Сергеенко Анна Сергеевна



Скачать 198.11 Kb.
Дата21.05.2016
Размер198.11 Kb.
Сергеенко Анна Сергеевна

преподаватель рисунка, живописи, композиции

в Царскосельской Гимназии Искусств им. А.А.Ахматовой
Цвет на занятиях изобразительным искусством с детьми 5 – 7 лет.
Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны. (И.Иттен.)

«В живописи существует первоначальная формообразующая энергия – энергия света, а цвет как таковой является результатом действия света. Понятие красоты как в природе, так и в живописи закономерно связывается с явлением в свете цвета. Цвет – продукт света, вызывающий эмоции» (И.-В.Гёте.)Цвет в изобразительном искусстве является одним из важнейших факторов. Конечно же в картине тесно связаны и неотделимы друг от друга и замысел художника, и композиционные поиски, и точность рисунка, и светотень, и перспектива – без этого всего не возможно создать законченную картину. Но, однако, я думаю, у большинства людей, про словах «изобразительное искусство», возникает первая ассоциация – «краски». Именно краски первым делом дети достают из своих сумок, приходя на занятие по рисованию.

В старину все пигменты для живописных красок добывались из натуральных минералов. Драгоценные камни воспринимались в древности как символ цвета, потому что они сияя на солнце, получали ту или иную окраску. Эта цветовая окраска таила в себе целебную силу. В минералах скрыты тайны цвета, поэтому при изучении возможностей живописи следует помнить о драгоценных дарах природы. Не случайно иконописцы, а затем в Новое время и некоторые живописцы – М.А.Врубель, К.С.Петров-Водкин, П.Д.Корин и другие – старались добыть редкие минеральные пигменты.

Славяне с древнейших времён тяготели к чистым не смешанным краскам, и особенно к красному цвету. Впоследствии этот вкус к цвету был прочно усвоен мастерами Новгорода и Русского Севера. Цвет там имеет решающее значение и в раскрытии сюжета, и на уровне композиции, приобретая также декоративную выразительность. В новгородских иконах он выступает в тесной связи с плоскостью доски. Этим обуславливаются особенности композиционных связей – красного фона, белого коня, подобного солнцу щита Св.Георгия. В живописи Новгорода и Пскова ощущаются голоса самой природы, что, кстати привлекало к искусству этих центров живописцев Нового времени, например А.П.Рябушкина.

В древнерусской литературе, как и в иконописи, представление о цвете всегда связывается со светом. В нашей древней поэзии прежде всего говорится о свете, его действии, и сравнительно редко упоминается цвет. Вместе с тем, он всегда символичен и многозначен. Например, в «Слове о полку Игореве» красный упоминается в разных оттенках: червленый, багряный, кровавый. В то же время повторяются устойчивые цветовые отношения: красного, белого, чёрного, синего. Приэтом цвет имеет не только изобразительное, предметное значение, а приобретает очень широкий поэтический смысл.

Существует определённая близость между иконописью и русским изобразительным фольклором – народным искусством. В нём чистый цвет также является условием создания красоты и гармонии. Это легко проверяется на любых примерах, даже современных. В живописи городецких шкатулок и прялок много красного, розового, жёлтого, они всегда полихромные. И если там вводится чёрный цвет, то он не становится отрицанием красочного богатства, а подчиняется общей гамме, придавая ей особенную остроту и светоносность.

Цвет, тем более локальный, в ясно очерченных границах плоскости – сам по себе статичен, неподвижен. Но в отношении одного цвета к другому возникает образ движения. Этот образ определяется зрительным восприятием человека, причём разные цвета обладают особыми конструктивными свойствами и двигаются по-разному. Движение цвета может рассматриваться в двух основных направлениях: от плоскости на зрителя и от нашего глаза в глубину пространства картины. И эти свойства цвета имеют прямое отношение к построению композиции, с тем или иным художественным пространством и ритмом. Способностью движения вперёд от плоскости обладают тёплые тона (красные, оранжевые, жёлтые). Напротив холодные голубые и зелёные как будто уходят в глубину. В композиции многое зависит от возможного движения цветовых отношений: при помощи цвета можно что-то выдвинуть вперёд или, наоборот, отодвинуть, помимо перспективы.

Ощущение и восприятие цвета связано с индивидуальным физиологическим устройством органов зрения человека и его психическими особенностями.

Ощущения – простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего миров. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение цвета нельзя отделить от восприятия цвета. Обычно человеком воспринимается не цвет вообще, а цвет определённых предметов. Предметы эти находятся на определённом расстоянии, в определённой воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цвета поверхности предметов, человек воспринимает среду, через которую видит эти предметы, например туман или дым. Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или «мутными». В этом случае они могут освещаться светом, не только падающим на поверхность, но и проходящим через них.

Для возникновения ощущения цвета световой импульс должен посредством зрительного аппарата достичь центра зрения мозга. Свет может исходить как прямо из предмета, излучающего свет, - солнца или искусственного источника, так и отражаться от некоторого предмета или проникать через эти объекты. Сетчатка глаза воспринимает конкретный световой импульс и посылает его в виде сигнала, или импульса, в мозг.

Зрительный аппарат, посредством которого нам передаётся свет и его цветные характеристики, у всех, у кого он в порядке, одинаков. Глаз человека различает около 10 миллионов оттенков. Все цветные оттенки возникают в результате совместной работы фоторецепторов, расположенных в глазном яблоке. Разная степень раздражения колбочек, чувствительных к красному, зелёному и синему, вызывает ощущение соответствующего хроматического цвета. При равных импульсах мы видим, в зависимости от силы импульса, белый, серый или чёрный цвета, т.е. у нас возникает ощущение ахроматического цвета.

Несмотря на то, что благодаря зрению мы получаем основной объём знаний и зрительный аппарат у всех действует одинаково, мир ощущений и чувств у всех разный. Причинами этого являются – разная чувствительность глаза, явление синестезии и оценка цветных ощущений через фильтр восприятия. Только в процессе восприятия духовное познание формируется в единое целое. Чувствительность развивается и в течение жизни может меняться. В процессе старения уменьшается чувствительность глаза по отношению к коротковолновому свету, так, фиолетовые и синие цвета кажутся детям более яркими, чем пожилым людям. Есть люди, которые видят звуки, буквы и числа цветными. Запах, вкус и боль могут также создавать цветное ощущение. Такое смешение ощущений называется синестезией. Причины синестезии до конца ещё не известны, но установлено, что это явление действительно существует, а не является плодом воображения. По оценке исследователей, смешение ощущений наблюдается у одного человека из 2000.

У большинства людей ощущения не смешиваются, при этом, однако, дополнительно к цветному ощущению на зрительное восприятие оказывают влияние их жизненные опыт и позиция, система оценок и мышление. Вне поля зрения человекясно видит только то, к чему он испытывает интерес, т.е. то, на что направлен его взгляд. Хотя поле нашего зрения и является довольно широким, точную информацию о рассматриваемом объекте даёт только одна точка – жёлтое пятно. Восприятие и ощущение цвета детьми дошкольного возраста проходит на уровне наивного реализма. Действительно, прежде чем распознать, мы должны его ощутить, ассоциируя его с жизненными реалиями.

Ощущать – значит чувствовать, что с тобой происходит в данный момент. Ребёнку предлагается прочувствовать цвет, ощутить, какое настроение он создаёт, какие ассоциации пробуждает. Осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребёнок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

В возрасте 5 -6 лет сильно развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.Ребёнок к этому времени уже обладает значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеет практический опыт работы с различными материалами. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу ( ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться образное мышление. Они способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений ( представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача: заложит основы развития личности, её творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем.

Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать своё отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребёнка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с ней. Творчество – создание новых ценностей, продолжение и замена детской игры. Для того, чтобы ребёнок мог творить, нужно сначала научить его, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребёнка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребёнка разочарование и может даже оттолкнуть его от занятий живописью. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка тесно связано с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребёнок в силу того что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога – научить ребёнка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владения инструментом для того, чтобы выразить определённые эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребёнком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета.

То, что ближе и понятней ребёнку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь всё, что попадает в руки малыша, вызывает у него стремление посмотреть, пощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык –достижение и предмет гордости. В процессе работы ребёнок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребёнок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребёнок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребёнка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.Необходимо подготовить ребёнка к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, а художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Использовать творческий замысел как возможный вариант для нового изображения реального образа. Обращать его внимание на то, что искусство окружает на всюду: дома, на улице в детском саду, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. В задачи художественного воспитания также входит: способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и другими окружающими ребёнка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё к ним отношение.Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются, учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только черное и белое. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начинают различать красный цвет, затем воспринимаются другие яркие цвета: жёлтый, зелёный, оранжевый. С возрастом цветовые предпочтения детей изменяются. Знакомство ребёнка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он ещё не может удержать свою кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом тренируют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребёнок пробует сам удержать кисть, набрать краску.

Уже в более старшем возрасте ребёнок начинает распознавать и называть цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. Цветовое восприятие также дифференцирует детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов называют розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдают предпочтение чёрному, коричневому и зелёному.

Доказано и подтверждено экспериментальным путём физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета на человека. Оно зависит от количества и качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола.

Художники привыкли считать «основными» три цвета – красный, жёлтый, синий. Эти три цвета соответствуют трём краскам, из которых можно получать путём смешения наибольшее число цветов. В научном цветоведении в качестве «основных» принято использовать красный, зеленый и синий цвета. Эта триада красок лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И.Ньютон. Интересна точка зрения на этот вопрос Л.Альберти: «…я утверждаю, что от смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, - четыре, от которых постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха – голубой, воды – зелёный, земли – серый или пепельный». И, наконец, «основными», или «главными» цветами могут считаться четыре цвета – красный, жёлтый, зелёный и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырёх «основных». В европейских языках только эти хроматические цвета обозначаются словами, корни которых уходят далеко в глубь времён. Все остальные цвета называются или составными словами ( «жёлто-зелёный», «сине-зеленый»), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранжевый ( отorang–апельсин), фисташковый, лимонно-жёлтый).

Человеком, который не задумывается над вопросами оптики, такое понятие, как цвет, может быть воспринято как неотъемлемое свойство предмета. На самом деле понятие цвета значительно шире. Ещё в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемую теорию трёхкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие – зелёного, третьи – синих цветов. К этому воздействию относятся иллюзии, или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, так как в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к одной из этих групп. Исключение составляет зелёный цвет.

Светлые цвета, например белый, желтый, создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более тёмные цвета и зрительно уменьшают окрашенные а эти цвета поверхности. Например, если через щель дощатой стены проникает свет, то щель кажется шире, чем в действительности. Или, когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими, чем обычно.

Жёлтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Плоскости, окрашенные в тёмно-синий, фиолетовый, чёрный цвета, зрительно уменьшаются, успокаиваются книзу.

Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один жёлтым, а другой синим,то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что жёлтое «лучеиспускает», приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и удаляется от человека.

Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают внимания на такое явление, как освещение. Солнце практически всегда присутствует в их работах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещённые.*

*Интересно, что в древнерусской иконописи периода её расцвета цвет не осложнялся тенью и порой давался в чистом виде, что, однако, не исключало взаимодействия основных локальных пятен и изменения их светосилы. В результате появлялись тонкие оттенки живописных цветовых отношений. Всё это рождало неповторимую красоту иконописи,в особенности – русской, где цвет часто выступал главной движущей силой композиции («Образ в искусстве»Третьяков)

Деление всех цветов по цветовому тону на тёплые и холодные находится в зависимости с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают впечатление успокоенности, меланхолии; теплые – радости жизни, активности. Теплые цвета ассоциируются с цветом огня, солнца, накалённых предметов: красные, красно-оранжевые, жёлтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелёно-голубые, голубые, сине-фиолетовые. Деление цветов на тёплые и холодные относятся как к конкретному цвету, так и к конкретному цвету в природе. На картине противопоставление тёплых и холодных может быть связано со светом и тенью. Сочетание в живописи тёплых и холодных цветов называется теплохолодностью. Краски распадаются по эмоциональному тону на светлые и тёмные. Здесь есть и возможные противоречия: трудно определить словами эмоции, которые связаны с восприятием светлых красок, это не обязательно радость или веселье. Лиризм «Золотой осени» Левитана создан цветом. В сочетании оранжевого, жёлтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь этих цветов в колорите картины содержит и ноту печали. Контраст сияющего оранжевого и голубого радостен. Он не содержит того открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зелёного и алого.



При психологическом воздействии цвета речь идёт о чувствах и переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.

Красный цвет. Огонь, жара, жизнь, энергия, активность, воля, борьба, страсть, агрессия, гнев. Очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным. Длинна волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания, учащает сердцебиение. Красный сигнализирует об опасности. Это цвет крови. Но красный цвет – это также радость, веселье, праздник. В природе красный цвет – это цвет спелых ягод, фруктов, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и долгое время он может быть их любимым. Под определение «красного» попадают розовый, бордовый, малиновый цвета.

Розовый цвет. Смесь красногои белого. Переход от цвета яркого к пастельному. Розовый – нежный, мягкий, романтический. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитывают производители детских игрушек.

Оранжевый цвет.Тёплый, яркий, привлекающий внимание. Цвет радости, веселья, солнца. Более тепловой чем красный. Тонизирующий цвет. Способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестью и здоровьем.

Жёлтый цвет. Солнце, день, свобода, праздник, веселье, терпимость, упрямство, критичность, беспокойство, предательство. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц. Привлекает внимание, но и говорит о тревоге, предупреждает о необходимости быть внимательным. Сочетание жёлтого и чёрного цветов говорит об опасности. Недаром в знаке, предупреждающем о радиации, используются эти два цвета. В природе брюшко осы имеет чередующиеся чёрные и жёлтые полоски, как бы предупреждая об опасности. Привлекательным, радостным и праздничным выглядит сочетание жёлтого и красного. Жёлтый и оранжевый– основные солнечные цвета в детских работах. Для детей жёлтый цвет повышает познавательный интерес.

Зелёный цвет.Природа, жизнь, вера, гармония, экстравертность, естественность, доброта, мягкость, ипохондрия, эгоизм. Абсолютно зелёный – самый спокойный цвет. При введении в зелёный цвет жёлтого, он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, делается более серьёзным, вдумчивым. Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному. Когда мы думаем о зелёном цвете, мы представляем лес, деревья, траву. В силу того, что зелёный объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу.

«Говорят, тот, кто не любит зелёного, боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим- то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зелёный цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе зелёные тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему…» И.В Гёте.

Для детей зелёный – цвет травы и ёлки.

Голубой цвет. Ветер, небо, холод, лёд, чистота, искренность. Холодный цвет. Голубой может быть связан с покоем, простором, как небо или море. Успокаивающий цвет, снижает напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль. Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.

Синий цвет. Холодный цвет. Синий воспринимается нами как скучный, меланхоличный. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человеческого организма.

Фиолетовый цвет. Мудрость, артистизм, благородство, закон, власть, фанатизм, отчуждение, вдохновение. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее действие на нервную систему. Величественный цвет. Он помогает научиться принимать всё происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать её энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.

Детей привлекает фиолетовый цвет, потому что он в природе не слишком распространён. Для них это редкий цвет. В творческой работе с ним легко переборщить, и она может выглядеть неестественной и безвкусной.



Белый цвет. Свет, покой, безмятежность, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность, отрешенность, одиночество. Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра. Белый цвет соотносится с духовностью. Он заряжает энергией и очищает. Белый цвет определяется как «не краска». Он есть как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства, поэтому и действует на психику как молчание. Оттенков белого много ( бумага для рисования, картон, калька, обои и т.д.). Может быть дешевым и примитивным, как одноразовая посуда.

Черный цвет. Воздействует как «мёртвое пятно». Это цвет ночи, чёрной магии страха. Для детей это цвет зла. В то же время он удачно сочетается с другими цветами и может превращаться из злого в добрый. Чёрный и красный сочетаются в хохломской росписи, в окраске снегиря. Чёрный и белый в зимнем пейзаже.

Серый цвет. Нейтральный. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности. Особенно удачно он смотрится в сочетании с другими яркими цветами. При этом серый выглядит изысканным, красивым, благородным. Может быть простым и скучным, как серый холст. В детской работе это оптимальный цвет для фона после белого.

Коричневый цвет. Почва, мать – Земля, осень, надёжность, выносливость, трудолюбие, скука. Естественный. Цвет дерева, песка, дома, хлеба. Внушает доверие, спокойствие, чувство уюта. Это цвет надёжности, прочности, практичности и здравого смысла. Может ассоциироваться с ностальгией и меланхолией. Для детей это обычно не очень привлекательный цвет.

Цвета посылают различные сигналы, вызывают эмоциональный отклик.

Все эти цветовые характеристики интереснейшим образом воплощаются в детских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет. Особенно детей увлекает гуашь. Быстро написанный гуашевыми красками рисунок может быть с лёгкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма и материал, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными по колориту могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Манера письма тоже очень индивидуальна. Малыши стараются крепко удержать кисть в руках, сильно нажимая на неё. Каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. Они припечатывают плоскость кисти к листу и плавно размазывают краску по всей поверхности. Иногда в таких загадочных каракулях взрослые угадывают реальные образы. Постепенно ребёнок овладевает навыками работы кистью и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит. Цветовое звучание картины зависит от многих слагаемых. Это и манера письма: кончиком кисти или всей плоскостью. Качество и фактура кистей: жёсткие щетинные или мягкие, беличьи, круглые или плоские. В каком количестве набирается краска, сколько требуется воды для разбавления её.

Педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей информацию.

Педагог не просто рассказывает детям о том, что знает сам, но и вовлекает их в творческий процесс создания цветовых комбинаций.

Ребёнок в большей степени познаёт мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений.

Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование помогут добиться нужных результатов и положительно повлиять на гармоничное развитие ребёнка.

Учёные считают, что «цвет – это отличное свойство управлять детьми». В занятиях изобразительным искусством с детьми нужно применять это средство, чтобы обучать и вдохновлять их к созданию их пока ещё маленьких произведений искусства.


Литература

  1. « От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

М. «Мозаика-синтез» 2012

2) «Цвет творчества» Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. Дубровская Н.В. СПб «Детство-пресс» 2011

3) «Образ в искусстве» основы композиции Третьяков Н.Н. Свято-ВведенскаяОптина Пустынь 2001

Доклад подготовила Сергеенко Анна Сергеевна преподаватель рисунка, живописи, композиции в Царскосельской Гимназии Искусств им. А.А.Ахматовой



192284 г С-Петербург ул.Будапештская д.74 к.1 кв 729 тел. 8 904 518 53 97 д.т.7720927

Эл. Почта Annase.183@yandex.ru


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница