Школа молодого лідера



Дата21.05.2016
Размер132 Kb.

Інститут Політичної Освіти


Офіс Кординатора проектів ОБСЄ в Україні




Школа молодого лідера

Нова молодь – нова Україна”.





Семінар ІІІ. Формування лідерських якостей.

Робота у команді.

Побудова публічного виступу

Анна ВЕЛИКАНОВА,

тренер
2005 рік



Источник: Институт Аналитической психологии и психоанализа.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Книга П. Сопера "Основы искусства речи" представляет собой систематизированное пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства. Цель автора – дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений. Он исходит из мысли, что его пособие является лишь подготовительной ступенью для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося первичных навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.

Главное, по его мнению, – это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком–оратором. Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию – в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.

Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом.

Первое ее издание вышло в 1958 году и стало библиографическою редкостью. Второе – небольшим тиражом – лишь в 1991 г.

Внешний облик оратора

Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: "Ну что ж... Все-таки я пойду". К счастью для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе–положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично – это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но прежде всего следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора Заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.



Внешность

"С лица не воду пить..." С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали "перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного выступления на занятиях студенты одевались по–праздничному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти – чисты, обувь – начищена, платье или костюм – тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором говорили, что "никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер", был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше время требования не так строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.



Манеры

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.

Группа слушателей – нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого–либо под своим влиянием.

Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное – официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова,ния: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно' сменится разочарованием и досадой.

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат. Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

1. Как только предоставят слово...

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое–либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: "Г-н председательствующий, леди и джентльмены..." В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.

2. Выражение лица

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем "застывшее" выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями–печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.



3. Контакт со слушателями

До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое "испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь – действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.

Поза

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в .описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

Жесты

Сущность и назначение жеста

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами – трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

Правила пользования жестами

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям в его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, "кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.



Резюме

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

Список используемой литературы:

1. Поль Л. Сопер, "Основы искусства речи", Издательство Агентсва "Яхтсмен", 1995.


2. М. Р. Львов, "Риторика", Москва, 1995.

Краткий опорный конспект
Практический семинар

«Публичное выступление»

  1. Публичное выступление – это по сути – коммуникация. Коммуникация – это специфическая деятельность человека, которая подчиныется следующему закону:

Потребность Цель Мотив Деятельность

(зачем?) (что?) (как?)
действия

Все элементы схемы «деятельность» соподчинены друг другу. Все действия должны быть согласованы между собой, реализуют цель, движутся мотивом и отвечают за удовлетворение потребности.

Коммуникация всегда выстраивается между объектом (тем, кто направляет усилия) и субъектом (тем, на кого усилия объекта направлены).

Субъект Объект





Лидер X

Аудитория Позитивно настроенная

Негативно настроенная

Целевая

Специфическая Стихийная

Социальные группы

Военнослужащие Профессиональные группы

Государственные служащие Социальные группы

Возрастные группы Коллективы предприятий

Домохозяйки Военнослужащие, МЧС



Государственные служащие

Общественные организации

Политические партии

Архетипичная аудитория:

«дети»; «родители»; «мужчины» («анимус»); «женщины» («анима»); «учителя»; «ученики»; «взрослые»;



Социальные группы:

    1. безработные

    2. служащие

    3. государственные служащие

    4. работающие

    5. домохозяйки

    6. учителя (и другие работники образования)

    7. врачи (и другие медицинские работники)

    8. пенсионеры

    9. люди, которым не выплачивают зарплату

    10. студенты (учащиеся)

    11. молодёжь (в т.ч. работающая молодёжь и молодые специалисты)

    12. рабочие

    13. учёные и т.д.

Одна и та же социальная группа может быть и целевой аудиторией и специфической. Все это группы непременно входят в состав любой аудитории. Один и тот же человек может быть представителем различных социальных групп.

При планировании публичного выступления необходимо помнить о том, что аудитория – представители различных социальных интересов.


Коммуникация может быть:

Субъект-объектной S O

Объект-субъектной S O

Субъект субъектной S S

Объект-объектной O O

В зависимости от того, кто управляет коммуникацией, в процессе коммуникации тип её может меняться. Задача Субъекта – держать контроль над управлением




  1. «Правила» коммуникации:

  1. Коммуникация должна быть управляемой

  2. Коммуникация должна быть целенаправленной

  3. Коммуникация должна быть хорошо подготовленной (антураж, начало, конец, время, место, текст, вопросы-ответы)

  4. Коммуникация должна быть профессиональной (интуиция, эмпатийность, опыт)

  5. Коммуникация всегда должна отвечать на три главных вопроса: «Что?», «Как?» и «Зачем?», ответы на которые являются рамками для коммуникации.


«ЧТО?»

Что сейчас происходит, будет происходить. Субъект всегда знает это «Что?» и придерживается его. Задача – не дать аудитории увести себя в сторону от этого предмета коммуникации, который определён как «Что?».



  • привлечение внимания;

  • пропаганда, призыв;

  • презентация идеи;

  • самопрезентация;

  • убеждение;

  • повышение эмоционального градуса;

  • знакомство (не повод для публичного выступления, если речь идёт о лидере. Автобиографию печатают те, кому это положено делать. При выступлении приоритет – деятельность, идеи, а не личность. Допускается информация о себе в виде ответов на вопросы);


«КАК?»

Как это «Что?» происходит, будет происходить. Каждая коммуникация должна быть выстроена в одном стиле, в сочетании с образом лидера, его имиджем. Коммуникативный стиль лидера – его «визитная карточка», может быть важным звеном в узнаваемости. Если в одной коммуникации смешаны разные стили, лидер производит впечатление «раскиданной» личности.



  • Мягко, вкрадчиво;

  • Доброжелательно (я пришёл и будет вам счастье – «Свидетели Иеговы»);

  • Агрессивно. Напористо;

  • Таинственно;

  • Открыто;


«ЗАЧЕМ?»

Зачем я (лидер, мистер X) это делаю. Цель коммуникации. Каждая коммуникация должна выстраиваться в рамках достижения одной цели. Целесообразно разделять коммуникации, если целей (например, публичного выступления) много. Субъект всегда должен помнить о том, зачем он коммуницирует и не путать между собой цель, задачи, способы и мотивы коммуникации.



  • Завоевать, приобрести, усилить, ослабить, утратить авторитет (свой, либо оппонента);

  • «Разбомбить» оппонента;

  • Разъяснить (программу, суть идеи…);

  • Объявить о чём-либо;


«ЗОЛОТОЕ» правило:

«Говорить – значит разъяснять. Говорить – значит повторять».


  1. «Законы» коммуникации:

    1. Коммуникация будет в точности такой, какой её ожидает Субъект. Все ожидания и страхи оправдаются и подтвердятся.

    2. Коммуникация моментально станет неуправляемой, как Субъект ей это позволит.

    3. Коммуникация – это напряженная работа в высоком темпе и в особо опасных условиях («Не зевай!»).

    4. Коммуникация всегда имеет свой градус, за которым необходимо следить.

    5. В коммуникации кроме непосредственных участников всегда есть те, оком мы не знаем. Аудитория всегда шире – не присутствующая часть – те, кто присутствовали расскажут тем, кого не было; присутствующие опосредовано – те, о ком представители аудитории могут думать в процессе коммуникации, и, соответственно, в определённые моменты становятся носителями чужих людей (высказываясь не только и не столько о себе, сколько от имени других).

    6. Начало – это дела половина. Хорошее начало коммуникации – половина успеха.

    7. Даже самую лучшую, прекрасно подготовленную коммуникацию можно испортить. Любая коммуникация имеет шансы «погибнуть на сцене» от следующих причин:

      • Если не так или не вовремя закончить;

      • «Слишком далеки они от народа» (необходимо руководствоваться принципом: «Не далеко, не близко, не высоко, не низко»);

      • Плохой звук;

      • Плохой свет;

      • Неудачное время;

      • Слишком долго, либо слишком коротко;

      • Неудачное место;

    8. Аудитория – зеркало коммуникатора и, к сожалению, прямое.



«ЗОЛОТОЕ» правило:

«Все публичные выступления нужно писать и репетировать».

«Каждое выступление должно иметь вступление – «замах на удар».

«Коммуникация должна быть выстроена в соответствии с законами восприятия человека. По возможности необходимо затронуть все 5 чувств»


  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Поведение в толпе.

      • Схема распределения активности в толпе;

      • Способы профилактики превращения аудитории в толпу;

      • Сохранение жизни и здоровья при попадании в движущуюся толпу;

      • Способы нейтрализации негативного настроения толпы»;

      • Способы рассеивания толпы;




  1. Субъект коммуникации.

Субъектом может быть лидер, либо «мистер X», выступающий от имени и по поручению лидера. «Мистер X» - главная фигура, когда проводится PR лидера без лидера.
В Субъекте должны присутствовать:

      • Авторитетность. Для этого необходимо постоянно демонстрировать:

        • Уверенность;

        • Сдержанность;

        • Немногословность (не болтать лишнего);

        • Искренность;

        • Компетентность;

        • Открытость;

        • Присутствие характера, «стержня»;

        • Спокойствие

      • Эмоциональная убедительность;

      • Умение слушать и слышать (не только то, что сказано);

      • Привлекательность. Даже при полном отсутствии внешней привлекательности, что-то должно «цеплять»;

      • Чувство юмора;

      • Логичность;

      • Артистичность;

      • Соответствие имиджу

В Субъекте не должны присутствовать:

        • Болтливым;

        • Слащавым;

        • Заигрывающим;

        • Безвольным;

        • Клоуном, развлекающим толпу;

        • Марионеткой, патефоном. Необходимо говорить только от первого лица, не называть себя по имени-отчеству и «Мы – Николай II». Если презентуются чужие мысли и идеи, особенно, когда «выкручивается мистер X», необходимо указывать точное авторство, а затем обязательно делать свои выводы, говорить о своём отношении.

  1. Имидж.

Имидж – это форма существования коммуникации.
Составляющие имиджа:

          • Внешность (причёска, одежда, обувь);

          • Мимика;

          • Жесты;

          • Привычки;

          • Типы реагирования;

          • Паттерны поведения;

          • Мимические и соматические реакции;

          • Лексикон;

          • Словесные клише;

          • Цвета;

          • Слоганы;

          • Формы;

          • Эмблемы, гербы, логотипы;

И т.д.

Основные правила разработки:

  • Необходимо найти ответы на следующие вопросы и прочно запомнить их, придерживаться их.

  • «Кто лидер?»

  • «Кто целевая аудитория?»

  • «Каково массовое сознание в регионе?»

  • Необходимо научиться следующим умениям:

  • В соответствии с разработанным имиджем демонстрировать только необходимые: манеры, жесты, мимику, позы;

  • Уместно использовать слоганы;

  • Постоянно быть авторитетным и эмоционально убедительным;

  • Необходимо автоматизировать следующие навыки:

  • Сочетание умений;

  • Фотогеничность;

  • Контроль (сомневаешься в уместности – не делай);

  • Лаконичность;


Главное условие разработки любого имиджа – естественность образа, которая должна обеспечить лёгкость восприятия аудиторией (чем легче восприятие – тем выше эффективность).
«ЗОЛОТОЕ» правило:
«Имидж должен быть как фрак: изысканно и элегантно, сидеть «как влитой» и не стеснять движений. Танец во фраке – полёт. Если фрак сшит хорошо, его хозяин может кутить в нём до утра, а если же фрак пошит худо – у бедняги одна мысль: «Скорей бы домой, да переодеться».


  1. Объект коммуникации.

Если объект один, то коммуникация – это диалог. Если объектов два и больше, то коммуникация – это публичное выступление перед аудиторией.

Эффективные способы коммуникации:

      • Необходимо учитывать особенности Объекта 9разные типы аудитории требуют разных подходов;

      • Время и место для проведения коммуникации необходимо выбирать в соответствии со спецификой аудитории;

      • В речи Субъекта должна быть заложена «ставка» на что-либо, что «зацепит» аудиторию;

      • Необходимо иметь «козыри в рукаве»;

      • В любой коммуникации должна быть интрига;

      • «Если хочешь, чтобы другие захотели именно твою конфетку – желай её сам»;

      • Ажиотаж вокруг «конфетки» только на пользу коммуникатору. Есть множество способов устроить ажиотаж. Самые простые из них:

- «конфетку» можно спрятать (все о ней говорят, но никто не видел;

- пообещать, что скоро откроешь всё, а сейчас покажешь лишь краешек (краешек непременно нужно показать, причём самый лучший). Сделать это нужно так, чтобы у аудитории «потекли слюнки»);



      • Полезно помнить, что идея (программа) может быть как женщина: самые желанные из женщин – те, кто овеяны легендами. Обычно мужчины охотно в них верят, не проверяя. Но даже не получив подтверждения после проверки, продолжают в них верить.


«ЗОЛОТОЕ» правило:
«АУДИТОРИЯ ЛЮБИТ, ЧТОБЫ ГОВОРИЛИ О НЕЙ! Аудитория не простит, если Субъект будет говорить только о себе.»
ПЛАН

проведения видеотренинга «Основы публичного выступления»


  1. До начала видеотренинга участникам рекомендуется ознакомится с приложениями: «Публичная речь» и «Краткий опорный конспект практического семинара «Публичное выступление».

  2. Вопросы участников по изученным материалам.

  3. Обзорный семинар «Подготовка к публичному выступлению».

  4. Техническое задание для участников:

«Вам необходимо в течении 10 минут подготовить текст выступления, продолжительностью 1 минута на любую тему, в которой Вы чувствуете себя компетентным. При подготовке текста необходимо учесть те особенности публичного выступления, о которых мы говорили в подготовительной части тренинга. После подготовки текста Вам необходимо будет выступить перед видеокамерой – это Ваша аудитория на время проведения тренинга. Затем мы перейдём к комментарию Вашего выступления и подробно разберём все его элементы. Продумайте так же, и перед тем, как начать выступление, расскажите: где происходит Ваше выступление, перед какой аудиторией, какое оформление присутствует на момент Вашего выступления и какими акциями сопровождается».

  1. Подготовка участников к выполнению задания – 10 минут.

  2. Перерыв 5 минут.

  3. Видеосъёмка.

  4. Анализ видеоматериала.

  5. Комментарии.

  6. Вопросы и ответы.

Каталог: archive
archive -> Социальные проекты, планы совместных действий на 2012 год Ведомственные целевые проекты. Межведомственный проект «Дети улиц» (бессрочный) – по работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении
archive -> Развитие акмеологической компетентности
archive -> Гуманитаризация высшего технического образования
archive -> «Социум» и московский научный центр психологии и педагогики международная Научно-практическая конференция
archive -> Развитие творческих способностей дошкольников с зпр
archive -> Ирония как структурообразующий и смыслоорганизующий элемент художественного текста
archive -> Отчет о реализации плана мероприятий по предупреждению аутоагрессии и профилактике суицидов среди несовершеннолетних города Кемерово на 2015-2016 гг., в 1 квартале 2016 года
archive -> Технология организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов на основе диалога
archive -> Этапы реализации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница