Семинар «Импровизация в танце, как средство самовыражения и развития творческой активности личности обучающегося»



Скачать 185.3 Kb.
Дата21.05.2016
Размер185.3 Kb.
ТипСеминар
Методический семинар «Импровизация в танце, как средство самовыражения и развития творческой

активности личности обучающегося»

(разработка методиста МБОУ ДОД ДДТ № 3 Соболевой И.В. соавтор педагог дополнительного образования образцового ансамбля танца «Сказка»

Тихомирова Т.В.)

Уже с начала 20 века наметились две диаметрально противоположные точки зрения на танец. Одни, приверженцы классической школы танца, утверждали, что «уметь танцевать, значит знать правильные движения». Другие полагали, что танец - это свобода выражения, полёт, раскрепощение души и тела человека. Так Айседора Дункан в своей книге «Танец будущего» писала: «Истинный танец должен быть естественным тяготением воли индивидуума». И эта разница во взглядах была вполне объяснима. Ведь внутри самого танца заложено противоречие, существует наличие двух различных тенденций: импровизации и техники. Техника хореографии – это синхронность движений, действие по заранее определённому алгоритму - изучение классических движений, повтор их за педагогом, чёткое исполнение предложенной композиции. В связи с этим определяется и особый подход к постановке танцевального номера. Хореограф сам придумывает движения танца, сообщает их ученикам и требует повтора движений в заданной последовательности. В отличие от этого импровизация в танце - это способность двигаться без заученных в порядке движений, без каких-либо схем, это свобода выражения своего внутреннего состояния через произвольные движения тела. Педагог, который делает выбор в пользу импровизации в танце совершенно по-другому подходит и к постановочной работе. В этой работе импровизируют и сами дети, и педагог, не придерживаясь определенных законов драматургии, как это принято в постановке традиционного танца.

В своё время я также встала перед выбором: техника или импровизация? В пользу техники говорило и моё классическое образование, полученное в училище культуры, и получившее в советское время распространенное мнение о том, что свобода движений больше характерна для уличного танца, а импровизация не может быть сценическим жанром. Кроме того, можно назвать и много плюсов у классической хореографии: «безупречность» исполнения, интересные находки и замысел балетмейстера – постановщика танца, отработанность до автоматизма, совершенства движений, чёткость и качество их выполнения. Но в своё время меня очень привлекло такое направление в танце, как современная хореография. Я с удовольствием стала посещать семинары, обучаться на курсах и в школах у известных хореографов мира (Россия, США, Нидерланды, Швеция, Франция, Германия, Испания, Тайланд и т.д.). Я на себе ощутила всю выразительность, пластичность, экспрессивность джаз-модерна, наслаждалась свободой движений в контактной импровизации, узнала о философии движения и возможностях изучения и понимания человеческого тела через технику контемпорари. А главное я получала удовольствие от использования новых направлений в танце, и поняла главное отличие новых форм от классической хореографии. Я открывала и выражала свою индивидуальность, понимала и чувствовала своё тело, его потребности и желания, «сиюминутные импульсы». И, наконец, я получила возможность творить. Импровизация стала для меня одним из главных источников новых движений, новых техник, новых идей и новых подходов в преподавании. Для углубления своих познаний я стала знакомиться с литературой по данным направлениям деятельности. Методики таких авторов, как Шкурко Т.А. «Танцевально – экспрессивный тренинг», Э. Гренлюнд «Танцевальная терапия», В.Ю. Никитин «Модерн-джаз танец: история, методика, практика», И. Сироткина «Свободное движение и пластический танец в России» и другие были адаптированы и помогли в организации педагогического процесса.

Наш образцовый хореографический ансамбль танца назван «Сказка». Почему сказка? Наверное, потому, что сказка идёт рядом с детством. Потому что сказка развивает воображение и зовёт в мечту. Потому что сказка, особенно народная, допускает элементы импровизации в создании, исполнении и восприятии сказочного материала.



Применение приёмов импровизации в педагогической деятельности дали свои положительные результаты. Во-первых, наблюдая за моими обучающимися я стала замечать, что они стали более раскованными и свободными в движении, стали не стесняясь выражать свои мысли, стали задумываться над тем, что они делают в танце. У них появилась какая-то осознанность, рефлексия – то, чего не было раньше на занятиях по классическому танцу. Кроме того, мои ученики стали помощниками в постановочной работе.

Положительные моменты наметились и в их психоэмоциональном состоянии. Проведённые диагностики подтвердили то, что у наших детей психоэмоциональный статус выше, чем у школьников. А совсем недавние обследования психолога показали, что обучающиеся средней группы имеют 100% высокую мотивацию – желание заниматься в ансамбле, и 100% степень комфортности. Показатели креативности детей ансамбля также значительно выше, чем у обычных школьников, не занимающихся танцами. Я стала понимать, что импровизация - очень полезная и важная для ребёнка вещь в жизни. У него появляется уверенность и желание действовать, что делает его способным принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Он становится инициативным, способным к саморазвитию. А, как записано в программах ФГОС, одно из требований современного общества – «развитие самостоятельности, личной ответственности, формирование готовности и мотивации к саморазвитию и образованию». К слову сказать, последние психологические исследования показали, что 62% обучающихся средней группы имеют высокую степень способности к саморазвитию и 32 % - средний уровень. А уровень самоконтроля соответственно -82% (высокий) и 18% (средний). Программы ФГОС предусматривают также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Импровизация по своей сути индивидуалистична, так как движения каждым придумываются на ходу, в процессе исполнения, и они не повторимы. Мне очень стали понятны слова А. Дункан о том, что «движения человека должны соответствовать его форме, его индивидуальному облику: танец двух лиц ни в коей степени не должен быть тождественным». Каждый прислушивается к ритму своего сердца, своему состоянию, внутренним ощущениям, физиологическим возможностям, потребностям организма, душевным влечениям, что делает танец сугубо индивидуальным. Стандарт в образовании также ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как креативность и осознанный выбор ценности творчества для человека. Современному человеку очень важно иметь такое качество как креативность мышления - способность к творчеству, к созданию чего-то нового, интересного. Сегодняшнему человеку надо уметь ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, уметь продуктивно действовать в условиях новизны и неопределённости, адаптироваться к любой жизненной ситуации. Импровизация в танце даёт сильный толчок для развития творчества и креативности. В программах ФГОС также уделяется значительное внимание формированию потребности ребёнка к здоровому образу жизни. Психическое здоровье - важный аспект в общем состоянии здоровья человека. Импровизация способствует раскрепощению личности, снятию зажимов, комплексов, связанных с недооценкой или боязнью собственного тела, выплеску негативных эмоций. Она становится важным фактором для профилактики стрессов. Именно импровизация создаёт условия для развития тела человека «в красоте и здоровье». И наконец, программа ФГОС требует осознанности выбора профессии выпускником. Наши выпускники не просто продолжают обучение по хореографическим специальностям, но и остаются в коллективе, уже в качестве преподавателей. Наш подход к обучению хореографическому мастерству, атмосфера творчества становится им близка, понятна и они воплощают идеи импровизации в своей педагогической деятельности. Таким образом, в свете сегодняшних подходов к образовательной деятельности, импровизация также имеет более выигрышный характер перед традиционной хореографией. Казалось бы, я сделала свой выбор, но было бы ошибочным считать, что импровизация – это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но она несколько другая, работает на другом уровне - это в первую очередь, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства, пола, времени, свободного выражения внутреннего «я». Сложность техник импровизации равна сложности техники балета и модерна. К тому же, чтобы научиться импровизировать в танце, необходимо освоить множество танцевальных стилей и направлений. Также у ребенка к моменту освоения техник импровизации уже должен быть определенный лексический багаж. Поэтому, всё же мы можем говорить о взаимодополняющем характере противоположностей. С моей точки зрения, импровизация и классика– равноправные партнёры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Поэтому наша общеразвивающая программа обучения «Путь к вершинам мастерства» предусматривает и обучение детей азам классических движений, техникам танцевального искусства, что больше характерно для обучения детей по программе 1 ступени, школьников младшего звена. А обучающиеся среднего и старшего звена (программа 2 ступени) осваивают уже стили современной хореографии и техники импровизации. Я хочу поделиться своим опытом работы по применению приёмов импровизации в педагогической деятельности и использованию их в постановочной работе. Тема педагогического опыта - «Импровизация в танце, как средство самовыражения и развития творческой активности личности обучающегося».

Цель педагогического опыта - повышение эффективности образовательного процесса, его успешности и результативности за счёт применения современных танцевальных техник, в частности импровизации.

Применение техники импровизации в работе хореографического коллектива:

- обеспечит повышение мотивации к деятельности, к развитию, к достижению результата;

- повысит уровень креативности и разовьёт творческий потенциал;

- сделает более эффективным и плодотворным межличностное общение;

- обеспечит комфортность, улучшит психо-эмоциональное состояние, сохранит и укрепит здоровье;

- создаст предпосылки для самораскрытия, самовыражения и саморазвития личности.

Импровизация, как танцевальное направление, имеет свою богатую историю, теоретическую базу, различные направления и школы. Новизна опыта состоит в разумном сочетании традиционных методов работы (обучении детей основам классического танца) с инновационными методами – овладением основными принципами и приёмами импровизации, освоением различных техник в ней, с тенденцией к расширению деятельности в этом направлении, а также к адаптации техник импровизации, связанных с нею новых подходов и принципов деятельности, к условиям работы коллектива.

Первый аспект нашего рассмотрения темы – мотивационный. А зачем учиться импровизировать в танце? Взрослым детям на этот вопрос ответить легче: чтобы разнообразить танец, выглядеть ярким, неординарным, насладиться свободой движения, выражать свои чувства. Младшим школьникам на занятиях хочется получать яркие впечатления и выплёскивать эмоции. Занятие должно быть для них интересным, не скучным, нести радость от движений и игры, и придавать уверенность в свои силы и возможности. Импровизация, как вид деятельности, становится сильным мотивирующим фактором, способным удовлетворить потребности детей всех возрастных категорий. У всех детей существует способность к импровизации и ее можно и нужно развивать. Поэтому мы начинаем знакомить ребят с основами импровизации на 1 ступени обучения, используя основы детской сюжетной хореографии, предлагая ребятам специальные задания, упражнения, игры, способствующие раскрепощению, развитию образного мышления, проявлению артистизма (обогащению эмоционального мира). А уже на второй степени обучения дети знакомятся с импровизацией, как системой работы, осваивая такие направления, как джаз-модерн, контемпорари, контактная импровизация, техника релиз. Актёрское мастерство становится уже отдельной частью программы.

Второе, с чем знакомятся обучающиеся в ходе освоения техники импровизации, – это с её основными принципами, а именно:


  1. Процесс важнее результата

  2. Равенство участников процесса

  3. Безусловное принятие другого человека (его движений, поведения, способов самовыражения)

  4. Ориентация на внутреннем пространстве тела и на форме тела в пространстве

  5. Осуществление принципа «Каждый одинаково важен»

  6. Свободное экспериментирование в танце, умение раскрепощаться

  7. Проявление артистизма

  8. Многофункциональность участника импровизации – соединение в себе трёх ролей: танцора, хореографа-постановщика и педагога.

  9. Творческое самовыражение

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью, сложностью в выражении эмоций, внутренних состояний. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу, уверенность, стать выразительнее. Очень помогают в этом занятия по развитию навыков артистизма.

Как артистизм является неотъемлемой составляющей процесса импровизации, так и импровизация является средством развития артистизма. Артистизм – это не только внешнее выражение эмоций с помощью жестов, мимики, движений, это и богатство личных проявлений, создание своего индивидуального образа. Упражнения, этюды, игры, заимствованные из психологической литературы, а также из специальных книг по развитию актёрского мастерства, способствуют обретению внутренней свободы и уверенности. Они включают в себя игровые, исследовательские и творческие форматы. На каждом занятии можно применять эти упражнения. Например, чтобы «разогреть» внимание в начале занятия, мы ловим воображаемый предмет (яблоко, конфету, мяч и т.д.) или передаём предмет друг другу, как будто это горячий картофель, кирпич, ежик и т.д. Для детей младшего школьного возраста используются:

1) Психогимнастические упражнения, игровые разминки на изображение эмоций: «Улыбнись как…, рассердись, как…» (радость, злость…), «Сказочный герой смотрит в зеркало, садится на стул….» (выражение эмоций героя), «Круглые глаза» (удивление), «Золотые капельки» (удовольствие) и т.д.

2) Этюды на общение: «Куклы встречаются», «Встреча с другом», «Остров плакс», «Дружная семья», « Малыш и Карлсон», «Чунга-чанга», «Маленькая птичка», «Сплетницы», «Кто там?» и т.д.

3) «Игры-превращения»: «Посмотреть на стол, как будто это королевский трон, аквариум…»; «Поднять предмет с пола, как будто это червяк, цветок…» и т.д.

4) Этюды на расслабление мышц «Штанга», «Насос и мяч» «Пылесос и пылинки» и др.

5) Этюды мини - зарисовки: «Джунгли», «Прогулка в зоопарке», «Идём по лесу», «Летящие листья» и т.д.

6) Упражнения на отзеркаливание движений партнёром: «Свет мой зеркальце скажи», «Я умею и научу тебя» и др.

Наши маленькие танцоры выполняют упражнения в парах, передавая друг другу сочинённые образы, с удовольствием включаются в игры в кругу.

На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной деятельности (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя, снять внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с первых занятий по хореографии для развития чувства ритма, пластики, координации движений, формирования мотивации и создания положительного эмоционального фона, раскрытия ребёнка.

Для детей среднего и старшего школьного возраста сохраняются те же группы упражнений, но задания усложняются. Ребята учатся уже распознавать изображаемые эмоции («Угадай эмоцию»). Упражнение «Стоп-кадр» предлагает изобразить названный предмет или абстрактное понятие в мимике, жесте, позе, движении тела. Задание «Сядьте так, как…» предусматривает вхождение в какую-либо социальную роль. А упражнение «Походки» предполагает изображение движения уверенного, радостного, обиженного и т.д. человека. В упражнении «Зеркало» надо не просто повторить движения за партнёром, но сделать ему противоположное.

Техника присоединения к другому человеку с помощью «телесного отзеркаливания» применяется и в практике танцевальной терапии (Гренлюнд Э., Оганесян Н. «Танцевальная терапия: теория, методика, практика»). Мы также в своей деятельности используем некоторые приёмы из этой методики, в частности «Технику танцевальной импровизации», которая включает в себя спонтанный танец, передачу образов, возникших в процессе танца, и их зарисовка в воображаемом пространстве; передачу образов, возникших в процессе танца с помощью танцевальных движений; танцевальную импровизация состояний (веселья, грусти, горя, скорби, страха и т.д.); танцевальную импровизацию с предметами (обручи, шарфы, мячи и т.д.); импровизацию с выбранным партнёром (парная импровизация); проигрывание невербальной коммуникации (эмоциональное отреагирование в танце состояния партнёра); индивидуальную танцевальная импровизацию. Основная задача танцевальной терапии – создание позитивного образа тела, чувствования и осознанности собственного «Я». Меня, как педагога, больше интересует то, как человек ощущает движение, чем то, как оно выглядит. Также важно, чтобы ребёнок танцевал не движение, а свои чувства, переживания, эмоции.

Для развития навыков импровизации используются также упражнения, разработанные Джойсом Моргенротом и описанные в методической разработке Л.И. Вавиленко «Импровизация, как средство развития лексики при постановке танца в хореографии».

Они состоят из блоков:



  • Блок «Разминка» («Слово-действие», «Части тела», «Локомотив»)

  • Блок упражнений «Зеркало».

  • Блок упражнений «Унисон» («Цепочка имён», «Унисон в группе» и др.)

  • Блок «Активные и пассивные роли» («Движение с закрытыми глазами», «Активные и пассивные роли» и др.)

  • Блок «Работа с весом» («Падение и подхваты», «Работа с весом в паре, в группе», «Парные этюды» и др.)

Эти упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах, в мини группах.

Импровизация организуется на всех уровнях расположения в пространстве: верхнем, среднем, нижнем. Упражнения по импровизации выполняются на разный музыкальный материал.

В основном данные формы работы рассчитаны на детей более старшего возраста и направлены на развитие креативности, навыков общения, приобретение способности к эмпатии. Но эти игровые задания могут быть адаптированы и для младших школьников. Также любое из этих упражнений можно использовать, как отдельное на занятии для развития творческого мышления, снятия зажимов, раскрепощения, так и в комплексе при обучении технике контактной импровизации.

Творить и находить себя в танце можно на разных уровнях: создавать движения, выражать эмоции и придумывать танцевальные истории. Импровизация подводит детей к созданию ярких, содержательных танцев, к участию в постановочной работе. Есть в лексиконе балетмейстера – постановщика понятие КПТ – композиции постановки танца. У нас КПТ имеет другую расшифровку – коллективная постановка танца. Творческий процесс прослеживается на всех этапах создания танца:



  1. Возникновении замысла. Сами ребята могут предложить сюжет для танца.

  2. Созревание замысла. Ребята участвуют в обсуждении сюжета, подборе музыкального материала, в характеристике героев, определении их характеров. Они пытаются войти в образ героя, представить его, проиграть в сценке.

  3. Реализация замысла. Участие в постановке движений, в создании мини-композиций. Ребята свободно двигаются под музыку, придумывая на ходу движения, затем отбирают основные, главные движения, которые могут составить «зерно» будущего танца. Они обращают внимание на интересные находки своих ребят в группе, выбирают необычные движения. Затем все отобранные движения объединяются в композицию.

Ребята участвуют в создании костюмов, рисуют эскизы, подбирают необходимый реквизит для танца, предлагают свои названия. Каждый на бумаге пишет 10 названий, из них по методике мозгового штурма выбираются наиболее интересные.

Всем известно, что настоящий детский коллектив рождается только в процессе совместного труда и появления у всех его участников общих интересов. Постановочная работа способствует сплочению коллектива. В создании номеров одновременно участвуют старшие и младшие дети. Они узнают друг друга, учатся бесконфликтно взаимодействовать, младшие учатся у старших, старшие помогают младшим. Часто они забывают о своей разнице в возрасте и играют, общаются на равных. Интересно отметить, что и наши родители активно включаются в творческий процесс. Они учатся двигаться под музыку для того, чтобы порадовать детей на праздничных мероприятиях, исполнить вместе с ними танец. Родители сочиняют стихи к нашим танцевальным постановкам. Одна из таких поэтических зарисовок была сделана к танцевальной композиции «Вслепую». Она как раз посвящена теме импровизации в танце:

«Вслепую – это значит движенье наугад?

А может замереть, и пусть несёт теченьем?

А может быть шестое чувство подключить,

Неведомое внутреннее зрение?

И вслушиваясь лишь в себя, внимая лишь себе,

На первобытном уровне природе покорясь,

Не по течению скользить,

А жить с собой в гармонии, с течением борясь!»

Таким образом, в нашей совместной деятельности по созданию танца:

- Мы - исследователи.

- Мы - увлечённые люди, готовые с радостью играть со своими находками, друг с другом и получать радость от общения и движений.

- Мы творцы, выражающиеся себя в танце, рассказывающие интересные танцевальные истории.


В результате совместной творческой деятельности рождается не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребёнка своя роль или образ. Так были созданы некоторые сказочные постановки «Ай, да Федора», «Побег из курятника» и другие. В работе над созданием сказочных номеров используются приёмы из сказкотерапии. На первом этапе происходит погружение в сказку – знакомство с музыкой, сказочными вещами, костюмами героев. Следующий этап – чтение и совместный анализ сказки. Вспомогательные вопросы (Что чувствует персонаж? Какой он? и т.д.) и использование приёмов импровизации помогают на следующих этапах создать образ и передать черты характера героев в проигрываемых отрывках. Очень важно, что даже если детям не хватает ролей, то они всё равно являются активными участниками спектакля (могут быть ветром, деревом, помогать героям сказок). После проигрывания сказки или отрывка, преобразовании их в танцевально-музыкальный образ обязательно происходит обсуждение (обратная связь). В этом процессе важно не ругать себя за свои ошибки, ведь их в принципе быть не может в процессе импровизации, так как это процесс глубоко творческий, важно отслеживать и понимать свои желания, чувствовать тело, исследовать музыку.

Очень хорошо помогает осуществить процесс рефлексии просмотр записи танца или композиции. Он сопровождается совместным обсуждением и анализом просмотренного материала.

Благодаря совместной творческой работе по созданию танца и использованию приёмов импровизации появились и сюжетные танцевальные номера: «Запах мыслей», «Пластилин», «Прикосновение нежности», «Пролог», «Ввысь», «Свой смысл» и многие другие. А в постановке таких танцев, как «Пройти по краю» (Гран-при конкурса балетмейстерских работ «ИдеЯ», 2014 г.) и «К свободе» в основном участвовали только дети. Одна из наших последних постановочных работ – танец «В рамках». Его главная идея, как и в импровизации, – показать бесконечные возможности движения, выйти за пределы, за рамки, в которые порой загоняется личность, и в полной мере раскрыть себя, выразить своё «Я».

Почти все танцевальные постановки ансамбля оформлены в электронном варианте на дисках, и каждый желающий может познакомиться с результатами деятельности коллектива. А непосредственно поучаствовать в процессе импровизации можно посетив семинары в рамках стажировочной площадки. Одна из тем так и называется - «Актёрское мастерство и пластическая выразительность в хореографии». Обсудить возникшие вопросы можно на страницах сайта ансамбля «Сказка». Там же можно узнать о наших многочисленных победах. Ансамбль является неоднократным лауреатом и обладателем «Гран – при» городских, областных, российских и международных фестивалей, конкурса молодых исполнителей «Утренняя звезда» и «Фактор талантов». Коллектив неоднократно принимал участие в конкурсах за рубежом: Германия, Венгрия, Чехия, Австрия и Болгария. Ансамбль имеет множество специальных наград за исполнительское мастерство и культуру, художественный вкус, оригинальное решение хореографических произведений, за чистоту танца и оригинальное воплощение музыки в танце, за лучшие балетмейстерские работы.

Победа в конкурсах – важный показатель в работе коллектива, но не основной в педагогической деятельности. Для нас главным является обоюдный процесс познания и развития личности, раскрытия её творческого потенциала.

Основными составляющими творческой личности являются:



  • уверенность в своих силах, доминирование положительных эмоций;

  • любовь к фантазированию, проявление креативности;

  • способность  быть   самим   собой, слышать и понимать своё «Я» и выражать его.

В процессе совместной деятельности, сотворчества, использования приёмов импровизации мы формируем данные качества, а также такие как самостоятельность, ответственность, самоконтроль, способность к самосовершенствованию.

По мнению американского хореографа Стива Пэкстона «импровизация спасает танцевальную технику от её смерти», а мы с помощью неё выходим на новые уровни в педагогической деятельности и в личностной развитии.

Источники и литература

1. Баскаков В.Ю. Телесно – ориентированная терапия и психотехника. Телесность человека. М., Филосовское общество СССР,1993

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ,1982

3. Газарова Е.Г. Психология телесности. М: Институт общегуманитарных исследований, 2002

4.Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. СПб, 2001

5. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала СПб.: Издательство «Речь»

6. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия: теория, методика, практика. СПб.: Издательство «Речь», 2005

7. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М, 1992

8. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Издательство «Речь» 2006

9. Кипнис М. Актёрский тренинг. М., 2008

Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М.,1993

10. Куракина С.Н. Феномен танца. Автореферат, кандидат психологических наук. – Ростов на Дону, 1994

11.   Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. "Основы характерного танца" М., 2006

12. Лоуэн А. Язык тела. СПб. – Ростов на Дону; Академический проект – Феникс, 1998

13. Малкина – Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. М.: Издательство Эксмо, 2005

14. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 

15. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец: история, методика, практика» М.: Изд-во "ГИТИС", 2000

16. Полятков С.С. «Основы современного танца» Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

17.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб. Издательство «Речь». 2006

18.Сироткина И. «Свободное движение и пластический танец в России» М.: Новое литературное обозрение, 2012

19. Шкурко Т.А. Танцевально – экспрессивный тренинг. СПб. Издательство «Речь», 2006
Интернет-ресурсы:

1.Вавиленко Л.И. «Методическая разработка «Импровизация, как средство развития лексики при постановке танца в современной хореографии» http://ru.calameo.com/read/001920720334de0e75e7a



2.Айседора Дункан «Танец будущего. Моя жизнь» http://www.litmir.net/br/?b=164408


Каталог: files
files -> Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию»
files -> Рабочая программа по курсу «Введение в паблик рилейшнз»
files -> Основы теории и практики связей с общественностью
files -> Коммуникативно ориентированное обучение иностранным языкам в Дистанционном образовании
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница