над миграционными потоками, регулирование трудовых отношений. А вот социальное и культурное противостояние мигрантов и коренного населения, наиболее очевидное, проявляющееся в повседневном общении, нуждается в управлении со стороны общественных организаций (Трунян, 2010). Решающую роль в целенаправленном формировании бесконфликтных отношений между представителями разных культур должна играть система образования. Основное влияние будет оказывать, конечно, школа на воспитание детей мигрантов, на их приобщение к языку, системе ценностей, образам мышления и деятельности принимающей культуры. Но и работа с взрослым населением чрезвычайно важна. Каждое образовательное учреждение в современном обществе может выработать программу работы по социокультурной адаптации мигрантов (об удачном опыте Германии рассказывает Трунян, с. 94). Огромное значение имеют совместные мероприятия, проводимые школой с родителями и детьми всех социальных групп: спортивные, культурно-массовые, развлекательные. Они способствуют преодолению барьеров общения, стереотипов и предрассудков, помогают налаживать полезное конструктивное взаимодействие семьи и школы, родителей, детей и педагогов. Школа оказывает социальную поддержку семьям мигрантов с детьми, но она может взять на себя задачу информационного и научно-методического центра работы с мигрантами. Через курсы языка, центры правового и культурного просвещения школа и другие образовательные учреждения способствуют решению проблем мигрантов, оказывают помощь в решении социальных и культурных проблем приезжего населения. Здесь может издаваться научная, учебная и справочная литература, работать дискуссионные клубы и спортивные секции, организовываться просветительские походы и мероприятия. Высшие учебные заведения должны также активно принимать участие в процессах современной массовой социокультурной адаптации мигрантов. В учебном процессе, в организации внеучебной и воспитательной деятельности проблема взаимодействия культур, их взаимовыгодного плодотворного сотрудничества должна быть важной частью программ подготовки специалистов для современной экономики, по определению многонациональной. Вузы могут готовить лингвистов, социологов, психологов – специалистов в области межнациональных отношений, специально нацеленных на работу с мигрантами. В условиях усиливающихся миграционных потоков обществу следует принимать комплексные меры (экономические, политические, правовые и др.), но без социокультурной адаптации, внедрения технологий межнационального взаимодействия ни одна проблема мигрантов решена не будет. И здесь решающая роль принадлежит образовательным структурам с их богатейшим научным, методическим и кадровым потенциалом.

Миграция для России. Важнейшим социокультурным последствием постиндустриальной экономики, неразрывно связанной с миграцией, стало массовое распространение обществ с огромным культурным и этническим разнообразием. Если учесть, что люди с их образованием, профессиональными компетенциями, креативностью являются важнейшим структурным компонентом постиндустриальной экономики (человеческим капиталом), можно утверждать, что качество и действенность человеческого капитала в современной экономике определяется прочностью межнациональных связей, способностью благодаря взаимодействию разных культур выйти на новые рубежи кадровых ресурсов. Особенно актуально это положение для российского общества. Успешное развитие российской экономики, связанной с хозяйственной деятельностью в суровых климатических условиях, опирающейся на сырьевую добычу со сложными условиями труда невозможно без широкой миграции и сложной палитры межнациональных отношений. Будучи традиционно многонациональным государством, Россия переживает и будет испытывать в нарастающих масштабах внутреннюю и внешнюю миграцию в ситуации оживления экономической деятельности. Геополитически находясь на перекрестке этносов и культур, Россия всегда будет привлекать к себе представителей других наций, работников из ближнего и дальнего зарубежья. Умение решать проблемы, связанные с адаптацией мигрантов к условиям жизни в многонациональном государстве, является важнейшим условием национальной безопасности и фактором успешного развития российской экономики.

Миграция населения, хоть и в разных масштабах, сопровождает всю историю человечества. Можно считать ее катализатором промышленного развития. Переселение народов и создание ойкумены в эпоху неолита можно считать первой волной миграции, положившей начало хозяйственной деятельности человечества. (Метелев, с. 370-371) Развитие капитализма было бы невозможно без миграционных потоков рабочей силы из села в город, из стран с патриархальным хозяйством в промышленно развитые регионы. ХХ век с полным правом можно считать веком миграции. Научно-техническая революция 60-х годов осуществилась благодаря массовой миграции экономически активной молодежи в крупные научные и промышленные центры, росту университетских центров и крупных городов, превратившихся в центры притяжения интеллектуальных профессий, научных исследований, новых технологий и современного образа жизни. Наконец, глобализация 80 – 90-х годов знаменовалась крушением экономических границ, единым рынком международной рабочей силы, расцветом транснациональных корпораций, преобладанием единых классификаторов специальностей, профессиональных, социальных и личностных компетенций, приведшим к новым потокам интеллектуальной миграции.



В настоящее время миграция является важнейшим условием жизнеспособности постиндустриальной экономики. В знак признания миграции одним из основополагающих факторов развития современного общества Генеральная ассамблея ООН, начиная с 2000 года, утвердила день 18 декабря Международным днем мигрантов. В Послании Генерального Секретаря ООН К. Аннана по этому поводу говорится: «Международный день мигрантов дает возможность признать огромный вклад, который эти люди внесли на протяжении столетий в экономическое, социальное и культурное развитие всех стран мира и продолжают вносить сегодня. Население каждого государства включает мигрантов. Деятельность, направленная на усиление и защиту прав мигрантов, касается каждого из нас» (К. Аннан, 2006). В Российской Федерации в 2008 году работало 1,7 млн. трудовых мигрантов (Рязанцев, Ткаченко, с. 130). И, видимо, число их будет увеличиваться. Таким образом, проблема взаимоотношений приезжего и коренного населения будет возрастать. Научная общественность должна широко обсудить последствия этих процессов и выработать адекватные рекомендации для бесконфликтного взаимодействия разных групп населения

Регулирование миграции. В эпоху глобализации массовые перемещения населения становятся все более интенсивными и разнообразными, что позволяет относить к миграции «все временные перемещения населения, связанные с работой, учебой, туризмом, коммерческой деятельностью» (Рязанцев, Ткаченко, с. 129). В XXI веке широкое распространение получает новый вид миграции – образовательная миграция: передвижения студентов и молодых специалистов с целью получения и продолжения образования. В середине 80-х годов ХХ века в университетах мира училось 800 тыс. студентов-иностранцев, в 1990 году – 1 млн. человек, а к началу XXI века – уже 1,5 млн. (Рязанцев, Ткаченко, с. 151). Видно, что процессы образовательной миграции стремительно нарастают. Видимо, они демонстрируют лидирующие тенденции развития экономики 21 века. Прежде всего, это, конечно, глобализация экономики и общественной жизни, требующая унификации компетенций трудовых ресурсов, что возможно только в условиях интернационализации образования. Болонский процесс втянул в орбиту единых показателей качества образования и сертификации специалистов практически все европейские и российские университеты. Для усиления востребованности выпускников вузов и их конкурентоспособности учебные заведения должны функционировать в условиях широкого обмена студентами и преподавателями для достижения единых квалификационных показателей современных специалистов. Демографические изменения европейского и российского общества вынуждают конкурировать ведущие университеты мира за перспективных и амбициозных студентов с целью сохранения научных школ и преемственности профессиональной подготовки в условиях снижения уровня рождаемости и стремительного старения населения. Здесь открывается новый резерв развития образовательных учреждений. Школы и прежде всего вузы должны шире развивать программы обучения взрослых, предлагать курсы интегрированного обучения людей разных поколений и разных культур с целью взаимного обогащения и раскрытия потаенных возможностей самореализации. Работа с разнообразными возрастными и профессиональными группами мигрантов станет неотъемлемой частью учебной, воспитательной и исследовательской деятельности университетов.

Конечно, работа с мигрантами требует дополнительных ресурсов, а также научно-методического и психологического обеспечения. Это возможно при условии широкой государственной поддержки деятельности образовательных учреждений по социокультурной адаптации мигрантов в среде принимающего общества. Историческая практика знает четыре модели государственного регулирования процессов миграции (Юдина, с. 98-115).

1) Стремление к полной изоляции мигрантов с целью выдавливания их из страны и прекращения миграций. Такой путь в условиях постиндустриальной информационной фазы развития совершенно не приемлем и не эффективен.

2) Политика дифференцированного исключения мигрантов из общественной жизни (сегрегация). Предполагает выделение иммигрантов в отдельные социальные подсистемы, включение их только в некоторые общественные сферы (труда, потребления, предпринимательства), но активное противодействие их участию, например, в политической жизни, социальном обеспечении, равном доступе к здравоохранению и т.п. К сожалению, такая политика создала все современные проблемы иммиграции, привела в изоляции и конфликтному противостоянию разных групп населения. Подобная практика базируется на неверном представлении о временном характере миграции, предполагает кратковременное присутствие отдельных работников в той или иной стране. Но, как показывают исследования, современная экономика имманентно предполагает миграционные резервы труда, научной мысли в технологическом воплощении и практической реализации любого проекта.

3) Модель ассимиляции: процесс активного втягивания мигрантов в принимающее общество путем односторонней адаптации. Ожидается, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. Путь казался простым и понятным, реализуясь в США, Австралии, Канаде, Великобритании путем создания «благоприятных условий» для индивидуальной адаптации и культурной трансформации через языковые школы и культурные центры. Однако практика показала, что иммигранты не торопятся забывать свой язык, охраняют традиции и культуру, стремятся передать их детям, создают собственные сферы трудовой занятости, районы компактного проживания, свою инфраструктуру жизнеобеспечения. Еще в 70-х годах ХХ века правительство США, признав длительность и постепенность процессов культурной интеграции, стимулировало создание иммигрантских организаций, сохраняющих свой язык и культуру, но надеялось через эти структуры активнее воздействовать на процессы ассимиляции.

Неудача подобной практики, лишь усиливающей процессы поиска собственной культурной идентичности, провела к выводам невозможности решения миграционных проблем столь простым способом. Вывод, сделанный научными центрами изучения миграции, звучит так: невозможно решить проблемы адаптации мигрантов к принимающей стороне без изменения общества, его мировосприятия, социальной политики и т.д. Общество, принимающее мигрантов, должно осознать свое новое положение и быть готово к конструктивному взаимодействию и необходимым изменениям во имя мира и согласия. Родилась новая концепция решения проблемы массовой постоянной миграции:

4) Современная модель плюрализма: принятие мигрантов в качестве сообществ, отличных от большинства населения в отношении языка, культуры, социального поведения. Это трудно, непривычно для принимающей стороны, но другого пути гармонизации межнациональных отношений в обществах современного типа нет. Иммигранты должны получить равные права во всех сферах общественной жизни с учетом их культурного разнообразия, с необходимым условием принятия ими ключевых ценностей принимающего общества.

Политика плюрализма в современном мире имеет две модели реализации: а) в США начала 21 века реализуется практика невмешательства в деятельность иммигрантских организаций. Им предоставляется право развивать свою национальную культуру и систему ценностей, но при условии полной лояльности по отношению к американскому государству, которое не препятствует, но и не поддерживает этнические культуры, оставляя такого рода деятельность общественным организациям. Модель б) может быть названа политикой мультикультурализма, предполагающей готовность общества и государства принять культурные различия населения и в соответствии с этим изменить социальное поведение и даже трансформировать социальные структуры. Например, оказывать поддержку национальным школам, религиозным организациям, культурным центрам и политическим силам. Данная модель взаимодействия культур активно обсуждается в современном мире, однако с большим трудом находит свое воплощение на практике. Те или иные действия правительств Канады, Австралии, Швеции, Великобритании, Нидерландов, Германии в данном направлении встречают противодействие, вынуждены идти на компромиссы и отступления. Однако следует признать, что это наиболее перспективный путь развития многонационального, активно перемешивающегося постиндустриального общества. Надо отметить, что в России такая практика осуществляется не одно десятилетие. Она имеет очень серьезные издержки, недочеты, трагические ошибки, однако путь решения национальных проблем лежит в нахождении правильной линии реализации политики мультикультурализма, а не в отказе от него. Мультикультурализм не стоит понимать как пренебрежение культурой принимающего общества, а только как новое понимание природы социальных связей как таковых. Современное общество представляется исключительно поликультурным, поскольку ясно, что «культурные и социальные изменения, вызванные миграцией,- реальность, которая должна быть признана» (Юдина, с. 104). Причем миграция придает дополнительный импульс развитию принимающих стран, дает им серьезные преимущества в инновационном рывке и экономическом процветании. Обеспечивающие этот прорыв группы людей независимо от страны происхождения и национальности заслуживают признания в полном объеме равных прав на реализацию своих экономических, политических, социальных, культурных потребностей и интересов.



Решающая роль образования в реализации мультикультурализма. Обсуждение концепции мультикультурного взаимодействия социальных групп в современном обществе, равно как и реализация новых форм социального поведения происходит в системе образования, призванной стать средой трансформации социальных отношений. Именно в образовательных структурах зарождаются и апробируются ростки будущих форм взаимодействия между разными культурами, закладываются основы новых перспективных форм социального развития.

Модернизация современного образования призвана привести в соответствие с новыми общественными реалиями содержание и структурные особенности обучающих систем. В том числе она должна учитывать новую ситуацию функционирования экономики, активно вовлекающую в свою орбиту рабочую силу со всего мира. Миграция в глобализирующемся мире становится важным фактором социального развития, движущей силой инноваций, обстоятельством, существенным образом влияющим на социальный ландшафт. Это необходимо признать, и с этим нужно считаться. Для людей, выросших в ситуации национальных государств, однородных культур такая ситуация непривычна. Новый этап общественного развития черпает свои творческие возможности из неожиданного соединения различных типов мышления, технологических решений, новых форм социальных взаимодействий.

Средой, где будут реализовываться новые типы общественных отношений, выступает система образования. Речь идет как о воспитании детей, так и о работе с взрослыми, которые тоже в современном мире проходят постоянную переподготовку и обучение в течение всей жизни. Идеологическим и методологическим основанием современных педагогических решений должна стать концепция мультикультурного образования.

Благодаря образованию люди могут научиться жить в условиях реального взаимодействия и взаимообогащения культур. Глобальная экономика сделала процессы межкультурного взаимодействия всеобщими и необратимыми. Научить людей понимать другую культуру, используя потенциал своей родной культуры, более того, находить в чужой культуре новые импульсы для собственного развития призвана современная система образования.

Процесс взаимодействия разных культур в педагогической практике многонациональных государств, таких, как Россия, решается давно и по-разному. Традиционно речь шла об использовании потенциала доминирующей культуры, например, русской, при сохранении своей собственной. Такой подход реализовывался в Советском Союзе в концепции национальной школы. В этом случае разные культуры создавали для человека среду, в которой он мог обращаться к возможностям той или иной культуры в зависимости от типа решаемых проблем.

Более динамичная социальная ситуация перехода общества от индустриального к инновационному типу развития потребовала более частого обращения к возможностям других культур для поиска новых решений, для нахождения более адекватных стратегий жизнедеятельности. В 70-х годах в педагогической науке и практике появляется концепция «двукультурной коннотации» (Панькин, с. 58), учитывающая возможности разных культур при овладении своей собственной, признание равноправия всех культур, их взаимного обогащения и реального взаимодействия. Приходящее на смену мультикультурное образование по-другому ставит проблему взаимодействия культур. Мы не просто уважаем другие культуры и реализуем их возможности наряду с собственной, а меняем некоторые элементы своей культуры под воздействием соседней. Мы творчески подходим к возможностям своей культуры, признаем ее существование только во взаимодействии и взаимообмене с другой культурой.

Становление мультикультурализма в образовании обусловлено рядом причин. Во-первых, инновационный тип развития требует от человека мобилизации всех личностных сил, возможной в условиях постоянного обращения к потенциалу культуры. Следовательно, глубокое знание своей культуры является фактором успешной профессиональной и личностной самореализации человека в постиндустриальном обществе. Но понять, оценить, реализовать собственный культурный потенциал возможно лишь при условии постоянного сравнения с другой культурой, понимания ее принципов и собственного культурного отличия. Поэтому овладение технологиями понимания чужой культуры создаст основу для нормального межкультурного взаимодействия, основанного на взаимном уважении многообразия культурных миров и использования всего богатства человеческой культуры для совместной успешной жизнедеятельности. В современных условиях дискриминация другой культуры означает отказ от новых возможностей развития, и наоборот, взаимное сотрудничество несет обоюдную выгоду. Вторая причина заключается в том, что современному человеку приходится адаптироваться к быстро меняющемуся, становящемуся все более разнообразным миру. В соответствии с принципом дополнительности, чем большим количеством культурных кодов и систем хранения социального опыта владеет человек, тем успешнее и плодотворнее будет происходить его приспособление к сложным экономическим, политическим, социальным процессам.

Становление мультикультурного образования знаменует вступление общества в постиндустриальную фазу развития. Принцип «двукультурной коннотации», реализуемый в индустриальном многонациональном обществе, можно считать первым этапом формирования мультикультурализма. Через систему образования человек получает знания о разных культурах, умения использовать возможности своей культуры для самореализации и дружеского общения с представителями других культур, а также навыки понимания и использования нескольких культурных кодов, которыми пользуются соседние с ним народы. «Возникает тип образования, ориентированный главным образом на сохранение открытого доступа к каналам передачи, приобретения и воспроизводства культуры коренного населения, и в то же время поощрение усвоения иных кодов коммуникации, знания и моделей поведения». (Панькин, с. 58). Формирование же подлинного, взаимовыгодного мультикультурализма связано с другим этапом общественного развития, происходит в условиях глобализации и инновационного постиндустриализма. Через систему образования люди учатся по-новому использовать богатства своей культуры и овладевают компетенциями видеть мир глазами других культур. Люди учатся самой готовности и технологиям освоения других культур, целостно-интегрального восприятия мира, применяя достижения своей культуры одновременно с существующими наряду с ней другими возможностями мышления и деятельности. Происходит расширение и развитие собственного культурного кода путем интегрального включения в него элементов, необходимых для адекватного общения с представителями других культур, позволяющих налаживать сотрудничество и преодолевать конфликтные ситуации. Человек овладевает богатством и возможностями родной культуры, которая имманентно содержит в себе технологии понимания и уважения других культур. Усвоение родной культуры подразумевает в таком случае овладение новыми формами межкультурного взаимодействия и понимания других культур как единственно возможное условие культурного воспроизводства. «Образование превращается в процесс, облегчающий гармоничную и полную интеграцию новых элементов, исходя из своего собственного индивидуального культурного уровня» (Панькин, с. 59).

Образование в глобализированном постиндустриальном обществе означает овладение компетенциями постоянного развития, важнейшей из которых оказывается способность жить в мультикультурном мире, готовность овладевать и совершенствовать технологии межкультурного общения. Наша отечественная образовательная практика пока далека от этого. Мы не разрабатываем и не используем новейшие технологии межкультурного взаимодействия. Курсы культурологии, появившиеся на волне общественного подъема в 80-е годы прошлого века, не находят поддержки у нынешних организаторов профессионального образования. Мы теряем возможность приобрести важнейшие компетенции инновационного развития, связанные с взаимообогащением разных культур. Небольшой социологический опрос, проведенный осенью 2012 года среди 200 студентов машиностроительных специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана показал весьма настороженное отношение будущих инженеров к возможности использовать достижения других культур для совершенствования собственной жизнедеятельности. Хотя 72% опрошенных студентов регулярно общаются с представителями других культур, знаниями о достижениях других народов располагают лишь 26% ответивших. На вопрос, как вы относитесь к людям другой культуры, 83% ответили, что нейтрально, 9% - хорошо и 8% - отрицательно. Такое большое количество склонных к нейтральному отношению демонстрирует неумение пользоваться возможностями иных культур, непонимание единства и взаимозависимости современного мира, нежелание овладевать современными стратегиями межкультурного взаимодействия. Очень много, 23% респондентов на вопрос, надо ли запретить миграцию в Российскую Федерацию, ответили положительно. Почти четверть будущих организаторов производства не понимает закономерностей развития инновационной экономики и не видит для России перспектив выхода из кризиса. На вопрос, как они относятся к иностранцам, приезжающим в Россию на заработки, 58% ответили, что отрицательно, а остальные 42% - нейтрально. Положительных ответов не было. Результаты данного блиц-опроса показывают, что на сегодняшний день состояние межнационального образования у нас катастрофическое. Мы не готовы использовать возможности взаимодействия культур для решения своих экономических и социальных проблем. Это грозит межнациональными конфликтами в будущем и уже демонстрирует межкультурную напряженность в настоящем. Как минимум, выход из ситуации требует налаживания системы мультикультурного образования, что невозможно без социогуманитарных курсов в системе общего и профессионального образования.

Задачи, которые стоят перед нашим образованием в области воспитания мультикультурализма и обучения технологиям межкультурного взаимодействия, трудноразрешимы в ближайшем будущем, но требуют неотложного внимания. Курсы культурологии должны вернуться в высшие учебные заведения, колледжи, школы для формирования современных представлений о богатстве и разнообразии мировой культуры, возможностях и достижениях представителей разных народов, глубокого овладения родной культурой как непременного условия интеграции с другими культурами для совместного решения глобальных проблем. Образование будет воспитывать позитивное отношение к культурным различиям как источнику новых идей и творческих решений. Следует развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, проводить мастер-классы и тренинги по решению конкретных задач совместно с представителями разных этносов с использованием реальных жизненных ситуаций и технологий межкультурного взаимовыгодного общения.

Ставя перед современным образованием задачу сформировать личность, владеющую компетенциями, позволяющие жить и трудиться в быстро меняющемся мире, следует использовать возможности мультикультурного подхода, нацеленного на диалог разных культур. Овладение семиотическими системами с разнообразными интеллектуальными и поведенческими кодами позволит воспитать разностороннего, креативного, нацеленного на инновации человека. Мультикультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия этнокультурных норм, ценностей, образцов и форм деятельности, существующих в обществе. Оно нацелено не просто на передачу этого наследия молодому поколению, а на предоставление возможности представителям всех расовых, этнических и социальных групп в условиях соответствующей образовательной среды реализовать свои этносоциокультурнообразовательные интересы, на использование потенциала каждой культуры представителями других культур.
Литература:

К. Аннан. Международная миграция и развитие: Доклад Ген.секретаря ООН на 16 сессии Генеральной Ассамблеи ООН – Нью-Йорк, 2006.

Блинова М.С. Социология миграции: история становления и перспективы развития – М.:КДУ, 2009.

Ершов А.Н., Сергеева З.Х. Миграция и гендер в современном мире – Казань: Центр инновационных технологий, 2009.

Метелев С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России – Старый Оскол: «ТНТ», 2010.

Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография – Волгоград: Перемена, 2001.

Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная миграция: учебное пособие – М.: Экономика, 2010.

Трунян Г.Р. Миграция: управление через негосударственные структуры – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010.

Юдина Т.Н. Социология миграции – М.: Академический проект, 2006.
Справка об авторе. Панина Галина Владимировна, кандидат философских наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалист в области философии и социологии образования. Область научных интересов: профессиональная культура специалиста, социокультурная компетентность выпускника высшей школы, модернизация образования, образование как среда минимизации рисков и проблем современного общества. Автор более 100 научных трудов по проблемам модернизации образования, учебных и методических пособий по социологии и культурологии. Публиковалась в ведущих российских журналах: Alma mater (№8, 2009), Высшее образование в России, Социологические исследования, Вопросы культурологии, Вестник Московского Университета (серия Философия) и других.

Место работы: доцент кафедры «Социология и культурология» Московского Государственного Технического Университета им. Н.Э. Баумана.

Адрес: 143989 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Маяковского, дом 22, кв. 188. Телефоны: 8-498-3042294 (дом); 8-926-4226975 (моб).

Электронный адрес: gpanina@mail.ru



Information about the author. Galina V. Panina, Ph.D., associate professor of the Moscow StateTechnical Bauman University, an expert in the field of philosophy and sociology of education. Research interests: professional culture specialist, socio-cultural competence of graduates of higher education, the modernization of education, education as a medium to minimize the risks and challenges of modern society. Author of over 100 scientific papers on the modernization of education, training and tools in sociology and cultural studies. Published in leading Russian magazines: Alma mater (№ 8, 2009), Higher Education in Russia, Sociological Research, Questions of Cultural Research, Bulletin of Moscow University (Philosophy Series), and others.
Employment: Associate Professor of "Sociology and cultural studies" of the Moscow State Technical Bauman-University.
Address: 143989, Moscow Region, Szeleznodoroszny, st. Mayakovsky, Building 22, Apt. 188. Phone: 8-498-3042294 (home) 8-926-4226975 (mob).
E-mail: gpanina@mail.ru
Acquainted with the contract and agree to its terms. G. Panina.
Ознакомлена с договором и принимаю его условия. Г. Панина.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница