Словарь понятий



страница1/6
Дата15.05.2016
Размер0.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6

словарь понятий


Абсолют (безусловный, неограниченный)философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира, Полноту Бытия и совершенство. Абсолют мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта.

Абсолютное Дао – в культуре религии даосизма лежит следующий догмат: жизнь – это иллюзия, смерть – возвращение к Дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем становится смесью шаманства, колдовства, астрологии, демонологии. Даосизм, основателем которого был мудрец Лао-цзы, получил широкое распространение в Древнем Китае.

Агностицизм (недоступный познанию) одна из вечных тенденций мировоззренческого характера сопряжённая с сомнением в возможности человека истинно познавать мир. Для обозначения этой позиции Т. Гексли в 1869 г. ввёл термин «агностицизм». Существуют две разновидности агностицизма: одна из них связана с утверждением о непознаваемости сверхчувственных аспектов бытия (объективных законов природы, вездесущего духа, сущностей вещей), вторая – с распространением этого утверждения также на феноменальные аспекты реальности: объективные явления скрыты от нас пеленой майи, кажимости, видимости, а потому недоступны познанию. Античные философы (Протагор, софисты, скептицисты) утверждали агностическую позицию ссылками на несовершенство, изменчивость и постоянный пересмотр знания. Классическое выражение агностицизм получил в системе Д. Юма, который доказывал, что человек не способен объективно оценить совпадение своего знания с реальностью именно потому, что всякое знание происходит из опыта, а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти. Различив «вещь для нас» и «вещь в себе», И. Кант показал, что отсутствует логический способ установления соответствия между объективным миром и системой знания; субъекту остаётся познавать в объекте только собственные определения – то, что субъект сам вкладывает своими действиями в объект.

Адаптация культурная – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры её продуктов, механизмов коммуникации и т.п. Адаптация культурная – один из основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей. На индивидуальном уровне адаптация связана, прежде всего, с попаданием индивида в новую для него социональную или национальную среду или радикальной сменой социально-политических условий его жизни. При этом адаптация культурная индивида, как правило, начинается с этапа аккультурации, т.е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, а затем может привести и к ассимиляции, т.е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей, образцов, норм) и полному переходу на новые.

Аккультурация – процесс взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковичем в 1930-х гг. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах. Считалось, что данные процессы происходят автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать её на уровне психологии индивида. Согласно новым представлениям, процесс аккультурации трактовался как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида. В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры (донора). Стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция.

Аксиологический подход к анализу культуры  − подход, возникший под влиянием работ немецких философов и культурологов конца XVIII – начала XIX вв., когда понятие «культура» отождествлялось, главным образом, с духовной сферой, ценностное отношение. Эволюция человечества (с этой точки зрения) определялась тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Культурологическое знание предстаёт как знание аксиологическое и в контексте интерпретаций культуры как регулятивно-нормативной области человеческой жизнедеятельности. Поскольку ценности, наряду с нормами, образцами, идеалами – важнейшие компоненты этой регулятивной системы.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Термин «аксиология» впервые введён П. Лапи в начале XX в., за ним Э. фон Гартманом, хотя сама проблематика разрабатывалась уже в философии Древнего Востока и античности (Платон). Ценности, с точки зрения Э. фон Гартмана, не зависят ни от оцениваемых предметов, ни от самого акта оценки, они объективны, хотя и не являются реальными свойствами предметов. Ценности находятся по ту сторону и субъективного сознания человека, и материальной действительности. Они принадлежат к особой сфере бытия — царству «идеальных сущностей», находящемуся вне пространства и времени, — а потому абсолютны, извечны и неизменны. Платон характеризует ценности как «творящие принципы реального».



Амбивалентность – двойственность переживания объекта, выражающаяся в том, что одни и те же явления или объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Аммония – отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестаёт соответствовать нормам общественной жизни.

Антология – 1. Название нескольких сборников древнегреческой лирики. 2. Подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворений) разных авторов.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Проблемы антропогенеза – предмет естественных и социально-гуманитарных наук о человеке и земле.

Антропология культурная, культурантропология – наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных исследований. Создателем школы культурной антропологии признан американский этнограф Ф. Боас. Антропология, как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас, объясняло очень многое в зарождении культуры, вскрыла её биологические корни. Антропология культурная является разновидностью философской антропологии как учения о природе (сущности) человека в широком смысле слова. Антропология культурная как теория ориентируется на учение о человеке как творце и носителе культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учёта изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур. Такой подход при анализе культурно-практической деятельности человека предполагает необходимость опираться на данные не только биологии. Для неё характерно большое внимание к духовным образованиям. На первый план выдвигает вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению.

Антропология философская концентрирует своё внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека.

Антропология теологическая рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального, божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозных идей.

Американский исследователь Дж. Стокинг полагает, что эволюционистскому периоду предшествует этап этнологический (1800 – 1860).



Антропология эволюционистского периода (1860 – 1895). Большое значение для становления теоретической программы исследования человека и культуры имели труды Э.Б. Тайлора «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации», где он дал антропологическую трактовку культуры, положив тем самым начало культурантропологическим исследованиям. Развивались исследования Фр. Фрезера, К.Д. Кавелина и др.

Следующий этап развития культурантропологии связан с деятельностью американского учёного Ф. Боаса и носит название исторического (1895 – 1925).



В 20-30 гг. возникла антропология психологическая, которая первоначально именовалась направлением «культура-и-личность» − М. Мид, Э. Хонигман и др. Основным предметом было исследование того, как индивид действует, познаёт и чувствует в условиях различного культурного окружения.

Антропология биологическая (или естественнонаучная) концентрирует своё внимание на биологии человека как личности.

Антропология социальная (Б.К. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун и др.) обращается к методологии структурно-функционального анализа. Исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека.

Антропология когнитивная (И. Гуденаф, С. Брунер и др.) возникла в середине 60-х гг. В основе лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом способе познания. В языке, по их мнению, заключены все когнитивные категории, лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры.

Антропоцентризм – концепция итальянского Возрождения, согласно которой человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Антропоморфизм – наделение природных вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика. Антропоморфизм обычно связывают с мифологией и религией, с присущими им образами и представлениями. В плане социально-философском первостепенным становится вопрос о социальных (человеческих) качествах предметов, создаваемых людьми.

Артефакт – 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства. В обыденном понимании любой искусственно созданный объект, антипод всего живого; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусственных объектов. Им может быть материальный продукт, поведенческий акт, социальная структура, информационное сообщение.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К.-Г. Юнг, для которого архетип – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человека. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно К. Юнгу, он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Аскетизм – учение, практический метод, моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосовершенствования. Проповедь аскетизма характерна для большинства религий.

Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Это понятие стало использоваться в конце XIX в., одно из первых определений термина дано Р. Парком и Э. Берджесом: «Ассимиляция есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе которого индивиды или группы приобретают историческую память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь».

Биосфера – земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, где протекает жизнь. Основоположником биосферной концепции культуры по праву может считаться создатель новой науки биогеохимии, а также учения о живом веществе и биосфере В.И. Вернадский.

Брахманизм – одна из древнейших религий, возникшая в Индии в рабовладельческий период и сменившая ведизм. В её основе лежит вера в перевоплощение душ, верховную божественную триаду: Брахму – творца Вселенной и её олицетворение, благодетельного Вишну и грозного Шиву; отличается сложным ритуалом, совершаемым специальными жрецами – брахманами.

Буддизм – одна из трёх мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама из Варны (сословия) кшатриев (воинов), клана Шакьев. Религиозная доктрина буддизма – дхарма. Категорической Будда считал одну истину: мир устроен так, что человек в нём – страдающее существо. Страдание – конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения (дхармы) – четыре «благородные истины»:

  • «истина страдания»: всё есть страдание;

  • «истина возникновения страдания»: желания;

  • «истина прекращения страдания»: страдание можно прекратить, отказавшись и освободившись от желания;

  • «истина пути»: путь к прекращению страданий восьмеричен.

В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и высшего существа. Священный текст буддизма – Трипитака (три корзины).

Вандализм – бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство – средняя из трёх эпох исторического развития человечества (наряду с дикостью и цивилизацией) по культурно-исторической периодизации, утвердившейся в XIX в.

Верификация (доказательство, подтверждение верности или истинности чего-либо) – установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки. Суждение считается непосредственно верифицируемым, если его можно проверить прямым наблюдением или экспериментом.

Вестернизация (запад) – процесс экспансии. заимствования экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Воспитание – целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), т.е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом отразиться в их мыслях, поведении, чувствах.

Востоковедение (ориенталистика) – филологическая культурология — основанное преимущественно на изучение традиционных культур Востока в их историческом движении. Главным объектом классического Востока должен стать человек той или иной культуры Востока. В истории традиционной культуры различаются два основных этапа: дорефлективный и рефлективный традиционализм (термины С.С. Аверинцева). Свои классические формы традиционной культуры Востока обрели именно на втором этапе, обычно соответствующем средневековью, когда в их недрах сложилось культурное самосознание — сумма представлений культуры о самой себе, своей структуре и предназначении. Общая модель, упомянутая выше, конкретизируется в рефлективно-традиционалистских культурах средневековья Востока как моноцентричная, авторитарная и каноничная. Первые две характеристики указывают на то, что «картину мира» в такой культуре определяет концепция Абсолюта — Бога как Высшей Личности или безличного Единого, надмирного Закона, третья — призвана подчеркнуть основополагающее значение для нее принципа «правильности» — правильного устройства любого компонента культуры и всей ее в целом. Эта «правильность» обусловлена концепцией Абсолюта как творящего и все проникающего собой первоначала. Она же, в свою очередь, порождает строгую системность средневековой культуры — единство всех ее областей.

Сосредоточенность классического востоковедения на изучении традиционной культуры породила представление о нем как о дисциплине, далекой от современном реальности, малоактуальной, тогда как в действительности ни одно серьёзное исследование современных явлений в любой из стран Востока не может игнорировать соответствующую традиционную культуру, порожденного ею человека, его систему ценностей. Ибо традиционная культура — это самый значительный многотысячелетний пласт в культуре Востока (ее разложение началось не ранее второй половины XIX в., а во многих регионах и в XX в.); новейшая история, политика, экономика Востока суть не что иное, как синтез традиционного и нового (отсюда и отличие от западных моделей); наконец, именно во второй половине XX в., в связи с духовной деколонизацией и поисками национальной идентичности, на Востоке повсеместно усилились неотрадиционалистские тенденции, стремления вернуться к переосмысленным и переоцененным основоположениям традиционной культуры и опираясь на них, разрешить проблемы духовного и материального развития общества. Таково гуманитарное значение традиционной культуры Востока и соответственно классическое востоковедение и специфика состоит в том, что его основой являются вербальные тексты.



Идеологический уровень — «картина мира» с центральной для нее концепцией Абсолюта, определяющей принципы, на которых основывается культура, — представлен текстами религиозного канона, комментариями к ним, натурфилософскими и схоластико-философскими сочинениями. В совокупности таких текстов фиксируется самосознание культуры. Для восточного типа культуры характерно: интуитивное, эмоциональное, непосредственной восприятие мира; популярны концепции переселения души высшего блага как слияния с природой; иерархия социальных статусов, которую венчает деспот; человек является винтиком в огромном общественном механизме, живёт под контролем государства.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») – языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.

Гедонизм – этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признаётся наслаждение.

Генезис (происхождение, возникновение) – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез» и др.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание трудных жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Гелиоцентризм – научное представление о солнечной системе, выдвинутое великим польским астрономом Н. Коперником и отвергнувшее антинаучные геоцентрические взгляды.

Герменевтика – одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл. Для постижения культур прошлого В. Дильтей разрабатывает и описывает приёмы и методы интерпретации, которые называет герменевтикой, или искусством истолкования, разъяснения и понимания текстов различного содержания. В эпоху Возрождения герменевтика выступила как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой, современной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии – определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчёркивает возможность реконструирования «жизненного мира» (Э. Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных памятников. 3. Искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков.

Глобализация (шар) – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. Возникновение новых форм культуры и образа жизни, стирание границ между своим и чужим. Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе глобализации изначально заложен определённый конфликтный потенциал, так как зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной культуры.

Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность. Центральное понятие − субъект и объект познания. Субъект − человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект − то, на что направлена познавательная деятельность. Познаваем ли мир? Достоверно ли знание? Есть ли объективная истина? Получить знания можно чувственно и рационально. Чувственное дает мироощущение, а рациональное дает миропонимание. Что дает большее знание?

Чувственное познание (сенсуалисты):

1. Ощущение − элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. 2. Восприятие - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействие на органы чувств. 3. Представление − чувственно­наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.



Рациональное познание (рационалисты):

1. Понятие − форма отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. 2. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, в которой нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющееся объективной истинной или ложью. 3. Умозаключение − рассуждение, в ходе которого, одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (следствие), логически вытекающее из посылок.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2017
обратиться к администрации

    Главная страница