Санкт-петербургская академия последипломного педагогического образования



страница1/4
Дата13.05.2016
Размер6.2 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ

АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра ПСИХОЛОГИИ


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Слушатель: ЧИЖОВ А.А.

Научный руководитель: ШЕХОВЦОВА Л.Ф

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ БОКСЕРСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………........................................2
Глава 1. Тело и психика
1.1 Дуализм и гармония в понимании человека…….3

1.2 Психические расстройства и телесный образ…..4

1.3 Телесно-ориентированные методы………………7

1.3.1 Терапия Вильгельма Райха……………….9

1.3.2 Терапия Александра Лоуэна…………….15

1.3.3 Терапия Моше Фельденкрайза………….20

1.3.4 Терапия Фредерика Александера……….22

1.3.5 Танцевально-двигательная терапия…….25

1.4 Компоненты психомоторики.………………… .28
Глава 2. Тренировка и формирование нового
2.1 Мотивация тренировок……………………………....35

2.2 Психологический эффект спортивных тренировок..39


Глава 3 Особенности боксерской тренировки
3.1 Организация тренировки в боксе…………………..44

3.2 Сравнительный анализ тренировки в боксе и

тренинга в ТОП……………………………............56

3.3 Оценка психологического результата

тренировки в боксе……………………………......61

3.4 Заключение....................................................................66

Литература.....................................................................

Приложения...................................................................




Введение
Бокс как спортивный вид известен уже более 100 лет, а как искусство кулачного боя он существует столько, сколько существует человеческое общество. Популярность бокса в настоящее время велика и растет постоянно. Слова «бокс» и «боксер» заставят проявить реакцию любого, конечно в соответствии с личным представлением об этом виде спорта, но равнодушным не оставит никого. Однако, качество популярности бокса, со сменой социальных условий, меняется: если раньше бокс был больше интересен как вид зрелища, то сейчас заметно растет и число участников секций бокса. Причем, если раньше пик возрастной активности приходился на 16 - 20 лет, то сейчас он смещается на возраст 30 - 40 лет. И возраст в 50 лет для желающих начать заниматься не служит преградой. Эти перемены потребовали качественной перестройки технологии подготовки боксеров, поскольку все больше стало тех, кто приходит заниматься со словами: «Я хочу тренироваться, но только для себя», т.е. без возможного участия в спортивных соревнованиях.

Изменение состава участников секций бокса вызвало вопросы по организации тренировок, но главный из вопросов: «Зачем приходят тренироваться в секцию бокса?».

Тридцати- сорокалетние - это люди со сложившимися убеждениями, устойчивыми жизненными позициями и, как правило, хорошо обеспеченные по всем социальным направлениям. Но им не хватает бокса! Большинство приходит в секции впервые. Их не останавливает даже бытующее мнение о травматизме в боксе (хотя бокс реально не попадает даже в первую десятку самых травмоопасных видов спорта; его опережают и футбол, и баскетбол, и хоккей). А ведь для солидного человека «синяк» на лице, понятно, не желателен!

Изменилась технология подготовки боксеров в связи с тем, что тренеры перестали работать на отбор перспективных спортсменов и перешли к обучению с учетом индивидуальных качеств занимающихся в секции. Это сказалось на результатах тренировок: все прошедшие тренировку, независимо от исходных данных, улучшают свою физическую форму, но, что особенно интересно, изменяется то, ради чего, вероятнее всего, и пришел тренироваться каждый - изменяются их психические состояния, личностные черты и качества. Это можно было видеть и по внешним проявлениям: изменению поведения на ринге и вне ринга, и, по собственным отзывам боксеров - люди стали спокойнее, доброжелательнее, внимательней и сосредоточенней в работе, свободнее в принятии решений и т.д. Результат воздействия занятий в секции бокса на психику несомненен. Изменения психических состояний, личностных свойств и качеств являются предметом исследования этой работы. Объектом исследования являются члены секции бокса без какого-либо предворительного отбора, разного возраста, и произвольным мотивом занятий. Определить более продуктивную технологию подготовки начинающих спортсменов на основании объективных оценок - цель работы. Предполагается, что при правильной организации тренировки, результатом воздействия на психологические свойства и качества может быть достижение коррекции психики и гармонии личности.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ
Основателями направлений психологии, где делалась попытка применения «телесных техник», в свое время, были: В. Райх, Ш. Ференци, Ф.Лоуэн, Фредерик Александер, М.Фенделькрайз, Франц Александер и другие. В настоящий момент в энциклопедии описаны, по крайней мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Все они направлены на обеспечение условий , в которых человек может пережить опыт, как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получить возможность на улучшение своего функционирования устраняя комплексы. Телесная терапия использует два основных метода:

Первый метод – двигательные упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мышцы и увеличивающие подвижность.

Второй – через прикосновение, освобождающее спонтанные движения, которые являются выражением глубоко зажатых чувств, т.е. комплексов.

И тот, и другой используются в ТОП, чтобы вызвать психическую осознанность и довести комплексы до сознания.

Есть методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия без увеличения осознанности внутренней жизни: физиотерапия, массаж, аэробные движения.

Существуют методы работы с телом, в которых делается упор на осознанность в соматической сфере. Это - любой метод, который фокусируется на проявлениях комплексов с тем, чтобы расширить взаимодействие телесного и душевного. Сужение этого взаимодействия приводит к проявлению невротических симптомов. Невротические симптомы возникают в результате подавления болезненных воспоминаний или аффектов. Подавленный и забытый опыт продолжает бессознательно влиять на личность. Но если эти воспоминания будут воспроизведены эмоционально – то исчезнут и симптомы. Фрейд в психоанализе основывал связь между душевной болезнью и исцелением пост-реагированием на накопление эмоциональной энергии. Оказалось, что за поверхностно- очевидных, и для самого субъекта и для окружающих его лиц, эмоций, кроется сфера далеко не всегда осознаваемых и даже предполагаемых субъектом потребностей, мотивов, интересов, желаний, ценностных ориентаций, подлинных первопричин и движущих сил поведения.

Во всех методах психотерапии использующих работу с телом предполагается через движения вскрыть подлинные силы поведения, и создать возможность разрядки напряжения естественным путем. Они стремятся к тому, чтобы тело действовало естественно и легко. Все они предпочитают релаксированные действия напряженным, все стараются научить человека уменьшить привычное напряжение в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как единое целое, как постоянный психофизический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части. Различия между этими системами появляются от того, что каждая из них, по видимому, специализируется на определенной области физического функционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа связана с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру частей тела, которая могла быть нарушена в связи с физической травмой или по другим причинам. Метод Александёра занимается использованием тела в повседневной жизни, так же как и метод Фельденкрайза, однако упражнения последнего содержат значительно более сложные паттерны поведения, восстанавливающие физическую эффективность и грацию. Метод Шарлотты Селвер (sensory awareness) и метод сенсорной релаксации концентрируются на ощущениях, прикосновениях, на лучшем осознавании тела и мира вокруг нас.

Все эти системы стремятся научить человека быть более расслабленным, более «естественным» как во время отдыха, так и в действии. Все они стремятся устранить ненужные напряжения, которые мы несем в себе и с собой, стараются возвратить нас к действию в «недеянии», учат позволять телу быть эффективным, вместо того чтобы осваивать бесполезные навыки и наращивать бесполезные мышцы. Наиболее важно отучиться от неправильных привычек, которые возникают в детстве и позже, вернуться к естественной осанке, координации и равновесию тела.
ТЕЛО И ПСИХИКА
Начиная с античных времен, человек рассматривался в целостности и гармонии, в единстве души и тела. Тогда существовали терапевтические направления с воздействием на душу через тело: массаж, танец, характерные движения, дыхательные упражнения. Источники терапевтической работы с телом можно найти в разных человеческих культурах. Художественное изображение объятий и прикосновений распространены повсеместно, доказывая , что физический контакт – это потребность задаваемая человеку инстинктами.

Однако, в процессе европейского философского развития возник и укрепился явный недостаток внимания к телесному проявлению души. Дуализм души и тела отмечался еще в философии Платона, но явно выделил две различные субстанции «мыслительную» и «телесную» Декарт (1596-1650), и в рассмотрении человека с тех пор доминирует психофизический дуализм. Сохранился он и в теории Фрейда, чем определился существенный недостаток метода психоанализа, поскольку не давал ясного понимания во взаимодействии психических и физических компонентов. Фрейд всю жизнь боролся с этой проблемой. В результате этой борьбы появились те четкие формулировки, которые составили теорию ЭГО, но проблема решена не была. Пытался найти способ интеграции теории и объединил эти две противоположности К.Юнг. Он создал концепцию психологической близости, которая позволяет не рассматривать либо ум, либо тело в качестве первичного источника опыта. Понятие архетипов связало их воедино. Понятие комплексов явилось важным средством для понимания неврозов. Юнг назвал комплекс элементом почти не поддающимся интеллектуальному контролю. Комплексы могут сопротивляться контролю ЭГО , откалываться от сознания и функционировать автономно. Комплекс может незаметно воздействовать на психику, и это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет разрядка, т.е. пока накопленная энергия не будет эмоционально реализована. Как только комплекс достигает сознания, появляется шанс понять и ассимилировать его, если же комплекс не осознан он продолжает функционировать автономно, нарушая единство психики. Процесс осознания комплекса обычно вызывает сопротивление. У интеллектуального понимания нет власти над комплексом. Преобразовать его можно только с помощью эмоций. Противодействие между комплексом и ЭГО приводит к разрешению проблемы, но при этом возникает страдание. Когда конфликт проявляется , возникает возможность перестрадать комплекс и расширить ЭГО, если же этого не происходит – возникают физические и психические симптомы. Симптом – это аномальная форма разрядки возбуждения, которое невозможно разрядить естественным путем. Архетипы, как ядра комплексов перекрывают разделение ума и тела, и, на психическом уровне, создают альтернативу дуалистическому взгляду на восприятие и позволяют объединить ментальное с физическим, и интегрировать сознательное с бессознательным. Это явилось стимулом к появлению новых направлений в психологии, где делалась попытка применения «телесных техник», при психиатрической помощи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ
Цель психиатрической помощи как в настоящем, так и в прошлом — привести психологически нездорового человека в соприкосновение с реальностью. Если разрыв с реальностью очень велик, то есть пациент не ориентируется в реальном времени, пространстве или в своей личности, то его состояние описывают как психопатическое. Когда эмоциональное нарушение менее значительно, оно называется неврозом. Невротик ориентируется в окружающем его пространстве и времени, его восприятие действительности не искажено, но понимание ее поверхностно и ошибочно. Он живет на основе иллюзий, и, как следствие, его жизнедеятельность не связана с реальностью. Так как невротик страдает от своих иллюзий, его тоже считают психологически нездоровым человеком.

Однако часто бывает трудно дать четкое определение тому, что является иллюзорными, а что разумными представлениями о реальности. Есть только одна бесспорная реальность в жизни каждого человека — это его физическое существование, или существование его тела. Его жизнь, его индивидуальность, его личность заключены в его теле. Ни один человек не может существовать отдельно от своего тела. Не существует ни одной формы психического существования человека, которое было бы независимо от его физического тела. С этой точки зрения концепция чисто психологической болезни также является иллюзией. Не существует такого психологического расстройства, которое не было бы одновременно и физическим расстройством. Человек находится в депрессии как на физическом уровне, так и на психологическом, то есть эти два явления по своей сути едины, являясь разными аспектами одной личности. То же самое можно сказать и про любое психологическое заболевание— это прежде всего физическое явление.

Более подходящим термином для описания расстройства личности считается «эмоциональное заболевание». Слово «эмоция» имеет дополнительное значение «движения» и поэтому может обозначать как физическое, так и психическое. Движение происходит на физическом уровне, но восприятие и осознание его — на психическом. Эмоциональное расстройство охватывает эти два уровня личности. А так как душа побуждает человека к действию, она также вовлечена в каждый эмоциональный конфликт. Духовность имеет физиологическую или биологическую основу.

Неспособность взаимодействовать с окружающей средой отличает состояние расстройства от всех других эмоциональных состояний. Человек, находящийся в унынии, заново обретет веру и надежду, когда ситуация изменится к лучшему. Подавленный человек снова воспрянет духом, когда будет удалена причина его подавленности. Загрустивший человек оживится, когда появится возможность получить удовольствие. Но ничто не сможет вызвать ответной реакции у человека в депрессии; зачастую перспектива перемен к лучшему или удовольствия только усугубит его депрессию.

Если человек в детстве пережил потерю или травму, которые подорвали его чувство безопасности и самопринятия, то он будет проецировать на свой будущий образ потребность как-то компенсировать полученный в прошлом болезненный опыт. Так, например, если в детстве он боролся с чувством беспомощности и бессилия, то ум его, естественно, будет компенсировать такое оскорбление ЭГО образом будущего, где он обладает силой и властью. Воплощает себя, в частности, в новый образ тела. Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Образ обретает реальность когда объединяется с чувством или ощущением. Ум в своих фантазиях и мечтах пытается изменить на противоположную неприятную и не принимаемую реальность, создавая образы, которые будут возвеличивать и наполнять силой ЭГО. Если значительная часть энергии человека будет сосредоточена на таких образах и мечтах, то он потеряет из виду тот факт, что они образовались из полученных в детстве болезненных переживаний. И, как следствие, он будет жертвовать настоящим ради их воплощения. Эти образы представляют собой нереальные цели, и их реализация, как правило, недостижима.

Нереальность поведения человека, угнетенного расстройством, наиболее четко проявляется в степени его разрыва с собственным телом. У него отсутствует самовосприятие, и он не видит себя таким, каким является на самом деле, так как его ум сосредоточен на нереальных образах. Он не осознает ограничений, которые накладывает на него жесткость его мышц, однако именно эти ограничения ответственны за его неспособность осуществить себя как человека, живущего в настоящем. Он не ощущает нарушений в функционировании своего тела, своей низкой подвижности, не ощущает затрудненного дыхания, потому что отождествляет себя со своим ЭГО, своей волей и своим воображением. Жизнь тела, которая есть жизнь в настоящем, отвергается как неуместная, потому что его глаза устремлены к будущей цели — единственной цели, которая имеет для него смысл.

Ясно, что образ тела является одним из важнейших компонентов самосознания. В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Отсутствие чувствования своего тела, расщепление «Я» и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. Человек ощущает нереальность себя, как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Но такое расщепление является уже явно выраженной патологией. Возможны варианты когда плохое чувствование своего тела сказывается на уровне плохой координации работы отдельных элементов тела, в неуверенности выполнения движений, а значит и в неуверенности своего отождествления. Человек ощущает реальность мира только через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека. Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, тело дышит в течение всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на дыхание и формировать его осознанно. Известен тот факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Известны процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, от активных вмешательств в дыхательный процесс до методов духовных практик идентификации сознания человека и его тела. Активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Расстройство дыхания один из признаков расстройства психологики.

Основы психического здоровья закладываются в процессе становления личности. Характерной особенностью этого времени является повышенное внимание к своим внешним несоответствиям, к тому, что отличает его от других или делает похожими на других. Особое внимание этим сравнениям уделяется внешнему виду во время перестройки организма в течение пубертатного (подросткового) периода, создавая предпосылки для частого недовольства своей внешностью.

Воспитываясь даже в полной семье, в которой для развития созданы все необходимые условия, человек тем не менее сталкивается с трудностями формирования положительного образа своего тела. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами. Особенные проблемы могут возникнуть у людей, воспитывавшихся в обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного, чувственного начала. Часто в результате неправильного воспитания человек теряет гармоничность и естественность.

В том как человек держится, в его осанке, и в том, как он двигается отражается его отношение к жизни, его личный стиль. Человека с правильной осанкой, или естественной манерой держаться, можно отличить от человека, чья согнутая спина, скругленные плечи и слегка наклоненная голова указывают на тяжесть психического бремени висящего на нем. Он стыдится своего тела. Он также чувствует сексуальную неполноценность. Старается преодолеть свои телесные недостатки с помощью диеты, но безуспешно. Так как внешний вид его тела отражает ту сторону его личности, которую он не способен принять, и которая представлена более толстым разгильдяем ребенком, чем взрослым человеком.

Подобным образом многие люди оказываются в затруднительном положении из-за бессознательного конфликта между различными аспектами личности. Наиболее часто встречается конфликт между несбывшимися желаниями и потребностями ребенка, и побуждениями, стремлениями взрослого. Взрослый требует, чтобы человек был независимым и брал на себя ответственность за исполнение своих желаний и решений. Но в человеке, у которого имеется подобный конфликт, попытки быть независимым и ответственным разрушаются бессознательным стремлением к внешней поддержке и заботе. Результатом является картина, смещенная как психологически, так и физически. В своем поведении такой человек может демонстрировать преувеличенную независимость наряду со страхом остаться в одиночестве, или с неспособностью принимать решения. Можно наблюдать подобную смешанную картину в теле человека. Инфантильные аспекты его личности могут быть выражены в кажущейся неадекватной системе опоры (неуклюжесть), или в неразвитой мышечной системе, которая не имеет активного потенциала.

Улучшение работы мышечной системы и воздействие этим на психику - принцип работы телесно ориентированной психотерапии (ТОП).

Для всех методов телесно - ориентированной психотерапии характерным является применение двигательных упражнений, а первичной областью воздействия - психомоторика пациента.
Терапия Вильгельма Райха (1847 - 1957)
В свое время Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков. Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию.

Первым шагом в терапевтической процедуре для Райха было то эмоциональное выражение, которое было наиболее очевидным для поведения или лица пациента. Эта процедуротерапия представляла собой прорыв от чисто вербального (словесного) анализа к прямой работе с телом.

В дальнейшем получили развитие взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности (неадекватная работа мышц) и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями, чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Своей теорией В.Райх положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с целью улучшения психического и физического функционирования. В теории Райха, для определения взаимодействия между душевным и телесным, основным понятием является понятие энергии. Тело рассматривается как «электрический океан» химического, электрического, энергетического обмена. Он считал, что оптимальное развитие и функционирование тела связано со спонтанным течением энергии, охватывающим все тело. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостности. Невротики не могут управлять возбуждением и минимально устойчивы к боли и удовольствию. Они расходуют большую часть энергии на включение механизмов психологической защиты, чтобы избавиться от травмирующих психику внешних событий, чувств, мыслей. Удовольствие – это свобода движений и свобода от мышечного напряжения, а в современном социализированном обществе существуют различные ограничения, за счет которых блокируется удовольствие и энергия не может спонтанно распределяться из-за мышечных зажимов, «мышечной брони». Жизнь можно ощутить только через свое физическое существование, а поскольку энергия в человеке может быть блокирована, ее необходимо освободить. По мнению В.Райха, именно характер создает защиты против беспокойства, которое сопровождается страхом наказания. Первая защита от страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как ЭГО-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные физические черты и в характерный панцирь. Характерные черты не являются невротическими симптомами, они переживаются как составляющие часть личности, в то время как невротические симптомы чужды индивидууму.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница